Основная информация

Дата опубликования: 11 июля 2000г.
Номер документа: В200002894
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0002894

В200002894

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, N 10, СТР. 20, 2000г.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                       11.07.2000 N 2016/00

                            г. Москва

[В связи с неполным исследованием арбитражным

судом всех обстоятельств, дело по иску о признании

недействительным ордера на право аренды и договора

о закреплении государственного имущества на праве

оперативного управления направлено

на новое рассмотрение]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение от 12.05.98 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.98 Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-7752/98-48-69.

Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.

Квартирно-эксплуатационное управление Московского военного округа (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Госкомимуществу России, Правительству Москвы, Российскому международному центру творческой реабилитации инвалидов (далее - центр) о признании недействительными ордера от 13.08.91 N 248 на право аренды и договора от 12.04.94 N 12/42 о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления. В качестве третьего лица без самостоятельных требований примечен Военторг N 257 управления торговли Московского военного округа.

Решением от 12.05.98 исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.08.98 решение оставлено без изменения.

В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что на момент выдачи ордера N 248 и заключения договора N 12/42 центр не являлся юридическим лицом и не обладал гражданской правоспособностью.

Выводы судебных инстанций не основаны на материалах дела и сделаны без учета действовавших в период создания центра норм материального права.

Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.90 N 146 "О создании Всесоюзного центра творческой реабилитации инвалидов" принято предложение Министерства культуры СССР и других заинтересованных ведомств о создании в 1990 году в городе Москве Всесоюзного центра творческой реабилитации инвалидов при Министерстве культуры СССР, которое должно явиться одним из его учредителей. Мосгорисполкому предписано предоставить центру необходимые помещения площадью не менее 1 000 кв. метров для служебных целей.

В материалах дела имеется ксерокопия устава центра, утвержденного его учредительным правлением и зарегистрированного Министерством культуры СССР. В Государственный реестр участников внешнеэкономических связей центр был занесен 14.01.91, ему выдано свидетельство N ПР-1145/5134.

Мосгорисполком принял решение от 25.06.91 N 31168 о передаче центру в аренду дома N 37, стр. 2 по ул. Арбат. На основании данного решения 13.08.91 центру был выдан ордер N 248 на право аренды нежилого здания (все строение), расположенного по адресу: Москва, ул. Арбат, д. 37, стр. 2-2А, площадью 1 005 кв. метров.

Приказом Министерства культуры РСФСР от 12.02.92 N 2, изданным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.11.91 N 242 "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР", центр был переименован в Российский международный центр творческой реабилитации инвалидов. Приказом данного министерства от 12.03.92 N 113 утвержден новый устав, а 27.12.92 центр был зарегистрирован в территориальной государственной налоговой инспекции N 30 Западного округа города Москвы.

Между Госкомимуществом России и центром заключен договор от 12.04.94 N 12/42, согласно которому за центром закреплены на праве оперативного управления на неопределенный срок помещения обшей площадью 1 005 кв. метров, расположенные по адресу: Москва, ул. Арбат, д. 37, стр. 2-2А.

Согласно статье 11 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, действовавших в период создания центра, юридическими лицами признавались организации, которые обладали обособленным имуществом, могли от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитражном суде или в третейском суде. Юридическое лицо обладало гражданской правоспособностью в соответствии с установленными целями его деятельности (статья 12 Основ).

В силу статьи 26 Гражданского кодекса РСФСР правоспособность юридического лица возникала с момента утверждения его устава или положения. Юридическое лицо образовывалось в порядке, установленном законодательством Союза ССР и РСФСР (статья 27 Гражданского кодекса РСФСР).

Новый устав центра зарегистрирован Московской регистрационной палатой 13.09.94, о чем выдано свидетельство N 001.149-у.

Таким образом, вопреки выводу судебных инстанций на момент выдачи ордера N 248 и заключения договора N 12/42 центр действовал как юридическое лицо и обладал гражданской правоспособностью в соответствии с установленными целями его деятельности.

Вместе с тем суд не исследовал и не дал оценки доводам истца о том, что строение N 2а было закреплено на праве оперативного управления за КЭУ МВО и в установленном законом порядке у него не изымалось, а поэтому не могло быть закреплено за центром на праве оперативного управления.

Кроме того, незаконным является решение арбитражного суда в части отнесения на истца расходов по государственной пошлине, мотивированное тем, что сделки являются ничтожными и необходимости в их оспаривании не было.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом. В соответствии с пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению заинтересованного лица.

Судебным решением требования истца удовлетворены полностью, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на ответчика. Правила распределения судебных расходов, предусмотренные частью 3 статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в данном случае применимы быть не могут, поскольку досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора по заявленному требованию не установлен.

Не могли быть отнесены на истца расходы по государственной пошлине и в случае отказа в удовлетворении иска, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" управление как государственное учреждение, финансируемое из федерального бюджета, освобождается от ее уплаты по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Этим обстоятельствам, имеющим важное значение, надлежащей правовой оценки не дано, что привело к неправильному разрешению спора и вынесению не основанных на законе судебных актов.

Поскольку судебные акты приняты по недостаточно полно исследованным материалам дела, они подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо дать правовую оценку представленным сторонами доказательствам, установить, какие законные права и интересы истца нарушены оспариваемыми ордером и договором, и с учетом указанных обстоятельств разрешить спор.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение от 12.05.98 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.98 Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-7752/98-48-69 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

И.о. Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации                                      М.К.Юков

[отформатировано: 06.10.2000 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

[проверено: 09.10.2000 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 10 от 11.07.2000 Стр. 20
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.030.000 Юридические лица, 030.030.010 Общие положения, 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 030.090.110 Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления (см. также 050.060.020), 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.050 Аренда (см. также 050.030.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать