Основная информация

Дата опубликования: 10 августа 2010г.
Номер документа: RU04000201000489
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Бурятия
Принявший орган: Правительство Республики Бурятия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 10 АВГУСТА 2010 ГОДА № 335

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

В целях создания отрасли охотничьего туризма в Республике Бурятия и достижения ее устойчивого развития, на основании Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития охотничьего туризма в Республике Бурятия на период до 2020 года*.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент – Председатель

Правительства Республики Бурятия

В.В.Наговицын

___________________

Проект представлен Республиканской службой по охране, контролю

и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных

к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования

тел. 41-98-81

1

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Бурятия

от 10.08. 2010 № 335

Концепция

развития охотничьего туризма в Республике Бурятия на период до 2020 года

1. Введение

Концепция развития охотничьего туризма в Республике Бурятия на период до 2020 года (далее – концепция) имеет целью создание и устойчивое развитие данного направления деятельности в республике на период до 2020 года. Концепция направлена на создание организационно-правовых и экономических условий для формирования охотничьего туризма на территории Республики Бурятия с учетом имеющегося потенциала охотничьих хозяйств республики.

Концепция разработана на основе анализа охотхозяйственного комплекса Республики Бурятия, в том числе развития охотничьего туризма в Республике Бурятия с 1990 года по настоящее время. В ней учтены специфические особенности данного направления туризма, тенденции и спрос мирового рынка охотничьего туризма.

Концепция устанавливает направления и пути решения проблем в данной сфере и служит основанием для развития как самой отрасли, так и отраслей, входящих в кластер туризма.

Правовой основой разработки концепции являются Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», Закон Республики Бурятия от 09.11.2007 г. № 2595-III «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года», Закон Республики Бурятия от 21.11.1995 г. № 210-I «О туризме».

2. Анализ состояния сферы охотничьего туризма в Республике Бурятия

2.1. Основные понятия

Под охотничьим туризмом в настоящей концепции понимается организованное оплачиваемое путешествие с целью проведения трофейной охоты, обеспеченное комплексом стандартных (проживание, питание и т.д.) и специфических (оформление ввоза оружия и вывоза трофеев, сопровождение егеря и т.д.) услуг.

2.2. История вопроса

Плановое развитие охотничьего туризма в СССР и России берет начало с момента выхода 14.06.1965 г. соответствующего постановления Совета Министров РСФСР. Тогда же были определены требования к охотхозяйствам, перечень услуг и цены на охотничьи трофеи. На данный период развитие охотничьего туризма – в данном случае поток охоттуристов - сдерживался монополией государства на этот бизнес. Организация и проведение охоттуров осуществлялись только через государственные лесоохотничьи и охотничьи хозяйства.

В начале 1990 гг. поток туристов в Россию резко увеличился. По отдельным оценкам, ежегодное число охотников – иностранцев в период с 1980 г. по 1993 г. резко достигает 2,5-3,0 тысяч человек в год.

Только Главохота РСФСР получила от организации и проведения охотничьего туризма в 1990 г. около 1,5 млн. долларов США.

За последние три года ежегодно в республику приезжает как граждан России, так и иностранцев в пределах 30 человек.

2.3. Динамика и состав туристского потока

За период 2003 - 2006 гг. всего выдано 60 охотничьих билетов иностранного охотника. В том числе в 2003 г. - 14, из них гражданам Австрии - 7, Франции - 5, Швейцарии - 2; в 2004 г. - 14, из них гражданам Франции - 7, Австрии - 1, Германии - 2, Швейцарии - 1, Польши - 2; в 2005 г. - 20, в том числе гражданам Польши - 5, Австрии - 9, Германии - 2, Чехии - 4; в 2006 г. - 12, в том числе гражданам Польши - 9, Словении - 1, Австрии - 1, Германии - 1.

В Республике Бурятия за последнее десятилетие сложился определенный рынок предоставления услуг организации охотничьих туров иностранным охотникам. Учитывая, что в одной охоте участвует 1-3 охотника, можно предположить, что в году осуществляется 6-10 легитимных охот с участием иностранцев.

В охотах участвуют граждане европейских государств среднего и ниже среднего уровня достатка, имеющие непритязательные требования к условиям организации и проведения охотничьих туров. Это такие виды охот, как весенняя – на медведя «на приваде» в пакете с охотой на глухаря, на тетерева «на току», реже - осенняя - на изюбра «на реву», «трофейная» на косулю.

2.4. Деятельность по предоставлению услуг по организации охотничьих туров

Организация охотничьих туров осуществляется в республике посредством небольших туроператорских фирм г. Москвы и г. Иркутска. Услуги по организации охоты оказывают охотничьи хозяйства республики. Из 48 хозяйствующих субъектов охотхозяйственного комплекса республики только 5-6 хозяйств имеют деловые связи с туроператорами и ежегодно проводят в среднем 1-3 охотничьих тура. Еще 2-3 охотхозяйства занимаются данной деятельностью периодически, при наличии спроса.

Следствием неразвитости данной сферы является небольшой объем доходов, ограниченное количество рабочих мест. Объем доходов, получаемых охотничьими хозяйствами от оказания охотничье-туристических услуг, не обеспечивает их производственные и социальные нужды, не позволяет им развивать данное направление деятельности, а является лишь источником дополнительного дохода. Отсутствие необходимого уровня организации услуг, соответствующей инфраструктуры, слабая конкурентоспособность, недостаточная рекламная деятельность являются причинами небольшой известности Республики Бурятия на рынке охотничьего туризма и недостатка клиентов.

2.5. Порядок использования охотничьих ресурсов

В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правом пользования охотничьими ресурсами обладают граждане Российской Федерации, имеющие удостоверение на право охоты (охотничий билет) и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в установленном порядке, за исключением случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся к охотничьему оружию.

Иностранные граждане осуществляют охоту при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия на основании договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.

Порядок использования охотничьих ресурсов с изъятием их из среды обитания или без такового определен Федеральным законом от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Республики Бурятия.

2.6. Территории охотничьих угодий для развития охотничьего туризма

Развитие охотничьего туризма в Республике Бурятия основано на ресурсном потенциале охотничьих угодий, а также рекреационном потенциале республики - на ее территории сосредоточены объекты мирового культурного и исторического наследия, уникальные природные и лечебные ресурсы.

Охотничьи угодья с высоким потенциалом охотничьих ресурсов занимают около 50 % от общей площади охотугодий республики. При этом наиболее значимые для проведения охотничьих туров угодья находятся в границах 11 административных районов:

- прибрежная зона озера Байкал - Баргузинский, Кабанский, Прибайкальский, Северо-Байкальский районы;

- горно-таежные зоны - Окинский, Курумканский, Закаменский, Баунтовский районы;

- таежные и степные зоны, наиболее приближенные к г. Улан-Удэ - Хоринский, Тарбагатайский, Селенгинский районы.

2.7. Состояние охотничьих ресурсов

Охотничьими ресурсами Республики Бурятия являются популяции диких охотничьих зверей и птиц, используемых для промысловой и любительской охоты.

К основным объектам охоты, добываемым на территории республики, относятся 28 видов млекопитающих (пушные звери, дикие копытные животные), 6 видов боровой дичи (куриных) и около 30 видов водоплавающих птиц. Основу промысла составляют соболь, белка, лисица, заяц, ондатра, колонок, горностай; среди копытных объектами являются лось, изюбр, кабарга, кабан, косуля, северный олень; в группе пернатой дичи - глухарь обыкновенный и каменный, тетерев, рябчик, даурская куропатка.

Охотничьи ресурсы обладают быстрой воспроизводимостью, что создает возможность их непрерывного, устойчивого и практически бесконечного использования. Вместе с тем необходимо помнить о сезонном характере использования охотничьих ресурсов, непостоянстве численности охотничьих животных в пространстве и во времени, а также об ограничениях в использовании некоторых объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Анализ численности основных видов охотничьих животных в динамике последних 10 лет показывает стабильное состояние популяций диких копытных животных - изюбра, косули, кабана, кабарги, дикого северного оленя, а также пушных видов. По некоторым видам, таким, как белка, заяц, горностай, наблюдается колебание численности по годам в пределах нормы, что напрямую связано с состоянием кормовой базы и климатическими условиями года. В связи с сокращением спроса на пушно-меховую продукцию по таким видам, как лисицы, ондатра, сурок, наблюдается рост численности.

С 2001 года наблюдается рост численности медведя на территории республики, ежегодный объем возможной добычи данного вида составляет более четырехсот особей.

Республика обладает значительными ресурсами пернатой дичи. Численность всех видов боровой и полевой дичи имеет тенденцию роста. Ежегодно на пролете в весенний период регистрируется около 5-6 млн. особей водно-болотных охотничьих птиц, из них 1,5-2 млн. - водоплавающие птицы - утки и гуси.

Ежегодно объем изъятия охотничьих ресурсов определяется для республики исходя из биологической численности видов, уровня их воспроизводства, наличия эпизоотий в популяциях диких животных и других абиотических и антропогенных факторов конкретного года. Ограничения в использовании какого-либо вида охотничьих животных устанавливаются в исключительных случаях с целью сохранения и воспроизводства популяции. Они могут иметь локальный (в границах одного охотничьего участка) характер, районный или региональный уровень. Ограничения во времени могут быть различными. В республике установлен постоянный запрет на добычу дикого северного оленя, за исключением границ Северо-Байкальского, Баунтовского эвенкийского и Муйского районов.

2.8. Состояние охотхозяйственного комплекса

Пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира.

Охотничье хозяйство Республики Бурятия ведется ради получения охотхозяйственной продукции (пушнины, мяса, лекарственно-технического сырья и другой продукции), предоставления услуг в виде самой охоты. Ведение охотничьего хозяйства имеет, кроме того, эстетический, социальный аспекты, является одним из важных инструментов регуляции экосистем (экологический аспект). Основой материальной базы для деятельности охотничьего хозяйства являются охотничьи базы и кордоны, охотничьи избушки и специальные сооружения для производства охоты, охотхозяйственные сооружения (кормушки, посевные и подкормочные поля, солонцы, аншлаги и др.).

К настоящему времени вследствие интенсивного развития промышленной деятельности экономическое значение охотничьего хозяйства, как и других видов традиционного природопользования, осуществляемых на территории республики, минимально. Однако социальное значение традиционного хозяйственного сектора остается по-прежнему высоким. Это связано как с необходимостью обеспечения устойчивого развития северных этносов, так и поддержки сельского образа жизни в целом.

Уровень организации и ведения охотничьего хозяйства, объемы и качество получаемой продукции у большинства современных охотпользователей существенно ухудшились. Основные причины - низкая доходность производства и заготовок промысловой продукции, отсутствие собственных оборотных средств, невостребованность охотпродукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке, переориентация части охотпользователей на иные источники доходов и в ряде случаев - некомпетентный менеджмент, неспособный самостоятельно организовать охотничий бизнес даже в благоприятном по экономическим возможностям регионе или профессионально воспользоваться поддержкой, оказываемой Правительством Республики Бурятия.

В целом отсутствие собственных финансовых средств и инвестиций в отрасль приводит к примитивизации долгосрочного охотпользования, его невосприимчивости к современным инновационным технологиям, к неспособности в полной мере осуществлять возложенные на охотпользователей обязанности по охране и воспроизводству объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Современное состояние охотничьего хозяйства республики оценивается специалистами как кризисное. Несмотря на происходящий в последние годы экономический рост и увеличение объемов продаж на основных товарных охотничьих рынках России, негативная хозяйственная инерция, характерная для охотничьего хозяйства республики, сохраняется. Сложившаяся во второй половине 1990-х годов организационно-хозяйственная система пока не способна самостоятельно и оперативно приспосабливаться к изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры. Охотничьи ресурсы систематически недоосваиваются.

В целом недоосвоение хозяйственно-возможной продуктивности охотничьих угодий является одной из основных проблем охотничьего хозяйства Республики Бурятия. Общий объем недополученной охотхозяйственной продукции, не считая услуг, оценивается в 138 млн. рублей (2006 г.). Помимо внутриотраслевых экономических причин, обусловливающих низкую эффективность традиционного хозяйственного комплекса, немаловажной проблемой является снижение биологической и хозяйственно-возможной продуктивности промысловых угодий, затронутых или выведенных из пользования промышленно-транспортным освоением.

В несколько лучшем положении находится спортивная охота. В отличие от промысловой она способна обходиться без прямого дотирования охотничьей деятельности. Спортивная охота в Республике Бурятия носит преимущественно некоммерческий характер и зависит, с одной стороны, от численности населения, занимающегося данным видом охоты, а с другой стороны, - от наличия и доступности охотничьих ресурсов, и, прежде всего, охотничьих угодий. Сокращение их площади ограничивает спортивную охоту, является фактором, лимитирующим ее развитие в перспективе.

Современные проблемы охотничьего хозяйства Республики Бурятия имеют организационно-экономический, нормативно-правовой и технологический характер. Вследствие значительных социально-экономических различий, существующих в развитии отдельных районов республики, требуется специальный комплекс мероприятий по развитию охотничьего хозяйства на конкретных территориях, направленный как на разрешение текущих проблем, так и на перспективное развитие.

2.9. Инфраструктура охотничьего туризма

Инфраструктура охотничьего туризма предполагает совокупность объектов для размещения и проживания туристов (гостиничные комплексы, гостевые дома, охотничьи базы), специальные сооружения для проведения охоты (охотничьи избушки, кордоны, вышки и др.), тепло- и электроэнергетики, водоснабжения, утилизации отходов, дорожной инфраструктуры.

Вместе с тем в Республике Бурятия практически отсутствует инфраструктура для развития охоттуризма. Сегодня для целей охоттуризма преимущественно используются объекты инфраструктуры, созданные для ведения охотничьего хозяйства, промысловой и любительской охоты (подъездные пути, пешеходные тропы и дорожки, охотничьи избушки, автономные системы энергетики и утилизации отходов), состояние и численность которых не отвечает требованиям для развития сферы охотничьего туризма на должном уровне. Из объектов инфраструктуры общего пользования в сфере охотничьего туризма используется, прежде всего, дорожная сеть республики.

Дорожная сеть Республики Бурятия имеет мало дорог с твердым покрытием. По отдельным направлениям (Баргузинский, Прибайкальский, Еравнинский, Окинский районы) действуют участки грунтовых дорог, что ухудшает условия движения транспорта. Данное обстоятельство наряду с неразвитостью придорожного сервиса является серьезным препятствием для развития охотничьего туризма и доставки туристов к местам охоты.

2.10. Состояние кадровой базы

Охотничий туризм - достаточно специфический вид туризма, предполагающий наличие специалистов, имеющих соответствующую подготовку как в сфере организации туризма, так и в сфере производства охоты, биологии и экологии животных, в связи с чем развитие кадровой базы сопряжено с рядом проблем.

В Республике Бурятия подготовку специалистов в сфере ведения охотничьего хозяйства осуществляет только Бурятская сельскохозяйственная академия с ежегодным выпуском 20-30 специалистов очной и заочной форм обучения. Большая часть охотоведов, работающих в Бурятии, - выпускники Иркутской сельскохозяйственной академии. Ежегодно данное учебное заведение оканчивают в пределах 40 специалистов-охотоведов очной и 20 - заочной форм обучения. Программы обучения данных вузов не предусматривают дисциплины по организации туристической деятельности.

Потребность в специалистах-охотоведах испытывают около 70-80 % охотничьих хозяйств республики, то есть 40-45 охотхозяйств.

Что касается кадровой базы туризма, то она формируется в основном из менеджеров-управленцев, тогда как в данном случае необходимы специалисты низшего и среднего звена, обслуживающий персонал со специальными навыками в сфере организации туристической охоты.

На кадровый дефицит в охотничьей отрасли отрицательно сказывается также такой фактор, как низкая средняя заработная плата персонала.

2.11. Определение роли охотничьего туризма

1. Охота и охотничья отрасль республики являлись и являются традиционным видом деятельности для населения и хозяйствующих субъектов на территории Республики Бурятия и имеют многовековые традиции.

2. Охотой как видом активного отдыха и спорта увлекается определенная часть населения республики. На 1 января 2010 года численность охотников составляла 21 тыс. человек.

3. Охотничья отрасль дает постоянные рабочие места, а также сезонную занятость в сфере охоты тысячам жителей республики, в первую очередь, в отдельных и слаборазвитых в промышленном отношении районах. Прежде всего, речь идет о людях, занятых на работе по ведению охотничьего хозяйства, проведению биотехнических мероприятий, обработке кормовых полей, обслуживанию приезжих на охоте, организующих питание и отдых. К ним же относится часть населения, участвующая в строительстве охотничьих объектов, разведении животных в полувольной и искусственно созданной среде, на производстве и в торговле охотничьими товарами, обработке продукции охоты, изготовлении товаров народного потребления и сувенирной продукции из охотничьей продукции.

4. Охотники-любители, охотники-профессионалы и работники охотничьих хозяйств сегодня единственная реальная сила, способная сохранить и приумножить дикий животный мир республики, сохранить среду его обитания, защитить живую природу от браконьеров и экологических преступлений.

5. Спортивная, любительская и трофейная охота имеет немаловажное значение в экологическом и эстетическом воспитании населения, в большей степени молодого поколения, способствует формированию ответственности и самодисциплины, пропагандирует здоровый образ жизни, а также повышает уровень знаний и квалификации охотников.

2.12. Проблемы развития охотничьего туризма

Обеспечение устойчивого развития охотничьего туризма, трофейной охоты в Республике Бурятия представляет собой сложную проблему, включающую социальные, экономические и экологические аспекты.

В общем виде можно констатировать, что стимулирование развития охотничьего туризма необходимо планировать в районах и угодьях, имеющих высокую охотхозяйственную продуктивность и одновременно малозатронутых промышленной деятельностью. При этом приоритет в развитии необходимо отдавать территориям, на которых поддерживаются многолетние традиции устойчивого охотпользования.

Основными проблемами, сдерживающими развитие охотничьего туризма в республике являются:

- отсутствие механизма управления развитием охотничьего туризма;

- отсутствие планов и схем развития в разрезе всех перспективных районов республики с учетом планировании развития других отраслей экономики и социальной сферы. При разработке и согласовании схем территориального планирования муниципальных образований, перспективных с точки зрения развития охоттуризма, необходимо учитывать развитие данной сферы;

- отсутствие теоретических данных, позволяющих прогнозировать развитие рынка услуг в сфере охотничьего туризма, оценивать меняющийся потенциал развития туризма;

- низкий уровень развития туристской инфраструктуры и качества предоставляемых услуг, что приводит к несоответствию качества оказываемых туристских услуг при проведении охоттуров их стоимости, а также несоответствию уровня затрат на организацию охоттуров их рентабельности. Наблюдается недостаточность, а в ряде случаев - отсутствие объектов туристского класса и объектов досуга, прежде всего, в районах республики (гостиницы, гостевые дома, рестораны, пункты общественного питания, туристические центры, туристические и охотничье-рыболовные магазины, охотничьи базы и т.п.). Подобная ситуация не позволяет предоставлять должные услуги проживания охотникам-туристам. Имеется также недостаток в технике, применяемой для проведения охотничьих туров (вездеходная техника, снегоходы, моторные лодки). В то же время расчетная себестоимость услуг проживания, транспорта достаточно высока;

- низкая обеспеченность охотничьих хозяйств специалистами в сфере охотничьего хозяйства, отсутствие соответствующих специалистов в сфере туризма;

- недостаточно активная реклама на внутреннем и внешнем рынках;

- несовершенство нормативно-правового регулирования в вопросах развития охотничьего туризма, учитывая специфичность данного вида деятельности, что приводит к невозможности провоза охотничьего оружия охоттуриста по территории России и оперативного своевременного оформления разрешения СИТЕС на вывоз добытой охотпродукции за пределы страны;

- отсутствие системы государственного статистического учета данных по организации и проведению охоттуров.

Сохранение сложившейся ситуации в сфере охотничьего туризма приводит:

- к отсутствию налоговых поступлений от охоттуристской деятельности в бюджет республики;

- к росту цен на услуги по организации охоты и снижению доступности охотничьего туризма для широких слоев населения;

- к снижению инвестиционной привлекательности данного вида туризма;

- к сокращению количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере предоставления услуг по охотничьему туризму.

3. Цели и задачи концепции

Целью концепции является формирование региональной политики в сфере охотничьего туризма, создание благоприятных условий для его устойчивого развития в Республике Бурятия.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- оценка потенциала охотничьих ресурсов Республики Бурятия в разрезе районов;

- определение перспектив развития охотничьего туризма в Бурятии в разрезе районов;

- разработка механизма реализации государственной политики, стимулирующего развитие охотничьего туризма в Бурятии;

- разработка механизмов привлечения инвестиций в развитие охотничьего туризма;

- развитие кадровой базы и отраслевой науки;

- развитие системы маркетинга.

Целевые индикаторы

В качестве оптимальных целевых индикативных показателей развития сферы охотничьего туризма предлагается рассмотреть следующие:

- количество туристских прибытий (чел.) (как показатель количества реализованных охотничьих туров);

- объем платных услуг, оказанных туристам при организации охотничьего туризма (млн. руб.);

- численность занятых в сфере охотничьего туризма (чел.).

4. Оценка потенциала развития охотничьего туризма

4.1. Перспективные направления в сфере охотничьего туризма

1) Охотничий туризм, его организация и порядок ведения.

Основой материальной базы развития охотничьего туризма в перспективе должны явиться отвечающие самым современным стандартам охотничьи хозяйства, охотничьи фермы, вольерные хозяйства и организации (фирмы), занимающиеся охотничьим туризмом и трофейной охотой, которые способны приумножить и рационально использовать частично самовоспроизводящийся охотничий ресурс. Определенный вклад в развитие охотничьего туризма могут внести и стрелковые охотхозяйства, специализирующиеся на выпуске под выстрел привозной или искусственно разводимой дичи, а также вольерные охотхозяйства, обеспечивающие охоту на дичь, находящуюся на полувольном содержании.

Охотничий туризм как одно из направлений туризма включает в себя непосредственно услуги по организации охоты, в большинстве случаев трофейной охоты, т.е. охоты с целью получения трофея. Вместе с тем в условиях республики данный вид туризма целесообразно сочетать с побочными видами проведения досуга, такими, как экологический, познавательный туризм с элементами приключений.

Организация и проведение охотничьих туров должны осуществляться с учетом следующих позиций и требований:

1. Охотничьи туры проводятся в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Республики Бурятия в сфере охраны, воспроизводства и регулирования использования объектов животного мира.

2. Охотничий туризм не должен ущемлять интересы местных охотников.

3. Охотничьи туры могут проводить юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые получили в установленном порядке разрешительные документы (долгосрочную лицензию, договор, охотхозяйственное соглашение) на пользование животным миром и территорией, необходимой для осуществления пользования животным миром. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут проводить охотничьи туры на основании договоров, заключенных с охотпользователями, имеющими разрешительные документы.

5. Добыча охотничьих животных производится по разрешениям, выдаваемым в установленном законом порядке организатору охоты.

6. Контроль и мониторинг соблюдения законодательства в сфере охраны, воспроизводства и регулирования использования объектов животного мира при проведении охотничьих туров на территории Республики Бурятия осуществляется специально уполномоченным органом в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира.

7. При проведении охоты организатор охотничьего тура несет ответственность за технику безопасности на охоте, а также за жизнь и здоровье охотников-туристов и сопровождающих их лиц, всю полноту ответственности за проведение охотничьего тура и обеспечивает мероприятия по контролю за проведением охоты.

8. При транспортировке охотничьих трофеев с территории Республики Бурятия обязательно наличие ветеринарного свидетельства или ветеринарного сертификата.

9. Организации, фирмы и частные лица могут заниматься организацией охотничьего туризма как на территории своих охотничьих и вольерных хозяйств, так и на территории других хозяйств на основе договоров.

10. Администрации районов должны способствовать привлечению и созданию организаций, фирм и частных лиц, занимающихся охотничьим туризмом, и их эффективной работе.

Трофейная охота

Одним из приоритетных направлений развития охотничьего туризма в Республике Бурятия как наиболее эффективный инструмент, способный обеспечить самофинансирование охотничьего хозяйства и получение им прибыли, является трофейная охота.

Организация и проведение трофейных охот основываются на следующих принципах:

1. Трофейная охота не должна подрывать оптимальную структуру популяции охотничьих животных в Республике Бурятия.

2. Значительная часть средств, получаемая от трофейной охоты, должна направляться на дичеразведение, строительство охотничьих ферм, вольеров, охотничьих баз, создание инфраструктуры для охотничьего туризма.

3. Хозяйства, специализирующиеся на трофейной охоте, обязаны вести научно обоснованную селекционную работу на своей территории, заниматься дичеразведением или расселением в своих угодьях животных, на которых проводится трофейная охота.

2) Виды деятельности, способствующие развитию охотничьего туризма

Стрелково-охотничий вид спорта

Стрелково-охотничий спорт является одним из направлений, способствующих развитию охотничьего туризма, трофейного дела.

Стрелково-охотничий спорт включает в себя создание секций и клубов стрелково-охотничьего спорта, строительство стрелковых тиров и стендов, проведение регулярных соревнований регионального, всероссийского и международного уровня. Развитие данного направления является насущной задачей современного периода становления охотничьей отрасли.

Охотничье собаководство

Охотничье собаководство является важной и неотъемлемой составляющей современного развития охотничьего туризма, помогает повысить эффективность проводимых охот, сохранить традиционные для Республики Бурятия виды охот, пропагандирует и формирует здоровый образ жизни, воспитывает у людей чувство ответственности, самодисциплины и любви к животным.

Охотничье собаководство включает в себя создание секций и клубов, проведение регулярных выставок охотничьих собак регионального, всероссийского и международного уровня. Развитие данного направления является насущной задачей современного периода становления охотничьей отрасли.

Деятельность секций и клубов охотничьего собаководства осуществляется за счет коммерческих и (или) общественных организаций и их членов.

Торговля охотничьими товарами, производство и строительство

Для нормального и полноценного развития охотничьего туризма и стрелково-охотничьего спорта необходимо своевременное и максимально полное обеспечение как населения, увлекающегося охотой, так и специалистов охотничьего хозяйства охотничьим оружием, патронами, одеждой, снаряжением и транспортом. Развитие сети охотничьих магазинов или торговых секций как в республиканском центре, так и в каждом районе – насущная необходимость и неотъемлемая составляющая общего плана развития охотничьей отрасли.

Администрациям городов и районов необходимо оказывать коммерческим и общественным организациям, осуществляющим торговлю данными товарами, всемерную поддержку и помощь, поскольку регион получает увеличение объемов потребления, сотни новых рабочих мест.

Трофейное дело и таксидермия

Современное охотничье хозяйство немыслимо без трофейного дела (измерение добытых трофеев: рога, клыки, черепа, шкуры и т.д., - по специальным общепризнанным мировым измерительным системам), соревнований охотников между собой, проведения выставок охотничьих трофеев, в связи с чем трофейное дело является одним из основных направлений деятельности современного охотничьего хозяйства.

Одной из главных задач трофейного дела является сбор информации и ведение учета добытых в хозяйствах (работниками этих хозяйств) трофеев и их размеров, в том числе для научной и селекционной работы на подведомственных угодьях.

Методикой измерения охотничьих трофеев должны владеть ведущие специалисты всех охотничьих хозяйств республики и подавляющее число работников хозяйств, специализирующихся на трофейной охоте и охотничьем туризме, в связи с чем ежегодное проведение в районах курсов по подготовке экспертов-измерителей охотничьих трофеев обязательно.

Проведение районных и областных выставок охотничьих трофеев, организация соревнований на лучший трофей между охотниками, награждение победителей в торжественной обстановке – это один из основных стимулов развития современного охотничьего хозяйства, охотничьего туризма и трофейной охоты.

Районные выставки охотничьих трофеев необходимо проводить не менее одного раза в пять лет. Республиканские выставки охотничьих трофеев необходимо проводить не менее одного раза в три года (оптимально - на следующий после районных выставок год). Республиканские выставки желательно приурочивать к охотничьим или туристическим ярмаркам, проходящим на территории республики.

Учитывая вышеизложенное, крайне необходимо в перспективе создание и развитие имеющихся таксидермических мастерских и студий, работающих на современном мировом уровне, подготовка мастеров этой профессии.

Пропаганда и выставочная деятельность

Серьезное ускорение развитию охотничьей отрасли в республике придаст регулярное освещение в республиканских и районных средствах массовой информации проводимых мероприятий и новостей по развитию охотничьего туризма, позволяющее пропагандировать достижения и передовой опыт, формировать у населения лояльное отношение к охоте и охотникам, популяризировать правильную, спортивную, любительскую и трофейную охоту, стрелково-охотничий спорт и охотничье собаководство, трофейное дело и таксидермию.

Всем охотпользователям необходимо постоянно заниматься пропагандой в СМИ и разъяснительной работой среди населения.

Регулярно проводимые на территории республики охотничьи выставки и ярмарки как самостоятельные, так и в составе туристических, спортивных и других подобных выставок, играют очень важную роль в развитии охотничьего туризма и трофейного дела.

4.2. Ресурсный потенциал

Республика Бурятия обладает значительным потенциалом охотничьих ресурсов, 50 % территории охотничьих угодий относится к территориям, пригодным для ведения охотничьего туризма. Данное условие является определяющим положительным условием развития.

4.3. Состояние экономики и финансово-инвестиционный потенциал

Рост показателей экономического развития Республики Бурятия является положительным условием для развития охоттуризма. В то же время сложность механизма кредитования хозяйствующих субъектов, в том числе охотничьих хозяйств, сдерживает внедрение инвестиционных проектов. При решении проблемы кредитования, создании более благоприятных условий для инвестирования потенциал может быть расценен как положительный.

4.4. Развитость материальной базы и инфраструктуры охотничьего туризма

Материальная база недостаточная, морально и физически устаревшая, не соответствующая требованиям рынка. Данное обстоятельство не способствует развитию сферы охотничьего туризма.

4.5. Демографический потенциал

В Республике Бурятия достаточное количество незанятого населения, за счет которых может сформироваться кадровая база охотничьего туризма. Условие положительное.

4.6. Образовательный потенциал

Наличие учебных заведений в Республике Бурятия и соседних регионах, готовящих специалистов для туризма в целом, специалистов в сфере охотоведения и биологии, а также высокий образовательный уровень населения республики позволяют говорить о наличии потенциала.

4.7. Научно-технический потенциал

Определяется как высокий, но научные учреждения привлекаются только для проведения исследований в сфере биологии и экологии диких животных, отнесенных к охотничьим ресурсам.

4.8. Рекреационная емкость территории

Потенциальная рекреационная емкость охотничьих угодий республики не определена, поскольку является переменной величиной. С учетом общей рекреационной емкости территории Республики Бурятия (2,5 млн. человеко-дней в год), потенциального количества прибывающих туристов-охотников потенциал охотничьих угодий можно оценить как достаточный для развития охотничьего туризма.

5. Развитие охотничьего туризма

5.1. Создание системы государственного регулирования развития охотничьего туризма

Основные принципы государственной политики

Государственная политика в области развития охотничьего туризма основывается на следующих принципах:

- государственная собственность на объекты животного мира;

- право всех граждан и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности заниматься охотой и развитием охотничьего туризма на закрепленной территории охотугодий;

- учет интересов охотничьего хозяйства при осуществлении деятельности по организации охотничьего туризма;

- использование ресурсов охотничьего хозяйства при развитии охотничьего туризма на основе приемов и методов, обеспечивающих устойчивое сохранение экологических систем;

- сохранение исторического наследия и опыта, традиций в области охоты при организации и проведении охотничьего туризма, трофейных охот;

- государственная поддержка деятельности, направленной на развитие охотничьего туризма;

- содействие развитию обществ, клубов и иных форм объединений охотников и рыболовов, а также ассоциаций и кооперативов охотхозяйственных организаций, развивающих охотничий туризм, координация их деятельности в целях недопущения монополизации охотничьего хозяйства;

- приоритетное предоставление охотничьих угодий в пользование юридическим лицам и гражданам для ведения охотничьего хозяйства с элементами развития охотничьего туризма;

- предоставление квот добычи охотничьих ресурсов охотничьим хозяйствам в количестве, необходимом для поддержания стабильного предложения услуг по проведению охоттуров.

Механизм реализации государственной политики

Реализация государственной политики осуществляется посредством:

- установления параметров для разработки, контроль за разработкой научно-технической продукции по организации и развитию охотничьего туризма;

- разработки и утверждения нормативов и нормативно-правовых актов в
сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира,
направленных на развитие охотничьего туризма;

- разработки и реализации региональной программы развития охотничьего
туризма;

- поддержки инвестиционной деятельности по развитию охоттуризма.

5.2. Развитие негосударственного регулирования в сфере охоттуризма

Функции негосударственного регулирования в сфере охотничьего туризма выполняют коммерческие и некоммерческие туристские организации (ассоциации, общественные организации и объединения, федерации, профессиональные клубы), охотничьи хозяйства, деятельность которых направлена на создание условий, благоприятных для развития охотничьего туризма.

Основными направлениями негосударственного регулирования являются:

- содействие в развитии здоровой конкуренции на рынке;

- изучение и внедрение передового опыта, а также новаций;

- развитие образования в сфере туризма и охотоведения, научных исследований;

- содействие в повышении качества обслуживания, диверсификации туристского продукта и его продвижение.

Исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия и органы местного самоуправления в Республике Бурятия сотрудничают с негосударственным сектором регулирования в сфере охотничьего туризма и оказывают поддержку его деятельности через размещение государственных и муниципальных заказов на выполнение задач по программам и планам развития туризма.

5.3. Планирование развития охотничьего туризма

С целью придания процессу развития охотничьего туризма упорядоченного характера, снижения негативного действия факторов стихийности, достижения наибольших социально-экономических результатов необходимо планирование развития сферы охотничьего туризма.

Для достижения данной цели необходимо комплексное планирование развития, предусматривающее использование различных видов и методов планирования, в том числе индикативного планирования.

В первую очередь, требуется схема охотугодий, соответствующих требованиям для организации трофейных охот, стрелково-охотничьего спорта, вольерного хозяйства.

Немаловажным является и планирование инвестиций, необходимых для развития материальной базы и инфраструктуры охотничьего туризма, в том числе планирование бюджетных инвестиций, а также планирование деятельности по привлечению внешних и внутренних инвестиций.

5.4. Механизм финансирования развития охотничьего туризма

Механизм финансирования развития охотничьего туризма должен предусматривать бюджетное финансирование и привлечение внебюджетных источников.

Бюджетное финансирование развития охотничьего туризма предусматривает два вида финансирования.

Первый вид финансирования предусматривает финансирование программ (подпрограмм) развития охотничьего туризма.

Второй вид финансирования предусматривает финансирование инвестиционных проектов, предусматривающих строительство либо модернизацию объектов инфраструктуры охотничьего туризма с долей государственной и (или) муниципальной собственности, либо без нее. С этой целью определяется потребность в объектах и объемах их финансирования, долях государственных, муниципальных и привлеченных средств, условия бюджетного финансирования, организуются конкурсы инвестиционных проектов.

5.5. Развитие системы охраны и использования ресурсов охотничьего туризма

Основой для развития системы охраны и использования охотничьих ресурсов для охотничьего туризма служат нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Бурятия.

Развитие системы охраны и использования охотничьих ресурсов, а также среды их обитания для охотничьего туризма должно осуществляться в следующих направлениях:

- ведение реестра и кадастра охотничьих ресурсов;

- оценка потенциала территорий охотничьих угодий, пригодных для развития охотничьего туризма (создание схемы охотугодий);

- мониторинг состояния охотничьих ресурсов;

- разработка планов и менеджмент-планов охоттуристической деятельности относительно каждой территории охотничьих угодий, планируемой для проведения охоттуров;

- создание на объектах охотничьего туризма необходимых условий для поддержания экологического равновесия, сохранения и восстановления охотничьих ресурсов и в целом природной среды;

- создание на объектах охотничьего туризма благоустройств и инфраструктуры (коммуникации, утилизация производственных и бытовых отходов и т.д.) с учетом экологических требований и санитарных норм;

- использование земельных ресурсов в целях охотничьего туризма.

Земельный фонд Республики Бурятия, используемый в целях охотничьего туризма, подразделяется на земли, находящиеся в федеральной, республиканской и муниципальной собственности. Концепция предусматривает создание условий для продуктивного использования всех категорий земель, перспективных для развития охотничьего туризма.

Земельные участки, находящиеся в федеральной, республиканской и муниципальной собственности, передаются в пользование и аренду для реализации проектов для развития охотничьего туризма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.

5.6. Развитие материальной базы и инфраструктуры охоттуризма

Развитие материальной базы и инфраструктуры охотничьего туризма – одно из основополагающих условий благополучного развития сферы охотничьего туризма.

Развитие всей инфраструктуры Республики Бурятия осуществляется на сегодня с учетом интересов развития туристско-рекреационного комплекса. Этот принцип используется при разработке и выполнении проектов и программ, предусматривающих строительство и модернизацию объектов тепло-, электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации отходов, телекоммуникации, дорожной инфраструктуры.

Для развития материальной базы следует разработать перечень объектов базовой и туристской инфраструктуры, необходимой для эффективного развития охотничьего туризма, после чего включить данные объекты в профильные федеральные, республиканские и муниципальные программы.

Из четырех зон экономического благоприятствования, выделенных в Республике Бурятия, только одна зона, охватывающая Северо-Байкальский район, может рассматриваться как зона, благоприятная для развития охотничьего туризма. В рамках развития ЗЭБ в Северо-Байкальском районе, планируемого государственного финансирования строительства и модернизации объектов инфраструктуры в данном районе необходимо предусмотреть финансирование объектов охотничьей инфраструктуры для развития охотничьего туризма на севере Байкала.

Необходимо привлечение внешних и внутренних инвестиций. Проекты, претендующие на получение государственных гарантий, должны соответствовать требованиям и финансироваться в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Республики Бурятия от 11.12.2008 г. № 528 «О регламенте предоставления государственных гарантий Республики Бурятия юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты в Республике Бурятия». Требуется задействовать механизм государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в виде предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджета на возмещение части расходов. Порядок предоставления субъектам малого предпринимательства субсидий за счет средств республиканского бюджета утвержден постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.12.2007 г. № 419 «О Республиканской целевой программе государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2008-2012 годы».

5.7. Развитие систем маркетинговых и научных исследований

Система маркетинга

Маркетинг охотничьего туризма является составной частью республиканской системы маркетинга туризма. Функционирование, а также организация всей рекламно-информационной деятельности должны осуществляться на плановой основе за счет бюджетных средств, выделяемых по программам и планам развития туризма в Бурятии, частично за счет деятельности хозяйствующих субъектов в данной сфере, а также за счет участия рекламодателей.

Развитие должно осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям: развитие подсистемы рекламно-информационного обеспечения сферы охотничьего туризма и развитие подсистемы бронирования и продаж туристских, гостиничных и иных услуг.

Наука и образование

Развитие охотничьего туризма в Республике Бурятия должно осуществляться на основе современной охотоведческой науки, передового отечественного и зарубежного опыта.

Для создания и ведения современных охотничьих хозяйств охотпользователи обязаны привлекать специалистов-охотоведов, ученых, специалистов по охотничьему туризму и трофейной охоте путем заключения договоров на постоянную или временную работу и (или) проведение конкретных работ, призванных поднять деятельность охотничьего хозяйства на высокий современный уровень.

Охотпользователь обязан регулярно (не менее одного раза в два года) направлять своих постоянных сотрудников в учебные заведения по подготовке специалистов охотничьего хозяйства и (или) на краткосрочные курсы подготовки и повышения квалификации охотоведческих кадров.

Требуется подготовка специалистов охотничьего хозяйства в вопросах охотничьего туризма, в связи с чем необходимо организовать спецкурсы при республиканских учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов в сфере туризма.

Развитие научных исследований должно осуществляться комплексно. В первую очередь, необходима оценка состояния туристско-рекреационного комплекса республики в целом. Параллельно с этим возможна оценка потенциала республики для развития охотничьего туризма, что позволит подготовить основания для планирования и научного прогнозирования.

Научные исследования выполняются по следующим направлениям:

- исследования конъюнктуры, тенденций и перспектив рынков охотничьего туризма;

- исследования структуры и экономических результатов кластера охотничьего туризма;

- исследования состояния и режима использования охотничьих ресурсов;

- исследования форм и методов организации охотничьего туризма, современных технологий обслуживания;

- исследование социально-экономических аспектов в связи с развитием рынка охотничьего туризма.

5.8. Развитие кадровой базы

Развитие кадровой базы охотничьего туризма в Республике Бурятия должно осуществляться по следующим направлениям:

- подготовка специалистов в сфере охотоведения и туризма в высших и средних учебных заведениях;

- переподготовка или дополнительное обучение специалистов в сфере охотничьего хозяйства основам предоставления туристических и иных услуг, специалистов в сфере туризма соответственно - навыкам охоты;

- привлечение Республиканского агентства занятости населения с целью подбора кадров из числа обслуживающего персонала для работы в районах республики.

Определение потребности в специалистах должно осуществляться на основании мониторинга рынка труда в сфере охотничьего туризма.

5.9. Развитие внутрирегионального, межрегионального и международного сотрудничества

Развитие охотничьего туризма невозможно без изучения передового мирового опыта ведения охотничьего хозяйства и охотничьего туризма, а также применения на практике достижений тех стран, в которых наиболее развито данное направление.

Развитие внутрирегионального сотрудничества в сфере охотничьего туризма имеет целью создание условий для участия в развитии данного направления муниципальных образований в республике, имеющих наибольший ресурсный потенциал, а также ориентацию деятельности промышленных и иных предприятий на производство товаров для охотничьего туризма, вовлечение в туристский бизнес населения. Основой для сотрудничества являются планы и программы по развитию материальной базы и инфраструктуры охотничьего туризма, производству товаров и услуг.

Развитие межрегионального сотрудничества имеет целью использование конъюнктуры рынка России, тенденций развития внутреннего охотничьего туризма для привлечения в Республику Бурятия туристов из тех регионов, отношении с которыми имеют наибольшие перспективы развития.

Основные направления сотрудничества включают:

- сотрудничество по линии государственных органов управления в сфере охотничьего туризма Российской Федерации в области государственного регулирования и государственной поддержки развития охотничьего туризма;

- сотрудничество по линии предприятий охотничьего туризма за счет активизации участия в международных и региональных выставках, подготовки новых, конкурентоспособных предложений, развития партнерских связей;

- сотрудничество по линии представительств Республики Бурятия в г. Москве.

Развитие сотрудничества должно осуществляться по нескольким направлениям, в том числе:

- создание общих для всей территории правовых и административных условий для развития общего рынка предоставления услуг в сфере охотничьего туризма;

- корректировка региональных нормативно-правовых актов, выработка общих принципов и подходов к развитию данной сферы;

- обмен опытом, оказание методической и практической помощи в вопросах внедрения современных технологий организации туристского процесса и высоких стандартов обслуживания, повышение его конкурентоспособности и экономической эффективности.

Развитие международного сотрудничества осуществляется с целью интеграции охоттуристического комплекса Республики Бурятия в международный рынок охотничьего туризма, формирование стабильного потока охотничьих туристов из зарубежных стран. Наиболее перспективным на азиатском рынке туризма является сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, с Китаем, Монголией, Кореей и Японией. Наиболее перспективным партнером на европейском рынке охотничьего туризма является Германия, определенную перспективу имеет сотрудничество с Польшей и Францией.

5.10. Развитие комплекса охотничьего туризма

Развитие комплекса охотничьего туризма должно осуществляться с целью максимального вовлечения отраслей экономики в развитие данной сферы, прежде всего, охотхозяйственного комплекса республики. Охоттуристический комплекс на сегодня отсутствует, необходимо формировать отношения и технологии комплексного управления.

Формирование комплекса должно осуществляться с использованием государственных форм планирования и регулирования, а также в результате действия факторов и стимулов внутри самого кластера, характер проявлений которых зависит от экономических интересов и конъюнктуры рынка. Необходим постоянный анализ взаимодействия отраслей внутри кластера охотничьего туризма для принятия необходимых управленческих решений.

6. Механизм реализации Концепции

Реализация Концепции обеспечивается за счет выполнения разработанного плана мероприятий, программы развития охотничьего туризма в Республике Бурятия, а также мероприятий, включенных в программы развития отраслей экономики и социальной сферы.

К реализации Концепции привлекаются органы местного самоуправления в Республике Бурятия, организации-производители товаров и услуг для охотничьего туризма и в сфере туризма, некоммерческие организации, за счет чего осуществляется практическое взаимодействие отраслей, а также обеспечивается участие всех уровней государственной власти и общества.

Механизм реализации концепции обеспечивает выполнение задач по формированию и дальнейшему развитию сферы охотничьего туризма в Республике Бурятия.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Бурятия № 144 от 12.08.2010 стр. 6-8, Официальный вестник №89
Рубрики правового классификатора: 020.030.010 Общие положения, 140.030.000 Туризм. Экскурсии (см. также 200.160.040), 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать