Основная информация

Дата опубликования: 11 июля 2011г.
Номер документа: RU52000201100863
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Правительство Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Правительство Нижегородской области

Правительство Нижегородской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июля 2011 года № 537

Об утверждении областной целевой программы "Совершенствование медико-профилактической помощи населению Нижегородской области и формирование здорового образа жизни" на 2011 год

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года № 1237 "О финансовом обеспечении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака" и от 27 декабря 2010 года № 1140 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения" и в целях внедрения инновационных технологий по профилактике заболеваний в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Совершенствование медико-профилактической помощи населению Нижегородской области и формирование здорового образа жизни" на 2011 год (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в Законе Нижегородской области от 21 декабря 2010 года № 209-3 "Об областном бюджете на 2011 год" министерству здравоохранения Нижегородской области.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2009 года № 644 "Об утверждении областной целевой программы "Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи населению Нижегородской области, включая формирование здорового образа жизни" на 2009-2011 годы";

постановление Правительства Нижегородской области от 8 июня 2010 года № 342 "О внесении изменений в областную целевую программу "Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи населению Нижегородской области, включая формирование здорового образа жизни" на 2009 - 2011 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2009 года № 644";

постановление Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2010 года № 958 "О внесении изменений в областную целевую программу "Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи населению Нижегородской области, включая формирование здорового образа жизни" на 2009 - 2011 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2009 года № 644".

4. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Г.А. Суворова.

И.о. Губернатора

В.А. Иванов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Нижегородской области

от 11 июля 2011 года № 537

Областная целевая программа

"Совершенствование медико-профилактической помощи населению Нижегородской области и формирование здорового образа жизни" на 2011 год

1. Паспорт областной целевой программы

1.1. Наименование Программы

- областная целевая программа "Совершенствование медико-профилактической помощи населению Нижегородской области и формирование здорового образа жизни" на 2011 год (далее - Программа)

1.2. Основание для разработки Программы

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р);

- постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года № 1237 "О финансовом обеспечении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака";

- постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1140 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем  здравоохранения";

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 августа 2009 года  № 597н "Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака";

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 марта 2006 года № 185 "О массовом обследовании новорожденных детей на наследственные заболевания";

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года № 155н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" и "сурдология- оториноларингология".

1.3. Государственный заказчик Программы

- министерство здравоохранения Нижегородской области

1.4. Основной разработчик Программы

- министерство здравоохранения Нижегородской области

1.5. Цель Программы

- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.

1.6. Основные задачи Программы

- формирование идеологии здорового образа жизни;

- повышение эффективности деятельности и развитие сети учреждений, оказывающих медико-профилактическую помощь населению;

- обеспечение доступности неонатального и аудиологического скрининга новорожденных

1.7. Сроки и этапы реализации Программы

2011 год

Программа реализуется в один этап

1.8. Исполнители основных мероприятий

- министерство здравоохранения Нижегородской области;

- органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области (при условии участия)

1.9. Объемы и источники финансирования (тысяч рублей)

Наименование государственного заказчика

Источник финансирования

Объем финансирования (год, в разрезе источников)

Министерство здравоохранения Нижегородской области

2011 (тыс. руб.)

Всего (тыс. руб.)

Всего, в том числе:

27 857,5

27 857,5

Областной бюджет, в т.ч.:

8 237,6

8 237,6

капвложения

НИОКР

прочие расходы

8 237,6

8 237,6

Федеральный бюджет, в т.ч.:

19 619,9

19 619,9

капвложения

НИОКР

прочие расходы

19 619,9

19 619,9

Местный бюджет, в т.ч.:

0,0

0,0

капвложения

НИОКР

прочие расходы

0,0

0,0

Прочие источники, в т.ч.:

0,0

0,0

капвложения

НИОКР

прочие расходы

0,0

0,0

Итого по Программе

Всего, в том числе:

27 857,5

27 857,5

Областной бюджет, в т.ч.:

8 237,6

8 237,6

капвложения

НИОКР

прочие расходы

8 237,6

8 237,6

Федеральный бюджет, в т.ч.:

19 619,9

19 619,9

капвложения

НИОКР

прочие расходы

19 619,9

19 619,9

Местный бюджет, в т.ч.:

0,0

0,0

капвложения

НИОКР

прочие расходы

0,0

0,0

Прочие источники, в т.ч.:

0,0

0,0

капвложения

НИОКР

прочие расходы

0,0

0,0

1.10. Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области

1.11. Индикаторы достижения цели Программы

- увеличение охвата населения социальной рекламой, направленной на формирование здорового образа жизни и отказа от вредных привычек, с 400 000 человек до 420 000 человек;

- увеличение доли лиц, мотивированных на ведение здорового образа жизни из числа обратившихся в центры здоровья, с 90% до 92%;

- снижение уровня детской инвалидности с 200,0 до 190,0 на 10 000 детского населения.

2. Текст Программы

2.1. Содержание проблемы

В соответствии с основными направлениями развития здравоохранения, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, одним из приоритетов государственной политики должно стать сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения профилактической направленности медицинской помощи, оказываемой населению.

По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, который формируется под воздействием окружения человека, качества жизни и доступности возможностей укрепления здоровья.

Несмотря на положительную динамику в показателях воспроизводства населения Нижегородской области, в 2010 году показатель смертности превысил рождаемость в 1,6 раза (17,9 случая на 1 тыс. населения, в целом по России в 2010 году - 14,3 случая).

Основными причинам смертности населения являются болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, несчастные случаи, отравления и травмы.

На протяжении многих лет общие тенденции смертности населения области определяет смертность лиц трудоспособного возраста. В общем числе умерших они составляют третью часть, при этом среди мужчин уровень смертности в 4 раза выше чем у женщин. Смертность мужчин трудоспособного возраста четко коррелирует с употреблением алкоголя, травмами и отравлениями, убийствами и самоубийствами. Из общего числа впервые признанных инвалидами около 45 процентов составляют лица трудоспособного возраста.

Ежегодно по данным обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения Нижегородской области регистрируется рост уровня общей заболеваемости. В 2010 году этот показатель остается высоким и составляет 1 652,8 на 1 тыс. населения, что превышает аналогичный показатель за последние 3 года на 11,6 %. Рост данного показателя по классам болезней неравномерен. Наибольшее увеличение - в 1,2 раза произошло по таким классам как: болезни эндокринной системы, болезни крови и кроветворных органов, болезни нервной системы, болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни уха и сосцевидного отростка, болезни системы кровообращения, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани. С каждым годом в структуре заболеваемости увеличивается общая доля невротических и психических расстройств.

В основе этих заболеваний лежат управляемые факторы риска, связанные с образом жизни: низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточная масса тела, курение, злоупотребление алкоголем, неумение справляться со стрессами.

На первом месте по влиянию на количество лет жизни с утратой трудоспособности стоит злоупотребление алкоголем (16,5%). При этом уровень розничной продажи алкогольной продукции и пива на душу населения Нижегородской области остается высоким и в пересчете на абсолютный алкоголь составляет около 8,49 литров в 2009 году без учета потребления нелегальной алкогольной продукции и суррогатов алкоголя.

По данным медицинской статистики заболеваемость алкоголизмом в Нижегородской области в 2010 году составила 58,8 на 100 000 населения, наркоманией - 14,3 на 100 000 населения, токсикоманией - 19,5 на 100 000 населения. При снижении темпов выявления наркологических больных на ранних стадиях и больных с синдромом зависимости от алкоголя и алкогольными психозами, выявленных с впервые в жизни установленным диагнозом, возросло число больных, пролеченных в наркологической службе анонимно, а также обращаемость больных в частнопрактикующие структуры.

Темпы роста курящих в нашей стране одни из самых высоких в мире, число курильщиков ежегодно возрастает на 1,5 - 2 процента. Вызывает большую настороженность распространение табакокурения среди молодежи. Показатель курящих детей в возрасте 11 - 17 лет составляет 36% (РФ - 34%). 8 516 детей состоят на учете как потребители наркотических и психотропных веществ.

Таким образом современный уровень распространенности вредных привычек наряду с низким уровнем стремления к сохранению собственного здоровья является серьезной угрозой для здоровья как нынешнего, так и будущего поколений.

У населения области еще не сформирована потребность в поддержании и укреплении собственного здоровья, у родителей - в рождении и воспитании здорового ребенка.

В этой связи одной из важнейших задач является необходимость сокращения бремени хронических заболеваний и преждевременной смертности посредством гигиенического воспитания и обучения населения, повышения уровня информированности населения о факторах риска развития заболеваний, повышения ответственности за сохранение здоровья.

Кроме того необходима широкая информационно-разъяснительная работа, нацеленная на формирование приоритета здорового образа жизни у населения области.

В сфере здравоохранения функция санитарно-гигиенического воспитания и образования, первичной профилактики социально-значимых заболеваний и укрепления здоровья населения возложена на службу медицинской профилактики, представленную областным центром медицинской профилактики (далее - ОЦМП), службой медицинской профилактики областных учреждений здравоохранения, профильными службами муниципальных учреждений здравоохранения, работающими на функциональной основе, отделениями и кабинетами медицинской профилактики.

Информационная работа с населением проводится в основном доступными и малозатратными методами в форме лекций, семинаров, конференций, вечеров вопросов и ответов, "круглых столов", организации конкурсов и выставок. Все более популярными в работе службы медицинской профилактики становятся такие формы работы как акции, кампании, пропагандистско-оздоровительные мероприятия, приуроченные в основном к всемирным и международным дням, связанным с охраной здоровья. В 2010 году было проведено 1 335 массовых мероприятий по пропаганде здорового образа жизни; число участвующих в них составило 481 765 человек. Проведение этих акций и пропагандистско-оздоровительных мероприятий осуществляется в активном взаимодействии с вузами, Нижегородской молодежной лигой, областным центром молодежных инициатив, областной детской библиотекой, что доказало их актуальность именно у молодежи и подростков.

В учебных заведениях к участию в работе с детьми и молодежью привлекаются специалисты профильных служб (наркологи, дерматовенерологи, инфекционисты, психотерапевты, психологи и другие).

Для расширения охвата коммуникационной кампанией необходимо дальнейшее взаимодействие со средствами массовой информации, увеличение числа статей, теле- и радиопередач с привлечением главных специалистов профильных медицинских служб; информирующих о поведенческих факторах риска среди молодежи и наиболее актуальных проблемах, связанных со здоровьем, о мерах по его укреплению и предотвращению заболеваний, об имеющихся в области инфраструктурах для ведения здорового образа жизни.

Важным аспектом деятельности медицинских учреждений Нижегородской области по профилактике заболеваний, формированию навыков здорового образа жизни среди контингентов высокого риска является создание и развитие профилактических школ для населения (в том числе для родителей и детей). За 2010 год в "школах" обучено 134 516 человек. В 2011 - 2012 годах планируется обучение до 150 000 человек ежегодно.

Наряду с информированностью населения о факторах риска развития заболеваний и способах укрепления здоровья большое значение имеет формирование приверженности здоровому образу жизни. Это достигается путем осознания индивидом собственной активной роли в создании условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, и выработки соответствующего стиля поведения.

С 2009 года Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта начало реализацию масштабной программы по формированию здорового образа жизни. Одной из задач этой программы является развитие системы медико-профилактической помощи путем внедрения современных медико-профилактических технологий в виде создания центров здоровья.

Деятельность центров здоровья направлена на повышение ответственности граждан за сохранение собственного здоровья и мотивации их к ведению здорового образа жизни.

В рамках областной целевой программы "Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи населению Нижегородской области, включая формирование здорового образа жизни" на функциональной основе муниципальных учреждений здравоохранения создана сеть центров здоровья, состоящая из 13 центров здоровья для взрослых и 6 детских центров здоровья.

В течение 2009 года за счет субсидии из федерального бюджета в объеме 9 729,85 тыс. рублей и областного бюджета в размере 3 000,0 тыс. рублей центры здоровья для взрослых оснащались оборудованием для экспресс-методов диагностики и лечебной физкультуры.

В 2010 году данное направление было расширено путем создания 6 центров здоровья для детей и дооснащения стоматологическим оборудованием. Из федерального бюджета поступило 10 912,00 тыс. рублей, объем софинансирования из средств областного бюджета составил 6 839,0 тыс. руб.

В структуру центра здоровья включены:

- кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике;

- кабинет медицинской профилактики;

- кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе;

- кабинеты инструментального и лабораторного обследования;

- кабинет (зал) лечебной физкультуры;

- школы здоровья;

- кабинет гигиениста стоматологического.

Работа центров здоровья осуществляется по двухсменному графику в часы работы лечебно-профилактического учреждения.

В центрах здоровья оказываются плановые медицинские услуги следующим контингентам граждан:

- впервые обратившимся в отчетном году для проведения комплексного обследования, в том числе детям, у которых решение о посещении центров здоровья принято родителями (или другими законными представителями) самостоятельно;

- обратившимся для динамического наблюдения в соответствии с рекомендациями врача центра здоровья; направленным ЛПУ по месту прикрепления; направленным медицинскими работниками образовательных учреждений;

- направленным врачом, ответственным за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан из I (практически здоров) и II (риск развития заболеваний) групп состояния здоровья (далее - I и II группы состояния здоровья);

- направленным работодателем по заключению врача, ответственного за проведение углубленных медицинских осмотров с I и II группами состояния здоровья.

Осмотр вышеуказанных категорий граждан проводится 1 раз в год. За 2010 год в  центры здоровья обратилось 56 451 человек, из них детей (15 - 17 лет включительно) - 2 980. Из числа обратившихся в центры здоровья пациентов старше 18 лет - здоровых 19,2%, с факторами риска - 80,8%, из 2980 детей (15 - 17 лет включительно) - здоровых 44,6% , с факторами риска - 55,4%. Все обратившиеся с выявленными факторами риска направлены к врачам специалистам. В 80% случаев после обращения пациентам назначены индивидуальные планы по здоровому образу жизни. 8 412 пациентов смогли пройти курс лечебной физкультуре в центре здоровья.

С февраля 2010 года в центрах здоровья начата деятельность "школ здоровья". Число лиц, обученных в "школах здоровья", по итогам 2010 года составило 11 545 человек.

Однако план посещений в центры здоровья на 2010 год был выполнен на 87,9 % (выполнено 56 451 посещение из 64 169 запланированных), что свидетельствует об имеющемся потенциале оказания услуг в центрах здоровья.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года № 1237 "О финансовом обеспечении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака" в 2011 году реализация данного направления в Нижегородской области продолжится.

В соответствии с нормативными документами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации предусмотрено расширение  перечня услуг, оказываемых в центрах здоровья для взрослых. В структуру центра здоровья включается офтальмологический кабинет, где пациентам смогут осуществить проверку остроты зрения, рефрактометрию, тонометрию, исследование бинокулярного зрения, определение вида и степени аметропии, наличия астигматизма.

В связи с этим требуется выделение соответствующих помещений в центрах здоровья, проведение подготовки специалистов и  дооснащение офтальмологическим оборудованием в соответствии с приложением 1 к Программе.

Совершенствование деятельности центров здоровья в плане расширения оказываемых услуг позволит охватить профилактической помощью большее число жителей области.

Увеличению числа посещений в центры здоровья будет способствовать более активное направление пациентов с выявленными факторами риска в ходе проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации 14-летних подростков.

Большое внимание планируется уделить информированию населения путем размещения в средствах массовой информации сведений о деятельности центров здоровья.

В Нижегородской области ежегодно рождается более 35 000 детей. Врожденные и наследственные заболевания занимают лидирующую позицию среди причин смерти детей первого года жизни (22,9%) и детской инвалидности.

Значительные затраты на интенсивное медикаментозное лечение детей первого года жизни, медицинскую реабилитацию, социальную и педагогическую коррекцию, государственное социальное обеспечение детей в связи с инвалидностью, потери трудового потенциала родителей, осуществляющих уход за больными детьми, обусловливают необходимость решения проблемы предупреждения врожденной и наследственной патологии.

В соответствии с международными рекомендациями в России на протяжении 15 лет проводится неонатальный скрининг на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз.

При выборе заболеваний для неонатального скрининга в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения учитывались такие факторы как тяжесть проявления заболеваний, частота распространения данных заболеваний, а также простота и достоверность применяемых методов диагностики, наличие доступных и эффективных средств лечения.

Для обеспечения скрининга за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Дети России" осуществлялась поставка реагентов для диагностики фенилкетонурии и гипотиреоза, что позволяло ежегодно обследовать на базе медико-генетической консультации ГУЗ "Нижегородская областная детская клиническая больница" от 85 до 99% новорожденных.

В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" с 2006 года в неонатальный скрининг дополнительно включена диагностика таких заболеваний как адреногенитальный синдром, галактоземия и муковисцидоз. Для проведения скрининга за счет средств федерального бюджета ежегодно осуществляется поставка диагностикумов.

Для выполнения необходимого объема исследований требуется  дооснащение медико-генетической консультаций ГУЗ "Нижегородская областная детская клиническая больница" специализированным оборудованием, позволяющим проводить исследования при условии обеспечения достаточным количеством реагентов.

В результате проводимого скрининга ежегодно выявляется от 20 до 30 детей на ранних стадиях заболевания, что дает возможность обеспечить их своевременное лечение, остановить развитие тяжелых проявлений заболеваний, ведущих к инвалидизации.

С целью снижения числа детей-инвалидов, страдающих глухотой, в области осуществляется реализация комплекса мероприятий по профилактике тугоухости и глухоты, организации и проведению ранней диагностики нарушений слуха с использованием современных технологий.

С 2010 года в Нижегородской области в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" внедрен универсальный аудиологический скрининг детей первого года жизни, который позволяет своевременно выявить нарушения слуха у детей раннего возраста и оказать им необходимую медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную и эффективную реабилитацию.

На первом этапе универсального аудиологического скрининга новорожденные обследуются в родильном доме (3 - 4 сутки), при выписке из которого сведения о проведении и результатах скрининга вносятся в историю родов и историю развития ребенка, выписку новорожденного. В случае отсутствия в документации новорожденного отметки о проведении аудиологического скрининга при передаче его под наблюдение в детскую поликлинику по месту жительства аудиологический скрининг проводится в детской поликлинике.

Новорожденные, у которых при обследовании не зарегистрирована отоакустическая эмиссия, а также дети с факторами риска по тугоухости и глухоте направляются на второй этап универсального аудиологического скрининга - сурдологический центр ГУЗ "Нижегородская областная детская клиническая больница" до истечения 3-х месячного возраста. Программа реабилитации ребенка с нарушением слуха разрабатывается врачом-сурдологом в срок не позднее 6-месячного возраста ребенка.

Для обеспечения аудиологического скрининга в 2009 - 2010 годах за счет федерального бюджета в область осуществлялись поставки специального медицинского оборудования и профессиональная подготовка медицинских работников, осуществляющих аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни.

Ограниченный объем поставки оборудования позволил оснастить только 10 крупных акушерских отделений центральных районных больниц, 8 родильных домов, реализующих первый этап скрининга, и сурдологический центр ГУЗ "Нижегородская областная детская клиническая больница".

В результате на первом этапе аудиологического скрининга обследовано 25 840 детей (охват новорожденных универсальным аудиологическим скринингом составил 71%), выявлено 615 детей с нарушениями слуха; на втором этапе обследовано 552 ребенка, выявлено с нарушением слуха 12 детей. Оперативное лечение методом кохлеарной имплантации выполнено 9 детям (осмотрено 25 840 детей).

Проанализировав итоги проведения аудиолгического скрининга в 2010 году, Министерство здравоохранения и социальной политики Российской Федерации письмом от 10 февраля 2011 года № 15-3/10/2-1315 направило в субъекты рекомендации о принятии дополнительных мер по обеспечению не менее 95% новорожденных аудиологическим скринингом и усилению работы по отбору детей с нарушениями слуха на проведение кохлеарной имплантации.

В 2011 году изменен порядок финансирования мероприятий по проведению неонатального и аудиологического скрининга.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1140 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения" субъектам Российской Федерации с 2011 года будут предоставляться субсидии для самостоятельного приобретения необходимого оборудования и расходных материалов для проведения неонатального и аудиологического скрининга при условии софинансирования из средств областного бюджета.

Для проведения неонатального скрининга планируется приобретение 3 единиц диагностического оборудования и расходных материалов для медико-генетической консультации ГУЗ "Нижегородская областная детская клиническая больница".

Для увеличения охвата новорожденных универсальным аудиологическим скринингом необходимо дополнительное приобретение 18 единиц современного оборудования для оснащения детских поликлиник перинатальных центров и детских поликлиник г. Нижнего Новгорода и отделения патологии новорожденных детей ГУЗ "Нижегородская областная детская клиническая больница" в соответствии с приложением 2 к Программе.

Таким образом система программных мероприятий направлена на формирование здорового образа жизни путем создания у населения потребности быть здоровыми, на снижение влияния управляемых факторов риска, а также на обеспечение необходимых условий проведения скрининга новорожденных на наследственные заболевания.

2.2. Цель и задачи Программы

Целью Программы является сохранение и укрепление здоровья населения области на основе формирования здорового образа жизни.

Задачи Программы:

- формирование идеологии здорового образа жизни;

- развитие медико-профилактической помощи населению;

- обеспечение доступности неонатального и аудиологического скрининга новорожденных.

2.3. Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в 2011 году, в один этап.

2.4. Управление Программой и механизм ее реализации

Механизм реализации Программы основывается на принципах разграничения полномочий и ответственности участников Программы. Координация деятельности исполнителей мероприятий Программы осуществляется министерством здравоохранения Нижегородской области.

Финансирование работ по мероприятиям Программы, направленным на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, а также на проведение неонатального и аудиологического скрининга осуществляется министерством финансов Нижегородской области на основе государственных контрактов, заключенных в установленном порядке.

2.5. Система программных мероприятий

№ п/п

Наименование мероприятия

Категория расходов (капвложения, НИОКР и прочие расходы)

Сроки выполнения

Исполнители мероприятий

Объем финансирования

2011 год,

в разрезе источников

Всего

Цель - сохранение и укрепление здоровья населения области на основе формирования здорового образа жизни

Всего, в т.ч.

27 857,5

27 857,5

Областной бюджет

8 237,6

8 237,6

Федеральный бюджет

19 619,9

19 619,9

Местный бюджет

0,0

0,0

1. Задача Программы - формирование идеологии здорового образа жизни

Всего, в т.ч.

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Местный бюджет

1.1.

Разработка и тиражирование информации- онно- образователь- ных материалов о вредных привычках и здоровом образе жизни

Прочие расходы

2011

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Всего, в т.ч.

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Местный бюджет

1.2.

Разработка унифицированных программ обучения пациентов в школах здоровья по различным факторам риска

Прочие расходы

2011

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Всего, в т.ч.

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Местный бюджет

1.3.

Проведение дней (уроков) здоровья, классных часов, диспутов, конкурсов плакатов и рисунков, олимпиад, круглых столов по вопросам формирования здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области

Прочие расходы

2011

Министерство здравоохранения Нижегородской области, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области (при условии участия)

Всего, в т.ч.

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Местный бюджет

1.4.

Участие специалистов медицинского профиля в телевизионных передачах и радиопередачах по вопросам формирования здорового образа жизни и отказа от вредных привычек

Прочие расходы

2011

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Всего, в т.ч.

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Местный бюджет

1.5.

Проведение мероприятий, приуроченных к Всемирному дню здоровья, Всемирному дню без табака, Всемирному дню борьбы с туберкулезом и т.д.

Прочие расходы

2011

Министерство здравоохранения Нижегородской области, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области (при условии участия)

Всего, в т.ч.

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Местный бюджет

2. Задача Программы - развитие медико-профилактической помощи населению

2.1.

Совершенствование деятельности центров здоровья в муниципальных учреждениях здравоохранения

Прочие расходы

2011

Министерство здравоохранения Нижегородской области, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области (при условии участия)

Всего, в т.ч.

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Местный бюджет

Местный бюджет

2.2.

Оснащение оборудованием офтальмологических кабинетов центров здоровья

Прочие расходы

2011

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Всего, в т.ч.

7 495,6

7 495 ,6

Областной бюджет

2 401,6

2 401,6

Федеральный бюджет

5 094,0

5 094,0

Местный бюджет

0,0

0,0

2.3.

Проведение подготовки специалистов со средним медицинским образованием по специальности "офтальмология" для работы в центрах здоровья

Прочие расходы

2011

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Всего, в т.ч.

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Местный бюджет

2.4.

Обеспечение центров здоровья информационными материалами для населения (буклеты, листовки, памятки)

Прочие расходы

2011

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Всего, в т.ч.

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Местный бюджет

2.5.

Активизация работы "Школ здоровья" учреждений здравоохранения

Прочие расходы

2011

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Всего, в т.ч.

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Местный бюджет

2.6.

Проведение обучающих семинаров для работников первичного звена учреждений здравоохранения по вопросам профилактики социально- значимых заболеваний и формирования здорового образа жизни

Прочие расходы

2011

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Всего, в т.ч.

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Местный бюджет

2.7.

Усиление профилактической направленности в работе первичного звена амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения

Прочие расходы

2011

Министерство здравоохранения Нижегородской области, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области (при условии участия)

Всего, в т.ч.

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Местный бюджет

3. Задача Программы - обеспечение доступности неонатального и аудиологического скрининга новорожденных

3.1.

Приобретение оборудования и расходных материалов для проведения неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях здравоохранения

Прочие расходы

2011

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Всего, в т.ч.

20 361,9

20 361,9

Областной бюджет

5 836,0

5 836,0

Федеральный бюджет

14 525,9

14 525,9

Местный бюджет

0,0

0,0

2.6. Ресурсное обеспечение

Наименование государственного заказчика

Источник финансирования

Год

2011 (тыс.руб.)

Всего (тыс.руб.)

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Всего, в том числе:

27 857,5

27 857,5

Областной бюджет, в т.ч.:

8 237,6

8 237,6

капвложения

НИОКР

прочие расходы

8 237,6

8 237,6

Федеральный бюджет, в т.ч.:

19 619,9

19 619,9

капвложения

НИОКР

прочие расходы

19 619,9

19 619,9

Местный бюджет, в т.ч.:

0,0

0,0

капвложения

НИОКР

прочие расходы

0,0

0,0

Прочие источники, в т.ч.:

0,0

0,0

капвложения

НИОКР

прочие расходы

0,0

0,0

Итого по Программе

Всего, в том числе:

27 857,5

27 857,5

Областной бюджет, в т.ч.:

8 237,6

8 237,6

капвложения

НИОКР

прочие расходы

8 237,6

8 237,6

Федеральный бюджет, в т.ч.:

19 619,9

19 619,9

капвложения

НИОКР

прочие расходы

19 619,9

19 619,9

Местный бюджет, в т.ч.:

0,0

0,0

капвложения

НИОКР

прочие расходы

0,0

0,0

Прочие источники, в т.ч.:

0,0

0,0

капвложения

НИОКР

прочие расходы

0,0

0,0

2.7. Индикаторы достижения цели Программы

Наименование индикаторов цели Программы

Единицы измерения индикаторов достижения цели Программы

Значения индикаторов цели Программы

На момент разработки Программы

По окончании реализации Программы

Без программного вмешательства

Охват населения социальной рекламой, направленной на  формирование здорового образа жизни и отказа от вредных привычек

человек

400 000

420 000

405 000

Доля лиц, мотивированных на ведение здорового образа жизни из числа обратившихся в центры здоровья

%

90

92

90,5

Снижение уровня детской инвалидности на 10 000 детского населения

человек

200,0

190,0

200,0

2.8. Показатели непосредственных результатов реализации Программы

Участие до 90 000 человек в массовых профилактических мероприятиях.

Обучение 14 000 человек в "школах здоровья".

108 000 посещений центров здоровья.

Обучение 52 000 человек основам здорового образа жизни.

При отсутствии программных мероприятий, обеспечивающих проведение неонатального скрининга, число новорожденных со своевременно выявленными наследственными заболеваниями снизится до 55%.

Приобретение 3 единиц диагностического оборудования и расходных материалов для медико-генетической консультации ГУЗ "Нижегородская областная детская клиническая больница".

Приобретение 18 единиц современного оборудования для проведения аудиологического скрининга.

2.9. Оценка эффективности реализации Программы

Общественная эффективность:

Название

На момент разработки Программы

2011 год

Индикатор цели (А)   

Увеличение числа посещений центров здоровья

56 000

108 000

Показатель  непосредственных результатов (В)

Количество лиц, обученных основам здорового образа жизни

50 000

52 000

Общественная эффективность (Эо = (А / В)

1,12

2,08

Общественная эффективность реализации мероприятий Программы по формированию здорового образа жизни выражается в увеличении числа посещений центров здоровья, в результате чего увеличится количество лиц, обученных основам здорового образа жизни.

2.10. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, и мероприятия по их снижению

Внешним фактором, негативно влияющим на реализацию Программы, может стать снижение объемов финансирования из средств областного бюджета на организацию офтальмологических кабинетов центров здоровья и проведение скрининга новорожденных.

При неполном финансировании мероприятий Программы министерство здравоохранения Нижегородской области вносит предложение о продлении срока реализации Программы.

2.11. Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к областной целевой программе

"Совершенствование медико-

профилактической помощи населению

Нижегородской области и формирование

здорового образа жизни" на 2011 год

Перечень оборудования для оснащения офтальмологических кабинетов центров здоровья, созданных в муниципальных учреждениях здравоохранения Нижегородской области

№ п/п

Наименование муниципальных учреждений здравоохранения

Нижегородской области для оснащения центров здоровья

Наименование оборудования

Предполагаемые объемы финансирования 2011 год, тыс. руб.

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Всего

1

2

3

4

5

6

1

Муниципальное учреждение здравоохранения (далее - МУЗ) "Борская центральная районная больница"

Набор пробных очковых линз и призм с пробной оправой - 1, проектор знаков - 1, автоматический рефрактометр - 1, автоматический пневмотонометр - 1

576,6

0,0

576,6

2

МУЗ "Выксунская центральная районная больница"

Набор пробных очковых линз и призм с пробной оправой - 1, проектор знаков - 1, автоматический рефрактометр - 1, автоматический пневмотонометр - 1

576,6

0,0

576,6

3

МУЗ "Городская больница № 1"

г. Заволжья

Набор пробных очковых линз и призм с пробной оправой - 1, проектор знаков - 1, автоматический рефрактометр - 1, автоматический пневмотонометр - 1

576,6

0,0

576,6

4

Муниципальное учреждение "Кстовская центральная районная больница"

Набор пробных очковых линз и призм с пробной оправой - 1, проектор знаков - 1, автоматический рефрактометр - 1, автоматический пневмотонометр - 1

0,0

576,6

576,6

5

МУЗ "Павловская центральная районная больница"

Набор пробных очковых линз и призм с пробной оправой - 1, проектор знаков - 1, автоматический рефрактометр - 1, автоматический пневмотонометр - 1

0,0

576,6

576,6

6

МУЗ "Шахунская центральная районная больница"

Набор пробных очковых линз и призм с пробной оправой - 1, проектор знаков - 1, автоматический рефрактометр - 1, автоматический пневмотонометр - 1

0,0

576,6

576,6

7

Муниципальное лечебно-профилактическое  учреждение (далее - МЛПУ) "Городская больница № 1" г. Арзамаса

Набор пробных очковых линз и призм с пробной оправой - 1, проектор знаков - 1, автоматический рефрактометр - 1, автоматический пневмотонометр - 1

0,0

576,6

576,6

8

МУЗ "Городская поликлиника № 4" г. Дзержинска 

Набор пробных очковых линз и призм с пробной оправой - 1, проектор знаков - 1, автоматический рефрактометр - 1, автоматический пневмотонометр - 1

46,00

530,6

576,6

9

МЛПУ "Городская поликлиника № 7" Нижегородского района г. Нижнего Новгорода

Набор пробных очковых линз и призм с пробной оправой - 1, проектор знаков - 1, автоматический рефрактометр - 1, автоматический пневмотонометр - 1

89,1

487,5

576,6

10

МЛПУ "Городская клиническая больница № 12" Сормовского района г. Нижнего Новгорода

Набор пробных очковых линз и призм с пробной оправой - 1, проектор знаков - 1, автоматический рефрактометр - 1, автоматический пневмотонометр - 1

89,1

487,5

576,6

11

МЛПУ "Городская больница № 33" Ленинского района г. Нижнего Новгорода

Набор пробных очковых линз и призм с пробной оправой - 1, проектор знаков - 1, автоматический рефрактометр - 1, автоматический пневмотонометр - 1

89,1

487,5

576,6

12

МЛПУ "Городская больница № 39" Канавинского района г. Нижнего Новгорода

Набор пробных очковых линз и призм с пробной оправой - 1, проектор знаков - 1, автоматический рефрактометр - 1, автоматический пневмотонометр - 1

89,1

487,5

576,6

13

МЛПУ "Городская клиническая больница № 40" Автозаводского района г. Нижнего Новгорода

Набор пробных очковых линз и призм с пробной оправой - 1, проектор знаков - 1, автоматический рефрактометр - 1, автоматический пневмотонометр - 1

269,4

307,0

576,4

ИТОГО

2 401,6

5 094,0

7 495,6

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к областной целевой программе

"Совершенствование медико-

профилактической помощи населению

Нижегородской области

и формирование здорового образа жизни" на

2011 год

Перечень оборудования и расходных материалов для проведения неонатального и аудиологического скрининга детей

№ п/п

Наименование муниципальных учреждений здравоохранения Нижегородской области

Наименование оборудования

Предполагаемые объемы финансирования 2011 год,

тыс. руб.

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Всего

1

2

3

4

5

6

Аудиологический скрининг

1

ГУ "Нижегородская областная детская клиническая больница"

Аудиометр импедансный - 1,

система регистрации отоакустической эмиссии "Oto Red" - 1

308,8

0,0

308,8

2

Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение (далее - МЛПУ) "Детская городская клиническая больница № 1" Приокского района г. Нижнего Новгорода

Система регистрации отоакустической эмиссии

"Oto Red" - 1

78,6

0,0

78,6

3

МЛПУ "Детская городская клиническая больница № 27" Московского района

г. Нижнего Новгорода

Система регистрации отоакустической эмиссии

"Oto Red" - 1

78,6

0,0

78,6

4

МЛПУ "Детская городская поликлиника № 8" Автозаводского района г. Нижнего Новгорода

Система регистрации отоакустической эмиссии

"Oto Red" - 1

0,0

78,6

78,6

5

МЛПУ "Детская городская поликлиника № 19" Канавинского района г. Нижнего Новгорода

Система регистрации отоакустической эмиссии

"Oto Red" - 1

0,0

78,6

78,6

6

МЛПУ "Детская городская поликлиника № 32" Ленинского района г. Нижнего Новгорода

Система регистрации отоакустической эмиссии

"Oto Red" - 1

0,0

78,6

78,6

7

МЛПУ "Детская городская поликлиника № 22" Нижегородского района

г. Нижнего Новгорода

Система регистрации отоакустической эмиссии

"Oto Red" - 1

0,0

78,6

78,6

8

МЛПУ "Детская городская поликлиника № 49" Приокского района г. Нижнего Новгорода

Система регистрации отоакустической эмиссии

"Oto Red" - 1

0,0

78,6

78,6

9

МЛПУ "Детская городская поликлиника № 39" Советского района

г. Нижнего Новгорода

Система регистрации отоакустической эмиссии

"Oto Red" - 1

0,0

78,6

78,6

10

МЛПУ "Детская городская больница

№ 17" Сормовского района г. Нижнего Новгорода

Система регистрации отоакустической эмиссии

"Oto Red" - 1

0,0

78,6

78,6

11

АМЛПУ "Центральная городская больница" г. Арзамаса

Система регистрации отоакустической эмиссии

"Oto Red" - 1

0,0

78,6

78,6

12

Муниципальное учреждение здравоохранения "Балахнинская центральная районная больница"

(далее - МУЗ, ЦРБ)

Система регистрации отоакустической эмиссии

"Oto Red" - 1

0,0

78,7

78,7

13

МУ "Богородская ЦРБ"

Система регистрации отоакустической эмиссии

"Oto Red" - 1

0,0

78,7

78,7

14

МУЗ "Выксунская ЦРБ"

Система регистрации отоакустической эмиссии

"Oto Red" - 1

0,0

78,7

78,7

15

МУЗ "Городецкая ЦРБ"

Система регистрации отоакустической эмиссии

"Oto Red" - 1

0,0

78,7

78,7

16

МУЗ "Павловская ЦРБ"

Система регистрации отоакустической эмиссии

"Oto Red" - 1

0,0

78,7

78,7

17

МУЗ "Семеновская ЦРБ"

Система регистрации отоакустической эмиссии

"Oto Red" - 1

0,0

78,7

78,7

Неонатальный скрининг

18

Государственное учреждение (далее - ГУ) "Нижегородская областная детская клиническая больница"

Прибор для выбивания бумажных дисков с образцами крови - 1, устройство для промывки и удаления бумажных дисков с образцами крови - 1, диспенсер с диспенсер юнит - 1

1 376,7

0,0

1 376,7

ГУ "Нижегородская областная детская клиническая больница"

Набор реагентов для определения тиреотропного гормона в сухих пятнах крови с бланками - 64, набор расходных материалов для анализатора пота НАНОДАКТ - 40, набор реагентов для определения иммунореактивного трипсина в сухих пятнах крови с бланками - 60, набор реагентов для определения общей галактозы в сухих пятнах крови - 60, набор реагентов для определения 17-ОН прогестерона в сухих пятнах крови - 60, набор реагентов для определения галактозной трансферазы в сухих пятнах крови - 12, набор реагентов для определения фенилаланина в сухих пятнах крови - 79, набор реагентов для определения тиреотропного гормона в сыворотке крови - 6, набор для определения свободного тироксина в сыворотке крови - 6, набор реагентов для определения 17-ОН прогестерона в сыворотке крови - 6, цикл оценки качества определения галактозы, иммунореактивного трипсина, 17-оксипрогестерона, тиреотропного гормона и фенилаланина в сухих пятнах крови - 3

3 993,3

13 424,9

17 418,2

ИТОГО

5 836,0

14 525,9

20 361,9

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Нижегородские новости № 147 (4759) от 18.08.2011 стр. 3
Рубрики правового классификатора: 140.010.040 Медицинские учреждения, 140.010.050 Лечебно-профилактическая помощь населению, 140.010.020 Управление в сфере здравоохранения (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать