Основная информация

Дата опубликования: 12 июля 2006г.
Номер документа: В200601176
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0601176

В200601176

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.09.2006, N 9, СТР. 216

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12.07.2006 N 1812/06

[О рассмотрении заявления открытого акционерного

общества "Российские железные дороги" о пересмотре

в порядке надзора решения суда первой инстанции

от 30.05.2005, постановления суда апелляционной

инстанции от 01.08.2005 Арбитражного суда Красноярского

края по делу N АЗЗ-2953/2005 и постановления

Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского

округа от 29.09.2005 по тому же делу]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреева Е.И., Арифулина А.А., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. -

рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 30.05.2005, постановления суда апелляционной инстанции от 01.08.2005 Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-2953/2005 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.09.2005 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Гулимова Е.Б., Рожкова И.Е.;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю - Баранова А.В., Фомушкина Ю.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") в лице филиала "Красноярская железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) от 15.12.2004 и принятого на его основании предписания от 15.12.2004 N 282-05-04 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Холдинг "МТК-Центр".

Решением суда первой инстанции от 30.05.2005 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.08.2005 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 29.09.2005 названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, ОАО "РЖД" просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами норм материального и процессуального права.

В отзыве на заявление антимонопольный орган просит оставить в силе обжалуемые судебные акты как принятые в соответствии с действующим законодательством.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, заявленное ОАО "РЖД" требование - удовлетворению по следующим основаниям.

С сентября по декабрь 2001 года закрытым акционерным обществом "Холдинговая компания "МТК-Центр" были отправлены полувагоны/платформы с грузом со станций отправления федерального государственного унитарного предприятия "Красноярская железная дорога" (далее - Красноярская железная дорога) до пограничных станций перехода Забайкальск Забайкальской железной дороги, Наушки Восточно-Сибирской железной дороги.

Закрытое акционерное общество "Холдинговая компания "МТК-Центр" сочло, что Красноярская железная дорога, неправомерно применив завышенные тарифы на перевозку грузов, необоснованно повысила провозную плату.

Согласно договору от 01.07.2004 ЗАО "Холдинговая компания "МТК-Центр" право требования задолженности по договорам перевозки передало ЗАО "Холдинг МТК-Центр", которое и обратилось в антимонопольный орган с заявлением на действия железной дороги.

По результатам рассмотрения комиссией управления дела N 282-05-04 по признакам нарушения ОАО "РЖД" статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) решением от 15.12.2004 Красноярская железная дорога как субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по осуществлению железнодорожных перевозок, признана нарушившей требования пункта 1 статьи 5 Закона о конкуренции.

На основании предписания от 15.12.2004 N 282-05-04 ОАО "РЖД" надлежало произвести перерасчет провозной платы за период с сентября по декабрь 2001 года с восстановлением неправомерно взысканной суммы на справку закрытому акционерному обществу "Холдинг "МТК-Центр" в ТехПД железной дороги.

Арбитражные суды трех инстанций исходили из доказанности факта неправомерного применения железной дорогой завышенных тарифов, в связи с чем решение и предписание антимонопольного органа признали законными и обоснованными.

Вместе с тем судами не учтено следующее.

Законом о конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства. Такими нарушениями, в частности, признаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, которые направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать хозяйствующему субъекту предусмотренные Законом обязательные для исполнения соответствующие предписания.

Между тем спорные правоотношения, возникшие в связи с применением Красноярской железной дорогой тарифов за перевозку грузов, то есть в связи с исполнением условий договора перевозки, имеют гражданско-правовой характер и, следовательно, подлежат разрешению в судебном порядке.

При таких обстоятельствах следует признать, что антимонопольный орган, принимая оспариваемые решение и предписание, вышел за пределы своих полномочий, поэтому вывод судов о законности указанных актов антимонопольного органа необоснован и не соответствует действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые судебные акты подлежат отмене как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение суда первой инстанции от 30.05.2005, постановление суда апелляционной инстанции от 01.08.2005 Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-2953/2005 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.09.2005 по тому же делу отменить.

Решение управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15.12.2004 и принятое на его основании предписание от 15.12.2004 N 282-05-04 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства признать недействительными.

Председательствующий

А.А.ИВАНОВ

[отформатировано: 27.11.2007 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 07.04.2009 редактор НЦПИ - Ткаченко И.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 9 от 01.09.2006 Стр. 216
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.040 Антимонопольное законодательство

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать