Основная информация

Дата опубликования: 09 августа 2016г.
Номер документа: RU34000201601467
Текущая редакция: 9
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Волгоградская область
Принявший орган: Администрация Волгоградской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

9 августа 2016 г. №436-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО, МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО

И МУНИЦИПАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

(в редакции постановлений Администрации Волгоградской области от 28.11.2016 №639-п, НГР:ru34000201602267,

от 27.03.2017 №163-п, НГР:ru34000201700560, от 26.06.2017 №333-п, НГР:ru34000201701031, от 27.11.2017 №619-п, НГР:ru34000201702205, от 10.09.2018 №401-п, НГР:ru34000201801710,

от 24.12.2018 № 624-п, от 10.06.2019 № 275-п, от 09.01.2020 № 3-п)

В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. №1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Администрация Волгоградской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в сфере защиты населения и территории Волгоградской области от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Волгоградской области

А.И.Бочаров

Утвержден

постановлением

Администрации

Волгоградской области

от 09 августа 2016 г. №436-п

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

НАДЗОРА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ

ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО,

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

(в редакции постановлений Администрации Волгоградской области от 28.11.2016 №639-п, НГР:ru34000201602267,

от 27.03.2017 №163-п, НГР:ru34000201700560, от 26.06.2017 №333-п, НГР:ru34000201701031, от 27.11.2017 №619-п, НГР:ru34000201702205, от 10.09.2018 №401-п, НГР:ru34000201801710,

от 24.12.2018 № 624-п, от 09.01.2020 № 3-п)

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает требования к организации и осуществлению регионального государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Волгоградской области (далее именуется - региональный государственный надзор).

1.2. Региональный государственный надзор осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Волгоградской области, настоящим Порядком.

1.3. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного надзора, применяются:

положения статьи 77 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц;

положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее именуется - Федеральный закон №294-ФЗ) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

положения Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" при организации и проведении проверок резидентов территории опережающего социально-экономического развития в рамках осуществления регионального государственного надзора на территории опережающего социально-экономического развития

2. Порядок осуществления регионального

государственного надзора

2.1. Региональный государственный надзор осуществляется комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области (далее именуется - Комитет).

2.2. Должностные лица Комитета, уполномоченные осуществлять региональный государственный надзор (далее именуются - уполномоченные должностные лица), указаны в приложении 1 к настоящему Порядку.

2.3. Предметом регионального государственного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами, за исключением органов и лиц, в отношении которых проводится федеральный государственный надзор (далее именуются - субъекты надзора), требований, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Волгоградской области (далее именуются - обязательные требования).

2.4. Региональный государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок субъектов надзора, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей региональный государственный надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

В целях применения при осуществлении регионального государственного надзора риск-ориентированного подхода деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. №806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного надзора в сфере защиты населения и территории Волгоградской области от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера, указанных в приложении 2 к настоящему Порядку.

Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенным категориям риска, изменение категории риска на более высокую или на более низкую осуществляется на основании приказа Комитета в соответствии с утвержденными критериями.

При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя к различным категориям риска, деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя подлежит отнесению к более высокой категории риска.

При отсутствии решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска их деятельность считается отнесенной к категории низкого риска.";

2.5. В отношении органов государственной власти проводятся внеплановые проверки.

Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:

поступление в Комитет обращений и заявлений физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения органами государственной власти обязательных требований;

истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

2.6. В отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц (далее именуются - органы местного самоуправления) проводятся плановые и внеплановые проверки.

2.6.1. Плановые проверки органов местного самоуправления проводятся Комитетом на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой Волгоградской области и утвержденного председателем Комитета. При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.

2.6.2. Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:

решение председателя Комитета, согласованное с прокуратурой Волгоградской области, на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан;

поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и требование Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора Волгоградской области о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

2.7. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводятся плановые и внеплановые документарные и (или) выездные проверки.

2.7.1. Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана, разработанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. №489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утвержденного председателем Комитета и согласованного с органами прокуратуры в установленном порядке (далее именуется - ежегодный план проведения плановых проверок).

Плановые проверки в рамках осуществления регионального государственного надзора на территории опережающего социально-экономического развития в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее именуются - резиденты) проводятся в виде совместных проверок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Ежегодные планы проведения плановых проверок подлежат согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

При выявлении в ходе проводимой в рамках осуществления регионального государственного надзора на территории опережающего социально-экономического развития плановой проверки нарушений резидентом законодательства Российской Федерации уполномоченные должностные лица выдают резиденту предписание об устранении нарушений. Копия предписания об устранении нарушений не позднее чем в течение трех дней с даты составления акта о результатах проведения плановой проверки вручается резиденту или его представителю под расписку либо передается иным способом, свидетельствующим о дате получения такого предписания резидентом или его представителем. Если указанными способами предписание об устранении нарушений не представляется возможным вручить резиденту или его представителю, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты его отправки. Внеплановую проверку резидента проводят по истечении двух месяцев с даты выдачи предписания об устранении нарушений. В случае если для устранения нарушений требуется более чем два месяца, внеплановая проверка проводится в сроки, определенные в предписании об устранении нарушений, но не позднее чем в течение шести месяцев с даты вынесения такого предписания

При проведении плановых проверок всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уполномоченными должностными лицами используются проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Проверочный лист (список контрольных вопросов) содержит перечень вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочный лист (список контрольных вопросов).

Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) утверждается правовым актом Комитета в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. №177 "Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)".

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода с даты:

а) включения в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в состав сил территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в состав сил муниципальных звеньев территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводится федеральный государственный надзор;

б) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности в сфере организации отдыха и оздоровления детей, предоставления социальных услуг с обеспечением проживания, а также оказания стационарной медицинской помощи;

в) окончания проведения последней плановой проверки указанных в абзацах седьмом, восьмом настоящего подпункта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от отнесения их деятельности к определенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

один раз в 3 года - в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность отнесена к категории значительного риска;

не чаще одного раза в 4 года и не реже одного раза в 5 лет - в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность отнесена к категории среднего риска.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

На официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категории значительного риска и в отношении которых проводятся плановые проверки:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в) место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;

г) реквизиты решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска, указание на категорию риска.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Комитет в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, предоставляет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю информацию об отнесении их деятельности к категории риска, а также сведения, использованные при отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к определенной категории риска.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых отнесена к одной из категорий риска, вправе подать в Комитет заявление об изменении ранее присвоенной им категории риска.";

2.7.2. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) мотивированное представление уполномоченного должностного лица по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Комитет обращений и заявлений граждан, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

нарушение требований к маркировке товаров

Внеплановая выездная проверка по основаниям, указанным в настоящем подпункте, проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) приказ председателя Комитета, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановые проверки в рамках осуществления регионального государственного надзора на территории опережающего социально-экономического развития в отношении резидентов проводятся по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации в установленном им порядке. Срок проведения такой внеплановой проверки не может превышать пять рабочих дней

2.8. В отношении граждан проводятся внеплановые проверки.

Основаниями для проведения внеплановой проверки гражданина являются:

поступление в Комитет обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, иных источников о фактах нарушения гражданами обязательных требований;

истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

2.9. Проверки проводятся на основании приказа председателя Комитета (заместителя председателя Комитета) только должностными лицами, которые указаны в приказе председателя Комитета (заместителя председателя Комитета) о проведении проверки.

2.10. Продолжительность проверок не должна превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений уполномоченных должностных лиц, проводящих плановую выездную проверку юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, срок ее проведения может быть продлен председателем Комитета, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий - не более чем на 50 часов, микропредприятий - не более чем на 15 часов.

В случае необходимости при проведении проверки в отношении субъектов малого предпринимательства получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено председателем Комитета (заместителем председателя Комитета) на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.

На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия Комитета на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.

Срок проведения каждой проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Срок проведения плановой проверки резидента в рамках осуществления регионального государственного надзора на территории опережающего социально-экономического развития составляет не более чем 15 рабочих дней с даты начала ее проведения. В отношении одного резидента, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 40 часов для малого предприятия и 10 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных расследований и экспертиз на основании мотивированных предложений уполномоченных должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения проверки продлевается, но не более чем на 30 часов в отношении малых предприятий, не более чем на 10 часов в отношении микропредприятий и не более чем на 15 рабочих дней в отношении других резидентов

2.11. По результатам проверки уполномоченными должностными лицами составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых вручается субъекту надзора или его представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Акт проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляется по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. №141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Акт проверки органа государственной власти, органа местного самоуправления составляется по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.

Акт проверки гражданина составляется по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

В случае отсутствия субъекта надзора или его представителя, а также в случае отказа субъекта надзора или его представителя дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки указанный акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Комитета.

При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках регионального государственного надзора акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

2.12. В случае если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, уполномоченные должностные лица составляют акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

В этом случае Комитет в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки проводит в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановую или внеплановую выездную проверку без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Повторная плановая (внеплановая) выездная проверка не проводится в случаях:

исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц, а также государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

наличия доказательств, подтверждающих устранение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем нарушений обязательных требований в добровольном порядке;

неподтверждения информации о фактах, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 2 подпункта 2.7.2 настоящего Порядка.".

2.13. Предварительная проверка поступившей информации.

2.13.1. В случае если в обращении или заявлении содержится информация о фактах нарушения обязательных требований, Комитет при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязан принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

2.13.2. При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах нарушения обязательных требований должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю.

2.13.3. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о фактах нарушения обязательных требований Комитетом может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов, имеющихся в распоряжении Комитета. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, гражданина могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

2.13.4. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о фактах нарушения обязательных требований уполномоченное должностное лицо подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, гражданина к ответственности не принимаются.

2.13.5. По решению председателя Комитета (заместителя председателя Комитета) предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

Комитет вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных Комитетом в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

2.14. Организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляется в соответствии с положениями статей 8.2 и 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ.

3. Права и обязанности уполномоченных должностных лиц

3.1. Уполномоченные должностные лица имеют право:

1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии приказа председателя Комитета (заместителя председателя Комитета) о назначении проверки посещать территории, здания, строения, сооружения и помещения, используемые при осуществлении деятельности субъектами надзора, а также проводить их обследование;

2) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от субъектов надзора информацию и документы, необходимые для проведения проверки;

3) выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований.

4) составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

3.2. Уполномоченные должностные лица обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы субъектов надзора;

3) проводить проверку на основании приказа председателя Комитета (заместителя председателя Комитета) о ее проведении в соответствии с ее назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа председателя Комитета (заместителя председателя Комитета) и в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации, копии документа о согласовании проведения проверки органом прокуратуры;

5) не препятствовать субъекту надзора и его представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) представлять субъекту надзора и его представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) знакомить субъекта надзора и его представителя с результатами проверки;

8) знакомить субъекта надзора и его представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценных, в том числе уникальных, документов Архивного фонда Российской Федерации, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, входящих в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании субъектами надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

11) соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации;

12) не требовать от субъекта надзора документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя;

14) соблюдать ограничения, установленные статьей 15 Федерального закона №294-ФЗ.

3.3. В случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом надзора обязательных требований уполномоченные должностные лица, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

1) выдать субъекту надзора предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

3.4. В случае если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, уполномоченные должностные лица обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести любым доступным способом до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

4. Права субъектов надзора и их представителей

4.1. Субъекты надзора и их представители вправе:

непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать от Комитета, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;

знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Комитетом в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

представлять в Комитет документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, по собственной инициативе;

знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц;

обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав субъекта надзора при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области к участию в проверке;

осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4.2. Резидент при проведении Комитетом проверок в рамках регионального государственного надзора на территории опережающего социально-экономического развития имеет право:

присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать информацию, предоставление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении с такими результатами, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями уполномоченных должностных лиц;

обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.";

4.3. Решения Комитета, а также действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.4. Уполномоченные должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий по осуществлению регионального государственного надзора.

Приложение 1

к Порядку организации

и осуществления регионального

государственного надзора в сфере

защиты населения и территории

Волгоградской области

от чрезвычайных ситуаций

регионального, межмуниципального

и муниципального характера

ПЕРЕЧЕНЬ

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ КОМИТЕТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ,

УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАДЗОР В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ

ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО,

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

(ведено редакции постановлением Администрации Волгоградской области от 24.12.2018 № 624-п)

1. Председатель комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области.

2. Заместитель председателя комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области - начальник управления защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

3. Заместитель начальника управления защиты населения от чрезвычайных ситуаций комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области - начальник отдела регионального государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, подготовки населения и связи со средствами массовой информации.

4. Заместитель начальника отдела регионального государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, подготовки населения и связи со средствами массовой информации управления защиты населения от чрезвычайных ситуаций комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области.

5. Консультант отдела регионального государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, подготовки населения и связи со средствами массовой информации управления защиты населения от чрезвычайных ситуаций комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области."

Приложение 2

к Порядку

организации и осуществления

регионального государственного

надзора в сфере защиты

населения и территории

Волгоградской области

от чрезвычайных ситуаций

регионального, межмуниципального

и муниципального характера

ПЕРЕЧЕНЬ КАТЕГОРИЙ РИСКА И КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ

РИСКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

НАДЗОРА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ

ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО,

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

1. С учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Волгоградской области (далее именуются - обязательные требования), и тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска:

а) к категории значительного риска:

деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если эти юридические лица (их структурные подразделения) и индивидуальные предприниматели или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в состав сил муниципальных звеньев территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводится федеральный государственный надзор;

б) к категории среднего риска:

деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере организации отдыха и оздоровления детей;

деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предоставления социальных услуг с обеспечением проживания, а также оказания стационарной медицинской помощи;

в) к категории низкого риска:

деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, если она перестала соответствовать критериям отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям значительного риска или среднего риска.

Приложение 3

к Порядку организации

и осуществления регионального

государственного надзора в сфере

защиты населения и территории

Волгоградской области

от чрезвычайных ситуаций

регионального, межмуниципального

и муниципального характера

                                                                      Форма

      Комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения

                           Волгоградской области

________________________                    _______________________________

(место составления акта)                        (дата составления акта)

                                            _______________________________

                                                (время составления акта)

                         АКТ ПРОВЕРКИ №__________

       органа государственной власти, органа местного самоуправления

           или должностного лица органа местного самоуправления

По адресу (адресам): ______________________________________________________

                                (место проведения проверки)

на основании ______________________________________________________________

                 [вид документа с указанием реквизитов (номер, дата)]

была проведена ___________________________________________________ проверка

                           [плановая (внеплановая)]

в отношении _______________________________________________________________

                         (наименование органа государственной власти,

                                органа местного самоуправления,

__________________________________________________________________________.

             должностного лица органа местного самоуправления)

Дата и время проведения проверки:

"__" _______ 20__ г. с __ ч __ мин. до __ ч __ мин. Продолжительность _____

"__" _______ 20__ г. с __ ч __ мин. до __ ч __ мин. Продолжительность _____

(вторая и последующие строки заполняются в случае проведения проверок по

                            нескольким адресам)

Общая продолжительность проверки: ________________________________________.

                                           [рабочих дней (часов)]

Акт  составлен  комитетом  по  обеспечению  безопасности  жизнедеятельности

населения Волгоградской области.

С   копией  приказа  о  проведении   проверки  ознакомлен(ы)   (заполняется

при проведении выездной проверки): ________________________________________

                                  (фамилии, инициалы, подпись, дата, время)

__________________________________________________________________________.

Дата  и  номер  решения  прокуратуры  Волгоградской  области о согласовании

проведения   проверки  (заполняется  в  случае  необходимости  согласования

проверки с органами прокуратуры): ________________________________________.

Должностное(ые) лицо(а), проводившее(ие) проверку: ________________________

                                                    [фамилия, имя, отчество

                                                         (при наличии),

___________________________________________________________________________

     должность должностного лица (должностных лиц), проводившего(их)

                 проверку; в случае привлечения к участию

___________________________________________________________________________

    в проверке экспертов, экспертных организаций указываются фамилии,

                      имена, отчества (при наличии),

___________________________________________________________________________

   должности экспертов и (или) наименования экспертных организаций с

                   указанием реквизитов свидетельства

__________________________________________________________________________.

    об аккредитации и наименования органа по аккредитации, выдавшего

                             свидетельство]

При проведении проверки присутствовали: ___________________________________

                                           [фамилия, имя, отчество (при

                                                     наличии)

___________________________________________________________________________

должность руководителя, иного должностного лица (должностных лиц) или

                     уполномоченного представителя

__________________________________________________________________________.

     органа государственной власти, органа местного самоуправления,

               присутствовавших при проведении проверки]

В ходе проведения проверки:

выявлены  (не  выявлены)  нарушения  обязательных  требований  (с указанием

положений нормативных правовых актов, характера нарушений, лиц, допустивших

нарушения):

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________;

выявлены   (не   выявлены)   факты  невыполнения  предписаний  комитета  по

обеспечению  безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области

(с указанием реквизитов выданных предписаний): ____________________________

__________________________________________________________________________.

Прилагаемые к акту документы: _____________________________________________

__________________________________________________________________________.

Подписи лиц, проводивших проверку: ________________________________________

                                   ________________________________________

                                   ________________________________________

С   актом   проверки   ознакомлен(а),  копию  акта  со  всеми  приложениями

получил(а):

___________________________________________________________________________

   [фамилия, имя, отчество (при наличии), должность руководителя, иного

                             должностного лица

__________________________________________________________________________.

(должностных лиц) или представителя органа государственной власти, органа

                         местного самоуправления]

"__" ___________ 20__ г.                              _____________________

                                                            (подпись)

Пометка об отказе ознакомления с актом проверки: __________________________

                                               [подпись уполномоченного(ых)

___________________________________________________________________________

           должностного(ых) лица (лиц), проводившего проверку]"

Приложение 4

к Порядку организации

и осуществления регионального

государственного надзора в сфере

защиты населения и территории

Волгоградской области

от чрезвычайных ситуаций

регионального, межмуниципального

и муниципального характера

                                                                      Форма

      Комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения

                           Волгоградской области

________________________                           ________________________

(место составления акта)                            (дата составления акта)

                                                   ________________________

                                                   (время составления акта)

                           АКТ ПРОВЕРКИ №_____

                                гражданина

По адресу (адресам): ______________________________________________________

                                    (место проведения проверки)

на основании: _____________________________________________________________

                  [вид документа с указанием реквизитов (дата, номер)]

была проведена внеплановая проверка в отношении ___________________________

                                                  [фамилия, имя, отчество

                                                        (при наличии)

__________________________________________________________________________.

           гражданина в отношении которого проводится проверка]

Дата и время проведения проверки:

"__" ________ 20__ г. с __ ч __ мин. до __ ч __ мин. Продолжительность ____

"__" ________ 20__ г. с __ ч __ мин. до __ ч __ мин. Продолжительность ____

(вторая и последующие строки заполняются в случае проведения проверок по

                            нескольким адресам)

Общая продолжительность проверки: ________________________________________.

                                           [рабочих дней (часов)]

Акт  составлен  комитетом  по  обеспечению  безопасности  жизнедеятельности

населения Волгоградской области.

Должностное(ые) лицо(а), проводившее(ие) проверку: ________________________

                                                   [фамилия, имя, отчество

                                                        (при наличии),

___________________________________________________________________________

должность должностного лица (должностных лиц), проводившего(их) проверку; в

                            случае привлечения

___________________________________________________________________________

к участию в проверке экспертов, экспертных организаций указываются фамилии,

                      имена, отчества (при наличии),

___________________________________________________________________________

должности экспертов и (или) наименования экспертных организаций с указанием

___________________________________________________________________________

     реквизитов свидетельства об аккредитации и наименования органа по

                               аккредитации,

__________________________________________________________________________.

                         выдавшего свидетельство]

При проведении проверки присутствовали: ___________________________________

                                      [фамилия, имя, отчество (при наличии)

__________________________________________________________________________.

гражданина, его представителя, присутствовавших при проведении проверки]

В ходе проведения проверки:

выявлены  (не  выявлены)  нарушения  обязательных  требований  (с указанием

положений нормативных правовых актов, характера нарушений, лиц, допустивших

нарушения):

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

выявлены   (не   выявлены)   факты  невыполнения  предписаний  комитета  по

обеспечению  безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области

(с указанием реквизитов выданных предписаний): ____________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________.

Прилагаемые к акту документы: _____________________________________________

___________________________________________________________________________

Подписи лиц, проводивших проверку: ________________________________________

С   актом   проверки   ознакомлен(а),  копию  акта  со  всеми  приложениями

получил(а): _______________________________________________________________

               [фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или его

                                  представителя]

"__" ___________ 20__ г.                           ________________________

                                                          (подпись)

Пометка об отказе ознакомления с актом проверки: __________________________

                                               [подпись уполномоченного(ых)

___________________________________________________________________________

          должностного(ых) лица (лиц), проводившего(их) проверку]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 18.05.2019
Рубрики правового классификатора: 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.040.000 Безопасность общества

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать