Основная информация

Дата опубликования: 13 апреля 2015г.
Номер документа: RU62000201500285
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Рязанская область
Принявший орган: Министерство образования Рязанской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от  13 апреля 2015г. № 11

Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

<Изменения: постановление Министерства образования и молодежной политики Рязанской области  от 22.03.2018г. № 11; нгр:RU62000201800163>

В соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" министерство образования Рязанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению.

2. Признать утратившим силу Постановление министерства образования Рязанской области от 18 июля 2012 г. N 9 "Об утверждении Порядка организации подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Программы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя министра образования Рязанской области Е.В. Веселову.

<Пункт 3 в новой редакции: постановление Министерства образования и молодежной политики Рязанской области  от 22.03.2018г. № 11; нгр:RU62000201800163>

Министр образования Рязанской области                                                                      О.С.Щетинкина

Приложение

к Постановлению

министерства образования

Рязанской области

от 13 апреля 2015 г. N 11

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ

РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

I. Общие положения

1. Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа), разработана в соответствии с требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 623.

2. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в иные установленные семейным законодательством Российской Федерации формы (далее - кандидаты в приемные родители) предполагает разные способы проведения занятий (очно, очно-заочно, в том числе с использованием дистанционных методов обучения) и разные формы обучения (лекции, практикумы, тренинги, "круглые столы", консультации, индивидуальные и групповые занятия).

3. Курс подготовки кандидатов в приемные родители ориентирован на 72 академических часа: из них 30% - теоретические занятия, 70% - практические занятия, включая итоговую аттестацию (собеседование).

4. Учебно-тематический план Программы:

NN

пп

Темы разделов

Количество часов

всего

в том числе

теоретические занятия

практические занятия

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

4

2

2

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

8

1

7

3

Этапы развития ребенка

4

1

3

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

6

1

5

5

Последствия для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, разрыва с кровной семьей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

6

1

5

6

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

6

0

6

7

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

8

1

7

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

3

1

2

9

Особенности полового воспитания ребенка

3

2

1

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

12

2

10

11

Основы законодательства Российской Федерации и Рязанской области об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, о мерах государственной помощи и поддержки приемных семей

8

8

0

12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

1,5

0,5

13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители (собеседование)

2

0

2

14

Всего

72

21,5

50,5

II. Перечень разделов Программы

Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.

В начале занятия проводится индивидуальное собеседование в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье).

Содержание, цели и этапы Программы подготовки кандидатов в приемные родители.

Задачи подготовки:

- выявление и формирование воспитательных компетенций, родительских навыков для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

- оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью;

- ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

- формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

- формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления приемного ребенка;

- ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

- ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

- ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

В рамках обучения кандидатов в приемные родители:

- проводятся обучающие тренинги и консультирование, психоэмоциональное обследование состояния кандидатов;

- анализируются причины, по которым дети остаются без попечения родителей;

- дается характеристика контингента детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- разъясняется процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

- дается характеристика установленных российским законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.

Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые) и необходимость их обеспечения приемными родителями.

Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка.

Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Раздел 3. Этапы развития ребенка.

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

Диспропорции развития ребенка. Понятия "умственная отсталость", "задержка психического развития" и др.

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.

Оценка кандидатами в приемные родители своих возможностей воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 5. Последствия для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, разрыва с кровной семьей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Типы "нарушенной привязанности" (негативная (невротическая), амбивалентная, избегающая, дезорганизованная).

Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи.

Особенности ожидания приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

Этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.

Тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Способы, как сказать ребенку, что он приемный.

Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка.

Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними.

Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.

Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.

Влияние опыта приемных родителей на отношение к детям с "трудным" поведением.

Роль специалистов в решении проблем "трудного" поведения ребенка.

Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

Создание безопасных условий воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни.

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от его возраста, состояния здоровья и развития.

Раздел 9. Особенности полового воспитания ребенка.

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.

Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.

Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.

Семейная история и ее обсуждение.

Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.

Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, семейные традиции.

Понимание членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации и Рязанской области об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, о мерах государственной помощи и поддержки приемных семей.

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная).

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители.

Порядок предоставления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Порядок предоставления органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Порядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечень документов ребенка, передаваемых приемной семье.

Порядок оформления (переоформления) документов ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Рязанской области. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

Порядок осуществления органами опеки и попечительства надзора за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), членов их семей.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей - ребенку, третьими лицами - приемной семье и ребенку.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

Родительские и профессиональные функции приемной семьи.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, важность такого взаимодействия.

Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте их проживания.

Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.

Обсуждение:

- результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.

- степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.

Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление их готовности к приему ребенка на воспитание в свою семью.

Дача заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

III. Требования к уровню подготовки кандидатов

в приемные родители, успешно освоивших Программу

В процессе подготовки кандидатов в приемные родители к воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо сформировать систему знаний и умений по вопросам юридических, медицинских, социально-педагогических и психолого-педагогических аспектов, которые позволят обеспечить и укрепить осознание готовности к приему ребенка в семью.

3.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:

- о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, о мерах социальной поддержки и финансовой помощи приемным семьям;

- об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

- о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как дома, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;

- о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

3.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны знать:

- права и обязанности приемных родителей;

- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

- важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

- причины возникновения и последствия эмоциональной депривации;

- о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей - на психофизическое развитие и поведение ребенка;

- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

- особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;

- о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;

- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье;

- основы законодательства Российской Федерации и Рязанской области об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;

- порядок взаимодействия приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными органами и организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

3.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:

- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

- рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

- выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

- осознавать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;

- быть готовыми оказать поддержку ребенку, пережившему горе и потерю;

- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

- понимать разницу в проявлениях детской сексуальности и сексуализированного поведения;

- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- понимать разницу между потребностями ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

- заботиться о здоровье ребенка;

- соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

- быть готовыми к сотрудничеству с организациями, специалистами, работающими с семьей и детьми;

- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным семьям.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019
Рубрики правового классификатора: 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.010 Общие положения, 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать