Основная информация
Дата опубликования: | 11 мая 1999г. |
Номер документа: | В199902232 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
В199902232
В199902232
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11.05.99 N 4150/98
[Истец полученные валютные средства не скрывал и выполнил все предъявляемые к их получателям требования, поскольку половину этих
средств он продал государству и уплатил необходимые налоги.
Поэтому нельзя признать, что истец получил спорную валютную выручку в результате незаконных действий и мог быть привлечен к
ответственности по подпункту "б" пункта 1 статьи 14 Закона
Российской Федерации "О валютном регулировании
и валютном контроле"]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.97 по делу N К/У-132 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.03.98 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Фирма "Токем" обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о признании недействительным решения Западно-Сибирского регионального центра Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю от 17.02.97 N 2170106, которым акционерное общество привлечено к ответственности по подпункту "б" пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" за нарушение валютного законодательства.
Решением от 09.12.97 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 23.03.98 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В протесте первого заместителя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить. Признать недействительным решение Западно-Сибирского регионального центра Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю от 17.02.97 N 2170106.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между истцом и открытым акционерным обществом "Кузнецкий металлургический комбинат" (далее ОАО "КМК") заключен договор от 19.12.94 N 2/Ю о передаче последнему векселей главного финансового управления администрации Кемеровской области на сумму 15000000000 рублей, предусматривающий либо их оплату в рублях в сумме, эквивалентной 3088000 долларов США, либо оплату контрактов по указанию истца.
ОАО "КМК" 07.02.95 заключило с инофирмой контракт N 05757653-95-07/02, согласно которому ОАО "КМК" должно поставить инофирме квадратную заготовку на 3088000 долларов США, а инофирма отгрузить в адрес истца на эту сумму деревообрабатывающее оборудование.
В указанном контракте грузополучателем оборудования указан истец.
Впоследствии дополнением от 18.10.95 к договору N 2/Ю ОАО "КМК" и истец предусмотрели необходимость изменения количества поставляемого оборудования, определив его объем на сумму 1408000 долларов США. В этом же дополнении предусмотрено, что комбинат поручит инофирме перечислить оставшуюся задолженность за металлопродукцию на счет истца в российском банке.
В связи с этим ОАО "КМК" 18.10.95 заключило с инофирмой дополнение к контракту от 07.02.95, согласно которому инофирма должна перечислить оставшуюся задолженность за металлопродукцию в размере 1680000 долларов США на счет в российском банке.
Письмом от 04.11.95 ОАО "КМК" поручило инофирме указанную сумму перечислить истцу.
Инофирма это поручение ОАО "КМК" выполнила 10.11.95 и 01.12.95.
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для взыскания в доход государства перечисленных истцу инофирмой валютных средств, со ссылкой на то, что они им получены не по сделке, а в результате незаконных действий, не имелось, поскольку эта валюта перечислена по распоряжению экспортера продукции как стоимость непоставленного истцу - грузополучателю по контракту оборудования.
Кроме того, согласно установленному Центральным банком Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядку осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, зачисление выручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, допускается только при наличии у экспортера разрешения Банка России.
Следовательно, такое зачисление является возможным и не запрещается, но для его проведения экспортер, в данном случае ОАО "КМК", а не истец, должно было получить разрешение Банка России.
Кроме того, истец полученные валютные средства не скрывал и выполнил все предъявляемые к их получателям требования, поскольку половину этих средств он продал государству и уплатил необходимые налоги.
Поэтому нельзя признать, что истец получил спорную валютную выручку в результате незаконных действий и мог быть привлечен к ответственности по подпункту "б" пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.97 по делу N К/У-132 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.03.98 по тому же делу отменить.
Решение Западно-Сибирского регионального центра Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю от 17.02.97 N 2170106 признать недействительным.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.Яковлев
[отформатировано: 23.09.99 технолог НЦПИ - Ильяева Ж.М.]
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
В199902232
В199902232
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11.05.99 N 4150/98
[Истец полученные валютные средства не скрывал и выполнил все предъявляемые к их получателям требования, поскольку половину этих
средств он продал государству и уплатил необходимые налоги.
Поэтому нельзя признать, что истец получил спорную валютную выручку в результате незаконных действий и мог быть привлечен к
ответственности по подпункту "б" пункта 1 статьи 14 Закона
Российской Федерации "О валютном регулировании
и валютном контроле"]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.97 по делу N К/У-132 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.03.98 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Фирма "Токем" обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о признании недействительным решения Западно-Сибирского регионального центра Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю от 17.02.97 N 2170106, которым акционерное общество привлечено к ответственности по подпункту "б" пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" за нарушение валютного законодательства.
Решением от 09.12.97 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 23.03.98 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В протесте первого заместителя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить. Признать недействительным решение Западно-Сибирского регионального центра Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю от 17.02.97 N 2170106.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между истцом и открытым акционерным обществом "Кузнецкий металлургический комбинат" (далее ОАО "КМК") заключен договор от 19.12.94 N 2/Ю о передаче последнему векселей главного финансового управления администрации Кемеровской области на сумму 15000000000 рублей, предусматривающий либо их оплату в рублях в сумме, эквивалентной 3088000 долларов США, либо оплату контрактов по указанию истца.
ОАО "КМК" 07.02.95 заключило с инофирмой контракт N 05757653-95-07/02, согласно которому ОАО "КМК" должно поставить инофирме квадратную заготовку на 3088000 долларов США, а инофирма отгрузить в адрес истца на эту сумму деревообрабатывающее оборудование.
В указанном контракте грузополучателем оборудования указан истец.
Впоследствии дополнением от 18.10.95 к договору N 2/Ю ОАО "КМК" и истец предусмотрели необходимость изменения количества поставляемого оборудования, определив его объем на сумму 1408000 долларов США. В этом же дополнении предусмотрено, что комбинат поручит инофирме перечислить оставшуюся задолженность за металлопродукцию на счет истца в российском банке.
В связи с этим ОАО "КМК" 18.10.95 заключило с инофирмой дополнение к контракту от 07.02.95, согласно которому инофирма должна перечислить оставшуюся задолженность за металлопродукцию в размере 1680000 долларов США на счет в российском банке.
Письмом от 04.11.95 ОАО "КМК" поручило инофирме указанную сумму перечислить истцу.
Инофирма это поручение ОАО "КМК" выполнила 10.11.95 и 01.12.95.
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для взыскания в доход государства перечисленных истцу инофирмой валютных средств, со ссылкой на то, что они им получены не по сделке, а в результате незаконных действий, не имелось, поскольку эта валюта перечислена по распоряжению экспортера продукции как стоимость непоставленного истцу - грузополучателю по контракту оборудования.
Кроме того, согласно установленному Центральным банком Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядку осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, зачисление выручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, допускается только при наличии у экспортера разрешения Банка России.
Следовательно, такое зачисление является возможным и не запрещается, но для его проведения экспортер, в данном случае ОАО "КМК", а не истец, должно было получить разрешение Банка России.
Кроме того, истец полученные валютные средства не скрывал и выполнил все предъявляемые к их получателям требования, поскольку половину этих средств он продал государству и уплатил необходимые налоги.
Поэтому нельзя признать, что истец получил спорную валютную выручку в результате незаконных действий и мог быть привлечен к ответственности по подпункту "б" пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.97 по делу N К/У-132 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.03.98 по тому же делу отменить.
Решение Западно-Сибирского регионального центра Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю от 17.02.97 N 2170106 признать недействительным.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.Яковлев
[отформатировано: 23.09.99 технолог НЦПИ - Ильяева Ж.М.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.100.040, 020.010.040), 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 080.130.000 Валютное регулирование и валютный контроль (см. также 030.050.030), 080.130.060 Валютный контроль (см. также 100.170.100) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: