Основная информация
Дата опубликования: | 12 декабря 2019г. |
Номер документа: | RU29000201901422 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Архангельская область |
Принявший орган: | ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2019 г. № 687-пп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с пунктом 17 плана мероприятий исполнительных органов государственной власти Архангельской области и структурных подразделений администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области по реализации основных положений послания Губернатора Архангельской области Архангельскому областному Собранию депутатов о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Архангельской области на 2019 год, утвержденного распоряжением Губернатора Архангельской области от 21 мая 2019 года № 475-р, в целях систематизации мер, направленных на формирование экологической культуры населения Архангельской области, Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию по формированию экологической культуры населения Архангельской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
председателя Правительства
Архангельской области
В.М. Иконников
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Архангельской области
от 12 декабря 2019 г. № 687-пп
КОНЦЕПЦИЯ
по формированию экологической культуры населения
Архангельской области
ПАСПОРТ
Концепции по формированию экологической культуры
населения Архангельской области
Наименование
–
Концепция по формированию экологической культуры населения Архангельской области (далее – Концепция)
Разработчик
–
министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Цель
–
сформированность экологической культуры населения Архангельской области
Задачи
–
задача № 1 – создание системы всеобщего и комплексного экологического образования и просвещения широких масс населения с учетом региональных особенностей
задача № 2 – повышение уровня экологической культуры
в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества
задача № 3 – экологизация информационного пространства, включая информирование населения об экологическом состоянии Архангельской области
задача № 4 – экологизация культуры быта и досуга населения путем вовлечения широких слоев населения в природоохранную деятельность и информирования об уровне ответственности граждан за соблюдение экологического законодательства при безусловном наступлении ответственности за его нарушение
задача № 5 – совершенствование экологического воспитания и образования вне системы образования, включая профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения
задача № 6 – государственная поддержка экологического образования и просвещения, в том числе включение вопросов осуществления экологического образования, просвещения, формирования экологической культуры населения Архангельской области в государственные программы Архангельской области в сфере охраны окружающей среды, образования и просвещения
задача № 7 – повышение роли особо охраняемых природных территорий как эколого-просветительских центров
задача № 8 – совершенствование экологического воспитания и образования в системе образования, включая подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников в сфере экологии, в том числе по вопросам экологической безопасности
задача № 9 – формирование экологической культуры, повышение образовательного уровня населения Архангельской области, в том числе совершенствование профессиональных навыков и знаний в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности
задача № 10 – своевременное выявление и устранение причин антропогенного воздействия на окружающую среду
Сроки реализации
–
постоянно
Ожидаемые результаты
–
развитие системы непрерывного экологического образования и просвещения, способствующего достижению высокого уровня экологической культуры населения Архангельской области
I. Общие положения
Концепция, разработанная в соответствии с пунктом 17 плана мероприятий исполнительных органов государственной власти Архангельской области и структурных подразделений администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области по реализации основных положений послания Губернатора Архангельской области Архангельскому областному Собранию депутатов о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Архангельской области на 2019 год, утвержденного распоряжением Губернатора Архангельской области от 21 мая 2019 года № 475-р, представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления формирования экологической культуры населения Архангельской области, а также определяет стратегию и практические меры
по ее формированию и дальнейшему развитию.
Концепция определяет:
цель, задачи и ожидаемые результаты формирования экологической культуры населения;
основные принципы формирования экологической культуры населения;
основные направления деятельности по формированию экологической культуры населения, которые необходимо учитывать при разработке и реализации планов по формированию экологической культуры населения;
основные механизмы управления и координации действий по формированию экологической культуры населения.
II. Состояние экологической культуры населения
Архангельской области
К основным достижениям в сфере формирования экологической культуры населения отнесены:
осуществление информирования населения о законодательстве Российской Федерации и законодательства Архангельской области в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
ежегодное издание государственного доклада «Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области»;
организация регулярно проводимых эколого-просветительских и эколого-образовательных мероприятий и природоохранных акций;
наличие системы экологического образования в дошкольном, общем (начальном, основном, среднем) и дополнительном образовании;
подготовка в системе высшего образования кадров для деятельности в сфере экологического образования, экологии, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности;
наличие в Архангельской области системы особо охраняемых природных территорий всех уровней, их деятельность по экологическому просвещению и экологическому туризму;
наличие дискуссионных площадок для решения вопросов по экологическим проблемам;
наличие общественных экологических объединений;
межведомственный характер деятельности организаций в сфере культуры (музеев и библиотек) в деле экологического просвещения.
К основным проблемам в сфере формирования экологической культуры отнесены:
несовершенство нормативно-правового обеспечения экологического обучения, воспитания и развития;
отсутствие «единой структуры», координирующей деятельность межведомственного характера по экологическому просвещению;
недостаточность финансирования деятельности по экологическому просвещению;
незначительный охват детей систематическим (в том числе специализированным) экологическим образованием;
недостаточное финансирование для обновления материально-технической базы и создания условий для реализации практико-ориентированного подхода в изучении природных явлений;
недостаточное количество методической литературы, учебных и наглядных пособий, экологически ориентированных учебников с учетом специфических особенностей Архангельской области;
недостаточная обеспеченность педагогическими кадрами, имеющими специализированное педагогическое образование в области естественных наук и практическую подготовку для реализации экологических программ;
отсутствие системы переподготовки педагогических кадров для реализации экологически направленного образования;
отсутствие в обществе приоритета экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы;
укоренившиеся в сознании значительной части населения тенденции потребительского отношения к природе;
эпизодичность публикаций по экологической тематике в СМИ;
преобладание в СМИ информационных материалов, транслирующих ценности индустриально-потребительского общества без учета воздействия на объекты окружающей среды.
III. Основные принципы и приоритеты формирования
экологической культуры
5. Формирование экологической культуры основывается на следующих принципах и положениях:
создание благоприятных условий для экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Архангельской области;
системность, непрерывность и комплексность экологического образования и просвещения, ориентация на возрастные и социальные группы населения Архангельской области;
направленность экологического образования и просвещения на устойчивое социально-экономическое развитие Архангельской области и решение практических задач по улучшению качества окружающей среды;
открытость и доступность экологической информации;
единство экологического образовательного, культурного и информационного пространства Архангельской области, развитие взаимодействия органов государственной власти Архангельской области, институтов гражданского общества и бизнеса в решении задач в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Архангельской области;
участие граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций в развитии экологического образования, просвещения и формировании экологической культуры населения Архангельской области;
соблюдение экологического законодательства и принципа неотвратимости наступления ответственности за его нарушение.
Приоритеты государственной политики Архангельской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры:
совершенствование системы непрерывного экологического образования и просвещения населения, руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;
повышение квалификации и переподготовка кадров, работающих в системе экологического образования и воспитания;
экологизация информационного пространства.
IV.Основные направления деятельности по формированию экологической культуры
7. В целях формирования экологически ориентированных и научно-обоснованных взглядов на взаимодействие человека с окружающей средой необходимо осуществление целенаправленных эколого-развивающих, патриотических по отношению к природе и культуре страны мероприятий.
Совершенствование экологического образования
8. Экологическое образование должно рассматриваться в качестве основы для разработки нового образа жизни, влияющего на формирование необходимого социального базиса для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития Архангельской области. Исходя из этого, формирование экологической культуры необходимо признать в числе основных приоритетов развития системы образования.
Экологическое образование в системе дошкольного образования
9. Экологическое образование обучающихся в дошкольных образовательных организациях, как и других возрастных групп, должно объединять три взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие.
Основные методы экологического образования дошкольников: наблюдение, проектирование, моделирование, экспериментирование, элементарная поисковая деятельность, игровые обучающие ситуации.
Важным аспектом экологического образования обучающихся в дошкольных образовательных организациях является наличие соответствующей эколого-развивающей среды. Несмотря на имеющиеся здесь успехи, следует продолжить работу в данном направлении.
10. Основные направления деятельности:
экологизация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в помещении и на территории дошкольной образовательной организации, создание условий для ежедневного общения ребенка с природой;
организация экологического просвещения родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные организации;
организация экологического образования сотрудников дошкольных образовательных организаций;
создание условий для координации работы дошкольной образовательной организации с эколого-ориентированными государственными и общественными организациями;
проведение конкурсов рисунков и поделок на экологическую тематику;
проведение конкурсов на лучшую организацию работы по экологическому образованию, семинаров и конференций по обмену опытом в дошкольных образовательных организациях;
привлечение дошкольных образовательных организаций к участию в природоохранных социально-образовательных проектах;
подготовка и распространение средств наглядной агитации экологического образования в дошкольных образовательных организациях.
Экологическое образование в системе
начального, основного и среднего общего образования
11. На этапе начальной школы осуществляется воспитание ценностного отношения, формирование научных представлений о человеке и окружающей среде, их экологическом взаимодействии, становление начального опыта защиты природной среды.
На этапе основной и средней школы формируются основы культуры разумного потребления природных ресурсов, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний об окружающей среде и экологических проблемах современности.
12. Основные направления деятельности:
координация деятельности образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, по разработке программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования;
разработка образовательной программы по интеграции экологии в предметы естественнонаучного цикла для обучающихся 5 – 11 классов;
привлечение обучающихся к проектной деятельности экологической тематики с представлением своих проектов на областных конкурсах;
привлечение обучающихся к участию в федеральных и региональных природоохранных социально-образовательных проектах;
вовлечение обучающихся в практическую природоохранную деятельность;
проведение областных конкурсов педагогических коллективов и учителей (методика проведения урока, проекта, внеурочного мероприятия экологической направленности);
подготовка и распространение средств наглядной агитации экологического образования в организациях начального, основного и среднего общего образования.
Экологическое образование в системе
дополнительного образования детей
13. Развитие системы экологического образования возможно через совершенствование предметных, внеурочных и внешкольных форм деятельности, предполагающих необходимость тесного сотрудничества структур основного и дополнительного экологического образования.
Дополнительное экологическое образование дает возможность обучающимся овладеть новыми специфическими знаниями, применить полученные знания на практике и способствует формированию экологической культуры личности.
Дополнительное экологическое образование организуется на базе школы (внеклассная работа по предмету, предметные недели, факультативы, кружки, работа школьных научных обществ, экологические праздники), а также на базе специальных организаций системы дополнительного образования (станции юных натуралистов, детские экологические центры, клубы, центры детского творчества).
Для ведения дополнительного экологического образования образовательные организации взаимодействуют с организациями, связанными с охраной и использованием природных ресурсов (организации, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями, лесничества и др.).
Дополнительное экологическое образование отличается исключительным организационным разнообразием, что позволяет предоставлять обучающимся широкий выбор видов, форм и содержания экологической деятельности. Среди наиболее традиционных форм следует отметить такие, как олимпиады, конкурсы, экологические походы, экскурсии, учебные экологические тропы, экологические школы, летние экологические лагеря, участие в экологических акциях, волонтерская деятельность.
14. Основные направления деятельности:
развитие эковолонтерского движения среди обучающихся на базе организаций дополнительного образования;
развитие работы школьных лесничеств;
привлечение детей и педагогических работников к участию в масштабных федеральных и региональных мероприятиях, в том числе таких как «День дикого северного оленя», фестиваль «Веркольские первоцветы», конкурс «Зимняя сказка леса», областной фестиваль «Ода воде и лесу!», спортивно-экологическое мероприятие «Спортсмены Поморья за сохранение северной природы», всероссийская культурная акция «Покормите птиц», областной праздник «Птичьи трели», всероссийские субботники «Зеленая Россия», «Зеленая весна», «Водным объектам – чистые берега и причалы», акция «Единый день посадки деревьев» и других;
повышение охвата обучающихся дополнительным экологическим образованием, проведение уроков и классных часов на экологическую тему «Сделаем вместе!», «Особо охраняемые природные территории Архангельской области» и другое;
проведение региональных этапов всероссийской олимпиады обучающихся по экологии;
проведение учебно-исследовательской конференции «Юность Поморья!» и областного конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество»;
подготовка и распространение средств наглядной агитации экологического образования в организациях дополнительного образования.
Экологическое образование в системе среднего и высшего образования
15. Профессиональное экологическое образование представляет собой процесс обучения, воспитания и развития личности на основе профессиональных образовательных программ экологического профиля, обеспечивающих возможность квалифицированной профессиональной деятельности, направленной на решение комплекса проблем, связанных с обеспечением устойчивого и экологически безопасного развития общества.
16. Для формирования активной жизненной позиции используются различные формы и методы: привлечение студентов к участию в реализации природоохранных программ и мероприятий, в научно-исследовательских работах по профилю образования, в природоохранной деятельности через общественные организации, в экологическом просветительстве, проведение студенческих олимпиад, конференций, практик с реализацией задач экологической направленности и иные формы и методы.
Повышение квалификации и переподготовка кадров,
работающих в системе экологического образования
17. Успешность реализации Концепции зависит от уровня квалификации кадров, работающих в системе экологического образования и воспитания. Необходимо совершенствовать комплекс педагогических условий для овладения слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки (далее – слушатели) теоретическими и методическими основами формирования экологической культуры.
Важным аспектом является формирование у слушателей профессиональных и экологических ценностей, развитие профессиональных способностей, мотивов и потребностей, связанных с заинтересованностью в достижении высоких результатов своей работы, в росте профессионального мастерства.
Для этого необходимо готовить слушателей к использованию инновационных методов обучения, формировать у них систему методических умений, навыков и компетенций, обеспечивающих высокий уровень подготовки, развивать творческие и профессиональные способности.
18. Основные направления деятельности:
разработка современных образовательных программ и курсов (включающих учебные и учебно-методические издания, наглядные пособия, примеры передового опыта, электронные, аудио- и видеосредства);
совершенствование учебно-методических комплексов экологического образования слушателей;
подготовка и распространение средств наглядной агитации и информационной поддержки экологического образования в организациях общего, профессионального и дополнительного образования;
совершенствование профессионального мастерства специалистов в области экологии путем организации мастер-классов, конференций, круглых столов.
Профессиональная подготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов предприятий,
организаций и органов государственной власти Архангельской области, ответственных за принятие решений в области окружающей среды
и обеспечение экологической безопасности
19. Основные направления деятельности:
обновление программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и органов государственной власти Архангельской области по вопросам экологического права и экологического образования в интересах устойчивого развития Архангельской области;
разработка дополнительных программ курсов повышения квалификации педагогических работников и работников культуры по проблемам экологического образования и просвещения населения.
Совершенствование экологического просвещения и формирования экологической культуры
20. Основные направления формирования экологической культуры эффективно не реализуются, если в сознание общества не внедрены природоохранные принципы. Соответственно, экологическое просвещение индивидуума начинается с детства, когда закладываются нормы поведения и привычки ребенка, и продолжается на всем протяжении жизни. Ключевое значение имеет позиция семьи, детских организаций, детской литературы и искусства, телевидения, практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией.
Экологическое просвещение осуществляется органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными организациями, музеями, библиотеками, иными организациями в сфере культуры, природоохранными организациями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Архангельской области
21. Основными направлениями деятельности являются:
определение государственной политики Архангельской области в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Архангельской области;
утверждение государственных программ Архангельской области и муниципальных программ муниципальных образований Архангельской области;
воспитание экологического мировоззрения у всех возрастных категорий населения, организация и проведение конференций, конкурсов, семинаров, круглых столов и иных мероприятий;
координация межведомственного взаимодействия в области экологического просвещения;
информирование населения Архангельской области о принятых и разрабатываемых нормативных правовых актах Российской Федерации и Архангельской области в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;
распространение и пропаганда экологических знаний, создание информационных материалов, в том числе видеороликов, радиопрограмм, а также средств наглядной агитации для распространения среди населения и размещение их в средствах массовой информации;
издание учебной литературы в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности с учетом природных особенностей и экологической обстановки Архангельской области;
информирование населения Архангельской области о состоянии окружающей среды, природных ресурсов в Архангельской области (в том числе путем издания ежегодных докладов о состоянии окружающей среды в Архангельской области);
организация экспозиций, стационарных и передвижных выставок экологической направленности, проведение эколого-просветительских и практических природоохранных акций и мероприятий с широким привлечением представителей органов государственной власти Архангельской области, профсоюзов, общественных объединений, образовательных организаций, организаций в сфере культуры, средств массовой информации.
Основные направления деятельности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений, предприятий и организаций в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Архангельской области
22. Основными направлениями деятельности являются:
внесение в органы государственной власти Архангельской области предложений по реализации и совершенствованию государственной политики в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Архангельской области;
участие в разработке государственных программ и их реализации, в том числе через конкурсы социально-экологических проектов;
реализация интерактивных образовательных технологий посредством организации тренингов и обучающих семинаров;
организация выставок экологической направленности, экскурсий, презентаций экологических программ и учебно-просветительских материалов;
проведение информационных и иных кампании с целью формирования и повышения экологической культуры населения Архангельской области;
участие в общественных слушаниях;
публичное обсуждение актуальных вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
организация и участие в волонтерской деятельности;
участие в предотвращении деятельности, угрожающей экологической безопасности, здоровью людей, сохранению биологического разнообразия;
участие в общественном экологическом контроле, экспертизе и экологическом мониторинге за состоянием окружающей среды, природных объектов.
Основные направления деятельности организаций в сфере культуры
и в сфере экологического просвещения и формирования
экологической культуры населения Архангельской области
23. Основными направлениями деятельности являются:
создание выставок экологической направленности, в том числе передвижных;
комплектование библиотечного фонда документами экологического и правового характера; формирование электронных ресурсов экологической направленности;
проведение культурно-массовых мероприятий по вопросам экологии;
проведение мероприятий по повышению квалификации работников культуры по вопросам экологического образования и просвещения населения;
разработка и выпуск информационных, библиографических материалов, буклетов, методических пособий по экологическому просвещению населения.
Направления деятельности организаций, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Архангельской области
24. Направления деятельности:
организация системы экологического просвещения (в части создания структурных подразделений и экологических образовательных центров, информационных центров или визит-центров на особо охраняемых природных территориях);
разработка и реализация программ и проектов с учетом природных особенностей и экологической обстановки в Архангельской области, местных традиций и задач, стоящих перед конкретной особо охраняемой природной территорией;
создание условий для организации летних экологических лагерей и экспедиций;
проведение масштабных эколого-просветительских мероприятий, в том числе в образовательных организациях и организациях в сфере культуры, расположенных вблизи особо охраняемых природных территорий;
развитие экологического туризма как эффективной формы экологического просвещения населения Архангельской области (в том числе обустройство экологических троп, туристических маршрутов и стоянок, проведение экскурсий по экологическим тропам, экскурсий и сплавов по рекам);
издание методических материалов и выпуск полиграфической продукции пропагандистского и научно-популярного природоохранного профиля;
производство рекламно-сувенирной продукции, пропагандирующей особо охраняемые природные территории;
развитие института государственно-частного партнерства (создание рекреационной инфраструктуры).
V. Финансирование мероприятий
25. Финансирование деятельности в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Архангельской области осуществляется за счет средств областного бюджета, а также иных не запрещенных бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области источников.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
26. Качественное совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения в общей системе образования позволит повысить индивидуальную экологическую культуру значительного количества жителей Архангельской области.
Деятельность по экологизации сфер общественной жизни позволит изменить отношение к экологии в экономической, социальной, политической и духовной сферах, что повысит эффективность работы всей системы экологического образования, воспитания и просвещения и создаст условия для формирования общественного экологического сознания.
Рост экологической культуры населения, изменение отношения к экологическим проблемам в обществе неизбежно приведет к повышению рациональности использования природных ресурсов и улучшению состояния окружающей среды на территории Архангельской области.
_______________
ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2019 г. № 687-пп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с пунктом 17 плана мероприятий исполнительных органов государственной власти Архангельской области и структурных подразделений администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области по реализации основных положений послания Губернатора Архангельской области Архангельскому областному Собранию депутатов о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Архангельской области на 2019 год, утвержденного распоряжением Губернатора Архангельской области от 21 мая 2019 года № 475-р, в целях систематизации мер, направленных на формирование экологической культуры населения Архангельской области, Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию по формированию экологической культуры населения Архангельской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
председателя Правительства
Архангельской области
В.М. Иконников
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Архангельской области
от 12 декабря 2019 г. № 687-пп
КОНЦЕПЦИЯ
по формированию экологической культуры населения
Архангельской области
ПАСПОРТ
Концепции по формированию экологической культуры
населения Архангельской области
Наименование
–
Концепция по формированию экологической культуры населения Архангельской области (далее – Концепция)
Разработчик
–
министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Цель
–
сформированность экологической культуры населения Архангельской области
Задачи
–
задача № 1 – создание системы всеобщего и комплексного экологического образования и просвещения широких масс населения с учетом региональных особенностей
задача № 2 – повышение уровня экологической культуры
в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества
задача № 3 – экологизация информационного пространства, включая информирование населения об экологическом состоянии Архангельской области
задача № 4 – экологизация культуры быта и досуга населения путем вовлечения широких слоев населения в природоохранную деятельность и информирования об уровне ответственности граждан за соблюдение экологического законодательства при безусловном наступлении ответственности за его нарушение
задача № 5 – совершенствование экологического воспитания и образования вне системы образования, включая профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения
задача № 6 – государственная поддержка экологического образования и просвещения, в том числе включение вопросов осуществления экологического образования, просвещения, формирования экологической культуры населения Архангельской области в государственные программы Архангельской области в сфере охраны окружающей среды, образования и просвещения
задача № 7 – повышение роли особо охраняемых природных территорий как эколого-просветительских центров
задача № 8 – совершенствование экологического воспитания и образования в системе образования, включая подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников в сфере экологии, в том числе по вопросам экологической безопасности
задача № 9 – формирование экологической культуры, повышение образовательного уровня населения Архангельской области, в том числе совершенствование профессиональных навыков и знаний в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности
задача № 10 – своевременное выявление и устранение причин антропогенного воздействия на окружающую среду
Сроки реализации
–
постоянно
Ожидаемые результаты
–
развитие системы непрерывного экологического образования и просвещения, способствующего достижению высокого уровня экологической культуры населения Архангельской области
I. Общие положения
Концепция, разработанная в соответствии с пунктом 17 плана мероприятий исполнительных органов государственной власти Архангельской области и структурных подразделений администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области по реализации основных положений послания Губернатора Архангельской области Архангельскому областному Собранию депутатов о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Архангельской области на 2019 год, утвержденного распоряжением Губернатора Архангельской области от 21 мая 2019 года № 475-р, представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления формирования экологической культуры населения Архангельской области, а также определяет стратегию и практические меры
по ее формированию и дальнейшему развитию.
Концепция определяет:
цель, задачи и ожидаемые результаты формирования экологической культуры населения;
основные принципы формирования экологической культуры населения;
основные направления деятельности по формированию экологической культуры населения, которые необходимо учитывать при разработке и реализации планов по формированию экологической культуры населения;
основные механизмы управления и координации действий по формированию экологической культуры населения.
II. Состояние экологической культуры населения
Архангельской области
К основным достижениям в сфере формирования экологической культуры населения отнесены:
осуществление информирования населения о законодательстве Российской Федерации и законодательства Архангельской области в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
ежегодное издание государственного доклада «Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области»;
организация регулярно проводимых эколого-просветительских и эколого-образовательных мероприятий и природоохранных акций;
наличие системы экологического образования в дошкольном, общем (начальном, основном, среднем) и дополнительном образовании;
подготовка в системе высшего образования кадров для деятельности в сфере экологического образования, экологии, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности;
наличие в Архангельской области системы особо охраняемых природных территорий всех уровней, их деятельность по экологическому просвещению и экологическому туризму;
наличие дискуссионных площадок для решения вопросов по экологическим проблемам;
наличие общественных экологических объединений;
межведомственный характер деятельности организаций в сфере культуры (музеев и библиотек) в деле экологического просвещения.
К основным проблемам в сфере формирования экологической культуры отнесены:
несовершенство нормативно-правового обеспечения экологического обучения, воспитания и развития;
отсутствие «единой структуры», координирующей деятельность межведомственного характера по экологическому просвещению;
недостаточность финансирования деятельности по экологическому просвещению;
незначительный охват детей систематическим (в том числе специализированным) экологическим образованием;
недостаточное финансирование для обновления материально-технической базы и создания условий для реализации практико-ориентированного подхода в изучении природных явлений;
недостаточное количество методической литературы, учебных и наглядных пособий, экологически ориентированных учебников с учетом специфических особенностей Архангельской области;
недостаточная обеспеченность педагогическими кадрами, имеющими специализированное педагогическое образование в области естественных наук и практическую подготовку для реализации экологических программ;
отсутствие системы переподготовки педагогических кадров для реализации экологически направленного образования;
отсутствие в обществе приоритета экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы;
укоренившиеся в сознании значительной части населения тенденции потребительского отношения к природе;
эпизодичность публикаций по экологической тематике в СМИ;
преобладание в СМИ информационных материалов, транслирующих ценности индустриально-потребительского общества без учета воздействия на объекты окружающей среды.
III. Основные принципы и приоритеты формирования
экологической культуры
5. Формирование экологической культуры основывается на следующих принципах и положениях:
создание благоприятных условий для экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Архангельской области;
системность, непрерывность и комплексность экологического образования и просвещения, ориентация на возрастные и социальные группы населения Архангельской области;
направленность экологического образования и просвещения на устойчивое социально-экономическое развитие Архангельской области и решение практических задач по улучшению качества окружающей среды;
открытость и доступность экологической информации;
единство экологического образовательного, культурного и информационного пространства Архангельской области, развитие взаимодействия органов государственной власти Архангельской области, институтов гражданского общества и бизнеса в решении задач в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Архангельской области;
участие граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций в развитии экологического образования, просвещения и формировании экологической культуры населения Архангельской области;
соблюдение экологического законодательства и принципа неотвратимости наступления ответственности за его нарушение.
Приоритеты государственной политики Архангельской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры:
совершенствование системы непрерывного экологического образования и просвещения населения, руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;
повышение квалификации и переподготовка кадров, работающих в системе экологического образования и воспитания;
экологизация информационного пространства.
IV.Основные направления деятельности по формированию экологической культуры
7. В целях формирования экологически ориентированных и научно-обоснованных взглядов на взаимодействие человека с окружающей средой необходимо осуществление целенаправленных эколого-развивающих, патриотических по отношению к природе и культуре страны мероприятий.
Совершенствование экологического образования
8. Экологическое образование должно рассматриваться в качестве основы для разработки нового образа жизни, влияющего на формирование необходимого социального базиса для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития Архангельской области. Исходя из этого, формирование экологической культуры необходимо признать в числе основных приоритетов развития системы образования.
Экологическое образование в системе дошкольного образования
9. Экологическое образование обучающихся в дошкольных образовательных организациях, как и других возрастных групп, должно объединять три взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие.
Основные методы экологического образования дошкольников: наблюдение, проектирование, моделирование, экспериментирование, элементарная поисковая деятельность, игровые обучающие ситуации.
Важным аспектом экологического образования обучающихся в дошкольных образовательных организациях является наличие соответствующей эколого-развивающей среды. Несмотря на имеющиеся здесь успехи, следует продолжить работу в данном направлении.
10. Основные направления деятельности:
экологизация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в помещении и на территории дошкольной образовательной организации, создание условий для ежедневного общения ребенка с природой;
организация экологического просвещения родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные организации;
организация экологического образования сотрудников дошкольных образовательных организаций;
создание условий для координации работы дошкольной образовательной организации с эколого-ориентированными государственными и общественными организациями;
проведение конкурсов рисунков и поделок на экологическую тематику;
проведение конкурсов на лучшую организацию работы по экологическому образованию, семинаров и конференций по обмену опытом в дошкольных образовательных организациях;
привлечение дошкольных образовательных организаций к участию в природоохранных социально-образовательных проектах;
подготовка и распространение средств наглядной агитации экологического образования в дошкольных образовательных организациях.
Экологическое образование в системе
начального, основного и среднего общего образования
11. На этапе начальной школы осуществляется воспитание ценностного отношения, формирование научных представлений о человеке и окружающей среде, их экологическом взаимодействии, становление начального опыта защиты природной среды.
На этапе основной и средней школы формируются основы культуры разумного потребления природных ресурсов, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний об окружающей среде и экологических проблемах современности.
12. Основные направления деятельности:
координация деятельности образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, по разработке программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования;
разработка образовательной программы по интеграции экологии в предметы естественнонаучного цикла для обучающихся 5 – 11 классов;
привлечение обучающихся к проектной деятельности экологической тематики с представлением своих проектов на областных конкурсах;
привлечение обучающихся к участию в федеральных и региональных природоохранных социально-образовательных проектах;
вовлечение обучающихся в практическую природоохранную деятельность;
проведение областных конкурсов педагогических коллективов и учителей (методика проведения урока, проекта, внеурочного мероприятия экологической направленности);
подготовка и распространение средств наглядной агитации экологического образования в организациях начального, основного и среднего общего образования.
Экологическое образование в системе
дополнительного образования детей
13. Развитие системы экологического образования возможно через совершенствование предметных, внеурочных и внешкольных форм деятельности, предполагающих необходимость тесного сотрудничества структур основного и дополнительного экологического образования.
Дополнительное экологическое образование дает возможность обучающимся овладеть новыми специфическими знаниями, применить полученные знания на практике и способствует формированию экологической культуры личности.
Дополнительное экологическое образование организуется на базе школы (внеклассная работа по предмету, предметные недели, факультативы, кружки, работа школьных научных обществ, экологические праздники), а также на базе специальных организаций системы дополнительного образования (станции юных натуралистов, детские экологические центры, клубы, центры детского творчества).
Для ведения дополнительного экологического образования образовательные организации взаимодействуют с организациями, связанными с охраной и использованием природных ресурсов (организации, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями, лесничества и др.).
Дополнительное экологическое образование отличается исключительным организационным разнообразием, что позволяет предоставлять обучающимся широкий выбор видов, форм и содержания экологической деятельности. Среди наиболее традиционных форм следует отметить такие, как олимпиады, конкурсы, экологические походы, экскурсии, учебные экологические тропы, экологические школы, летние экологические лагеря, участие в экологических акциях, волонтерская деятельность.
14. Основные направления деятельности:
развитие эковолонтерского движения среди обучающихся на базе организаций дополнительного образования;
развитие работы школьных лесничеств;
привлечение детей и педагогических работников к участию в масштабных федеральных и региональных мероприятиях, в том числе таких как «День дикого северного оленя», фестиваль «Веркольские первоцветы», конкурс «Зимняя сказка леса», областной фестиваль «Ода воде и лесу!», спортивно-экологическое мероприятие «Спортсмены Поморья за сохранение северной природы», всероссийская культурная акция «Покормите птиц», областной праздник «Птичьи трели», всероссийские субботники «Зеленая Россия», «Зеленая весна», «Водным объектам – чистые берега и причалы», акция «Единый день посадки деревьев» и других;
повышение охвата обучающихся дополнительным экологическим образованием, проведение уроков и классных часов на экологическую тему «Сделаем вместе!», «Особо охраняемые природные территории Архангельской области» и другое;
проведение региональных этапов всероссийской олимпиады обучающихся по экологии;
проведение учебно-исследовательской конференции «Юность Поморья!» и областного конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество»;
подготовка и распространение средств наглядной агитации экологического образования в организациях дополнительного образования.
Экологическое образование в системе среднего и высшего образования
15. Профессиональное экологическое образование представляет собой процесс обучения, воспитания и развития личности на основе профессиональных образовательных программ экологического профиля, обеспечивающих возможность квалифицированной профессиональной деятельности, направленной на решение комплекса проблем, связанных с обеспечением устойчивого и экологически безопасного развития общества.
16. Для формирования активной жизненной позиции используются различные формы и методы: привлечение студентов к участию в реализации природоохранных программ и мероприятий, в научно-исследовательских работах по профилю образования, в природоохранной деятельности через общественные организации, в экологическом просветительстве, проведение студенческих олимпиад, конференций, практик с реализацией задач экологической направленности и иные формы и методы.
Повышение квалификации и переподготовка кадров,
работающих в системе экологического образования
17. Успешность реализации Концепции зависит от уровня квалификации кадров, работающих в системе экологического образования и воспитания. Необходимо совершенствовать комплекс педагогических условий для овладения слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки (далее – слушатели) теоретическими и методическими основами формирования экологической культуры.
Важным аспектом является формирование у слушателей профессиональных и экологических ценностей, развитие профессиональных способностей, мотивов и потребностей, связанных с заинтересованностью в достижении высоких результатов своей работы, в росте профессионального мастерства.
Для этого необходимо готовить слушателей к использованию инновационных методов обучения, формировать у них систему методических умений, навыков и компетенций, обеспечивающих высокий уровень подготовки, развивать творческие и профессиональные способности.
18. Основные направления деятельности:
разработка современных образовательных программ и курсов (включающих учебные и учебно-методические издания, наглядные пособия, примеры передового опыта, электронные, аудио- и видеосредства);
совершенствование учебно-методических комплексов экологического образования слушателей;
подготовка и распространение средств наглядной агитации и информационной поддержки экологического образования в организациях общего, профессионального и дополнительного образования;
совершенствование профессионального мастерства специалистов в области экологии путем организации мастер-классов, конференций, круглых столов.
Профессиональная подготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов предприятий,
организаций и органов государственной власти Архангельской области, ответственных за принятие решений в области окружающей среды
и обеспечение экологической безопасности
19. Основные направления деятельности:
обновление программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и органов государственной власти Архангельской области по вопросам экологического права и экологического образования в интересах устойчивого развития Архангельской области;
разработка дополнительных программ курсов повышения квалификации педагогических работников и работников культуры по проблемам экологического образования и просвещения населения.
Совершенствование экологического просвещения и формирования экологической культуры
20. Основные направления формирования экологической культуры эффективно не реализуются, если в сознание общества не внедрены природоохранные принципы. Соответственно, экологическое просвещение индивидуума начинается с детства, когда закладываются нормы поведения и привычки ребенка, и продолжается на всем протяжении жизни. Ключевое значение имеет позиция семьи, детских организаций, детской литературы и искусства, телевидения, практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией.
Экологическое просвещение осуществляется органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными организациями, музеями, библиотеками, иными организациями в сфере культуры, природоохранными организациями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Архангельской области
21. Основными направлениями деятельности являются:
определение государственной политики Архангельской области в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Архангельской области;
утверждение государственных программ Архангельской области и муниципальных программ муниципальных образований Архангельской области;
воспитание экологического мировоззрения у всех возрастных категорий населения, организация и проведение конференций, конкурсов, семинаров, круглых столов и иных мероприятий;
координация межведомственного взаимодействия в области экологического просвещения;
информирование населения Архангельской области о принятых и разрабатываемых нормативных правовых актах Российской Федерации и Архангельской области в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;
распространение и пропаганда экологических знаний, создание информационных материалов, в том числе видеороликов, радиопрограмм, а также средств наглядной агитации для распространения среди населения и размещение их в средствах массовой информации;
издание учебной литературы в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности с учетом природных особенностей и экологической обстановки Архангельской области;
информирование населения Архангельской области о состоянии окружающей среды, природных ресурсов в Архангельской области (в том числе путем издания ежегодных докладов о состоянии окружающей среды в Архангельской области);
организация экспозиций, стационарных и передвижных выставок экологической направленности, проведение эколого-просветительских и практических природоохранных акций и мероприятий с широким привлечением представителей органов государственной власти Архангельской области, профсоюзов, общественных объединений, образовательных организаций, организаций в сфере культуры, средств массовой информации.
Основные направления деятельности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений, предприятий и организаций в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Архангельской области
22. Основными направлениями деятельности являются:
внесение в органы государственной власти Архангельской области предложений по реализации и совершенствованию государственной политики в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Архангельской области;
участие в разработке государственных программ и их реализации, в том числе через конкурсы социально-экологических проектов;
реализация интерактивных образовательных технологий посредством организации тренингов и обучающих семинаров;
организация выставок экологической направленности, экскурсий, презентаций экологических программ и учебно-просветительских материалов;
проведение информационных и иных кампании с целью формирования и повышения экологической культуры населения Архангельской области;
участие в общественных слушаниях;
публичное обсуждение актуальных вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
организация и участие в волонтерской деятельности;
участие в предотвращении деятельности, угрожающей экологической безопасности, здоровью людей, сохранению биологического разнообразия;
участие в общественном экологическом контроле, экспертизе и экологическом мониторинге за состоянием окружающей среды, природных объектов.
Основные направления деятельности организаций в сфере культуры
и в сфере экологического просвещения и формирования
экологической культуры населения Архангельской области
23. Основными направлениями деятельности являются:
создание выставок экологической направленности, в том числе передвижных;
комплектование библиотечного фонда документами экологического и правового характера; формирование электронных ресурсов экологической направленности;
проведение культурно-массовых мероприятий по вопросам экологии;
проведение мероприятий по повышению квалификации работников культуры по вопросам экологического образования и просвещения населения;
разработка и выпуск информационных, библиографических материалов, буклетов, методических пособий по экологическому просвещению населения.
Направления деятельности организаций, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Архангельской области
24. Направления деятельности:
организация системы экологического просвещения (в части создания структурных подразделений и экологических образовательных центров, информационных центров или визит-центров на особо охраняемых природных территориях);
разработка и реализация программ и проектов с учетом природных особенностей и экологической обстановки в Архангельской области, местных традиций и задач, стоящих перед конкретной особо охраняемой природной территорией;
создание условий для организации летних экологических лагерей и экспедиций;
проведение масштабных эколого-просветительских мероприятий, в том числе в образовательных организациях и организациях в сфере культуры, расположенных вблизи особо охраняемых природных территорий;
развитие экологического туризма как эффективной формы экологического просвещения населения Архангельской области (в том числе обустройство экологических троп, туристических маршрутов и стоянок, проведение экскурсий по экологическим тропам, экскурсий и сплавов по рекам);
издание методических материалов и выпуск полиграфической продукции пропагандистского и научно-популярного природоохранного профиля;
производство рекламно-сувенирной продукции, пропагандирующей особо охраняемые природные территории;
развитие института государственно-частного партнерства (создание рекреационной инфраструктуры).
V. Финансирование мероприятий
25. Финансирование деятельности в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Архангельской области осуществляется за счет средств областного бюджета, а также иных не запрещенных бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области источников.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
26. Качественное совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения в общей системе образования позволит повысить индивидуальную экологическую культуру значительного количества жителей Архангельской области.
Деятельность по экологизации сфер общественной жизни позволит изменить отношение к экологии в экономической, социальной, политической и духовной сферах, что повысит эффективность работы всей системы экологического образования, воспитания и просвещения и создаст условия для формирования общественного экологического сознания.
Рост экологической культуры населения, изменение отношения к экологическим проблемам в обществе неизбежно приведет к повышению рациональности использования природных ресурсов и улучшению состояния окружающей среды на территории Архангельской области.
_______________
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 26.02.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: