Основная информация

Дата опубликования: 09 декабря 2011г.
Номер документа: RU68000201101349
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тамбовская область
Принявший орган: Администрация Тамбовской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Администрация Тамбовской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09.12.2011

г. Тамбов

№ 1724

Об утверждении целевой программы Тамбовской области «Развитие картофелеводства и овощеводства открытого и защищенного грунта в Тамбовской области на 2012-2014 годы»

(в редакции постановлений администрации Тамбовской области от 07.03.2012 № 254 (ru68000201200208), от 30.11.2012 № 1503 (ru68000201201335)

Утратило силу:             

Постановление администрации Тамбовской области от 21.11.2012 № 1443 (ru68000201201359)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (в редакции от 28.07.2011), постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1042 «Об утверждении правил распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития субъектов Российской Федерации», распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 № 1873-р «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» и в целях повышения устойчивости и рентабельности картофелеводства и овощеводства открытого и защищенного грунта в Тамбовской области администрация области постановляет:

1. Утвердить целевую программу Тамбовской области «Развитие картофелеводства и овощеводства открытого и защищенного грунта в Тамбовской области на 2012-2014 годы» (далее – Программа) согласно приложению.

2. Определить управление сельского хозяйства области (Аксенов) ответственным за реализацию Программы на территории области, органом, уполномоченным администрацией области для взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по вопросу государственной поддержки предприятий (организаций) агропромышленного комплекса региона за счет средств федерального и областного бюджетов.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете «Тамбовская жизнь».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области А.Я. Дубовика.

Глава администрации

области О.И. Бетин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением администрации области

от 09.12.2011 № 1724

Целевая программа Тамбовской области

«Развитие картофелеводства и овощеводства открытого и защищенного грунта в Тамбовской области на 2012 – 2014 годы»

Паспорт программы

(изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.11.2012 № 1503)

Наименование Программы

«Развитие картофелеводства и овощеводства открытого и защищенного грунта в Тамбовской области на 2012 – 2014 годы»

Основание для разработки

Программы

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120); решение

Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса (протокол заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам АПК от 24 ноября 2010 г. № 5); постановление администрации Тамбовской области от 19.03.2007 № 269 (в редакции от 18.08.2011) «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации целевых программ Тамбовской области»

Заказчик Программы

Управление сельского хозяйства области

Основной разработчик Программы

Управление сельского хозяйства области

Цель Программы

Повышение конкурентоспособности овощной продукции и картофеля, сокращение доли импорта, поступающей на продовольственный рынок области, как стратегического направления развития экономики Тамбовской области в рамках обеспечения продовольственной безопасности

Основные задачи Программы

Увеличение посевной площади овощных культур и картофеля;

повышение урожайности овощных культур и картофеля;

увеличение валового сбора овощной продукции и картофеля;

увеличение доли сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме

производства картофеля;

модернизация материально-технической базы овощеводческих и картофелеводческих хозяйств;

совершенствование системы сбыта овощных культур и картофеля;

обновление парка сельскохозяйственной техники и оборудования;

создание новых рабочих мест, подготовка квалифицированных кадров в сельской местности.

Сроки реализации Программы

2012 - 2014 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы на период до 2014 года в ценах соответствующих лет составит 684,4593 млн. рублей, в том числе

за счет средств федерального бюджета - 0,00 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 0,00 млн. рублей;

2013 год - 0,00 млн. рублей;

2014 год - 0,00 млн. рублей;

за счет средств областного бюджета - 78,8688 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 16,0688 млн. рублей;

2013 год - 26,15 млн. рублей;

2014 год - 36,65 млн. рублей;

за счет внебюджетных источников - 605,5905 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 178,0905 млн. рублей;

2013 год - 198,85 млн. рублей;

2014 год - 228,65 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2014 году следующих результатов:

увеличить площадь картофеля в сельскохозяйственных организациях к 2014 году до 4865 га, овощей до 1582 га;

довести среднюю урожайность картофеля в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах к 2014 году до 160 ц/га; овощей – до 246 ц/га;

сельскохозяйственным организациям области обеспечить валовое производство овощной продукции к 2014 году: 44,4 тыс. тонн, картофеля – 76,6 тыс. тонн;

создать к 2014 году 105 новых рабочих мест

1. Характеристика проблем и обоснование их решения программно-целевыми методами

Тамбовская область занимает территорию 34,5 тыс. кв. км. Земельный фонд включает в себя более 3,4 млн.га, в т.ч. на долю пашни приходится 2063,3 тыс.га, около 90% ее занимают черноземы - мощные, выщелоченные и типичные.

Географическое положение области благоприятно для ведения хозяйственной деятельности. Занимая северо-восток Центрально-Черноземного экономического района, она пересекается важными железнодорожными и автомобильными магистралями, связывающими ее с Центральной Россией, Поволжьем, Югом и Западом страны в единое целое.

Рекомендуемый медициной уровень рационального потребления овощной продукции составляет 139 кг на человека в год, картофеля – 117 кг (данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области).

По данным Всемирной организации здравоохранения и научно-исследовательский институт питания для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо потреблять минимум 87,6 кг овощей в год, в том числе свежих овощей (защищенного грунта) во внесезонный период 13 кг.

Уровень самообеспечения овощами в области высокий и составляет почти 98%. По таким овощным культурам как капуста, столовая свекла, морковь, лук потребность области полностью закрывается, а излишки продукции вывозятся в другие регионы. Закрывается позиция и по огурцам, а вот по помидорам где-то на 50%, а по перцам, баклажанам и того меньше. Производство картофеля и овощей в основном сосредоточено в хозяйствах населения.

Удельный вес картофеля, произведенного населением, составил в 2010 году 93% и овощей – 97%.

Население области полностью обеспечено картофелем и реализует излишки в близлежащие регионы.

В последние годы идет расширение посевных площадей картофеля и овощей в сельскохозяйственных формированиях. Подход очень серьезный. Все шире внедряется в производство орошение, ведется строительство современных хранилищ для картофеля. Так, в обществе с ограниченной ответственностью «Тамбовские фермы» емкость современных хранилищ составляет 7,5 тыс. тонн. Хозяйство специализируется на производстве картофеля для производства чипсов. Общество с ограниченной ответственностью «Агроюрьево», занимающееся производством продовольственного картофеля и овощами, имеет 3 современных хранилища на 6 тыс. тонн.

Комплекс современной техники для производства, сортировки картофеля приобретен и современные хранилища построены в обществе с ограниченной ответственностью «имени Ленина» Ржаксинского района, общество с ограниченной ответственностью «Виктория» Мучкапского района, общество с ограниченной ответственностью «Сосновское картофельное хозяйство» Сосновского района (20 тыс.тонн).

Капельное орошение при возделывании картофеля используют и в крестьянском (фермерском) хозяйстве Зеленовых Кирсановского района и ряде других хозяйств, и работа эта будет продолжаться.

Производством овощей в последние годы стабильно занимается колхоз - племзавод «имени Ленина», общество с ограниченной ответственностью межфермерское предприятие «Нива» Тамбовского района, общество с ограниченной ответственностью «Веста» Пичаевского района, индивидуальный предприниматель глава КФХ Каширина Мичуринского района и другие.

Согласно данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области по состоянию на 2010 г. в области имелось картофеля во всех категориях хозяйств всего – 40854 га, валовый сбор составил 221,5 тыс.тонн, в том числе в сельскохозяйственных организациях и КФХ – 4800 га и валовый сбор составил 16,25 тыс.тонн, в хозяйствах населения 36054 га, валовый сбор 205,3 тыс. тонн. Площадь овощей открытого грунта во всех категориях хозяйства составляла 7501 га, валовый сбор – 126,1 тыс. тонн, в том числе в сельскохозяйственных организациях и КФХ - 735 га и валовый сбор 9,0 тыс. тонн.

В последние годы в области активно занимаются выращиванием картофеля, тем более что почвенно-климатические условия региона позволяют получать хороший урожай.

Сдерживающими факторами увеличения производства товарного картофеля являются отсутствие высокопроизводительной техники для производства и мощностей по переработке картофеля. Социальная значимость производства картофеля, его рентабельность, наличие рынков сбыта - важнейшие предпосылки к увеличению производства данной культуры на территории области. Реализация Программы позволит увеличить посевные площади картофеля за счет введения в хозяйственный оборот ранее не используемой пашни.

В целях достижения устойчивого развития картофелеводства и увеличения производства конкурентоспособной продукции необходимо обеспечить государственную поддержку внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Системный и взаимосвязанный характер актуальных проблем дальнейшего развития овощеводства открытого грунта и картофелеводства в области требует их решения на принципах программно-целевого метода государственного управления, которые предусматривают формулирование системы целей, задач и ключевых показателей (индикаторов) развития, разработку приоритетных направлений и программных мероприятий, определение необходимых объемов финансирования, разработку механизма управления Программой.

Овощеводство защищенного грунта в Тамбовской области

Доля производства овощей в защищенном грунте составляет 5% от общего объема производства овощей. Более 90% всех тепличных площадей занято под томаты и огурцы. Оставшиеся площади используются под баклажаны, сладкий перец, грибы, а также зеленные культуры (лук-перо, салат и т.п.).

Таблица 1

Производство овощей защищенного грунта в хозяйствах всех категорий за 2007 - 2009 года

Численность постоянного населения на 01.01.2009 г., тыс.чел. (ФСГС)

Численность постоянного населения на 01.01.2010 г., тыс.чел. (ФСГС)

Валовые сборы овощей защищенного грунта, тыс.центнеров (ФСГС)

Производство овощей защищенного грунта на душу населения, кг/чел.

2007

2008

2009

2007

2008

2009

Центральный федеральный округ

37 121,8

37 118,0

1 610,6

1 473,4

1 442,5

4,3

4,0

3,9

Тамбовская область

1 096,9

1 088,4

39,4

40,4

43,8

3,6

3,7

4,0

Таблица 2

Производство овощной продукции на душу населения в 2009 и в 2010 годах

Численность постоянного населения на 01.01.2010 г., тыс.чел.

(ФСГС)

Валовые сборы овощей защищенного грунта, тыс.тонн (ФСГС)

Производство овощей защищенного грунта на душу населения кг/чел.

Численность постоянного населения на 01.01.2011 г., тыс.чел.(ФСГС)

Валовые сборы овощей защищенного грунта, тыс.тонн (ФСГС)

Производство овощей защищенного грунта на душу населения, кг/чел.

2009

2009

2010

2010

1

2

3

4

5

6

7

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

141 914,5

588,05

4,1

141 996,1

540,5

3,8

Центральный федеральный округ

37 118,0

144,25

3,9

37 128,1

127,63

3,4

Тамбовская область

1 088,4

4,38

4,0

1 080,7

4,85

4,5

На территории Центрального федерального округа в настоящее время выращивается в среднем 144,25 тыс. тонн овощей, что составляет 3,9 кг на каждого жителя округа.

Таблица 3

Валовые сборы овощей защищенного грунта, тыс.тонн (ФСГС)

Производство овощей защищенного грунта на душу населения, кг/чел.

Валовые сборы овощей защищенного грунта, тыс.тонн (ФСГС)

Производство овощей защищенного грунта на душу населения, кг/чел.

Центральный федеральный округ

144,25

3,9

127,63

3,4

Тамбовская область

4,38

4,0

4,85

4,5

Учитывая, что расходы на логистику для регулярной доставки тепличной продукции к основным местам потребления существенно повышают ее себестоимость, необходимо восстановление существующих теплиц и новое строительство тепличных комплексов.

По данным Центральной базы статистических данных Федеральной Службы государственной статистики в 2009 году в промышленных теплицах Тамбовской области выращено всего 4 850 тонн овощей защищенного грунта, что составляет 4,5 кг на каждого жителя Тамбовской области в год.

Данный факт объясняется фактическим отсутствием на территории области современных промышленных комплексов. В настоящее время на территории области работают тепличные комбинаты по производству овощной продукции. Свою работоспособность, несмотря на практически полную амортизацию оборудования, теплицы сохранили благодаря проведенной ранее модернизации. Однако урожайность тепличных культур напрямую зависит и от типа и состояния тепличного оборудования, и от используемых агротехнологий. В старых теплицах, даже прошедших модернизацию и внедривших элементы современных технологий выращивания, уровень урожайности не может быть равен урожайности в современных теплицах. Если в старых стеклянных теплицах хорошими урожаями считают 25 – 35 кг/кв.м овощей в среднем, то в новых средний выход повышается до 50 – 60 кг/кв.метра, а с применение досвечивания – до 100 – 120 кг/кв. метра в год.

Расчеты, выполненные в соответствии с рекомендациями Российской академии медицинских наук по минимальной норме овощей защищенного грунта в рационе каждого человека в размере 13 кг, показывают, что в общем, для снабжения жителей Тамбовской области свежей и экологически чистой овощной продукцией во внесезонный период необходимо заменить старые теплицы и построить новые (для восполнения необходимого количества овощей согласно медицинской нормы) в следующем объеме: 25,9 га.

При строительстве и реконструкции тепличных комплексов в вышеуказанном объеме будет обеспечен минимально необходимый объем овощей на каждого жителя в год экологически чистой и безопасной продукцией (расчет выполнен с учетом прогноза численности населения и планом по строительству вышеуказанных объемов теплиц в период до 2020 года в рамках разрабатываемой Программы развития тепличного овощеводства).

В настоящее время в Тамбовской области единственным крупным тепличным комбинатом является открытое акционерное общество «Тепличное», расположенное в Тамбовском районе Тамбовской области.

Совхоз «Тепличный» повел свое летоисчисление с сентября 1980 года, когда были введены в эксплуатацию 6 га зимних блочных теплиц. В настоящее время площадь теплиц составляет 12 га старых теплиц и 1 га новых, построенных для выращивания томата в 2009 году, теплиц.

Хозяйство специализируется на выращивании пчелоопыляемых огурцов в зимне-весеннем обороте, партенокарпических огурцов в осеннем обороте, а также томатов в зимне-весенний и осенний периоды.

Помимо овощных культур в межтепличных пространствах и на части площадей рассадных отделений выращиваются зеленные культуры: салат, редис, сельдерей, укроп, лук-порей.

Выращивание растений осуществляется в грунтах.

Валовое производство овощей – в среднем 4000 тонн в год. Отдача от каждого квадратного метра теплиц после проведенной на комбинате реконструкции - 30-32 килограмма огурцов или 25 килограммов томатов в год, в новой теплице – до 50 кг томатов с 1 кв. метра в год.

Конкурентные преимущества для успешного развития садоводства в Тамбовской области

Возможность успешного ускоренного развития отрасли овощеводства и картофелеводства с ориентацией на внутренний рынок с целью импортозамещения обусловлена естественными преимуществами Тамбовской области:

наличием ресурса земель, пригодных для овощеводства и картофелеводства;

запасом водных ресурсов;

агроклиматическими условиями, благоприятными для выращивания овощных культур;

наличием квалифицированных трудовых ресурсов;

высоким научным потенциалом, способным обеспечить ускоренное инновационное развитие отрасли в области.

Устойчивое развитие отрасли овощеводства и картофелеводства в Тамбовской области, увеличение темпов роста производства овощной продукции могут быть обеспечены за счет увеличения темпов роста площади овощных культур и картофеля в сельскохозяйственных организациях, увеличения урожайности овощных культур и картофеля при условии долговременного роста объемов ее внутреннего потребления, а также импортозамещения (сокращение доли импорта овощной продукции).

Характеристика проблем

Увеличению валового сбора овощной продукции и картофеля, увеличению урожайности этих культур препятствует ряд системных проблем, на решение которых направлена областная целевая программа.

К основным проблемам, сдерживающим дальнейшее развитие овощеводства области, относятся:

низкая обеспеченность хозяйств специальной сельскохозяйственной техникой и технологическим оборудованием для овощеводства и картофелеводства, высокий уровень морального и физического износа имеющихся средств механизации, низкая обеспеченность хозяйств овоще- и картофелехранилищами (эффективность отрасли в большой степени зависит от обеспеченности овощеводческих хозяйств современными овощехранилищами);

низкий уровень конкурентоспособности овощной продукции в ценовом диапазоне из-за применения устаревших высокозатратных технологий; недостаточный уровень развития тепличных комплексов для круглогодичного обеспечения овощной продукцией населения области;

высокая степень износа материально-технической базы сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий;

отсутствие внутриотраслевых вертикально интегрированных структур в овощном кластере;

снижение роли науки в вопросах развития овощеводства;

отсутствие товарной стратегии, стратегии управления ассортиментом и качеством продукции;

насыщенность рынка импортной продукцией;

отсутствие качественного семенного материала овощных культур;

слабая производственная база по переработке овощной продукции;

износ мелиоративных систем;

низкая доля сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве картофеля и овощей. Об этом свидетельствуют данные таблицы

Таблица 5

Динамика площадей картофеля и овощей открытого грунта

за период 2008 – 2010 годов

Годы

Площадь посадки картофеля, га

Площадь овощей открытого грунта, га

все категории хозяйств

в том числе с/х организации и КФХ

% к хозяйствам всех категорий

все категории хозяйств

в том числе с/х организации и КФХ

% к хозяйствам всех категорий

2008

39968

2368

6

7773

523

6,7

2009

41651

4143

10

8483

1178

14

2010

40854

4800

11,7

7501

735

9,8

К этому следует добавить технологическую отсталость большинства пищевых и перерабатывающих предприятий. Груз нерешенных в прошлом проблем сохранился и требует адекватного рыночной ситуации решения. Сегодня ясно, что проблема продовольствия имеет не только производственный, но и явно выраженный инфраструктурный аспект. Поэтому необходимо создать материальные предпосылки в виде общедоступных товаропроводящих структур, позволяющих быстро продвигать продукт от производителя к потребителю с наименьшими потерями его количества и качества.

Увеличению темпов роста валового производства тепличных овощей, увеличению урожайности препятствуют ряд проблем:

сокращение площадей зимних теплиц: выбывшие из эксплуатации теплицы полностью разрушены и восстановлению не подлежат;

физический и моральный износ парка теплиц: расход газа на производство 1 кг овощей в них составляет 3,2 м3 ÷ 5,5 м3, в некоторых случаях более 6 м3. В современных культивационных сооружениях этот показатель составляет 1,0 – 1,2 м3;

диспаритет цен на энергоносители и овощную продукцию защищенного грунта привели к убыточности производства овощей на большинстве тепличных предприятий.

В структуре себестоимости производства овощей в зимних теплицах затраты на семена составляют около 4,6%, удобрения – 6,1%, оплату труда - 20%, прочие затраты – 17,5 %, электроэнергию – 10% и более, наибольший удельный вес составляют затраты на приобретение тепловой энергии (или газа для выработки тепловой энергии) – более 35%. При круглогодичном выращивании овощей – «светокультура» - доля затрат на электроэнергию и тепло существенно возрастает.

На решение указанных проблем и направлена областная целевая программа Тамбовской области «Развитие картофелеводства и овощеводства открытого и защищенного грунта в Тамбовской области на 2012 – 2014 годы».

2. Основные цель и задачи Программы

Целью Программы является повышение конкурентоспособности овощной продукции и картофеля, сокращение доли импорта, поступающей на продовольственный рынок области, как стратегического направления развития экономики Тамбовской области в рамках обеспечения продовольственной безопасности.

Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

довести площадь картофеля в сельскохозяйственных организациях и КФХ к 2014 году до 4865 га, овощей до 1582 га;

довести среднюю урожайность картофеля в сельскохозяйственных организациях и КФХ к 2014 году: до 160 ц/га; овощей – до 246 ц/га;

сельскохозяйственным организациям и КФХ области обеспечить валовое производство овощной продукции к 2014 году: 44,4 тыс. тонн, картофеля – 76,6 тыс. тонн;

увеличение доли сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве картофеля и овощей;

создание условий для развития материально-технической базы овоще- и картофелехранилищ, тепличных комбинатов и объектов первичной переработки овощной продукции;

совершенствование системы сбыта овощных культур и картофеля;
обновление парка сельскохозяйственной техники и оборудования;

подготовка квалифицированных кадров в сельской местности.

3. Система мероприятий и ожидаемые результаты Программы

Осуществление мероприятий Программы позволит к 2014 году:

увеличить посевную площадь картофеля до 4865 га; овощей до 1582 га.

повысить среднюю урожайность с 1 га, по овощам до 24,6 т/га, картофеля – до 16 т/га;

увеличить объем валового сбора овощной продукции до 44,4 тыс. тонн;

картофеля – до 76,6 тыс. тонн;

количественно и качественно улучшить структуру выпускаемой продукции, повысить эффективность и конкурентоспособность отрасли, обеспечив ей достойное место на рынке овощной продукции.

Основными индикаторами для оценки достижения цели являются: площадь посева овощных культур и картофеля, урожайность культур, валовой сбор овощной продукции и картофеля.

Ожидаемые результаты реализации Программы определяются количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости. Целевые индикаторы и ожидаемые количественные показатели реализации Программы по годам отражены в таблице 6

Таблица 6

Ожидаемое производство овощной продукции (открытого и защищенного грунта) и картофеля сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами

Годы

Наименование

Картофель

Овощи, всего

В т.ч. защищенного грунта

в том числе

капуста

огурцы

свекла столовая

морковь

томаты

кабачки

лук репчатый

прочие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

2011

Посевная площадь, га

3380

996

14

191

2

161,5

113,5

26

302

75,5

64,5

Валовой сбор, тонн

48102

20482

5320

4584

1,3

3714

2100

127

3020

1283

332,7

Урожайность, ц/га, кг/м кв.

142

152

37

240

6,5

230

185

49

100

170

52

2012

Посевная площадь, га

4467

1236

14

277

8

395

146

27

234

112

23

Валовой сбор, тонн

62538

34696

5450

6925

160

9875

3650

270

5850

2240

276

Урожайность, ц/га, кг/м кв.

140

239

39

250

200

250

250

100

250

200

120

2013

Посевная площадь, га

4815

1262

14

336

9

225

205

29

244

172

28

Валовой сбор, тонн

72225

36006

5650

8568

185

5850

5228

305

6344

3526

350

Урожайность, ц/га, кг/м кв.

150

243

40,4

255

205

260

255

105

260

205

125

2014

Посевная площадь, га

4865

1582

15

357

28

305

215

58

351

175

78

Валовой сбор, тонн

77840

44399

5900

9282

588

8235

5590

638

9477

3675

1014

Урожайность, ц/га, кг/м кв.

160

246

39,3

260

210

270

260

110

270

210

130

Достижение планируемых показателей будет обеспечено за счет:

обеспечения хозяйств специальной сельскохозяйственной техникой и технологическим оборудованием для овощеводства и картофелеводства;

обеспечения хозяйств современным оборудованием для овоще- и картофелехранилищ;

обеспечения качественным семенным материалом овощных культур и картофеля.

Одним из главных факторов, влияющих на достижение планируемых показателей по урожайности овощных культур и картофеля, валовому сбору овощной продукции и картофеля, увеличению товарности, является своевременное выполнение в полном объеме агротехнических мероприятий в соответствии с требованиями технологии выращивания, уборки урожая и транспортировки его к месту хранения. Мероприятия по укреплению материально-технической базы овоще- и картофелеводческих хозяйств, обеспечению их материально-техническими ресурсами, предусмотренные Программой, позволят к 2014 году увеличить среднюю урожайность овощных до 246 ц/га и картофеля до 160 ц/га.

Осуществление овоще- и картофелеводческими хозяйствами области в полном объеме программных мероприятий за счет грамотного использования собственных материально-технических, трудовых, финансовых, административных ресурсов, привлечения внебюджетных финансовых источников при эффективной финансовой поддержке из областного бюджета и федерального бюджета позволит решить существующие проблемы и достичь поставленной цели.

4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

(изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.11.2012 № 1503)

Прогнозный объем финансирования Программы за счет предусмотренных источников финансирования в 2012–2014 годах составит 684,4593 млн. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета – 0,00 млн. рублей;

средства областного бюджета – 78,8688 млн. рублей;

внебюджетные источники – 605,5905 млн. рублей.

Объемы финансирования Программы в 2012–2014 годах приведены в приложении № 1 к Программе.

Со стороны бюджетов финансирование осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с управлением сельского хозяйства Тамбовской области на основе настоящей Программы и соглашений (договоров) между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и администрацией Тамбовской области. Соглашения предусматривают:

обязательства сторон по финансированию мероприятий Программы развития картофелеводства овощеводства открытого и защищенного грунта за счет средств федерального, областного бюджетов и средств внебюджетных источников;

фиксированные целевые показатели, которые будут достигнуты в результате реализации программных мероприятий;

последствия неисполнения обязательств по Программе.

Программой предусматривается как прямое выделение государственных инвестиций, так и оказание государственной поддержки в отношении мероприятий Программы, в том числе:

(абзацы 11-14 изложены в редакции постановления администрации Тамбовской области от 07.03.2012 № 254)

субсидирование части затрат на приобретение семян овощных культур (отечественных и зарубежных производителей);

субсидирование части затрат на приобретение нового оборудования для теплиц и тепличных комплексов;

субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями новой специализированной тракторной и сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства, аналоги которых не производятся на территории Российской Федерации, в соответствии с разрешенными кодами Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 №301;

субсидирование части затрат на приобретение нового оборудования для хранения, переработки, подработки, фасовки овощей и картофеля.

(абзац 15 добавлен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 07.03.2012 № 254)

Получатель субсидий должен соответствовать требованиям, предъявляемым статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Обеспеченность овощеводческих и картофелеводческих хозяйств современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техникой, технологическим оборудованием позволит внедрить инновационные технологии выращивания и хранения овощей и картофеля, повысит эффективность производства, создаст основу для дальнейшего развития отрасли за счет внутренних резервов.

5. Механизм реализации Программы

Реализация Программы возможна только при условии использования комплекса взаимосвязанных организационных, технологических, экономических и правовых мер.

Организационные и правовые рычаги влияния на выполнение Программы осуществляются ежегодным принятием нормативных документов, регулирующих отношения региональных органов управления, заказчика и исполнителей в процессе реализации Программы.

Общий контроль исполнения Программы осуществляет управление сельского хозяйства области

Управление сельского хозяйства области является заказчиком и координатором выполнения мероприятий Программы:

организует и координирует деятельность различных участников Программы;

разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Программы;

обеспечивает заинтересованность сельскохозяйственных товаро-производителей в развитии овощеводства и картофелеводства области;

контролирует в пределах своей компетенции проведение работ по приобретению элитных семян картофеля и семян овощных культур,

специализированной сельскохозяйственной техники, оборудования для хранилищ и других работ в соответствии с земельным, водным и бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Тамбовской области.

Управление сельского хозяйства области также осуществляет:

подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств областного бюджета для реализации Программы;

взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Тамбовской области в рамках реализации Программы;

проводит мониторинг, подготавливает и представляет ежегодно в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчет о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств;

согласно постановлению администрации Тамбовской области от 19.03.2007 № 269, проводит мониторинг Программы;

согласно постановлению администрации Тамбовской области от 19.03.2007 № 269 с учётом результатов оценки эффективности Программы и выделенных на её реализацию в текущем году финансовых средств уточняет целевые индикаторы, программные мероприятия, затраты по ним, а также при необходимости разрабатывает и представляет для согласования и утверждения в установленном порядке соответствующие изменения в Программу;

при необходимости в установленном порядке вносит предложения о продлении срока реализации Программы или её досрочном прекращении.

По завершении Программы управление сельского хозяйства области подготавливает доклад о её выполнении и об эффективности использования средств за весь программный период.

6. Оценка эффективности реализации Программы

Эффективность Программы предусмотрено оценивать по темпам роста площади овощных культур, площади картофеля, урожайности, валового производства овощной продукции и картофеля.

Оценка выполнения мероприятий Программы будет проводиться ежегодно по контролируемым значениям индикаторов, охватывающих все мероприятия, намеченные к выполнению – организационные, технические и технологические.

Результатом реализации Программы станет выполнение следующих плановых показателей:

увеличение площади посевов овощных культур к 2014 году до 1582 га и картофеля до 4865 га;

обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей специализированной техникой до 2014 года;

ввод в эксплуатацию нового технологического оборудования, приборов.

Базовые значения индикаторов, используемых для оценки реализации Программы, отражающие состояние овощеводства и картофелеводства по годам и направлениям представлены в приложении № 1.

7. Социально-экономическая эффективность Программы

Развитие отрасли овощеводства и картофелеводства способствует увеличению производства овощей открытого и закрытого грунтов и товарного картофеля в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах Тамбовской области и созданию условий для повышения конкурентоспособности данных видов продукции.

Реализация Программы обеспечит следующее:

увеличение производства товарного картофеля сельскохозяйственными товаропроизводителями области будет сопровождаться выходом на рынки других регионов Российской Федерации. В результате реализации Программы будут созданы предпосылки для последующей интенсификации развития картофелеводства на территории области;

повышение конкурентоспособности овощеводства и картофелеводства Тамбовской области и увеличение доли её присутствия на продовольственном рынке других регионов Российской Федерации;

увеличение объемов продаж продукции тамбовских производителей;

формирование собственного инвестиционного потенциала развития местных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;

потребление населением высококачественной овощной продукции в соответствии с установленными рациональными нормами потребления, необходимыми для активного и здорового образа жизни;

создание новых рабочих мест будет способствовать привлечению в отрасль молодых высококвалифицированных кадров, что особенно актуально в сельскохозяйственном производстве.

Таблица 7

Расчет экономической эффективности реализации Программы

Показатели

2011

(база)

2012

2013

2014

2014 к 2012 %

1

2

3

4

5

6

Создано новых рабочих мест, чел.

25

50

75

105

в 2,1 раза

Оплата труда с начислениями,
тыс. руб./чел.

13,0

15,0

17,0

19,0

127

Производительность труда,
тыс. руб. на работника

591,1

1153

1268

1586

138

Выручка от реализации

продукции, млн. руб.

798

1343,2

1585,5

1938,4

144

Полная себестоимость
реализованной продукции,
млн. руб.

691,1

1211,3

1426,9

1832,2

151

Прибыль, млн. руб.

106,9

131,9

158,6

166,2

126

Успешное развитие овощеводства и картофелеводства увеличит поступление финансовых средств от налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, в том числе в местные бюджеты.

Таблица 8

Расчет эффективности расходования бюджетных средств

Показатели

Ед.изм.

2012

2013

2014

Выручка от реализации продукции (ТП), всего

(в ценах предыдущего года)

млн.руб.

1242,5

1441,3

1782,3

Картофелеводство

млн.руб.

375

469,3

583,5

Овощеводство открытого и защищенного грунтов

млн.руб.

867,5

972

1198,8

Ежегодный прирост выручки от реализации продукции (ΔТП)

млн.руб.

444,5

198,8

341

Финансирование программы

Всего (Ф)

млн.руб.

22,5

26,15

36,65

Показатель эффективности

Эобщ.

%

197,5

76

93

Внедрение инновационного производства сельскохозяйственных культур приведет к росту производства продукции и урожайности, снижению себестоимости, повышению производительности труда, улучшению агроэкологических последствий. Ожидаемые агроэкологические последствия - увеличение почвенного плодородия, улучшение фитосанитарного состояния почвы.

Выполнению поставленных задач Программы могут помешать системные риски, являющиеся следствием воздействия негативных факторов и имеющихся в обществе социальных и экономических проблем. К основным рискам относятся следующие:

макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей Программы, темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, которые не позволят

интенсифицировать развитие картофелеводства в области и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций;

природно-климатические риски, обусловленные тем, что картофелеводство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность картофеля, объемы его производства, что существенно влияет на степень достижения прогнозируемых показателей.

Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий снижает ее инвестиционную привлекательность;

законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и в сложности процедуры оформления прав собственности на землю из земель сельскохозяйственного назначения. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.

Рост цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и оборудование, минеральные удобрения и средства защиты растений, обусловленный инфляционными процессами, низкий уровень финансирования мероприятий будет сдерживать развитие отрасли.

Именно реализация всех программных мероприятий позволит сохранить и преумножить имеющийся потенциал Тамбовской области за счет государственной поддержки, применения современных технологий и перспективных научных разработок.

(приложение № 1 изложено в редакции постановления администрации Тамбовской области от 07.03.2012 № 254)

(приложение № 1 изложено в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.11.2012 № 1503)

Приложение N 1

к целевой программе Тамбовской области

"Развитие картофелеводства и овощеводства

открытого и защищенного грунта в

Тамбовской области на 2012 - 2014 годы"

Перечень мероприятий Программы

N

п/п

Цель, мероприятия

Источники финансирования

Объемы финансирования
(млн. рублей)

Срок выполнения

Основные целевые индикаторы

Заказчики Программы, ответственные за выполнение

Всего

в том числе по годам

наименование

ед.

изм

целевое значение на 2014 г.

2012

2013

2014

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Целью программы является повышение конкурентоспособности овощной продукции и картофеля, сокращение доли импорта, поступающей на продовольственный рынок области, как стратегического направления развития экономики Тамбовской области в рамках обеспечения продовольственной безопасности

1.

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение нового оборудования для теплиц и тепличных комплексов

областной бюджет

13,5593

0,0593

6,0

7,5

2014

Ввод в эксплуатацию нового оборудования

ед.

5

Управление сельского хозяйства области

2.

Приобретение нового оборудования для теплиц и тепличных комплексов

внебюджетные

источники

31,8

0,3

14,0

17,5

Итого

45,3593

0,3593

20,0

25,0

3.

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение новой специализированной тракторной и сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства, аналоги которых не производятся на территории Российской Федерации

областной бюджет

25,0095

5,5095

5,9

13,6

2014

Обеспеченность хозяйств новой специализированной техникой

ед.

40

Управление сельского хозяйства области

4.

Приобретение новой специализированной тракторной и сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства, аналоги которых не производятся на территории Российской Федерации

внебюджетные

источники

60,3905

14,7905

13,8

31,8

Итого

85,4

20,3

19,7

45,4

5.

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение нового оборудования для хранения, переработки, подработки, фасовки овощей и картофеля

областной бюджет

33,3

10,5

11,25

11,55

2014

Ввод в эксплуатацию нового оборудования

ед.

37

Управление сельского хозяйства области

6.

Приобретение нового оборудования для хранения, переработки, подработки, фасовки овощей и картофеля

внебюджетные

источники

77,7

24,5

26,25

26,95

Итого

111,0

35,0

37,5

38,5

7.

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение семян овощных культур

областной бюджет

7,0

0,0

3,0

4,0

2014

Посев высококачественными семенами

т

65

Управление сельского хозяйства области

8.

Приобретение семян овощных культур

внебюджетные

источники

435,7

138,5

144,8

152,4

Итого

442,7

138,5

147,8

156,4

Всего по Программе

областной бюджет

78,8688

16,0688

26,15

36,65

внебюджетные

источники

605,5905

178,0905

198,85

228,65

Итого

684,4593

194,1593

225,0

265,3

Первый зам. главы администрации области

А.Я. Дубовик

(приложение № 2 изложено в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.11.2012 № 1503)

Приложение N 2

к целевой программе Тамбовской области

"Развитие картофелеводства и овощеводства

открытого и защищенного грунта в

Тамбовской области на 2012 - 2014 годы"

Перечень мероприятий Программы

Объёмы финансирования мероприятий Программы по годам

N

п/п

Мероприятия

Источники финансирования

2012 - 2014 гг.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

1

2

3

4

5

6

7

1.

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение нового оборудования для теплиц и тепличных комплексов

областной бюджет

13,5593

0,0593

6,0

7,5

2.

Приобретение нового оборудования для теплиц и тепличных комплексов

внебюджетные

источники

31,8

0,3

14,0

17,5

Всего

45,3593

0,3593

20,0

25,0

3.

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение новой специализированной тракторной и сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства, аналоги которых не производятся на территории РФ

областной бюджет

25,0095

5,5095

5,9

13,6

4.

Приобретение новой специализированной тракторной и сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства, аналоги которых не производятся на территории РФ

внебюджетные

источники

60,3905

14,7905

13,8

31,8

Всего

85,4

20,3

19,7

45,4

5.

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение нового оборудования для хранения, переработки, подработки, фасовки овощей и картофеля

областной

бюджет

33,3

10,5

11,25

11,55

6.

Приобретение нового оборудования для хранения, переработки, подработки, фасовки овощей и картофеля

внебюджетные

источники

77,7

24,5

26,25

26,95

Всего

111,0

35,0

37,5

38,5

7.

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение семян овощных культур

областной бюджет

7,0

0,0

3,0

4,0

8.

Приобретение семян овощных культур

внебюджетные источники

435,7

138,5

144,8

152,4

Всего

442,7

138,5

147,8

156,4

Всего по Программе

областной бюджет

78,8688

16,0688

26,15

36,65

внебюджетные источники

605,5905

178,0905

198,85

228,65

Всего

684,4593

194,1593

225,0

265,3

Первый зам. главы администрации области

А.Я. Дубовик

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: газета "Тамбовская жизнь" (спецвыпуск) № 145 (1227) от 20.12.2011
Рубрики правового классификатора: 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.060.000 Сельское хозяйство, 090.060.040 Отрасли сельского хозяйства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать