Основная информация

Дата опубликования: 10 июня 2019г.
Номер документа: RU63000201900698
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Самарская область
Принявший орган: Правительство Самарской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Постановление Правительства Самарской области от 10.06.2019 №392

О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 703 «Об утверждении государственной программы

Самарской области «Ликвидация накопленного экологического ущерба

и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области» на 2014 – 2019 годы»

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 20.09.2013 № 498 «О разработке и реализации государственных программ в Самарской области» Правительство Самарской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Самарской области                 от 29.11.2013 № 703 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Ликвидация накопленного экологического ущерба и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области» на 2014 – 2019 годы» следующие изменения:

в пунктах 2 и 4 слово «технологий» заменить словом «торговли»;

в пункте 6 слово «технологий» заменить словом «торговли», слово «(Безрукова)» исключить;

государственную программу Самарской области «Ликвидация накопленного экологического ущерба и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области» на                     2014 – 2019 годы изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Установить, что расходные обязательства Самарской области, возникающие в результате принятия настоящего постановления, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, в том числе формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета, предусматриваемых в установленном порядке на реализацию мероприятий государственной программы Самарской области «Ликвидация накопленного экологического ущерба и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области» на 2014 – 2019 годы министерству промышленности и торговли Самарской области как главному распорядителю средств областного бюджета на соответствующие цели.

3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

4. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования.

И.о. первого

вице-губернатора – председателя Правительства

Самарской области

В.В.Кудряшов

Жданов 2634135

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Правительства

Самарской области

от ______________ № _______

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «ЛИКВИДАЦИЯ НАКОПЛЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ БЫВШИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПЛОЩАДОК НА ТЕРРИТОРИИ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2014 – 2019 ГОДЫ

(далее – Программа)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

-

государственная программа Самарской области «Ликвидация накопленного экологического ущерба и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области» на 2014 – 2019 годы

ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ

-

поручение вице-губернатора – председателя Правительства Самарской области                      Нефедова А.П. от 01.11.2013 №6-11/926

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

-

министерство промышленности и торговли Самарской области (далее – министерство)

СОИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ

-

отсутствуют

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

-

отсутствуют

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

-

снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических факторов, возникших в результате прошлой хозяйственной деятельности, на биосферу, техносферу и экологическую систему, а также повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем Самарской области

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

-

проведение проектных работ по ликвидации (обезвреживанию) источников и очагов химической опасности на территории бывшего открытого акционерного общества «Средневолжский завод химикатов»                        (г.о. Чапаевск) и очагов загрязнения фосфорсодержащими отходами на территории бывшего открытого акционерного общества «Фосфор» (г.о. Тольятти);

выявление и предупреждение возникновения объектов накопленного экологического ущерба на территории промышленных предприятий и бывших промышленных площадок

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ

ПОКАЗАТЕЛЬ

(ИНДИКАТОР) ПРОГРАММЫ

-

численность населения, проживающего на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной деятельностью

ТАКТИЧЕСКИЕ

ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ПРОГРАММЫ

-

количество положительных заключений государственной экспертизы проектно-сметной документации на рекультивацию территории бывших промышленных площадок;

количество подготовленных пакетов проектно-сметной документации по проекту «Рекультивация территории бывшего открытого акционерного общества «Средневолжский завод химикатов»    (г.о. Чапаевск). 1 этап. «Изоляция источника химической опасности – шламоотстойника Ш2»;

количество подготовленных пакетов документов на проведение работ по ликвидации очагов загрязнения фосфорсодержащими отходами на территории бывшего открытого акционерного общества «Фосфор»;

наличие ежегодно актуализированного регионального перечня объектов накопленного экологического ущерба на территории промышленных предприятий и бывших промышленных площадок;

наличие ежегодно актуализированного перечня промышленных предприятий Самарской области, на которых имеется оборудование, содержащее полихлорированные бифенилы (далее – ПХБ);

наличие ежегодно актуализированного перечня нефтешламонакопителей на территории Самарской области;

количество организованных семинаров, круглых столов для промышленных предприятий Самарской области в целях предупреждения возникновения объектов накопленного экологического ущерба

ПОДПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ

-

отсутствуют

ИНЫЕ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ

-

отсутствуют

ПЛАНЫ МЕРОПРИЯТИЙ С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ

-

отсутствуют

ЭТАПЫ И СРОКИ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

2014 – 2019 годы

Программа реализуется в один этап

ОБЪЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ПРОГРАММЫ

-

общий объем финансирования Программы составляет 736 094,567 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета –                  651 158,5 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета – 84 936,067 тыс. рублей;

в том числе:

в 2014 году – 474 337,973 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета –                 456 178,5 тыс. рублей, за исключением поступающих в областной бюджет – 128 400,0 тыс. рублей, а также средства областного бюджета – 18 159,473 тыс. рублей;

в 2015 году – 206 732,885 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета, не поступающие в областной бюджет – 194 980,0 тыс. рублей, а также не использованный на 01.01.2015 остаток средств областного    бюджета – 11 752,885 тыс. рублей;

в 2016 году финансирование мероприятий осуществлялось в рамках средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности министерства промышленности и торговли Самарской области;

в 2017 – 2018 годах финансирование мероприятий не осуществлялось в связи с приостановлением действия Программы;

в 2019 году – 66 776,594 тыс. рублей  за счет средств областного бюджета.

Информация об объемах финансирования за счет средств федерального бюджета, не поступающих в областной бюджет, носит справочный характер и не является основанием для возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

разработка и утверждение проектно-сметной документации для проведения работ по 1 этапу реализации проекта «Рекультивация территории бывшего открытого акционерного общества «Средневолжский завод химикатов»                     (г.о. Чапаевск) – «Изоляция источника химической опасности – шламоотстойника Ш2»;

разработка и утверждение технико-экономического обоснования на вариантной основе для проведения работ по ликвидации очагов загрязнения фосфорсодержащими отходами на территории бывшего открытого акционерного общества «Фосфор»;

наличие ежегодно актуализированного регионального перечня объектов накопленного экологического ущерба на территории промышленных предприятий и бывших промышленных площадок;

наличие ежегодно актуализированного перечня промышленных предприятий Самарской области, на которых имеется оборудование, содержащее ПХБ;

наличие ежегодно актуализированного перечня нефтешламонакопителей на территории Самарской области

1. Характеристика текущего состояния в сфере ликвидации

накопленного экологического ущерба и рекультивации бывших

промышленных площадок на территории Самарской области.

Основные проблемы в сфере реализации Программы,

риски реализации Программы

На территории Самарской области находятся два крупных объекта накопленного экологического вреда от предыдущей деятельности: территория бывшего открытого акционерного общества «Средневолжский завод химикатов» (г.о. Чапаевск) (далее – ОАО «СВЗХ») и территория бывшего открытого акционерного общества «Фосфор» (г.о. Тольятти) (далее – ОАО «Фосфор»).

Наиболее крупным объектом накопленного вреда Самарской области является территория бывшего ОАО «СВЗХ» площадью 263 га, на которой начиная с 1912 года осуществлялось производство разнообразных химических веществ. За такой длительный период работы предприятия на его территории накопилось большое количество отходов химического производства.

В целях разработки проекта рекультивации территории бывшего                      ОАО «СВЗХ» в период с 2011 по 2014 год привлекались крупные проектные и научные российские организации.

В 2011 – 2012 годах федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологий» проведены инженерно-экологические изыскания, определены классы опасности токсичных веществ в грунте, в строительных конструкциях, в отстойниках и шламоотстойниках, разработаны исходные данные для проектирования работ по рекультивации территории бывшего ОАО «СВЗХ».

В 2013 году закрытым  акционерным обществом «ЭКРОС – Инжиниринг» (г. Санкт-Петербург) (далее – ЗАО «ЭКРОС – Инжиниринг») проведены инженерные изыскания, разработан проект                               санитарно-защитной зоны и разработана проектно-сметная документация рекультивации территории бывшего ОАО «СВЗХ», а также получено положительное заключение государственной экспертизы федерального автономного учреждения «Главгосэкспертиза России» (далее –                       ФАУ «Главгосэкспертиза России») на проектно-сметную документацию рекультивации территории бывшего ОАО «СВЗХ».

По результатам выполненной ЗАО «ЭКРОС – Инжиниринг»                      в 2013 и 2014 годах работы получено положительное заключение                              ФАУ «Главгосэкспертиза России» на результаты инженерных изысканий, включая инженерно-экологические и инженерно-геологические изыскания, разработан проект санитарно-защитной зоны и получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проект санитарно-защитной зоны рекультивации территории бывшего                     ОАО «СВЗХ», в полном объеме разработана проектно-сметная документация рекультивации территории бывшего ОАО «СВЗХ».

По итогам проведенной ЗАО «ЭКРОС – Инжиниринг» в 2015 году работы получены положительное экспертное заключение                                ФАУ «Главгосэкспертиза России» на проектную документацию и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства «Рекультивация территории бывшего ОАО «СВЗХ»                 (г. Чапаевск)» и положительное экспертное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» на проверку достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства по проектной документации «Рекультивация территорий бывшего ОАО «СВЗХ»                     (г. Чапаевск)».

Сметная стоимость объекта «Рекультивация территорий бывшего ОАО «СВЗХ» составляет 11,7 млрд. рублей. Общая продолжительность проведения работ по рекультивации, определенная разработчиками проекта, составляет 18 лет.

В результате проведенных исследований установлено, что содержание отдельных групп высокотоксичных веществ в грунте превышает предельно допустимые концентрации в сотни тысяч раз. Накопленные отходы на территории ОАО «СВЗХ» размещаются в                     13 очагах загрязнения грунта высокотоксичными веществами, в                       230 зданиях, включающих разрушенные и полуразрушенные здания, а также в крупных хранилищах токсичных веществ: шламоотстойнике, шламонакопителе, отстойно-регулирующей емкости и отстойнике промышленных минеральных сточных вод.

Объем накопленных отходов составляет 3,5 млн. тонн. Состав отходов включает диоксины, хлорорганические пестициды, ПХБ, соли тяжелых металлов (свинец, никель, медь, кадмий, кобальт, цинк), мышьяк, иприт и токсичные продукты его разложения, люизит и токсичные продукты его разложения, ртуть.

В марте 2018 года объект накопленного экологического вреда – территория ОАО «СВЗХ» была включена в государственный реестр объектов накопленного экологического вреда окружающей среде (приказ Минприроды России от 26.02.2018 № 62 «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.08.2017 № 470»).

Территория бывшего ОАО «СВЗХ» является мощным источником эмиссии токсичных веществ в окружающую среду. При этом особенно сильное негативное влияние на реку Чапаевку оказывает самый опасный источник эмиссии токсичных веществ шламоотстойник Ш2, находящийся в непосредственной близости (минимальное расстояние до реки составляет 30 метров) и содержащий вещества 1 класса опасности – гексахлорбензол, гексахлорциклогексан, пентахлорфенолята натрия в объеме 380 тыс. тонн.

В настоящее время качество воды в реке Чапаевке ухудшается. Так,  в соответствии с мониторингом, осуществляемым федеральным государственным бюджетным учреждением «Приволжское УГМС», в течение 2015 – 2017 годов за счет попадания токсичных веществ из шламоотстойника Ш2 в реку Чапаевку показатель состояния воды «грязная» сменилось на «очень грязная» и «экстремально грязная».

При поступлении токсичных веществ в реку Чапаевку и далее в бассейн реки Волги существует реальная угроза их негативного воздействия на население и окружающую среду населенных пунктов, расположенных ниже по течению реки Волги, в том числе таких крупных городов, как Саратов, Волгоград, Астрахань.

В связи с этим в целях исключения эмиссии токсичных веществ из   шламоотстойника Ш2 в реку Чапаевку и далее в бассейн реки Волги необходимо в рамках проекта «Рекультивация территории бывшего               ОАО «СВЗХ» произвести изоляцию источника химической опасности – шламоотстойника Ш2 путем обустройства противофильтрационной завесы.

Другим крупным объектом накопленного экологического вреда является бывшая промышленная площадка ОАО «Фосфор», на территории которой свыше 35 лет производились фосфор и соединения на его основе. После введения в 2007 году конкурсного управления деятельность       ОАО «Фосфор» была прекращена, однако на его территории осталось значительное количество токсичных отходов 1 – 4 класса опасности.

В течение 2009 – 2018 годов обществом с ограниченной ответственностью «ЛЕННИИГИПРОХИМ» (г. Санкт-Петербург) и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Самарский государственный технический университет» (далее – ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет») проводились работы по обследованию территории бывшего ОАО «Фосфор» и инвентаризации отходов. Было установлено, что в составе токсичных отходов содержатся фосфорсодержащий шлам, технический желтый фосфор, органические отходы (смесь фенола, крезолов, ксиленолов, масел, малеиновый ангидрид), некондиционные детергенты (сорпол, берол), сера комовая, сульфат калия. Кроме того, на территории ОАО «Фосфор» находится свыше 190 производственных зданий, сооружений, а также шламонакопителей фосфорсодержащего шлама.

В настоящее время желтый фосфор и фосфорсодержащий шлам, склонные к самовозгоранию, при возникновении благоприятных погодных условий представляют угрозу для окружающей среды и здоровья населения городского округа Тольятти.

По информации администрации городского округа Тольятти, в период с 2012 по 2018 год было зафиксировано 283 случая самовозгорания желтого фосфора. При этом в 2016 году было отмечено 32 случая, в                 2017 году – 27, в 2018 году – 8.

В связи с этим необходимо ликвидировать очаги загрязнения фосфорсодержащими отходами на территории бывшего ОАО «Фосфор».

По результатам проведенной работы ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» было определено, что для ликвидации очагов загрязнения на территории бывшего ОАО «Фосфор» необходимо в рамках разработки технико-экономического обоснования на вариантной основе провести инженерно-геодезические изыскания, инженерно-экологические изыскания, классификацию и категорирование отходов.

После разработки технико-экономического обоснования ликвидации очагов загрязнения фосфорсодержащими отходами на территории бывшего ОАО «Фосфор» на вариантной основе будет возможно определить наиболее эффективный и целесообразный вариант ликвидации очагов загрязнения, категорию отходов, стоимость разработки проектно-сметной документации и сроки проведения работ на территории бывшего ОАО «Фосфор».

В связи с вышеизложенным и в целях своевременного выявления объектов накопленного экологического ущерба на территориях промышленных предприятий и бывших промышленных площадок в Самарской области необходима работа по формированию и поддержанию в актуальном состоянии регионального перечня объектов накопленного экологического ущерба на территории промышленных предприятий и бывших промышленных площадок. Включение вышеназванных объектов в перечень объектов накопленного экологического ущерба на территории промышленных предприятий и бывших промышленных площадок будет способствовать привлечению средств федерального бюджета на ликвидацию накопленного экологического ущерба в рамках государственных и федеральных целевых программ.

В настоящее время в Российской Федерации одной из ключевых экологических проблем является проблема обращения с веществами и материалами, содержащими стойкие органические загрязнители                    (далее – СОЗ). В промышленном секторе такими объектами являются ПХБ, содержащиеся в значительном количестве в диэлектрических жидкостях, используемых в трансформаторном оборудовании, а также в противопожарном или холодильном оборудовании, конденсаторах и других электрических приборах.

Оборот ПХБ-содержащих веществ и материалов, а также других СОЗ в настоящее время регулируется Стокгольмской конвенцией о СОЗ, которая была подписана Российской Федерацией в 2002 году, а ратифицирована в 2011 году.

Существенной проблемой, которая должна быть решена с помощью Стокгольмской конвенции о СОЗ, является ликвидация запасов СОЗ. Многие сотни тысяч тонн устаревших и более не применяемых ядовитых веществ хранятся часто в неконтролируемых и неадекватных условиях. Заключительным этапом выполнения положений Стокгольмской конвенции о СОЗ является всемирный запрет к 2025 году производства, торговли, применения и хранения стойких органических загрязнителей.

Выполнение положений Стокгольмской конвенции о СОЗ в части ликвидации запасов СОЗ особенно актуально для Самарской области, на территории которой располагается значительное количество промышленных предприятий, использующих трансформаторное оборудование.

В связи с вышеизложенным необходимо формирование и ежегодная актуализация перечня промышленных предприятий Самарской области, на которых имеется оборудование, содержащее ПХБ, с целью привлечения средств федерального бюджета на утилизацию данного оборудования в рамках государственных и федеральных целевых программ.

Самарская область является одним из старейших нефтедобывающих регионов России, на территории которого осуществляется добыча нефти с 1936 года. Также на территории региона расположены три крупных нефтеперерабатывающих завода и развитая сеть магистрального нефтетрубопроводного транспорта. В результате деятельности указанных предприятий в советский период на прилегающих к ним территориях образовались нефтешламонакопители, большинство из которых в настоящее время не имеют собственников и могут быть ликвидированы с участием бюджетных средств.

Учитывая вышеизложенное, необходимо формирование и ежегодная актуализация перечня нефтешламонакопителей на территории Самарской области с целью привлечения средств федерального бюджета на их рекультивацию в рамках государственных и федеральных целевых программ.

Следует отметить риски, существующие при реализации Программы, которые могут повлиять на решение проблем в сфере ликвидации накопленного экологического ущерба:

технологические риски: на территориях бывших промышленных площадок накоплено большое количество токсичных отходов различных видов и классов опасности, и их полное обезвреживание может потребовать разработки и применения целого ряда наукоемких и дорогостоящих технологий;

финансовые риски, связанные с увеличением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования;

техногенные и экологические риски: любая крупная природная, технологическая или экологическая катастрофа усугубит негативное воздействие объекта накопленного экологического ущерба, что потребует дополнительных ресурсов на ликвидацию ее последствий;

макроэкономические риски, влияющие в том числе на уровень финансирования мероприятий Программы;

риск неосвоения бюджетных средств: земельный участок на территории бывшего ОАО «Фосфор», на котором размещаются очаги загрязнения фосфорсодержащими отходами, находится в федеральной собственности, в связи с этим для проведения проектно-изыскательских работ потребуется длительная процедура согласования с собственником земельного участка права проведения данных работ, что может привести к увеличению срока реализации мероприятия и неосвоению бюджетных средств.

2. Долгосрочные приоритеты региональной политики в сфере реализации

Программы, цель и задачи Программы, планируемые результаты

реализации Программы

Выбор приоритетов Программы определен Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области                      от 12.07.2017 № 441.

Стратегической целью в области экологического развития является обеспечение экологически ориентированного роста экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Исходя из стратегических приоритетов региональной политики целью Программы является снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических факторов, возникших в результате прошлой хозяйственной деятельности, на биосферу, техносферу и экологическую систему, а также повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем Самарской области.

Для достижения цели Программы предусматривается решение следующих задач:

проведение проектных работ по ликвидации (обезвреживанию) источников и очагов химической опасности на территории бывшего                 ОАО «СВЗХ» (г.о. Чапаевск) и очагов загрязнения фосфорсодержащими отходами на территории бывшего ОАО «Фосфор»  (г.о. Тольятти);

выявление и предупреждение возникновения объектов накопленного экологического ущерба на территории промышленных предприятий и бывших промышленных площадок.

Планируемыми результатами реализации Программы являются:

разработка и утверждение проектно-сметной документации для проведения работ по 1 этапу реализации проекта «Рекультивация территории бывшего ОАО «СВЗХ» (г.о. Чапаевск) – «Изоляция источника химической опасности – шламоотстойника Ш2»;

разработка и утверждение технико-экономического обоснования на вариантной основе для проведения работ по ликвидации очагов загрязнения фосфорсодержащими отходами на территории бывшего              ОАО «Фосфор»;

наличие ежегодно актуализированного регионального перечня объектов накопленного экологического ущерба на территории промышленных предприятий и бывших промышленных площадок;

наличие ежегодно актуализированного перечня промышленных предприятий Самарской области, на которых имеется оборудование, содержащее ПХБ;

наличие ежегодно актуализированного перечня нефтешламонакопителей на территории Самарской области.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на  2014 – 2019 годы и реализуется в один этап.

4. Описание мер правового и государственного регулирования, направленных на достижение цели Программы

Правовое регулирование мероприятий Программы, направленных на снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических факторов, возникших в результате прошлой хозяйственной деятельности, на биосферу, техносферу и экологическую систему, а также повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем, регламентируется:

постановлением Правительства Российской Федерации                     от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»;

постановлением Правительства Российской Федерации                           от 29.12.2010 № 1188 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Самарской области на проведение инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий, а также на разработку проектно-сметной документации рекультивации территории бывшего открытого акционерного общества «Средне-Волжский завод химикатов» (г. Чапаевск)»;

приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18.02.2011 № 189 «Об утверждении формы Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Самарской области на проведение инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий, а также на разработку проектно-сметной документации рекультивации территории бывшего открытого акционерного общества «Средне-Волжский завод химикатов»                          (г. Чапаевск)»;

постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2011  № 522 «Об установлении значений показателей результативности предоставления в 2011 – 2015 годах субсидии из федерального бюджета бюджету Самарской области на проведение инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий, а также на разработку проектно-сметной документации рекультивации территории бывшего открытого акционерного общества «Средне-Волжский завод химикатов»                                  (г. Чапаевск)».

5. Перечень стратегических показателей

(индикаторов) Программы

Перечень стратегических показателей (индикаторов) Программы с указанием плановых значений до 2030 года приведен в приложении 1 к Программе.

Методика расчета стратегических показателей (индикаторов) Программы приведена в приложении 2 к Программе.

6. Перечень тактических показателей

(индикаторов) Программы

В целях оценки эффективности реализации Программы используются тактические показатели (индикаторы).

Перечень тактических показателей (индикаторов), характеризующих ежегодный ход и итоги реализации Программы, с указанием плановых значений по годам ее реализации приведен в приложении 3 к Программе.

Методика расчета тактических показателей (индикаторов) Программы приведена в приложении 2 к Программе.

7. Информация о ресурсном обеспечении Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 736 094,567 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 651 158,5 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета – 84 936,067 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году – 474 337,973 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 456 178,5 тыс. рублей, за исключением поступающих в областной бюджет – 128 400,0 тыс. рублей, а также средств областного бюджета – 18 159,473 тыс. рублей;

в 2015 году – 206 732,885 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета, не поступающие в областной бюджет – 194 980,0 тыс. рублей, а также не использованный на 01.01.2015 остаток средств областного бюджета – 11 752,885 тыс. рублей;

в 2016 годах финансирование мероприятий осуществлялось в рамках средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности министерства промышленности и торговли Самарской области;

в 2017 – 2018 годах финансирование мероприятий не осуществлялось в связи с приостановлением действия Программы;

в 2019 году – 66 776,594 тыс. рублей  за счет средств областного бюджета.

Мероприятия, указанные в пунктах 1.1 и 1.3 приложения 4 к Программе, финансируются за счет средств областного и федерального бюджетов в форме бюджетных ассигнований, в том числе на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд, в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период министерству.

Мероприятия, указанные в пунктах 1.2. и 1.4. приложения 4 к Программе, финансируются в форме бюджетных инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности, предусмотренных законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период министерству.

Перечень мероприятий Программы приведен в приложении 4 к Программе.

8. Методика комплексной оценки эффективности

реализации Программы

Комплексная оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно в течение всего срока ее реализации и по окончании реализации и включает в себя оценку степени выполнения мероприятий Программы и оценку эффективности реализации Программы.

Оценка степени выполнения мероприятий Программы

Степень выполнения мероприятий Программы за отчетный год рассчитывается как отношение количества мероприятий, выполненных в отчетном году в установленные сроки, к общему количеству мероприятий, предусмотренных к выполнению в отчетном году.

Степень выполнения мероприятий Программы по окончании ее реализации рассчитывается как отношение количества мероприятий, выполненных за весь период реализации Программы, к общему количеству мероприятий, предусмотренных к выполнению за весь период ее реализации.

Оценка эффективности реализации Программы

Эффективность реализации Программы рассчитывается путем соотнесения степени достижения значений тактических показателей (индикаторов) Программы к уровню ее финансирования (расходов).

Показатель эффективности реализации Программы (R) за отчетный год рассчитывается по формуле

где N – количество тактических показателей (индикаторов) Программы;

– плановое значение n-го тактического показателя  (индикатора);

– значение n-го тактического показателя (индикатора) на конец отчетного года;

FПлан. – объем ресурсов, предусмотренных (направленных) на реализацию Программы в отчетном году;

FФакт. – объем ресурсов, освоенных в ходе реализации Программы на конец отчетного года.

Для расчета показателя эффективности реализации Программы используются тактические показатели (индикаторы), достижение значений которых запланировано в отчетном году. В случае если фактическое значение n-го тактического показателя (индикатора) превысило его плановое значение более чем на 30%, степень достижения данного тактического показателя (индикатора) принимается равной 130%.

Оценка эффективности реализации Программы за весь период реализации рассчитывается как среднее арифметическое значений показателей эффективности реализации Программы за все отчетные годы.

Критерии комплексной оценки эффективности реализации Программы установлены в приложении 5 к Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Самарской области, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 20.09.2013 № 498.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к государственной программе

Самарской области «Ликвидация накопленного

экологического ущерба и рекультивация бывших

промышленных площадок на территории

Самарской области» на 2014 – 2019 годы

Перечень

стратегических показателей (индикаторов) государственной программы Самарской области

«Ликвидация накопленного экологического ущерба и рекультивация бывших промышленных площадок на территории

Самарской области» на 2014 – 2019 годы

№ п/п

Наименование цели, стратегического показателя (индикатора)

Единица измерения

Значение стратегического показателя (индикатора) по годам

отчет,

2018

оценка,

2019

плановый период (прогноз)

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

Цель. Снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических факторов, возникших в результате прошлой хозяйственной деятельности, на биосферу, техносферу и экологическую систему, а также повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем Самарской области

1.

Численность населения, проживающего на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной деятельностью

человек

780186

780000

780000

780000

780000

780000

705000

705000

705000

705000

705000

705000

705000

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к государственной программе

Самарской области «Ликвидация накопленного

экологического ущерба и рекультивация бывших

промышленных площадок на территории

Самарской области» на 2014 – 2019 годы

Методика

расчета стратегических и тактических показателей (индикаторов) государственной программы Самарской области

«Ликвидация накопленного экологического ущерба и рекультивация бывших промышленных площадок на территории

Самарской области» на 2014 – 2019 годы



п/п

Наименование показателя

(индикатора)

Методика расчета показателя

(индикатора)

Источник информации для расчета значения показателя (индикатора)

Примечание

1.

Численность населения, проживающего на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной деятельностью

Стратегический показатель рассчитывается по формуле

Р = ЧНЭС – ЧОНЭС,

где

ЧНЭС = ЧЧап + ЧТол

ЧЧап – численность населения, проживающего в г.о. Чапаевск, человек,

ЧТол – численность населения, проживающего в г.о. Тольятти, человек,

ЧНЭС – численность населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной деятельностью, человек,

ЧОНЭС – численность населения, проживающего не территориях, освобожденных от негативного воздействия, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью, человек

Статистический сборник «Самарский статистический ежегодник», раздел «Население»

2.

Количество положительных заключений государственной экспертизы проектно-сметной документации на рекультивацию территории бывших промышленных площадок

Тактический показатель рассчитывается по формуле

Р = Рзакл,

где Рзакл – количество положительных заключений государственной экспертизы проектно-сметной документации на рекультивацию территории бывших промышленных площадок в отчетном году

Положительные заключения, выданные федеральным автономным учреждением  «Главгосэкспертиза России» на проектно-сметную документацию на рекультивацию территории бывших промышленных площадок

3.

Количество подготовленных пакетов проектно-сметной документации по проекту

«Рекультивация территории бывшего открытого акционерного общества «Средневолжский завод химикатов» (г.о. Чапаевск).           1 этап. «Изоляция источника химической опасности – шламоотстойника Ш2»

Тактический показатель рассчитывается по формуле

Р = РпакСВЗХ,

где РпакСВЗХ  –  количество подготовленных пакетов проектно-сметной документации по проекту «Рекультивация территории бывшего открытого акционерного общества «Средневолжский завод химикатов»                      (г.о. Чапаевск) с положительным заключением федерального автономного учреждения  «Главгосэкспертиза России» в отчетном году

Акт выполненных работ по разработке проектно-сметной документации по проекту «Рекультивация территории бывшего открытого акционерного общества «Средневолжский завод химикатов»  (г.о. Чапаевск).            1 этап. «Изоляция источника химической опасности – шламоотстойника Ш2»

4.

Количество подготовленных пакетов документов на проведение работ по ликвидации очагов загрязнения фосфорсодержащими отходами  на территории бывшего открытого акционерного общества «Фосфор»

Тактический показатель рассчитывается по формуле

Р = РпакФосфор,

где РпакФосфор  –  количество подготовленных пакетов документов на проведение работ по ликвидации очагов загрязнения фосфорсодержащими отходами на территории бывшего открытого акционерного общества «Фосфор» в отчетном году

Акт выполненных работ по разработке пакета документов на проведение работ по ликвидации очагов загрязнения фосфорсодержащими отходами на территории бывшего открытого акционерного общества «Фосфор»

5.

Наличие ежегодно актуализированного регионального перечня объектов накопленного экологического ущерба на территории промышленных предприятий и бывших промышленных площадок

При значении тактического показателя:

0 – актуализированный перечень отсутствует;

1 – актуализированный перечень имеется

Результаты ежегодного мониторинга объектов накопленного экологического ущерба Самарской области на территории промышленных предприятий и бывших промышленных площадок,  проводимого министерством промышленности и торговли Самарской области

6.

Наличие ежегодно актуализированного перечня промышленных предприятий Самарской области, на которых имеется оборудование, содержащее полихлорированные бифенилы

При значении тактического показателя:

0 – актуализированный перечень отсутствует;

1 – актуализированный перечень имеется

Результаты ежегодного мониторинга промышленных предприятий Самарской области, на которых имеется оборудование, содержащее полихлорированные бифенилы,  проводимого министерством промышленности и торговли Самарской области

7.

Наличие ежегодно актуализированного перечня нефтешламонакопителей на территории Самарской области

При значении тактического показателя:

0 – актуализированный перечень отсутствует;

1 – актуализированный перечень имеется

Результаты ежегодного мониторинга нефтешламонакопителей на территории Самарской области, проводимого министерством промышленности и торговли Самарской области

8.

Количество организованных семинаров, круглых столов для промышленных предприятий Самарской области в целях предупреждения возникновения объектов накопленного экологического ущерба

Тактический показатель рассчитывается по формуле

Р = Рмер,

где Рмер – количество организованных семинаров, круглых столов для промышленных предприятий Самарской области в целях предупреждения возникновения объектов накопленного экологического ущерба

Информация министерства промышленности и торговли Самарской области о проводимых мероприятиях с участием промышленных предприятий Самарской области, органов исполнительной и законодательной власти в целях предупреждения возникновения объектов накопленного экологического ущерба

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

к государственной программе

Самарской области «Ликвидация накопленного

экологического ущерба и рекультивация бывших

промышленных площадок на территории

Самарской области» на 2014 – 2019 годы

Перечень

тактических показателей (индикаторов), характеризующих ежегодный ход и итоги реализации государственной программы

Самарской области «Ликвидация накопленного экологического ущерба и рекультивация бывших промышленных площадок

на территории Самарской области» на 2014 – 2019 годы

№ п/п

Наименование цели, задачи, показателя (индикатора)

Единица измерения

Значение тактического показателя (индикатора) по годам

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Цель. Снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических факторов, возникших в результате прошлой хозяйственной деятельности, на биосферу, техносферу и экологическую систему, а также повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем Самарской области

Задача 1. Проведение проектных работ по ликвидации (обезвреживанию) источников и очагов химической опасности на территории бывшего открытого акционерного общества «Средневолжский завод химикатов» (г.о. Чапаевск) и очагов загрязнения фосфорсодержащими отходами на территории бывшего открытого акционерного общества «Фосфор» (г.о. Тольятти)

1.

Количество положительных заключений государственной экспертизы проектно-сметной документации на рекультивацию территорий бывших промышленных площадок

единиц

1

2.

Количество подготовленных пакетов

проектно-сметной документации по проекту «Рекультивация территории бывшего открытого акционерного общества «Средневолжский завод химикатов» (г.о. Чапаевск). 1 этап. «Изоляция источника химической опасности – шламоотстойника Ш2»

единиц

1

3.

Количество подготовленных пакетов документов на проведение работ по ликвидации очагов загрязнения фосфорсодержащими отходами 

на территории бывшего открытого акционерного общества «Фосфор»

единиц

1

Задача 2. Выявление и предупреждение возникновения объектов накопленного экологического ущерба на территории промышленных предприятий и бывших промышленных площадок

4.

Наличие ежегодно актуализированного регионального перечня объектов накопленного экологического ущерба на территории промышленных предприятий и бывших промышленных площадок

единиц

1

1

1

5.

Наличие ежегодно актуализированного перечня промышленных предприятий Самарской области, на которых имеется оборудование, содержащее полихлорированные бифенилы

единиц

1

1

1

6.

Наличие ежегодно актуализированного перечня нефтешламонакопителей на территории Самарской области

единиц

1

1

1

7.

Количество организованных семинаров, круглых столов для промышленных предприятий Самарской области в целях предупреждения возникновения объектов накопленного экологического ущерба

единиц

2

2

2

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

к государственной программе

Самарской области «Ликвидация накопленного

экологического ущерба и рекультивация бывших

промышленных площадок на территории

Самарской области» на 2014 – 2019 годы

Перечень

мероприятий государственной программы Самарской области «Ликвидация накопленного экологического ущерба и рекультивация бывших промышленных площадок

на территории Самарской области» на 2014 – 2019 годы



п/п

Наименование,

цели, задачи,

мероприятия

Исполнители

мероприятия

Срок

реализации, годы

Источники

финансирования

Объем финансирования, тыс. рублей

Тактический

показатель

(индикатор),

характеризующий выполнение

соответствующего

мероприятия

Всего

в том числе по годам

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Цель. Снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических факторов, возникших в результате прошлой хозяйственной деятельности,

на биосферу, техносферу и экологическую систему, а также повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем Самарской области

Задача 1. Проведение проектных работ по ликвидации (обезвреживанию) источников и очагов химической опасности на территории бывшего открытого акционерного общества «Средневолжский завод химикатов» (г.о. Чапаевск) и очагов загрязнения фосфорсодержащими отходами на территории бывшего открытого акционерного

общества «Фосфор»  (г.о. Тольятти)

1.1.

Рекультивация территорий бывшего открытого акционерного общества «Средне – Волжский завод химикатов»        (г. Чапаевск)

Министерство промышленности и торговли

Самарской

области

2014 – 2015

Всего

В том числе:

345937,973

345937,973

11752,885*

Пункт 1

приложения 1

к Программе

за счет средств федерального бюджета

327778,5

327778,5

за счет средств областного бюджета

18159,473

18159,473

не использованный на 01.01.2015

остаток средств областного бюджета

11752,885*

11752,885*

1.2.

Корректировка проектно-сметной документации проекта «Рекультивация территории бывшего открытого акционерного общества «Средневолжский завод химикатов»

(г.о. Чапаевск)»

с выделением

1 этапа  работ: «Изоляция источника химической опасности – шламоотстойника Ш2»

Министерство промышленности и торговли

Самарской

области

2019

Всего

В том числе:

за счет средств федерального бюджета

за счет средств областного бюджета

50000

50000

50000

50000

Пункт 2

приложения 3

к Программе

1.3.

Обезвреживание, утилизация отходов, находящихся на территории бывшего открытого акционерного общества

«Фосфор»***

Министерство промышленности и торговли

Самарской

области

2014 – 2015

Всего

В том числе:

323380,0**

128400,0**

194980,0**

за счет средств федерального бюджета

323380,0**

128400,0**

194980,0**

за счет средств областного бюджета

1.4.

Разработка технико-экономичес-кого обоснования

на вариантной

основе для  проведения работ по ликвидации очагов загрязнения фосфорсодержащими отходами на территории бывшего открытого акционерного общества «Фосфор» (г.о. Тольятти)

Министерство промышленности и торговли

Самарской

области

2019

Всего

В том числе:

за счет средств федерального бюджета

за счет средств областного бюджета

16 776,594

16 776,594

16 776,594

16 776,594

Пункт 3

приложения 3

к Программе

Итого по задаче 1

Всего

В том числе:

736094,567****

474337,973

206732,885

66776,594

за счет средств федерального бюджета

651158,5

323380,0**

456178,5

128400,0**

194980,0

194980,0**

за счет средств областного бюджета

84936,067

18159,473

66776,594

не использованный на 01.01.2015

остаток средств

областного бюджета

11752,885*

11752,885*

Задача 2. Выявление и предупреждение возникновения объектов накопленного экологического ущерба на территории промышленных предприятий и бывших

промышленных площадок

2.1.

Формирование

и ежегодная актуализация регионального перечня объектов накопленного экологического ущерба на территории промышленных предприятий и бывших промышленных площадок

Министерство промышленности и торговли Самарской

области

2014 – 2016

В рамках

текущей

деятельности

В рамках

текущей

деятельности

В рамках

текущей

деятельности

В рамках

текущей

деятельности

Пункт 4

приложения 3

к Программе

2.2.

Формирование

и ежегодная актуализация перечня промышленных предприятий Самарской области, на которых имеется оборудование, содержащее полихлорированные бифенилы

Министерство промышленности и торговли

Самарской

области

2014 – 2016

В рамках

текущей

деятельности

В рамках

текущей

деятельности

В рамках

текущей

деятельности

В рамках

текущей

деятельности

Пункт 5

приложения 3

к Программе

2.3.

Формирование

и ежегодная актуализация перечня нефтешламонакопителей на территории Самарской области

Министерство промышленности и торговли

Самарской

области

2014 – 2016

В рамках

текущей

деятельности

В рамках

текущей

деятельности

В рамках

текущей

деятельности

В рамках

текущей

деятельности

Пункт 6

приложения 3

к Программе

2.4.

Проведение семинаров, круглых

столов для промышленных предприятий Самарской области

Министерство промышленности и торговли

Самарской

области

2014 – 2016

В рамках

текущей

деятельности

В рамках

текущей

деятельности

В рамках

текущей

деятельности

В рамках

текущей

деятельности

Пункт 7

приложения 3

к Программе

Всего

по Программе

В том числе:

736094,567****

474337,973

206732,885

66776,594

за счет средств федерального бюджета

651158,5

323380,0**

456178,5

128400,0**

194980,0

194980,0**

за счет средств областного бюджета

84936,067

18159,473

66776,594

не использованный на 01.01.2015

остаток средств

областного бюджета

11752,885*

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Не использованный по состоянию на 01.01.2015 остаток средств областного бюджета исключается из общего объема финансирования мероприятия и Программы в                 целом.

** Информация об объемах финансирования за счет средств федерального бюджета, не поступивших в областной бюджет, носила справочный характер и не могла

являться основанием для возникновения расходных обязательств Самарской области, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета. В 2014 – 2018 годах финансирование мероприятия из федерального бюджета не осуществлялось.

*** Мероприятие в Программе приведено справочно. При оценке степени выполнения мероприятий Программы данное мероприятие не учитывается.

**** Без учета не использованного по состоянию на 01.01.2015 остатка средств областного бюджета.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 24.09.2019
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать