Основная информация
Дата опубликования: | 10 сентября 2008г. |
Номер документа: | ru63000200800317 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Самарская область |
Принявший орган: | Правительство Самарской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10.09.2008 г. N 340
Об утверждении областной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Самарской области» на 2009-2011
Действие приостановлено {Постановление правительства Самарской области от 19.03.2009 г. № 107}
(Признано утратившим в силу Постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2011 №689)
В связи с необходимостью возвращения в систему дошкольного образования Самарской области зданий бывших дошкольных образовательных учреждений Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Самарской области" на 2009 - 2011 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство образования и науки Самарской области (Овчинникова).
3. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Губернатор - председатель
Правительства Самарской области
В.В.АРТЯКОВ
Утверждена
Постановлением
Правительства Самарской области
от 10 сентября 2008 г. N 340
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СЕТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2011 ГОДЫ
(далее - Программа)
Паспорт Программы
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа "Развитие сети
ПРОГРАММЫ дошкольных образовательных учреждений в Самарской
области" на 2009 - 2011 годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ - поручение вице-губернатора Самарской области от
РЕШЕНИЯ 06.05.2007 N 1-20/104
О РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - министерство образования и науки Самарской
ЗАКАЗЧИК области
ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ - цель Программы - открытие мест в дошкольных
ПРОГРАММЫ образовательных учреждениях, включая реализующие
основную общеобразовательную программу дошкольного
образования структурные подразделения
образовательных учреждений (далее - ДОУ), путем
реконструкции, капитального ремонта и оснащения
современным оборудованием зданий и помещений,
возвращаемых ДОУ (далее - здания и помещения,
возвращаемые в систему дошкольного образования
Самарской области).
Для достижения цели Программы необходимо:
проведение реконструкции зданий, возвращаемых
в систему дошкольного образования Самарской
области, - задача 1;
проведение капитального ремонта помещений,
возвращаемых в систему дошкольного образования
Самарской области, - задача 2;
оснащение современным оборудованием зданий и
помещений, возвращаемых в систему дошкольного
образования Самарской области, для размещения в них
групп детей (далее - группа) - задача 3
СРОКИ - 2009 - 2011 годы
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ВАЖНЕЙШИЕ - индикаторы (показатели) достижения цели:
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ доля граждан, удовлетворенных доступностью и
И ПОКАЗАТЕЛИ качеством образовательных услуг, предоставляемых
ПРОГРАММЫ ДОУ Самарской области;
количество мест, открытых в ДОУ в результате
реконструкции, капитального ремонта и оснащения
современным оборудованием зданий и помещений,
возвращаемых в систему дошкольного образования
Самарской области.
Индикатор (показатель) задачи 1 - доля мест,
открытых ДОУ в результате реконструкции зданий,
возвращаемых в систему дошкольного образования
Самарской области, по отношению к общему количеству
мест, открытых в результате реализации Программы.
Индикатор (показатель) задачи 2 - доля мест,
открытых в ДОУ в результате капитального ремонта
помещений, возвращаемых в систему дошкольного
образования Самарской области, по отношению
к общему количеству мест, открытых в результате
реализации Программы.
Индикатор (показатель) задачи 3 - доля групп,
оснащенных современным оборудованием, по отношению
к общему количеству групп, открытых в ДОУ
в результате реализации Программы
ОБЪЕМЫ - реализация Программы осуществляется за счет средств
И ИСТОЧНИКИ областного бюджета.
ФИНАНСИРОВАНИЯ Предполагается участие средств бюджетов
ПРОГРАММНЫХ муниципальных районов и городских округов
МЕРОПРИЯТИЙ в обеспечении открытия мест в ДОУ. Указанное
положение не является основанием для возникновения
расходных обязательств муниципальных образований
Самарской области.
Расходные обязательства Самарской области и
муниципальных образований по реализации
мероприятий, направленных на решение задач
Программы, возникают по основаниям, установленным
Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Объем финансирования Программы за счет средств
областного бюджета составит 1 250 000,0 тыс. рублей
на весь срок ее реализации, в том числе:
в 2009 г. - 250 000,0 тыс. рублей;
в 2010 г. - 500 000,0 тыс. рублей;
в 2011 г. - 500 000,0 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение расходных обязательств
Самарской области, связанных с реализацией
Программы, осуществляется за счет бюджетных
ассигнований, предусматриваемых областным бюджетом
на 2009 - 2011 годы министерству образования и
науки Самарской области
ПОКАЗАТЕЛИ - затраты на восстановление одного места, открытого
СОЦИАЛЬНО- в ДОУ в результате реконструкции, капитального
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ремонта и оснащения современным оборудованием
ЭФФЕКТИВНОСТИ зданий и помещений, возвращаемых в систему
РЕАЛИЗАЦИИ дошкольного образования Самарской области;
ПРОГРАММЫ затраты на проведение реконструкции возвращаемых
в систему дошкольного образования Самарской области
зданий в расчете на одну группу, открываемую в ДОУ;
затраты на проведение капитального ремонта
возвращаемых в систему дошкольного образования
Самарской области помещений в расчете на одну
группу, открываемую в ДОУ
СИСТЕМА - управление реализацией Программы осуществляется
ОРГАНИЗАЦИИ государственным заказчиком - министерством
КОНТРОЛЯ образования и науки Самарской области.
ЗА ХОДОМ Контроль за ходом реализации Программы
РЕАЛИЗАЦИИ осуществляется в соответствии с действующим
ПРОГРАММЫ законодательством, в том числе с учетом Порядка
принятия решения о разработке, формировании и
реализации областных целевых программ в Самарской
области, утвержденного постановлением Правительства
Самарской области от 12.12.2007 N 253 "О разработке
и реализации областных целевых программ в Самарской
области".
I. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа,
и обоснование необходимости ее решения
Одним из базовых принципов развития системы российского образования является обеспечение доступного качественного образования для всех граждан России.
Необходимая предпосылка общедоступности качественного среднего образования - обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе. Достичь оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе,- одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность, наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь), которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.
Кроме того, система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в ДОУ с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной и место в ДОУ должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.
В соответствии с действующим законодательством организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. Однако негативная демографическая и экономическая ситуация, складывавшаяся на рубеже 90-х годов в Российской Федерации в целом и в Самарской области в частности, оказала определяющее влияние на текущее состояние муниципальных систем дошкольного образования.
За последние 8 лет в Самарской области произошло сокращение численности ДОУ, имеющих статус юридического лица, с 1025 в 2000 году до 609 в настоящее время (2006 г. - 683, 2007 г. - 619), из которых 1 ДОУ является государственным, 578 - муниципальными, 30 - ведомственными или негосударственными. Кроме того, 279 ДОУ являются структурными подразделениями различных образовательных учреждений (в 2000 г. 131 ДОУ было структурным подразделением, в 2006 г. - 264, в 2007 г. - 279).
Охват детей, проживающих в Самарской области, дошкольным образованием в возрасте от одного года до 6 лет по состоянию на 01.01.2008 составлял 62,6%, оставаясь на протяжении последних 3 лет в целом стабильным (2000 г. - 61%, 2006 г. - 62,9%, 2007 г. - 62,5%). Общая численность детей Самарской области, охваченных дошкольным образованием, с 2003 года постоянно растет и составляет в настоящее время 110,3 тыс. человек (2000 г. - 102,6 тыс. человек, 2006 г. - 102,9 тыс. человек, 2007 г. - 106,4 тыс. человек). Другими различными формами дошкольного образования (как правило, по подготовке детей к школе) охвачено еще 2869 детей, что составляет 1,6% от общей численности детей в возрасте от одного года до 6 лет.
Основной проблемой в системе дошкольного образования Самарской области в настоящее время является недостаточное (в отдельных населенных пунктах) количество мест в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Численность детей-очередников на поступление в ДОУ по состоянию на 01.01.2008 составила 34973 ребенка. Особенно сложная ситуация наблюдается в городских округах Самара, Тольятти, Сызрань, Кинель, Отрадный, Октябрьск, Жигулевск.
Увеличение очередности на поступление в ДОУ обусловлено окончанием демографического спада и ростом численности детей дошкольного возраста, в том числе вследствие миграционных процессов. Так, если в 2003 году численность детей в возрасте от одного года до 6 лет составляла чуть менее 155 тысяч человек, то в настоящее время она превышает 177 тысяч человек (рост почти на 15%).
В свете вышеуказанной проблемы исключительную важность приобретает такое направление деятельности, как возврат в систему дошкольного образования зданий (помещений) детских садов, которые ранее были из нее выведены.
За период с 1992 по 2006 год свыше 300 зданий детских садов различных форм собственности, из которых более половины расположены в городских округах, были полностью или частично выведены из системы дошкольного образования путем продажи, передачи в аренду или перепрофилирования.
В отдельных муниципальных образованиях ведется работа по возврату части зданий детских садов в систему дошкольного образования. В 2008 году органами местного самоуправления планируется вернуть в систему дошкольного образования не менее 8 зданий детских садов общей вместимостью более 1200 человек. Однако полномасштабным данный процесс может стать только при его поддержке средствами областного бюджета.
Настоящая Программа направлена на снижение социальной напряженности в регионе, связанной с недостаточным количеством мест в ДОУ, путем открытия в ДОУ мест, создаваемых в результате реконструкции, капитального ремонта и оснащения современным оборудованием зданий и помещений, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области.
Реализация программных мероприятий позволит увеличить количество мест в ДОУ, что приведет к более качественному решению следующих основных задач дошкольного образования:
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
охрана жизни и укрепление здоровья детей;
осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Наряду с этим реализация Программы позволит:
снизить социальную напряженность в регионе, связанную с недостаточным количеством мест в ДОУ;
улучшить социально-экономические показатели Самарской области вследствие предоставления возможности более раннего трудоустройства родителям, чьи дети будут определены во вновь открытые ДОУ.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Целью Программы является открытие мест в ДОУ путем реконструкции, капитального ремонта и оснащения современным оборудованием зданий и помещений, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области.
Для достижения поставленной цели потребуется реализация программных мероприятий, направленных на решение следующих задач:
проведение реконструкции зданий, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области;
проведение капитального ремонта помещений, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области;
оснащение современным оборудованием групп в зданиях и помещениях, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области.
Сроки реализации Программы - 2009 - 2011 годы.
Программа реализуется в один этап.
III. Целевые индикаторы (показатели),
характеризующие ход реализации Программы
Индикаторы и показатели, характеризующие ход реализации Программы, позволяют охарактеризовать полноту достижения цели и задач Программы в предусмотренные сроки и включают следующие группы индикаторов:
индикаторы цели Программы, которые отражают конечный результат деятельности;
индикаторы задач Программы, которые отражают непосредственный результат.
Показатели результативности Программы характеризуют прогресс в достижении цели, решении задач Программы, реализации программных мероприятий.
Применяемые индикаторы основываются на уже существующих программах сбора информации. Источниками информации для расчета показателей результативности являются внутренняя отчетность министерства образования и науки Самарской области и статистические данные. Показатели результативности отражают существо измеряемых характеристик, что обеспечивает однозначность их понимания как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей.
Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей за период реализации Программы приведены в приложении N 1 к Программе.
IV. Перечень программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, и исполнителей представлен в приложении N 2 к Программе.
V. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Для решения задач, определенных настоящей Программой, требуются средства областного бюджета в объеме 1250000,0 тыс. рублей, в том числе в 2009 году - 250000,0 тыс. рублей, в 2010 году - 500000,0 тыс. рублей, в 2011 году - 500000,0 тыс. рублей (см. приложение N 2 к настоящей Программе).
Объемы и доли финансирования программных мероприятий:
проведение реконструкции зданий, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области, - 972782,74 тыс. рублей, или 77,82% от общего объема расходов областного бюджета на реализацию Программы;
проведение капитального ремонта помещений, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области, - 131704,97 тыс. рублей, или 10,53% от общего объема расходов областного бюджета на реализацию Программы;
оснащение современным оборудованием групп в зданиях и помещениях, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области, - 140323,09 тыс. рублей, или 11,23% от общего объема расходов областного бюджета на реализацию Программы.
Кроме того, часть средств в размере 5189,2 тыс. рублей, или 0,42%, будет направлена на проведение мониторинга удовлетворенности граждан доступностью и качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ Самарской области.
Реализация Программы осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов Самарской области, за исключением средств на проведение мониторинга удовлетворенности граждан доступностью и качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ Самарской области, которые предоставляются в форме бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций бюджетного учреждения.
Субсидии из областного бюджета в рамках Программы предоставляются бюджетам городских округов и муниципальных районов Самарской области в целях софинансирования отдельных расходных обязательств муниципальных образований Самарской области по реконструкции, капитальному ремонту и оснащению современным оборудованием расположенных на территории соответствующего муниципального образования зданий и помещений, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области по решению вопроса предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования (далее - Субсидии).
Субсидии предоставляются из областного бюджета и расходуются бюджетами муниципальных образований в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований, предусмотренных областной целевой программой "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Самарской области" на 2009 - 2011 годы (приложение N 3 к настоящей Программе).
Субсидии предоставляются бюджету конкретного городского округа Самарской области и муниципального района Самарской области в размере не более 85% от общего объема финансирования, необходимого для открытия мест в ДОУ.
Расчет Субсидии, предоставляемой бюджету конкретного муниципального района или городского округа, осуществляется с учетом:
предоставленной заявки органа местного самоуправления муниципального района или городского округа;
среднерыночной стоимости соответствующих работ по реконструкции, капитальному ремонту и (или) оборудования;
существующей потребности муниципального образования в обеспечении детей местами в ДОУ;
степени износа здания или помещения, возвращаемого в систему дошкольного образования Самарской области;
соответствия здания или помещения, возвращаемого в систему дошкольного образования Самарской области, санитарным правилам и нормам;
соответствия здания или помещения, возвращаемого в систему дошкольного образования Самарской области, строительным нормам и правилам;
планируемой мощности здания или помещения, возвращаемого в систему дошкольного образования Самарской области;
существующей потребности в оснащении современным оборудованием здания или помещения, возвращаемого в систему дошкольного образования Самарской области.
Распределение Субсидий представлено в приложении N 4 к Программе.
Распределение Субсидий в разрезе зданий, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области, подлежащих реконструкции, представлено в приложении N 5 к Программе.
Финансирование Программы проводится последовательно в течение трех лет.
VI. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является министерство образования и науки Самарской области.
Министерство образования и науки Самарской области осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы, разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы, проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы, в случае необходимости подготавливает в установленном порядке предложения по внесению изменений в Программу.
Министерство образования и науки Самарской области ежегодно в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации Программы за отчетный год, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей, а также показателей эффективности реализации Программы, и направляет ее в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области на рассмотрение.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области в течение двух недель подготавливают и направляют в министерство образования и науки Самарской области соответствующие заключения.
Министерство образования и науки Самарской области ежегодно в срок до 1 апреля предоставляет информацию о ходе реализации Программы за отчетный год с приложениями вышеуказанных заключений для рассмотрения на заседании Правительства Самарской области.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Контроль за целевым предоставлением и расходованием Субсидий муниципальными образованиями осуществляет министерство образования и науки Самарской области.
VII. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы
Развитие системы дошкольного образования Самарской области было бы невозможно без выделения средств областного бюджета на эти цели.
Реализация Программы принесет значительный дополнительный социально-экономический эффект, уменьшая социальную напряженность, связанную с недостаточным количеством мест в ДОУ Самарской области.
Реализация программных мероприятий позволит увеличить количество мест в ДОУ, что приведет к более качественному решению основных задач дошкольного образования.
Таким образом, ожидаемыми результатами реализации Программы станут:
сохранение, оптимизация и развитие региональной системы дошкольного образования в интересах личности, общества и государства;
обеспечение гарантий доступности дошкольного образования;
повышение социально-экономической эффективности функционирования системы дошкольного образования;
повышение качества дошкольного образования, обеспечивающего высокоэффективное физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное развитие детей раннего и дошкольного возраста;
обеспечение условий для сохранения жизни и укрепления здоровья детей в ДОУ;
интеграция федерального и регионального компонентов содержания дошкольного образования, основного и дополнительного образования, повышающих качество воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации областной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Самарской области" на 2009 - 2011 годы, представленной в приложении N 6 к Программе.
В результате реализации Программы планируется открыть 6049 мест в зданиях и помещениях, возвращенных в систему дошкольного образования Самарской области. По оценке министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, для постройки нового детского сада на 240 мест необходимо 240 млн. рублей. Соответственно, чтобы обеспечить 6049 мест, необходимо построить 26 детских садов указанной мощности, затратив на строительство 6240 млн. рублей.
Общие расходы на реализацию Программы (на 3 года) составят 1250 млн. рублей, что позволит экономить бюджетные средства в размере 4990 млн. рублей (79,96%).
Наименьшие затраты на восстановление одного места в ДОУ, открытого в результате реализации Программы, будут в 2009 году. Это связано с тем, что в течение 2009 года запланирован ввод мест в ДОУ за счет менее затратного способа - осуществления капитального ремонта помещений. Более дорогостоящие мероприятия по возврату мест в ДОУ - осуществление реконструкции зданий - запланированы на 2010 - 2011 годы, кроме того в 2010 - 2011 годах будут введены места в ДОУ, реконструкция зданий которых была начата в 2009 году.
Оценка эффективности реализации Программы приведена в таблице.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10.09.2008 г. N 340
Об утверждении областной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Самарской области» на 2009-2011
Действие приостановлено {Постановление правительства Самарской области от 19.03.2009 г. № 107}
(Признано утратившим в силу Постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2011 №689)
В связи с необходимостью возвращения в систему дошкольного образования Самарской области зданий бывших дошкольных образовательных учреждений Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Самарской области" на 2009 - 2011 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство образования и науки Самарской области (Овчинникова).
3. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Губернатор - председатель
Правительства Самарской области
В.В.АРТЯКОВ
Утверждена
Постановлением
Правительства Самарской области
от 10 сентября 2008 г. N 340
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СЕТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2011 ГОДЫ
(далее - Программа)
Паспорт Программы
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа "Развитие сети
ПРОГРАММЫ дошкольных образовательных учреждений в Самарской
области" на 2009 - 2011 годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ - поручение вице-губернатора Самарской области от
РЕШЕНИЯ 06.05.2007 N 1-20/104
О РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - министерство образования и науки Самарской
ЗАКАЗЧИК области
ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ - цель Программы - открытие мест в дошкольных
ПРОГРАММЫ образовательных учреждениях, включая реализующие
основную общеобразовательную программу дошкольного
образования структурные подразделения
образовательных учреждений (далее - ДОУ), путем
реконструкции, капитального ремонта и оснащения
современным оборудованием зданий и помещений,
возвращаемых ДОУ (далее - здания и помещения,
возвращаемые в систему дошкольного образования
Самарской области).
Для достижения цели Программы необходимо:
проведение реконструкции зданий, возвращаемых
в систему дошкольного образования Самарской
области, - задача 1;
проведение капитального ремонта помещений,
возвращаемых в систему дошкольного образования
Самарской области, - задача 2;
оснащение современным оборудованием зданий и
помещений, возвращаемых в систему дошкольного
образования Самарской области, для размещения в них
групп детей (далее - группа) - задача 3
СРОКИ - 2009 - 2011 годы
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ВАЖНЕЙШИЕ - индикаторы (показатели) достижения цели:
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ доля граждан, удовлетворенных доступностью и
И ПОКАЗАТЕЛИ качеством образовательных услуг, предоставляемых
ПРОГРАММЫ ДОУ Самарской области;
количество мест, открытых в ДОУ в результате
реконструкции, капитального ремонта и оснащения
современным оборудованием зданий и помещений,
возвращаемых в систему дошкольного образования
Самарской области.
Индикатор (показатель) задачи 1 - доля мест,
открытых ДОУ в результате реконструкции зданий,
возвращаемых в систему дошкольного образования
Самарской области, по отношению к общему количеству
мест, открытых в результате реализации Программы.
Индикатор (показатель) задачи 2 - доля мест,
открытых в ДОУ в результате капитального ремонта
помещений, возвращаемых в систему дошкольного
образования Самарской области, по отношению
к общему количеству мест, открытых в результате
реализации Программы.
Индикатор (показатель) задачи 3 - доля групп,
оснащенных современным оборудованием, по отношению
к общему количеству групп, открытых в ДОУ
в результате реализации Программы
ОБЪЕМЫ - реализация Программы осуществляется за счет средств
И ИСТОЧНИКИ областного бюджета.
ФИНАНСИРОВАНИЯ Предполагается участие средств бюджетов
ПРОГРАММНЫХ муниципальных районов и городских округов
МЕРОПРИЯТИЙ в обеспечении открытия мест в ДОУ. Указанное
положение не является основанием для возникновения
расходных обязательств муниципальных образований
Самарской области.
Расходные обязательства Самарской области и
муниципальных образований по реализации
мероприятий, направленных на решение задач
Программы, возникают по основаниям, установленным
Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Объем финансирования Программы за счет средств
областного бюджета составит 1 250 000,0 тыс. рублей
на весь срок ее реализации, в том числе:
в 2009 г. - 250 000,0 тыс. рублей;
в 2010 г. - 500 000,0 тыс. рублей;
в 2011 г. - 500 000,0 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение расходных обязательств
Самарской области, связанных с реализацией
Программы, осуществляется за счет бюджетных
ассигнований, предусматриваемых областным бюджетом
на 2009 - 2011 годы министерству образования и
науки Самарской области
ПОКАЗАТЕЛИ - затраты на восстановление одного места, открытого
СОЦИАЛЬНО- в ДОУ в результате реконструкции, капитального
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ремонта и оснащения современным оборудованием
ЭФФЕКТИВНОСТИ зданий и помещений, возвращаемых в систему
РЕАЛИЗАЦИИ дошкольного образования Самарской области;
ПРОГРАММЫ затраты на проведение реконструкции возвращаемых
в систему дошкольного образования Самарской области
зданий в расчете на одну группу, открываемую в ДОУ;
затраты на проведение капитального ремонта
возвращаемых в систему дошкольного образования
Самарской области помещений в расчете на одну
группу, открываемую в ДОУ
СИСТЕМА - управление реализацией Программы осуществляется
ОРГАНИЗАЦИИ государственным заказчиком - министерством
КОНТРОЛЯ образования и науки Самарской области.
ЗА ХОДОМ Контроль за ходом реализации Программы
РЕАЛИЗАЦИИ осуществляется в соответствии с действующим
ПРОГРАММЫ законодательством, в том числе с учетом Порядка
принятия решения о разработке, формировании и
реализации областных целевых программ в Самарской
области, утвержденного постановлением Правительства
Самарской области от 12.12.2007 N 253 "О разработке
и реализации областных целевых программ в Самарской
области".
I. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа,
и обоснование необходимости ее решения
Одним из базовых принципов развития системы российского образования является обеспечение доступного качественного образования для всех граждан России.
Необходимая предпосылка общедоступности качественного среднего образования - обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе. Достичь оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе,- одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность, наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь), которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.
Кроме того, система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в ДОУ с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной и место в ДОУ должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.
В соответствии с действующим законодательством организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. Однако негативная демографическая и экономическая ситуация, складывавшаяся на рубеже 90-х годов в Российской Федерации в целом и в Самарской области в частности, оказала определяющее влияние на текущее состояние муниципальных систем дошкольного образования.
За последние 8 лет в Самарской области произошло сокращение численности ДОУ, имеющих статус юридического лица, с 1025 в 2000 году до 609 в настоящее время (2006 г. - 683, 2007 г. - 619), из которых 1 ДОУ является государственным, 578 - муниципальными, 30 - ведомственными или негосударственными. Кроме того, 279 ДОУ являются структурными подразделениями различных образовательных учреждений (в 2000 г. 131 ДОУ было структурным подразделением, в 2006 г. - 264, в 2007 г. - 279).
Охват детей, проживающих в Самарской области, дошкольным образованием в возрасте от одного года до 6 лет по состоянию на 01.01.2008 составлял 62,6%, оставаясь на протяжении последних 3 лет в целом стабильным (2000 г. - 61%, 2006 г. - 62,9%, 2007 г. - 62,5%). Общая численность детей Самарской области, охваченных дошкольным образованием, с 2003 года постоянно растет и составляет в настоящее время 110,3 тыс. человек (2000 г. - 102,6 тыс. человек, 2006 г. - 102,9 тыс. человек, 2007 г. - 106,4 тыс. человек). Другими различными формами дошкольного образования (как правило, по подготовке детей к школе) охвачено еще 2869 детей, что составляет 1,6% от общей численности детей в возрасте от одного года до 6 лет.
Основной проблемой в системе дошкольного образования Самарской области в настоящее время является недостаточное (в отдельных населенных пунктах) количество мест в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Численность детей-очередников на поступление в ДОУ по состоянию на 01.01.2008 составила 34973 ребенка. Особенно сложная ситуация наблюдается в городских округах Самара, Тольятти, Сызрань, Кинель, Отрадный, Октябрьск, Жигулевск.
Увеличение очередности на поступление в ДОУ обусловлено окончанием демографического спада и ростом численности детей дошкольного возраста, в том числе вследствие миграционных процессов. Так, если в 2003 году численность детей в возрасте от одного года до 6 лет составляла чуть менее 155 тысяч человек, то в настоящее время она превышает 177 тысяч человек (рост почти на 15%).
В свете вышеуказанной проблемы исключительную важность приобретает такое направление деятельности, как возврат в систему дошкольного образования зданий (помещений) детских садов, которые ранее были из нее выведены.
За период с 1992 по 2006 год свыше 300 зданий детских садов различных форм собственности, из которых более половины расположены в городских округах, были полностью или частично выведены из системы дошкольного образования путем продажи, передачи в аренду или перепрофилирования.
В отдельных муниципальных образованиях ведется работа по возврату части зданий детских садов в систему дошкольного образования. В 2008 году органами местного самоуправления планируется вернуть в систему дошкольного образования не менее 8 зданий детских садов общей вместимостью более 1200 человек. Однако полномасштабным данный процесс может стать только при его поддержке средствами областного бюджета.
Настоящая Программа направлена на снижение социальной напряженности в регионе, связанной с недостаточным количеством мест в ДОУ, путем открытия в ДОУ мест, создаваемых в результате реконструкции, капитального ремонта и оснащения современным оборудованием зданий и помещений, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области.
Реализация программных мероприятий позволит увеличить количество мест в ДОУ, что приведет к более качественному решению следующих основных задач дошкольного образования:
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
охрана жизни и укрепление здоровья детей;
осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Наряду с этим реализация Программы позволит:
снизить социальную напряженность в регионе, связанную с недостаточным количеством мест в ДОУ;
улучшить социально-экономические показатели Самарской области вследствие предоставления возможности более раннего трудоустройства родителям, чьи дети будут определены во вновь открытые ДОУ.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Целью Программы является открытие мест в ДОУ путем реконструкции, капитального ремонта и оснащения современным оборудованием зданий и помещений, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области.
Для достижения поставленной цели потребуется реализация программных мероприятий, направленных на решение следующих задач:
проведение реконструкции зданий, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области;
проведение капитального ремонта помещений, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области;
оснащение современным оборудованием групп в зданиях и помещениях, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области.
Сроки реализации Программы - 2009 - 2011 годы.
Программа реализуется в один этап.
III. Целевые индикаторы (показатели),
характеризующие ход реализации Программы
Индикаторы и показатели, характеризующие ход реализации Программы, позволяют охарактеризовать полноту достижения цели и задач Программы в предусмотренные сроки и включают следующие группы индикаторов:
индикаторы цели Программы, которые отражают конечный результат деятельности;
индикаторы задач Программы, которые отражают непосредственный результат.
Показатели результативности Программы характеризуют прогресс в достижении цели, решении задач Программы, реализации программных мероприятий.
Применяемые индикаторы основываются на уже существующих программах сбора информации. Источниками информации для расчета показателей результативности являются внутренняя отчетность министерства образования и науки Самарской области и статистические данные. Показатели результативности отражают существо измеряемых характеристик, что обеспечивает однозначность их понимания как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей.
Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей за период реализации Программы приведены в приложении N 1 к Программе.
IV. Перечень программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, и исполнителей представлен в приложении N 2 к Программе.
V. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Для решения задач, определенных настоящей Программой, требуются средства областного бюджета в объеме 1250000,0 тыс. рублей, в том числе в 2009 году - 250000,0 тыс. рублей, в 2010 году - 500000,0 тыс. рублей, в 2011 году - 500000,0 тыс. рублей (см. приложение N 2 к настоящей Программе).
Объемы и доли финансирования программных мероприятий:
проведение реконструкции зданий, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области, - 972782,74 тыс. рублей, или 77,82% от общего объема расходов областного бюджета на реализацию Программы;
проведение капитального ремонта помещений, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области, - 131704,97 тыс. рублей, или 10,53% от общего объема расходов областного бюджета на реализацию Программы;
оснащение современным оборудованием групп в зданиях и помещениях, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области, - 140323,09 тыс. рублей, или 11,23% от общего объема расходов областного бюджета на реализацию Программы.
Кроме того, часть средств в размере 5189,2 тыс. рублей, или 0,42%, будет направлена на проведение мониторинга удовлетворенности граждан доступностью и качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ Самарской области.
Реализация Программы осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов Самарской области, за исключением средств на проведение мониторинга удовлетворенности граждан доступностью и качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ Самарской области, которые предоставляются в форме бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций бюджетного учреждения.
Субсидии из областного бюджета в рамках Программы предоставляются бюджетам городских округов и муниципальных районов Самарской области в целях софинансирования отдельных расходных обязательств муниципальных образований Самарской области по реконструкции, капитальному ремонту и оснащению современным оборудованием расположенных на территории соответствующего муниципального образования зданий и помещений, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области по решению вопроса предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования (далее - Субсидии).
Субсидии предоставляются из областного бюджета и расходуются бюджетами муниципальных образований в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований, предусмотренных областной целевой программой "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Самарской области" на 2009 - 2011 годы (приложение N 3 к настоящей Программе).
Субсидии предоставляются бюджету конкретного городского округа Самарской области и муниципального района Самарской области в размере не более 85% от общего объема финансирования, необходимого для открытия мест в ДОУ.
Расчет Субсидии, предоставляемой бюджету конкретного муниципального района или городского округа, осуществляется с учетом:
предоставленной заявки органа местного самоуправления муниципального района или городского округа;
среднерыночной стоимости соответствующих работ по реконструкции, капитальному ремонту и (или) оборудования;
существующей потребности муниципального образования в обеспечении детей местами в ДОУ;
степени износа здания или помещения, возвращаемого в систему дошкольного образования Самарской области;
соответствия здания или помещения, возвращаемого в систему дошкольного образования Самарской области, санитарным правилам и нормам;
соответствия здания или помещения, возвращаемого в систему дошкольного образования Самарской области, строительным нормам и правилам;
планируемой мощности здания или помещения, возвращаемого в систему дошкольного образования Самарской области;
существующей потребности в оснащении современным оборудованием здания или помещения, возвращаемого в систему дошкольного образования Самарской области.
Распределение Субсидий представлено в приложении N 4 к Программе.
Распределение Субсидий в разрезе зданий, возвращаемых в систему дошкольного образования Самарской области, подлежащих реконструкции, представлено в приложении N 5 к Программе.
Финансирование Программы проводится последовательно в течение трех лет.
VI. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является министерство образования и науки Самарской области.
Министерство образования и науки Самарской области осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы, разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы, проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы, в случае необходимости подготавливает в установленном порядке предложения по внесению изменений в Программу.
Министерство образования и науки Самарской области ежегодно в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации Программы за отчетный год, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей, а также показателей эффективности реализации Программы, и направляет ее в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области на рассмотрение.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области в течение двух недель подготавливают и направляют в министерство образования и науки Самарской области соответствующие заключения.
Министерство образования и науки Самарской области ежегодно в срок до 1 апреля предоставляет информацию о ходе реализации Программы за отчетный год с приложениями вышеуказанных заключений для рассмотрения на заседании Правительства Самарской области.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Контроль за целевым предоставлением и расходованием Субсидий муниципальными образованиями осуществляет министерство образования и науки Самарской области.
VII. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы
Развитие системы дошкольного образования Самарской области было бы невозможно без выделения средств областного бюджета на эти цели.
Реализация Программы принесет значительный дополнительный социально-экономический эффект, уменьшая социальную напряженность, связанную с недостаточным количеством мест в ДОУ Самарской области.
Реализация программных мероприятий позволит увеличить количество мест в ДОУ, что приведет к более качественному решению основных задач дошкольного образования.
Таким образом, ожидаемыми результатами реализации Программы станут:
сохранение, оптимизация и развитие региональной системы дошкольного образования в интересах личности, общества и государства;
обеспечение гарантий доступности дошкольного образования;
повышение социально-экономической эффективности функционирования системы дошкольного образования;
повышение качества дошкольного образования, обеспечивающего высокоэффективное физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное развитие детей раннего и дошкольного возраста;
обеспечение условий для сохранения жизни и укрепления здоровья детей в ДОУ;
интеграция федерального и регионального компонентов содержания дошкольного образования, основного и дополнительного образования, повышающих качество воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации областной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Самарской области" на 2009 - 2011 годы, представленной в приложении N 6 к Программе.
В результате реализации Программы планируется открыть 6049 мест в зданиях и помещениях, возвращенных в систему дошкольного образования Самарской области. По оценке министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, для постройки нового детского сада на 240 мест необходимо 240 млн. рублей. Соответственно, чтобы обеспечить 6049 мест, необходимо построить 26 детских садов указанной мощности, затратив на строительство 6240 млн. рублей.
Общие расходы на реализацию Программы (на 3 года) составят 1250 млн. рублей, что позволит экономить бюджетные средства в размере 4990 млн. рублей (79,96%).
Наименьшие затраты на восстановление одного места в ДОУ, открытого в результате реализации Программы, будут в 2009 году. Это связано с тем, что в течение 2009 года запланирован ввод мест в ДОУ за счет менее затратного способа - осуществления капитального ремонта помещений. Более дорогостоящие мероприятия по возврату мест в ДОУ - осуществление реконструкции зданий - запланированы на 2010 - 2011 годы, кроме того в 2010 - 2011 годах будут введены места в ДОУ, реконструкция зданий которых была начата в 2009 году.
Оценка эффективности реализации Программы приведена в таблице.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Газета "Волжская коммуна" № 265 от 20.09.2008 |
Рубрики правового классификатора: | 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: