Основная информация

Дата опубликования: 09 июля 2010г.
Номер документа: RU15000201000237
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Северная Осетия - Алания
Принявший орган: Правительство Республики Северная Осетия-Алания
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июля 2010 № 184

г. Владикавказ

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ ФОТОЭЛЕКТРОННЫХ НАНО-МИКРОТЕХНОЛОГИЙ И ИЗДЕЛИЙ («СТАРТ-1») НА 2010-2014 ГОДЫ»

{Утратило силу:

Закон РСО-Алания от 14.11.04 № 36-рз; НГР: ru 15000201400355}

В целях интенсивного развития в Республике Северная Осетия-Алания инновационного наукоемкого производства по направлению фотоэлектронных нано-микротехнологий и изделий, создания условий для развития высокотехнологичного электронного инновационно-промышленного кластера на территории Республик Северная Осетия-Алания Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу «Развитие фотоэлектронных нано-микротехнологий и изделий («Старт-1») на 2010-2014 годы» (далее - Программа).

Утвердить руководителем Программы Кулова С.К., генерального директора ООО «Владикавказский технологический центр «Баспик» (по согласованию).

Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания, Министерству экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерству промышленности, транспорта и энергетики Республики Северная Осетия-Алания обеспечить государственную поддержку субъектов инвестиционной деятельности в рамках Программы за счет средств республиканского бюджета в порядке, установленном законодательством Республики Северная Осетия-Алания.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания B.C. Базрова.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания Н.Хлынцов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Северная Осетия-Алания

      от 9 июля   2010 г.     № 184

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Развитие фотоэлектронных нано-микротехнологий и изделий («Старт-1») на 2010-2014 годы»

ПАСПОРТ

Республиканской целевой программы «Развитие фотоэлектронных нано-микротехнологий и изделий («Старт-1») на 2010-2014 годы»

Наименование Программы

Республиканская целевая программа «Развитие фотоэлектронных нано-микротехнологий и изделий («Старт-1») на 2010-2014 годы».

Основание для разработки Программы

Закон Республики Северная Осетия-Алания от 31 марта 2008 года № 6-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года»;

Закон Республики Северная Осетия-Алания от 14 июня 2008 года № 35-РЗ «О Программе экономического и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на 2008-2012 годы».

Государственный заказчик Программы

Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Северная Осетия-Алания.

Основные разработчики Программы

Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания;

ООО «Владикавказский технологический центр «Баспик».

Основные исполнители мероприятий Программы

Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания;

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания;

ООО «Владикавказский технологический центр «Баспик» (по согласованию);

ФГУП «Гран» (по согласованию).

Основные цели Программы

1. Интенсивное развитие в Республике Северная Осетия-Алания инновационного наукоемкого направления фотоэлектронных нано-микротехнологий и изделий    для удовлетворения потребностей государства и рынка.

2. Лидерство Республики Северная Осетия-Алания в региональном, российском, а по ряду направлений и в мировом масштабе в развитии профильных нано-микротехнологий и продукции.

3. Создание условий для развития высоко­технологичного электронного инновационно-промышленного кластера на территории Республики Северная Осетия-Алания.

Основные задачи Программы

Организация разработок и промышленного освоения новейших типов и поколений фотоэлектронных нано-микроприборов (ФНМП) мирового уровня качества;

интенсивное развитие объемов производства и продаж ФНМП на внутреннем и внешнем рынке;

создание современной материально-технической базы электронного производства ФНМП;

создание в рамках проекта «Технопарк» прогрессивной инновационной сетевой инфраструктуры технопарка для управления генерацией, продвижением и коммерциализацией инноваций по профилю кластера;

проведение активной маркетинговой политики и завоевание рынков сбыта продукции ФНМП;

внедрение передового инновационного менеджмента на основе комплексного применения компьютерных технологий по всему жизненному циклу изделий;

организация сотрудничества с ГК «Ростехнологии» и ГК «Роснано» в области совместной реализации перспективных проектов по разработке и производству изделий нано-микроэлектроники;

формирование в рамках электронного инновационного кластера и технопарка взаимовыгодных связей в области науки, технологии, производства и реализации продукции, подготовки кадров, материально-технического обеспечения со стратегическими партнерами в пределах Республики Северная Осетия-Алания, Северо-Кавказского федерального округа, Южного федерального округа, Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья;

оказание эффективных форм государственной поддержки при реализации Программы.

Сроки и этапы

реализации

Программы

2010-2014 годы.

I этап: 2010-2012 годы.

II этап: 2013-2014 годы.

Система

программных

мероприятий

Разработка и освоение в производстве программной

продукции:

микроканальных пластин, волоконно-оптических элементов, металловолоконных пластин;

многоэлементных микрооптических систем, детекторов и аппаратуры;

электронно-оптических преобразователей и приборов ночного видения;

различных типов изделий электронной техники по  профилю предприятий электронной отрасли г.Владикавказа и специальных материалов (диэлектрических, полупроводниковых);

техническое перевооружение и реконструкция материально-технической базы производства;

создание организационно-технической и коммерческой инфраструктуры инновационной деятельности (проект «Технопарк»);

мероприятия по комплектации и подготовке кадров; совершенствование организации управления и маркетинговой деятельности.

Объемы и

источники

финансирования

Общий объем финансирования Программы - 2953,0 млн.руб., в том числе: республиканский бюджет - 50 млн.руб.; внебюджетные средства (собственные  и  заемные средства участников Программы) - 1273,0 млн.руб.; средства прочих источников финансирования -1630,0 млн.руб.

Ожидаемые

конечные

результаты

В результате реализации Программы будут достигнуты следующие показатели:

разработка не менее 45-50 новых типов изделий электронной техники, в том числе не менее 40 новых типов ФНПМ-продукции; разработка 12-15 новых передовых технологий; повышение выхода годных изделий не менее чем в 2,5 раза; повышение производительности труда не менее чем в 2,5-3 раза;

сокращение сроков проведения НИОКР в 2-3 раза (до 12-16 месяцев);

создание не менее 1700 рабочих мест, в том числе инженеров - не менее 500 рабочих мест; подготовка 15-20 кандидатов и докторов наук; повышение средней  заработной платы до 20,0 тыс.руб. (рабочие) и 35,0 тыс.руб. (руководители и специалисты);

обеспечение объемов производства и продаж проектной ФНМП-продукции в 2014 году не менее 3500,0 млн.руб.;

обеспечение государственной потребности и запросов рынка в новейшей ФНМП-продукции;

обеспечение получения социальных и экономических результатов для самоокупаемости и самофинансирования текущей    деятельности и развития.

Организация

управления

Программой и контроль за ходом ее реализации

Организация исполнения Программы возлагается на руководителя Программы, определяющего формы и методы управления и обеспечивающего достижения целевых значений основных показателей.

Контроль за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик Программы, который ежегодно информирует Правительство Республики Северная Осетия-Алания о ходе реализации Программы.

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Комплекс электронных и приборостроительных предприятий союзного подчинения, созданный на территории Республики Северная Осетия-Алания в эпоху СССР, был наиболее мощным и представительным среди регионов Северного Кавказа. Динамично развиваясь, он к началу 90-х годов играл ведущую роль в экономике республики.

Электронные предприятия («Янтарь», «Гран», «Разряд», Научно-исследовательский институт электронных материалов (НИИЭМ), «Крон», «Кетон», «Полимаш», «Бином», «Магнит», «Кристалл», Алагирский завод сопротивлений (АЗС), «Топаз») выпускали широкую номенклатуру изделий электронной техники, комплектующих элементов и специальных материалов, используемых в электронной и радиотехнической аппаратуре специального и двойного применения. Приборостроительные предприятия («Электроконтактор», «Радуга», «Терек», Приборостроительный завод, «Газоаппарат», Электроламповый завод, Осетинский завод автотракторного электрооборудования (ОЗАТЭ) и другие) выпускали радио-электротехническую продукцию (радиотехнические блоки, электроконтакторы, газовые плиты, часы, магнето, осветительные лампы и т.д.) специально, общепромышленного и народного применения. В 1991 году на предприятиях работало более 25 тыс. человек, а производимая продукция составляла около 25% общего объема промышленного производства в республике.

Ведущие предприятия электронной отрасли относились к Министерству электронной промышленности СССР, в соответствии с действовавшей отраслевой системой управления входили в отраслевые научно-производственные и производственные объединения – вертикальные интегрированные с отраслевой наукой структуры. При предприятиях, как правило, действовали особые конструкторские и специальные конструкторско-технологические бюро, выполнявшие задачи внедрения принципиально новой техники, разрабатываемую головными институтами отрасли, модернизации серийно выпускаемой продукции, разработки и внедрения товаров народного применения, непрерывного совершенствования техники, технологии и организации производства. Развитая инфраструктура специализированной подготовки кадров включала высшие учебные заведения: Северо-Кавказский горнометаллургический институт, Северо-Осетинский государственный университет, - техникум электронных приборов, профессионально-технические училища. Специализированные предприятия («Электронкомплекс») и строительные организации республики обеспечивали материально-техническое снабжение и проведение работ по реконструкции и расширению электронных предприятий.

Ликвидация планового хозяйства, разрушение экономических связей и управленческой вертикали при распаде СССР привели к системной дезорганизации и стагнации электронных и приборостроительных предприятий, которые на сегодня сохранили лишь незначительные остатки прежнего научно-технологического, кадрового и производственного потенциала и рыночной привлекательности с точки зрения региональных и федеральных интересов.

Вместе с тем переход к рыночной экономике способствовал формированию процессов прогрессивного развития передовой электроники начала XXI века на территории Республики Северная Осетия-Алания. Организация и интенсивное развитие нового электронного научно-инновационного предприятия ООО «Владикавказский технологический центр «Баспик», являющегося на сегодня российским и одним из мировых лидеров в области научных исследований, разработок и производства высокотехнологичной продукции микроэлектроники - микроканальных пластин для техники ночного видения и общенаучного и промышленного применения, с его научным, технологическим, кадровым, организационным и рыночным потенциалом делает возможным воссоздание и развитие электронного комплекса Республики Северная Осетия-Алания.

Динамичное развитие производства новейших фотоэлектронных нано-микроприборов на базе передовой технологии, применения программно-целевых методов управления и прогрессивных форм соединения науки с производством будет иметь большое политическое, экономическое, социальное и научно-техническое значение для Республики Северная Осетия-Алания, Северо-Кавказского федерального округа и Российской Федерации, поскольку будет означать воссоздание на новой основе прогрессивной электронной отрасли в республике, создание еще одной «точки роста» на экономической карте Российской Федерации. Это направление обладает весьма высокой экономической эффективностью за счет выпуска конкурентоспособной и ликвидной на рынке наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, высоких мировых цен и значительных объемов реализации с хорошими перспективами расширения сфер применения и сбыта продукции и увеличения емкости внутреннего и внешнего рынка.

Реализация Программы будет в решающей степени способствовать формированию электронного инновационно-промышленного кластера на территории республики, а вместе с этим созданию новых рабочих мест, развитию науки и новейших технологий, системы образования, вхождению Республики Северная Осетия-Алания в систему мирового рынка наукоемкой продукции и технологий.

2. Анализ современного состояния фотоэлектронных нано-микроприборов и их технологии

Фотоэлектронные нано-микроприборы и их технология

Фотоэлектронные нано-микроприборы (в дальнейшем - ФНМП) - класс новейших изделий электронной техники, который интенсивно развивается. Основные виды ФНМП:

микроканальные пластины (МКП),

волоконно - оптические элементы (ВОЭ),

металловолоконные пластины (МВП),

микроканальные детекторы, фильтры и устройства,

микроканальные электронно - оптические преобразователи (ЭОП),

приборы ночного видения (ПНВ) на базе микроканальных ЭОП,

многоэлементные микрооптические системы (МОС),

фото-вторично-электронные умножители (ФЭУ, ВЭУ),

координатно-чувствительные детекторы (КЧД),

приборы и аппаратура интроскопии на базе МВП.

Взаимосвязь между различными уровнями ФНМП-продукции и ее при­менения:

Благодаря комплексу уникальных свойств, активные электрические, электро-оптические и электронно-эмиссионные комплектующие изделия МКП, ВОЭ, МБП - основа новых типов и поколений приборов и аппаратуры, которые все шире используются в современной науке, технике, производстве, управлении, экологии, в информационной технике, передаче изображений, технике ночного видения, интроскопии (видении сквозь оптически непрозра­чные среды), электронно-вычислительной технике.

МКП, ВОЭ, МВП - базовые комплектующие изделия ФНМП-продук­ции - обладают технологической общностью, их изготовление базируется на аналогичных принципах, технология в значительной степени унифицирова­на. Ввиду особой сложности и прецизионности технологии, только несколько ведущих фирм в мире способны производить высококачественную ФНМП-продукцию.

Мировой и отечественный уровень фотоэлектронных нано-микроприборов

Конкурентоспособность и ликвидность (объем продаж) ФНМП-продук­ции определяются, прежде всего, ее техническим уровнем и качеством.

Известны ряды поколений (0, 1, 2, 2+, 3, 3+, 4) МКП, ВОН, ЭОП, ПНВ и других типов данной продукции, отличающиеся прогрессивно повышающимся техническим уровнем, сложностью конструкции и техноло­гии. При этом технический уровень приборов и аппаратуры в решающей сте­пени определяется техническим уровнем базовых изделий МКП-продукции.

Базовые изделия 3-4 поколений выпускают (с начала 90-х гг.) только несколько ведущих фирм США, Франции и Японии (ITT, IMO, Litton, Ni-Tex, Photonis), монополизировавшие мировой рынок продаж.

В связи с распадом СССР уровень отставания России по ФНМП на начало XXI составлял 5-10 лет. Тем не менее, ряд образованных предприятий взяли на себя ответственность за развитие ФНМП-направления в России и к 2010 году практически достигли мирового уровня. Это относится и к Владикавказскому технологическому центру «Баспик», который разработал и организовал выпуск всех типов МКП новых поколений, а сегодня переходит на системы с наноканалами (НКП). Это значительно укрепило позиции российского изготовителя по мировом рынке. Известно, например, что ночные очки производства АО «Катод» с МКП «Баспик» стали ведущей мировой продукцией, пользующейся спросом в США и других государствах. Ряд известных зарубежных фирм активно прорабатывают вопросы закупки российской технологии МКП, ЭОП. Это свидетельствует о достаточно серьезных конкурентных преимуществах, достигнутых в настоящее время российским изготовителем ФНМП-продукции.

В процессе реализации Программы это преимущество планируется развить дальше за счет инновационной реализации ряда эффективных научно-технологических идей и достижений и переходу к ФНМП-продукции следующего поколения, обладающей существенно более высоким уровнем качества, за счет уменьшения размера минимального топологического элемента (каналов) до наноразмеров и существенного снижения уровня собственных шумов изделий.

Рынок ФНМП - продукции.

Емкость мирового рынка по различным типам ФНМП-продукции сегодня составляет не менее 3,5 млрд. долларов США (без учета волоконно-оптиче­ских линий связи), в том числе по базовым комплектующим изделиям - не ме­нее 500,0 млн. долларов США, по ЭОП и ПНВ - не менее 2500,0 млн. долларов. Устойчивый тренд повышения потребности составляет 16-18% в год.

Указанные изделия обладают существенно большей долей добавленной стоимости. При наличии эффективной технологии выпуск ФНМП-продукции обеспечивает рентабельность производства порядка 20-50%, а по новейшим осваиваемым типам инновационной продукции он может составлять 100% (инновационная рента).

Мировые и отечественные производители ФНМП-продукции

Преобладающее большинство стран мира, за исключением США, пользуются покупными базовыми МКП и ФНМП-изделиями. При этом МКП, ВОЭ, МВП изготавливают в основном в США (фирмы ITT, IMO, Ni-Тех), МКП предыдущих поколений выпускают во Франции (Photonis) и в Японии (Hamamatzu). Современные ЭОП, ПНВ выпускают целый ряд круп­ных электронных фирм США, Западной Европы, Японии (ITT, Varo, DEP, Photonis,Valvo, Philips, Photec и др.). Следует отметить, что тенденцией последних лет является стремление ряда стран (Турция, Китай, Бразилия, ЮАР, Канада, Швейцария и др.) организовать у себя выпуск ФНМП, в частности, ЭОП, ПНВ и их важнейших комплектующих МКП и ВОЭ, что проявляется в растущем интересе западных инвестеров к российской ФНМП-продукции и технологии и закупке лицензий.

Основными отечественными производителями ФНМП и МКП продукции являются:

ООО «Владикавказский технологический центр "Баспик" - единствен­ный в России разработчик и промышленный изготовитель новейших типов МКП, в настоящее время заканчивающий промышленное освоение новейших ВОЭ,

"ЛЗОС" г. Лыткарино - единственный в России серийный изготовитель ВОЭ (старых поколений),

предприятия электронного и оборонного комплекса (МЭЛЗ-ЭВП, КОМЗ, РОМЗ, НПЗ, «КАТОД», «ЭКРАН», НИИэПР, НПО "Геофизика-НВ" и др.), выпускающие ЭОП и ПНВ.

Мировые потребители ФНМП-продукции

С учетом взаимосвязи между различными уровнями ФНМП-продук­ции продукция данного уровня является комплектующей для продукции следующего уровня. Понятие "конечная продукция" применимо только к системам и комплексам, переданным в эксплуатацию, или к изделиям на­родного потребления, реализуемым через торговую сеть населению.

При этом наиболее дефицитный и уникальный товар - это базовые комплектующие изделия (МКП, ВОЭ, МВП) и приборы на их основе, кото­рые являются наиболее актуальными и ликвидными на рынке.

Основным заказчиком конечной ФНМП-продукции, как в России, так и во всех странах мира, является государство в лице своих ведомств, учре­ждений и предприятий. Это связано с государственной важностью задач, решаемых аппаратурой, системами и комплексами с использованием МКП-продукции.

Емкость внутреннего и внешнего рынка ФНМП-продукции на 70-80% связана с государственными заказами.

В Российской Федерации и странах СНГ основными потребителями ФНМП-продукции являются специализированные государственные и ак­ционерные научные и промышленные предприятия, учреждения и органи­зации, выпускающие приборы и аппаратуру ночного видения, физико-ана­литическую аппаратуру, спецтехнику, медтехнику, технику общепромыш­ленного применения, всего более 500 учтенных предприятий и организаций.

Потенциальная емкость российского рынка по ФНМП-продукции со­ставляет не менее 30,0 млрд.руб. / год.

Мировыми потребителями ФНМП-продукции являются более 200 спе­циализированных электронных и приборостроительных предприятий и фирм, сотни научных учреждений большинства стран мира. Спрос на сов­ременную ФНМП - продукцию быстро возрастает, рынок потребления рас­ширяется за счет подключения новых регионов (Китай, Индия, Ближний Восток, Южная Америка).

Анализ потребностей и емкости мирового рынка, которые могли бы быть удовлетворены за счет ежегодных продаж отечественной ФНМП-продукции и других форм внешнеэкономических связей показал следующее:

МКП, ВОЭ, МВП - не менее 350,0 тыс.шт./ год (80-100 млн. долла­ров США); основные потребители - Западная Европа, Китай, Корея, Ин­дия, Ближний Восток, Южная Америка, не считая рынка США (500,0 тыс.шт. в год);

ЭОП, ПНВ - не менее 200,0 тыс.шт./ год (650-850,0 млн. долларов США). Основные потребители те же, не считая рынка США (100,0 тыс.шт./год);

микрооптические системы - не менее 100,0 тыс.шт./ год (до 100,0 млн. долларов США ) - США, Западная Европа, Индия, Китай.

3. Цели, задачи и направления деятельности Программы

Стратегические цели:

1. Интенсивное развитие в Республике Северная Осетия-Алания инновационного наукоемкого направления фотоэлектронных нано-микротехнологий и изделий    для удовлетворения потребностей государства и рынка.

2. Лидерство Республики Северная Осетия-Алания в региональном, российском, а по ряду направлений и в мировом масштабе в развитии профильных нано-микротехнологий и продукции.

3. Создание условий для развития высоко­технологичного    электронного инновационно-промышленного кластера на территории Республики Северная Осетия-Алания.

Основные задачи

Достижение поставленных стратегических целей будет обеспечиваться решением следующих основных задач:

организация разработок и промышленного освоения новейших типов и поколений фотоэлектронных нано-микроприборов (ФНМП) мирового уровня качества;

интенсивное развитие объемов производства и продаж ФНМП на внутреннем и внешнем рынке;

создание современной материально-технической базы электронного производства ФНМП;

создание в рамках проекта «Технопарк» прогрессивной инновационной сетевой инфраструктуры технопарка для управления генерацией, продвижением и коммерциализацией инноваций по профилю кластера;

проведение активной маркетинговой политики и завоевание рынков сбыта продукции ФНМП;

внедрение передового инновационного менеджмента на основе комплексного применения компьютерных технологий по всему жизненному циклу изделий;

организация сотрудничества с ГК «Ростехнологии» и ГК «Роснано» в области совместной реализации перспективных проектов по разработке и производству изделий нано-микроэлектроники;

формирование в рамках электронного инновационного кластера и технопарка взаимовыгодных связей в области науки, технологии, производства и реализации продукции, подготовки кадров, материально-технического обеспечения со стратегическими партнерами в пределах Республики Северная Осетия-Алания, Северо-Кавказского федерального округа, Южного федерального округа, Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья;

оказание эффективных форм государственной поддержки при реализации Программы.

Основные направления реализации Программы:

концентрация и специализация предприятий и производств, их вертикальная и горизонтальная интеграция на товарно-номенклатурных и технологических направлениях, обеспечивающих быструю отдачу вложенных средств и развитие на перспективу;

техническое перевооружение и реконструкция ключевых перспективных производств, улучшение качества, конкурентоспособности и ликвидности продукции, формирование наукоемкой, высокотехнологичной, гибкоперестраиваемой промышленной базы, обеспечивающей устойчивое развитие предприятий в условиях рыночной экономики;

поддержка и развитие производства изделий и технологий двойного применения;

перепрофилирование производств и предприятий под выпуск пользующихся платежеспособным спросом общепромышленной продукции и товаров народного потребления;

развитие обеспечивающих научно-технических, информационных и рыночных структур, в том числе:

профильных научно-технических лабораторий и технических служб для проведения подготовки производства, информационно-вычислительного и аналитического центра для создания единого информационного пространства и комплексного использования информационных технологий по всему жизненному циклу изделий;

целенаправленная активная маркетинговая политика на внутренних (федеральном, региональных) и внешних рынках сбыта продукции, в том числе:

изучение и анализ перспективных рынков сбыта, выработка и реализация политики выхода и закрепления на рынках сбыта, формирование необходимых рыночных связей и структур, реклама и презентация продукции;

кооперация и интеграция с профильными научными, техническими и промышленными отраслевыми предприятиями и организациями Северо - Кавказского федерального округа (СКФО), России, СНГ, дальнего зарубежья;

научно-техническая и производственная сфера:

развитие научных основ и создание прогрессивных технологий изготовления ФНМП-продукции,

подготовка производства, освоение и наращивание производства продукции, укрепление и прогрессивное развитие материально-технической базы производства и науки,

повышение экономической эффективности и результативности производства и науки,

внешнеэкономическая кооперация и продажа лицензий на технологию;

организация разработок и производства инновационной продукции: нано-микроканальных, волоконно-оптических, металловолоконных пластин, фото-вторично-электронных умножителей, координатно-чувствительных детекторов, электронно-оптических преобразователей, приборов ночного видения, микроволоконных оптических систем фокусировки рентгеновского излучения (линзы Кумахова), световодов для волоконно-оптических линий связи и жгутов, волоконно-оптических фоконов;

изделий медицинской диагностики, в том числе: микро-наноканальных биочипов, микроканальных рентгеновских преобразователей, детекторов сверхслабых излучений для высокоинформативной диагностики злокачественных опухолей на ранней стадии их зарождения;

газоразрядных и иных источников и преобразования лучистой энергии; изделий  экологии и  экологического  мониторинга,  в том числе: мембранных   фильтров   очистки   газовых   и   водных   сред,   оптико-электронных приборов и аппаратуры наблюдения сквозь оптически непрозрачные среды;

специальных диэлектрических и полупроводниковых материалов, в том числе: высококачественных оптических стекол, нанокомпозитов, световодов для волоконно-оптических линий связи, жгутов и специальных

(инфракрасных, активных и пр.) световодов, тонких нано-микрослоев полупроводников и алмазных пленок для изготовления фотокатодов, вторично-электронных эмиттеров, специальных тонкопленочных диэлектрических материалов для изготовления различных изделий электроники;

подготовка и повышение квалификации кадров:

внедрение системы интенсивной целевой непрерывной подготовки специалистов,

повышение научного уровня кадров, выполнение кандидатских и докторских диссертаций,

создание с участием высших и средних специализированных учебных заведений республики корпоративного университета (школы) знаний, повышения квалификации и деловой компетенции и целевой подготовки специалистов и рабочих по дефицитным направлениям.

4. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на 2010-2014 годы:

1 этап: 2010-2012 годы;

2 этап: 2013-2014 годы.

На первом этапе реализации Программы (3 года) главный упор делается на проведение реструктуризации электронных предприятий, решение правовых и организационных вопросов создания новых структур с участием ООО «ВТЦ «Баспик» и ряда электронных предприятий республики, организации  технопарковой  структуры инновационного предпринимательства в соответствии с проектом «Технопарк». В этот период будет также проведена глубокая реконструкция ФГУП «Гран» с созданием новых производственных площадей и наращиванием выпуска продукции в 2-2,5 раза по сравнению с объемом в 2009 году.

На втором этапе выполнения Программы (2 года) будут реализованы крупные инновационные проекты по освоению и наращиванию производства продукции в 4,5-5 раз по сравнению с объемом в 2011 году.

К концу этого этапа будут полностью решены задачи эффективного функционирования технопарка и устойчивого развития инновационного электронного промышленного кластера на территории Республики Северная Осетия-Алания.

Планируемые экономические результаты производственной деятельности:

Объем реализации, млн.руб.

№ п/п

Показатель

всего

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

1

Выручка от реализации продукции и услуг

6545,0

350,0

600,0

950,0

1700,0

2975,0

2

Прибыль от реализа­ции продукции и услуг

1700,0

80,0

160,0

250,0

450,0

760,0

5. Система программных мероприятий

Программные мероприятия состоят из девяти разделов:

1. Разработка и освоение в производстве изделий МКП, ВОЭ, МВП.

2. Разработка и освоение в производстве изделий МОС, МКП-детекторов и аппаратуры.

3. Разработка и освоение в производстве ЭОП и ПНВ.

4. Разработка и освоение в производстве прочей электронной техники и специальных материалов.

5. Техническое перевооружение и реконструкция производства.

6. Создание организационной и научно-технической инфраструктуры инновационной деятельности (проект «Технопарк»).

7. Комплектация и подготовка кадров.

8. Совершенствование организации управления.

9. Маркетинговая деятельность.

Разделы 1-4 предусматривают научные исследования, разработки, подготовку производства и промышленное освоение основных товарных продуктов - изделий НМФП, а также прочих изделий электронной и оптоэлектронной техники и специальных материалов. Проектные мероприятия обеспечивают непрерывность цикла «исследование-производство» и всемерное его сокращения за счет объединения и параллельного выполнения этапов. Предусматривается также непрерывное эффективное управление на всем протяжении цикла с помощью компьютерных информационных технологий. В состав разделов включаются и работы по созданию необходимых производственных мощностей и подготовке производства, а также поставка на рынок первых партий изделий еще до завершения серийного освоения.

Раздел 5 предусматривает создание современной материально-технологической базы производства, функционально специализированных производств, охватывающих ключевые технологические процессы: прецизионную вытяжку, спекание одно-многожильных световодов и нано-микроканальных блоков, механообработку, включая алмазную шлифовку и полировку заготовок, физико-термические, химические операции, включая светолучевую, электронно-ионную, лазерную и микроплазменную обработку, операции технического контроля качества и локальной физической диагностики с применением самого современного физико-аналитического оборудования. В мероприятиях предусмотрено решение комплексных вопросов строительства чистых помещений, водо- и газоподготовки. Особое значение имеют технологические мероприятия по вакуумной обработке изделий и изготовления люминесцентных экранов.

Раздел 6 предусматривает реализацию мероприятий по обеспечению функционирования инновационного технопарка высоких технологий, организации всесторонней организационно-технической, информационной, маркетинговой и коммерческой поддержки генерации, сопровождения и коммерциализации инноваций.

В разделе 7 предусматриваются мероприятия по комплектованию и подготовке кадров, включая изучение, анализ и обучение кадров, интенсивную целевую подготовку, комплексные меры морального и материального стимулирования, внедрения командных методов решения проблем и статистических методов управления качеством.

Раздел 8 предусматривает реализацию мероприятий по формированию и совершенствованию современного менеджмента высокотехнологичных предприятий, включая проектное управление, электронный документоборот, освоение систем «шесть сигм», тотального управления качеством, тотального управления оборудованием, процессный подход и персональный менеджмент.

В разделе 9, посвященном маркетинговому обеспечению, предусматриваются мероприятия по изучению и анализу рынков сбыта, проектированию и реализации маркетинговой политики, рекламы и презентации, целевому планированию проникновения и закрепления на новых рынках сбыта, созданию эффективных рыночных структур и коммуникаций, в том числе представительств «Запад» и «Восток», установлению партнерских отношений с потребителями и поставщиками продукции.

6.              Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем ассигнований, необходимых для выполнения программных мероприятий, - 2953,0 млн.руб., в том числе: средства республиканского бюджета - 50,0 млн. руб., внебюджетные средства (собственные и заемные средства участников Программы) - 1273,0 млн.руб., средства прочих источников финансирования - 1630,0 млн.руб.

Предполагается привлечение средств федерального бюджета на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и реконструкцию в рамках федеральных целевых программ и при выполнении государственных заказов.

7.              Механизм реализации Программы

В качестве основных механизмов реализации программных мероприятий будут использованы:

законодательно-правовая база, нормативные документы, хозяйственные договоры с участниками Программы;

оказание государственной поддержки в формах, определенных Законом Республики Северная Осетия-Алания от 15 апреля 2000 года                 № 8-РЗ «Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания», в том числе в форме возмещения за счет республиканского бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов;

финансирование за счет собственных средств предприятий и учреждений - участников Программы на договорной основе;

заключение соглашений о взаимодействии хозяйствующих субъектов и Правительства Республики Северная Осетия-Алания по реализации инвестиционных проектов;

в качестве основных партнеров-соисполнителей будут привлекаться ОАО «Катод» (г.Новосибирск), ОАО «Экран-Оптические системы» (г.Новосибирск),  ОАО «МЭЛЗ-ЭВП» (г.Москва), ФНЦ, ОАО «Геофизика-НВ» (г.Москва), ОАО «Булат» (г.Саратов), ОАО «ЦНИИ «Электрон» (г.С-Петербург), ОАО «СОАС» ( г.Москва), ОАО «Кадат» (г.Москва), СКГМИ (ГТУ) ( г.Владикавказ), СОГУ (г.Владикавказ), КБГУ (г.Нальчик), Технопарк (г.Дубна), ТРТИ (г.Таганрог), Южный федеральный университет (г.Ростов-на-Дону), СКГТУ ( г.Ставрополь), ФГУП «Разряд» (г.Владикавказ), ФГУП «НИИЭМ» (г.Владикавказ), ФГУП «АЗС» (г.Алагир), завод «Оптик» (г.Лида, Республика Беларусь), ЛЗОС (г.Лыткарино), Delmar Photonics Inc. (США), Nano Logic Inc. (США), IFG Institute Scientific Inestir (ФРГ), Prохitronic (ФРГ), Photec Inc.(Великобритания);

участие в реализации федеральных целевых программ: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы», «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы, «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы и других;

выполнение государственного заказа в установленном порядке;

продажа лицензий на технологию заинтересованным фирмам-производителям оптикоэлектроники.

8. Организация управления Программой и контроль за ходом

ее реализации

Правительством Республики Северная Осетия-Алания утверждается руководитель Программы, который определяет формы и методы управления и обеспечивает достижение целевых значений основных показателей.

Для оперативного управления Программой может создаваться дирекция Программы.

Государственный заказчик Программы - Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Северная Осетия-Алания осуществляет в установленном порядке контроль за выполнением Программы, эффективностью выполнения мероприятий, ежегодно уточняет в случае необходимости целевые показатели.

Государственный заказчик Программы ежегодно к 1 марта информирует Правительство Республики Северная Осетия-Алания о ходе реализации Программы.

9. Целевые значения основных показателей реализации Программы

В результате реализации Программы должны быть достигнуты следующие показатели:

разработка не менее 45-50 новых типов ИЭТ, в том числе не менее 40 новых типов ФНМП-продукции;

разработка 12-15 новых передовых технологий;

повышение выхода годных изделий не менее чем в 2,5 раза;

повышение производительности труда не менее чем в 2,5-3 раза;

сокращение сроков проведения НИОКР в 2-3 раза (до 12-16 месяцев);

создание не менее 1700 рабочих мест, в том числе инженеров - не менее 500 рабочих мест;

подготовка 15-20 кандидатов и докторов наук;

повышение средней заработной платы до 20,0 тыс.руб. (рабочие) и 35,0 тыс.руб.(руководители и специалисты);

обеспечение объемов производства и продаж проектной ФНМП-продукции в 2014 году не менее 3500,0 млн.руб.;

обеспечение государственной потребности и запросов рынка в новейшей ФНМП-продукции;

обеспечение получения социальных и экономических результатов для самоокупаемости и самофинансирования текущей деятельности и развития направления ФНМП-продукции и технологий.

10. Социально-экономическая эффективность Программы

Реализация Программы является одним из необходимых условий выполнения приоритетной государственной задачи - развитие в Российской Федерации современной спецтехники ночного видения для обеспечения решения задач новой оборонной доктрины.

Создаваемые и освоенные в производстве новейшие виды ФНМП-продукции и технологии, входящие в перечни приоритетных направлений науки и техники, критических технологий федерального значения, обеспечат создание и внедрение в практику новых типов и поколений оптико-электронной аппаратуры с существенно высоким уровнем параметров, которая найдет широкое применение в науке и технике, атомной и аэрокосмической сфере, экологии и глобальном экологическом мониторинге, медицинской диагностики. Благодаря высокому техническому уровню, качеству и потребительским свойствам освоенная в производстве и на рынке в ходе реализации Программы продукция обладает высокой ликвидностью, что предопределяет закрепление российского производителя в качестве одного из ведущих субъектов мирового рынка наукоемкой электронной продукции по данному профилю.

Реализация Программы будет способствовать модернизации и дальнейшему развитию экономики Республики Северная Осетия-Алания на базе новейших электронных технологий и приобщения республики к мировому рынку наукоемкой продукции и технологий.

Программа создаст необходимые условия для развития электронно-инновационного промышленного кластера на территории Республики Северная Осетия-Алания, что в решающей степени будет способствовать переводу экономики республики на инновационную модель развития. Развитие новейшей наукоемкой электроники будет катализатором ускорения научно-технического прогресса, способствовать прогрессивному развитию других отраслей народного хозяйства, науки, культуры и системы образования в Республике Северная Осетия-Алания.

Развитие электронного иновационно-промышленного кластера, связанного с прогрессом в критических технологиях федерального значения, в том числе в оборонных технологиях, будет иметь следствием привлечение инвестиций за счет федерального бюджета.

Исходя из мирового уровня цен и высокой рентабельности программной продукции, срок полной окупаемости государственных капитальных вложений составит не более 3-х лет после начала производства и реализации продукции.

Создание центра новейшей электроники с высокоразвитой современной наукоемкой промышленностью явится существенным фактором конкурентных преимуществ Республики Северная Осетия-Алания среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа и Российской Федерации, позволит в дальнейшем успешно развивать в республике новейшие постиндустриальные безотходные экологически безопасные наноэлектронные, информационные и биотехнологии с коренными качественными преобразованиями экономики республики и повышением качества жизни населения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Республиканской целевой программы

«Развитие фотоэлектронных

нано-микротехнологий и изделий

(«Старт-1) на 2010-2014 годы»

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Республиканской целевой программы «Развитие фотоэлектронных нано-микротехнологий и изделий

(«Старт-1) на 2010-2014 годы»

№ п/п

Наименование мероприятия.

Основные исполнители

Сроки

реализации

Объем финансирования, млн. рублей

всего

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Разработка и освоение в производстве изделий МКП, ВОЭ, МВП

1.1.

Разработка и освоение МКП 3-4-5 поколений, в том числе с наноканалами для техники ночного видения и для координатночувствительных детекторов заряженных частиц и излучений.

ООО «ВТЦ «Баспик», ФГУП «Гран»*

2010-2013

300

30

120

100

50

1.2.

Разработка и освоение ВОЭ, в т.ч. с наноканалами для техники ночного видения и оптоэлектроники.

ООО «ВТЦ «Баспик», ФГУП «Гран»*

2010-2014

100

10

25

25

20

20

1.3.

Разработка и освоение МВП для интроскопии.

ООО «ВТЦ «Баспик», ФГУП «Гран»*

2012-2013

20

10

10

Всего:

420

40

145

135

80

20

2. Разработка и освоение в производства многоэлементных микрооптических систем, МКП-детекторов и аппаратуры

2.1

Разработка и освоение МКП

детекторов и сборок.

ООО «ВТЦ «Баспик», ФГУП «Гран»*

2010-2013

20

5

5

5

5

2.2

Разработка и освоение многоэлементных микрооптических систем и сборок.

ООО «ВТЦ «Баспик», ФГУП «Гран»*

2011-2012

10

5

5

2.3.

Разработка и освоение аппаратуры на МКП-детекторах и микрооптических системах.

ООО «ВТЦ «Баспик», ФГУП «Гран»*

2012-2014

25

10

10

5

Всего:

55

5

10

20

15

5

3. Разработка и освоение ЭОП и ПНВ

3.1.

Разработка и освоение типоразмерного ряда ЭОП 4 поколения для техники ночного видения.

ООО «ВТЦ «Баспик», ФГУП «Гран»*

2011-2014

700

300

200

100

100

3.2.

Разработка и освоение ПНВ на ЭОП 4 поколения.

ООО «ВТЦ «Баспик», ФГУП «Гран»*

2011-2014

100

20

20

30

30

Всего:

800

320

220

130

130

4. Разработка и освоение прочих изделий электронной техники и материалов

4.1.

Разработка и освоение новых поколений и типов ФЭУ.

ООО «ВТЦ «Баспик», ФГУП «Гран»*

2012-2014

30

10

10

10

4.2.

Разработка и освоение резисторов, газоразрядных приборов, прочих ИЭТ. ФГУП «Алагирский завод сопротивлений», ФГУП «Владикавказский завод «Разряд»,

ОАО «НПО «Бином»*

2011-2013

30

10

10

10

4.3.

Разработка и освоение специальных материалов электронной техники.

ООО «ВТЦ «Баспик», ФГУП «Гран», ФГУП «НИИЭМ», ОАО «Магнит»*

2011-2013

200

50

100

50

Всего:

260

60

120

70

10

5.Техническое перевооружение и реконструкция производства

5.1.

Техническое перевооружение и реконструкция основного производства.

ООО «ВТЦ «Баспик», ФГУП «Гран»*

2010-2014

600

10

150

150

150

140

5.2.

Техническое перевооружение вспомогательного производства.

ООО «ВТЦ «Баспик», ФГУП «Гран»*

2010-2014

200

10

50

50

50

40

Всего:

800

20

200

200

200

180

6. Создание организационно-технической и коммерческой инфраструктуры инновационной деятельности

(проект «Технопарк»)

6.1.

Организация и развитие технопарка высоких нано-микротехнологий -инструмента реализации Программы «Старт».

ООО «ВТЦ «Баспик», ФГУП «Гран»*

2010-2014

50

10

10

10

10

10

6.2.

Создание и развитие инфраструктуры обеспечивающих субъектов технопарка.

ООО «ВТЦ «Баспик», ФГУП «Гран»*

2010-2013

50

5

15

15

15

6.3.

Создание материально-технической и информационной базы научной и инновационной деятельности.

ООО «ВТЦ «Баспик», ФГУП «Гран»*

2010-2013

250

10

50

140

50

Всего:

350

25

75

165

75

10

7. Комплектация и подготовка кадров

7.1.

Подготовка и комплектация специалистов и руководителей.

СКГМИ (ГТУ), СОГУ, ООО «ВТЦ «Баспик»*

2010-2014

100

10

25

25

20

20

7.2

Подготовка и комплектация рабочих.

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, учреждения начального профессионального образования.

ГОУ СПО «Владикавказский колледж электроники»*

2011-2014

60

15

15

15

15

Всего:

160

10

40

40

35

35

8. Совершенствование организации управления

8.1

Разработка и внедрение передовых методов и инструментов проектного планирования и управления.

ООО «ВТЦ «Баспик»*, Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания

2010-2014

5

1

2

2

8.2.

Внедрение эффективной системы менеджмента качества.

ООО «ВТЦ «Баспик», ФГУП «Гран»*

2010-2012

8

2

2

2

2

8.3.

Организация и повышение эффективности маркетинговой функции на рынке, в том числе создание рыночных коммуникаций и структур.

ООО «ВТЦ «Баспик», ФГУП «Гран»*

2010-2013

20

5

5

5

5

Всего:

33

8

9

9

7

9. Маркетинговая деятельность

9.1.

Анализ рынков сбыта, разработка и реализация маркетинговой политики.

ООО «ВТЦ «Баспик»*

2010-2014

10

2

2

2

2

2

9.2.

Формирование рыночных коммуникаций и структур

2010-2014

60

5

10

15

15

15

9.3

Установление долговременных

партнерских отношений с потребителями и поставщиками.

ООО «ВТЦ «Баспик»*

2010-2014

5

1

1

1

1

1

Всего:

75

8

13

18

18

18

ИТОГО:

2 953

116

872

927

630

408

*) Мероприятие согласовано с исполнителями.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Собрание законодательства Республики Северная Осетия - Алания № 4 от 20.10.2010
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 130.020.050 Научно-техническая деятельность

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать