Основная информация

Дата опубликования: 12 апреля 2010г.
Номер документа: RU92000201000222
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Забайкальский край
Принявший орган: Правительство Забайкальского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» постановляю:

1   

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 апреля 2010 года                                                                                                  № 141

г. Чита

Об утверждении программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Забайкальского края, реализуемые за счет возвращенных остатков субсидий федерального бюджета 2009 года»

{Утратило силу:

по истечении срока действия}

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» Правительство Забайкальского края постановляет:

1. Утвердить программу «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Забайкальского края, реализуемые за счет возвращенных остатков субсидий федерального бюджета 2009 года» (прилагается).

2. Определить Государственную службу занятости населения Забайкальского края уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Забайкальского края по финансово-экономическим вопросам А.Г.Кошелева.

Губернатор Забайкальского края

Р.Ф. Гениатулин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Забайкальского края

12 апреля 2010 года № 141

ПРОГРАММА

«Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Забайкальского края, реализуемые за счет возвращенных остатков субсидий федерального бюджета 2009 года»

ПАСПОРТ

программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Забайкальского края, реализуемые за счет возвращенных остатков субсидий федерального бюджета 2009 года»

Наименование

Программы

Программа «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Забайкальского края, реализуемые за счет возвращенных остатков субсидий федерального бюджета 2009 года» (далее – Программа).

Наименование уполномоченного исполнительного органа государственной власти Забайкальского края

Государственная служба занятости населения Забайкальского края.

Основание для разработки

Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

протокол совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жукова от 10 марта 2010 года № АЖ-П12-17пр «О мониторинге ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации».

Наименование и номер нормативного правового акта, которым утверждена программа, дата утверждения

Постановление Правительства Забайкальского края от 12 апреля 2010 года № 141 «Об утверждении программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Забайкальского края, реализуемые за счет возвращенных остатков субсидий федерального бюджета 2009 года».

Сроки реализации Программы

2010 год.

Цель

Программы

Снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников, предупреждение роста безработицы и обеспечение продуктивной занятости безработных граждан в Забайкальском крае.

Задачи

Программы

1. Повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения.

2. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Основные мероприятия Программы

1. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников).

2. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Объемы и

источники

финансирования

Общий объем финансирования Программы – 868,2 тыс. рублей.

Источники финансирования Программы: остатки субсидий федерального бюджета 2009 года.

Целевые

показатели

Программы

Поддержка предпринимательской инициативы 14 безработных граждан, повышение конкурентоспособности 5 работников предприятия, осуществляющего свою деятельность на территории монопрофильного населенного пункта.

Показатели

результативности Программы

За период реализации Программы планируется:

1) получение смежной профессии и трудоустройство по окончании опережающего профессионального обучения 5 человек;

2) организация собственного дела 14 безработными гражданами.

1   

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Определяющее воздействие на рынок труда оказывают уровень развития экономики и социальной сферы, демографические и миграционные процессы региона.

По итогам 2009 года в Забайкальском крае наблюдалось снижение индексов промышленного производства, объемов работ, выполненных по виду деятельности «строительство», оборота розничной торговли, оборота общественного питания, объема платных услуг населению. При этом отмечалось увеличение выпуска продукции некоторых видов обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, грузооборота транспорта, услуг связи.

Индекс промышленного производства по полному кругу организаций производителей Забайкальского края составил 99,9 % к уровню предыдущего года.

Оборот организаций (стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров) в 2009 году составил 173,7 млрд. рублей, что в действующих ценах на 3,3 % больше, чем в 2008 году.

В 2009 году увеличился объем производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, составив 12,98 млрд. рублей, или 103,1 % к уровню соответствующего периода 2008 года.

По экспертной оценке Министерства экономического развития Забайкальского края, валовой региональный продукт в 2009 году составил 145,94 млрд. рублей и сократился на 2,5 %.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в          2009 году, по оценке, составила 16 553,0 рубля (109,3 % к соответствующему периоду прошлого года).

Численность постоянного населения на 01 января 2010 года составила 1 117 тыс. человек, увеличившись с начала года на 0,02 %. По прогнозным данным, численность населения края в 2010 году уменьшится до 1 113,9 тыс. человек.

В 2009 году рождаемость увеличилась к уровню соответствующего периода прошлого года на 0,6 % и составила на 01 января 2010 года 17 843 человека, смертность уменьшилась на 5 % и составила 15 217 человек. В результате естественный прирост населения составил 2 626 человек. Миграционная убыль населения составила 2,6 тыс. человек и уменьшилась к уровню соответствующего периода прошлого года на 28 %.

По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, проводившихся Федеральной службой государственной статистики в январе – феврале 2010 года, численность экономически активного населения составила 526,7 тыс. человек, общая численность безработных, рассчитанная в соответствии с методологией Международной Организации Труда, составила 65,8 тыс. человек.

Численность официально зарегистрированных безработных на            01 января 2010 года составила 20 551 человек (3,9 % от экономически активного населения) и увеличилась к показателю прошлого года на 2 387 человек.

Коэффициент напряженности на рынке труда (численность граждан, не занятых трудовой деятельностью, в расчете на одну заявленную вакансию) на 01 января 2010 года составил 26 человек на одно рабочее место (на 01 января 2009 года – 10 человек). При этом около 50 % заявленных работодателями в службу занятости вакансий являются вакансиями с оплатой труда ниже установленного прожиточного минимума.

За январь – декабрь 2009 года за предоставлением государственных услуг в органы службы занятости края обратились 149,1 тыс. человек, из них за содействием в поиске подходящей работы – 77,9 тыс. человек, что больше аналогичных показателей 2008 года в 1,7 раза.

По прогнозным оценкам, в 2010 году будут искать работу около 85 тыс. человек, из них высвобождаемых граждан – более 4 тыс. человек, уволенных по причине текучести – 17 тыс. человек. Рынок труда молодежи будет насчитывать около 7,5 тыс. человек. Численность зарегистрированных безработных граждан в среднемесячном исчислении составит 20 851 человек.

С 01 января 2010 года Государственную службу занятости населения Забайкальского края уведомили о введении неполного режима рабочего времени и сокращении численности работников 117 региональных предприятий, на которых высвобождению подлежат 437 человек. Всего за прошедший период 2010 года реорганизационные мероприятия проводили 134 предприятия по высвобождению 966 работников.

В режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации находятся 617 человек на 17 предприятиях региона, в отпусках без сохранения заработной платы – 40 человек на 1 предприятии, в простое – 25 человек на 1 предприятии.

Высвобождение наблюдается:

в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности – 94 человека;

в сфере здравоохранения – 58 человек;

в сфере лесного хозяйства – 32 человека;

в сфере образования – 17 человек;

в сфере жилищно-коммунального хозяйства – 82 человека;

в сфере социального обеспечения – 39 человек;

в сфере управления – 7 человек.

Уволены с начала высвобождения 42 работника, 8 из них трудоустроены, 31 – обратились в органы службы занятости населения с целью поиска подходящей работы.

На территории Забайкальского края находятся 10 монопрофильных населенных пунктов. Ситуация на рынке труда в данных населенных пунктах представлена в таблице 1.

Таблица 1

Наименование населенного пункта

Численность населения, на 01.03.2010, тыс. чел.

Численность экономически активного населения, на 01.03.2010, тыс. чел.

Численность граждан, признанных безработными в 2009 году,

чел.

Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных, на 01.03.2010, чел.

Уровень регистрируемой безработицы на 01.03.2010,

%

г. Краснокаменск

55,970

24,90

1 548

450

1,8

пгт Новоширокинский

1,292

0,73

50

4

0,5

пгт Усть-Карск

1,976

0,93

18

0

0

пгт Новоорловск

3,004

1,632

184

72

4,4

пгт Первомайский

13,045

5,495

301

127

5,5

пгт Жирекен

4,532

2,251

63

29

1,3

пгт Вершино-Дарасунский

6,712

2,700

643

272

10,1

пгт Кокуй

8,282

3,700

325

159

4,3

пгт Новопавловка

3,993

1,788

106

52

2,9

пгт Шерловая Гора

14,352

7,981

367

240

3,0

ИТОГО

113,158

52,107

3 605

1 405

х

Для поддержания стабильной ситуации на рынке труда Забайкальского края важную роль сыграет дополнительная поддержка со стороны государства в виде субсидирования основных мероприятий, предусмотренных Программой.

2. Система мероприятий Программы

Повышение профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, проводится за счет организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников). Организации, в которых будет проводиться опережающее профессиональное обучение работников в рамках Программы, перечислены в приложении № 1 к настоящей Программе.

Показатели содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в рамках Программы, включая оказание им организационно-консультационных услуг, финансовой поддержки при регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, указаны в приложении № 2 к настоящей Программе.

Перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, направления профессионального обучения могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях. Данный перечень в период реализации Программы может быть изменен с учетом данных мониторинга сведений о высвобождении работников, а также о возникновении риска увольнения работников.

В реализации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, участвует градообразующее предприятие, осуществляющее свою деятельность на территории монопрофильного населенного пункта.

Перечни организаций и учебных заведений в рамках реализации Программы рассматриваются, одобряются, изменяются и дополняются на основании решения межведомственной антикризисной Комиссии в течение срока реализации Программы в пределах утвержденных программных показателей.

3. Механизм реализации мероприятий Программы и контроль за ходом ее выполнения

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является Государственная служба занятости населения Забайкальского края (далее – уполномоченный орган). Уполномоченный орган вправе передать осуществление некоторых функций по реализации мероприятий Программы государственным учреждениям службы занятости – центрам занятости населения (далее – центры занятости населения) путем оформления соответствующей доверенности.

Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется за счет возвращенных остатков субсидий федерального бюджета 2009 года.

Порядок расходования средств на реализацию мероприятий Программы устанавливается Программой.

1. Реализация мероприятия «Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения» осуществляется на основании договоров, заключаемых между уполномоченным органом и работодателями. При заключении договора учитывается средняя стоимость курса обучения по соответствующей профессии (специальности), сложившаяся в субъекте Российской Федерации, скорректированная на уровень инфляции, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, при средней продолжительности указанного курса обучения 3 месяца (с учетом специфики соответствующей профессии (специальности)).

Применяются следующие формы обучения: на базе образовательных учреждений; на учебной базе организаций, проводящих увольнение либо принимающих увольняемых работников (включая стажировку на рабочих местах).

Опережающее профессиональное обучение работников осуществляется по профессиям, специальностям, предполагающим гарантированное сохранение занятости работников на этом или других предприятиях.

2. Реализация мероприятия «Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан» осуществляется на основании договоров, заключаемых между уполномоченным органом и безработными гражданами, желающими организовать собственное дело.

Субсидии в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице безработным гражданам выделяются при условии положительной оценки технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана) на предмет соответствия основным требованиям, предъявляемым к его структуре и содержанию. При рассмотрении бизнес-плана работниками центров занятости населения, осуществляющими предоставление государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, при необходимости привлекаются специалисты органов местного самоуправления и организаций, обладающие необходимыми знаниями и опытом работы, и/или специалисты в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (специалисты структур поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства).

Настоящей Программой не предусмотрено финансирование мероприятий, которые определены в краевой долгосрочной целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2010–2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 23 июня 2009 года № 242.

Формы договоров по реализации мероприятий, предусмотренных Программой, разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом.

Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Забайкальского края.

Уполномоченный орган осуществляет:

организацию выполнения мероприятий Программы за счет остатков субсидий федерального бюджета 2009 года;

подготовку информации и отчетов для Правительства Забайкальского края о выполнении Программы;

подготовку предложений по корректировке Программы;

совершенствование механизма реализации Программы;

контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным выполнением в полном объеме основных мероприятий Программы.

4. Сроки и этапы реализации Программы

Таблица 2

Мероприятие

Объемы реализации мероприятий (численность участников, тыс. человек)

I этап

II этап

(январь – июнь

2010 года)

(июль – декабрь

2010 года)

Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников)

5

0

Содействие самозанятости безработных граждан

14

0

5. Финансирование мероприятий Программы

Источниками финансирования мероприятий Программы являются неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2009 году из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в форме субсидий на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Забайкальского края, по которым главным администратором доходов федерального бюджета по возврату остатков (Роструд) установлено наличие потребности в соответствии с решением по возврату остатков по форме Уведомления (ф.0504817), согласованного с Министерством финансов Российской Федерации.

Общий объем финансирования Программы составит 868,2 тыс. рублей остатков субсидий федерального бюджета 2009 года.

Расчет средств на реализацию мероприятий Программы произведен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от          31 декабря 2008 года № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2009 года № 436).

Распределение объемов финансирования по мероприятиям Программы приведено в приложении № 3 к настоящей Программе.

Порядок расходования средств на реализацию мероприятий Программы

Финансирование расходов на реализацию Программы производится в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов бюджета Забайкальского края в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели уполномоченному органу.

Средства субсидий перечисляются на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств – уполномоченного органа на основе заявки на финансирование, представленной в Министерство финансов Забайкальского края.

Уполномоченный орган осуществляет финансирование расходов по реализации мероприятий, предусмотренных Программой, включая расходы на оплату банковских услуг, связанных с перечислением соответствующих средств.

Центры занятости населения представляют уполномоченному органу заявки на финансирование расходов согласно заключенным договорам.

Получателями субсидии являются работодатели и граждане, принимающие участие в реализации мероприятий Программы, заключившие с уполномоченным органом соответствующие договоры.

В платежных документах на перечисление указанных средств указывается целевое направление их расходования.

Перечисление средств уполномоченным органом производится при их наличии на лицевом счете главного распорядителя бюджетных средств – уполномоченного органа.

Уполномоченный орган несет ответственность за эффективное использование субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за целевым использованием субсидий осуществляют уполномоченный орган и Государственная финансовая инспекция Забайкальского края.

6. Оценка эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению спектра возможностей занятости работников, находящихся под угрозой увольнения, за счет повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда, созданию новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

Эффективность реализации Программы оценивается по следующим показателям:

1) трудоустройство на новые рабочие места 5 работников, находящихся под угрозой увольнения, после прохождения опережающего профессионального обучения (повышение квалификации, обучение новой профессии, стажировка на новом рабочем месте);

2) оказание содействия 14 безработным гражданам в организации и развитии собственного дела.

1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к программе

«Дополнительные меры по снижению

напряженности на рынке труда

Забайкальского края, реализуемые за счет возвращенных остатков субсидий федерального бюджета 2009 года»

Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников)

№ п/п

Наименование работодателя – участника Программы

Численность работников, планируемых на опережающее профессиональное обучение, чел.

Профессионально-квалификационный состав работников, находящихся под угрозой увольнения

Основные специальности, по которым будет организовано опережающее обучение (переподготовка, повышение квалификации)

Учреждения профессионального образования, учебные центры, организации, на базе которых будет проходить опережающее профессиональное обучение

Затраты на реализацию мероприятия, руб.

Планируемое трудоустройство граждан после опережающего обучения, чел.

всего

в т. ч. за счет остатков субсидий федерального бюджета 2009 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Муниципальный район «Газимуро-Заводский» район

1

ОАО «Ново-Широкинский рудник» (градообразующее, приоритетное, расположено в монопрофильном населенном пункте)

5

Проходчики, рабочие

Стволовой, раздатчик взрывчатых веществ, концентраторщик, дробильщик, грохотовщик

ФГОУ СПО «Забайкальский горный колледж», ГОУ НПО «Профессиональное училище № 11»

40,91

40,91

5

ИТОГО:

5

40,91

40,91

5

1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к программе

«Дополнительные меры по снижению

напряженности на рынке труда

Забайкальского края, реализуемые за счет

возвращенных остатков субсидий федерального

бюджета 2009 года»

Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан

Виды деятельности

Численность участников, открывших собственное дело, по видам деятельности, чел.

Виды занятий

Численность безработных граждан, организовавших собственное дело, по видам занятий, чел.

Затраты, руб.

Количество создаваемых рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, ед.

всего

в т. ч. за счет остатков субсидий федерального бюджета 2009 г.

1

2

3

4

5

6

7

Муниципальный район «Агинский район», городской округ «Поселок Агинское»

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

7

Растениеводство (выращивание зерновых и кормовых культур)

1

58 800,0

58 800,0

0

Разведение крупного рогатого скота

1

58 800,0

58 800,0

0

Разведение свиней

1

58 800,0

58 800,0

0

Разведение овец и коз

3

176 400,0

176 400,0

0

Овощеводство (выращивание картофеля, капусты, свеклы, моркови, помидоров, огурцов)

1

58 800,0

58 800,0

0

Итого

7

7

411 600,0

411 600,0

0

Муниципальный район «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

4

Растениеводство (выращивание зерновых  культур)

1

58 800,0

58 800,0

0

1

2

3

4

5

6

7

Разведение крупного рогатого скота

1

58 800,0

58 800,0

0

Разведение свиней

1

58 800,0

58 800,0

0

Овощеводство (выращивание картофеля, капусты, свеклы, моркови, помидоров, огурцов)

1

58 800,0

58 800,0

0

Итого

4

4

235 200,0

235 200,0

0

Муниципальный район «Шилкинский район»

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

3

Разведение крупного рогатого скота

1

58 800,0

58 800,0

0

Разведение свиней

1

58 800,0

58 800,0

0

Разведение овец и коз

1

58 800,0

58 800,0

0

Итого

3

3

176 400,0

176 400,0

0

ВСЕГО

14

14

823 200,0

823 200,0

0

1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

к программе

«Дополнительные меры по снижению

напряженности на рынке труда

Забайкальского края, реализуемые за счет

возвращенных остатков субсидий

федерального бюджета 2009 года»

Распределение объемов финансирования по мероприятиям Программы

№ п/п

Наименование мероприятий

Всего по Программе

В т. ч. за счет остатков субсидий федерального бюджета 2009 г.

количественные показатели мероприятий, чел.

объем финансирования, тыс. руб.

1

Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников)

5

40,91

40,91

2

Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан

14

823,2

823,2

3

Расходы на оплату банковских услуг, связанных с перечислением средств

4,12

4,12

ВСЕГО

19

868,23

868,23

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Азия-Экспресс--- № 27 от 22.04.2010, Азия-Экспресс--- № 26 от 19.04.2010
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 060.010.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать