Основная информация

Дата опубликования: 10 июня 2014г.
Номер документа: RU29000201400460
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Архангельская область
Принявший орган: ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



О Программе повышения эффективности

1

Утратило силу постановлением Правительства Архангельской области от 24.12.2019 №749-пп

ОПУБЛИКОВАНО: Документ опубликован не был. Первоначально текст документа был опубликован в издании «Волна» от 24.06.2014 №24;

ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июня 2014 г. № 230-пп

О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

(В редакции постановления Правительства Архангельской области от 05.08.2014 №316-пп; от 11.08.2015 №331-пп)

В соответствии с пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2593-р и в целях определения основных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в сфере управления общественными финансами Правительство Архангельской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления общественными финансами в Архангельской области на период до 2018 года (далее – Программа).

2. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области руководствоваться положениями Программы при реализации государственных программ Архангельской области, а также при подготовке проектов областных законов и иных нормативных правовых актов Архангельской области.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области разработать и реализовать муниципальные программы повышения эффективности управления муниципальными финансами.

4. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Архангельской области от 05 июля 2011 года № 222-пп «О программе повышения эффективности бюджетных расходов в Архангельской области на период до 2012 года»;

пункт 3 изменений, которые вносятся в отдельные постановления Правительства Архангельской области, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 25 сентября 2012 года № 417-пп.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Архангельской области

И.А. Орлов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Архангельской области

от 10 июня 2014 г. № 230-пп

ПРОГРАММА

повышения эффективности управления общественными

финансами в Архангельской области на период до 2018 года

Программа повышения эффективности управления общественными финансами в Архангельской области на период до 2018 года (далее – Программа), разработанная в соответствии с пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2593-р, определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области (далее – исполнительные органы власти) и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее – органы местного самоуправления) в сфере управления общественными финансами.

1. Необходимость разработки и реализации Программы

Развитие бюджетной системы в Архангельской области в 2010 – 2013 годах осуществлялось в рамках бюджетных реформ, проводимых на федеральном уровне.

Во исполнение Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101-р, постановлением Правительства Архангельской области от 05 июля 2011 года № 222-пп утверждена Программа повышения эффективности бюджетных расходов в Архангельской области на период до 2012 года, задачами которой являлись:

обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Архангельской области;

расширение применения программно-целевых методов бюджетирования;

повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг;

внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности при потреблении энергетических ресурсов;

совершенствование системы регулирования межбюджетных отношений;

оптимизация функций государственного (муниципального) управления и повышение эффективности их обеспечения;

реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего контроля;

развитие информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами.

Результатами проведения бюджетных реформ в Архангельской области стали:

увеличение налогового потенциала областного бюджета в результате оптимизации региональных льгот по налогам и сборам;

переход от годового к среднесрочному финансовому планированию и утверждению областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на трехлетний период (на очередной финансовый год и плановый период);

переход к программной структуре расходов областного бюджета (99 процентов расходов областного бюджета на 2014 – 2016 годы запланированы в рамках государственных и иных программ Архангельской области);

переход к оказанию государственных (муниципальных) услуг на основе государственных (муниципальных) заданий;

переход на предоставление государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, создание многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг;

построение системы межбюджетных отношений, учитывающей изменения законодательства Российской Федерации в сфере разграничения полномочий, распределения доходных источников и межбюджетных трансфертов;

проведение модернизации информационных систем, используемых при исполнении областного бюджета и формировании бюджетной отчетности;

проведение мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета;

осуществление контроля за соблюдением ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти Архангельской области (далее – органы государственной власти) и органов местного самоуправления, дефицита областного бюджета и местных бюджетов (далее – бюджеты), государственного и муниципального долга, расходов на их обслуживание);

размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» планов деятельности (дорожных карт) исполнительных органов власти, проектов нормативных правовых актов Архангельской области и иной актуальной информации, связанной с деятельностью органов государственной власти и государственных учреждений Архангельской области.

Несмотря на динамичное развитие и совершенствование бюджетной системы, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами как на федеральном, так и на региональном уровне еще не завершен.

Сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, среди которых наиболее актуальные для Архангельской области:

высокий уровень дефицита областного бюджета и долговых обязательств, ограничивающих возможности по реализации приоритетных направлений социально-экономического развития;

слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием, неопределенность соотношения и взаимосвязей различных программно-целевых инструментов;

сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при в целом низкой мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов, наращиванию собственной налоговой базы;

формальное применение и неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг (работ);

отсутствие ответственности за качество подготовки финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых актов Архангельской области, программ, инвестиционных проектов;

недостаточная действенность системы государственного и муниципального финансового контроля и недостаточность его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;

ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;

наличие неиспользуемых резервов повышения эффективности процессов кассового обслуживания исполнения бюджетов, а также операций со средствами государственных учреждений Архангельской области и муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области (далее – учреждения);

недостаточный уровень унификации и стандартизации процессов управления государственными и муниципальными финансами, интеграции и автоматизации учетной деятельности организаций государственного сектора;

недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.

В настоящее время система управления общественными финансами не создает достаточно устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами государственной политики.

Необходимость решения приоритетных задач социально-экономического развития, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596 – 602 и 606, от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от 01 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», в бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 28 июня 2012 года «О бюджетной политике в 2013 – 2015 годах» и от 13 июня 2013 года «О бюджетной политике в 2014 – 2016 годах» (далее – приоритетные направления социально-экономического развития), требует создания качественно новой системы управления общественными финансами.

2. Цели, задачи Программы

Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации в Архангельской области приоритетных направлений социально-экономического развития.

Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:

1) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетов;

2) полноценное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс;

3) повышение результативности оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

4) оптимизация бюджетных расходов;

5) повышение эффективности межбюджетного регулирования;

6) повышение эффективности процессов формирования и исполнения бюджетов;

7) усиление роли финансового контроля в управлении бюджетным процессом;

8) повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.

Программа определяет общие принципы и механизмы реализации установленных в ней целей и задач.

Решение органами государственной власти перечисленных задач будет осуществляться в рамках принятых нормативных правовых актов Архангельской области с учетом изменений бюджетного законодательства Российской Федерации.

3. Обеспечение долгосрочной устойчивости

и сбалансированности бюджетов

Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Архангельской области, ограничение бюджетного дефицита и государственного долга.

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата в Архангельской области.

Переход к формированию бюджетов на программной основе предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы Архангельской области в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого метода реализации государственной политики, что создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов.

С целью долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетов необходимо скоординировать действия органов государственной власти и органов местного самоуправления по усовершенствованию действующей системы социально-экономического и бюджетного планирования.

Проведению ответственной бюджетной политики и оптимизации долговой нагрузки способствует реализация следующих основных принципов и мер:

расширение горизонтов бюджетного планирования, в том числе за счет утверждения бюджетов на трехлетний период и формирования долгосрочных бюджетных стратегий;

разработка основных направлений государственной (муниципальной) долговой политики на очередной финансовый год и плановый период;

полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной (муниципальной) политики;

ограничение роста бюджетных расходов при безусловной реализации действующих расходных обязательств;

принятие новых расходных обязательств только при условии наличия финансовых ресурсов на весь период их действия и соответствия их приоритетным направлениям социально-экономического развития;

создание условий для развития конкуренции, привлечения инвестиций и наращивания налогового потенциала Архангельской области, в том числе за счет расширения практики использования механизмов государственно-частного партнерства, развития инновационной деятельности в Архангельской области, реализации эффективных мер поддержки хозяйствующих субъектов;

выявление и перераспределение внутренних резервов для реализации приоритетных направлений социально-экономического развития;

совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения областного бюджета с установлением ответственности главных распорядителей средств областного бюджета за качество и соблюдение показателей кассового плана;

поддержание безопасного уровня государственного долга Архангельской области.

Разработка бюджетной стратегии Архангельской области, определяющей долгосрочную политику в сфере управления доходной и расходной частями областного бюджета, долговыми обязательствами, является важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов.

При этом показатели бюджетной стратегии Архангельской области, стратегии социально-экономического развития Архангельской области и прогноза социально-экономического развития Архангельской области должны быть взаимоувязаны. Это позволит повысить обоснованность принимаемых стратегических решений с точки зрения требуемых бюджетных и иных связанных с ними ресурсов, стратегические ориентиры развития Архангельской области будут четко определять приоритетные направления расходования бюджетных средств.

Особое внимание необходимо уделить разработке основных направлений государственной долговой политики Архангельской области. Политика управления государственным долгом должна решать задачу сбалансированности областного бюджета, обеспечивать соответствие параметров по государственному долгу Архангельской области нормам бюджетного законодательства.

В целях снижения рисков рефинансирования краткосрочных банковских кредитов, обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости областного бюджета, равномерного распределения долговой нагрузки по годам целесообразно рассмотреть возможность использования среднесрочных и долгосрочных заемных источников финансирования дефицита областного бюджета. Выбор инструментов среднесрочных и долгосрочных заимствований следует осуществлять в зависимости от текущей ситуации на финансовом рынке.

4. Применение программно-целевых методов бюджетирования

Высокое качество управления бюджетным процессом на областном и муниципальном уровнях должно быть обеспечено, в первую очередь, за счет использования передовых программно-целевых методов формирования и исполнения бюджетов.

Определение всех направлений реализации государственной (муниципальной) политики целесообразно осуществлять только в рамках соответствующих государственных (муниципальных) программ, выступающих в качестве программно-целевых инструментов, в том числе бюджетного планирования.

Необходимо отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей государственных (муниципальных) программ.

Государственные (муниципальные) программы должны стать механизмом для принятия решений о распределении принимаемых бюджетных обязательств и частичной корректировке действующих бюджетных обязательств с учетом достигнутых и ожидаемых результатов в соответствующей сфере деятельности, а также ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.

В бюджетной стратегии Архангельской области предполагается устанавливать предельные объемы («потолки») расходов на весь срок реализации каждой государственной программы Архангельской области.

При определении предельных объемов («потолков») расходов необходимо учитывать как параметры прогноза социально-экономического развития Архангельской области, изменение потребностей в объемах государственных услуг (работ), так и обеспечение достижения стратегических целей развития Российской Федерации и Архангельской области, в том числе достижение целевых значений показателей указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года.

При этом объем бюджетных ассигнований по соответствующим государственным программам Архангельской области должен определяться в рамках объективных возможностей областного бюджета, с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам реализации программ.

Предельные объемы («потолки») расходов позволят определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать полноценные, обеспеченные финансированием государственные программы Архангельской области, создать стимулы для ответственных исполнителей по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.

Обеспечение развития подходов к формированию государственных программ как элемента долгосрочного планирования предусматривает реализацию в Архангельской области следующих мер:

1) корректировка целей и задач Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года с учетом изменившихся приоритетных направлений социально-экономического развития;

2) формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития Архангельской области как необходимого условия для разработки бюджетной стратегии Архангельской области на соответствующий период;

3) разработка бюджетной стратегии Архангельской области на период до 2030 года, которая должна определить финансовые возможности достижения основных целей и результатов государственной политики, прежде всего в социальной сфере, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и повышении эффективности бюджетных расходов;

4) корректировка мероприятий и показателей государственных программ Архангельской области с учетом показателей Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года и прогноза социально-экономического развития Архангельской области, а также приоритетных направлений социально-экономического развития.

Необходимо уделять особое внимание дальнейшей качественной разработке и реализации государственных (муниципальных) программ, созданию действенного механизма контроля за их выполнением, повышению ответственности и заинтересованности исполнителей за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.

Контроль за выполнением государственных программ Архангельской области и принятие решений о дальнейшей их реализации должны осуществляться с учетом единой методики оценки эффективности реализации государственных программ Архангельской области.

5. Повышение результативности оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)

В рамках реализации предусмотренной Федеральным законом от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ реформы государственных и муниципальных учреждений следует проводить работу по существенному сокращению доли неэффективных расходов, в том числе за счет:

четкой увязки состава и объема услуг с социальными гарантиями и обязательствами государства;

более обоснованного планирования и распределения средств на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

более рационального и экономного использования бюджетных средств учреждениями (в частности, при проведении закупок);

передачи оказания части государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в рыночный сектор (при перепрофилировании или ликвидации соответствующих учреждений);

сокращения издержек по административному контролю текущей деятельности автономных и бюджетных учреждений.

Для повышения результативности оказания государственных (муниципальных) услуг (работ) в Архангельской области необходимо обеспечить решение следующих основных задач:

1) использование государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи государственных (муниципальных) программ и государственных (муниципальных) заданий;

2) оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы. Изменение типа бюджетных и автономных учреждений, оказывающих услуги в интересах органов государственной власти и органов местного самоуправления, на тип казенного учреждения, либо их ликвидация;

3) формирование ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, начиная с формирования государственных (муниципальных) заданий на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов;

4) переход к единой методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) на основе общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в соответствующих сферах, установленных федеральными органами исполнительной власти;

5) расширение практики привлечения к оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) негосударственных организаций (переход к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков исполнителей) по оказанию государственных услуг (выполнение работ) как среди государственных (муниципальных) учреждений, так и организаций негосударственного сектора);

6) внедрение в учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности и финансового обеспечения учреждений, нацеленных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, с применением в учреждениях принципов «эффективного контракта».

В рамках перехода к «эффективному контракту» в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ).

Вознаграждение руководителей учреждений должно зависеть от качества работы организации и средней заработной платы персонала;

7) проведение анализа выполнения (невыполнения) государственных (муниципальных) заданий с обязательным наличием результатов контроля за их исполнением, установлением финансовых санкций за нарушение условий выполнения государственных (муниципальных) заданий;

8) изучение мнения населения о качестве оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

6. Оптимизация бюджетных расходов

Основная цель оптимизации бюджетных расходов – создание стимулов к ответственному финансовому управлению бюджетными ресурсами и повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

В рамках данной задачи бюджетная политика будет выстраиваться на принципах ответственности и предсказуемости.

Отсутствие возможностей для наращивания общего объема бюджетных расходов требует выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов.

Для повышения финансовых возможностей за счет внутренних резервов органам государственной власти и органам местного самоуправления необходимо:

1) активно использовать механизмы государственно-частного партнерства, позволяющие привлечь инвестиции и услуги частных организаций для решения задач по созданию современной транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры;

2) максимально эффективно использовать возможности привлечения средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для решения задачи переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта многоквартирных жилых домов, повышения качества и доступности жилья;

3) повысить адресность социальной поддержки граждан (для достижения максимального социального эффекта оказание такой поддержки должно основываться на критерии нуждаемости граждан);

4) повысить эффективность бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации сети учреждений, а также за счет реализации мероприятий по ресурсосбережению, рациональному использованию занимаемых площадей государственных организаций;

5) повысить эффективность расходов капитального характера за счет предоставления бюджетных инвестиций из областного бюджета в объекты государственной собственности Архангельской области, субсидий местным бюджетам на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, субсидий юридическим лицам на основе анализа ожидаемого эффекта от вложения бюджетных средств, а также исходя из возможностей областного бюджета по обеспечению софинансирования для участия в федеральных целевых программах;

6) повысить эффективность, открытость и прозрачность деятельности государственных предприятий и хозяйственных обществ, акции в уставных капиталах которых находятся в собственности Архангельской области, в том числе за счет осуществления закупки товаров и продукции производственного назначения исключительно на основе проведения торгов;

7) провести инвентаризацию государственного имущества Архангельской области, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями Архангельской области, на предмет эффективного его использования;

8) оптимизировать расходы на содержание органов государственной власти за счет сокращения дублирования функций и полномочий;

9) оптимизировать расходы на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд путем реализации Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7. Повышение эффективности межбюджетного регулирования

Целью совершенствования системы межбюджетных отношений в Архангельской области является создание условий и стимулов для повышения бюджетной самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления.

В 2014 – 2018 годы межбюджетные отношения будут формироваться с учетом продолжающегося на федеральном уровне перераспределения доходных источников и расходных обязательств между публично-правовыми образованиями.

В перспективе необходимо повысить результативность использования каждого из видов межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.

Оказание финансовой поддержки должно сочетаться с развитием экономики муниципальных образований за счет собственных средств местных бюджетов.

Следует оптимизировать состав субсидий местным бюджетам, предоставляемых в рамках государственных программ Архангельской области, путем их консолидации (укрупнения).

В настоящее время из областного бюджета предоставляется значительное количество субсидий местным бюджетам с минимальным уровнем софинансирования за счет средств местных бюджетов. Множественность субсидий приводит к «распылению» бюджетных средств, сокращению ответственности за реализацию установленных полномочий, отсутствию у органов местного самоуправления мотивации к принятию расходных обязательств по приоритетным направлениям социально-экономического развития.

По мере развития государственных программ Архангельской области целесообразно перейти к формированию и использованию каждого из видов межбюджетных трансфертов на основе оценки их эффективности, необходимости и достаточности.

С целью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и эффективности бюджетных расходов необходимо:

обеспечить стабильные условия формирования доходов местных бюджетов за счет повышения доли межбюджетных трансфертов из областного бюджета, распределяемых на трехлетний период;

рассмотреть возможность консолидации межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам в рамках государственных программ Архангельской области;

разработать механизмы стимулирования деятельности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций, наращиванию налогового потенциала, оптимизации расходов, укрупнению поселений;

осуществлять стимулирование деятельности органов местного самоуправления путем предоставления местным бюджетам из областного бюджета грантов за достижение наилучших результатов деятельности;

проводить мониторинг исполнения местных бюджетов, оценку качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах и городских округах Архангельской области с повышением объективности этой оценки;

оказывать методическую помощь, в том числе по вопросам, связанным с организацией бюджетного процесса на местном уровне (формированием программных бюджетов муниципальных образований на трехлетний период, соответствующих требованиям к прозрачности бюджетного процесса);

осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов, за соблюдением мер и ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также за изменением основных параметров местных бюджетов, муниципального долга, структуры расходов.

8. Повышение эффективности процессов формирования

и исполнения бюджетов

Повышение эффективности управления общественными финансами должно быть обеспечено также на операционном уровне, то есть на уровне инструментов, механизмов и процедур непосредственного принятия и реализации решений органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Совершенствовать «операционную» деятельность предполагается как по внутриведомственным направлениям, так и в части межведомственного взаимодействия – в рамках совершенствования бюджетного процесса. Важная роль в этой сфере отводится органам Федерального казначейства.

Необходимо сокращать неэффективные временные и материальные затраты в секторе регионального государственного управления, связанные с недостаточной автоматизацией бюджетного процесса.

Развитие системы управления финансово-бюджетными механизмами в Архангельской области, в первую очередь, должно быть направлено:

на внедрение оптимизированной единой системы финансовых расчетов и отчетов с автоматическим обменом бюджетными данными и преобразованием документов в учетные записи в регистрах бюджетного учета для всех участников бюджетного процесса Архангельской области;

на осуществление в полном объеме перехода к использованию всеми участниками бюджетного процесса Архангельской области Системы удаленного финансового документооборота (СУФД – online);

на автоматизацию сбора и анализа информации к проекту областного бюджета (проекту изменений в областной бюджет) от субъектов бюджетного планирования (включая государственные учреждения Архангельской области) и формирование в программном комплексе проекта областного бюджета с возможностью анализа и сравнения альтернативных версий проекта областного бюджета.

Повышение эффективности использования бюджетных средств с точки зрения их стоимостного ресурса будет осуществляться через инструменты управления ликвидностью счета областного бюджета. В дополнение к существующим возможностям должны быть внедрены новые, а именно:

совершенствование процедуры составления и исполнения кассового плана областного бюджета и методики обеспечения оптимального размера ежедневного остатка на едином счете областного бюджета;

максимальное использование возможностей механизма привлечения в областной бюджет остатков временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений, предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете областного бюджета за счет остатков на едином счете федерального бюджета;

внедрение механизма перечисления местным бюджетам межбюджетных трансфертов из областного бюджета, по которому их предоставление осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты.

Программно-целевые методы управления требуют организации эффективного финансового менеджмента в органах государственной власти (органах местного самоуправления), а также в учреждениях.

Финансовый менеджмент должен стать составной частью деятельности органа государственной власти (органа местного самоуправления, учреждения) и обеспечивать принятие эффективных управленческих решений об адресном, экономном и результативном использовании бюджетных средств.

Для объективной количественной оценки качества финансового менеджмента необходимо продолжить развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, осуществляемого не только финансовым органом, но и ведомственными подразделениями внутреннего финансового контроля и аудита.

В результате изменения подхода к процессам планирования и исполнения областного бюджета предполагается достичь главных результатов:

повысить эффективность деятельности органов государственной власти за счет значительного сокращения дублирующих процедур и «ручного ввода» данных при взаимодействии по бюджетным вопросам и направления высвободившегося времени на усиление аналитической и методологической работы, повысить оперативность составления финансовых расчетов для принятия управленческих решений;

повысить качество финансового менеджмента исполнительных органов власти и государственных учреждений Архангельской области;

сократить в сопоставимых условиях расходы на обслуживание государственного долга Архангельской области.

9. Совершенствование финансового контроля

Переход к программному бюджету требует смещения акцента с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами использования средств.

При этом контроль следует осуществлять на всех этапах «жизненного цикла» государственных (муниципальных) программ – при разработке, в процессе реализации, при мониторинге, экспертизе, оценке результативности.

В целях совершенствования контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществление финансового контроля в бюджетном секторе должно быть направлено:

на совершенствование правовых и методологических основ государственного и муниципального финансового контроля с учетом изменений бюджетного законодательства (в том числе в части регламентации деятельности контрольно-ревизионных органов, унификации терминов, подходов и процедур при осуществлении контрольных функций);

на организацию внутриведомственного контроля и аудита, создание полноценной системы мониторинга государственных (муниципальных) программ;

на усиление ответственности конкретных должностных лиц, допустивших нарушения требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (применение бюджетных мер принуждения и привлечения к ответственности, в том числе административной);

на усиление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (выявление «недобросовестных» заказчиков и поставщиков товаров (работ, услуг) путем осуществления контроля при проведении оплаты по заключенным контрактам, применения антидемпинговых процедур при проведении конкурсов и аукционов, использования банковских гарантий, предоставляемых участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта);

на предупреждение и пресечение бюджетных нарушений, в том числе совершения платежей по сомнительным сделкам (усовершенствование процедур санкционирования операций при кассовом обслуживании исполнения областного бюджета);

на повышение качества договорной работы (проведение инвентаризации соглашений (договоров), заключаемых органами государственной власти с органами местного самоуправления и организациями при предоставлении средств областного бюджета, на предмет соответствия их законодательству и технико-юридическим нормам).

10. Повышение открытости и прозрачности управления

общественными финансами

Повышение уровня открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджетов и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления общественными финансами в целом.

Финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность предполагает:

общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов;

обеспечение широкого участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных финансов;

открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов;

рассмотрение и утверждение бюджетных параметров, бюджетной отчетности в увязке с планируемыми и достигнутыми целями и результатами государственной политики;

публикацию бюджетов на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации;

соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности.

Достижение высокого уровня прозрачности предусматривает доступность и понятность для граждан информации о целях бюджетной политики, публичность процесса управления общественными финансами, открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств.

Данные задачи обуславливают необходимость повышения уровня финансовой грамотности населения, в том числе в вопросах формирования и исполнения бюджетов.

Повышение финансовой прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса.

Для достижения перечисленных целей в Архангельской области необходимо реализовать меры по следующим основным направлениям:

1) развитие технологической и телекоммуникационной инфраструктуры и регламентация требований к информационным системам управления государственными (муниципальными) финансами;

2) размещение на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации финансовой и иной информации о бюджетах и бюджетном процессе Архангельской области в соответствии с методическими рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации;

3) реализация мероприятий, направленных на участие граждан в обсуждении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на областном (муниципальном) уровне, проектов государственных программ Архангельской области (программ муниципальных образований Архангельской области) и отчетов об их реализации;

4) регулярная публикация «бюджета для граждан» в целях обеспечения полного и доступного информирования населения об областном бюджете (местных бюджетах) и отчетах об их исполнении, повышения открытости и прозрачности информации об управлении общественными финансами;

5) развитие механизмов эффективного взаимодействия с населением за счет расширения интерактивного взаимодействия с посетителями официальных интернет-порталов Правительства Архангельской области и исполнительных органов власти, официальных сайтов муниципальных образований Архангельской области (форумы, интернет-приемные, сервисы голосования посетителей);

6) обеспечение общедоступности информации об оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ), в том числе путем размещения на официальном сайте Правительства Архангельской области (официальных сайтах муниципальных образований Архангельской области) или на официальных сайтах исполнительных органов власти нормативов финансовых затрат на предоставление государственных (муниципальных) услуг и методик формирования указанных нормативов, результатов мониторинга оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), результатов контроля за исполнением государственных (муниципальных) заданий, результатов изучения мнения населения о качестве оказания услуг (выполнения работ);

7) разработка и внедрение образовательных программ, широкое информирование общественности о подходах и правилах грамотного финансового поведения в рамках реализации на территории Архангельской области совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 080.020.000 Управление в сфере финансов (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать