Основная информация
Дата опубликования: | 11 июня 2008г. |
Номер документа: | ru63000200800176 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Самарская область |
Принявший орган: | Правительство Самарской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2008 г. N 186
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБУЧЕНИЕ
И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ"
Действие приостановлено: Постановление Правительства Самарской области от 19.03.2009 г. № 107
(Признано утратившим в силу Постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2011 №689)
В целях обеспечения высококвалифицированными медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений Самарской области и формирования благоприятных условий для создания и развития системы непрерывного медицинского образования специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Обучение и повышение квалификации медицинских кадров Самарской области на 2009 - 2011 годы" (далее - Программа).
2. Министерству управления финансами Самарской области (Иванову):
осуществлять финансирование Программы в 2009 - 2010 годах в пределах общих ассигнований, предусмотренных министерству здравоохранения и социального развития Самарской области Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов";
предусмотреть в установленном порядке в расходах областного бюджета средства на финансирование Программы в 2011 году.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (Куличенко).
4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Утверждена
Постановлением Правительства Самарской области
от 11 июня 2008 г. N 186
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2011 ГОДЫ"
(далее - Программа)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы - областная целевая программа "Обучение и повышение квалификации медицинских кадров
Самарской области на 2009 - 2011 годы"
Дата принятия решения о разработке Программы - поручение Губернатора - председателя Правительства Самарской области (протокол заседания Правительства Самарской области от
05.09.2007 N 17)
Государственный заказчик Программы- министерство здравоохранения и социального развития Самарской области
Цели и задачи Программы-1. Обеспечение высококвалифицированными медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений Самарской области.
Задачи:
анализ, прогнозирование и развитие
профессионально-квалификационной структуры
учреждений здравоохранения Самарской области;
организация подготовки и последипломного
образования медицинских кадров.
2. Формирование благоприятных условий для
создания и развития системы непрерывного
медицинского образования специалистов с высшим
и средним медицинским и фармацевтическим
образованием.
Задачи:
организация и информационно - методическое
обеспечение системы непрерывного медицинского
образования;
совершенствование профессионального
мастерства медицинских работников
Сроки и этапы 2009 - 2011 годы.
реализации Программа реализуется в три этапа:
Программы I этап - 2009 год;
II этап - 2010 год;
III этап - 2011 год
Важнейшие целевые - показатели цели 1:
индикаторы и показатели доля врачей, аттестованных на
Программы квалификационные категории;
доля специалистов со средним медицинским и
фармацевтическим образованием, аттестованных на
квалификационные категории;
доля врачей, аттестованных на высшую
квалификационную категорию;
доля специалистов со средним медицинским и
фармацевтическим образованием, аттестованных на
высшую квалификационную категорию.
показатели цели 2:
доля ординаторских в стационарных отделениях
государственных учреждений здравоохранения,
оснащенных информационно-библиотечным фондом;
доля медицинских работников государственных
и муниципальных учреждений здравоохранения,
использующих библиотечные информационные
ресурсы;
доля врачей государственных и муниципальных
учреждений здравоохранения, пользующихся
Самарской электронной медицинской библиотекой
Объемы и источники финансирования программных мероприятий - реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и областного бюджета.
Объем финансирования Программы за счет
средств областного бюджета составит 143157,4
тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том
числе:
в 2009 г. - 30581,7 тыс. рублей;
в 2010 г. - 38082,0 тыс. рублей;
в 2011 г. - 74493,7 тыс. рублей.
Объем средств федерального бюджета
определяется исходя из ежегодных квот на
целевую подготовку специалистов и обучение
специалистов в клинической ординатуре.
Мероприятия Программы, финансирование
которых предполагается осуществить за счет
иных, помимо областного бюджета, источников,
не являются расходными обязательствами
Самарской области
Показатели социально-экономической эффективности реализации Программы - затраты на обучение и повышение квалификации
одного медицинского работника, аттестованного
на квалификационную категорию.
Затраты на обучение и повышение квалификации
одного медицинского работника, аттестованного
на высшую квалификационную категорию.
Стоимость увеличения на один процент доли
ординаторских в стационарных отделениях
государственных учреждений здравоохранения,
оснащенных информационно-библиотечным фондом.
Затраты на одного медицинского работника
государственных и муниципальных учреждений
здравоохранения, использующего библиотечные
информационные ресурсы.
Затраты на одного врача государственных и
муниципальных учреждений здравоохранения,
пользующегося Самарской электронной медицинской
библиотекой
Система организации контроля за ходом реализации Программы - управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - министерством здравоохранения и социального развития Самарской области.
Контроль за реализацией Программы
осуществляется в соответствии с действующим
законодательством, в том числе с учетом Порядка
принятия решений о разработке, формирования и
реализации областных целевых программ в
Самарской области, утвержденного постановлением
Правительства Самарской области от 12.12.2007 N
253 "О разработке и реализации областных
целевых программ в Самарской области".
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Приоритетным национальным проектом в сфере здравоохранения в качестве одного из основных направлений деятельности органов управления здравоохранением определена реализация мероприятий по повышению профессиональной подготовки медицинских кадров в целях обеспечения населения качественной и безопасной медицинской помощью.
Ключевой задачей повышения качества медицинской помощи становится создание системы непрерывного профессионального образования медицинских работников.
Перспективы развития здравоохранения Самарской области в значительной мере зависят от состояния профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров. Медицинские кадры являются главным ресурсом здравоохранения, способным многократно повысить эффективность деятельности системы в целом. В настоящее время во всем мире идет осмысление того, каким должно быть образование, каковы его роль и место в развитии государства. Всемирная организация здравоохранения, указывая на необходимость изменений в медицинском образовании, особо подчеркивает важность таких аспектов, как:
понимание функции врача в обществе;
необходимость непрерывного профессионального образования;
сотрудничество между различными категориями медицинских работников.
Развитие общества, науки и практики здравоохранения заставляет постоянно искать пути повышения эффективности системы здравоохранения области и совершенствования ее структуры. А это возможно только при четком понимании проблем, сложившихся в сфере медицинского образования, к которым относятся:
отсутствие непрерывности медицинского образования - врач повышает свою квалификацию только один раз в 5 лет;
отсутствие у врачей доступа к высококачественным источникам информации на рабочих местах и через систему Интернет - в большинстве лечебно-профилактических учреждений в Самарской области нет медицинских библиотек и не обеспечен доступ в Интернет;
нет единой программы информатизации здравоохранения - имеющиеся технологические средства и программное обеспечение в лечебно-профилактических учреждениях недостаточны и не используются в целях образования и информирования медицинских работников.
В связи с высокими ценами на печатную продукцию и затрудненным доступом к электронным медицинским изданиям библиотечные услуги становятся более востребованными.
Кроме того, в условиях интенсивного развития медицинской науки, внедрения в практику здравоохранения новых технологий медицинские знания стремительно устаревают.
В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года Президент Российской Федерации Путин В.В. особо подчеркнул значимость возрождения в стране библиотечного дела, развития цифровых технологий, укрепления на уровне субъекта Российской Федерации местной информационно-библиотечной сети, материальной и финансовой базы библиотек.
После окончания учебного заведения профессиональное совершенствование медицинского работника продолжается в течение всей жизни.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129, безусловным приоритетом государственной политики в регионе будет являться одна из основных сфер жизнедеятельности - здравоохранение.
Одним из направлений деятельности для достижения стратегической цели - улучшения здоровья населения является совершенствование профессионального уровня и качества подготовки медицинских кадров, в т.ч. на этапах послевузовского и дополнительного образования.
Одной из действенных форм контроля качества подготовки специалистов здравоохранения на этапах послевузовского и дополнительного профессионального образования является их сертификация, предусмотренная статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Отсутствие преемственности при обучении врачей в интернатуре и ординатуре - одна из сложных проблем отечественного медицинского образования. Сегодня в России один и тот же документ - сертификат специалиста получают интерн (годичная подготовка), ординатор (2-годичная подготовка), аспирант (3-годичная подготовка) и практикующий врач со стажем практической работы 15 - 20 лет.
Медицина представляет собой одну из тех отраслей знаний, где традиционно считается невозможным получить базовое образование заочно. Что касается последипломного образования, то теоретические (преимущественно) циклы повышения квалификации можно проводить с использованием дистанционных технологий. Внедрение дистанционных форм обучения в рамках информатизации здравоохранения требует значительной предварительной подготовки, новых методологических подходов и методических решений.
Непрерывное образование - это процесс, призванный помочь медицинским работникам адаптироваться к изменениям, происходящим в медицинской науке и практике, а также в управлении здравоохранением. Непрерывное медицинское образование должно обеспечивать получение дополнительных знаний на любом этапе медицинской подготовки. При этом объем и степень усвоенного материала зависят прежде всего от уровня профессиональной подготовки специалиста.
Конечная цель непрерывного медицинского образования - постоянное улучшение качества профилактической и лечебной помощи населению Самарской области.
Всесторонний анализ проблем, связанных с обучением и повышением квалификации медицинских кадров, развитием и совершенствованием непрерывного профессионального образования, показывает необходимость комплексного подхода, который предполагает использование программно-целевого метода, позволяющего определить основные приоритетные направления.
Профаммный подход представляется естественным и единственно возможным в свете централизации процессов управления и позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на конкретных мероприятиях.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ,
СРОКИ И ЭТАПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Целями настоящей Программы являются:
обеспечение высококвалифицированными медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений Самарской области;
формирование благоприятных условий для создания и развития системы непрерывного медицинского образования специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием.
С целью обеспечения высококвалифицированными медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений Самарской области необходимо решение следующих задач:
анализ, прогнозирование и развитие профессионально-квалификационной структуры учреждений здравоохранения Самарской области;
организация подготовки и последипломного образования медицинских кадров.
С целью формирования благоприятных условий для создания и развития системы непрерывного медицинского образования специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием необходимо решение следующих задач:
организация и информационно-методическое обеспечение системы непрерывного медицинского образования;
совершенствование профессионального мастерства медицинских работников.
Сроки реализации Программы - 2009 - 2011 годы. Программа реализуется в три этапа:
I этап - 2009 год;
II этап - 2010 год;
III этап - 2011 год.
Поскольку программные мероприятия являются переходящими на очередной год в течение всего срока ее реализации, то отдельными этапами реализации Программы считается календарный год.
ПЕРЕЧЕНЬ
ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ (ПОКАЗАТЕЛЕЙ) ПРОГРАММЫ
N
п/п
Наименование
целевого индикатора
(показателя) Программы
Значение показателя, %
Отчетный
год
(факт)
Текущий
год
(оценка)
Плановый
период
(прогноз)
2009
год
2010
год
2011
год
1. Обеспечение высококвалифицированными медицинскими кадрами
лечебно-профилактических учреждений Самарской области
Доля врачей, аттестованных на
квалификационные категории
Доля специалистов со средним
медицинским и фармацевтическим
образованием, аттестованных на
квалификационные категории
Доля врачей, аттестованных на
высшую квалификационную категорию
Доля специалистов со средним
медицинским и фармацевтическим
образованием, аттестованных на
высшую квалификационную категорию
2. Формирование благоприятных условий для создания
и развития системы непрерывного медицинского образования
специалистов с высшим и средним медицинским
и фармацевтическим образованием
Доля ординаторских в стационарных
отделенияхгосударственных
учрежденийздравоохранения,
оснащенныхинформационно-
библиотечным фондом
Доля медицинских работников
государственных и муниципальных
учрежденийздравоохранения,
использующихбиблиотечные
информационные ресурсы
Доля врачей государственных и
муниципальныхучреждений
здравоохранения,пользующихся
Самарской электронной медицинской
библиотекой
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
N
п/п
Наименование
мероприятия
Объемы и
источники
финанси-
рования, тыс.
рублей
В том числе по годам
Сроки
испол-
нения
Главный
распорядитель
средств
областного
бюджета
Исполнитель
мероприятия
2009
2010
2011
1. Обеспечение высококвалифицированными медицинскими кадрами
лечебно-профилактических учреждений Самарской области
1.1. Анализ, прогнозирование и развитие
профессионально-квалификационной структуры
учреждений здравоохранения Самарской области
Формирование
регионального
сегмента
Федерального
регистра
медицинских и
фармацевтических
работников
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов
по основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Анализ и
прогнозирование
кадровых
потребностей
лечебно
-профилактических
учреждений
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Формирование
государственного
задания на
подготовку
медицинских кадров
для учреждений
здравоохранения
Самарской области
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Разработка модели
конечных
результатов
деятельности
лечебно-
профилактических
учреждений по
непрерывному
медицинскому
образованию
специалистов
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
1.2. Организация подготовки и последипломного
образования медицинских кадров
Целевая подготовка
специалистов с
высшим медицинским
образованием
федеральный
бюджет
федеральный
бюджет
федеральный
бюджет
федеральный
бюджет
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Самарский
государственный
медицинский
университет
(по
согласованию)
Целевая подготовка
специалистов со
средним
профессиональным
образованием
медицинского
профиля
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Целевая подготовка
врачей - интернов
на базе лечебно-
профилактических
учреждений
Самарской области
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Целевая подготовка
и переподготовка
врачей
в клинической
ординатуре
федеральный
бюджет
федеральный
бюджет
федеральный
бюджет
федеральный
бюджет
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Самарский
государственный
медицинский
университет
(по
согласованию)
Проведение для
врачей
государственных
учреждений
здравоохранения
дополнительных
внеплановых циклов
повышения
квалификации
областной
бюджет
7974,7
областной
бюджет
2246,3
областной
бюджет
2974,8
областной
бюджет
2753,6
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Организация
зарубежных
стажировок для
врачей
государственных
учреждений
здравоохранения на
рабочих местах для
освоения новых
высокотехнологичных
видов медицинской
помощи
областной
бюджет
4610,4
областной
бюджет
1536,8
областной
бюджет
1536,8
областной
бюджет
1536,8
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
2. Формирование благоприятных условий для создания
и развития системы непрерывного медицинского образования
специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим
образованием
2.1. Организация и информационно-методическое обеспечение
системы непрерывного медицинского образования
Приобретение
библиотечно-
информационных
ресурсов для
областной научной
медицинской
библиотеки
медицинского
информационно-
аналитического
центра (далее -
МИАЦ)
областной
бюджет
62115,8
областной
бюджет
5362,9
областной
бюджет
11527,3
областной
бюджет
45225,6
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Приобретение
библиотечно-
информационных
ресурсов для
государственных
медицинских
учреждений
Самарской области
областной
бюджет
10008,0
областной
бюджет
2780,0
областной
бюджет
2780,0
областной
бюджет
4448,0
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Разработка
технического
задания, доработка
программного
обеспечения,
информационное
наполнение
Самарской областной
электронной
медицинской
библиотеки (далее -
СОЭМБ) на базе
областной научной
медицинской
библиотеки МИАЦ.
Формирование
региональных
библиотечных
информационных
ресурсов СОЭМБ.
Оплата доступа к
сети Интернет.
Популяризация СОЭМБ
областной
бюджет
50047,6
областной
бюджет
16441,9
областной
бюджет
16209,8
областной
бюджет
17395,9
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Разработка системы
оценки
профессиональной
компетенции
специалистов со
средним
профессиональным
образованием
медицинского
профиля
областной
бюджет
5051,1
областной
бюджет
1459,6
областной
бюджет
1710,6
областной
бюджет
1880,9
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Проведение дней
специалиста по
актуальным вопросам
медицины
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов
по основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и
социального
развития
Самарской
области
Подготовка и
проведение
научно-практических
конференций,
круглых столов по
актуальным вопросам
современной
медицины
областной
бюджет
545,8
областной
бюджет
181,9
областной
бюджет
181,9
областной
бюджет
182,0
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Подготовка
информационно-
методических
материалов по
вопросам
организации и
развития системы
непрерывного
медицинского
образования
областной
бюджет
1131,3
областной
бюджет
565,6
областной
бюджет
565,7
2010 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Мониторинг качества
профессиональной
подготовки
специалистов в
образовательных
учреждениях
среднего
профессионального
образования
медицинского
профиля
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Мониторинг качества
профессиональной
подготовки
специалистов в
образовательных
учреждениях высшего
профессионального
медицинского
образования
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Приобретение
оборудования для
Самарского
областного центра
повышения
квалификации
специалистов
здравоохранения
областной
бюджет
1 672,7
областной
бюджет
572,3
областной
бюджет
595,2
областной
бюджет
505,2
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
2.2. Совершенствование профессионального мастерства
медицинских работников
Проведение
регионального этапа
ежегодного
Всероссийского
конкурса "Лучший
врач года"
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Проведение
регионального этапа
ежегодного
Всероссийского
конкурса на
национальную премию
лучшим врачам
России "Призвание"
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Проведение
областного
конкурса
"Лучшая
медицинская
сестра года"
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Проведение
регионального этапа
ежегодного конкурса
"Лучший специалист
года" Приволжского
федерального округа
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
ВСЕГО СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО
БЮДЖЕТА
Примечания:
1. Размещение заказов на выполнение мероприятий Программы осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Объем средств федерального бюджета определяется исходя из ежегодных квот на целевую подготовку специалистов и обучение специалистов в клинической ординатуре.
3. Мероприятия Программы, финансирование которых предполагается осуществить за счет иных, помимо областного бюджета, источников, не являются расходными обязательствами Самарской области.
ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и областного бюджета.
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 143157,4 тыс. рублей, в том числе в:
2009 г. - 30581,7 тыс. рублей;
2010 г. - 38082,0 тыс. рублей;
2011 г. - 74493,7 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться в форме ассигнований на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Объем и динамика расходов средств областного бюджета на реализацию Программы определяются характером и временными рамками реализуемых мероприятий. Расходы рассчитаны на основании реальной потребности лечебно-профилактических учреждений Самарской области в обеспечении высококвалифицированными медицинскими кадрами, создании и развитии системы непрерывного медицинского образования специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием.
Объем средств федерального бюджета определяется исходя из ежегодных квот на целевую подготовку специалистов и обучение специалистов в клинической ординатуре.
Мероприятия Программы, финансирование которых предполагается осуществить за счет иных, помимо областного бюджета, источников, не являются расходными обязательствами Самарской области.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы - министерство здравоохранения и социального развития Самарской области.
Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области ежегодно проводит анализ затрат по программным мероприятиям, дает оценку механизмам ее реализации, а также уточняет состав исполнителей, в случае необходимости вносит в установленном порядке предложения о корректировке Программы на рассмотрение Губернатора Самарской области.
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в том числе с учетом Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.12.2007 N 253 "О разработке и реализации областных целевых программ в Самарской области".
Реализация Программы будет осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых между министерством здравоохранения и социального развития Самарской области с организациями - исполнителями программных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
В ходе реализации Программы министерство здравоохранения и социального развития Самарской области обеспечивает координацию деятельности организаций - исполнителей программных мероприятий, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств, ежегодно формирует бюджетную заявку на выделение ассигнований из областного бюджета для осуществления программных мероприятий.
В течение всего периода реализации Программы осуществляются ежеквартальные (по итогам I, II, III кварталов) и ежегодные мониторинги реализации Программы путем составления отчетов.
Непосредственные исполнители мероприятий представляют отчеты об исполнении мероприятий Программы в министерство здравоохранения и социального развития Самарской области ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно, в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным годом.
Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации Программы за отчетный год, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей, а также показателей эффективности реализации Программы, рассчитанных в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации Программы (прилагается), и направляет ее в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области на рассмотрение.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области в течение двух недель подготавливают и направляют в министерство здравоохранения и социального развития Самарской области соответствующие заключения. Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области в срок до 1 апреля представляет информацию о ходе реализации Программы за отчетный год с приложением вышеуказанных заключений для рассмотрения на заседании Правительства Самарской области.
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий Программы позволит:
увеличить количество медицинских работников, аттестованных на квалификационные категории;
увеличить количество медицинских работников, аттестованных на высшую квалификационную категорию;
модернизировать областную научную медицинскую библиотеку МИАЦ;
создать Самарскую областную электронную медицинскую библиотеку на базе областной научной медицинской библиотеки МИАЦ;
увеличить количество медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, использующих библиотечные информационные ресурсы;
увеличить количество врачей государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, пользующихся Самарской областной электронной медицинской библиотекой.
Для оценки экономической эффективности реализации Программы рассчитываются следующие показатели:
Р1 - затраты на обучение и повышение квалификации одного медицинского работника, аттестованного на квалификационную категорию: в 2009 г. - 147,9 тыс. рублей, в 2010 г. - 49,2 тыс. рублей, в 2011 г. - 91,2 тыс. рублей;
Р2 - затраты на обучение и повышение квалификации одного медицинского работника, аттестованного на высшую квалификационную категорию: в 2009 г. - 76,9 тыс. рублей, в 2010 г. - 195,8 тыс. рублей, в 2011 г. - 144,1 тыс. рублей;
Р3 - стоимость увеличения на один процент доли ординаторских в стационарных отделениях государственных учреждений здравоохранения, оснащенных информационно-библиотечным фондом: в 2009 г. - 99,3 тыс. рублей, в 2010 г. - 98,6 тыс. рублей, в 2011 г. - 150,3 тыс. рублей;
Р4 - затраты на одного медицинского работника государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, использующего библиотечные информационные ресурсы: в 2009 г. - 2,2 тыс. рублей, в 2010 г. - 2,5 тыс. рублей, в 2011 г. - 8,5 тыс. рублей;
Р5 - затраты на одного врача государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, пользующегося Самарской электронной медицинской библиотекой: в 2009 г. - 4,5 тыс. рублей, в 2010 г. - 6,2 тыс. рублей, в 2011 г. - 5,3 тыс. рублей.
Приложение
к областной целевой программе
"Обучение и повышение квалификации медицинских кадров
Самарской области на 2009 - 2011 годы"
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ"
1. Затраты на обучение и повышение квалификации одного медицинского работника, аттестованного на квалификационную категорию, рассчитываются по формуле:
V
P = ------,
1 N - N
2 1
где V - объем расходов на выполнение мероприятий областной целевой программы "Обучение и повышение квалификации медицинских кадров Самарской области на 2009 - 2011 годы" (далее - мероприятия Программы) за отчетный год;
N 1 - количество медицинских работников, аттестованных на квалификационные категории, на начало отчетного года,
N 2 - количество медицинских работников, аттестованных на квалификационные категории, на конец отчетного года.
2. Затраты на обучение и повышение квалификации одного медицинского работника, аттестованного на высшую квалификационную категорию, рассчитываются по формуле:
V
P = ------,
2 N - N
2 1
где V - объем расходов на выполнение мероприятий Программы за отчетный год;
N 1 - количество медицинских работников, аттестованных на высшую квалификационную категорию, на начало отчетного года,
N 2 - количество медицинских работников, аттестованных на высшую квалификационную категорию, на конец отчетного года.
3. Стоимость увеличения на один процент доли ординаторских в стационарных отделениях государственных учреждений здравоохранения, оснащенных информационно-библиотечным фондом, рассчитывается по формуле:
V
1
P = ------,
3 N - N
2 1
где V1 - объем расходов на выполнение подпункта 2.1.2 мероприятий Программы за отчетный год;
N 1 - доля ординаторских в стационарных отделениях государственных учреждений здравоохранения, оснащенных информационно-библиотечным фондом, на начало отчетного года,
N 2 - доля ординаторских в стационарных отделениях государственных учреждений здравоохранения, оснащенных информационно-библиотечным фондом, на конец отчетного года.
4. Затраты на одного медицинского работника государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, использующего библиотечные информационные ресурсы, рассчитываются по формуле:
V
2
P = ------,
4 N - N
2 1
где V2 - объем расходов на выполнение подпунктов 2.1.1 - 2.1.2 мероприятий Программы за отчетный год;
N 1 - количество медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, использующих библиотечные информационные ресурсы, на начало отчетного года,
N 2 - количество медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, использующих библиотечные информационные ресурсы, на конец отчетного года.
5. Затраты на одного врача государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, пользующегося Самарской электронной медицинской библиотекой, рассчитываются по формуле
V
3
P = ------,
5 N - N
2 1
где V3 - объем расходов на выполнение подпункта 2.1.3 мероприятий Программы за отчетный год;
N 1 - количество врачей государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, пользующихся Самарской электронной медицинской библиотекой, на начало отчетного года,
N 2 - количество врачей государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, пользующихся Самарской электронной медицинской библиотекой, на конец отчетного года.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2008 г. N 186
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБУЧЕНИЕ
И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ"
Действие приостановлено: Постановление Правительства Самарской области от 19.03.2009 г. № 107
(Признано утратившим в силу Постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2011 №689)
В целях обеспечения высококвалифицированными медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений Самарской области и формирования благоприятных условий для создания и развития системы непрерывного медицинского образования специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Обучение и повышение квалификации медицинских кадров Самарской области на 2009 - 2011 годы" (далее - Программа).
2. Министерству управления финансами Самарской области (Иванову):
осуществлять финансирование Программы в 2009 - 2010 годах в пределах общих ассигнований, предусмотренных министерству здравоохранения и социального развития Самарской области Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов";
предусмотреть в установленном порядке в расходах областного бюджета средства на финансирование Программы в 2011 году.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (Куличенко).
4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Утверждена
Постановлением Правительства Самарской области
от 11 июня 2008 г. N 186
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2011 ГОДЫ"
(далее - Программа)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы - областная целевая программа "Обучение и повышение квалификации медицинских кадров
Самарской области на 2009 - 2011 годы"
Дата принятия решения о разработке Программы - поручение Губернатора - председателя Правительства Самарской области (протокол заседания Правительства Самарской области от
05.09.2007 N 17)
Государственный заказчик Программы- министерство здравоохранения и социального развития Самарской области
Цели и задачи Программы-1. Обеспечение высококвалифицированными медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений Самарской области.
Задачи:
анализ, прогнозирование и развитие
профессионально-квалификационной структуры
учреждений здравоохранения Самарской области;
организация подготовки и последипломного
образования медицинских кадров.
2. Формирование благоприятных условий для
создания и развития системы непрерывного
медицинского образования специалистов с высшим
и средним медицинским и фармацевтическим
образованием.
Задачи:
организация и информационно - методическое
обеспечение системы непрерывного медицинского
образования;
совершенствование профессионального
мастерства медицинских работников
Сроки и этапы 2009 - 2011 годы.
реализации Программа реализуется в три этапа:
Программы I этап - 2009 год;
II этап - 2010 год;
III этап - 2011 год
Важнейшие целевые - показатели цели 1:
индикаторы и показатели доля врачей, аттестованных на
Программы квалификационные категории;
доля специалистов со средним медицинским и
фармацевтическим образованием, аттестованных на
квалификационные категории;
доля врачей, аттестованных на высшую
квалификационную категорию;
доля специалистов со средним медицинским и
фармацевтическим образованием, аттестованных на
высшую квалификационную категорию.
показатели цели 2:
доля ординаторских в стационарных отделениях
государственных учреждений здравоохранения,
оснащенных информационно-библиотечным фондом;
доля медицинских работников государственных
и муниципальных учреждений здравоохранения,
использующих библиотечные информационные
ресурсы;
доля врачей государственных и муниципальных
учреждений здравоохранения, пользующихся
Самарской электронной медицинской библиотекой
Объемы и источники финансирования программных мероприятий - реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и областного бюджета.
Объем финансирования Программы за счет
средств областного бюджета составит 143157,4
тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том
числе:
в 2009 г. - 30581,7 тыс. рублей;
в 2010 г. - 38082,0 тыс. рублей;
в 2011 г. - 74493,7 тыс. рублей.
Объем средств федерального бюджета
определяется исходя из ежегодных квот на
целевую подготовку специалистов и обучение
специалистов в клинической ординатуре.
Мероприятия Программы, финансирование
которых предполагается осуществить за счет
иных, помимо областного бюджета, источников,
не являются расходными обязательствами
Самарской области
Показатели социально-экономической эффективности реализации Программы - затраты на обучение и повышение квалификации
одного медицинского работника, аттестованного
на квалификационную категорию.
Затраты на обучение и повышение квалификации
одного медицинского работника, аттестованного
на высшую квалификационную категорию.
Стоимость увеличения на один процент доли
ординаторских в стационарных отделениях
государственных учреждений здравоохранения,
оснащенных информационно-библиотечным фондом.
Затраты на одного медицинского работника
государственных и муниципальных учреждений
здравоохранения, использующего библиотечные
информационные ресурсы.
Затраты на одного врача государственных и
муниципальных учреждений здравоохранения,
пользующегося Самарской электронной медицинской
библиотекой
Система организации контроля за ходом реализации Программы - управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - министерством здравоохранения и социального развития Самарской области.
Контроль за реализацией Программы
осуществляется в соответствии с действующим
законодательством, в том числе с учетом Порядка
принятия решений о разработке, формирования и
реализации областных целевых программ в
Самарской области, утвержденного постановлением
Правительства Самарской области от 12.12.2007 N
253 "О разработке и реализации областных
целевых программ в Самарской области".
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Приоритетным национальным проектом в сфере здравоохранения в качестве одного из основных направлений деятельности органов управления здравоохранением определена реализация мероприятий по повышению профессиональной подготовки медицинских кадров в целях обеспечения населения качественной и безопасной медицинской помощью.
Ключевой задачей повышения качества медицинской помощи становится создание системы непрерывного профессионального образования медицинских работников.
Перспективы развития здравоохранения Самарской области в значительной мере зависят от состояния профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров. Медицинские кадры являются главным ресурсом здравоохранения, способным многократно повысить эффективность деятельности системы в целом. В настоящее время во всем мире идет осмысление того, каким должно быть образование, каковы его роль и место в развитии государства. Всемирная организация здравоохранения, указывая на необходимость изменений в медицинском образовании, особо подчеркивает важность таких аспектов, как:
понимание функции врача в обществе;
необходимость непрерывного профессионального образования;
сотрудничество между различными категориями медицинских работников.
Развитие общества, науки и практики здравоохранения заставляет постоянно искать пути повышения эффективности системы здравоохранения области и совершенствования ее структуры. А это возможно только при четком понимании проблем, сложившихся в сфере медицинского образования, к которым относятся:
отсутствие непрерывности медицинского образования - врач повышает свою квалификацию только один раз в 5 лет;
отсутствие у врачей доступа к высококачественным источникам информации на рабочих местах и через систему Интернет - в большинстве лечебно-профилактических учреждений в Самарской области нет медицинских библиотек и не обеспечен доступ в Интернет;
нет единой программы информатизации здравоохранения - имеющиеся технологические средства и программное обеспечение в лечебно-профилактических учреждениях недостаточны и не используются в целях образования и информирования медицинских работников.
В связи с высокими ценами на печатную продукцию и затрудненным доступом к электронным медицинским изданиям библиотечные услуги становятся более востребованными.
Кроме того, в условиях интенсивного развития медицинской науки, внедрения в практику здравоохранения новых технологий медицинские знания стремительно устаревают.
В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года Президент Российской Федерации Путин В.В. особо подчеркнул значимость возрождения в стране библиотечного дела, развития цифровых технологий, укрепления на уровне субъекта Российской Федерации местной информационно-библиотечной сети, материальной и финансовой базы библиотек.
После окончания учебного заведения профессиональное совершенствование медицинского работника продолжается в течение всей жизни.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129, безусловным приоритетом государственной политики в регионе будет являться одна из основных сфер жизнедеятельности - здравоохранение.
Одним из направлений деятельности для достижения стратегической цели - улучшения здоровья населения является совершенствование профессионального уровня и качества подготовки медицинских кадров, в т.ч. на этапах послевузовского и дополнительного образования.
Одной из действенных форм контроля качества подготовки специалистов здравоохранения на этапах послевузовского и дополнительного профессионального образования является их сертификация, предусмотренная статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Отсутствие преемственности при обучении врачей в интернатуре и ординатуре - одна из сложных проблем отечественного медицинского образования. Сегодня в России один и тот же документ - сертификат специалиста получают интерн (годичная подготовка), ординатор (2-годичная подготовка), аспирант (3-годичная подготовка) и практикующий врач со стажем практической работы 15 - 20 лет.
Медицина представляет собой одну из тех отраслей знаний, где традиционно считается невозможным получить базовое образование заочно. Что касается последипломного образования, то теоретические (преимущественно) циклы повышения квалификации можно проводить с использованием дистанционных технологий. Внедрение дистанционных форм обучения в рамках информатизации здравоохранения требует значительной предварительной подготовки, новых методологических подходов и методических решений.
Непрерывное образование - это процесс, призванный помочь медицинским работникам адаптироваться к изменениям, происходящим в медицинской науке и практике, а также в управлении здравоохранением. Непрерывное медицинское образование должно обеспечивать получение дополнительных знаний на любом этапе медицинской подготовки. При этом объем и степень усвоенного материала зависят прежде всего от уровня профессиональной подготовки специалиста.
Конечная цель непрерывного медицинского образования - постоянное улучшение качества профилактической и лечебной помощи населению Самарской области.
Всесторонний анализ проблем, связанных с обучением и повышением квалификации медицинских кадров, развитием и совершенствованием непрерывного профессионального образования, показывает необходимость комплексного подхода, который предполагает использование программно-целевого метода, позволяющего определить основные приоритетные направления.
Профаммный подход представляется естественным и единственно возможным в свете централизации процессов управления и позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на конкретных мероприятиях.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ,
СРОКИ И ЭТАПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Целями настоящей Программы являются:
обеспечение высококвалифицированными медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений Самарской области;
формирование благоприятных условий для создания и развития системы непрерывного медицинского образования специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием.
С целью обеспечения высококвалифицированными медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений Самарской области необходимо решение следующих задач:
анализ, прогнозирование и развитие профессионально-квалификационной структуры учреждений здравоохранения Самарской области;
организация подготовки и последипломного образования медицинских кадров.
С целью формирования благоприятных условий для создания и развития системы непрерывного медицинского образования специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием необходимо решение следующих задач:
организация и информационно-методическое обеспечение системы непрерывного медицинского образования;
совершенствование профессионального мастерства медицинских работников.
Сроки реализации Программы - 2009 - 2011 годы. Программа реализуется в три этапа:
I этап - 2009 год;
II этап - 2010 год;
III этап - 2011 год.
Поскольку программные мероприятия являются переходящими на очередной год в течение всего срока ее реализации, то отдельными этапами реализации Программы считается календарный год.
ПЕРЕЧЕНЬ
ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ (ПОКАЗАТЕЛЕЙ) ПРОГРАММЫ
N
п/п
Наименование
целевого индикатора
(показателя) Программы
Значение показателя, %
Отчетный
год
(факт)
Текущий
год
(оценка)
Плановый
период
(прогноз)
2009
год
2010
год
2011
год
1. Обеспечение высококвалифицированными медицинскими кадрами
лечебно-профилактических учреждений Самарской области
Доля врачей, аттестованных на
квалификационные категории
Доля специалистов со средним
медицинским и фармацевтическим
образованием, аттестованных на
квалификационные категории
Доля врачей, аттестованных на
высшую квалификационную категорию
Доля специалистов со средним
медицинским и фармацевтическим
образованием, аттестованных на
высшую квалификационную категорию
2. Формирование благоприятных условий для создания
и развития системы непрерывного медицинского образования
специалистов с высшим и средним медицинским
и фармацевтическим образованием
Доля ординаторских в стационарных
отделенияхгосударственных
учрежденийздравоохранения,
оснащенныхинформационно-
библиотечным фондом
Доля медицинских работников
государственных и муниципальных
учрежденийздравоохранения,
использующихбиблиотечные
информационные ресурсы
Доля врачей государственных и
муниципальныхучреждений
здравоохранения,пользующихся
Самарской электронной медицинской
библиотекой
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
N
п/п
Наименование
мероприятия
Объемы и
источники
финанси-
рования, тыс.
рублей
В том числе по годам
Сроки
испол-
нения
Главный
распорядитель
средств
областного
бюджета
Исполнитель
мероприятия
2009
2010
2011
1. Обеспечение высококвалифицированными медицинскими кадрами
лечебно-профилактических учреждений Самарской области
1.1. Анализ, прогнозирование и развитие
профессионально-квалификационной структуры
учреждений здравоохранения Самарской области
Формирование
регионального
сегмента
Федерального
регистра
медицинских и
фармацевтических
работников
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов
по основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Анализ и
прогнозирование
кадровых
потребностей
лечебно
-профилактических
учреждений
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Формирование
государственного
задания на
подготовку
медицинских кадров
для учреждений
здравоохранения
Самарской области
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Разработка модели
конечных
результатов
деятельности
лечебно-
профилактических
учреждений по
непрерывному
медицинскому
образованию
специалистов
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
1.2. Организация подготовки и последипломного
образования медицинских кадров
Целевая подготовка
специалистов с
высшим медицинским
образованием
федеральный
бюджет
федеральный
бюджет
федеральный
бюджет
федеральный
бюджет
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Самарский
государственный
медицинский
университет
(по
согласованию)
Целевая подготовка
специалистов со
средним
профессиональным
образованием
медицинского
профиля
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Целевая подготовка
врачей - интернов
на базе лечебно-
профилактических
учреждений
Самарской области
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Целевая подготовка
и переподготовка
врачей
в клинической
ординатуре
федеральный
бюджет
федеральный
бюджет
федеральный
бюджет
федеральный
бюджет
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Самарский
государственный
медицинский
университет
(по
согласованию)
Проведение для
врачей
государственных
учреждений
здравоохранения
дополнительных
внеплановых циклов
повышения
квалификации
областной
бюджет
7974,7
областной
бюджет
2246,3
областной
бюджет
2974,8
областной
бюджет
2753,6
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Организация
зарубежных
стажировок для
врачей
государственных
учреждений
здравоохранения на
рабочих местах для
освоения новых
высокотехнологичных
видов медицинской
помощи
областной
бюджет
4610,4
областной
бюджет
1536,8
областной
бюджет
1536,8
областной
бюджет
1536,8
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
2. Формирование благоприятных условий для создания
и развития системы непрерывного медицинского образования
специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим
образованием
2.1. Организация и информационно-методическое обеспечение
системы непрерывного медицинского образования
Приобретение
библиотечно-
информационных
ресурсов для
областной научной
медицинской
библиотеки
медицинского
информационно-
аналитического
центра (далее -
МИАЦ)
областной
бюджет
62115,8
областной
бюджет
5362,9
областной
бюджет
11527,3
областной
бюджет
45225,6
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Приобретение
библиотечно-
информационных
ресурсов для
государственных
медицинских
учреждений
Самарской области
областной
бюджет
10008,0
областной
бюджет
2780,0
областной
бюджет
2780,0
областной
бюджет
4448,0
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Разработка
технического
задания, доработка
программного
обеспечения,
информационное
наполнение
Самарской областной
электронной
медицинской
библиотеки (далее -
СОЭМБ) на базе
областной научной
медицинской
библиотеки МИАЦ.
Формирование
региональных
библиотечных
информационных
ресурсов СОЭМБ.
Оплата доступа к
сети Интернет.
Популяризация СОЭМБ
областной
бюджет
50047,6
областной
бюджет
16441,9
областной
бюджет
16209,8
областной
бюджет
17395,9
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Разработка системы
оценки
профессиональной
компетенции
специалистов со
средним
профессиональным
образованием
медицинского
профиля
областной
бюджет
5051,1
областной
бюджет
1459,6
областной
бюджет
1710,6
областной
бюджет
1880,9
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Проведение дней
специалиста по
актуальным вопросам
медицины
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов
по основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и
социального
развития
Самарской
области
Подготовка и
проведение
научно-практических
конференций,
круглых столов по
актуальным вопросам
современной
медицины
областной
бюджет
545,8
областной
бюджет
181,9
областной
бюджет
181,9
областной
бюджет
182,0
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Подготовка
информационно-
методических
материалов по
вопросам
организации и
развития системы
непрерывного
медицинского
образования
областной
бюджет
1131,3
областной
бюджет
565,6
областной
бюджет
565,7
2010 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Мониторинг качества
профессиональной
подготовки
специалистов в
образовательных
учреждениях
среднего
профессионального
образования
медицинского
профиля
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Мониторинг качества
профессиональной
подготовки
специалистов в
образовательных
учреждениях высшего
профессионального
медицинского
образования
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Приобретение
оборудования для
Самарского
областного центра
повышения
квалификации
специалистов
здравоохранения
областной
бюджет
1 672,7
областной
бюджет
572,3
областной
бюджет
595,2
областной
бюджет
505,2
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
2.2. Совершенствование профессионального мастерства
медицинских работников
Проведение
регионального этапа
ежегодного
Всероссийского
конкурса "Лучший
врач года"
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Проведение
регионального этапа
ежегодного
Всероссийского
конкурса на
национальную премию
лучшим врачам
России "Призвание"
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Проведение
областного
конкурса
"Лучшая
медицинская
сестра года"
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Проведение
регионального этапа
ежегодного конкурса
"Лучший специалист
года" Приволжского
федерального округа
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
областной
бюджет
(в рамках
расходов по
основной
деятельности)
2009 -
2011
годы
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
Министерство
здравоохранения
и социального
развития
Самарской
области
ВСЕГО СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО
БЮДЖЕТА
Примечания:
1. Размещение заказов на выполнение мероприятий Программы осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Объем средств федерального бюджета определяется исходя из ежегодных квот на целевую подготовку специалистов и обучение специалистов в клинической ординатуре.
3. Мероприятия Программы, финансирование которых предполагается осуществить за счет иных, помимо областного бюджета, источников, не являются расходными обязательствами Самарской области.
ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и областного бюджета.
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 143157,4 тыс. рублей, в том числе в:
2009 г. - 30581,7 тыс. рублей;
2010 г. - 38082,0 тыс. рублей;
2011 г. - 74493,7 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться в форме ассигнований на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Объем и динамика расходов средств областного бюджета на реализацию Программы определяются характером и временными рамками реализуемых мероприятий. Расходы рассчитаны на основании реальной потребности лечебно-профилактических учреждений Самарской области в обеспечении высококвалифицированными медицинскими кадрами, создании и развитии системы непрерывного медицинского образования специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием.
Объем средств федерального бюджета определяется исходя из ежегодных квот на целевую подготовку специалистов и обучение специалистов в клинической ординатуре.
Мероприятия Программы, финансирование которых предполагается осуществить за счет иных, помимо областного бюджета, источников, не являются расходными обязательствами Самарской области.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы - министерство здравоохранения и социального развития Самарской области.
Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области ежегодно проводит анализ затрат по программным мероприятиям, дает оценку механизмам ее реализации, а также уточняет состав исполнителей, в случае необходимости вносит в установленном порядке предложения о корректировке Программы на рассмотрение Губернатора Самарской области.
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в том числе с учетом Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.12.2007 N 253 "О разработке и реализации областных целевых программ в Самарской области".
Реализация Программы будет осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых между министерством здравоохранения и социального развития Самарской области с организациями - исполнителями программных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
В ходе реализации Программы министерство здравоохранения и социального развития Самарской области обеспечивает координацию деятельности организаций - исполнителей программных мероприятий, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств, ежегодно формирует бюджетную заявку на выделение ассигнований из областного бюджета для осуществления программных мероприятий.
В течение всего периода реализации Программы осуществляются ежеквартальные (по итогам I, II, III кварталов) и ежегодные мониторинги реализации Программы путем составления отчетов.
Непосредственные исполнители мероприятий представляют отчеты об исполнении мероприятий Программы в министерство здравоохранения и социального развития Самарской области ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно, в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным годом.
Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации Программы за отчетный год, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей, а также показателей эффективности реализации Программы, рассчитанных в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации Программы (прилагается), и направляет ее в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области на рассмотрение.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области в течение двух недель подготавливают и направляют в министерство здравоохранения и социального развития Самарской области соответствующие заключения. Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области в срок до 1 апреля представляет информацию о ходе реализации Программы за отчетный год с приложением вышеуказанных заключений для рассмотрения на заседании Правительства Самарской области.
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий Программы позволит:
увеличить количество медицинских работников, аттестованных на квалификационные категории;
увеличить количество медицинских работников, аттестованных на высшую квалификационную категорию;
модернизировать областную научную медицинскую библиотеку МИАЦ;
создать Самарскую областную электронную медицинскую библиотеку на базе областной научной медицинской библиотеки МИАЦ;
увеличить количество медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, использующих библиотечные информационные ресурсы;
увеличить количество врачей государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, пользующихся Самарской областной электронной медицинской библиотекой.
Для оценки экономической эффективности реализации Программы рассчитываются следующие показатели:
Р1 - затраты на обучение и повышение квалификации одного медицинского работника, аттестованного на квалификационную категорию: в 2009 г. - 147,9 тыс. рублей, в 2010 г. - 49,2 тыс. рублей, в 2011 г. - 91,2 тыс. рублей;
Р2 - затраты на обучение и повышение квалификации одного медицинского работника, аттестованного на высшую квалификационную категорию: в 2009 г. - 76,9 тыс. рублей, в 2010 г. - 195,8 тыс. рублей, в 2011 г. - 144,1 тыс. рублей;
Р3 - стоимость увеличения на один процент доли ординаторских в стационарных отделениях государственных учреждений здравоохранения, оснащенных информационно-библиотечным фондом: в 2009 г. - 99,3 тыс. рублей, в 2010 г. - 98,6 тыс. рублей, в 2011 г. - 150,3 тыс. рублей;
Р4 - затраты на одного медицинского работника государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, использующего библиотечные информационные ресурсы: в 2009 г. - 2,2 тыс. рублей, в 2010 г. - 2,5 тыс. рублей, в 2011 г. - 8,5 тыс. рублей;
Р5 - затраты на одного врача государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, пользующегося Самарской электронной медицинской библиотекой: в 2009 г. - 4,5 тыс. рублей, в 2010 г. - 6,2 тыс. рублей, в 2011 г. - 5,3 тыс. рублей.
Приложение
к областной целевой программе
"Обучение и повышение квалификации медицинских кадров
Самарской области на 2009 - 2011 годы"
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ"
1. Затраты на обучение и повышение квалификации одного медицинского работника, аттестованного на квалификационную категорию, рассчитываются по формуле:
V
P = ------,
1 N - N
2 1
где V - объем расходов на выполнение мероприятий областной целевой программы "Обучение и повышение квалификации медицинских кадров Самарской области на 2009 - 2011 годы" (далее - мероприятия Программы) за отчетный год;
N 1 - количество медицинских работников, аттестованных на квалификационные категории, на начало отчетного года,
N 2 - количество медицинских работников, аттестованных на квалификационные категории, на конец отчетного года.
2. Затраты на обучение и повышение квалификации одного медицинского работника, аттестованного на высшую квалификационную категорию, рассчитываются по формуле:
V
P = ------,
2 N - N
2 1
где V - объем расходов на выполнение мероприятий Программы за отчетный год;
N 1 - количество медицинских работников, аттестованных на высшую квалификационную категорию, на начало отчетного года,
N 2 - количество медицинских работников, аттестованных на высшую квалификационную категорию, на конец отчетного года.
3. Стоимость увеличения на один процент доли ординаторских в стационарных отделениях государственных учреждений здравоохранения, оснащенных информационно-библиотечным фондом, рассчитывается по формуле:
V
1
P = ------,
3 N - N
2 1
где V1 - объем расходов на выполнение подпункта 2.1.2 мероприятий Программы за отчетный год;
N 1 - доля ординаторских в стационарных отделениях государственных учреждений здравоохранения, оснащенных информационно-библиотечным фондом, на начало отчетного года,
N 2 - доля ординаторских в стационарных отделениях государственных учреждений здравоохранения, оснащенных информационно-библиотечным фондом, на конец отчетного года.
4. Затраты на одного медицинского работника государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, использующего библиотечные информационные ресурсы, рассчитываются по формуле:
V
2
P = ------,
4 N - N
2 1
где V2 - объем расходов на выполнение подпунктов 2.1.1 - 2.1.2 мероприятий Программы за отчетный год;
N 1 - количество медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, использующих библиотечные информационные ресурсы, на начало отчетного года,
N 2 - количество медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, использующих библиотечные информационные ресурсы, на конец отчетного года.
5. Затраты на одного врача государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, пользующегося Самарской электронной медицинской библиотекой, рассчитываются по формуле
V
3
P = ------,
5 N - N
2 1
где V3 - объем расходов на выполнение подпункта 2.1.3 мероприятий Программы за отчетный год;
N 1 - количество врачей государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, пользующихся Самарской электронной медицинской библиотекой, на начало отчетного года,
N 2 - количество врачей государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, пользующихся Самарской электронной медицинской библиотекой, на конец отчетного года.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Газета "Волжская коммуна" № 186 от 19.06.2008 |
Рубрики правового классификатора: | 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: