Основная информация
Дата опубликования: | 12 февраля 2013г. |
Номер документа: | RU92000201300132 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Забайкальский край |
Принявший орган: | Правительство Забайкальского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
1
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 февраля 2013 года № 73
г. Чита
О внесении изменений в краевую долгосрочную целевую программу «Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2010 года № 287
{Утратило силу:
Постановление Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 года № 85 НГР: ru92000201400235}
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148, в связи с возникшей необходимостью Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в краевую долгосрочную целевую программу «Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2010 года № 287 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 12 августа 2011 года № 296, от 27 декабря 2011 года № 510, от 20 июня 2012 года № 269).
И.о. председателя Правительства
Забайкальского края
А.А.Холмогоров
1
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Забайкальского края
12 февраля 2013 года № 73
Изменения, которые вносятся в краевую долгосрочную целевую программу «Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2010 года № 287
Краевую долгосрочную целевую программу «Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)», утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Забайкальского края от 12 июля 2010 года № 287
(в редакции постановления Правительства
Забайкальского края
12 февраля 2013 года № 73)
КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)»
ПАСПОРТ
краевой долгосрочной целевой программы
«Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)»
Наименование программы
Краевая долгосрочная целевая программа «Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)» (далее - программа).
Дата принятия решения о разработке программы
Распоряжение Правительства Забайкальского края от 24 августа 2009 года № 552-р «О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы «Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)» (с изменениями, внесенными распоряжениями Правительства Забайкальского края от 03 ноября 2009 года № 715-р, от 21 декабря 2009 года № 812-р, от 18 мая 2010 года № 256-р).
Дата утверждения программы
Постановление Правительства Забайкальского края от 12 июля 2010 года № 287 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Чистая вода Забайкальского края (2011- 2015 годы)».
Государственный заказчик -
координатор программы
Министерство территориального развития Забайкальского края.
Основной разработчик
программы
Министерство территориального развития Забайкальского края.
Государственные заказчики программы
Министерство территориального развития Забайкальского края;
Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края.
Цель и задачи программы
Цели:
обеспечение населения Забайкальского края питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а также снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения сточными водами бытовых объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Задачи:
создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения;
развитие государственно-частного партнерства в сфере эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения на основе концессионных соглашений;
развитие централизованных систем водоснабжения;
осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения, артезианских скважин с применением прогрессивных технологий и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям в сфере рационального водопользования;
снижение непроизводительных потерь воды при ее транспортировке и использовании;
осуществление строительства, модернизации систем и сооружений водоснабжения и водоотведения с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих соответствующее установленным требованиям качество сточных вод при сбросе их в водные объекты;
увеличение энергоэффективности технологических процессов в сфере водоснабжения и водоотведения;
внедрение современных технологий, повышающих эффективность работы объектов жизнеобеспечения;
обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности при эксплуатации объектов систем водоснабжения и водоотведения.
Важнейшие целевые индикаторы программы
Реализация программы к концу 2015 года позволит:
снизить уровень износа объектов водоснабжения и водоотведения до 36 %;
увеличить долю населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению и водоотведению, до 87 %;
увеличить долю населения, потребляющего, питьевую воду надлежащего качества, до 84 %;
сократить уровень потерь воды в сетях централизованного водоснабжения, в том числе из-за аварий, до 13,5 %;
снизить удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, до 17,1 %;
снизить удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, до 1,8 %;
снизить долю уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, до 25 %;
снизить долю уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, до 25 %;
снизить число аварий в системах водоснабжения и водоотведения, до 27 на 1000 км сетей;
увеличить долю сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод, до 99 %;
увеличить долю сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, до 99 %;
снизить количество зарегистрированных больных брюшным тифом и паратифами А, В, С, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями до 0,875 тыс.человек;
снизить количество зарегистрированных больных вирусными гепатитами до 0,081 тыс. человек;
снизить количество зарегистрированных больных злокачественными образованиями до 2,65 тыс. человек.
Сроки и этапы реализации программы
2011-2015 годы.
Программа реализуется в один этап.
Потребность в финансировании программы
Объем финансирования программы из средств краевого бюджета составляет 1416,0 млн. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 133,3 млн. рублей;
2012 год - 332,2 млн. рублей;
2013 год - 345,3 млн. рублей;
2014 год - 336,5 млн. рублей;
2015 год - 268,7 млн. рублей.
Основные ожидаемые
конечные
результаты реализации программы
В результате реализации программы будут обеспечены улучшение водоснабжения и водоотведения для населения Забайкальского края до существующих нормативов, улучшение качества питьевой воды, снижение стоимости используемой воды, сокращение потерь воды, поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, контроль изменения состояния водных объектов и сбросов сточных вод в них.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения, городского округа водоснабжения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения соответственно поселений, городских округов.
Если в городских округах и городских поселениях, имеющих организации коммунального комплекса, осуществляющие эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения, основной проблемой является высокий уровень износа основных фондов, то в большинстве сельских поселений ввиду отсутствия указанных организаций либо слабой материально-технической оснащенности существующих, дефицита средств местных бюджетов осуществление мер по решению проблем водоснабжения и водоотведения существенно ограничено.
Водоснабжение потребителей в Забайкальском крае осуществляется из 325 источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Основными источниками водоснабжения жителей Забайкальского края являются подземные воды, которые удовлетворяют 98 % потребности.
Преобладающая часть объектов водопроводного хозяйства расположена в городах и поселках городского типа. В них расположены 58,1 % общего числа водопроводов и отдельных водопроводных сетей, 90,7 % общей протяженности уличной водопроводной сети, 89,2 % водоводов. Централизованным водоснабжением обеспечено 82,4 % городских и 6,7 % сельских населенных пунктов.
Общая протяженность водопроводной сети 2267,1 км. Протяженность ветхих сетей, требующих замены, составляет 793,6 км (35 %).
В 2010 году заменено 40,1 км ветхих водопроводных сетей, что составляет 1,8 % от общей протяженности сетей (при нормативе замены 5 %) и 5 % от протяженности ветхих сетей.
В 2010 году произошло 74 аварийных ситуации на водопроводных сетях. Наибольшее число аварий отмечалось в населенных пунктах: Нерчинске, Оловянной, Чернышевске, Забайкальске, Чите, что обусловлено высоким уровнем износа водопроводных сетей.
Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье населения и качество жизни, улучшают условия деятельности и повышают уровень жизни населения. Отсутствие чистой питьевой воды и качественного водоотведения является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, увеличения степени риска возникновения воднозависимых патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. До 20 % всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды. В отдельных случаях отсутствие доступа к централизованным системам водоснабжения и водоотведения приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий.
Поэтому проблема обеспечения населения качественной питьевой водой в достаточном количестве является одной из приоритетных проблем социального развития любой территории.
По данным мониторинга, питьевая вода в Забайкальском крае не отвечает гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям и санитарно-химическим показателям. Сегодня каждый второй житель Забайкальского края вынужден использовать для питьевых целей воду ненадлежащего качества, не соответствующую по ряду показателей санитарно-гигиеническим требованиям. Пятая часть населения не имеет доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимой предварительной очистки.
Основные причины низкого качества воды, поступающей из источников централизованного водоснабжения, заключаются в изношенности коммуникаций и оборудования и устаревших методах очистки.
Санитарно-химическое и микробное загрязнение источников централизованного водоснабжения необходимо устранить путем очистки и обеззараживания воды на водозаборных сооружениях, соблюдения санитарного режима в водоохранных зонах водозаборов, эксплуатации водозаборов с установлением соответствующих зон санитарной охраны.
Сравнительная характеристика удельного веса проб питьевой воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам, представлена на основании сведений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю.
Административно-территориальные единицы Забайкальского края
Удельный вес проб питьевой воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам (%)
по санитарно-химическим
показателям
по микробиологическим
показателям
2008
г.
2009
г.
2010
г.
динамика
к 2008 г.
ранговое
место
2008
г.
2009
г.
2010
г.
динамика к
2008 г.
ранговое
место
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Агинский район
2,9
0
0
=
1
4,3
2,9
1,8
↓
5
Акшинский район
0
0
1,9
↑
4
0
0
0
=
1
Балейский район
7,3
16,5
11,1
↓
8
0,6
0,6
1,6
↑
4
Борзинский район
4,1
1,7
20,0
↑
13
4,4
3,3
3,2
↓
7
Газимуро-Заводский район
-
18,1
11,3
↓
9
-
-
0
1
Забайкальский район
0
7,0
27,8
↑
15
13,6
8,6
16,7
↑
14
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Каларский район
23,8
17,6
14,1
↓
11
0,4
0
0
=
1
Калганский район
-
4,0
15,4
↑
12
-
0
0
=
1
Карымский район
21,4
12,1
25,0
↑
14
0,6
0,8
1,5
↑
3
Краснокаменский
район
0
0
0
=
1
0
0
0
=
1
Красночикойский
район
0,9
11,4
0
↓
1
1,7
0
4,1
↑
8
Кыринский район
-
4,3
2,0
↓
5
0
0
0
=
1
Могочинский район
-
-
-
0
4,0
0
↑
1
Нерчинский район
11,8
13,5
12,9
↓
10
1,0
0
0
=
1
Оловяннинский район
10,7
3,6
1,8
↓
3
22,6
17,9
17,8
↓
15
Петровск-Забайкальский район
6,5
17,1
36,1
↑
17
4,4
4,3
5,3
↑
10
Приаргунский район
-
8,8
35,7
↑
16
-
0
0
=
1
Сретенский район
0
0
0
=
1
8,3
7,2
1,3
↓
2
Тунгокоченский район
0
9,7
0
↓
1
0
1,8
2,4
↑
6
Улётовский район
54,5
42,8
60,0
↑
20
0
0
0
=
1
Хилокский район
0
0
4,7
↑
7
0
0
0
=
1
Чернышевский район
0
0
4,3
↑
6
1,9
7,4
8,4
↑
13
Читинский район
57,7
22,8
45,5
↑
18
9,3
5,6
4,2
↓
9
Шилкинский район
1,0
1,1
1,0
↓
2
4,3
4,4
7,5
↑
12
г.Чита
33,6
36,2
48,3
↑
19
8,9
7,3
6,0
↓
11
Забайкальский край
11,4
13,0
19,7
↑
6,5
5,2
4,8
↓
В 2010 году удельный вес проб воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, превышал среднекраевой показатель (19,7 %) в 1,5 и более раз в 4 районах Забайкальского края (Петровск-Забайкальский, Приаргунский, Улётовский, Читинский) и г.Чите (в 2009 году - в 3 районах), в 3 районах (Карымский, Забайкальский, Борзинский) - менее чем 1,5 раза (в 2009 году - в 5 районах).
Увеличение по сравнению с 2009 годом удельного веса проб воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, отмечалось в Борзинском районе в 11,8 раза (с 1,7 % до 20 %), в Приаргунском - в 4,1 раза (с 8,8 % до 35,7 %), в Забайкальском - в 4 раза (с 7,0 % до 27,8 %), в Калганском - в 3,9 раза (с 4,0 % до 15,4 %), Читинском, Петровск-Забайкальском - в 2 раза.
В 2010 году в общем количестве проб воды из водопроводных сетей, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, 12,9 % не соответствовало по органолептическим показателям (в 2009 году - 7,6 %, в 2008 году - 6,0 %), 1,0 % - по содержанию химических веществ, превышающих предельно допустимые концентрации (сантокс) (в 2009 году - 1,6%, в 2008 году - 0,2 %). Пробы воды из водопроводной сети, не соответствующие гигиеническим нормативам по содержанию химических веществ, нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку (азот аммиака, нитраты), в 2010 году были отмечены в г.Чите - 3,1 %, Приаргунском районе - 3,6 %, Калганском - 15,4 %, Карымском - 4,5 %, Акшинском - 1,9 %, Улётовском - 20 %, Читинском - 3,0.
По сведениям федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга, в 2006-2009 годах неудовлетворительное качество питьевой воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения выразилось в повышенном содержании железа, марганца, аммиака, нитратов, общей жесткости. По результатам социально-гигиенического мониторинга были выделены территории с недоброкачественной питьевой водой по санитарно-химическим показателям (железо, марганец, аммиак, нитраты): Борзинский, Забайкальский, Карымский, Каларский, Кыринский, Нерчинский, Оловяннинский, Приаргунский, Петровск-Забайкальский, Улётовский, Читинский, Хилокский районы и г. Чита. Анализ содержания железа в питьевой воде систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в указанный период показал, что в 12 районах региона зарегистрированы пробы питьевой воды, не соответствующие гигиеническим нормативам. При этом в 4 из них (в Каларском, Кыринском, Петровск-Забайкальском районах и г. Чите) постоянно на протяжении всего анализируемого периода регистрируются пробы воды, не соответствующие гигиеническим нормативам.
Превышение среднекраевого показателя удельного веса проб воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в 2010 году наблюдалось в 5 районах - Шилкинском, Чернышевском, Оловяннинском, Забайкальском, Петровск-Забайкальском и г.Чите (в 2009 году - в 5 районах и г. Чите), из них в 4 (Шилкинский, Чернышевский, Оловяннинский, Забайкальский) - в 1,5 и более раз (в 2009 году - в 2 раза).
В 2010 году в сравнении с 2009 годом отмечается увеличение удельного веса проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения в сельских поселениях, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим (с 6,4 % до 6,8 %) и санитарно-химическим (с 9,1 % до 13,4 %) показателям.
1
Районы
Забайкальского края
Удельный вес проб питьевой воды из источников нецентрализованного водоснабжения в сельских поселениях, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим показателям
по санитарно-химическим
показателям
по микробиологическим
показателям
2009
г.
2010 г.
динамика
к 2009 г.
ранговое
место
2009 г.
2010 г.
динамика
к 2009 г.
ранговое
место
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Агинский район
18,3
20,5
↑
17
8,7
9,2
↑
14
Акшинский район
6,8
17,8
↑
15
0
0,8
↑
2
Александрово-Заводский район
10,3
7,1
↓
9
11,3
10,6
↓
17
Балейский район
1,1
6,6
↓
7
1,5
2,4
↑
3
Борзинский район
11,4
5,4
↓
5
12,8
7,6
↓
12
Газимуро-Заводский район
7,1
3,8
↓
2
5,7
7,3
↑
12
Забайкальский район
0
7,0
↑
8
8,4
15,5
↑
22
Каларский район
5,7
0
↓
1
0,8
0
↓
1
Калганский район
5,3
0
↓
1
5,7
4,2
↓
9
Карымский район
16,7
30,0
↑
20
2,7
5,0
↑
11
Краснокаменский район
0
0
=
1
10,1
12,4
↑
20
Красночикойский район
11,4
13,0
↑
13
7,4
10,5
↑
16
Кыринский район
11,6
41,9
↑
21
0,4
2,1
↑
2
Могочинский район
-
-
0
0
=
1
Нерчинский район
10,8
8,7
↓
10
0
0
=
1
Нерчинско-Заводский район
4,7
4,9
↑
4
2,3
12,3
↑
19
Оловяннинский район
9,8
-
16,1
10,7
↓
18
Ононский район
-
0
1
8,0
3,6
↓
8
Петровск-Забайкальский район
5,8
9,3
↑
11
3,6
2,1
↓
2
Приаргунский район
2,5
18,3
↑
16
4,3
14,5
↑
21
Сретенский район
7,4
14,0
↑
14
11,1
9,8
↓
15
Тунгиро-Олёкминский район
-
-
0
0
=
1
Тунгокоченский район
0
0
=
1
9,1
7,9
↓
13
Улётовский район
48,5
63,9
↑
23
1,9
3,3
↑
6
Хилокский район
2,5
4,6
↑
3
4,1
2,5
↓
4
Чернышевский район
0
11,4
↑
12
17,9
0
↓
1
Читинский район
35,0
59,4
↑
22
25,8
18,8
↓
23
Шелопугинский район
13,9
29,7
↑
19
3,0
3,5
↑
7
Шилкинский район
23,8
0
↓
1
12,5
38,1
↑
24
Дульдургинский район
16,7
24,6
↑
18
0,3
2,6
↑
5
Могойтуйский район
2,2
6,0
↑
6
7,2
4,5
↓
10
Забайкальский край
8,6
13,9
↑
6,2
6,6
↑
1
В 2010 году в Забайкальском крае лабораторный контроль за качеством питьевой воды осуществлялся в 666 населенных пунктах, что составляет 83,3 % от общего числа населенных пунктов (в 2009 году - 686 населенных пунктов - 85,8%). При этом в населенных пунктах, в которых проводились исследования питьевой воды, проживало 97,9 % населения края (в 2009 году - 98,5 %). Из населенных пунктов, в которых не проводились лабораторные исследования питьевой воды, 82,8 % составляют сельские населенные пункты с нецентрализованным водоснабжением, 17,2 % - сельские населенные пункты, обеспеченные привозной водой.
Необходимость использования программного метода для решения проблем функционирования и развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяется тем, что:
задача по обеспечению населения чистой водой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития края, носит комплексный характер и ее решение позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем водоснабжения, водоотведения, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций и обеспечить рост производства в смежных секторах промышленности;
необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов краевого и местных бюджетов, а также привлечения средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целями программы являются обеспечение населения Забайкальского края питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а также снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения сточными водами бытовых объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения;
развитие государственно-частного партнерства в сфере эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения на основе концессионных соглашений;
развитие централизованных систем водоснабжения;
осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения, артезианских скважин с применением прогрессивных технологий и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям в сфере рационального водопользования;
снижение непроизводительных потерь воды при ее транспортировке и использовании;
осуществление строительства, модернизации систем и сооружений водоснабжения и водоотведения с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих соответствующее установленным требованиям качество сточных вод при сбросе их в водные объекты;
увеличение энергоэффективности технологических процессов в сфере водоснабжения и водоотведения;
внедрение современных технологий, повышающих эффективность работы объектов жизнеобеспечения;
обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности при эксплуатации объектов систем водоснабжения и водоотведения.
Реализация мероприятий программы осуществляется по следующим направлениям:
информационно-аналитические мероприятия;
мониторинг состояния систем водоснабжения и водоотведения;
развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения.
Сроки реализации мероприятий программы: 2011-2015 годы. Указанный срок соответствует времени, которое необходимо для достижения целей программы и показателей эффективности ее реализации. Программа реализуется в один этап.
Для контроля выполнения мероприятий программы определены целевые показатели и индикаторы, характеризующие эффективность выполнения программных мероприятий (приложение к программе).
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется из средств бюджета Забайкальского края. Объемы финансирования выделяются в размерах, установленных законом о бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год и плановый период.
Потребность в финансировании программы из средств краевого бюджета составляет 1416,0 млн. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 133,3 млн. рублей;
2012 год - 332,2 млн. рублей;
2013 год - 345,3 млн. рублей;
2014 год - 336,5 млн. рублей;
2015 год - 268,7 млн. рублей.
Реализация мероприятий программы позволит дополнительно привлечь средства федерального и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Привлечение средств федерального бюджета будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011-2017 годы по вопросам обеспечения населения чистой питьевой водой.
Привлечение средств местных бюджетов возможно в рамках муниципальных целевых программ, предусматривающих аналогичные мероприятия.
Средствами внебюджетных источников будут служить средства организаций, направляемые на модернизацию, реконструкцию, капитальный ремонт объектов водоснабжения и водоотведения.
Раздел 4. Механизм реализации программы
Текущее управление реализацией программы осуществляют государственный заказчик - координатор и государственные заказчики программы.
Государственный заказчик - координатор и государственные заказчики программы ежегодно в установленном порядке уточняют перечень финансируемых мероприятий программы на очередной финансовый год, определяют сроки их реализации и объемы финансирования, оценивают возможность достижения целевых индикаторов и показателей.
Государственный заказчик - координатор и государственные заказчики программы в пределах установленных полномочий могут распределять объемы финансирования в разрезе мероприятий программы без внесения изменений в установленном порядке.
Государственные заказчики программы:
ежегодно подготавливают и представляют государственному заказчику -координатору программы бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период;
получают и распределяют в установленном порядке бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;
осуществляют отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по мероприятиям программы;
осуществляют ведение отчетности о реализации программы и представляют ее государственному заказчику - координатору программы;
несут ответственность за качественную и своевременную реализацию мероприятий программы, обеспечивают эффективное использование средств краевого бюджета, выделяемых на их реализацию.
Государственный заказчик - координатор программы:
ежегодно в установленном порядке подготавливает сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период;
получает и распределяет в установленном порядке бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;
осуществляет отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по мероприятиям программы;
осуществляет ведение сводной отчетности о реализации программы;
осуществляет межведомственную координацию деятельности государ-ственных заказчиков программы по реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию бюджетных средств.
В рамках программы в первоочередном порядке финансируются объекты инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, софинансируемые из средств федерального бюджета и находящиеся в высокой степени готовности.
Выполнение мероприятий программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком - координатором и государственными заказчиками программы с исполнителями мероприятий программы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Реализация мероприятий программы в муниципальных образованиях осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, предоставленных в виде субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных муниципальных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов, в рамках которых реализуются мероприятия по строительству и модернизации объектов водоснабжения, водоотведения.
С этой целью государственный заказчик - координатор программы ежегодно проводит отбор муниципальных программ для участия в реализации программы на соответствующий год.
Порядок отбора муниципальных программ разрабатывается и утверждается государственным заказчиком - координатором программы.
Субсидии местным бюджетам из средств краевого бюджета предоставляются при соблюдении следующих условий:
наличие утвержденной в установленном порядке аналогичной муниципальной целевой программы;
наличие нормативного правового акта муниципального образования, подтверждающего расходное обязательство муниципального образования по финансированию аналогичной муниципальной целевой программы.
Расчет субсидий местным бюджетам осуществляется государственным заказчиком - координатором программы с учетом:
общего размера субсидий, распределяемого между муниципальными образованиями в рассматриваемом финансовом году;
обеспеченности муниципального образования объектами водоснабжения и водоотведения, включая степень физического износа действующих объектов;
размера средств местного бюджета, предусматриваемого на реализацию мероприятий аналогичной муниципальной целевой программы в рассматриваемом финансовом году.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Министерство территориального развития Забайкальского края и заместитель председателя Правительства Забайкальского края по инвестиционной политике и развитию инфраструктуры.
Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы
Реализация мероприятий программы позволит получить социальный, экономический и экологический эффект.
Экономическая эффективность будет выражаться в следующем. Реализация мероприятий программы позволит провести модернизацию действующих и строительство новых объектов водоснабжения и водоотведения, создать условия для бесперебойного функционирования данных объектов инфраструктуры, снизить аварийность систем коммунальной инфраструктуры и уменьшить уровень потерь воды. В результате сократятся расходы на содержание объектов водоснабжения и водоотведения, произойдет снижение издержек производства и себестоимости услуг водоснабжения и водоотведения предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Социальная эффективность будет выражаться в следующем. Реализация мероприятий программы позволит обеспечить качественное и бесперебойное предоставление населению услуг водоснабжения и водоотведения. Население края будет обеспечено питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Будут удовлетворены жизненные потребности и осуществлена охрана здоровья граждан. Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни населения Забайкальского края.
Экологическая эффективность реализации программы будет выражаться в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду, на жизнедеятельность человека вследствие аварийных ситуаций на объектах водоснабжения и водоотведения и низкого качества услуг, представляемых населению данными системами коммунальной инфраструктуры.
Реализация мероприятий программы не повлечет за собой негативных экологических последствий.
В результате реализации мероприятий программы произойдет:
снижения уровня износа объектов водоснабжения и водоотведения с 50 % в 2011 году до 36 % к 2015 году;
увеличение доли населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению и водоотведению, с 78 % в 2011 году до 87 % к 2015 году;
увеличение доли населения, потребляющего питьевую воду надлежащего качества, с 71,5 % в 2011 году до 84 % к 2015 году;
снижение уровня потерь воды в сетях централизованного водоснабжения, в том числе из-за аварий, с 18,5 % в 2011 году до 13,5 % к 2015 году;
снижение удельного веса проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, с 18,3 % в 2011 году до 17,1 % к 2015 году;
снижение удельного веса проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, с 2,0 % в 2011 году до 1,8 % к 2015 году;
уменьшение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 29 % в 2011 году до 25 % к 2015 году;
уменьшение доли уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, с 30 % в 2011 году до 25 % к 2015 году;
снижения количества аварий в системах водоснабжения и водоотведения с 35 аварий в год на 1000 км сетей в 2011 году до 27 к 2015 году;
увеличение объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод с 97 % в 2011 году до 99 % к 2015 году;
увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 97 % в 2011 году до 99% в 2015 году;
снижение количества зарегистрированных больных брюшным тифом и парафитами А, В, С, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями с 0,892 тыс. человек в 2011 году до 0,875 тыс. человек к 2015 году;
снижение количества зарегистрированных больных вирусными гепатитами с 0,088 тыс. человек в 2011 году до 0,081 в 2015 году;
снижение количества зарегистрированных больных злокачественными образованиями с 2,67 тыс. человек в 2011 году до 2,65 в 2015 году.
В результате реализации программы будут обеспечены улучшение водоснабжения и водоотведения для населения Забайкальского края до существующих нормативов, улучшение качества питьевой воды, снижение стоимости используемой воды, сокращение потерь воды, поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, контроль изменения состояния водных объектов и сбросов сточных вод в них.
1
Раздел 6. Перечень мероприятий программы
млн. рублей в ценах соответствующих лет
№ п/п
Наименование мероприятия
Сроки
реализации, годы
Потребность в финансовых ресурсах
всего
в том числе по годам
2011
2012
2013
2014
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
9
6.1. Информационно-аналитические мероприятия
6.1.1
Организация и проведение информационной и разъяснительной работы по освещению целей и задач программы
2011-2015
-
-
-
-
-
-
6.2. Мониторинг состояния систем водоснабжения и водоотведения
6.2.1
Мониторинг качества питьевой воды на соответствие требованиям санитарных правил и норм
2011-2015
-
-
-
-
-
-
6.2.2
Мониторинг состояния объектов водоснабжения и водоотведения на предмет их изношенности
2011-2015
-
-
-
-
-
-
6.3. Развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения
6.3.1
Мониторинг обеспеченности муниципальных образований края объектами водоснабжения и водоотведения
2011-2015
-
-
-
-
-
-
6.3.2
Модернизация и строительство объектов водоснабжения и водоотведения, в том числе
2011-2015
1 416,0
133,3
332,2
345,3
336,5
268,7
6.3.2.1
объекты водоснабжения
2011-2015
816,6
86,8
196
200,3
188,4
145,1
6.3.2.2
объекты водоотведения
2011-2015
599,4
46,5
136,2
145,0
148,1
123,6
Итого по программе
1 416,0
133,3
332,2
345,3
336,5
268,7
1
ПРИЛОЖЕНИЕ
к краевой долгосрочной
целевой программе
«Чистая вода Забайкальского
края (2011-2015 годы)»
Целевые показатели и индикаторы эффективности реализации программы
№ п/п
Наименование целевых показателей
Единицы измерения
Показатели по годам
2011
2012
2013
2014
2015
1
2
3
5
6
7
8
9
1.
Уровень износа объектов водоснабжения и водоотведения
%
50
47
43
39
36
2.
Доля населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению и водоотведению
%
78
79
81
84
87
3.
Доля населения, потребляющего питьевую воду надлежащего качества
%
71,5
73
76
80
84
4.
Уровень потери воды в сетях централизованного водоснабжения, в том числе из-за аварий
%
18,5
17,5
16
14,5
13,5
5.
Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям
%
18,3
18,06
17,7
17,4
17,1
6.
Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям
%
2,0
1,9
1,9
1,8
1,8
7.
Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене
%
29
28
27
26
25
8.
Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене
%
29
28
27
26
25
1
2
3
4
5
6
7
8
9.
Число аварий в системах водоснабжения и водоотведения
количество аварий в год на 1000 км сетей
35
33
29
28
27
10.
Доля сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод
%
97
97
98
98
99
11.
Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения
%
97
97
97
98
98
12.
Количество зарегистрированных больных брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями
тыс. человек
0,892
0,890
0,880
0,878
0,875
13.
Количество зарегистрированных больных вирусными гепатитами
тыс. человек
0,088
0,085
0,083
0,082
0,081
14.
Количество зарегистрированных больных злокачественными образованиями
тыс. человек
2,67
2,67
2,66
2,65
2,65
».
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
1
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 февраля 2013 года № 73
г. Чита
О внесении изменений в краевую долгосрочную целевую программу «Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2010 года № 287
{Утратило силу:
Постановление Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 года № 85 НГР: ru92000201400235}
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148, в связи с возникшей необходимостью Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в краевую долгосрочную целевую программу «Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2010 года № 287 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 12 августа 2011 года № 296, от 27 декабря 2011 года № 510, от 20 июня 2012 года № 269).
И.о. председателя Правительства
Забайкальского края
А.А.Холмогоров
1
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Забайкальского края
12 февраля 2013 года № 73
Изменения, которые вносятся в краевую долгосрочную целевую программу «Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2010 года № 287
Краевую долгосрочную целевую программу «Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)», утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Забайкальского края от 12 июля 2010 года № 287
(в редакции постановления Правительства
Забайкальского края
12 февраля 2013 года № 73)
КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)»
ПАСПОРТ
краевой долгосрочной целевой программы
«Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)»
Наименование программы
Краевая долгосрочная целевая программа «Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)» (далее - программа).
Дата принятия решения о разработке программы
Распоряжение Правительства Забайкальского края от 24 августа 2009 года № 552-р «О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы «Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)» (с изменениями, внесенными распоряжениями Правительства Забайкальского края от 03 ноября 2009 года № 715-р, от 21 декабря 2009 года № 812-р, от 18 мая 2010 года № 256-р).
Дата утверждения программы
Постановление Правительства Забайкальского края от 12 июля 2010 года № 287 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Чистая вода Забайкальского края (2011- 2015 годы)».
Государственный заказчик -
координатор программы
Министерство территориального развития Забайкальского края.
Основной разработчик
программы
Министерство территориального развития Забайкальского края.
Государственные заказчики программы
Министерство территориального развития Забайкальского края;
Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края.
Цель и задачи программы
Цели:
обеспечение населения Забайкальского края питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а также снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения сточными водами бытовых объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Задачи:
создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения;
развитие государственно-частного партнерства в сфере эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения на основе концессионных соглашений;
развитие централизованных систем водоснабжения;
осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения, артезианских скважин с применением прогрессивных технологий и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям в сфере рационального водопользования;
снижение непроизводительных потерь воды при ее транспортировке и использовании;
осуществление строительства, модернизации систем и сооружений водоснабжения и водоотведения с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих соответствующее установленным требованиям качество сточных вод при сбросе их в водные объекты;
увеличение энергоэффективности технологических процессов в сфере водоснабжения и водоотведения;
внедрение современных технологий, повышающих эффективность работы объектов жизнеобеспечения;
обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности при эксплуатации объектов систем водоснабжения и водоотведения.
Важнейшие целевые индикаторы программы
Реализация программы к концу 2015 года позволит:
снизить уровень износа объектов водоснабжения и водоотведения до 36 %;
увеличить долю населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению и водоотведению, до 87 %;
увеличить долю населения, потребляющего, питьевую воду надлежащего качества, до 84 %;
сократить уровень потерь воды в сетях централизованного водоснабжения, в том числе из-за аварий, до 13,5 %;
снизить удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, до 17,1 %;
снизить удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, до 1,8 %;
снизить долю уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, до 25 %;
снизить долю уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, до 25 %;
снизить число аварий в системах водоснабжения и водоотведения, до 27 на 1000 км сетей;
увеличить долю сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод, до 99 %;
увеличить долю сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, до 99 %;
снизить количество зарегистрированных больных брюшным тифом и паратифами А, В, С, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями до 0,875 тыс.человек;
снизить количество зарегистрированных больных вирусными гепатитами до 0,081 тыс. человек;
снизить количество зарегистрированных больных злокачественными образованиями до 2,65 тыс. человек.
Сроки и этапы реализации программы
2011-2015 годы.
Программа реализуется в один этап.
Потребность в финансировании программы
Объем финансирования программы из средств краевого бюджета составляет 1416,0 млн. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 133,3 млн. рублей;
2012 год - 332,2 млн. рублей;
2013 год - 345,3 млн. рублей;
2014 год - 336,5 млн. рублей;
2015 год - 268,7 млн. рублей.
Основные ожидаемые
конечные
результаты реализации программы
В результате реализации программы будут обеспечены улучшение водоснабжения и водоотведения для населения Забайкальского края до существующих нормативов, улучшение качества питьевой воды, снижение стоимости используемой воды, сокращение потерь воды, поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, контроль изменения состояния водных объектов и сбросов сточных вод в них.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения, городского округа водоснабжения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения соответственно поселений, городских округов.
Если в городских округах и городских поселениях, имеющих организации коммунального комплекса, осуществляющие эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения, основной проблемой является высокий уровень износа основных фондов, то в большинстве сельских поселений ввиду отсутствия указанных организаций либо слабой материально-технической оснащенности существующих, дефицита средств местных бюджетов осуществление мер по решению проблем водоснабжения и водоотведения существенно ограничено.
Водоснабжение потребителей в Забайкальском крае осуществляется из 325 источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Основными источниками водоснабжения жителей Забайкальского края являются подземные воды, которые удовлетворяют 98 % потребности.
Преобладающая часть объектов водопроводного хозяйства расположена в городах и поселках городского типа. В них расположены 58,1 % общего числа водопроводов и отдельных водопроводных сетей, 90,7 % общей протяженности уличной водопроводной сети, 89,2 % водоводов. Централизованным водоснабжением обеспечено 82,4 % городских и 6,7 % сельских населенных пунктов.
Общая протяженность водопроводной сети 2267,1 км. Протяженность ветхих сетей, требующих замены, составляет 793,6 км (35 %).
В 2010 году заменено 40,1 км ветхих водопроводных сетей, что составляет 1,8 % от общей протяженности сетей (при нормативе замены 5 %) и 5 % от протяженности ветхих сетей.
В 2010 году произошло 74 аварийных ситуации на водопроводных сетях. Наибольшее число аварий отмечалось в населенных пунктах: Нерчинске, Оловянной, Чернышевске, Забайкальске, Чите, что обусловлено высоким уровнем износа водопроводных сетей.
Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье населения и качество жизни, улучшают условия деятельности и повышают уровень жизни населения. Отсутствие чистой питьевой воды и качественного водоотведения является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, увеличения степени риска возникновения воднозависимых патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. До 20 % всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды. В отдельных случаях отсутствие доступа к централизованным системам водоснабжения и водоотведения приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий.
Поэтому проблема обеспечения населения качественной питьевой водой в достаточном количестве является одной из приоритетных проблем социального развития любой территории.
По данным мониторинга, питьевая вода в Забайкальском крае не отвечает гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям и санитарно-химическим показателям. Сегодня каждый второй житель Забайкальского края вынужден использовать для питьевых целей воду ненадлежащего качества, не соответствующую по ряду показателей санитарно-гигиеническим требованиям. Пятая часть населения не имеет доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимой предварительной очистки.
Основные причины низкого качества воды, поступающей из источников централизованного водоснабжения, заключаются в изношенности коммуникаций и оборудования и устаревших методах очистки.
Санитарно-химическое и микробное загрязнение источников централизованного водоснабжения необходимо устранить путем очистки и обеззараживания воды на водозаборных сооружениях, соблюдения санитарного режима в водоохранных зонах водозаборов, эксплуатации водозаборов с установлением соответствующих зон санитарной охраны.
Сравнительная характеристика удельного веса проб питьевой воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам, представлена на основании сведений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю.
Административно-территориальные единицы Забайкальского края
Удельный вес проб питьевой воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам (%)
по санитарно-химическим
показателям
по микробиологическим
показателям
2008
г.
2009
г.
2010
г.
динамика
к 2008 г.
ранговое
место
2008
г.
2009
г.
2010
г.
динамика к
2008 г.
ранговое
место
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Агинский район
2,9
0
0
=
1
4,3
2,9
1,8
↓
5
Акшинский район
0
0
1,9
↑
4
0
0
0
=
1
Балейский район
7,3
16,5
11,1
↓
8
0,6
0,6
1,6
↑
4
Борзинский район
4,1
1,7
20,0
↑
13
4,4
3,3
3,2
↓
7
Газимуро-Заводский район
-
18,1
11,3
↓
9
-
-
0
1
Забайкальский район
0
7,0
27,8
↑
15
13,6
8,6
16,7
↑
14
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Каларский район
23,8
17,6
14,1
↓
11
0,4
0
0
=
1
Калганский район
-
4,0
15,4
↑
12
-
0
0
=
1
Карымский район
21,4
12,1
25,0
↑
14
0,6
0,8
1,5
↑
3
Краснокаменский
район
0
0
0
=
1
0
0
0
=
1
Красночикойский
район
0,9
11,4
0
↓
1
1,7
0
4,1
↑
8
Кыринский район
-
4,3
2,0
↓
5
0
0
0
=
1
Могочинский район
-
-
-
0
4,0
0
↑
1
Нерчинский район
11,8
13,5
12,9
↓
10
1,0
0
0
=
1
Оловяннинский район
10,7
3,6
1,8
↓
3
22,6
17,9
17,8
↓
15
Петровск-Забайкальский район
6,5
17,1
36,1
↑
17
4,4
4,3
5,3
↑
10
Приаргунский район
-
8,8
35,7
↑
16
-
0
0
=
1
Сретенский район
0
0
0
=
1
8,3
7,2
1,3
↓
2
Тунгокоченский район
0
9,7
0
↓
1
0
1,8
2,4
↑
6
Улётовский район
54,5
42,8
60,0
↑
20
0
0
0
=
1
Хилокский район
0
0
4,7
↑
7
0
0
0
=
1
Чернышевский район
0
0
4,3
↑
6
1,9
7,4
8,4
↑
13
Читинский район
57,7
22,8
45,5
↑
18
9,3
5,6
4,2
↓
9
Шилкинский район
1,0
1,1
1,0
↓
2
4,3
4,4
7,5
↑
12
г.Чита
33,6
36,2
48,3
↑
19
8,9
7,3
6,0
↓
11
Забайкальский край
11,4
13,0
19,7
↑
6,5
5,2
4,8
↓
В 2010 году удельный вес проб воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, превышал среднекраевой показатель (19,7 %) в 1,5 и более раз в 4 районах Забайкальского края (Петровск-Забайкальский, Приаргунский, Улётовский, Читинский) и г.Чите (в 2009 году - в 3 районах), в 3 районах (Карымский, Забайкальский, Борзинский) - менее чем 1,5 раза (в 2009 году - в 5 районах).
Увеличение по сравнению с 2009 годом удельного веса проб воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, отмечалось в Борзинском районе в 11,8 раза (с 1,7 % до 20 %), в Приаргунском - в 4,1 раза (с 8,8 % до 35,7 %), в Забайкальском - в 4 раза (с 7,0 % до 27,8 %), в Калганском - в 3,9 раза (с 4,0 % до 15,4 %), Читинском, Петровск-Забайкальском - в 2 раза.
В 2010 году в общем количестве проб воды из водопроводных сетей, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, 12,9 % не соответствовало по органолептическим показателям (в 2009 году - 7,6 %, в 2008 году - 6,0 %), 1,0 % - по содержанию химических веществ, превышающих предельно допустимые концентрации (сантокс) (в 2009 году - 1,6%, в 2008 году - 0,2 %). Пробы воды из водопроводной сети, не соответствующие гигиеническим нормативам по содержанию химических веществ, нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку (азот аммиака, нитраты), в 2010 году были отмечены в г.Чите - 3,1 %, Приаргунском районе - 3,6 %, Калганском - 15,4 %, Карымском - 4,5 %, Акшинском - 1,9 %, Улётовском - 20 %, Читинском - 3,0.
По сведениям федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга, в 2006-2009 годах неудовлетворительное качество питьевой воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения выразилось в повышенном содержании железа, марганца, аммиака, нитратов, общей жесткости. По результатам социально-гигиенического мониторинга были выделены территории с недоброкачественной питьевой водой по санитарно-химическим показателям (железо, марганец, аммиак, нитраты): Борзинский, Забайкальский, Карымский, Каларский, Кыринский, Нерчинский, Оловяннинский, Приаргунский, Петровск-Забайкальский, Улётовский, Читинский, Хилокский районы и г. Чита. Анализ содержания железа в питьевой воде систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в указанный период показал, что в 12 районах региона зарегистрированы пробы питьевой воды, не соответствующие гигиеническим нормативам. При этом в 4 из них (в Каларском, Кыринском, Петровск-Забайкальском районах и г. Чите) постоянно на протяжении всего анализируемого периода регистрируются пробы воды, не соответствующие гигиеническим нормативам.
Превышение среднекраевого показателя удельного веса проб воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в 2010 году наблюдалось в 5 районах - Шилкинском, Чернышевском, Оловяннинском, Забайкальском, Петровск-Забайкальском и г.Чите (в 2009 году - в 5 районах и г. Чите), из них в 4 (Шилкинский, Чернышевский, Оловяннинский, Забайкальский) - в 1,5 и более раз (в 2009 году - в 2 раза).
В 2010 году в сравнении с 2009 годом отмечается увеличение удельного веса проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения в сельских поселениях, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим (с 6,4 % до 6,8 %) и санитарно-химическим (с 9,1 % до 13,4 %) показателям.
1
Районы
Забайкальского края
Удельный вес проб питьевой воды из источников нецентрализованного водоснабжения в сельских поселениях, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим показателям
по санитарно-химическим
показателям
по микробиологическим
показателям
2009
г.
2010 г.
динамика
к 2009 г.
ранговое
место
2009 г.
2010 г.
динамика
к 2009 г.
ранговое
место
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Агинский район
18,3
20,5
↑
17
8,7
9,2
↑
14
Акшинский район
6,8
17,8
↑
15
0
0,8
↑
2
Александрово-Заводский район
10,3
7,1
↓
9
11,3
10,6
↓
17
Балейский район
1,1
6,6
↓
7
1,5
2,4
↑
3
Борзинский район
11,4
5,4
↓
5
12,8
7,6
↓
12
Газимуро-Заводский район
7,1
3,8
↓
2
5,7
7,3
↑
12
Забайкальский район
0
7,0
↑
8
8,4
15,5
↑
22
Каларский район
5,7
0
↓
1
0,8
0
↓
1
Калганский район
5,3
0
↓
1
5,7
4,2
↓
9
Карымский район
16,7
30,0
↑
20
2,7
5,0
↑
11
Краснокаменский район
0
0
=
1
10,1
12,4
↑
20
Красночикойский район
11,4
13,0
↑
13
7,4
10,5
↑
16
Кыринский район
11,6
41,9
↑
21
0,4
2,1
↑
2
Могочинский район
-
-
0
0
=
1
Нерчинский район
10,8
8,7
↓
10
0
0
=
1
Нерчинско-Заводский район
4,7
4,9
↑
4
2,3
12,3
↑
19
Оловяннинский район
9,8
-
16,1
10,7
↓
18
Ононский район
-
0
1
8,0
3,6
↓
8
Петровск-Забайкальский район
5,8
9,3
↑
11
3,6
2,1
↓
2
Приаргунский район
2,5
18,3
↑
16
4,3
14,5
↑
21
Сретенский район
7,4
14,0
↑
14
11,1
9,8
↓
15
Тунгиро-Олёкминский район
-
-
0
0
=
1
Тунгокоченский район
0
0
=
1
9,1
7,9
↓
13
Улётовский район
48,5
63,9
↑
23
1,9
3,3
↑
6
Хилокский район
2,5
4,6
↑
3
4,1
2,5
↓
4
Чернышевский район
0
11,4
↑
12
17,9
0
↓
1
Читинский район
35,0
59,4
↑
22
25,8
18,8
↓
23
Шелопугинский район
13,9
29,7
↑
19
3,0
3,5
↑
7
Шилкинский район
23,8
0
↓
1
12,5
38,1
↑
24
Дульдургинский район
16,7
24,6
↑
18
0,3
2,6
↑
5
Могойтуйский район
2,2
6,0
↑
6
7,2
4,5
↓
10
Забайкальский край
8,6
13,9
↑
6,2
6,6
↑
1
В 2010 году в Забайкальском крае лабораторный контроль за качеством питьевой воды осуществлялся в 666 населенных пунктах, что составляет 83,3 % от общего числа населенных пунктов (в 2009 году - 686 населенных пунктов - 85,8%). При этом в населенных пунктах, в которых проводились исследования питьевой воды, проживало 97,9 % населения края (в 2009 году - 98,5 %). Из населенных пунктов, в которых не проводились лабораторные исследования питьевой воды, 82,8 % составляют сельские населенные пункты с нецентрализованным водоснабжением, 17,2 % - сельские населенные пункты, обеспеченные привозной водой.
Необходимость использования программного метода для решения проблем функционирования и развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяется тем, что:
задача по обеспечению населения чистой водой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития края, носит комплексный характер и ее решение позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем водоснабжения, водоотведения, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций и обеспечить рост производства в смежных секторах промышленности;
необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов краевого и местных бюджетов, а также привлечения средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целями программы являются обеспечение населения Забайкальского края питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а также снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения сточными водами бытовых объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения;
развитие государственно-частного партнерства в сфере эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения на основе концессионных соглашений;
развитие централизованных систем водоснабжения;
осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения, артезианских скважин с применением прогрессивных технологий и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям в сфере рационального водопользования;
снижение непроизводительных потерь воды при ее транспортировке и использовании;
осуществление строительства, модернизации систем и сооружений водоснабжения и водоотведения с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих соответствующее установленным требованиям качество сточных вод при сбросе их в водные объекты;
увеличение энергоэффективности технологических процессов в сфере водоснабжения и водоотведения;
внедрение современных технологий, повышающих эффективность работы объектов жизнеобеспечения;
обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности при эксплуатации объектов систем водоснабжения и водоотведения.
Реализация мероприятий программы осуществляется по следующим направлениям:
информационно-аналитические мероприятия;
мониторинг состояния систем водоснабжения и водоотведения;
развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения.
Сроки реализации мероприятий программы: 2011-2015 годы. Указанный срок соответствует времени, которое необходимо для достижения целей программы и показателей эффективности ее реализации. Программа реализуется в один этап.
Для контроля выполнения мероприятий программы определены целевые показатели и индикаторы, характеризующие эффективность выполнения программных мероприятий (приложение к программе).
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется из средств бюджета Забайкальского края. Объемы финансирования выделяются в размерах, установленных законом о бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год и плановый период.
Потребность в финансировании программы из средств краевого бюджета составляет 1416,0 млн. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 133,3 млн. рублей;
2012 год - 332,2 млн. рублей;
2013 год - 345,3 млн. рублей;
2014 год - 336,5 млн. рублей;
2015 год - 268,7 млн. рублей.
Реализация мероприятий программы позволит дополнительно привлечь средства федерального и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Привлечение средств федерального бюджета будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011-2017 годы по вопросам обеспечения населения чистой питьевой водой.
Привлечение средств местных бюджетов возможно в рамках муниципальных целевых программ, предусматривающих аналогичные мероприятия.
Средствами внебюджетных источников будут служить средства организаций, направляемые на модернизацию, реконструкцию, капитальный ремонт объектов водоснабжения и водоотведения.
Раздел 4. Механизм реализации программы
Текущее управление реализацией программы осуществляют государственный заказчик - координатор и государственные заказчики программы.
Государственный заказчик - координатор и государственные заказчики программы ежегодно в установленном порядке уточняют перечень финансируемых мероприятий программы на очередной финансовый год, определяют сроки их реализации и объемы финансирования, оценивают возможность достижения целевых индикаторов и показателей.
Государственный заказчик - координатор и государственные заказчики программы в пределах установленных полномочий могут распределять объемы финансирования в разрезе мероприятий программы без внесения изменений в установленном порядке.
Государственные заказчики программы:
ежегодно подготавливают и представляют государственному заказчику -координатору программы бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период;
получают и распределяют в установленном порядке бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;
осуществляют отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по мероприятиям программы;
осуществляют ведение отчетности о реализации программы и представляют ее государственному заказчику - координатору программы;
несут ответственность за качественную и своевременную реализацию мероприятий программы, обеспечивают эффективное использование средств краевого бюджета, выделяемых на их реализацию.
Государственный заказчик - координатор программы:
ежегодно в установленном порядке подготавливает сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период;
получает и распределяет в установленном порядке бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;
осуществляет отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по мероприятиям программы;
осуществляет ведение сводной отчетности о реализации программы;
осуществляет межведомственную координацию деятельности государ-ственных заказчиков программы по реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию бюджетных средств.
В рамках программы в первоочередном порядке финансируются объекты инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, софинансируемые из средств федерального бюджета и находящиеся в высокой степени готовности.
Выполнение мероприятий программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком - координатором и государственными заказчиками программы с исполнителями мероприятий программы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Реализация мероприятий программы в муниципальных образованиях осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, предоставленных в виде субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных муниципальных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов, в рамках которых реализуются мероприятия по строительству и модернизации объектов водоснабжения, водоотведения.
С этой целью государственный заказчик - координатор программы ежегодно проводит отбор муниципальных программ для участия в реализации программы на соответствующий год.
Порядок отбора муниципальных программ разрабатывается и утверждается государственным заказчиком - координатором программы.
Субсидии местным бюджетам из средств краевого бюджета предоставляются при соблюдении следующих условий:
наличие утвержденной в установленном порядке аналогичной муниципальной целевой программы;
наличие нормативного правового акта муниципального образования, подтверждающего расходное обязательство муниципального образования по финансированию аналогичной муниципальной целевой программы.
Расчет субсидий местным бюджетам осуществляется государственным заказчиком - координатором программы с учетом:
общего размера субсидий, распределяемого между муниципальными образованиями в рассматриваемом финансовом году;
обеспеченности муниципального образования объектами водоснабжения и водоотведения, включая степень физического износа действующих объектов;
размера средств местного бюджета, предусматриваемого на реализацию мероприятий аналогичной муниципальной целевой программы в рассматриваемом финансовом году.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Министерство территориального развития Забайкальского края и заместитель председателя Правительства Забайкальского края по инвестиционной политике и развитию инфраструктуры.
Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы
Реализация мероприятий программы позволит получить социальный, экономический и экологический эффект.
Экономическая эффективность будет выражаться в следующем. Реализация мероприятий программы позволит провести модернизацию действующих и строительство новых объектов водоснабжения и водоотведения, создать условия для бесперебойного функционирования данных объектов инфраструктуры, снизить аварийность систем коммунальной инфраструктуры и уменьшить уровень потерь воды. В результате сократятся расходы на содержание объектов водоснабжения и водоотведения, произойдет снижение издержек производства и себестоимости услуг водоснабжения и водоотведения предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Социальная эффективность будет выражаться в следующем. Реализация мероприятий программы позволит обеспечить качественное и бесперебойное предоставление населению услуг водоснабжения и водоотведения. Население края будет обеспечено питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Будут удовлетворены жизненные потребности и осуществлена охрана здоровья граждан. Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни населения Забайкальского края.
Экологическая эффективность реализации программы будет выражаться в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду, на жизнедеятельность человека вследствие аварийных ситуаций на объектах водоснабжения и водоотведения и низкого качества услуг, представляемых населению данными системами коммунальной инфраструктуры.
Реализация мероприятий программы не повлечет за собой негативных экологических последствий.
В результате реализации мероприятий программы произойдет:
снижения уровня износа объектов водоснабжения и водоотведения с 50 % в 2011 году до 36 % к 2015 году;
увеличение доли населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению и водоотведению, с 78 % в 2011 году до 87 % к 2015 году;
увеличение доли населения, потребляющего питьевую воду надлежащего качества, с 71,5 % в 2011 году до 84 % к 2015 году;
снижение уровня потерь воды в сетях централизованного водоснабжения, в том числе из-за аварий, с 18,5 % в 2011 году до 13,5 % к 2015 году;
снижение удельного веса проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, с 18,3 % в 2011 году до 17,1 % к 2015 году;
снижение удельного веса проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, с 2,0 % в 2011 году до 1,8 % к 2015 году;
уменьшение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 29 % в 2011 году до 25 % к 2015 году;
уменьшение доли уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, с 30 % в 2011 году до 25 % к 2015 году;
снижения количества аварий в системах водоснабжения и водоотведения с 35 аварий в год на 1000 км сетей в 2011 году до 27 к 2015 году;
увеличение объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод с 97 % в 2011 году до 99 % к 2015 году;
увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 97 % в 2011 году до 99% в 2015 году;
снижение количества зарегистрированных больных брюшным тифом и парафитами А, В, С, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями с 0,892 тыс. человек в 2011 году до 0,875 тыс. человек к 2015 году;
снижение количества зарегистрированных больных вирусными гепатитами с 0,088 тыс. человек в 2011 году до 0,081 в 2015 году;
снижение количества зарегистрированных больных злокачественными образованиями с 2,67 тыс. человек в 2011 году до 2,65 в 2015 году.
В результате реализации программы будут обеспечены улучшение водоснабжения и водоотведения для населения Забайкальского края до существующих нормативов, улучшение качества питьевой воды, снижение стоимости используемой воды, сокращение потерь воды, поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, контроль изменения состояния водных объектов и сбросов сточных вод в них.
1
Раздел 6. Перечень мероприятий программы
млн. рублей в ценах соответствующих лет
№ п/п
Наименование мероприятия
Сроки
реализации, годы
Потребность в финансовых ресурсах
всего
в том числе по годам
2011
2012
2013
2014
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
9
6.1. Информационно-аналитические мероприятия
6.1.1
Организация и проведение информационной и разъяснительной работы по освещению целей и задач программы
2011-2015
-
-
-
-
-
-
6.2. Мониторинг состояния систем водоснабжения и водоотведения
6.2.1
Мониторинг качества питьевой воды на соответствие требованиям санитарных правил и норм
2011-2015
-
-
-
-
-
-
6.2.2
Мониторинг состояния объектов водоснабжения и водоотведения на предмет их изношенности
2011-2015
-
-
-
-
-
-
6.3. Развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения
6.3.1
Мониторинг обеспеченности муниципальных образований края объектами водоснабжения и водоотведения
2011-2015
-
-
-
-
-
-
6.3.2
Модернизация и строительство объектов водоснабжения и водоотведения, в том числе
2011-2015
1 416,0
133,3
332,2
345,3
336,5
268,7
6.3.2.1
объекты водоснабжения
2011-2015
816,6
86,8
196
200,3
188,4
145,1
6.3.2.2
объекты водоотведения
2011-2015
599,4
46,5
136,2
145,0
148,1
123,6
Итого по программе
1 416,0
133,3
332,2
345,3
336,5
268,7
1
ПРИЛОЖЕНИЕ
к краевой долгосрочной
целевой программе
«Чистая вода Забайкальского
края (2011-2015 годы)»
Целевые показатели и индикаторы эффективности реализации программы
№ п/п
Наименование целевых показателей
Единицы измерения
Показатели по годам
2011
2012
2013
2014
2015
1
2
3
5
6
7
8
9
1.
Уровень износа объектов водоснабжения и водоотведения
%
50
47
43
39
36
2.
Доля населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению и водоотведению
%
78
79
81
84
87
3.
Доля населения, потребляющего питьевую воду надлежащего качества
%
71,5
73
76
80
84
4.
Уровень потери воды в сетях централизованного водоснабжения, в том числе из-за аварий
%
18,5
17,5
16
14,5
13,5
5.
Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям
%
18,3
18,06
17,7
17,4
17,1
6.
Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям
%
2,0
1,9
1,9
1,8
1,8
7.
Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене
%
29
28
27
26
25
8.
Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене
%
29
28
27
26
25
1
2
3
4
5
6
7
8
9.
Число аварий в системах водоснабжения и водоотведения
количество аварий в год на 1000 км сетей
35
33
29
28
27
10.
Доля сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод
%
97
97
98
98
99
11.
Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения
%
97
97
97
98
98
12.
Количество зарегистрированных больных брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями
тыс. человек
0,892
0,890
0,880
0,878
0,875
13.
Количество зарегистрированных больных вирусными гепатитами
тыс. человек
0,088
0,085
0,083
0,082
0,081
14.
Количество зарегистрированных больных злокачественными образованиями
тыс. человек
2,67
2,67
2,66
2,65
2,65
».
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Азия-Экспресс № 8 от 21.02.2013 |
Рубрики правового классификатора: | 010.060.010 Общие положения, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 110.010.130 Охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности (см. также 160.040.090), 140.010.110 Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (см. также 160.040.080) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: