Основная информация
Дата опубликования: | 12 декабря 2005г. |
Номер документа: | В200503525 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0503525
В200503525
В200503525
В0503525
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12.12.2005 N 9982/05
[Об отмене постановления Федерального
арбитражного суда Московского округа
от 15.07.2005 по делу N А40-47191/04-60-485
Арбитражного суда г. Москвы]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой О.А., Козловой А.С., Нешатаевой Т.Н., Никифорова С.Б., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Министерства транспорта Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.07.2005 по делу N А40-47191/04-60-485 Арбитражного суда города Москвы.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Министерства транспорта Российской Федерации - Злобин А.А., Пантелеев И.Б., Синенко А.Ю.;
от компании "Аления Маркони Системс С.П.А." - Крупко С.И.
Заслушав и обсудив доклад судьи Нешатаевой Т.Н., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Между Министерством гражданской авиации СССР, государственным научно-исследовательским институтом "Аэронавигация" и компанией "Аления Маркони Системс С.П.А." (далее - компания) заключено соглашение от 28.08.1991 N 004Р/91 на закупку и поставку в СССР технических средств УВД для аэродромно-районной автоматизированной системы управления воздушным движением.
В соответствии с разделом 23 названного соглашения в случае возникновения любого спора между покупателем и продавцом в отношении соглашения (включая несогласия по существованию, законности, осуществимости или интерпретации), который они не в состоянии разрешить в течение тридцати (30) дней или другого периода, согласованного между покупателем и продавцом для дружелюбного разрешения, любая из сторон может обратиться к арбитражу, подав другой стороне арбитражное уведомление (пункт 23.1 соглашения). Пунктом 23.2 соглашения устанавливается процедура создания арбитража, пунктом 23.3 - предусматривается проведение арбитража по правилам арбитража ЮНСИТРАЛ, не противоречащим правилам арбитража СССР.
На основании указанных положений и согласно Регламенту ЮНСИТРАЛ в декабре 2001 года компания уведомила Министерство транспорта Российской Федерации (далее - министерство) о своем намерении возбудить арбитражное разбирательство по спору, вытекающему из соглашения от 28.08.1991 N 004P/91, и предложила министерству как ответчику по данному спору назначить арбитра. Поскольку министерство на предложение не отреагировало, состав арбитража сформирован в соответствии с Регламентом ЮНСИТРАЛ.
При рассмотрении спора в арбитраже министерство заявило о неправомерности привлечения его в качестве ответчика по делу, поскольку оно не заключало соглашение от 28.08.1991 N 004Р/91 и не является правопреемником Министерства гражданской авиации СССР.
Предварительным постановлением третейского суда (арбитража) относительно юрисдикции от 29.07.2004 по делу N РСА Case N АА170 министерство признано надлежащим ответчиком по делу, арбитраж - обладающим юрисдикцией для рассмотрения спора между компанией и министерством.
Не согласившись с этим постановлением, министерство обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о его отмене в порядке, предусмотренном статьей 235 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2005 по настоящему делу заявленное требование удовлетворено. Суд исходил из того, что Министерство транспорта Российской Федерации не является правопреемником Министерства гражданской авиации СССР и не может отвечать по обязательствам, вытекающим из соглашения от 28.08.1991 N 004Р/91.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 15.07.2005 определение отменил, в удовлетворении заявленного требования отказал, поскольку изменение структуры федеральных органов исполнительной власти не влияет на действительность обязательств, перешедших к Российской Федерации по ранее заключенным внешнеэкономическим контрактам.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названного постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора министерство ссылается на неправильное применение и истолкование судом норм права, нарушающее единообразие практики арбитражных судов.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и объяснениях представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.07.2005 подлежит отмене по следующим основаниям.
Между Министерством гражданской авиации СССР, государственным научно-исследовательским институтом "Аэронавигация" и компанией заключено соглашение от 28.08.1991 N 004Р/91 на закупку и поставку в СССР технических средств управления воздушным движением. Раздел 23 соглашения предусматривает рассмотрение споров в арбитраже по правилам арбитража ЮНСИТРАЛ на основе законов СССР.
Сформированный в соответствии с указанным соглашением третейский суд своим постановлением от 29.07.2004 признал себя компетентным рассмотреть спор по внешнеэкономическому контракту от 28.08.1991. Министерство считает этот контракт недействительным.
В силу пункта 1 части 2 статьи 233 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 решение третейского суда может быть отменено в случаях, если сторона, обратившаяся в арбитражный суд с заявлением об отмене решения третейского суда, представит арбитражному суду доказательства того, что третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Стороной соглашения от 28.08.1991 N 004Р/91 являлось государство в лице Министерства гражданской авиации СССР.
Исходя из положений части 1 статьи 251 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Отказ от судебного иммунитета допускается только с согласия компетентных органов государства и должен быть произведен в порядке, предусмотренном законодательством этого государства. Третейская запись, предполагающая отказ от судебного иммунитета, включена во внешнеэкономический контракт - соглашение от 28.08.1991 N 004Р/91.
На момент заключения указанного соглашения порядок заключения внешнеэкономических договоров регулировался Постановлением Совета Министров СССР от 14.02.1978 N 122; НГР:С7800025 "О порядке подписания внешнеторговых сделок".
В соответствии с абзацем первым пункта 1 названного Постановления внешнеторговые сделки, заключаемые советскими организациями, правомочными совершать внешнеторговые операции, должны подписываться двумя лицами. Право подписи таких сделок имеют руководитель и заместители руководителя указанной организации, руководители фирм, входящих в состав этой организации, а также лица, уполномоченные доверенностями, подписанными руководителем организации единолично, если уставом (положением) организации не предусматривается иное.
Предусмотренный в постановлении от 14.02.1978 N 122; НГР:С7800025 порядок при подписании соглашения от 28.08.1991 N 004Р/91 соблюден не был.
Соглашение от лица Министерства гражданской авиации СССР и государственного научно-исследовательского института "Аэронавигация" подписано Ермоловым О.К. и Анодиной Т.Г. Сведения о занимаемых должностях, а также документы, удостоверяющие полномочия указанных лиц на подписание соглашения, отсутствуют.
Кроме того, свидетельств участия Министерства гражданской авиации СССР в заключении арбитражного соглашения (документов с печатью, на бланке министерства, с регистрационным номером), в суд не представлено.
Доказательств принадлежности лиц, подписавших арбитражное соглашение, к руководству Министерства гражданской авиации СССР и наличия полномочий на подписание арбитражного соглашения от лица Министерства гражданской авиации СССР в арбитражный суд не представлено.
Следовательно, ни Союзом Советских Социалистических Республик, ни Российской Федерацией как его правопреемником согласие на рассмотрение споров с их участием в третейском суде не подтверждено.
Арбитражное соглашение, заключенное лицами, не обладающими полномочиями на отказ от судебного иммунитета, подписанное с нарушением установленного порядка, не может рассматриваться как правовое основание отказа государства от судебного иммунитета.
Таким образом, оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому на основании пунктов 1, 3 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 подлежит отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.07.2005 по делу N А40-47191/04-60-485 Арбитражного суда города Москвы отменить.
Определение Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2005 по тому же делу оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 16.02.2006 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]
[проверено: 26.02.2006 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]
В0503525
В200503525
В200503525
В0503525
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12.12.2005 N 9982/05
[Об отмене постановления Федерального
арбитражного суда Московского округа
от 15.07.2005 по делу N А40-47191/04-60-485
Арбитражного суда г. Москвы]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой О.А., Козловой А.С., Нешатаевой Т.Н., Никифорова С.Б., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Министерства транспорта Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.07.2005 по делу N А40-47191/04-60-485 Арбитражного суда города Москвы.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Министерства транспорта Российской Федерации - Злобин А.А., Пантелеев И.Б., Синенко А.Ю.;
от компании "Аления Маркони Системс С.П.А." - Крупко С.И.
Заслушав и обсудив доклад судьи Нешатаевой Т.Н., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Между Министерством гражданской авиации СССР, государственным научно-исследовательским институтом "Аэронавигация" и компанией "Аления Маркони Системс С.П.А." (далее - компания) заключено соглашение от 28.08.1991 N 004Р/91 на закупку и поставку в СССР технических средств УВД для аэродромно-районной автоматизированной системы управления воздушным движением.
В соответствии с разделом 23 названного соглашения в случае возникновения любого спора между покупателем и продавцом в отношении соглашения (включая несогласия по существованию, законности, осуществимости или интерпретации), который они не в состоянии разрешить в течение тридцати (30) дней или другого периода, согласованного между покупателем и продавцом для дружелюбного разрешения, любая из сторон может обратиться к арбитражу, подав другой стороне арбитражное уведомление (пункт 23.1 соглашения). Пунктом 23.2 соглашения устанавливается процедура создания арбитража, пунктом 23.3 - предусматривается проведение арбитража по правилам арбитража ЮНСИТРАЛ, не противоречащим правилам арбитража СССР.
На основании указанных положений и согласно Регламенту ЮНСИТРАЛ в декабре 2001 года компания уведомила Министерство транспорта Российской Федерации (далее - министерство) о своем намерении возбудить арбитражное разбирательство по спору, вытекающему из соглашения от 28.08.1991 N 004P/91, и предложила министерству как ответчику по данному спору назначить арбитра. Поскольку министерство на предложение не отреагировало, состав арбитража сформирован в соответствии с Регламентом ЮНСИТРАЛ.
При рассмотрении спора в арбитраже министерство заявило о неправомерности привлечения его в качестве ответчика по делу, поскольку оно не заключало соглашение от 28.08.1991 N 004Р/91 и не является правопреемником Министерства гражданской авиации СССР.
Предварительным постановлением третейского суда (арбитража) относительно юрисдикции от 29.07.2004 по делу N РСА Case N АА170 министерство признано надлежащим ответчиком по делу, арбитраж - обладающим юрисдикцией для рассмотрения спора между компанией и министерством.
Не согласившись с этим постановлением, министерство обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о его отмене в порядке, предусмотренном статьей 235 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2005 по настоящему делу заявленное требование удовлетворено. Суд исходил из того, что Министерство транспорта Российской Федерации не является правопреемником Министерства гражданской авиации СССР и не может отвечать по обязательствам, вытекающим из соглашения от 28.08.1991 N 004Р/91.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 15.07.2005 определение отменил, в удовлетворении заявленного требования отказал, поскольку изменение структуры федеральных органов исполнительной власти не влияет на действительность обязательств, перешедших к Российской Федерации по ранее заключенным внешнеэкономическим контрактам.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названного постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора министерство ссылается на неправильное применение и истолкование судом норм права, нарушающее единообразие практики арбитражных судов.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и объяснениях представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.07.2005 подлежит отмене по следующим основаниям.
Между Министерством гражданской авиации СССР, государственным научно-исследовательским институтом "Аэронавигация" и компанией заключено соглашение от 28.08.1991 N 004Р/91 на закупку и поставку в СССР технических средств управления воздушным движением. Раздел 23 соглашения предусматривает рассмотрение споров в арбитраже по правилам арбитража ЮНСИТРАЛ на основе законов СССР.
Сформированный в соответствии с указанным соглашением третейский суд своим постановлением от 29.07.2004 признал себя компетентным рассмотреть спор по внешнеэкономическому контракту от 28.08.1991. Министерство считает этот контракт недействительным.
В силу пункта 1 части 2 статьи 233 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 решение третейского суда может быть отменено в случаях, если сторона, обратившаяся в арбитражный суд с заявлением об отмене решения третейского суда, представит арбитражному суду доказательства того, что третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Стороной соглашения от 28.08.1991 N 004Р/91 являлось государство в лице Министерства гражданской авиации СССР.
Исходя из положений части 1 статьи 251 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Отказ от судебного иммунитета допускается только с согласия компетентных органов государства и должен быть произведен в порядке, предусмотренном законодательством этого государства. Третейская запись, предполагающая отказ от судебного иммунитета, включена во внешнеэкономический контракт - соглашение от 28.08.1991 N 004Р/91.
На момент заключения указанного соглашения порядок заключения внешнеэкономических договоров регулировался Постановлением Совета Министров СССР от 14.02.1978 N 122; НГР:С7800025 "О порядке подписания внешнеторговых сделок".
В соответствии с абзацем первым пункта 1 названного Постановления внешнеторговые сделки, заключаемые советскими организациями, правомочными совершать внешнеторговые операции, должны подписываться двумя лицами. Право подписи таких сделок имеют руководитель и заместители руководителя указанной организации, руководители фирм, входящих в состав этой организации, а также лица, уполномоченные доверенностями, подписанными руководителем организации единолично, если уставом (положением) организации не предусматривается иное.
Предусмотренный в постановлении от 14.02.1978 N 122; НГР:С7800025 порядок при подписании соглашения от 28.08.1991 N 004Р/91 соблюден не был.
Соглашение от лица Министерства гражданской авиации СССР и государственного научно-исследовательского института "Аэронавигация" подписано Ермоловым О.К. и Анодиной Т.Г. Сведения о занимаемых должностях, а также документы, удостоверяющие полномочия указанных лиц на подписание соглашения, отсутствуют.
Кроме того, свидетельств участия Министерства гражданской авиации СССР в заключении арбитражного соглашения (документов с печатью, на бланке министерства, с регистрационным номером), в суд не представлено.
Доказательств принадлежности лиц, подписавших арбитражное соглашение, к руководству Министерства гражданской авиации СССР и наличия полномочий на подписание арбитражного соглашения от лица Министерства гражданской авиации СССР в арбитражный суд не представлено.
Следовательно, ни Союзом Советских Социалистических Республик, ни Российской Федерацией как его правопреемником согласие на рассмотрение споров с их участием в третейском суде не подтверждено.
Арбитражное соглашение, заключенное лицами, не обладающими полномочиями на отказ от судебного иммунитета, подписанное с нарушением установленного порядка, не может рассматриваться как правовое основание отказа государства от судебного иммунитета.
Таким образом, оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому на основании пунктов 1, 3 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 подлежит отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.07.2005 по делу N А40-47191/04-60-485 Арбитражного суда города Москвы отменить.
Определение Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2005 по тому же делу оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 16.02.2006 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]
[проверено: 26.02.2006 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.100.000 Общие положения об обязательствах (см. также 030.150.090), 030.100.010 Понятие и стороны обязательств. Перемена лиц в обязательстве, 030.100.020 Исполнение обязательств, 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.010 Купля-продажа (см. также 030.100.050, 030.150.100, 090.100.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: