Основная информация

Дата опубликования: 11 августа 2020г.
Номер документа: RU65001319202000180
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: администрация городского округа "Александровск-Сахалинский район"
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Бланк постановления Администрация МО Александровск-Сахалинский ГО

АДМИНИСТРАЦИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11.08.2020 № 498

г. Александровск-Сахалинский

Об утверждении Положения об организации проектной деятельности в городском округе «Александровск-Сахалинский район»

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в целях исполнения Постановления Правительства Сахалинской области от 28.01.2019 года № 24 «Об организации проектной деятельности в Сахалинской области», администрация городского округа «Александровск-Сахалинский район» постановляет:

 

1. Утвердить:

1.1. Положение об организации проектной деятельности в городском округе «Александровск-Сахалинский район» (Приложение № 1).

1.2. Функциональную структуру проектной деятельности в городском округе «Александровск-Сахалинский район» (Приложение № 2).

2. Отдел контрольно-правовой и организационной работы администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» определить уполномоченным органом по осуществлению методического руководства и координации деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» в части проектной деятельности.

3. Назначить ответственным за организацию проектной деятельности в городском округе «Александровск-Сахалинский район» первого вице-мэра городского округа «Александровск-Сахалинский район».

4. Считать утратившим силу распоряжение администрации городского «Александровск-Сахалинский район» от 03.12.2019 №190-р «О создании в ГО «Александровск-Сахалинский район» проектного офиса по внедрению бережливых технологий».

5. Опубликовать настоящее постановление в газете «Красное знамя» и разместить на официальном сайте городского округа «Александровск-Сахалинский район».

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого вице-мэра городского округа «Александровск-Сахалинский район».

Мэр городского округа

«Александровск-Сахалинский район»

                                      В.А. Иль

Приложение № 1

Утверждено

постановлением администрации

городского округа

«Александровск-Сахалинский район»

от 11.08.2020 № 498

Положение

об организации проектной деятельности

в городском округе «Александровск-Сахалинский район»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об организации проектной деятельности в городском округе «Александровск-Сахалинский район» (далее – Положение) определяет цели, порядок и принципы управления проектами в городском округе «Александровск-Сахалинский район».

1.2. Настоящее Положение распространяется на проекты, реализуемые в городском округе «Александровск-Сахалинский район», с использованием бюджетных средств, а также на проекты, реализуемые за счет внебюджетных источников финансирования с участием в них городского округа «Александровск-Сахалинский район», подведомственных организаций и учреждений, учредителем которых выступают ОМС городского округа «Александровск-Сахалинский район» (далее – хозяйствующие субъекты).

2. Понятия и определения

«Проект» - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений;

«проектные документы» - документы, разрабатываемые при реализации проектов, включая документы проектного управления;

«проектная деятельность» - деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов;

«куратор проекта» - должностное лицо, представляющее интересы муниципального образования в отношениях со всеми участниками проекта, отвечающее за обеспечение проекта ресурсами, осуществляющее контроль реализации проекта по срокам, результатам и ресурсам, а также разрешающее вопросы, выходящие за рамки полномочий руководителя проекта;

«заказчик проекта» - будущий владелец и/или пользователь результатов проекта, формирующий требования к результатам и содержанию проекта и обеспечивающий организацию приемки промежуточных и окончательных результатов проекта;

«руководитель проекта» - уполномоченное должностное лицо, осуществляющее общее управление проектом, ответственное за разработку проектных документов, реализацию проекта в соответствии с проектными документами, достижение целей и результатов проекта;

«администратор проекта» - лицо, определенное руководителем проекта, обеспечивающее процесс планирования проекта, подготовки отчетности по проекту, согласования и изменения проектных документов, мониторинга проекта, организацию совещаний по проекту, ведение архива проекта, а также оказывающее иную административную поддержку руководителю проекта;

«участники проекта» - ответственные работники органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений, предприятий, организаций и иных органов, объединенных во временную организационную структуру (команду проекта), деятельность которых направлена на достижение целей, результатов и ключевых событий (вех), выполнение мероприятий/работ в соответствии с паспортом и календарным планом проекта, указаниями и поручениями руководителя проекта;

«заинтересованные стороны проекта» - органы местного самоуправления Сахалинской области, органы исполнительной власти Сахалинской области, федеральные органы исполнительной власти и их подразделения, общественные, научные организации, иные юридические и физические лица, которые активно участвуют в проекте, могут влиять на проект как положительно, так и отрицательно или интересы которых могут быть затронуты в ходе реализации проекта;

«ключевое событие (веха)» - значимое событие, с наступлением которого связано завершение этапа проекта или важного мероприятия/работы;

«мероприятие/работа» - фрагмент деятельности в рамках календарного плана проекта, выполнение которого необходимо для завершения проекта;

«базовый план» - основа для сравнения, отслеживания и мониторинга выполнения проекта;

«риск/возможность» - вероятностные события, которые в случае наступления могут оказать как отрицательное (риск), так и положительное (возможность) влияние на проект, достижение результата проекта;

«запрос на изменение» - документ, который определяет предлагаемые изменения в проекте;

«контроль» - сравнение фактических показателей выполнения мероприятий/работ проекта с плановыми показателями, анализ отклонений и осуществление при необходимости соответствующих корректирующих и предупреждающих действий;

«корректирующее действие» - указания и действия по изменению способов выполнения мероприятий/работ, нацеленные на приведение показателей выполнения проекта в соответствие с планом;

«архив проекта» - совокупность документов по проекту, необходимых для анализа хода реализации проекта, изменений проекта, оценки реализации рисков проекта, в том числе: действующие проектные документы и их изменения, протоколы рабочих встреч команд проекта, документально подтверждённые решения по проекту, отчетность по проекту.

3. Цели и принципы

3.1 Основными целями внедрения элементов проектного управления являются следующие:

- обеспечение достижения планируемых результатов работы органов местного самоуправления;

- повышение качества принимаемых управленческих решений;

- повышение эффективности внутриведомственного, межведомственного и межуровневого взаимодействия, а также взаимодействия с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по муниципальным контрактам;

  - повышение качества планирования;

- распределение персональной ответственности;

- получение измеримого конечного результата на конкретную дату.

3.2. Подготовка проектов осуществляется с учетом следующих принципов:

- отражение в паспортах проектов их вклада в достижение стратегических целей развития муниципального образования;

- включение в паспорта проектов мероприятий, содержащихся в том числе в муниципальных программах, направленных на достижение целей и результатов проектов;

- обоснование эффективности, достаточности и необходимости предлагаемых мероприятий/работ, а также их вклада в достижение целей и результатов проектов;

- реализация в первую очередь мероприятий/работ проектов, позволяющих оптимизировать или минимизировать стоимость последующих мероприятий/работ проектов;

- проведение оценки востребованности, а также стоимости и источников финансового обеспечения содержания объектов имущества, создаваемых (приобретаемых) в рамках реализации проектов.

4. Инициирование проекта

4. 1 При наличии поручения и (или) указания Президента Российской Федерации, поручения председателя Правительства Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решения Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, федеральных органов исполнительной власти и принятого во исполнение данного поручения (указания, решения) решения Губернатора Сахалинской области, мэра городского округа «Александровск-Сахалинский район»  о целесообразности подготовки проекта, разработки и одобрение предложения по проекту не требуются.

4.2. Целью процесса инициирования проекта является принятие решения о запуске проекта.

4.3. Началом этапа инициирования проекта является предложение по проекту, которое направляется инициатором проекта в Муниципальный проектный офис в письменном и электронном виде по форме, представленной в приложении 1 к настоящему Положению.

Инициатор проекта может выступать с предложением по проекту как по собственной инициативе, так и в связи с исполнением своих должностных обязанностей или поручением вышестоящего руководства.

4.4. Муниципальный проектный офис регистрирует предложение по проекту.

4.5. В случае если предложение по проекту оформлено не в соответствии с установленной формой или текст предложения по проекту не позволяет определить суть предлагаемого проекта, Муниципальный проектный офис информирует инициатора о необходимости его доработки в соответствии с установленными требованиями.

4.6. В случае если представленное предложение по проекту соответствует установленным требованиям, Муниципальный проектный офис по согласованию с должностным лицом, ответственным за организацию проектной деятельности в муниципальном образовании, не позднее одного месяца со дня согласования направляет его в Совет по управлению проектами при мэре городского округа «Александровск-Сахалинский район» (далее – Совет) для рассмотрения целесообразности открытия и реализации проекта в соответствии с изложенной в предложении по проекту идеей и приложением мотивированного заключения по существу предложения.

4.7 При подготовке заседания Совета, на котором планируется рассмотрение предложения по проекту, муниципальный проектный офис при необходимости запрашивает информацию у органов власти, экспертного сообщества, организаций.

4.8. В целях рассмотрения предложения по проекту на заседании Совета муниципальный проектный офис совместно с заинтересованными сторонами формирует повестку заседания Совета и проект решения Совета.

4.9. Инициатор проекта или иное уполномоченное им лицо защищает предложение по проекту на заседании Совета. Инициатор проекта подготавливает презентационные материалы к заседанию Совета.

4.10. По итогам рассмотрения предложения по проекту, Совет может принять одно из следующих решений:

- об одобрении предложения по проекту;

- о необходимости доработки предложения по проекту с указанием в протоколе имеющихся замечаний;

- об отклонении поступившего предложения по проекту. Решение об отклонении поступившего предложения по проекту должно содержать мотивировочную часть.

4.11. Одновременно с принятием решения об одобрении предложения по проекту Совет принимает решение о назначении куратора, руководителя, администратора проекта для организации последующей работы по проекту.

4.12. При поступлении рекомендаций Совета в части необходимости доработки предложения по проекту, инициатор проекта вносит соответствующие изменения с учетом полученных рекомендаций и повторно представляет предложение по проекту в Муниципальный проектный офис для последующего его рассмотрения на заседании Совета.

4.13. Протокол заседания Совета направляется Муниципальным проектным офисом инициатору и руководителю проекта (в случае принятия решения об одобрении предложения по проекту) для последующей его рассылки иным заинтересованным сторонам проекта (при необходимости) и разработки паспорта проекта.

5. Подготовка и утверждение паспорта проекта.

5.1 Паспорт проекта разрабатывается по форме, представленной в приложении 2 к настоящему Положению.

5.2. Разработка паспорта проекта осуществляется руководителем проекта совместно с заинтересованными сторонами по проекту.

5.3. Паспорт проекта включает в себя наименование проекта, сроки его реализации, информацию о кураторе, руководителе, администраторе, координаторе и участниках проекта, цели и показатели, задачи и результаты, объемы финансового обеспечения проекта, план коммуникаций, ключевые риски и возможности по проекту. Неотъемлемыми частями паспорта проекта также являются: план мероприятий по реализации проекта, показатели проекта и дополнительные и обосновывающие материалы проекта.

5.4. Паспорт проекта, план мероприятий по реализации проекта, показатели проекта, а также дополнительные и обосновывающие материалы проекта разрабатываются в соответствии с методическими указаниями и с учетом типовых форм проектных документов, утвержденных Советом. 

5.5. Руководитель проекта обеспечивает согласование разработанного паспорта проекта с куратором проекта, заинтересованными органами и организациями.

5.6. После согласования паспорта проекта руководитель проекта направляет его в Муниципальный проектный офис, который рассматривает его на предмет соответствия установленным требованиям.

5.7. По результатам рассмотрения паспорта проекта Муниципальный проектный офис принимает одно из следующих решений:

- о соответствии паспорта установленным требованиям и направлении его для рассмотрения на заседании Совета;

- о необходимости доработки паспорта проекта с указанием имеющихся замечаний и сроков доработки паспорта проекта.

5.8. О принятом решении Муниципальный проектный офис уведомляет руководителя проекта.

5.9. При поступлении рекомендаций от Муниципального проектного офиса в части необходимости доработки паспорта проекта, руководитель проекта вносит соответствующие изменения с учетом полученных рекомендаций и повторно направляет паспорт проекта в Муниципальный проектный офис.

5.10. После получения согласования Муниципального проектного офиса руководитель проекта вносит паспорт проекта на рассмотрение Совета.

5.11. По итогам рассмотрения паспорта проекта, Совет может принять одно из следующих решений:

- об утверждении паспорта проекта и запуске проекта;

- о необходимости доработки паспорта проекта с указанием в протоколе имеющихся замечаний;

- об отклонении паспорта проекта. Решение об отклонении паспорта проекта должно содержать мотивировочную часть.

5.11. При поступлении рекомендаций Совета в части необходимости доработки паспорта проекта, руководитель проекта вносит соответствующие изменения с учетом полученных рекомендаций и повторно представляет паспорт проекта на рассмотрение Совета.

5.12. Протокол заседания Совета направляется Муниципальным проектным офисом руководителю проекта для последующей его рассылки участникам команды проекта и иным заинтересованным сторонам проекта (при необходимости).

5.13. По итогам утверждения паспорта проекта, Муниципальный проектный офис уведомляет региональный проектный офис о запуске муниципального проекта.

6. Реализация проектов.

6.1. Началом реализации проекта является дата утверждения паспорта проектов.

6.2. На основании утвержденного паспорта проекта руководитель проекта в течение 30 календарных дней с даты утверждения паспорта проекта, организует работу участников команды проекта по разработке календарного плана проекта.

6.3. Календарный план проекта представляет собой план мероприятий проекта и содержит информацию о мероприятиях/работах и ключевых событиях (вехах) проекта в разрезе этапов и направлений его реализации (при наличии) с указанием плановых сроков выполнения и наступления, вида выходящего документа (результата), ответственного лица и уровня контроля по каждому мероприятию/работе и ключевому событию (вехе).

Уровень контроля (орган или лицо, ответственное за контроль наступления ключевого события (вехи), подтверждающее соответствие события заявленным требованиям (Совет, куратор проекта, руководитель проекта) определяется для каждого ключевого события (вехи) исходя из его значимости.

Лицо, ответственное за наступление ключевого события (вехи), не может являться ответственным за контроль его наступления.

Календарный план проекта разрабатывается по форме, представленной в приложении 3 к настоящему Положению.

6.4. Разработанный календарный план проекта направляется руководителем проекта на согласование заинтересованным органам и организациям, представители которых включены в состав команды проекта и указаны в качестве ответственных за наступление ключевых событий (вех), выполнение мероприятий/работ проекта.

6.5. При наличии замечаний календарный план проекта подлежит доработке руководителем проекта, после чего повторно направляется на согласование. Нерегулируемые разногласия по календарному плану проекта рассматриваются на рабочем совещании по проекту с участием куратора проекта.

6.6. Разработанный календарный план проекта направляется руководителем проекта на согласование в Муниципальный проектный офис.

Муниципальный проектный офис осуществляет рассмотрение календарного плана проекта на предмет соответствия установленным требованиям.

При наличии замечаний по результатам рассмотрения, календарный план проекта подлежит доработке руководителем проекта, после чего повторно направляется в Муниципальный проектный офис.

6.5. По итогам рассмотрения календарного плана проекта Совет может принять одно из следующих решений по проекту:

- об утверждении календарного плана проекта (базового плана);

- о необходимости доработки календарного плана проекта с указанием имеющихся замечаний по плану.

6.6. При поступлении рекомендаций от Совета в части необходимости доработки календарного плана проекта, руководитель проекта вносит соответствующие изменения с учетом полученных рекомендаций и повторно представляет календарный план проекта на рассмотрение Совета.

6.7. Протокол заседания Совета направляется Муниципальным проектным офисом руководителю проекта для последующей его рассылки участникам команды проекта и иным заинтересованным сторонам проекта (при необходимости).

6.8. На основании утвержденных проектных документов: паспорта проекта и календарного плана проекта руководитель проекта организует исполнение проекта, а также разрешение технических, административных и организационных вопросов, возникающих в ходе реализации проекта.

6.9. Реализация проекта включает организацию исполнения мероприятий/работ проекта, контроль выполнения мероприятий/работ, приемку результатов проекта.

6.10. Участники проекта под управлением руководителя проекта осуществляют исполнение мероприятий/работ проекта, достижение ключевых событий (вех) и результатов проекта в соответствии с проектными документами и документально их фиксируют, а также обеспечивают актуальность информации о ходе реализации проекта.

6.11. Руководитель проекта обеспечивает своевременное представление всеми участниками проекта информации о реализации проекта.

6.12. В ходе реализации проекта осуществляется мониторинг, плановые оценки и иные контрольные мероприятия.

6.13. Мониторинг и контроль реализации проекта представляет собой систему мероприятий по измерению его фактических параметров, расчету отклонения фактических параметров от плановых, выявлению рисков проекта, анализу их причин и принятию решений по их минимизации, прогнозированию хода реализации проекта, принятию управленческих решений по определению, согласованию и реализации возможных корректирующих воздействий.

6.14. Мониторинг реализации проекта осуществляется, начиная с принятия решения об утверждении календарного плана проекта и завершается в момент принятия решения о завершении проекта.

6.15. В ходе мониторинга реализации проекта формируются ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты по форме, представленной в приложении 4 к настоящему Положению.

6.16. В ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты включается информация о реализации проекта, содержащая сведения о выполнении мероприятий/работ проекта, достижении ключевых событий (вех), результатов проекта, выявленных рисках и мероприятиях по их минимизации, а также информация об исполнении бюджета проекта.

6.17. Руководитель проекта несет ответственность за достоверность, актуальность и полноту информации, содержащейся в отчете по проекту.

6.18. Ежемесячные отчеты по проектам предоставляются руководителем проекта на рассмотрение куратору проекта.

6.19. Ежеквартальные и ежегодные отчеты по проектам подлежат рассмотрению на заседаниях Совета в порядке, установленном настоящим Положением.

6.20. Ежеквартальный, ежегодный отчет по проекту подготавливается руководителем проекта, согласовывается с куратором проекта и направляются в Муниципальный проектный офис не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

6.21. Муниципальный проектный офис осуществляет рассмотрение ежеквартального, ежегодного отчета по проекту на предмет соответствия установленным требованиям.

6.22. При наличии замечаний по результатам рассмотрения, ежеквартальный, ежегодный отчет по проекту подлежит доработке руководителем проекта, после чего повторно направляется в Муниципальный проектный офис.

6.23. После получения согласования Муниципального проектного офиса руководитель проекта вносит ежеквартальный, ежегодный отчет по проекту на рассмотрение Совета.

6.24. По итогам рассмотрения ежеквартального, ежегодного отчета по проекту, Совет может принять одно из следующих решений:

- об одобрении отчета по проекту;

- о принятии к сведению отчета по проекту и необходимости принятия корректирующих действий.

6.25. Протокол заседания Совета направляется Муниципальным проектным офисом руководителю проекта для последующей его рассылки всем участникам команды проекта и иным заинтересованным сторонам проекта (при необходимости).

6.26. Сведения, содержащиеся в отчетах по проектам, используются при оценке эффективности деятельности участников проектов, а также при подготовке предложений по размеру материального стимулирования команды проекта.

6.27. В целях исполнения поручений вышестоящих должностных лиц и органов, решений Совета, а также по результатам мониторинга реализации проекта в паспорт и (или) календарный план проекта могут вноситься изменения.

Основанием внесения изменений в паспорт и (или) календарный план проекта также является приведение их в соответствие с нормативными правовыми актами об муниципальном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

6.28. Подготовка запроса на изменение паспорта и (или) календарного плана проекта осуществляется руководителем проекта по форме, представленной в приложении 5 к настоящему Положению.

6.29. Руководитель проекта обеспечивает согласование запроса на изменение паспорта и (или) календарного плана проекта с заинтересованными органами и организациями.

6.30. Согласованный запрос на изменение паспорта и (или) календарного плана проекта направляется руководителем проекта в Муниципальный проектный офис.

6.31. Муниципальный проектный офис осуществляет рассмотрение запроса на изменение паспорта и (или) календарного плана проекта на соответствие установленным требованиям.

6.32. При наличии замечаний по результатам рассмотрения, запрос на изменение паспорта и (или) календарного плана проекта подлежит доработке руководителем проекта, после чего повторно направляется в Муниципальный проектный офис.

6.33. После получения согласования Муниципального проектного офиса руководитель проекта вносит запрос на изменение паспорта и (или) календарного плана проекта на рассмотрение Совета.

6.34. По итогам рассмотрения запроса на изменение паспорта и (или) календарного плана проекта Совет может принять одно из следующих решений:

- об утверждении запроса на изменение паспорта проекта, календарного плана проекта;

- о необходимости доработки запроса на изменение паспорта проекта, календарного плана проекта;

- об отклонении запроса на изменение паспорта проекта, календарного плана проекта и о нецелесообразности внесения таких изменений.

6.35. При поступлении рекомендаций Совета в части необходимости доработки запроса на изменение паспорта и (или) календарного плана проекта руководитель проекта вносит соответствующие изменения с учетом полученных рекомендаций и повторно представляет запрос на изменение паспорта и (или) календарного плана проекта на рассмотрение Совета.

6.36. Проекты подлежат ежегодной актуализации и допланированию (уточнению) на очередной финансовый год, с учетом параметров бюджета городского округа «Александровск-Сахалинский район».

Ежегодная актуализация и допланирование проектов на очередной финансовый год осуществляется в порядке, установленном для внесения изменений в паспорт проекта.

6.37. Протокол заседания Совета направляется Муниципальным проектным офисом руководителю проекта для последующей его рассылки всем участникам команды проекта и иным заинтересованным сторонам проекта (при необходимости).

6.38. В случае возникновения неустранимых условий в ходе разработки и реализации проекта, при которых его реализация не может быть начата или продолжена, руководитель проекта инициирует приостановление проекта.

Приостановление проекта означает досрочное прекращение работ по его разработке и реализации с возможностью последующего возобновления.

Приостановление проекта, в котором выполнены все работы, утвержденные проектной документацией, невозможно.

6.39. Решение о приостановлении проекта в ходе его реализации, о возобновлении проекта принимает Совет.

7. Завершение проектов.

7.1. Завершение проектов осуществляется:

- планово, по итогам достижения целей и показателей, выполнения задач проекта;

- досрочно, при принятии соответствующего решения Советом.

7.2. При завершении проекта руководителем проекта подготавливается итоговый отчет о реализации проекта и обеспечивается его согласование с заказчиком проекта, участниками команды проекта и иными заинтересованными сторонами проекта (при необходимости).

7.3. С целью сохранения накопленного опыта в процессе реализации проекта, руководитель проекта в итоговом отчете отражает оценку проекта и сбор накопленной информации для совершенствования реализации текущих и будущих проектов в муниципальном образовании.

7.4. Руководитель проекта несет ответственность за достоверность, актуальность и полноту информации, содержащейся в итоговом отчете по проекту.

7.5. Руководитель проекта направляет согласованный итоговый отчет о реализации проекта в Муниципальный проектный офис.

Муниципальный проектный офис осуществляет рассмотрение итогового отчета о реализации проекта на соответствие установленным требованиям.

При наличии замечаний по результатам рассмотрения, итоговый отчет о реализации проекта подлежит доработке руководителем проекта, после чего повторно направляется в Муниципальный проектный офис.

7.6. После получения согласования Муниципального проектного офиса, руководитель проекта вносит согласованный с куратором итоговый отчет о реализации проекта на рассмотрение Совета.

7.7. По итогам рассмотрения итогового отчета о реализации проекта, Совет может принять одно из следующих решений:

- об утверждении отчета по проекту и завершении проекта;

- об утверждении отчета по проекту и осуществлении постпроектного мониторинга результатов проекта, одновременно устанавливает продолжительность постпроектного мониторинга и лиц, ответственных за его проведение;

- о необходимости доработки итогового отчета по проекту с указанием срока его доработки.

7.7. При поступлении рекомендаций Совета в части необходимости доработки итогового отчета по проекту, руководитель проекта вносит соответствующие изменения с учетом полученных рекомендаций и повторно представляет итоговый отчет по проекту на рассмотрение Совета.

7.8. Протокол заседания Совета направляется Муниципальным проектным офисом руководителю проекта для последующей его рассылки заказчику, всем участникам команды проекта и иным заинтересованным сторонам проекта (при необходимости).

7.9. Руководитель проекта направляет информацию об итогах работы членов команды проекта по их основному месту работы (в случае привлечения сотрудников сторонних организаций).

7.10. Выполняется завершение (исполнение или оформление отказа от исполнения) обязательств, возникших в ходе управления проектом, расформировывается команда проекта.

Руководитель проекта подготавливает документы об итогах работы команды проекта и направляет их в Муниципальный проектный офис.

7.11. Муниципальный проектный офис рассматривает документы об итогах работы команды проекта и направляет их по основному месту работы членов команды с целью премирования членов команды проекта, добившихся выполнения запланированных результатов работы, с учетом муниципальных актов о материальном стимулировании работников.

Приложение 1

к Положению об организации проектной деятельности в муниципальном образовании 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПРОЕКТУ

1.

Инициатор проекта – наименование организации, местонахождение, контактные данные, Ф.И.О. и должность инициатора:

2.

Предлагаемое наименование проекта:

3.

Причины инициирования проекта. Описание проблемы:

4.

Цель проекта:

5.

Ожидаемые результаты реализации проекта с указанием количественных или качественных показателей для оценки достижения результата проекта:

6.

Предлагаемый срок реализации проекта, этапы:

7.

Объем бюджета проекта (с указанием предполагаемых источников финансирования):

8.

Риски и иные сведения о проекте:

9.

Примечание:

Приложение 2

к Положению об организации проектной деятельности в муниципальном образовании

ПАСПОРТ

муниципального проекта

(наименование муниципального проекта)

1. Общие положения

Краткое наименование муниципального проекта

Срок начала и окончания проекта

Куратор муниципального проекта

Руководитель муниципального проекта

Связь с муниципальными программами муниципального образования «……….»

Стратегические цели и задачи на решение которых направлен муниципальный проект

2. Цель и показатели проекта

(цель муниципального проекта)

№ п/п

Наименование показателя

Базовое значение

Период (год, квартал, месяц)

N

N + 1

N + 2

N + 3

N + 4

N + 5

N + 6

Значение

Дата

1.

2.

3.

3. Результаты проекта

№ п/п

Наименование результата

Срок

Характеристика результата

1.

(указываются результаты, направленные на достижение цели муниципального проекта)

2.

3.

4. Бюджет проекта

№ п/п

Наименование результата и источники финансирования

Объем финансового обеспечения по годам (кварталам, месяцам) реализации (тыс. рублей)

Всего (тыс. рублей)

N

N+1

N+2

N+3

N+4

N+5

N+6

1.

(указывается наименование результата муниципального проекта)

1.1.

бюджет субъекта Российской Федерации (при наличии)

1.2.

бюджет муниципального образования

1.3.

внебюджетные источники

2.

(указывается наименование результата муниципального проекта)

2.1.

бюджет субъекта Российской Федерации (при наличии)

2.2.

бюджет муниципального образования

2.3.

внебюджетные источники

Всего по муниципальному проекту, в том числе:

бюджет субъекта Российской Федерации (при наличии)

бюджет муниципального образования

внебюджетные источники

Приложение 3

к Положению об организации проектной деятельности в муниципальном образовании

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА

(краткое наименование муниципального проекта)



п/п

Наименование

результата, ключевого события (вехи), мероприятия/работы

Сроки реализации

Ответственный исполнитель

Вид документа

и характеристика

результата

Уровень контроля

Начало

Окончание

1.

(указывается результат муниципального проекта)

-

С[1]

1.1.

(указывается ключевое событие (веха), являющееся итогом выполнения ряда мероприятий проекта)

-

К[2]

1.1.1.

(указывается мероприятие/работа, реализация которых направлена на достижение результата проекта)

РП[3]

1.1.2.

1.2.

(указывается ключевое событие (веха), являющееся итогом выполнения ряда мероприятий проекта)

-

К

1.2.1.

(указывается мероприятие/работа, реализация которых направлена на достижение результата проекта)

РП

Приложение 4

к Положению об организации проектной деятельности в муниципальном образовании

ОТЧЕТ

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОЕКТА НА  ________

"Наименование муниципального проекта"

1. Ключевые риски

№ п/п

Наименование соответствующего раздела паспорта проекта

Краткое описание риска

Предлагаемые решения

1.

2.

3.

2. Сведения о значениях показателей

№ п/п

Наименование показателей

Единица измерения

Фактическое

значение

Плановое значение

Комментарий

1.

2.

3. Статус достижения результатов

№ п/п

Наименование результата муниципального проекта

Достижение ключевых событий (вех) и выполнение мероприятий/работ проекта

(указывается количество запланированных к выполнению в отчетном месяце/квартале ключевых событий (вех)/мероприятий и количество выполненных ключевых событий (вех)/ мероприятий в отчетном месяце/квартале)

1.

2.

4. Cведения о достижении контрольных точек и мероприятий



п/п

Уровень контроля[4]

Наименование результата, контрольной точки, мероприятия

Срок реализации

Ответственный исполнитель

Комментарий

план

факт

1.

(указывается результат муниципального проекта)

1.1.

(указывается ключевое событие (веха))

1.1.1.

(указывается мероприятие/работа, реализация которых направлена на достижение ключевого события (вехи) и результата проекта)

5. Сведения об исполнении бюджета

№ п/п

Наименование результата муниципального проекта и источника финансового обеспечения

Объем финансового обеспечения,

тыс. рублей

Исполнение,

тыс. рублей

Процент исполнения

Комментарий

1

(указывается наименование результата проекта)

1.1.

бюджет субъекта Российской Федерации (при наличии)

1.2.

бюджет муниципального образования

1.3.

внебюджетные источники

Приложение 5

к Положению об организации проектной деятельности в муниципальном образовании

ЗАПРОС

на изменение паспорта муниципального проекта

«Наименование муниципального проекта"

№ ______

Изменяемый раздел

проекта

        1. Основные положения

         4. Бюджет проекта

        2. Цели и показатели

          5. Участники

        3. Результаты и характеристики результатов

         6. Ключевые события и мероприятия

1. Изменение основных положений муниципального проекта



п/п

Изменяемый параметр раздела

Действующая редакция

Новая редакция

1.

2.

3.

Обоснование и анализ предлагаемых изменений

Сведения о предыдущих запросах на изменение

Причины и обоснование необходимости изменений

Анализ изменений и их влияния на параметры проекта и иные проекты

2. Изменение цели и показателей муниципального проекта



п/п

Цель, наименование показателя

Тип показателя

Базовое значение

Период

Уровень

контроля

Значение

Дата

20__

20__

20__

20__

20__

20__

1.

Действующая редакция

Новая редакция

1.

Действующая редакция

Новая редакция

3.

Действующая редакция

Новая редакция

Обоснование и анализ предлагаемых изменений

Сведения о предыдущих запросах на изменение

Причины и обоснование необходимости изменений

Анализ изменений и их влияния на параметры проекта и иные проекты

3. Изменение результатов и характеристик результатов муниципального проекта



п/п

Наименование результата

Значение результата

Характеристика результата

Ответственный исполнитель

Уровень

контроля

Значение

Дата

1.

Действующая редакция

Новая редакция

1.

Действующая редакция

Новая редакция

3.

Действующая редакция

Новая редакция

Обоснование и анализ предлагаемых изменений

Сведения о предыдущих запросах на изменение

Причины и обоснование необходимости изменений

Анализ изменений и их влияния на параметры проекта и иные проекты

4. Изменение бюджета проекта

№ п/п

Наименование результата, источника финансирования

Объем финансового обеспечения по годам реализации (тыс. рублей)

Всего

(тыс. рублей)

20___

20___

20___

20____

20____

20___

(указывается наименование результата муниципального проекта)

1.

Действующая редакция

Новая редакция

2.

Действующая редакция

Новая редакция

3.

Действующая редакция

Новая редакция

Обоснование и анализ предлагаемых изменений

Сведения о предыдущих запросах на изменение

Причины и обоснование необходимости изменений

Анализ изменений и их влияния на параметры проекта и иные проекты

5. Изменение участников проекта

№ п/п

Роль в муниципальном проекте

Фамилия, инициалы

Должность

Непосредственный
руководитель

1.

Действующая редакция

Новая редакция

2.

Действующая редакция

Новая редакция

3.

Действующая редакция

Новая редакция

Обоснование и анализ предлагаемых изменений

Сведения о предыдущих запросах на изменение

Причины и обоснование необходимости изменений

Анализ изменений и их влияния на параметры проекта и иные проекты

6. Изменение ключевых событий (вех) и мероприятий проекта



п/п

Наименование

результата,

ключевого события, мероприятия

Сроки реализации

Ответственный исполнитель

Вид документа

Уровень контроля

Начало

Окончание

1.

(указывается наименование результата муниципального проекта)

(указывается наименование ключевого события муниципального проекта)

Действующая редакция

-

Новая редакция

-

2.

(указывается наименование мероприятия муниципального проекта)

Действующая редакция

Новая редакция

Обоснование и анализ предлагаемых изменений

Сведения о предыдущих запросах на изменение

Причины и обоснование необходимости изменений

Анализ изменений и их влияния на параметры проекта и иные проекты

Приложение 6

к Положению об организации проектной деятельности в муниципальном образовании

РЕЕСТР ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«___________________________»

№ п/п

Наименование проекта /срок реализации

Руководитель проекта

Администратор проекта

Инициирование проекта

Планирование проекта

Реализация проекта

Закрытие проекта

Статус проекта

Дата регистрации предложения по проекту

Дата одобрения предложения по проекту

Дата утверждения паспорта проекта

Дата утверждения календарного плана проекта

Даты утверждения промежуточ-ных отчетов по проекту

Даты утверждения изменений

Дата принятия решения о завершении проекта

                                                                                      Приложение № 2

                                                                                                Утверждено

постановлением администрации

                                                                                                  городского округа

«Александровск-Сахалинский район»

                                                                                               от 11.08.2020 № 498

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

проектной деятельности в городском округе «Александровск-Сахалинский район»

1. Совет по управлению проектами при мэре городского округа «Александровск-Сахалинский район»

1.1. Совет по управлению проектами при мэре городского округа «Александровск-Сахалинский район» (далее – Совет) является постоянно действующим совещательно-консультационным органом, образованным при Администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» в целях рассмотрения проектов городского округа «Александровск-Сахалинский район».

1.2. Совет в своей работе руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Сахалинской области, Положением об организации проектной деятельности в городском округе «Александровск-Сахалинский район», а также международными, федеральными, региональными и муниципальными практиками в сфере проектного управления.

1.3.              Основными функциями Совета являются:

1) определение целесообразности запуска и реализации проекта в соответствии с идеей, изложенной в предложении по проекту;

2) согласование руководителей и администраторов проектов муниципального образования;

3) рассмотрение и утверждение паспортов проектов;

4) рассмотрение и утверждение календарных планов проектов;

5) осуществление мониторинга календарных планов проектов, поручений Губернатора Сахалинской области, председателя Правительства Сахалинской области, заместителей председателя Правительства Сахалинской области или утвержденных нормативных правовых актов Сахалинской области в рамках реализации проектов;

6) рассмотрение промежуточных и итоговых отчетов по проектам;

7) принятие решений о достижении целей и результатов проектов, а также о закрытии проектов;

8) принятие решения о приостановлении проектов в ходе их реализации и возобновлении проектов;

9) выполнение иных функций, предусмотренных Положением об организации проектной деятельности в городском округе «Александровск-Сахалинский район».

1.4. Совет состоит из руководителей ОМС городского округа «Александровск-Сахалинский район» должностных лиц, общественных и иных организаций, физических лиц, включаемых в состав по решению председателя Совета.

1.5. Совет формируется в составе председателя Совета, его заместителя, членов Совета и ответственного секретаря (Приложение № 1).

1.6. Совет возглавляет Мэр городского округа «Александровск-Сахалинский район», являющийся его председателем.

1.7. Председатель Совета:

- руководит деятельностью Совета, председательствует на его заседаниях;

- назначает заседания и утверждает повестку Совета;

- подписывает протоколы заседаний Совета;

- утверждает регламент проведения заседания Совета.

1.8. Заместителем председателя Совета является вице-мэр, ответственный за организацию проектной деятельности в муниципальном образовании, выполняющий функции председателя Совета в его отсутствие.

1.9. Члены Совета:

1) участвуют в заседаниях Совета и в обсуждении рассматриваемых вопросов;

2) выступают с информацией на заседаниях Совета по обсуждаемым вопросам повестки дня;

3) участвуют в подготовке материалов к заседаниям Совета;

4) предоставляют на рассмотрение Совета документы и материалы по обсуждаемым вопросам;

5) выполняют поручения председателя Совета;

6) вносят предложения о проведении внеочередного заседания Совета;

7) вносят предложения о включении в повестку дня вопросов к обсуждению на заседании Совета;

8) участвуют в выработке и принятии решений Совета;

9) осуществляют иные функции в соответствии с поручениями председателя Совета.

1.10. Функции секретариата Совета осуществляет ведущий консультант отдела контрольно-правовой и организационной работы администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» (далее – секретариат Совета).

1.11. Секретариат Совета:

1) осуществляет организационное обеспечение деятельности Совета;

2) обеспечивает подготовку вопросов, рассматриваемых на заседаниях Совета;

3) организует подготовку заседаний Совета;

4) информирует членов Совета о дате, месте и времени проведения заседаний, а также обеспечивает членов Совета необходимыми материалами;

5) приглашает к участию в заседаниях лиц, не являющихся членами Совета, в целях рассмотрения вопросов повестки заседания;

6) организовывает ведение протокола заседания Совета, обеспечивает хранение протоколов заседаний Совета;

7) осуществляет мониторинг выполнения решений Совета;

8) формирует и направляет председателю Совета отчет об исполнении решений Совета;

9) выполняет иные функции по поручению председателя Совета.

1.12 Члены Совета имеют право:

1) в пределах своей компетенции запрашивать в установленном порядке необходимую информацию и материалы у структурных подразделений Администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район», органов местного самоуправления городского округа «Александровск-Сахалинский район», общественных и иных организаций, физических лиц;

2) давать разъяснения по вопросам, входящим в компетенцию Совета;

3) участвовать в совещаниях и иных мероприятиях, на которых рассматриваются вопросы, входящие в компетенцию Совета;

4) разрабатывать проекты нормативных правовых актов, а также локальных актов городского округа «Александровск-Сахалинский район» в пределах своей компетенции;

5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Положением.

1.13. Формой работы Совета являются заседания.

1.14. Для организации подготовки заседания Совета секретариат Совета готовит материалы к заседанию Совета (далее – материалы к заседанию).

1.15. Материалы к заседанию состоят из повестки заседания, списка участников заседания, регламента проведения заседания, информации докладчиков по вопросам повестки (далее – материалы выступления), проекта решения Совета.

1.16. К материалам выступления относятся: доклад, презентация, справки, отчеты, иные материалы, позволяющие членам Совета выработать предварительную позицию по рассматриваемому вопросу.

1.17. Докладчик по запросу секретариата Совета предоставляет необходимую информацию:

- материалы выступления – не позднее трех рабочих дней до дня проведения заседания;

- предложения в проект решения Совета – не позднее пяти рабочих дней до дня проведения заседания.

1.18. В случае несвоевременного представления информации, указанной в пунктах 1.16 - 1.17, вопрос может быть снят с повестки заседания по инициативе секретариата.

1.19. Докладчики на заседаниях Совета осуществляют предварительное согласование материалов выступления с курирующим вице-мэром.

1.20. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал (определяется ОМС), по решению председателя Совета. По инициативе членов Совета могут проводиться внеочередные заседания Совета.

1.21. На заседание Совета могут приглашаться лица, не входящие в состав Совета, в качестве экспертов по обсуждаемым вопросам.

1.22. Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа лиц, входящих в состав Совета.

1.23. Решения Совета принимаются простым большинством голосов лиц, входящих в состав Совета, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего.

1.24. Каждый член Совета имеет один голос. Голосование осуществляется в устной форме. Секретарь последовательно осуществляет подсчет голосов: «за», «против», «воздержался». Результаты голосования по каждому вопросу отражаются в решении Совета.

1.25. Решения Совета оформляются протоколом, который подписывается председательствующим.

1.26. Решения Совета являются обязательными для команд проектов.

2. Муниципальный проектный офис городского округа «Александровск-Сахалинский район»

2.1. Муниципальный проектный офис является постоянно действующей организационной структурой без образования отдельного структурного подразделения.

2.2. Муниципальный проектный офис руководствуется в своей деятельности действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Сахалинской области, Положением об организации проектной деятельности в городском округе «Александровск-Сахалинский район», а также международными федеральными, региональными и муниципальными практиками в сфере проектного управления.

2.3. Муниципальный проектный офис выполняет следующие функции:

-               разрабатывает, внедряет и поддерживает в актуальном состоянии нормативную документацию по проектному управлению в городском округе «Александровск-Сахалинский район»;

-   анализирует лучшие практики управления проектами и их применение;

  - взаимодействует с региональным проектным офисом по вопросам организации проектной деятельности и участия муниципального образования в проектах федерального и областного уровней;

- вносит предложения по применению системы стимулирования лиц, замещающих муниципальные должности в городском округе «Александровск-Сахалинский район», участвующих в проектной деятельности;

- осуществляет общую координацию организации проектной деятельности и реализаций проектов или программ на территории городского округа «Александровск-Сахалинский район», взаимодействует с региональным проектным офисом;

- координирует работу по накоплению опыта и развитию профессиональной компетентности муниципальных служащих городского округа «Александровск-Сахалинский район» в сфере проектной деятельности;

- осуществляет ведение реестра проектов;

- выполнение иных функций, предусмотренных настоящим Положением, локальными актами городского округа «Александровск-Сахалинский район», действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Сахалинской области, а также международными, федеральными, региональными и муниципальными практиками в сфере проектного управления.

2.4. Муниципальный проектный офис вправе:

- привлекать для участия в работе муниципального проектного офиса представителей структурных подразделений администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район», органов исполнительной власти Сахалинской области, органов местного самоуправления городского округа «Александровск-Сахалинский район», общественных и иных организаций, физических лиц;

- в пределах своей компетенции запрашивать в установленном порядке необходимую информацию и материалы у структурных подразделений и ОМС городского округа «Александровск-Сахалинский район» и подведомственных организаций;

- давать разъяснения по вопросам, входящим в компетенцию муниципального проектного офиса;

- участвовать в совещаниях и иных мероприятиях, на которых рассматриваются вопросы, входящие в компетенцию муниципального проектного офиса;

- разрабатывать проекты нормативных правовых актов, а также локальных актов городского округа «Александровск-Сахалинский район» в пределах своей компетенции;

- осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Положением об организации проектной деятельности в городском округе «Александровск-Сахалинский район».

2.5. Муниципальный проектный офис возглавляет первый вице-мэр городского округа «Александровск-Сахалинский район».

2.6 В состав муниципального проектного офиса включаются руководитель муниципального проектного офиса, заместитель руководителя муниципального проектного офиса, специалисты структурных подразделений администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район», подведомственных учреждений, к полномочиям которых отнесены вопросы социально-экономического развития муниципального образования (Приложение № 2).

2.7. Руководитель Проектного офиса:

- организует и контролирует работу Проектного офиса;

- организует взаимодействие участников Проектного офиса в рамках задач, решаемых Проектным офисом;

- анализирует отчетную информацию о ходе реализации проектов в городском округе «Александровск-Сахалинский район»;

- формирует сводный отчет о деятельности Проектного офиса;

- подписывает в пределах своей компетенции документы, касающиеся деятельности Проектного офиса.

Приложение № 1

                                                           к функциональной структуре

                                                           проектной деятельности в

                                                              городском округе

                                                              «Александровск-Сахалинский район»

                                                                                 утвержденной постановлением

администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район»

от _________2020г.  №______

Состав

Совета по управлению проектами при мэре

городского округа «Александровск-Сахалинский район»

Мэр городского округа «Александровск-Сахалинский район»

-  председатель Совета;

Вице - мэр городского округа «Александровск-Сахалинский район» (по социальным вопросам)

Начальник отдела контрольно-правовой и организационной работы администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район»

- заместитель руководителя проектного офиса;

- секретарь проектного офиса;

Члены проектного офиса:

Вице - мэр городского округа «Александровск-Сахалинский район» (по строительству);

Начальник отдела экономического развития администрации городского округа «Александровск- Сахалинский район»;

Начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Александровск- Сахалинский район»;

Начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа «Александровск- Сахалинский район»;

Председатель комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район»;

Начальник управления социальной политики городского округа «Александровск-Сахалинский район».

Приложение №2

                                                           к функциональной структуре

                                                           проектной деятельности в

                                                              городском округе

                                                              «Александровск-Сахалинский район»

                                                                                 утвержденной постановлением

администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район»

от _________2020г.  №______

Состав

муниципального проектного офиса

городского округа «Александровск-Сахалинский район»

Первый вице-мэр городского округа «Александровск-Сахалинский район»

-  руководитель проектного офиса;

Начальник отдела контрольно-правовой и организационной работы администрации ГО» Александровск-Сахалинский район»

Ведущий консультант отдела контрольно-правовой и организационной работы администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район»

- заместитель руководителя проектного офиса;

- секретарь проектного офиса;

Члены проектного офиса:

Специалист отдела экономического развития администрации городского округа «Александровск- Сахалинский район»;

Специалист отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Александровск- Сахалинский район»;

Специалист отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа «Александровск- Сахалинский район»;

Специалист комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район»;

Заместитель начальника управления социальной политики городского округа «Александровск-Сахалинский район».

5.14-381-п (п)/20( Версия)

[1] Совет по управлению проектами при Главе муниципального образования.

[2] Куратор проекта.

[3] Руководитель проекта.

[4] С – Совет по управлению проектами при Главе муниципального образования;

К – куратор проекта;

РП – руководитель проекта.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Красное знамя" № 31 от 21.08.2020, Официальный сайт администрации городского округа «Александровск – Сахалинский район» от 12.08.2020

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Об индексации окладов
№-2090586129 от 30 ноября 2020

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать