Основная информация

Дата опубликования: 11 февраля 2008г.
Номер документа: RU72000200800047
Текущая редакция: 21
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тюменская область
Принявший орган: Правительство Тюменской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11.02.2008 № 42-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции постановлений Правительства Тюменской области от 06.04.2009 № 100-п, от 13.07.2009 № 199-п,  от 26.10.2009 № 299-п, от 05.04.2010 № 86-п, от 30.01.2012 № 32-п, от 20.06.2012 № 231-п, от 30.07.2013 № 318-п, от 20.01.2014 № 18-п, от 03.02.2014 № 33-п, от 11.08.2014 № 441-п, от 18.11.2014 № 580-п, от 07.09.2015 № 420-п, от 20.03.2017 № 101-п, от 08.11.2017 № 539-п, от 20.07.2018 № 269-п, от 04.10.2019 № 343-п, от 24.01.2020 № 26-п, от 28.04.2020 № 253-п, от 26.10.2020 № 661-п, от 19.02.2021 № 70-п)

Во исполнение Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", в соответствии с Законом Тюменской области от 07.03.2003 № 121 "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области", а также с учетом положений, определенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", и в целях организации нормотворческой деятельности исполнительных органов государственной власти Тюменской области по предупреждению и исключению положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции:

(преамбула изложена в редакции постановления Правительства Тюменской области от 04.10.2019 № 343-п)

1. Утвердить Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции согласно приложению к настоящему постановлению.

(пункт 1 изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 04.10.2019 № 343-п)

2. Возложить полномочия по проведению антикоррупционой экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области на Главное правовое управление Правительства Тюменской области.

(абзац первый пункта 2 изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 04.10.2019 № 343-п)

Первоначальная антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, а также проектов распоряжений об утверждении административных регламентов до их направления в Главное правовое управление Правительства Тюменской области проводится исполнительными органами государственной власти Тюменской области с учетом требований Порядка, указанного в пункте 1 настоящего постановления.

(в редакции От 03.02.2014 № 33-п (НГР:ru 72000201400068)

3. Руководителям исполнительных органов государственной власти Тюменской области обеспечить реализацию настоящего Порядка при разработке проектов нормативных правовых актов и иных документов с учетом требований действующего законодательства на предмет коррупциогенности. В соответствии с действующим законодательством принять необходимые организационные меры по обеспечению проведения экспертизы независимыми экспертами в соответствии с разделом 4 порядка, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления.

(пункт 3 изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 04.10.2019 № 343-п)

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области регламентировать в правовых актах вопросы по обеспечению проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов в соответствии с действующим законодательством.

(В ред. от 06.04.2009 № 100-п (НГР:ru72000200900132)5

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Тюменской области, начальника Главного правового управления Правительства Тюменской области.

(пункт 5 изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 04.10.2019 № 343-п)

Губернатор области,

В.В.Якушев

Приложение

к постановлению Правительства

Тюменской области

от 11 февраля 2008 г. № 42-п

(в редакции постановлений Правительства Тюменской области от 05.04.2010 № 86-п, от 04.10.2019 № 343-п, от 24.01.2020 № 26-п, от 28.04.2020 № 253-п, от 26.10.2020 № 661-п, от 19.02.2021 № 70-п)

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ,

СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящим Порядком устанавливаются правила проведения антикоррупционной экспертизы проектов постановлений Губернатора Тюменской области и Правительства Тюменской области, распоряжений исполнительных органов государственной власти Тюменской области (при утверждении административных регламентов), проектов законов Тюменской области, вносимых в Тюменскую областную Думу Губернатором Тюменской области, Правительством Тюменской области в порядке законодательной инициативы, в том числе технических заданий на их разработку (далее также – нормативные правовые акты и иные документы), а также процедура оформления и направления соответствующих заключений по итогам антикоррупционной экспертизы.

(пункт 1.1. изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 04.10.2019 № 343-п)

1.2. Целью проведения антикоррупционной экспертизы является выявление в нормативных правовых актах и иных документах  коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

(пункт 1.2. изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 19.02.2021 № 70-п)

1.3. Уполномоченным органом по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов является Главное правовое управление Правительства Тюменской области.

(пункт 1.3. изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 04.10.2019 № 343-п)

1.4. Руководители исполнительных органов государственной власти Тюменской области (разработчики проектов) обеспечивают подготовку проектов нормативных правовых актов и иных документов, не содержащих коррупциогенных факторов, перечисленных в разделе 2 настоящего Порядка, в том числе несут персональную ответственность за соответствие проектов нормативных правовых актов и иных документов антикоррупционным требованиям.

На стадии разработки проектов нормативных правовых актов и иных документов юридические службы (специалисты-юристы) исполнительных органов государственной власти Тюменской области осуществляют обязательное визирование проектов и обеспечивают отсутствие коррупциогенных факторов в разрабатываемых документах.

(пункт 1.4. изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 04.10.2019 № 343-п)

2. Основные требования к проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и иных документов

2.1. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов и иных документов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

(пункт 2.1. изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 19.02.2021 № 70-п)

2.2. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.

2.3. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта и излагать ее результаты в заключении с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов, в том числе с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).

Оценка проекта нормативного правового акта проводится во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.

(пункт 2.3. изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 04.10.2019 № 343-п)

2.4. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы в экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупциогенных факторов. Факторы, не относящиеся к коррупциогенным в рамках данного Порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.

(пункт 2.4. изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 04.10.2019 № 343-п)

2.5. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области осуществляется Главным правовым управлением Правительства Тюменской области на стадии согласования документов, одновременно с проведением правовой экспертизы в сроки, установленные Регламентом Правительства Тюменской области и Правилами разработки и утверждения административных регламентов, утвержденными Правительством Тюменской области.

(в редакции От 03.02.2014 № 33-п (НГР:ru 72000201400068)

Первоначальная антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, а также проектов распоряжений об утверждении административных регламентов до их направления в Главное правовое управление Правительства Тюменской области осуществляется исполнительными органами государственной власти Тюменской области с учетом требований настоящего Порядка. Специалисты данных органов, осуществляющие экспертизу, несут ответственность за соответствие данных проектов действующему законодательству.

(в редакции От 03.02.2014 № 33-п (НГР:ru 72000201400068)

2.6. Антикоррупционная экспертиза иных документов осуществляется на основании соответствующих поручений начальника главного правового управления Правительства области с указанием сроков ее проведения в зависимости от объема и сложности документов.

2.7. При выявлении в рамках правовой экспертизы квалифицирующих признаков, относящихся к коррупциогенным факторам, в действующих нормативных правовых актах и иных документах, принятых в период до введения в действие настоящего Порядка, в том числе связанных с необходимостью внесения в них изменений, обусловленных вступлением в силу федеральных и областных нормативных правовых актов, по решению заместителя Губернатора Тюменской области, начальника Главного правового управления Правительства Тюменской области проводится антикоррупционная экспертиза с последующим направлением заключения в соответствующие исполнительные органы государственной власти Тюменской области.

Руководители исполнительных органов государственной власти Тюменской области при получении заключения Главного правового управления Правительства Тюменской области, в котором отражены сведения о наличии коррупциогенных факторов, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации указанного заключения разрабатывают соответствующие проекты о внесении изменений либо признании утратившими силу действующих нормативных правовых актов.

(пункт 2.7 изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 04.10.2019 № 343-п)

2.8. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупциогенных факторов, определенных в подпунктах 2.8.1. и 2.8.2. настоящего порядка.

2.8.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);

и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

(в редакции От 07.09.2015 № 420-п (НГР:ru 72000201500871)

2.8.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

(в редакции От 07.09.2015 № 420-п (НГР:ru 72000201500871)

2.9. В случае необходимости к участию в проведении антикоррупционной экспертизы по решению начальника главного правового управления Правительства области могут привлекаться представители разработчиков проектов нормативных правовых актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.

3. Оформление результатов антикоррупционной экспертизы

проектов нормативных правовых актов и иных документов,

направление заключений в исполнительные органы государственной власти Тюменской области и должностным лицам

3.1. В правовые заключения Главного правового управления Правительства области на проекты нормативных правовых актов в качестве составной части включается отдельный раздел - антикоррупционная экспертиза.

При проведении антикоррупционной экспертизы иных документов в соответствии с данным Порядком оформляется самостоятельное заключение.

(пункт 3.1. изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 04.10.2019 № 343-п)

3.2. При проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов и при выявлении в них коррупциогенных факторов в заключении Главного правового управления Правительства Тюменской области проводится их описание, указываются предложения и рекомендации, направленные на устранение или ограничение действий таких факторов, в том числе следующие сведения:

- основания для проведения антикоррупционной экспертизы;

- перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков, ссылками на структуру документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) в соответствии с настоящим Порядком.

(пункт 3.2. изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 04.10.2019 № 343-п)

3.3. Заключение экспертизы по проектам нормативных правовых актов оформляется при наличии замечаний и выявленных коррупциогенных факторов.  Заключение оформляется на бланке Главного правового управления Правительства области и подписывается заместителем Губернатора Тюменской области, начальником Главного правового управления Правительства Тюменской области в соответствии с Регламентом Правительства Тюменской области.

(пункт 3.3 изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 26.10.2020 № 661-п)

3.4. Проекты нормативных правовых актов при отсутствии замечаний и выявленных коррупциогенных факторов подлежат согласованию в соответствии с Регламентом Правительства Тюменской области заместителем Губернатора Тюменской области, начальником Главного правового управления Правительства Тюменской области.

Доработанные проекты нормативных правовых актов направляются в Главное правовое управление Правительства Тюменской области для повторной антикоррупционной экспертизы. При отсутствии в доработанных материалах коррупциогенных факторов проекты подлежат согласованию в соответствии с Регламентом Правительства Тюменской области заместителем Губернатора Тюменской области, начальником Главного правового управления Правительства Тюменской области без заключения и возвращаются руководителям исполнительных органов государственной власти и должностным лицам, по инициативе которых были подготовлены соответствующие документы.

(пункт 3.4 изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 26.10.2020 № 661-п)

4. Независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов

(В редакции От 30.07.2013 № 318-п (НГР:ru72000201300716)

4.1. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации юридическими лицами и физическими лицами.

Пункт 4.2 исключен.

(В редакции От 30.07.2013 № 318-п (НГР:ru72000201300716)

4.3. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта постановления Губернатора Тюменской области или проекта постановления Правительства Тюменской области (за исключением проектов, предусматривающих утверждение или изменение государственных программ Тюменской области, предоставление из областного бюджета межбюджетных трансфертов, утверждение или изменение состава Правительства Тюменской области, Президиума Правительства Тюменской области, распределение обязанностей между должностными лицами, деятельностью которых непосредственно руководит Губернатор Тюменской области, проектов о награждении областными наградами) исполнительный орган государственной власти Тюменской области (разработчик проекта) размещает проект постановления Губернатора Тюменской области или проект постановления Правительства Тюменской области в сети Интернет на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области (далее - Портал) в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в соответствии с Регламентом Правительства Тюменской области.

(пункт 4.3. изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 26.10.2020 № 661-п)

4.4. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта закона Тюменской области законопроект одновременно с направлением на согласование заместителю Губернатора Тюменской области, начальнику Главного правового управления Правительства Тюменской области размещается Главным правовым управлением не менее чем на 7 календарных дней в сети Интернет на Портале в разделе «Экспертиза проектов НПА и НПА».

(пункт 4.4. изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 04.10.2019 № 343-п)

4.5. При размещении проекта постановления Губернатора Тюменской области, проекта постановления Правительства Тюменской области на Портале в разделе «Экспертиза проектов НПА и НПА» разработчиком указывается период (срок) для проведения независимой экспертизы и направления заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (далее – экспертное заключение) независимыми экспертами, который не может быть менее 7 календарных дней со дня размещения проекта нормативного правового акта на Портале.

По результатам независимой антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, которое независимыми экспертами направляется разработчику проекта по адресу, указанному на Портале в разделе «Экспертиза проектов НПА и НПА».

К проекту нормативного правового акта прилагаются все поступившие в исполнительный орган государственной власти экспертные заключения независимых экспертов. В случае если указанные заключения не поступили в установленные сроки, то данная информация указывается в пояснительной записке к проекту.

Экспертное заключение, поступившее разработчику проекта в бумажном или электронном виде, регистрируется в системе электронного документооборота и делопроизводства «Директум» в день поступления.

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком проекта в течение 30 календарных дней со дня его регистрации. По результатам рассмотрения в рамках вышеуказанного срока независимому эксперту, проводившему независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах, или предложений о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражаются учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором. Мотивированный ответ об учете замечаний (предложений) или об отклонении замечаний (предложений), изложенных в соответствующем экспертном заключении, направляется в бумажном и (или) электронном виде.

(пункт 4.5. изложен в редакции постановления Правительства Тюменской области от 04.10.2019 № 343-п)

4.6. Независимая экспертиза не проводится в случае приведения нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством на основании акта прокурорского реагирования.

(В редакции От 20.01.2014 № 18-п (НГР:ru 72000201400019)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Тюменская область сегодня № 32 от 22.02.2008
Рубрики правового классификатора: 010.140.000 Правотворческая деятельность органов государственной власти

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать