Основная информация

Дата опубликования: 09 декабря 2010г.
Номер документа: RU89000201001211
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ямало-Ненецкий автономный округ
Принявший орган: Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРОЕКТ

Утратил силу – от 17.03.2020 № 286-П

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

О совершенствовании системы управления государственным долгом Ямало-Ненецкого автономного округа

Документ с изменениями внесенными:

- постановлением Правительства автономного округа от 02.09.2015 № 820-П

В соответствии с частью 2 статьи 101 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2008 года № 2-ЗАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе», в целях повышения эффективности управления государственным долгом Ямало-Ненецкого автономного округа Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т: (преам. с изм. от 02.09.2015 № 820-П)

1. Утвердить прилагаемый Порядок управления государственным долгом Ямало-Ненецкого автономного округа.

2. Признать утратившими силу:

постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 марта 2007 года № 123-А «О порядке управления рисками в отношении государственного долга Ямало-Ненецкого автономного округа»;

постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 марта 2007 года № 127-А «О мерах по повышению эффективности управления государственным долгом Ямало-Ненецкого автономного округа».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа Свинцову А.П.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа                                                                                                                 Д.Н. Кобылкин

от 09 декабря 2010 № 437-П

УТВЕРЖДЁН

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

ПОРЯДОК

управления государственным долгом Ямало-Ненецкого автономного округа

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок управления государственным долгом Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Порядок, автономный округ) устанавливает процедуру разработки и практической реализации стратегии управления государственным долгом автономного округа (далее – государственный долг) в целях поддержания объёма долговых обязательств автономного округа (далее – долговые обязательства) на экономически безопасном уровне, минимизации расходов по его обслуживанию, снижения рисков и равномерного распределения во времени связанных с долговыми обязательствами платежей.

1.2. Государственный долг – обязательства, возникающие из государственных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятые на себя автономным округом.

1.3. Управление государственным долгом осуществляет финансовый орган автономного округа.

1.4. Основной целью управления государственным долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств автономного округа в полном объёме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

1.5. Принципами управления государственным долгом являются:

- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- сохранение объёма долговых обязательств на экономически безопасном уровне;

- полнота и своевременность исполнения долговых обязательств;

- сокращение стоимости обслуживания государственного долга;

- прозрачность управления государственным долгом.

1.6. Основными задачами управления государственным долгом являются:

- повышение эффективности государственных заимствований автономного округа (далее – заимствования);

- оптимизация структуры государственного долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;

- сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;

- обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями окружного бюджета в привлечении заёмных средств;

- развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления государственным долгом;

- своевременность погашения долговых обязательств;

- организация учёта текущих долговых обязательств, позволяющего обеспечить полноту информации о размере государственного долга, единообразие и преемственность долговых обязательств;

- обеспечение раскрытия информации о государственном долге.

1.7. Для реализации поставленных задач необходимо осуществление следующих мероприятий:

- совершенствование процесса управления государственным долгом;

- ведение системы учёта и регистрации долговых обязательств;

- утверждение законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долговых обязательств, недопущение их секвестирования;

- ориентация целей привлечения заимствований на финансирование бюджетных инвестиций;

- введение практики принятия решений по привлечению заимствований на рефинансирование государственного долга, учитывающих изменение структуры рисков и долговой нагрузки на окружной бюджет.

II. Управление государственным долгом, операции с долговыми обязательствами

2.1. Долговые обязательства классифицируются как прямые и условные.

2.1.1. Прямые обязательства – все долговые обязательства, которые требуют выплаты процентов и (или) основной суммы кредитору в установленный срок или срок в будущем.

К прямым обязательствам относятся:

- обязательства по ценным бумагам автономного округа;

- обязательства по кредитам, полученным автономным округом от кредитных организаций и международных финансовых организаций;

- обязательства по бюджетным кредитам, привлечённым в окружной бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2.1.2. Условные обязательства – долговые обязательства, выплаты по которым могут возникнуть в будущем при наступлении заранее оговорённых обстоятельств, не подконтрольных органам государственной власти автономного округа.

К условным обязательствам относятся государственные гарантии автономного округа.

2.2. В рамках исполнения окружного бюджета и управления государственным долгом осуществляются следующие основные операции с долговыми обязательствами:

- планирование и привлечение долговых обязательств;

- обслуживание долговых обязательств;

- погашение долговых обязательств, в том числе досрочное погашение;

- использование производных финансовых инструментов с долговыми обязательствами.

Кроме того, для управления государственным долгом используется комплекс мероприятий, направленных на формирование желаемого профиля:

- рисков;

- стоимости;

- графика обслуживания и погашения уже существующих обязательств.

Данные мероприятия относятся к оперативному планированию и осуществляются по мере изменения экономических условий и условий на рынке заимствований и представляют собой активное управление долговыми обязательствами.

Для осуществления активного управления долговыми обязательствами используются следующие процедуры и инструменты:

- досрочный выкуп и досрочное погашение обязательств;

- операции добровольного рефинансирования прямых обязательств;

- использование производных финансовых инструментов.

III. Планирование и погашение долговых обязательств

3.1. Планирование долговых обязательств осуществляется исходя из расчёта долговой нагрузки на окружной бюджет (далее – долговая нагрузка).

Расчёт долговой нагрузки производится с учётом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств.

3.1.1. Расчёт долговой нагрузки проводится при формировании проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период. Также расчёт долговой нагрузки может проводиться при возникновении необходимости привлечения заимствований, предоставлении государственных гарантий в течение года или проведении операций рефинансирования, реструктуризации или досрочного выкупа действующих долговых обязательств.

Временной интервал, по которому оценивается долговая нагрузка, разбивается на периоды расчёта. В зависимости от целей планирования (оперативное, краткосрочное или долгосрочное) периодом расчёта может быть месяц, квартал или год.

3.1.2. Для расчёта долговой нагрузки используются данные об объёме и условиях привлечения прямых обязательств и объёмов резервирования средств под возможные платежи по условным обязательствам. Долговая нагрузка для каждого i-го периода, связанная с обслуживанием и погашением прямых обязательств и объёмов резервирования средств под возможные платежи по условным обязательствам, определяется по следующей формуле:

M                                           L

ДН(i) = SUM (ПГ(i, j) + ОБ(i, j)) + SUM ОР(i, k),

j=1 k=1

где:

ДН(i) – долговая нагрузка в i-м периоде;

ПГ(i, j) – расходы на погашение j-го прямого обязательства в i-м периоде, за исключением расходов на погашение прямых обязательств, привлечённых для финансирования кассовых разрывов;

ОБ(i, j) – расходы на обслуживание j-го прямого обязательства в i-м периоде;

ОР(i, k) – объёмы резервирования средств под возможный платёж по k-му условному обязательству в i-м периоде;

M – число прямых обязательств;

L – число условных обязательств.

Сумма ДН(i) для всех периодов представляет собой совокупную долговую нагрузку на выбранном временном интервале:

N

ДН = SUM ДН(i),

i=1

              где:

N – число периодов расчёта во временном интервале.

3.1.3. В целях определения возможности исполнения прямых обязательств и платежей по условным обязательствам проводится оценка их исполнения за счёт поступления доходов и источников финансирования дефицита окружного бюджета. Результатом является долговая ёмкость окружного бюджета (далее – долговая ёмкость).

Долговая ёмкость рассчитывается по следующей формуле:

ДЕ(i) = Д(i) + ОС(i) + ПП(i) - Р(i),

где:

ДЕ(i) – долговая ёмкость;

Д(i) – доходы окружного бюджета в i-м периоде;

ОС(i) – изменение остатков средств окружного бюджета в i-м периоде;

ПП(i) – поступления от продажи акций и иных форм участия в уставном капитале организаций, находящихся в государственной собственности автономного округа, в i-м периоде;

Р(i) – расходы окружного бюджета в i-м периоде без учёта бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, расходов на обслуживание существующих прямых обязательств и резервирование средств под возможную ответственность по условным обязательствам в i-м периоде.

Сумма ДЕ(i) всех периодов представляет собой расчётную долговую ёмкость на выбранном временном интервале:

N

ДЕ = SUM ДЕ(i),

i=1

              где:

N – число периодов расчёта во временном интервале.

3.1.4. Для оценки возможности привлечения новых заимствований проводится расчёт доступной долговой ёмкости окружного бюджета (далее – доступная долговая ёмкость).

Доступная долговая ёмкость определяется как разница между долговой ёмкостью и долговой нагрузкой в каждом периоде выбранного временного интервала:

ДДЕ(i) = ДЕ(i) - ДН(i),

              где:

ДДЕ(i) – доступная долговая ёмкость в i-м периоде;

ДЕ(i) – долговая ёмкость в i-м периоде;

ДН(i) – долговая нагрузка в i-м периоде.

Сумма ДДЕi всех периодов представляет собой доступную долговую ёмкость на выбранном интервале планирования:

N

ДДЕ = SUM ДДЕ(i),

i=1

где:

N – число периодов расчёта во временном интервале.

Значения доступной долговой ёмкости являются ограничениями по объёму при планировании новых прямых и условных обязательств.

Если доступная долговая ёмкость положительна на всём интервале планирования, то возможно привлечение новых заимствований.

Если доступная долговая ёмкость отрицательна в каком-либо периоде, то в зависимости от длительности периода возможны два варианта.

1) если доступная долговая ёмкость отрицательна по итогам какого-либо года внутри интервала планирования, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой ёмкости. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение долговых обязательств в выбранном году, до проведения рефинансирования или досрочного погашения не допускается;

2) если доступная долговая ёмкость в целом положительна для каждого планируемого года, но отрицательна для какого-либо более короткого периода внутри какого-то года, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение долговых обязательств в этом году, допускается.

Доступная долговая ёмкость является свободными средствами окружного бюджета, которые могут быть направлены на:

- финансирование бюджетных инвестиций;

- досрочное погашение долговых обязательств с целью снижения долговой нагрузки.

3.2. Планирование новых долговых обязательств осуществляется с учётом их влияния на долговую нагрузку.

3.2.1. Планирование прямых и условных обязательств производится раздельно. При этом доступная долговая ёмкость для новых заимствований делится на три части (данное соотношение выполняется для каждого периода i интервала планирования):

ДДЕ = ДДЕО + ДДЕУ + ДДЕР,

              где:

ДДЕО – часть доступной долговой ёмкости, отводимая на платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых прямых обязательств;

ДДЕУ – часть доступной долговой ёмкости, предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным обязательствам;

ДДЕР – неиспользуемая (страховочная) часть доступной долговой ёмкости, компенсирующая риск ликвидности, возникающий вследствие ошибок прогнозирования.

Отношение ДДЕО, ДДЕУ и ДДЕР к доступной долговой ёмкости устанавливается финансовым органом автономного округа.

3.2.2. Прямые обязательства по целям заимствования подразделяются на три вида:

- заимствования на рефинансирование, привлекаемые для погашения уже существующих обязательств;

- заимствования на покрытие временных кассовых разрывов, погашаемые в пределах финансового года, в котором они привлекаются;

- инвестиционные заимствования на финансирование бюджетных инвестиций, погашаемые вне пределов финансового года, в котором они привлечены.

Планирование вновь привлекаемых долговых обязательств осуществляется на основе потребностей в заимствованиях на указанные цели.

3.2.3. При планировании вновь привлекаемых прямых и условных обязательств учитываются ограничения, определяемые:

- Бюджетным кодексом Российской Федерации и законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;

- доступной долговой ёмкостью, отводимой на платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых долговых обязательств;

- доступной долговой ёмкостью, предназначенной для покрытия ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным обязательствам;

- условиями привлечения долговых обязательств в соответствии с разделом IV настоящего Порядка.

3.2.4. При планировании каждого нового долгового обязательства оцениваются:

- долговая нагрузка на окружной бюджет с учётом действующих долговых обязательств и планируемого к принятию обязательства;

- долговая ёмкость;

- доступная долговая ёмкость.

3.3. Планирование заимствований на рефинансирование и погашение долговых обязательств.

3.3.1. Потребность в заимствованиях на рефинансирование удовлетворяется в первоочередном порядке.

Планирование операций рефинансирования и досрочного погашения прямых обязательств выполняется после расчёта доступной долговой ёмкости.

3.3.2. Рефинансирование может быть вынужденным в случае, если объёмы обслуживания и погашения обязательств превышают возможности окружного бюджета в выбранном временном интервале, либо добровольным в случае, если рефинансирование осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения имеющихся прямых обязательств.

3.3.2.1. Вынужденное рефинансирование.

С целью проверки риска ликвидности и заблаговременного выявления возможного недостатка средств окружного бюджета на своевременное погашение и обслуживание существующих обязательств финансовым органом автономного округа осуществляется систематический контроль выполнения ограничений, накладываемых долговой нагрузкой на долговую ёмкость. Ограничения проверяются по периодам расчёта (месяц, квартал, год).

При отрицательном значении ДДЕО для какого-либо i-го периода необходимо рефинансирование либо частичное досрочное погашение имеющихся обязательств для приведения их в пределы доступной долговой ёмкости окружного бюджета.

В результате операции по рефинансированию вычисляется новая доступная долговая ёмкость ДДЕО. Вычисление осуществляется следующим образом:

1) из объёма существующей долговой нагрузки вычитаются объёмы обслуживания и погашения обязательств, которые будут рефинансированы. Соответственно пересчитывается доступная долговая ёмкость в период проведения операции рефинансирования. Результатом является увеличение доступной долговой емкости в i-м периоде;

2) к объёму существующей долговой нагрузки прибавляются объёмы обслуживания и погашения обязательств, которые будут привлечены в результате операции рефинансирования. Соответственно пересчитывается доступная долговая ёмкость по периодам, в течение которых будут осуществляться обслуживание и погашение привлечённого обязательства. Результатом является уменьшение доступной долговой ёмкости в будущих периодах.

3.3.2.2. Добровольное рефинансирование.

С целью улучшения условий для имеющихся прямых обязательств финансовым органом автономного округа осуществляется мониторинг финансовых условий на рынке заимствований.

Если в результате мониторинга выявляются новые возможности по привлечению заимствований, связанные с меньшими рисками или имеющие меньшую стоимость при сохранении величины рисков на приемлемом уровне, то для действующих прямых обязательств, предусматривающих возможность досрочного погашения, может быть осуществлена операция добровольного рефинансирования с последующим возникновением новых обязательств на более выгодных условиях.

Результат операции добровольного рефинансирования рассчитывается аналогично операции вынужденного рефинансирования.

3.4. Планирование заимствований для финансирования временных кассовых разрывов окружного бюджета.

3.4.1. Для финансирования временных кассовых разрывов применяются краткосрочные заимствования.

Привлечённые средства (Пс) определяются следующими составляющими в зависимости от способов заимствования:

1) бюджетные кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (Кбс);

2) краткосрочные кредиты, привлекаемые у кредитных организаций (Кко);

3) средства от размещения государственных ценных бумаг автономного округа, в том числе краткосрочных (Сцб).

Объём привлечённых средств определяется по формуле:

Пс = Кбс + Кко + Сцб (8)

Все заимствования, производимые для финансирования временных кассовых разрывов, являются краткосрочными и погашаются до завершения текущего финансового года.

3.5. Планирование инвестиционных заимствований.

3.5.1. Планирование объёмов и сроков инвестиционных заимствований производится исходя из доступной долговой ёмкости окружного бюджета и потребности в финансировании бюджетных инвестиций.

При планировании инвестиционных заимствований необходимо учитывать ограничения по объёму государственного долга и расходы по его обслуживанию, а также предельный размер дефицита окружного бюджета, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и проектом закона автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

3.5.2. Срок реализации бюджетных инвестиций и доступные финансовые инструменты на рынке определяют долговую нагрузку предполагаемых заимствований:

H

ДНЗ(i) = SUM (ПГ(i) + ОБ(i)),

i=1

              где:

ДНЗ(i) – долговая нагрузка предполагаемого заимствования в i-м периоде;

ПГ(i) – расходы на погашение предполагаемого заимствования в i-м периоде;

ОБ(i) – расходы на обслуживание предполагаемого заимствования в i-м периоде;

H – число периодов обслуживания и погашения предполагаемого заимствования.

3.5.3. В каждом i-м периоде из части доступной долговой ёмкости ДДЕО(i) вычитается долговая нагрузка предполагаемого заимствования ДНЗ(i) в соответствующем периоде. При этом образуется новое значение ДДЕО(i) для каждого периода расчёта:

ДДЕО(i) = ДДЕО(i) + ДНЗ(i).

3.5.4. Если при определении объёмов инвестиционных заимствований значение доступной долговой ёмкости на очередной финансовый год и на плановый период является положительной, однако для периодов внутри года величина достигает отрицательного значения, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств.

3.6. Порядок учёта прогнозируемых объёмов условных обязательств.

3.6.1. Планирование условных обязательств представляет собой процесс отбора планируемых к предоставлению государственных гарантий автономного округа в объёмах, допускаемых Бюджетным кодексом Российской Федерации, проектом закона автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и ограничениями по части доступной долговой ёмкости, предназначенной для покрытия ожидаемой ответственности по вновь привлекаемым условным обязательствам (ДДЕУ).

3.6.2. Для планируемой к предоставлению государственной гарантии автономного округа определяется объём резерва (ОР) по ожидаемой ответственности и период возможной ответственности (i). Объём резерва вычисляется как произведение ожидаемой выплаты на вероятность исполнения государственной гарантии автономного округа:

ОР(i) = ПЛТ(i) х В(j),

где:

              ОР – объём резерва по ожидаемой ответственности в i-м периоде;

ПЛТ(i) – ожидаемая выплата по условному обязательству в i-м периоде;

В(j) – вероятность исполнения j-го условного обязательства.

Вероятность исполнения условного обязательства определяется финансовым органом автономного округа исходя из фактического исполнения условных обязательств за три предыдущих финансовых года.

В случае отсутствия фактического исполнения условных обязательств за три предыдущих финансовых года вероятность исполнения определяется равной 100 процентам.

3.6.3. Рассчитанный объём резерва по ожидаемой ответственности вычитается из ДДЕУ(i) в i-м периоде, образуя новое значение ДДЕУ(i) – части доступной долговой ёмкости, предназначенной для покрытия ожидаемой ответственности по вновь привлекаемым условным обязательствам в i-м периоде:

ДДЕУ(i) = ДДЕУ(i) - ОР(i).

3.6.4. Государственная гарантия автономного округа считается отобранной для предоставления в планируемом интервале, если выполненный для неё расчёт по подпунктам 3.6.2, 3.6.3 настоящего Порядка показывает положительное значение ДДЕУ(i) на всём интервале планирования.

Отбор государственных гарантий автономного округа повторяется до тех пор, пока для какой-либо очередной планируемой к предоставлению государственной гарантии автономного округа значение ДДЕУ(i) не окажется отрицательным хотя бы в одном из периодов на всём интервале планирования.

В результате выполнения вышеприведённой последовательности действий финансовым органом автономного округа формируется список предоставляемых государственных гарантий автономного округа, а также требуемый объём резерва по ожидаемой ответственности.

IV. Привлечение долговых обязательств

4.1. Финансовым органом автономного округа используются следующие формы привлечения заимствований:

1) без проведения конкурса – привлечение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) на конкурсной основе – размещение государственных ценных бумаг и привлечение кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.

4.2. При привлечении заимствований используются аукционные процедуры:

1) аукционы по размещению облигаций биржевых внутренних займов:

- открытые биржевые аукционы.

Открытые аукционы проводятся на фондовых биржах. В таких аукционах может принять участие любой участник биржевых торгов.

Проведение открытых аукционов позволяет:

- снизить расходы на размещение облигаций и сократить премию к рыночной цене при первичном размещении, которая необходима для обеспечения участия инвесторов в аукционах;

- улучшить кредитную репутацию автономного округа и тем самым существенно ослабить ограничения, накладываемые рынком заимствований, что отражается на стоимости не только размещённых облигаций, но и заимствований, привлекаемых позднее;

2) аукцион по условиям привлечения кредитов кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.

Привлекаемые кредиты кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций могут носить кратко- и среднесрочный характер.

Привлечение кредитных ресурсов проводится путём проведения аукциона среди кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и автономного округа. Перед проведением аукциона финансовый орган автономного округа формулирует основные требования к финансовым инструментам:

- необходимые требования к риску и условиям обязательства. Инструментами, имеющими наименьший риск, являются инструменты с фиксированной ставкой. Условия обязательства могут включать возможность досрочного погашения по инициативе заёмщика;

- необходимые и желаемые требования к срокам погашения (срочности). Срочность определяется исходя из программы заимствований автономного округа.

По результатам аукциона выбираются инструменты, имеющие наименьшую стоимость при соблюдении сформированных требований с учётом финансового эффекта от возможных предложенных дополнительных условий.

4.3. При выборе инструментов анализируются следующие параметры возможных обязательств:

- величина рисков;

- срочность и график погашения;

- стоимость.

При планировании новых и возможных операций рефинансирования действующих долговых обязательств рассматриваются обязательства, ведущие к улучшению структуры заимствований при снижении или сохранении риска портфеля на текущем уровне и разумном росте стоимости.

Улучшением структуры заимствований может считаться:

- увеличение срока обязательств;

- сглаживание пиков платежей по погашению и обслуживанию обязательств.

4.4. Оценка заимствований происходит на основании следующих критериев, приведённых в порядке снижения их приоритетности:

4.4.1. Величина риска.

Данный показатель представляет собой возможность финансовых потерь окружного бюджета в результате наступления определённых событий или совершения определённых действий, которые не могут быть заранее однозначно спрогнозированы.

Риски подразделяются на две категории:

- риски, связанные с внешними условиями;

- внутренние риски.

К рискам первой категории относятся:

- риск рефинансирования;

- риск процентной ставки;

- валютный риск;

- риск пролонгации;

- риск цены выкупа;

- риск со-инвестора;

- риск платежа (внутренний риск).

Основным механизмом указанных рисков минимизации для уже существующих обязательств является досрочное погашение данных обязательств либо их рефинансирование, т.е. привлечение новых заимствований, которым присущи меньшие риски, для погашения обязательств с большими рисками.

К рискам второй категории относятся:

- риск ликвидности;

- кредитный риск;

- юридические риски;

- риск платежа (внешний риск).

Наиболее существенные риски в сфере управления долговыми обязательствами:

- риск ликвидности – вероятность отсутствия в окружном бюджете средств для полного и своевременного исполнения долговых обязательств;

- кредитный риск (риск наступления гарантийного случая) – риск неплатежа по обязательствам, обеспеченным государственной гарантией автономного округа;

- риск платежа (внутренний риск) – вероятность, что операция по погашению и обслуживанию долговых обязательств может быть проведена агентом (банком), уполномоченным на осуществление соответствующих платежей, с задержкой, вследствие которой могут возникнуть дополнительные финансовые обязательства автономного округа;

- риск процентной ставки – вероятность неблагоприятного для автономного округа изменения стоимости заимствований в зависимости от времени и объёма потребности в заёмных ресурсах;

- риск платежа (внешний риск) – вероятность не поступления денежных средств от уполномоченной кредитной организации (банка) в связи с её финансовым состоянием на момент привлечения заимствований;

- риск рефинансирования – вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств;

- риск пролонгации – вероятность, что условия пролонгации обязательства окажутся невыгодными для автономного округа;

- риск цены выкупа – риск потерь в результате того, что цена, по которой финансовый орган автономного округа сможет выкупить обязательства на рынке, окажется существенно выше запланированной.

Основной целью управления рисками является их минимизация, которую рекомендуется осуществлять на стадии планирования и привлечения новых заимствований путём выбора таких инструментов, для которых данные риски отсутствуют либо минимальны.

4.4.2. Возможность поэтапного погашения долговых обязательств.

Главное требование к этапу погашения – сроки обслуживания и погашения обязательств должны приходиться на периоды с наибольшим положительным значением доступной долговой ёмкости (ДДЕ).

4.4.3. Стоимость заимствований.

При выборе между заимствованиями с приемлемым уровнем риска и сроками погашения определяющим критерием становится стоимость заимствования. Сравнение стоимости заимствований производится на основе приведённой стоимости принимаемого обязательства.

Под приведённой стоимостью обязательства (ПСО) понимается сумма всех будущих дисконтированных платежей по обслуживанию и погашению обязательства. Для упрощения расчётов используются одинаковые периоды дисконтирования, равные году на всём интервале дисконтирования. Расчёт осуществляется по формуле:

─ ─┐

K │ ПЛТ(i) │

ПСО = SUM │-----------------------------│,

i=1 K │

│┌─┐ │

││ │(1 + СД(j) /100%) │

│ j=1 │

└─ ─┘

где:

ПЛТ(i) – сводный объём платежей по обязательству в i-м году;

СД(j) – годовая ставка дисконтирования в j-м году (в процентах);

K – количество периодов осуществления платежей по исполнению обязательства во временном интервале.

В качестве ставки дисконтирования для будущих периодов берётся прогнозируемое значение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Прогноз строится на основе реальной ставки рефинансирования (РСР), которая рассчитывается от текущей ставки рефинансирования, скорректированной на текущий уровень инфляции. Расчёт значения РСР осуществляется по формуле:

┌─ ─┐

│100 + ТСР │

РСР = │------------ - 1 │ х 100%,

│100 + ИНФ

└─ ─┘

где:

ТСР – текущая ставка рефинансирования (в процентах годовых);

ИНФ – прогноз инфляции на текущий год (в процентах).

Прогноз ставки рефинансирования (СР) основывается на неизменности реальной ставки рефинансирования на всём интервале дисконтирования. Расчёт значения ставки рефинансирования для j-го года (СР(j)) осуществляется по формуле:

─ ─┐

│ РСР │

СД(j) = СР(j) = │(1 + ---) х (100 + ИНФ(j)) - 100,

│ 100 │

└─ ─┘

где:

ИНФ(j) – прогноз инфляции в j-м году (в процентах).

V. Показатели, характеризующие эффективность управления государственным долгом

5.1. Эффективность управления государственным долгом оценивается финансовым органом автономного округа по следующим показателям:

- доля суммарного объёма всех прямых и условных обязательств к объёму доходов окружного бюджета, без учёта объёма безвозмездных поступлений, по состоянию на отчётную дату;

- отношение объёма платежей по погашению и обслуживанию долговых обязательств к объёму доходов окружного бюджета, без учёта объёма безвозмездных поступлений, за отчётный период;

- доля расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах окружного бюджета за отчётный период;

- доля рыночных обязательств в общем объёме прямых обязательств по состоянию на отчётную дату;

- полнота и своевременность исполнения долговых обязательств;

- минимизация стоимости долговых обязательств.

Перечисленные показатели рассчитываются финансовым органом автономного округа на основе данных бюджетной статистики.

VI. Организация учёта долговых обязательств и операций с государственным долгом

6.1. Учёт государственного долга, а также операций по привлечению, обслуживанию и погашению долговых обязательств осуществляется финансовым органом автономного округа в соответствии с действующими нормативными актами и правилами ведения бюджетного учёта.

6.2. Учёт государственного долга ведётся в следующих формах:

- бюджетный учёт государственного долга, целью которого является своевременное и полное отражение операций по привлечению, обслуживанию и погашению долговых обязательств;

- оперативный учёт, целью которого является формирование и предоставление заинтересованным лицам оперативной информации о состоянии государственного долга и расходов окружного бюджета на его обслуживание.

6.3. Система учёта государственного долга:

- представляет собой комплекс процедур по формированию и хранению информации, относящейся к долговым обязательствам, с применением программного продукта и средств автоматизации;

- обеспечивает сбор, хранение, систематизацию и внесение изменений в данные, относящиеся ко всем типам прямых и условных обязательств.

6.4. Частью системы учёта прямых и условных обязательств является Долговая книга автономного округа.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в Долговую книгу вносятся основные сведения о государственном долге, а также другая информация. Структура и порядок ведения Долговой книги определяются отдельным нормативным правовым актом финансового органа.

VII. Раскрытие публичной информации

7.1. Раскрытие информации представляет собой комплекс процедур по обеспечению доступа к информации и производится на основании данных, зарегистрированных в системе учёта прямых и условных обязательств.

7.2. Состав и сроки раскрываемой информации определяются финансовым органом автономного округа.

Финансовый орган автономного округа является ответственным за раскрытие информации о государственном долге.

Вся информация, подлежащая раскрытию (публичная информация), раскрывается на систематической основе.

7.3. Раскрытие публичной информации может осуществляться через:

- средства массовой информации;

- информационную глобальную сеть Интернет;

- печатную продукцию.

7.4. Главной задачей раскрытия информации является повышение открытости процесса управления государственным долгом.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации, 080.060.040 Государственный долг

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать