Основная информация

Дата опубликования: 10 сентября 2012г.
Номер документа: RU54000201200934
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Новосибирская область
Принявший орган: Правительство Новосибирской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 10.09.2012 № 409-п

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.09.2011 № 409-П

Утратило силу:

Постановление Правительства

Новосибирской области от 16.02.2015 № 66-п

В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 № 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации», в целях обеспечения бесперебойной работы и развития систем водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области Правительство Новосибирской области п о с т а н о в л я е т:

Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 23.09.2011 № 409-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы» следующие изменения:

1. В преамбуле слова «Правительства Новосибирской области от 13.10.2008 № 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации» заменить словами «Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 № 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации».

2. Долгосрочную целевую программу «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы», утвержденную указанным постановлением, изложить в редакции согласно приложению.

Губернатор Новосибирской области

В.А.Юрченко

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Правительства Новосибирской области

от 10.09.2012 № 409-п

«УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Новосибирской области

от 23.09.2011 № 409-п

Долгосрочная целевая программа «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы»

I. Паспорт

долгосрочной целевой программы Новосибирской области

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы» (далее –

Программа)

Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 22.07.2011 № 328-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012‑2017 годы»

Основные разработчики Программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области

Государственный заказчик Программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области

Руководитель Программы

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области

Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области,

органы местного самоуправления Новосибирской области (по согласованию), организации коммунального комплекса, подрядные организации, заключившие договоры на конкурсной основе

Цель и задачи Программы

Цель: обеспечение населения Новосибирской области качественной питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности и безвредности, в необходимом и достаточном  количестве.

Задачи:

1. Развитие и реконструкция систем водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области.

2. Развитие и реконструкция систем водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области.

3. Устранение дефицита водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области.

4. Совершенствование  системы управления сектором водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области

Cроки реализации Программы

Этапы реализации Программы не предусматриваются.

Срок реализации Программы: 2012-2017 годы

Объемы финансирования

(с расшифровкой по годам и источникам финансирования

и исполнителям мероприятий Программы)

Прогнозный объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования составит

5 509 228,4 тыс. рублей, из них:

за счет средств федерального бюджета –

322 833,2 тыс. рублей, в том числе:

42 833,2 тыс. рублей – в 2012 году;

280 000,0 тыс. рублей – в 2013 году;

за счет средств областного бюджета – 2 467 108,5 тыс. рублей, в том числе:

246 996,5 тыс. рублей – в 2012 году;

375 000,0 тыс. рублей – в 2013 году;

400 000,0 тыс. рублей – в 2014 году;

481 704,0 тыс. рублей – в 2015 году;

481 704,0 тыс. рублей – в 2016 году;

481 704,0 тыс. рублей – в 2017 году;

за счет средств местных бюджетов – 168 133,7 тыс. рублей,

в том числе:

12 999,8 тыс. рублей – в 2012 году;

25 530,8 тыс. рублей – в 2013 году;

27 885,2 тыс. рублей – в 2014 году;

33 906,0 тыс. рублей – в 2015 году;

33 906,0 тыс. рублей – в 2016 году;

33 906,0 тыс. рублей – в 2017 году;

за счет средств внебюджетных источников –

2 551 153,0 тыс. рублей, в том числе:

302 689,9 тыс. рублей – в 2012 году;

342 529,4 тыс. рублей – в 2013 году;

382 847,1 тыс. рублей – в 2014 году;

507 695,5 тыс. рублей – в 2015 году;

507 695,5 тыс. рублей – в 2016 году;

507 695,5 тыс. рублей – в 2017 году.

Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании бюджетов всех уровней на соответствующий финансовый год

Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в количественно измеримых показателях

Важнейшие целевые индикаторы:

доля населения, обеспеченного питьевой водой нормативного качества;

удельный вес проб воды, которые не отвечают гигиеническим нормативам, в том числе:

по санитарно-химическим показателям,

по микробиологическим показателям;

число аварий в системах водоснабжения;

доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене;

доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения;

объем сточных вод,  пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод;

число аварий в системах водоотведения и очистки сточных вод;

доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене;

доля населения Новосибирской области, обеспеченного услугами централизованного водоотведения;

доля населения Новосибирской области, не обеспеченного услугами централизованного водоснабжения;

уровень обеспеченности системами резервных водозаборов в муниципальных образованиях Новосибирской области;

доля муниципальных образований Новосибирской области, переведенных на долгосрочные тарифы в сфере оказания услуг по водоснабжению и водотведению

Реализация Программы позволит к 2017 году увеличить долю населения, употребляющего питьевую воду нормативного качества, соответствующую гигиеническим нормативам по органолептическим, химическим и микробиологическим показателям, до 81% (что на 4,8 процентных пункта выше аналогичного показателя 2011 года), что в свою очередь окажет влияние на снижение заболеваемости населения, в том числе органов пищеварения (снижение на 2,9 тыс. человек), брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями, гепатитами (снижение на 0,45 тыс. чел.), онкологическими заболеваниями (снижение на 0,11 тыс. чел.), вирусными гепатитами (снижение на 0,03 тыс. чел.).

В рамках реализации Программы будут достигнуты следующие результаты:

Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности. К 2017 году снизится доля проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, в том числе по:

санитарно-химическим показателям до 16,0%

(что на 7,8 процентных пункта ниже уровня 2011 года);

по микробиологическим показателям до 1,8% (аналогичный показатель на начало реализации Программы – 2,8%).

Снижение потерь на водопроводных и канализационных сетях, сокращение аварийности систем водопроводно-канализационного комплекса, улучшение качества очистки сточных вод, что характеризуют следующие показатели:

число аварий в системах водоснабжения и водоотведения сократится до 75 и 38,5 на 1000 км в год соответственно

(что на 66 и 6,2 аварии меньше к уровню 2011 года);

доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, составит 99,5 % (что на 3,5 процентных пункта выше уровня 2011 года);

объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод, составит 99,8% (что на 4,8 процентных пункта выше уровня 2011 года);

доля населения Новосибирской области, обеспеченного услугами централизованного водоотведения, увеличится до 70% (аналогичный показатель на начало реализации Программы – 68%);

доля уличных водопроводных и канализационных сетей, нуждающихся в замене, сократится к концу реализации Программы до 31,5% и 37% соответственно (что на 7,9 и

3 процентных пункта соответственно ниже уровня 2011 года). Достижение указанных значений целевых индикаторов позволит:

снизить потери на водопроводных и канализационных сетях  на 5%;

сократить дефицит  мощностей сооружений

по водоподготовке на 35%, по очистке сточных вод на 10%.

Снижение дефицита водопотребления, обеспечение резервирования воды для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд выражается:

в увеличении доли населения Новосибирской области, обеспеченного централизованными системами водоснабжения до 87% (что на 9,5 процентных пункта выше аналогичного показателя 2011 года);

в обеспечении муниципальных образований Новосибирской области системами резервных водозаборов для 100% обеспечения населения питьевой водой и водой, предназначенной для хозяйственно-бытовых нужд в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Повышение инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение и водоотведение путем совершенствования системы управления сектором водоснабжения и водоотведения

в муниципальных образованиях Новосибирской области, характеризуется долей муниципальных образований,

в которых установлены тарифы на долгосрочный период регулирования.

Данный показатель  к 2017 году составит 60%. Кроме того,

к 2017 году планируется увеличить долю капитальных вложений в системы водоснабжения и водоотведения в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения и водоотведения до 29% (что на 24 процентных пункта выше уровня 2011 года), а также увеличить долю заемных средств 

в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения и водоотведения до 26 % (что

на 26 процентных пунктов выше уровня 2011 года)

II. Обоснование необходимости разработки Программы

1. Краткая характеристика проблемы

Одной из самых острых задач на сегодняшний день являются проблемы обеспечения населения питьевой водой в достаточном количестве, нормативного качества, и очистка образующихся бытовых стоков до экологически нормативного уровня.

Ежегодно население области потребляет более 294 млн. куб.м воды для питьевых и коммунальных нужд, от качества которой зависит сохранение здоровья населения на уровне, соответствующем критериям цивилизованного общества, обеспечение комфортных условий проживания, продолжительность жизни.

На территории Новосибирской области эксплуатируются 10 поверхностных и 2792 подземных водозаборов, 15 водопроводных очистных сооружений и 10 блочно-модульных установок водоподготовки, 18 канализационных очистных сооружений с биологической очисткой сточных вод, 209 канализационных насосных станций, более 9,7 тыс. км водопроводных и 2,3 тыс. км канализационных сетей.

Из 1580 городов и сельских населенных пунктов на территории  Новосибирской области  поверхностные источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения используются только в 39 городских округах и сельских населенных пунктах. Водоснабжение потребителей на остальной территории Новосибирской области осуществляется из подземных водозаборов. Качество и природно-экологические характеристики подземных вод на территории области не одинаковы. Зачастую в подземных водах наблюдается повышенное содержание железа, марганца, отмечается превышение общей жесткости, нередко присутствует аммиак и сероводород.

Около 20% населения Новосибирской области не обеспечено услугами централизованного водоснабжения. Кроме того, в некоторых населенных пунктах часть населения использует для питьевых целей воду из децентрализованных источников. Как правило, качество этой воды низкое вследствие слабой защищенности водоносных горизонтов от загрязнения с поверхностных территорий и несоблюдения установленных поясов зон санитарной охраны.

На сегодняшний день дефицит мощностей сооружений по водоподготовке составляет более 100 тыс. куб.м в сутки.

Из 35 муниципальных районов и городских округов только в 19 имеются системы канализования. Канализационные очистные сооружения имеют 18 муниципальных образований Новосибирской области и г. Новосибирск. Нормативную очистку хозяйственно-бытовых сточных вод обеспечивают только канализационные очистные сооружения г. Новосибирска, остальные работают неэффективно, так как эксплуатируются более 30 лет и характеризуются значительным физическим и моральным износом основных фондов и требуют срочной реконструкции.

Ежегодно без предварительной очистки на рельеф местности и в поверхностные водные объекты сбрасывается более 70 млн. куб.м загрязненных сточных вод.

Дефицит мощностей канализационных очистных сооружений в настоящее время достигает 180 тыс. куб.м в сутки.

Немаловажной проблемой в Новосибирской области является техническое состояние сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения. Транспортировка воды и стоков осуществляется по сетям, срок эксплуатации которых составляет более 40 лет, их изношенность достигает 70%. В связи с высокими показателями ветхости водопроводных и канализационных сетей, намечается ежегодный прирост утечек в системах водопроводно-канализационного хозяйства, возрастает ежегодное число аварийных ситуаций. Потери на водопроводных сетях составляют более 50 млн. куб.м воды в год.

Кроме того, значительные утечки на сетях водоснабжения и водоотведения приводят к повышению уровня грунтовых вод и подтоплению территории населенных пунктов. Значительное влияние на состояние окружающей среды оказывают аварии в системе сетей канализации. Утечки на канализационных сетях  ведут к загрязнению почв и верховодных водоносных горизонтов.

Состояние систем водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области характеризуется также высоким уровнем износа водозаборных сооружений. Более 30% водозаборных скважин, построенных в 70‑х – 80-х годах, выработали свой технический ресурс и дальнейшей эксплуатации не подлежат.

В соответствии со статьей 34 Водного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Новосибирской области от 08.09.2008 № 254-па «Об утверждении перечня городов и других населенных пунктов Новосибирской области, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации и резервировании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» утвержден перечень городов и других населенных пунктов Новосибирской области для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации. Однако ввиду дефицита финансовых средств местных бюджетов и непредусмотренных на эти цели средств областного бюджета Новосибирской области, реализация запланированных мероприятий не осуществляется.

Тем не менее, за период 2008-2011 годов на объекты водоснабжения Новосибирской области было направлено более 2 млрд. рублей, из них свыше 1 млрд. рублей средств областного бюджета Новосибирской области.

За последние годы в Новосибирской области построено 50 скважин, оборудованных зонами санитарной охраны и обустроенных контрольно-измерительными приборами и автоматикой, построено и реконструировано свыше 240,0 км водопроводных сетей, 6 водонапорных башен. Введено в эксплуатацию более 7 блочно-модульных установок по водоподготовке, станция обезжелезивания в р.п. Мошково, проведены работы по реконструкции  поверхностных водозаборов в г. Искитиме и г. Новосибирске. Выполнены работы по реконструкции насосно-фильтровальной станции в п. Новояркуль Озеро-Карачинского сельсовета Чановского района, завершаются работы по реконструкции  насосно-фильтровальных станций в г. Куйбышеве и г. Новосибирске, строительству станции обезжелезивания в г.Черепаново. Завершено строительство резервуара чистой воды в г. Искитиме.

В ходе реализации проекта по реконструкции насосно-фильтровальной станции № 1 г. Новосибирска сдан в эксплуатацию крупнейший в стране блок ультрафиолетового обеззараживания питьевой воды производительностью 350 тыс. куб.м/сутки.

Однако на объекты систем водоотведения средства выделялись в незначительных объемах. Так за период 2008-2011 годов за счет средств областного бюджета велась реализация только 2-х проектов: по реконструкции аварийных участков канализации г. Бердска и строительству канализационного коллектора от канализационной насосной станции № 2 до главной насосной станции в г. Оби.

Реализация приоритетных проектов водопроводного комплекса области позволила снизить показатели аварийности на системах водоснабжения, возросло качество предоставляемой услуги по водообеспечению потребителей. Если доля населения, употребляющего питьевую воду нормативного качества, до 2005 года составляла около 68%, то на сегодняшний день более 76% населения области употребляет питьевую воду, соответствующую гигиеническим нормативам по органолептическим, химическим и  микробиологическим показателям.

Водные объекты и источники питьевого водоснабжения имеют важнейшее значение для социально-экономического развития Новосибирской области. Загрязнение водных объектов при отсутствии водоочистных сооружений либо недостаточной барьерной роли действующих сооружений по водоочистке сохраняет острой проблему водообеспечения во многих населенных пунктах области и создает серьёзную опасность для здоровья населения.

2. Обоснование необходимости решения проблемы водоснабжения и водоотведения Новосибирской области программно-целевым методом

Значимость и актуальность обозначенных проблем в сфере водоснабжения и водоотведения требует сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с модернизацией и развитием инженерных сетей и сооружений водопроводно-канализационного комплекса Новосибирской области, и, с другой стороны, выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих улучшение качества и увеличение доступности предоставления услуг населению области по водоснабжению и водоотведению.

Актуальность решения обозначенных вопросов, направленных на улучшение качества и продолжительности жизни населения, определяется Программой социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 № 10-ОЗ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 № 474 «О стратегии экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года».

Работа по поддержанию стабильного функционирования систем водоснабжения и водоотведения Новосибирской области, их развития, проведения мероприятий по реконструкции, совершенствованию технологических процессов, внедрению новейшего оборудования и современных материалов, а также резервирования воды на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды на случай чрезвычайной ситуации, должна быть продолжена в рамках Программы.

Кроме того, необходимость использования программно-целевого метода обусловлена тем, что проблемы водоснабжения и водоотведения в Новосибирской области носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия органов исполнительной власти Новосибирской области, а также не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов.

Реализация программных мероприятий, совместная работа исполнителей Программы позволят решить организационно-правовые, медико-социальные и инженерно-конструкторские задачи, что приведет к улучшению и стабилизации механизма водоснабжения и водоотведения в Новосибирской области.

Программа разработана в соответствии с требованиями и условиями федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 № 1092 «О федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011-2017 годы».

Понятия и термины, используемые в Программе

Под безопасностью воды понимается соответствие ее качества действующим санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды и системе питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Централизованной системой водоснабжения считается комплекс инженерных сооружений населенного пункта для забора, подготовки, транспортировки и передачи потребителям питьевой воды.

Централизованной системой канализации считается комплекс инженерных сооружений населенного пункта для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод.

III. Цели, задачи и целевые индикаторы Программы

Целью Программы является: обеспечение населения Новосибирской области качественной питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности и

безвредности, в необходимом и достаточном количестве.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Развитие и реконструкция систем водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области.

2. Развитие и реконструкция систем водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области.

3. Устранение дефицита водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области.

4. Совершенствование системы управления сектором водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области.

Индикаторы, характеризующие безопасность воды и ее влияние на здоровье населения Новосибирской области, рассчитываются по результатам мониторинга качества воды, проводимого Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области, на основании их статистических данных.

Цель, задачи и характеризующие их целевые индикаторы приведены в приложении № 1 к Программе. Методика расчета целевых показателей и индикаторов приведена в приложении № 1.1 к Программе.

Сводный перечень показателей, принятый в соответствии с требованиями и условиями федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 № 1092 «О федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011‑2017 годы», отражающий социальный (конечный) эффект, достижению которого способствует реализация Программы, приведен в приложении № 1.2 к Программе.

IV. Система мероприятий Программы

Для достижения поставленной цели и выполнения намеченных задач предлагается реализация программных мероприятий в муниципальных образованиях Новосибирской области по следующим направлениям:

строительство водопроводных сетей с учетом подключения всех домовладений соответствующего населенного пункта;

строительство станций по водоподготовке (насосно-фильтровальные станции, станции обезжелезивания и деманганации, модульные установки по водоочистке, комплексные фильтры);

реконструкция и модернизация станций по водоподготовке;

реконструкция водопроводных сетей с применением передовых технологий и материалов;

строительство канализационных сетей с применением передовых технологий и материалов;

строительство канализационных очистных сооружений (в том числе канализационных насосных станций, сооружений механической и биологической очистки, сооружений по обработке и обезвоживанию осадка);

реконструкция канализационных очистных сооружений (в том числе канализационных насосных станций, сооружений механической и биологической очистки, сооружений по обработке и обезвоживанию осадка);

реконструкция канализационных сетей с применением передовых технологий и материалов;

строительство водозаборных скважин, расчетный дебит которых должен соответствовать требуемому водопотреблению населением на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды, с учетом перспективы развития соответствующего населенного пункта, а также с учетом прогнозируемого риска выхода из строя существующих водозаборных скважин, выработавших свой производственный ресурс; тампонажные работы бездействующих скважин; устройство зон санитарной охраны;

устройство систем резервных водозаборов в городах и населенных пунктах Новосибирской области, перечень которых утвержден постановлением администрации Новосибирской области от 08.09.2008 № 254-па «Об утверждении перечня городов и других населенных пунктов Новосибирской области, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, и резервировании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения»;

строительство резервуаров чистой воды и других сооружений-накопителей для обеспечения необходимого запаса воды на случай аварийных и чрезвычайных ситуаций.

Для повышения инвестиционной привлекательности муниципальных предприятий сферы водопроводно-канализационного хозяйства предполагается поэтапный переход на долгосрочные тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области.

Система программных мероприятий приведена в приложении № 2 к Программе.

V. Механизмы реализации Программы и система управления реализацией Программы

Государственным заказчиком-координатором, организатором управления реализацией и контролирующим органом за ходом реализации Программы является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (далее – Министерство).

Исполнители Программы – министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (по согласованию), организации коммунального комплекса, подрядные организации, заключившие договоры в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Исполнители).

Реализация и финансирование Программы осуществляются в соответствии с перечнем программных мероприятий на основании соглашений, заключаемых Министерством с органами местного самоуправления Новосибирской области, муниципальных контрактов (договоров), заключаемых с поставщиками товаров, работ и услуг, в порядке, установленном Федеральным законодательством.

Реализация Программы осуществляется в соответствии с порядком и условиями формирования мероприятий Программы, приведенными в приложении № 3.

Программа предусматривает: оказание бюджетной поддержки муниципальным образованиям Новосибирской области на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение населения питьевой водой, безопасной в эпидемическом отношении, безвредной по химическому составу и имеющей благоприятные органолептические свойства; увеличение продолжительности жизни населения Новосибирской области за счет снижения негативного воздействия воды на состояние здоровья населения; устранение дефицита водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области; восстановление, охрана и рациональное использование водоисточников; улучшение социально-экологической обстановки в Новосибирской области; сбор и очистку образующихся коммунально-бытовых сточных вод до экологически допустимого уровня.

Реализация мероприятий Программы также предусматривает привлечение средств внебюджетных источников, в том числе частных инвестиций.

Внебюджетные источники формируются:

1) из собственных средств организации коммунального комплекса, в том числе:

а) прибыль, направляемая на инвестиции (прибыль организации коммунального комплекса, направляемая на реализацию инвестиционной программы предприятия; финансовые средства, полученные организацией от применения установленных надбавок к тарифам и тарифов на подключение и направленные на непосредственное финансирование реализации мероприятий инвестиционной программы (за исключением средств от применения надбавок и тарифов на подключение, направляемых на возврат и обслуживание привлеченных заемных средств);

б) амортизационные отчисления;

2) из привлеченных средств частных инвесторов (в том числе заемных).

Министерство ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям. При необходимости вносит предложения об изменении или продлении срока реализации Программы.

В случае неисполнения отдельных мероприятий Программы неосвоенные бюджетные ассигнования без внесения соответствующих изменений в Программу перераспределению на другие мероприятия Программы не подлежат и не расходуются.

В случае недостижения значений целевых показателей и (или) сроков проведения мероприятий Программы их финансирование не осуществляется до внесения соответствующих изменений в Программу.

Получатели средств федерального и областного бюджетов несут ответственность за их нецелевое использование в соответствии с действующим законодательством.

Мониторинг и контроль за реализацией Программы осуществляется путем проведения Министерством анализа отчетов о расходовании средств областного бюджета Новосибирской области, полученных на реализацию программных мероприятий, предоставленных  органами местного самоуправления в Новосибирской области.

Ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Министерство представляет сводный отчет об исполнении Программы в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и в министерство экономического развития Новосибирской области с приложением аналитической записки.

Ежегодно Министерство направляет в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и в министерство экономического развития Новосибирской области:

до 20 января информацию о финансировании программы по итогам отчетного года;

до 15 декабря план мероприятий Программы на очередной финансовый год.

Министерство одновременно с годовым отчетом об исполнении областного бюджета Новосибирской области за предыдущий финансовый год представляет отчет об исполнении Программы с указанием всех источников финансирования в срок:

не позднее 15 апреля текущего года в Контрольно-счетную палату Новосибирской области для проведения внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета Новосибирской области;

не позднее 15 апреля текущего года в Законодательное Собрание Новосибирской области для рассмотрения и для утверждения отчета об исполнении областного бюджета Новосибирской области.

По итогам очередного отчетного года, Министерство проводит оценку эффективности реализации Программы и представляет ее результаты в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и министерство экономического развития Новосибирской области.

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с разделом V Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 № 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации».

Руководитель Министерства после окончания срока реализации Программы представляет в Законодательное Собрание Новосибирской области отчет об исполнении Программы в разрезе мероприятий с указанием всех источников финансирования, а также с оценкой результативности и эффективности выполнения Программы.

Отчеты (информация) о ходе реализации Программы и нормативные правовые акты, касающиеся реализации Программы, Министерство в течение пяти рабочих дней со дня их подготовки и (или) после их утверждения размещает на официальном сайте Министерства в сети Интернет.

Реализация Программы и социально-экономическая ситуация в области могут потребовать корректировки отдельных мероприятий Программы и уточнения объемов ее финансирования, в том числе и в связи с привлечением средств внебюджетных источников в рамках действующего законодательства.

VI. Ресурсное обеспечение Программы

В реализации Программы в муниципальных образованиях Новосибирской области будут участвовать исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления в Новосибирской области, организации жилищно-коммунального и водопроводно-канализационного хозяйств.

Информационная поддержка будет осуществляться под общей координацией Министерства с использованием официального интернет-портала Правительства Новосибирской области, сайта министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, а также средств массовой информации.

Финансирование реализации Программы планируется осуществлять из следующих источников:

средства федерального бюджета, в рамках реализации федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011-2017 годы, утвержденной   постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2010  № 1092 «О федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011-2017 годы»;

средства областного бюджета Новосибирской области;

средства местных бюджетов муниципальных образований Новосибирской области;

внебюджетные источники, в том числе привлеченные средства государственных или иных инвесторов, которые привлекаются в процессе государственно-частного партнерства.

Сводные финансовые затраты на реализацию мероприятий Программы приведены в приложении № 4.

VII. Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация мероприятий Программы направлена на обеспечение населения эпидемиологически безопасной водой в нужном количестве для удовлетворения хозяйственно-бытовых потребностей, включая потребности коммунальных инфраструктур, систем наружного пожаротушения с разработкой соответствующих технических решений и бизнес-планов по доочистке воды до норм питьевого качества.

Реализация Программы позволит к 2017 году увеличить долю населения, употребляющего питьевую воду нормативного качества, соответствующую гигиеническим нормативам по органолептическим, химическим и микробиологическим показателям, до 81% (что на 4,8 процентных пункта выше аналогичного показателя 2011 года), что в свою очередь окажет влияние на снижение заболеваемости населения, в том числе органов пищеварения (снижение на 2,9 тыс. человек), брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями, гепатитами (снижение на 0,45 тыс. человек), онкологическими заболеваниями (снижение на 0,11 тыс. человек), вирусными гепатитами (снижение на 0,03 тыс. человек).

В рамках реализации Программы будут достигнуты следующие результаты:

Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности. К 2017 году снизится доля проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, в том числе:

по санитарно-химическим показателям до 16,0% (что на 7,8 процентных пункта ниже уровня 2011 года);

по микробиологическим показателям до 1,8% (аналогичный показатель на начало реализации Программы – 2,8%).

Снижение потерь на водопроводных и канализационных сетях, сокращение аварийности систем водопроводно-канализационного комплекса, улучшение качества очистки сточных вод, что характеризуют следующие показатели:

число аварий в системах водоснабжения и водоотведения сократится до 75 и 38,5 на 1000 км в год соответственно (что на 66 и 6,2 аварии меньше к уровню 2011 года);

доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, составит 99,5% (что на 3,5 процентных пункта выше уровня 2011 года);

объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод, составит 99,8% (что на 4,8 процентных пункта выше уровня 2011 года);

доля населения Новосибирской области, обеспеченного услугами централизованного водоотведения, увеличится до 70% (аналогичный показатель на начало реализации Программы – 68%);

доля уличных водопроводных и канализационных сетей, нуждающихся в замене, сократится к концу реализации Программы до 31,5% и 37 % соответственно (что на 7,9 и 3 процентных пункта соответственно ниже уровня 2011 года).

Достижение указанных значений целевых индикаторов позволит снизить потери на водопроводных и канализационных сетях на 5%, а также сократить дефицит  мощностей сооружений по водоподготовке на 35%, по очистке сточных вод на 10%.

Снижение дефицита водопотребления, обеспечение резервирования воды для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд выражается:

в увеличении доли населения Новосибирской области, обеспеченного централизованными системами водоснабжения, до 87% (что на 9,5 процентных пункта выше аналогичного показателя 2011 года);

в обеспечении муниципальных образований Новосибирской области системами резервных водозаборов для 100% обеспечения населения водой (питьевой водой и водой, предназначенной для хозяйственно-бытовых нужд) в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Реализация комплекса организационных мероприятий Программы, направленных на повышение инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение и водоотведение путем совершенствования системы управления сектором водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области, характеризуется долей муниципальных образований, в которых установлены тарифы на долгосрочный период регулирования. Данный показатель к 2017 году составит 60%.  Кроме того, к 2017 году планируется увеличить долю капитальных вложений в системы водоснабжения и водоотведения в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения и водоотведения до 29% (что на 24 процентных пункта выше уровня 2011 года), а также увеличить долю заемных средств  в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения и водоотведения до 26% (что на 26 процентных пунктов выше уровня 2011 года).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к долгосрочной целевой программе

«Чистая вода» в Новосибирской области

на 2012-2017 годы»

Цели, задачи и целевые индикаторы

Цель/задачи, требующие решения  для достижения цели

Наименование целевого индикатора

Единица измерения

Значение весового коэффициента целевого индикатора

Значение целевого индикатора

Примечание

в том числе по годам

2011*

2012

2013

2014

2015

2016

2017

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Цель: обеспечение населения Новосибирской области качественной питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности и безвредности, в необходимом и достаточном  количестве

Доля населения, обеспеченного питьевой водой нормативного качества

%

0,29

76,2

76,7

77,3

78

78,8

79,6

81

Улучшение качества питьевой воды для населения Новосибирской области, снижение негативного воздействия воды на здоровье населения

Задача 1. Развитие и реконструкция систем водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области

Удельный вес проб воды,  которые не отвечают гигиеническим нормативам, в том числе:

по санитарно-химическим показателям

%

0,06

23,8

23,3

22,7

21

19,2

17,5

16,0

Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности

по микробиологическим показателям

%

0,03

2,8

2,6

2,5

2,2

2

1,9

1,8

Число аварий в системах водоснабжения

кол-во аварий в год на 1000 км сетей

0,1

141

129

116

112

99

87

75

Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене

%

0,1

39,4

38,2

36,9

35,7

34,2

32,9

31,5

Задача 2. Развитие и реконструкция систем водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области

Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения

%

0,1

95,3

95,3

95,5

96,0

97,0

98,0

99,5

Снижение потерь
на водопроводных и канализационных сетях, сокращение аварийности систем водопроводно-канализационного комплекса

Объем сточных вод,  пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод

%

0,04

95,0

95,0

95,5

96,2

97,0

97,9

99,8

Число аварий в системах водоотведения и очистки сточных вод

кол-во аварий в год на 1000 км сетей

0,04

44,7

44,5

43,5

42,0

40,0

39,7

38,5

Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене

%

0,04

40,0

40,0

39,6

39,0

38,4

37,9

37,0

Доля населения Новосибирской области, обеспеченного услугами централизованного водоотведения

%

0,1

68,0

68,0

68,2

68,5

68,9

69,2

70,0

Задача 3. Устранение дефицита водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области

Доля населения Новосибирской области, не обеспеченного услугами централизованного водоснабжения

%

0,05

22,8

21,5

20,0

18,5

17,0

15,0

13,0

Ликвидация дефицита водопотребления и обеспечение резервирования воды для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд

Уровень обеспеченности системами резервных водозаборов в муниципальных образованиях Новосибирской области

%

0,04

-

-

30

60

100

-

-

Задача 4. Совершенствование  системы управления сектором водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области

Доля муниципальных образований, в которых установлены тарифы на долгосрочный период регулирования

%

0,01

-

-

10

20

32

45

60

Повышение инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение и водоотведение

_________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.1

к долгосрочной целевой программе

«Чистая вода» в Новосибирской области

на 2012-2017 годы»

Методика расчета

целевых показателей и индикаторов долгосрочной целевой программы «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы»

Наименование целевого индикатора

Единица измерения

Методика расчета

1

2

3

Доля населения, обеспеченного питьевой водой нормативного качества.

%

статистические данные по результатам мониторинга качества воды, проводимого Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области

Удельный вес проб воды,  которые не отвечают гигиеническим нормативам, в том числе:

по санитарно-химическим показателям

%

рассчитывается как частное значений показателей, указанных в столбцах 9 и 8 строки 04 таблицы (1000) годовой формы федерального статистического наблюдения № 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта РФ", утвержденной Приказом Росстата от 10.12.2009 № 287 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роспотребнадзором федерального статистического наблюдения за санитарным состоянием субъекта Российской Федерации»

по микробиологическим показателям

%

рассчитывается как частное значений показателей, указанных в столбцах 13 и 12 строки 04 таблицы (1000) годовой формы федерального статистического наблюдения № 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта РФ", утвержденной Приказом Росстата от 10.12.2009 № 287 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роспотребнадзором федерального статистического наблюдения за санитарным состоянием субъекта Российской Федерации»

Число аварий в системах водоснабжения

кол-во аварий в год на 1000 км сетей

рассчитывается как частное значений показателей, указанных в строке 39 раздела 2 и суммарного значения строк 12, 14, 16 раздела 1, помноженное на 1000, годовой формы федерального статистического наблюдения № 1-водопровод (годовая) «Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)», утвержденной Приказом Росстата от 03.08.2011 № 343 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством»

Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене

%

рассчитывается как частное значений показателей 19.1 и 19, указанных в годовой форме федерального статистического наблюдения № 1-МО «Сведения об  объектах инфраструктуры муниципального образования», утвержденной Приказом Росстата от 21.08.2012 N 455 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования»

Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения

%

рассчитывается как частное значений показателей, указанных в строках 32 и 30 раздела 2 годовой формы федерального статистического наблюдения № 1-канализация (годовая) «Сведения о работе канализации (отдельной канализационной сети)», утвержденной Приказом Росстата от 03.08.2011 № 343 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством»

Объем сточных вод,  пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод

%

рассчитывается как частное значений показателей, указанных в строках 30 и 24 раздела 2 годовой формы федерального статистического наблюдения № 1-канализация (годовая) «Сведения о работе канализации (отдельной канализационной сети)», утвержденной Приказом Росстата от 03.08.2011   № 343 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством»

Число аварий в системах водоотведения и очистки сточных вод

кол-во аварий в год на 1000 км сетей

рассчитывается как частное значений показателей, указанных в строке 37 раздела 2 и суммарного значения строк 12, 14, 16 раздела 1, помноженное на 1000, годовой формы федерального статистического наблюдения № 1-канализация (годовая) «Сведения о работе канализации (отдельной канализационной сети)», утвержденной Приказом Росстата от 03.08.2011 № 343 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством»

Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене

%

рассчитывается как частное значений показателей 20.1 и 20, указанных в годовой форме статистического наблюдения № 1-МО «Сведения об объектах инфраструктуры муниципального образования", утвержденной Приказом Росстата от 21.08.2012 N 455 “Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования»

Доля населения Новосибирской области обеспеченного услугами централизованного водоотведения

%

рассчитывается как частное значений показателей, указанных в столбцах 5 и 1, строки 24 раздела 3 годовой формы федерального  статистического наблюдения № 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде", утвержденной Приказом Росстата от 03.08.2011 № 343 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством»

Доля населения Новосибирской области не обеспеченного услугами централизованного водоснабжения

%

разница между 100% обеспеченностью населения централизованным водоснабжением и фактической обеспеченностью, которая рассчитывается как частное значений показателей, указанных в столбцах 3 и 1, строки 24 раздела 3 годовой формы федерального  статистического наблюдения № 1-жилфонд «Сведения о жилищном фонде", утвержденной Приказом Росстата от 03.08.2011  № 343 “Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством»

Уровень обеспеченности системами резервных водозаборов в муниципальных образованиях Новосибирской области

%

расчет показателя осуществляется исходя из расчета, что за 100% выполнение данного целевого показателя  принято количество  проектов по устройству резервных водозаборов в 7-ми муниципальных образованиях, утвержденных постановлением администрации Новосибирской области от 08.09.2008 № 254-па «Об утверждении перечня городов и других населенных пунктов Новосибирской области, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, и резервировании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» (ежегодное выполнение данного целевого индикатора запланировано на 20%).

Доля муниципальных образований, в которых установлены тарифы на долгосрочный период регулирования

%

расчет показателя осуществляется исходя из расчета, что за 100% выполнение данного целевого показателя  принято количество муниципальных образований, находящихся на территории Новосибирской области (35 МО НСО = 100%).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.2

к долгосрочной целевой программе

«Чистая вода» в Новосибирской

области  на 2012-2017 годы»

Показатели

отражающие социальный (конечный) эффект, достижению которого способствует долгосрочная целевая программа «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы»

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя (ожидаемое)

в том числе по годам

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

1

2

4

5

6

7

8

9

10

Зарегистрировано больных с болезнями органов пищеварения

тыс. чел.

70,1

69,6

69,1

68,6

68,2

67,6

67,2

Зарегистрировано больных злокачественными образованиями

тыс. чел.

32,17

32,15

32,14

32,12

32,1

32,08

32,06

Зарегистрировано больных брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями

тыс. чел.

16,17

16,1

16,03

15,95

15,9

15,8

15,72

Зарегистрировано больных вирусными гепатитами

тыс. чел.

0,28

0,28

0,27

0,27

0,26

0,26

0,25

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к долгосрочной целевой программе

«Чистая вода» в Новосибирской области

на 2012-2017 годы»

Мероприятия

долгосрочной целевой программы «Чистая вода» в Новосибирской области  на 2012-2017 годы»

Наименование мероприятия

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя

Ответствен-ный  исполнитель

Ожида-

емый результат

в том числе по годам

2012

2013

2014

2015

2016

2017

итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Цель: обеспечение населения Новосибирской области качественной питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности и безвредности, в необходимом и достаточном  количестве

Задача 1. Развитие и реконструкция систем водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области.

Строительство и реконструкция инженерных сетей и сооружений водоснабжения в городских округах и районах Новосибирской области

Количество                

муници-пальные образова-ния

18

35

35

35

35

35

35

МСиЖКХ НСО во взаимо-действии с МО НСО

Ввод в экспу-атацию 420 км водо-провод-ных сетей, 22 ВОС

Стоимость единицы         

тыс. руб.

Стоимость объекта определяется в зависимости от требуемой производительности

Сумма затрат, в том числе:

тыс. руб.

366624,7

490053,8

486559,1

692838,7

692838,7

692838,7

3421753,7

федеральный бюджет 

тыс. руб.

18300,0

140000,0

0,0

0,0

0,0

0,0

158300,0

областной бюджет     

тыс. руб.

170203,8

153500,0

220000,0

318840,0

318840,0

318840,0

1500223,8

местные бюджеты    

тыс. руб.

8958,1

11553,8

16559,1

23998,7

23998,7

23998,7

109067,1

внебюджетные источники

тыс. руб.

169162,8

185000,0

250000,0

350000,0

350000,0

350000,0

1654162,8

Итого затрат на решение задачи 1.    

366624,7

490053,8

486559,1

692838,7

692838,7

692838,7

3421753,7

X   

в том числе:                          

федеральный бюджет                    

18300,0

140000,0

0,0

0,0

0,0

0,0

158300,0

X   

областной бюджет                      

170203,8

153500,0

220000,0

318840,0

318840,0

318840,0

1500223,8

X   

местные бюджеты                       

8958,1

11553,8

16559,1

23998,7

23998,7

23998,7

109067,1

X   

внебюджетные источники                

169162,8

185000,0

250000,0

350000,0

350000,0

350000,0

1654162,8

X   

Задача 2.   Развитие и реконструкция систем водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области                

Строительство и реконструкция инженерных сетей и сооружений систем водоотведения в городских округах и района Новосибирской области

Количество                

муници-пальные районы и городские округа

4

35

35

35

35

35

35

МСиЖКХ НСО во взаимодействии с МО НСО

Ввод в эксп-луата-цию 35 км канна-лизаци-онных сетей, 5 систем канали-заци-онных очис-тных сору-жений

По дан-ному

Стоимость единицы         

тыс. руб.

Стоимость объекта определяется в зависимости от требуемой производительности

Сумма затрат, в том числе:

тыс. руб.

189811,8

425106,4

234042,6

276868,1

276868,1

276868,1

1679565,8

федеральный бюджет   

тыс. руб.

17033,2

120000,0

0,0

0,0

0,0

0,0

137033,2

областной бюджет         

тыс. руб.

37288,9

150500,0

107200,0

119256,0

119256,0

119256,0

652756,9

местные бюджеты

тыс. руб.

1962,6

9606,4

6842,6

7612,1

7612,1

7612,1

41247,8

внебюджетные источники

тыс. руб.

133527,1

145000,0

120000,0

150000,0

150000,0

150000,0

848527,1

Итого затрат на решение задачи 2,     

тыс. руб.

189811,8

425106,4

234042,6

276868,1

276868,1

276868,1

1679565,8

X   

в том числе:                          

федеральный бюджет                    

тыс. руб.

17033,2

120000,0

0,0

0,0

0,0

0,0

137033,2

X   

областной бюджет                      

тыс. руб.

37288,9

150500,0

107200,0

119256,0

119256,0

119256,0

652756,9

X   

местные бюджеты                       

тыс. руб.

1962,6

9606,4

6842,6

7612,1

7612,1

7612,1

41247,8

X   

внебюджетные источники

133527,1

145000,0

120000,0

150000,0

150000,0

150000,0

848527,1

X   

Задача 3. Устранение дефицита водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области

Строительство и реконструкция водозаборных скважин, с проведением мероприятий по тампонажу вышедших из строя скважин

Количество                

скважина

11

15

12

11

11

11

71

МСиЖКХ НСО во взаимодействии с МО НСО

Ввод в эксплу-ацию 71 водоза-борных скважин

Стоимость единицы         

тыс. руб.

Стоимость объекта определяется в зависимости от требуемой производительности

Сумма затрат, в том числе:

тыс. руб.

49082,8

72851,4

54080,5

53598,7

53598,7

53598,7

336810,8

федеральный бюджет

тыс. руб.

7500,0

20000,0

0,0

0,0

0,0

0,0

27500,0

областной бюджет         

тыс. руб.

39503,7

43000,0

44000,0

43608,0

43608,0

43608,0

257327,7

местные бюджеты    

тыс. руб.

2079,1

2263,2

2315,8

2295,2

2295,2

2295,2

13543,6

внебюджетные источники

тыс. руб.

0,0

7588,2

7764,7

7695,5

7695,5

7695,5

38439,5

Устройство систем резервных водозаборов

Количество                

ед

0

3

4

0

0

0

7

МСиЖКХ НСО во взаимодействии с МО НСО

Ввод в эксплу-атацию 7 систем резерв-ного водо-снаб-жения

Стоимость единицы         

тыс. руб.

Стоимость объекта определяется в зависимости от требуемой производительности

Сумма затрат, в том числе:

тыс. руб.

0,0

35048,7

36000,0

0,0

0,0

0,0

71048,7

федеральный бюджет

тыс. руб.

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областной бюджет         

тыс. руб.

0,0

28000,0

28800,0

0,0

0,0

0,0

56800,0

местные бюджеты     

тыс. руб.

0,0

2107,5

2167,7

0,0

0,0

0,0

4275,3

внебюджетные источники

тыс. руб.

0,0

4941,2

5082,4

0,0

0,0

0,0

10023,5

Итого затрат на решение задачи 3,     

тыс. руб.

49082,8

107900,1

90130,6

53598,7

53598,7

53598,7

407909,6

X   

в том числе:                          

федеральный бюджет                    

тыс. руб.

7500,0

20000,0

0,0

0,0

0,0

0,0

27500,0

X   

областной бюджет                      

тыс. руб.

39503,7

71000,0

72800,0

43608,0

43608,0

43608,0

314127,7

X   

местные бюджеты                       

тыс. руб.

2079,1

4370,7

4483,5

2295,2

2295,2

2295,2

17818,8

X   

внебюджетные источники                

тыс. руб.

0,0

12529,4

12847,1

7695,5

7695,5

7695,5

48463,1

X   

Задача 4. Совершенствование  системы управления сектором водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области

1. Формирование механизма по привлечению частных инвестиций на строительство (реконструкцию) объектов

Комплект документации (методические рекомендации)                       

ед.

-

1

-

-

-

-

1

МСиЖКХ НСО во взаимодействии с МО НСО

Повы-шение инвес-тици-онной прив-лека-тель-ности органи-заций ком-муналь-ного комп-лекса, осуще-ствля-ющих водо-снабже-ние и водоот-ведение на терри-тории  Ново-сибир-ской области

Стоимость единицы         

тыс. руб.

Не требует дополнительных финансовых затрат

Сумма затрат, в том числе:

тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

-

федеральный бюджет

тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

-

областной бюджет         

тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

-

местные бюджеты    

тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

-

внебюджетные источники

тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

-

2. Переход на долгосрочные тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения  в  муниципальных образованиях

Комплект документации (Инвестицион-ные программы с долгосрочными параметрами регулирования)                                      

ед.

-

3

5

7

9

11

35

ИОГВ во взаимо-дейст-вии с МО НСО, с ресурсо-снаб-жаю-щими ОКК ВКХ НСО на конкур-сной основе

Новосибирской области:

Стоимость единицы         

тыс. руб.

Не требует дополнительных финансовых затрат

Сумма затрат, в том числе:

тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

-

федеральный бюджет

тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

-

областной бюджет         

тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

-

местные бюджеты     

тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

-

внебюджетные источники

тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

-

Итого затрат на решение задачи 4,     

Не требует дополнительных финансовых затрат

X   

в том числе:                          

федеральный бюджет                    

тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

-

X   

областной бюджет                      

тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

-

X   

местные бюджеты                       

тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

-

X   

внебюджетные источники                

тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

-

X   

Итого затрат по программе, в том числе:

тыс. руб.

605519,4

1023060,2

810732,3

1023305,5

1023305,5

1023305,5

5509228,4

X   

федеральный бюджет                    

тыс. руб.

42833,2

280000,0

0,0

0,0

0,0

0,0

322833,2

X   

областной бюджет                      

тыс. руб.

246996,5

375000,0

400000,0

481704,0

481704,0

481704,0

2467108,5

X   

местные бюджеты                       

тыс. руб.

12999,8

25530,8

27885,2

33906,0

33906,0

33906,0

168133,7

X   

внебюджетные источники                

тыс. руб.

302689,9

342529,4

382847,1

507695,5

507695,5

507695,5

2551153,0

X   

Применяемые сокращения:

МСиЖКХ НСО-министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства новосибирской области;

МО НСО-муниципальные образования Новосибирской области;

ОКК ВКХ НСО -организации коммунального комплекса водопроводно-канализационного хозяйства в Новосибирской области;

ИОГВ – исполнительный орган государственной власти.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

к долгосрочной целевой программе

«Чистая вода» в Новосибирской области

на 2012-2017 годы»

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ

формирования мероприятий долгосрочной целевой программы «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы»

(далее – Порядок)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает:

регламент распределения средств областного бюджета Новосибирской области, начиная с 2013 года, предусмотренных на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы»;

критерии отбора объектов для участия в софинансировании за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

2. Формирование мероприятий долгосрочной целевой программы «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы» (далее – Программа) осуществляется ежегодно, исходя из заявок администраций муниципальных образований Новосибирской области, принятых к реализации и реализуемых инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы в Законе Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области на соответствующий финансовый год и плановый период.

3. Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета Новосибирской области осуществляется в форме субсидирования бюджетов муниципальных образований Новосибирской области.

4. Субсидии направляются на софинансирование следующих мероприятий:

1) строительство и реконструкция инженерных сетей и сооружений водоснабжения в городских округах и районах Новосибирской области, в том числе:

а) строительство водопроводных сетей с учетом подключения всех домовладений  соответствующего населенного пункта;

б) строительство станций по водоподготовке (насосно-фильтровальные станции, станции обезжелезивания и деманганации, модульные установки по водоочистке, комплексные фильтры);

в) реконструкция и модернизация станций по водоподготовке;

г) реконструкция водопроводных сетей с применением передовых технологий и материалов;

2) строительство и реконструкция инженерных сетей и сооружений систем водоотведения в городских округах и районах Новосибирской области, в том числе:

а) строительство канализационных сетей с применением передовых технологий и материалов;

б) строительство канализационных очистных сооружений (в том числе канализационных насосных станций, сооружений механической и биологической очистки, сооружений по обработке и обезвоживанию осадка);

в) реконструкция канализационных очистных сооружений (в том числе канализационных насосных станций, сооружений механической и биологической очистки, сооружений по обработке и обезвоживанию осадка);

г) реконструкция канализационных сетей с применением передовых технологий и материалов;

3) строительство водозаборных скважин, расчетный дебит которых должен соответствовать требуемому водопотреблению населением на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды, с учетом перспективы развития соответствующего населенного пункта, а также с учетом риска выхода из строя существующих водозаборных скважин, выработавших свой производственный ресурс; тампонажные работы бездействующих скважин; устройство зон санитарной охраны;

4) устройство систем резервных водозаборов в городах и населенных пунктах Новосибирской области, перечень которых утвержден постановлением администрации Новосибирской области от 08.09.2008 № 254-па «Об утверждении перечня городов и других населенных пунктов Новосибирской области, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, и резервировании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».

5. Предоставление субсидий осуществляется министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (далее – Министерство) на основании соглашений о предоставлении субсидий на строительство, реконструкцию инженерных сетей и сооружений водопроводно-канализационного комплекса, заключаемых ежегодно Министерством с администрациями муниципальных образований Новосибирской области.

Условия предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Новосибирской области бюджетам муниципальных образований на реализацию программных мероприятий устанавливаются Правительством Новосибирской области.

II. Регламент распределения средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы

1. Отбор объектов водоснабжения и водоотведения для включения в Программу осуществляется ежегодно специально созданной комиссией. Состав комиссии и положение о ней утверждается Министерством, при обязательном включении (по согласованию) в ее состав представителей профильного комитета Законодательного Собрания Новосибирской области, проектных организаций, Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области, специалистов и экспертов в отрасли водоснабжения и водоотведения.

2. Комиссия ежегодно рассматривает заявки и вносит предложения по утверждению перечня объектов водоснабжения и водоотведения Правительству Новосибирской области, состоящие из реализации проектов  по строительству, модернизации и реконструкции сетей и сооружений водопроводно-канализационного комплекса, инвестиционных инициатив организаций коммунального комплекса, действий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по переходу к системе долгосрочного регулирования тарифов (RAB-регулирование), привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры в системе водоснабжения и водоотведения на основе концессионных соглашений, создания и совершенствования системы управления в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки стоков.

Заявки на участие в мероприятиях Программы принимаются от муниципальных районов и городских округов Новосибирской области Министерством не позднее 1 августа года, предшествующего году строительства объекта, по форме, принятой Министерством.

Перечень объектов водоснабжения и водоотведения утверждается Правительством Новосибирской области ежегодно в срок до 1 февраля.

Утвержденный Правительством Новосибирской области к реализации перечень объектов публикуется на официальном сайте Министерства в сети Интернет.

3. Распределение средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы ежегодно осуществляется следующим образом:

1) в обязательном порядке ассигнования распределяются на следующие цели:

а) реализация мероприятий по обеспечению резервирования воды на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды при возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с перечнем, установленным постановлением администрации Новосибирской области от 08.09.2008 № 254-па «Об утверждении перечня городов и других населенных пунктов Новосибирской области, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, и резервировании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения»;

б) выполнение обязательств Новосибирской области по софинансированию объектов водоснабжения и водоотведения, включенных в перечень объектов федеральных целевых программ;

в) софинансирование переходящих объектов водоснабжения и водоотведения, строительство которых было начато и ведется в предшествующих годах;

2) распределение средств на реализацию мероприятий Программы по результатам отбора объектов осуществляется по направлениям:

строительство и реконструкция объектов систем водоснабжения, в том числе объектов забора, очистки, обеззараживания, перекачки и транспортировки воды потребителю;

строительство и реконструкция объектов систем водоотведения, в  том числе объектов сбора, очистки, перекачки, транспортировки стоков, сооружений по обработке осадка.

Средства ассигнований областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий по строительству, реконструкции инженерных сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения в городских округах и районах Новосибирской области ограничиваются в размере не более 20% на один район (городской округ) Новосибирской области от общего годового лимита.

Перечень мероприятий Программы подлежит уточнению по результатам утверждения мероприятий федеральной целевой программы. Мероприятия Программы, заявленные на софинансирование федеральной целевой программы, но не включенные в мероприятия федеральной целевой программы участвуют в отборе на общих основаниях.

III. Критерии отбора объектов водоснабжения и водоотведения для участия в софинансировании за счет средств областного бюджета Новосибирской области

1. Субсидии муниципальным образованиям Новосибирской области предоставляются при выполнении следующих условий:

наличие утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения с учетом перспективы развития муниципального образования, начиная с 2013 года;

наличие расчетных показателей требуемого нормативного водопотребления на хозяйственно-бытовые и питьевые нужды населения муниципального образования, выполненных специализированной организацией, начиная с 2013 года;

соответствие проектных решений принятой схеме водоснабжения и водоотведения, начиная с 2013 года;

наличие утвержденной проектно-сметной документации, имеющей заключение государственной экспертизы;

наличие инвестиционной программы по развитию водопроводно-канализационного хозяйства муниципального образования, начиная с 2013 года;

наличие утвержденной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, начиная с 2013 года;

подтверждение предусмотренного муниципальным образованием, внебюджетными источниками софинансирования программных мероприятий, начиная с 2012 года и 2013 года соответственно;

подтверждение выполнения (намерений) по инвентаризации действующих объектов водоснабжения, водоотведения и очистки стоков, начиная с 2013 года.

Финансирование из местных бюджетов должно составлять не менее 10% для бюджетов городских округов Новосибирской области и не менее 5% для прочих муниципальных образований от ежегодных объемов субсидий из областного бюджета Новосибирской области, заявленных на реализацию проекта.

Финансирование за счет средств внебюджетных источников должно быть не менее 15% от ежегодных заявляемых лимитов финансовых средств на реализацию проекта.

2. Показатели эффективности проектов, определяющие приоритетность выбора объектов для участия в софинансировании за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Показателями эффективности (по степени приоритетности) являются комплексность мероприятий и эффективность вложения средств.

Под комплексностью мероприятий понимается реализация проекта, предусматривающего обеспечение населения соответствующего муниципального образования (населенного пункта) централизованной системой водоснабжения, централизованной системой канализации.

Показателем, характеризующим комплексность мероприятий по водоснабжению, является доля населения, обеспеченного питьевой водой нормативного качества (Дпв, %).

Показателем, характеризующим комплексность мероприятий по водоотведению, является доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения (Дсв, %).

При решении поставленной задачи по устранению дефицита водоснабжения в населенных пунктах Новосибирской области, показателем, характеризующим комплексность мероприятий по строительству водозаборных скважин, является доля водообеспечения потребителей, которая рассчитывается:

Дф = (Нв/Пв) х 100%,  где:

Нв – нормативное водопотребление, расчетное значение в соответствии с численностью населения соответствующего населенного пункта (с учетом нужд на пожаротушение, полив, перспективы развития населенного пункта), куб. метров в сутки;

Пв – водопотребление, предусмотренное проектом, по соответствующему населенному пункту, куб. метров в сутки.

Эффективность вложения средств областного бюджета Новосибирской области рассчитывается следующим образом:

1) при рассмотрении проектов по строительству или реконструкции объектов систем водоснабжения, в том числе объектов забора, очистки, обеззараживания, перекачки и транспортировки воды потребителю:

Эв = Ав/К,  где:

Ав – запрашиваемый размер ассигнований областного бюджета Новосибирской области, необходимый для строительства и (или) реконструкции систем водоснабжения, рублей;

К – количество жителей, в отношении которых будет улучшено качество предоставляемых услуг по водоснабжению в результате выполнения планируемых мероприятий, человек;

2) при рассмотрении проектов по строительству или реконструкции объектов систем водоотведения, в том числе объектов сбора, очистки, перекачки, транспортировки стоков, сооружений по обработке осадка:

Эк = Ак/К,  где:

Ак – запрашиваемый размер ассигнований областного бюджета Новосибирской области, необходимый для строительства и (или) реконструкции систем водоотведения, рублей;

К – количество жителей, в отношении которых будет улучшено качество предоставляемых услуг по водоотведению в результате выполнения планируемых мероприятий, человек;

3) при рассмотрении проектов по строительству водозаборных скважин, в целях устранения дефицита водоснабжения в населенных пунктах Новосибирской области:

Эд = Ад/h,  где:

           П

Ад – запрашиваемый размер ассигнований областного бюджета Новосибирской области, необходимый для строительства водозаборных скважин, в соответствии с проектом, рублей в год;

h – проектная глубина водозаборной скважины, метров;

П – проектная производительность водозаборов, куб. метров в год.

3. Применение показателей эффективности при отборе проектов.

В первую очередь, в перечень объектов, софинансируемых в рамках реализации мероприятий Программы включаются объекты c проектным показателем Дi = 100%, во вторую очередь, c проектным показателем Дi = 99% и далее по убыванию.

Второй по приоритетности показатель эффективности Эi применяется при необходимости, в целях отбора объектов при ограниченности размера бюджетных ассигнований, в случае равенства у объектов проектного показателя Дi. Наибольшим приоритетом обладает проект, с максимальным значением Эi.

В случае невыполнения муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением, заключенным между Министерством и муниципальным образованием в целях реализации мероприятий Программы, при формировании мероприятий Программы следующего года, к соответствующим показателям эффективности Эi, для данного муниципального образования вводится понижающий коэффициент, пропорциональный доле невыполненных обязательств.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

к долгосрочной целевой программе

«Чистая вода» в Новосибирской области

на 2012-2017 годы»

Сводные финансовые затраты

Источники и направления расходов в разрезе государственных заказчиков программы (главных распорядителей бюджетных средств)

Финансовые затраты (тыс. рублей в ценах 2012 г.)

Примечание

Всего

В том числе по годам

2012

2013

2014

2015

2016

2017

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области

Всего финансовых затрат, в том числе из:

5509228,4

605519,4

1023060,2

810732,3

1023305,5

1023305,5

1023305,5

федерального бюджета

322833,2

42833,2

280000,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областного бюджета

2467108,5

246996,5

375000,0

400000,0

481704,0

481704,0

481704,0

местных бюджетов

168133,7

12999,8

25530,8

27885,2

33906,0

33906,0

33906,0

внебюджетных источников

2551153,0

302689,9

342529,4

382847,1

507695,5

507695,5

507695,5

Капитальные вложения, в том числе из:

5509228,4

605519,4

1023060,2

810732,3

1023305,5

1023305,5

1023305,5

федерального бюджета

322833,2

42833,2

280000,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областного бюджета

2467108,5

246996,5

375000,0

400000,0

481704,0

481704,0

481704,0

местных бюджетов

168133,7

12999,8

25530,8

27885,2

33906,0

33906,0

33906,0

внебюджетных источников

2551153,0

302689,9

342529,4

382847,1

507695,5

507695,5

507695,5

НИОКР *, в том числе из:

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

федерального бюджета

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областного бюджета

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

местных бюджетов

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

внебюджетных источников

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Прочие расходы, в том числе из:

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

федерального бюджета

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областного бюджета

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

местных бюджетов

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

внебюджетных источников

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

*НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Советская Cибирь от 02.10.2012 "Советская Сибирь", N 183, 02.10.2012 , Официальный сайт Правительства Новосибирской области от 19.09.2012 http://www.adm.nso.ru, 19.09.2012
Рубрики правового классификатора: 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать