Основная информация
Дата опубликования: | 10 декабря 2019г. |
Номер документа: | RU50000201902033 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Московская область |
Принявший орган: | Правительство Московской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10.12.2019 № 941/43
ОБ ОПОВЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОПАСНОСТЯХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ КОНФЛИКТОВ, А ТАКЖЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Московской области №71/2019-03 «О гражданской обороне на территории Московской области», Законом Московской области № 110/2005-03 «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.07.2006 № 422, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 25.07.2006 № 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.07.2006 № 376 «Об утверждения Положения о системах оповещения населения», приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 07.12.2005 № 877, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 07.12.2005 № 138, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.12.2005 № 597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об оповещении населения Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
2. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» и «Информационном вестнике Правительства Московской области», размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области, в Интернет-портале Правительства Московской области и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области - руководителя Главного управления региональной безопасности Московской области Каратаева Р.А.
Губернатор Московской области А.Ю. Воробьев
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства Московской области от 10.12.2019 № 941/43
ПОЛОЖЕНИЕ
об оповещении населения Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
I. Общие положения
1. Положение об оповещении населения Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - Положение) определяет состав, назначение и основные задачи систем оповещения населения Московской области, а также порядок оповещения, поддержания в постоянной готовности к задействованию и совершенствования систем оповещения населения Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мероприятия по их поддержанию в постоянной готовности.
2. Системы оповещения населения Московской области создаются:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения Московской области, интегрированная с комплексной системой экстренного оповещения населения Московской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования Московской области);
на объектовом уровне - локальная система оповещения в районе размещения потенциально опасных объектов (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) и (или) объектовая система оповещения (локальная система оповещения и объектовая система оповещения проектируются и строятся автономно).
3. Системы оповещения населения Московской области должны технически и программно сопрягаться, в том числе с межрегиональной системой оповещения и федеральной системой оповещения.
4. Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
II. Основные понятия
5. В настоящем Положении используются следующие основные понятия: оповещение - доведение в минимально короткие сроки сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до органов управления и сил гражданской обороны, Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МОСЧС) и населения Московской области;
система оповещения - организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил гражданской обороны, МОСЧС и населения Московской области;
зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;
региональная автоматизированная система централизованного оповещения Московской области (далее - РАСЦО) - организационно-техническое объединение сил, средств и специальной аппаратуры оповещения, сетей телерадиовещания всех вещательных компаний независимо от форм собственности в пределах территории Московской области, определенной границей Московской области;
местная система оповещения (далее - МСО) - система оповещения населения, расположенная на территории муниципального образования Московской области, включающая в себя специальные технические средства оповещения населения, которые осуществляют прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также угрозе возникновения, возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения;
локальная система оповещения (далее - ЛСО) - система оповещения населения, создаваемая на потенциально опасных объектах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
объектовая система оповещения (далее - ОСО) - система оповещения населения, создаваемая в организациях (на объекте) с одномоментным нахождением более 50 человек (включая персонал), а также на социально важных объектах и объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от численности одномоментно находящихся людей, и используемая при авариях, последствия которых не выходят за пределы объекта;
комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - элемент РАСЦО, МСО или ЛСО, представляющий собой комплекс программнотехнических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления МОСЧС и до населения Московской области в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Иные понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством и законодательством Московской области.
III. Назначение, состав и основные задачи систем оповещения населения
Московской области
6. Системы оповещения населения Московской области предназначены для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения согласно приложению в настоящему Приложению и экстренной информации до органов управления и сил гражданской обороны, МОСЧС, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и населения Московской области об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
7. В состав систем оповещения населения Московской области входят: РАСЦО;
МСО;
ЛСО, а также ОСО;
КСЭОН.
8. Основной задачей РАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации:
до руководящего состава гражданской обороны в Московской области иМОСЧС;
до Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (далее - Главное управление МЧС России по Московской области);
до органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления муниципальных образований Московской области;
до единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Московской области (далее - ЕДДС муниципальных образований);
до специально подготовленных сил и средств МОСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны;
до дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
до населения Московской области.
9. Основной задачей МСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации:
до руководящего состава гражданской обороны муниципального образования Московской области и звена МОСЧС;
до специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования Московской области;
до ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, расположенных на территории муниципального образования Московской области;
до населения, проживающего на территории соответствующего
муниципального образования.
10. Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации:
до руководящего состава гражданской обороны организации и объектового звена МОСЧС;
до объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
до персонала организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект;
до руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
до населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
11. Основной задачей ОСО является доведение сигналов оповещения и экстренной информации до руководителей, персонала организации и объектовых сил и служб гражданской обороны.
ОСО создается на базе существующей сети связи, сети звукофикации объекта и специальной аппаратуры комплекса оповещения.
12. Основной задачей КСЭОН являются:
экстренное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
экстренное оповещение органов управления МОСЧС в целях принятия неотложных необходимых мер по защите населения.
КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
КСЭОН сопрягается в автоматическом и (или) автоматизированных режимах с программно-техническими комплексами органов управления МОСЧС.
На объектовом уровне дополнительно должно быть обеспечено сопряжение КСЭОН с системами оповещения и управления эвакуацией людей.
IV. Порядок оповещения органов управления и сил гражданской обороны, МОСЧС и населения Московской области
13. Основной способ оповещения населения Московской области - передача сигналов оповещения и экстренной информации по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.
Передача сигналов оповещения и экстренной информации осуществляется по каналам связи операторов связи в Московской области, сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, сети уличных громкоговорителей проводного вещания, сети радиовещательных и передающих станций операторов телерадиовещания в Московской области, операторов кабельного телевидения с перерывом вещательных программ, а также операторов подвижной радиотелефонной связи для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
14. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.
Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и МОСЧС, населения Московской области.
В неавтоматизированном режиме доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления, сил и средств гражданской обороны и МОСЧС, населения Московской области осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи, сети связи общего пользования.
15. Решения о задействовании систем оповещения принимаются:
РАСЦО - Губернатором Московской области, исходя из складывающейся обстановки на основании полученных докладов от Главного управления МЧС России по Московской области и/или отдела дежурной службы Управления подготовки проектов поручений Губернатора Московской области и оперативной передачи информации Администрации Губернатора Московской области;
МСО - уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления муниципального образования Московской области с передачей информации в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Московской области (далее - ЦУКС Московской области) и отдел дежурной службы Управления подготовки проектов поручений Губернатора Московской области и оперативной передачи информации Администрации Губернатора Московской области;
ЛСО и ОСО - руководителем организации (объекта) с передачей информации в ЦУКС Московской области и ЕДЦС муниципального образования Московской области.
16. Задействование КСЭОН осуществляется в автоматическом режиме при срабатывании датчиков систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов.
17. Передача сигналов оповещения и экстренной информации осуществляется:
на региональном уровне - ЦУКС Московской области или, в исключительных
случаях, Государственным казенным учреждением Московской области «Специальный центр «Звенигород» (далее - ГКУ МО «Спеццентр «Звенигород»);
на муниципальном уровне - ЕДЦС муниципальных образований Московской области с немедленным информированием ЦУКС Московской области и ГКУ МО «Спеццентр «Звенигород»;
на объектовом уровне - дежурным персоналом организаций (объектов), с немедленным информированием ЕДДС муниципального образования Московской области и ЦУКС Московской области.
18. Передача сигналов оповещения и экстренной информации старшим оперативным дежурным ГКУ МО «Спеццентр «Звенигород» осуществляется в следующих случаях:
при отсутствии технической возможности передачи сигналов оповещения и экстренной информации ЦУКС Московской области;
при проведении плановых технических проверок РАСЦО и КСЭОН; по поручению Губернатора Московской области, полученному через ЦУКС Московской области или отдел дежурной службы Управления подготовки проектов поручений Губернатора Московской области и оперативной передачи информации Администрации Губернатора Московской области.
19. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения должны комплексно применяться все составные части системы оповещения населения:
сети электрических и электронных сирен;
сети эфирного аналогового и цифрового телевещания;
сети УКВ-ЧМ (радиовещания);
сети проводного радиовещания;
сети уличной звукофикации;
сети кабельного телевидения;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети связи общего пользования;
мобильные средства оповещения.
20. Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации дежурными службами осуществляется включение электросирен в режиме непрерывного звучания (сигнал - «Внимание всем!») с последующим доведением до населения сигналов оповещения и речевой информации по существующим средствам проводного и эфирного радиовещания, телевидения, сетям связи операторов сотовой связи и речевым установкам.
21. Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - уполномоченными должностными лицами организаций телерадиовещания и операторов связи.
В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача сигналов оповещения и экстренной информации непосредственно с рабочих мест дежурного персонала органов повседневного управления МОСЧС способом прямой передачи или с использованием электронных носителей с заранее подготовленным текстом.
22. В населенных пунктах, не охваченных РАСЦО, МСО и ЛСО, сигналы оповещения и экстренная информация до населения доводятся с помощью специальных транспортных средств с установленными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (с помощью мобильных комплексов информирования и оповещения населения, сигнальных громкоговорящих установок, размещенных на подвижных транспортных средствах), ручных механических сирен, рынд и электромегафонов.
23. Оповещение руководящего состава гражданской обороны
и МОСЧС осуществляется отделом дежурной службы Управления подготовки проектов поручений Губернатора Московской области и оперативной передачи информации Администрации Губернатора Московской области, дежурным персоналом органов повседневного управления МОСЧС с использованием специальной аппаратуры оповещения по заранее определенному списку абонентов путем передачи речевой информации и/или посредством SMS-рассылки.
24. Постоянно действующие органы управления МОСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.
25. О случаях задействования систем оповещения населения Московской области, в том числе и несанкционированного, организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают органы управления МОСЧС.
V. Мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения Московской области
26. Мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности
к использованию систем оповещения осуществляются в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 07.12.2005 № 877, Министерства
информационных технологий и связи Российской Федерации от 07.12.2005 № 138, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.12.2005 №597 «Об утверждении Положения по организации
эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».
VI. Финансовое обеспечение деятельности систем оповещения населения
Московской области
27. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения Московской области, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Законом Московской области №71/2019-03 «О гражданской обороне на территории Московской области» и Законом Московской области № 110/2005-03 «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению об оповещении населения Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
СИГНАЛЫ ОПОВЕЩЕНИЯ
«Внимание Всем!»
«Воздушная тревога» «Отбой воздушной тревоги» «Радиационная опасность»
«Химическая тревога» «Бактериологическое заражение» «Угроза катастрофического затопления»
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10.12.2019 № 941/43
ОБ ОПОВЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОПАСНОСТЯХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ КОНФЛИКТОВ, А ТАКЖЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Московской области №71/2019-03 «О гражданской обороне на территории Московской области», Законом Московской области № 110/2005-03 «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.07.2006 № 422, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 25.07.2006 № 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.07.2006 № 376 «Об утверждения Положения о системах оповещения населения», приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 07.12.2005 № 877, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 07.12.2005 № 138, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.12.2005 № 597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об оповещении населения Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
2. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» и «Информационном вестнике Правительства Московской области», размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области, в Интернет-портале Правительства Московской области и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области - руководителя Главного управления региональной безопасности Московской области Каратаева Р.А.
Губернатор Московской области А.Ю. Воробьев
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства Московской области от 10.12.2019 № 941/43
ПОЛОЖЕНИЕ
об оповещении населения Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
I. Общие положения
1. Положение об оповещении населения Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - Положение) определяет состав, назначение и основные задачи систем оповещения населения Московской области, а также порядок оповещения, поддержания в постоянной готовности к задействованию и совершенствования систем оповещения населения Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мероприятия по их поддержанию в постоянной готовности.
2. Системы оповещения населения Московской области создаются:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения Московской области, интегрированная с комплексной системой экстренного оповещения населения Московской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования Московской области);
на объектовом уровне - локальная система оповещения в районе размещения потенциально опасных объектов (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) и (или) объектовая система оповещения (локальная система оповещения и объектовая система оповещения проектируются и строятся автономно).
3. Системы оповещения населения Московской области должны технически и программно сопрягаться, в том числе с межрегиональной системой оповещения и федеральной системой оповещения.
4. Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
II. Основные понятия
5. В настоящем Положении используются следующие основные понятия: оповещение - доведение в минимально короткие сроки сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до органов управления и сил гражданской обороны, Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МОСЧС) и населения Московской области;
система оповещения - организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил гражданской обороны, МОСЧС и населения Московской области;
зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;
региональная автоматизированная система централизованного оповещения Московской области (далее - РАСЦО) - организационно-техническое объединение сил, средств и специальной аппаратуры оповещения, сетей телерадиовещания всех вещательных компаний независимо от форм собственности в пределах территории Московской области, определенной границей Московской области;
местная система оповещения (далее - МСО) - система оповещения населения, расположенная на территории муниципального образования Московской области, включающая в себя специальные технические средства оповещения населения, которые осуществляют прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также угрозе возникновения, возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения;
локальная система оповещения (далее - ЛСО) - система оповещения населения, создаваемая на потенциально опасных объектах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
объектовая система оповещения (далее - ОСО) - система оповещения населения, создаваемая в организациях (на объекте) с одномоментным нахождением более 50 человек (включая персонал), а также на социально важных объектах и объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от численности одномоментно находящихся людей, и используемая при авариях, последствия которых не выходят за пределы объекта;
комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - элемент РАСЦО, МСО или ЛСО, представляющий собой комплекс программнотехнических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления МОСЧС и до населения Московской области в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Иные понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством и законодательством Московской области.
III. Назначение, состав и основные задачи систем оповещения населения
Московской области
6. Системы оповещения населения Московской области предназначены для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения согласно приложению в настоящему Приложению и экстренной информации до органов управления и сил гражданской обороны, МОСЧС, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и населения Московской области об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
7. В состав систем оповещения населения Московской области входят: РАСЦО;
МСО;
ЛСО, а также ОСО;
КСЭОН.
8. Основной задачей РАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации:
до руководящего состава гражданской обороны в Московской области иМОСЧС;
до Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (далее - Главное управление МЧС России по Московской области);
до органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления муниципальных образований Московской области;
до единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Московской области (далее - ЕДДС муниципальных образований);
до специально подготовленных сил и средств МОСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны;
до дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
до населения Московской области.
9. Основной задачей МСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации:
до руководящего состава гражданской обороны муниципального образования Московской области и звена МОСЧС;
до специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования Московской области;
до ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, расположенных на территории муниципального образования Московской области;
до населения, проживающего на территории соответствующего
муниципального образования.
10. Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации:
до руководящего состава гражданской обороны организации и объектового звена МОСЧС;
до объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
до персонала организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект;
до руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
до населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
11. Основной задачей ОСО является доведение сигналов оповещения и экстренной информации до руководителей, персонала организации и объектовых сил и служб гражданской обороны.
ОСО создается на базе существующей сети связи, сети звукофикации объекта и специальной аппаратуры комплекса оповещения.
12. Основной задачей КСЭОН являются:
экстренное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
экстренное оповещение органов управления МОСЧС в целях принятия неотложных необходимых мер по защите населения.
КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
КСЭОН сопрягается в автоматическом и (или) автоматизированных режимах с программно-техническими комплексами органов управления МОСЧС.
На объектовом уровне дополнительно должно быть обеспечено сопряжение КСЭОН с системами оповещения и управления эвакуацией людей.
IV. Порядок оповещения органов управления и сил гражданской обороны, МОСЧС и населения Московской области
13. Основной способ оповещения населения Московской области - передача сигналов оповещения и экстренной информации по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.
Передача сигналов оповещения и экстренной информации осуществляется по каналам связи операторов связи в Московской области, сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, сети уличных громкоговорителей проводного вещания, сети радиовещательных и передающих станций операторов телерадиовещания в Московской области, операторов кабельного телевидения с перерывом вещательных программ, а также операторов подвижной радиотелефонной связи для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
14. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.
Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и МОСЧС, населения Московской области.
В неавтоматизированном режиме доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления, сил и средств гражданской обороны и МОСЧС, населения Московской области осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи, сети связи общего пользования.
15. Решения о задействовании систем оповещения принимаются:
РАСЦО - Губернатором Московской области, исходя из складывающейся обстановки на основании полученных докладов от Главного управления МЧС России по Московской области и/или отдела дежурной службы Управления подготовки проектов поручений Губернатора Московской области и оперативной передачи информации Администрации Губернатора Московской области;
МСО - уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления муниципального образования Московской области с передачей информации в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Московской области (далее - ЦУКС Московской области) и отдел дежурной службы Управления подготовки проектов поручений Губернатора Московской области и оперативной передачи информации Администрации Губернатора Московской области;
ЛСО и ОСО - руководителем организации (объекта) с передачей информации в ЦУКС Московской области и ЕДЦС муниципального образования Московской области.
16. Задействование КСЭОН осуществляется в автоматическом режиме при срабатывании датчиков систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов.
17. Передача сигналов оповещения и экстренной информации осуществляется:
на региональном уровне - ЦУКС Московской области или, в исключительных
случаях, Государственным казенным учреждением Московской области «Специальный центр «Звенигород» (далее - ГКУ МО «Спеццентр «Звенигород»);
на муниципальном уровне - ЕДЦС муниципальных образований Московской области с немедленным информированием ЦУКС Московской области и ГКУ МО «Спеццентр «Звенигород»;
на объектовом уровне - дежурным персоналом организаций (объектов), с немедленным информированием ЕДДС муниципального образования Московской области и ЦУКС Московской области.
18. Передача сигналов оповещения и экстренной информации старшим оперативным дежурным ГКУ МО «Спеццентр «Звенигород» осуществляется в следующих случаях:
при отсутствии технической возможности передачи сигналов оповещения и экстренной информации ЦУКС Московской области;
при проведении плановых технических проверок РАСЦО и КСЭОН; по поручению Губернатора Московской области, полученному через ЦУКС Московской области или отдел дежурной службы Управления подготовки проектов поручений Губернатора Московской области и оперативной передачи информации Администрации Губернатора Московской области.
19. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения должны комплексно применяться все составные части системы оповещения населения:
сети электрических и электронных сирен;
сети эфирного аналогового и цифрового телевещания;
сети УКВ-ЧМ (радиовещания);
сети проводного радиовещания;
сети уличной звукофикации;
сети кабельного телевидения;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети связи общего пользования;
мобильные средства оповещения.
20. Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации дежурными службами осуществляется включение электросирен в режиме непрерывного звучания (сигнал - «Внимание всем!») с последующим доведением до населения сигналов оповещения и речевой информации по существующим средствам проводного и эфирного радиовещания, телевидения, сетям связи операторов сотовой связи и речевым установкам.
21. Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - уполномоченными должностными лицами организаций телерадиовещания и операторов связи.
В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача сигналов оповещения и экстренной информации непосредственно с рабочих мест дежурного персонала органов повседневного управления МОСЧС способом прямой передачи или с использованием электронных носителей с заранее подготовленным текстом.
22. В населенных пунктах, не охваченных РАСЦО, МСО и ЛСО, сигналы оповещения и экстренная информация до населения доводятся с помощью специальных транспортных средств с установленными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (с помощью мобильных комплексов информирования и оповещения населения, сигнальных громкоговорящих установок, размещенных на подвижных транспортных средствах), ручных механических сирен, рынд и электромегафонов.
23. Оповещение руководящего состава гражданской обороны
и МОСЧС осуществляется отделом дежурной службы Управления подготовки проектов поручений Губернатора Московской области и оперативной передачи информации Администрации Губернатора Московской области, дежурным персоналом органов повседневного управления МОСЧС с использованием специальной аппаратуры оповещения по заранее определенному списку абонентов путем передачи речевой информации и/или посредством SMS-рассылки.
24. Постоянно действующие органы управления МОСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.
25. О случаях задействования систем оповещения населения Московской области, в том числе и несанкционированного, организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают органы управления МОСЧС.
V. Мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения Московской области
26. Мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности
к использованию систем оповещения осуществляются в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 07.12.2005 № 877, Министерства
информационных технологий и связи Российской Федерации от 07.12.2005 № 138, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.12.2005 №597 «Об утверждении Положения по организации
эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».
VI. Финансовое обеспечение деятельности систем оповещения населения
Московской области
27. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения Московской области, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Законом Московской области №71/2019-03 «О гражданской обороне на территории Московской области» и Законом Московской области № 110/2005-03 «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению об оповещении населения Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
СИГНАЛЫ ОПОВЕЩЕНИЯ
«Внимание Всем!»
«Воздушная тревога» «Отбой воздушной тревоги» «Радиационная опасность»
«Химическая тревога» «Бактериологическое заражение» «Угроза катастрофического затопления»
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 14.02.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.040.000 Безопасность общества, 160.040.010 Общие положения, 160.040.030 Информационная безопасность (см. также 120.070.000), 160.050.000 Безопасность личности |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: