Основная информация

Дата опубликования: 13 июля 2009г.
Номер документа: ru31000200900278
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Белгородская область
Принявший орган: Правительство Белгородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2009 года № 248-пп

ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «БЕЛГОРОДЧИНА - ТЕРРИТОРИЯ БЕЗ СИРОТ» НА 2009-2010 ГОДЫ

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление правительства Белгородской области от 19.07.2010 года № 249-пп, НГР: ru31000201000291}

В целях решения проблемы социального сиротства в Белгородской области, развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 года № 404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», в соответствии с решением правления Фонда от 4 июня 2009 года о выделении Белгородской области в 2009 году финансовой поддержки правительство Белгородской области постановляет:

1. Утвердить областную программу развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Белгородчина - территория без сирот» на 2009-2010 годы (далее -программа, прилагается).

2. Определить департамент здравоохранения и социальной защиты населения области (Белоусов Н.И.) координатором данной программы.

3. Департаменту здравоохранения и социальной защиты населения области:

- обеспечить выполнение программы за счет денежных средств областного бюджета и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств, выделенных на реализацию данной программы.

4. Определить грантополучателем по программе управление социальной защиты населения области (Батанова Е.П.).

5. Управлению социальной защиты населения области обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных программой.

6. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) обеспечить финансирование программы в объемах, утвержденных законом Белгородской области от 21 декабря 2009 года № 320 «Об областном бюджете на 2010 год»

{п.6. в редакции постановления правительства Белгородской области от 19.07.2010 года № 249-пп}

7. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент здравоохранения и социальной защиты населения области (Белоусов Н.И.).

Информацию об исполнении постановления представить к 1 июля 2010 года.

Губернатор Белгородской области Е. Савченко

Утверждена

постановлением правительства

Белгородской области

от 13 июля 2009 г.

№ 248-пп

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление правительства Белгородской области от 19.07.2010 года № 249-пп}

Областная программа развития

семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Белгородчина - территория без сирот»

на 2009 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

Областная программа развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Белгородчина - территория без сирот». (Далее -программа).

Орган управление программой

департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области

Основные разработчики программы

управление социальной защиты населения Белгородской области

Основные исполнители программы

управление социальной защиты населения Белгородской области

Сроки реализации программы

2009-2010 гг.

Цель программы

реализация права ребенка жить и воспитываться в семье; сокращение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных учреждениях.

Задачи программы

- создание условий, направленных на выявление и устранение причин социального сиротства и семейного неблагополучия;

- социальная поддержка семей, воспитывающих детей; рациональное использование средств регионального бюджета на поддержку семьи и развитие семейных форм устройства;

- создание сети служб поддерживающих услуг для семей и детей с целью профилактики детского семейного неблагополучия;

- сокращение и перепрофилирование образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переориентация их деятельности на обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье;

- расширение института замещающих семей; - изменение общественного мнения жителей области о замещающей семье и проблеме детей-сирот в целом;

- создание системы профессиональной подготовки и сопровождения замещающих семей.

Целевая группа; Количественные и качественные показатели программы

Дети, нуждающиеся в семейном устройстве - 800 человек;

специалисты интернатных учреждений - 200 человек;

- специалисты органов опеки и попечительства - 80 человек;

- граждане, желающие взять детей на воспитание,- 480 человек (ежегодно); семьи (1500 человек) и дети (3000 человек), нуждающиеся в социальной помощи;

- дети, воспитывающиеся в приемных семьях и семьях опекунов (попечителей), - 1770 человек.

Перечень основных мероприятий программы

1. Профилактика социального неблагополучия семей и эффективная реабилитация детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Создание служб сопровождения семей и детей с целью профилактики детского семейного неблагополучия.

2. Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Создание системы профессионального сопровождения замещающих семей.

3. Изменение общественного мнения жителей области о замещающей семье и проблеме детей-сирот в целом. Социальная реклама детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

4.Повышение профессиональной компетенции и эффективности работы специалистов органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов области. Обобщение положительного опыта.

Общий объем и источники финансирования программы

207538,2 тысячи рублей, в том числе из обл. бюджета: 195958,2 тыс.руб.; из средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: 11580,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1. Сокращение количества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в области и выявляемых ежегодно.

2. Увеличение количества детей, передаваемых ежегодно на воспитание в замещающие семьи. Увеличение доли усыновленных детей от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных семейными формами.

3. Расширение сети служб, предоставляющих помощь семье и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, максимально приближенных к месту проживания семьи.

4. Повышение в глазах общества социального статуса замещающей семьи.

5. Увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственном учреждении (больницы, приюты, социально-реабилитационные центры, интернатные учреждения), возвращаемых в биологическую семью.

6. Создание в муниципальных образованиях профессиональных служб подготовки и сопровождения замещающих семей.

7. Увеличение количества денежных средств, направляемых из областного бюджета ежегодно на семейные формы устройства.

I. Содержание проблемы сиротства детей и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области, как и по России в целом, на протяжении последних лет сохраняло стойкую тенденцию: ежегодно примерно 30 процентов выявляемых детей направлялись в учреждения для детей-сирот, остальные 70 процентов - в семьи. Сравнительный анализ данных показывает: число детей, ежегодно получающих статус оставшихся без попечения родителей, примерно равно числу устраиваемых в семьи - это в результате сохраняет постоянной численность контингента воспитанников в учреждениях.

В связи с этим проблема сиротства стала одним из приоритетных направлений социальной политики Белгородской области.

В русле стратегических задач региональной государственной социальной политики, предполагающей минимизацию социального сиротства, в области на основе принципов системности и комплексности разработана и реализуется региональная программа семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Белгородчина - территория без сирот», направленная на обеспечение гарантий приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье.

Целенаправленная работа по защите прав и законных интересов несовершеннолетних в рамках реализации программы семейного устройства способствовала появлению в регионе в последние годы положительных тенденций сохранения права ребенка на биологическую семью и снижения количества ежегодно выявляемых детей, утративших родительское попечение.

В 2008 году количество таких детей в сравнении с 1999 годом (1009 детей) сократилось более чем в два рта.

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых ежегодно

Одной из задач, реализуемых в рамках региональной программы семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является увеличение количества возвращенных в биологические семьи выявленных и находящихся на государственном попечении детей. Для этого в области сформирована система муниципальных и государственных учреждений временного размещения несовершеннолетних, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

В районах и городах в системе социальной защиты населения создано 14 социально-реабилитационных центров различной направленности. В дополнение к муниципальной сети функционируют областной специализированный дом ребенка системы здравоохранения и областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних с приютом системы социальной защиты населения.

В 2007 году с целью предотвращения отказов от детей малолетнего возраста, обеспечения комплексной социальной поддержки и оказания медицинской, психологической помощи родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на базе Белгородского областного специализированного дома ребенка создан кризисный центр «Милосердие». 70 процентов детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на попечении у государства, возвращаются в биологические семьи после реабилитации семьи. Таким семьям оказывается помощь в создании необходимых жилищно-бытовых условий, трудоустройстве, проведении лечения, материальная и психологическая поддержка.

В дополнение к федеральной нормативной правовой базе принят ряд законов Белгородской области, направленных на ликвидацию социального сиротства и развитие института замещающей семьи, в частности, законы:

- о защите прав ребенка в Белгородской области;

- о системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;

- о финансовой поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан на условиях опеки и попечительства;

- о финансовой поддержке усыновленных детей;

- по вопросам жилищной поддержки граждан, усыновивших детей;

- по развитию семейных форм устройства детей, утративших родительское попечение: создание приемных семей и семейных детских домов;

- об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области.

В соответствии с распоряжением правительства Белгородской области от 20 октября 2008 года № 392-рп «О наделении дополнительными полномочиями управления социальной защиты населения Белгородской области» уполномоченным органом исполнительной власти Белгородской области в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено управление социальной защиты населения Белгородской области. Распоряжением правительства Белгородской области от 29 декабря 2008 года № 474 - рп «О совершенствовании системы государственных образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ведомство управления социальной защиты населения области переданы 7 детских домов.

В настоящее время в системе социальной защиты населения области находятся органы опеки и попечительства, центры помощи семьи и детям, детские дома. Таким образом, в области все органы и учреждения, отвечающие за помощь семье и несовершеннолетним, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находятся в одной структуре. Это позволяет более эффективно осуществлять работу по ранней профилактике семейного неблагополучия, преодолению социального сиротства и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан и интернатные учреждения.

В целях повышения значимости данного направления деятельности и усиления контроля за органами опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов области принято постановление правительства Белгородской области от 4 февраля 2008 года № 18-пп «Об организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Белгородской области», в соответствии с которым организовано рейтинговое соревнование между муниципальными районами и городскими округами области.

Основными целями рейтингового соревнования являются: реализация права ребенка жить и воспитываться в семье, сокращение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных учреждениях, профилактика социального сиротства в муниципальных районах и городских округах области.

Для улучшения качества предоставляемых услуг в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление правительства Белгородской области от 11 февраля 2008 года № 24-пп «О мерах по стимулированию оплаты труда работников, осуществляющих функции опеки и попечительства, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов».

В качестве основных показателей деятельности специалистов органов опеки и попечительства введены следующие: выявление детей, оказавшихся в социально опасном положении, и возвращение их в социально адаптированную биологическую семью; устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания.

Количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно направляемых в интернатные учреждения области

Каждый специалист получает стимулирующую часть заработной платы за конкретного ребенка, возвращенного в биологическую семью либо устроенного в замещающую семью, поэтому имеет личную заинтересованность в эффективности своей работы.

Ежегодно в области проводится конкурс «Лучший муниципальный орган опеки и попечительства», направленный на привлечение внимания общественности к проблеме детей-сирот, повышение результативности работы органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов в сфере защиты прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа и на решение проблемы сиротства в целом по области.

В области принят ряд законов, направленных на социальную поддержку граждан, усыновивших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Закон Белгородской области от 12 сентября 2005 года № 220 «О внесении изменений в Социальный кодекс Белгородской области», предусматривает социальные выплаты усыновителям в размере 6 тысяч рублей до достижения ребенком 18 лет, а в случае обучения в высших и средних учебных заведениях - до 23 лет.

С принятием закона Белгородской области от 25 ноября 2005 года № 3 «Об улучшении жилищных условий граждан, усыновивших детей на территории Белгородской области» усыновление стало возможным для молодых семей и одиноких женщин, проживающих в общежитиях, в съемных квартирах и в жилых помещениях площадью менее учетной нормы, предусмотренной Жилищным кодексом Российской Федерации, что ранее являлось препятствием для осуществления процесса усыновления. Согласно вышеуказанному закону, граждане, проживающие на территории Белгородской области и усыновившие ребенка, имеют право на улучшение жилищных условий путем:

- предоставления жилых помещений вне очереди по договору социального найма по месту жительства усыновителей;

предоставления однократного беспроцентного займа для приобретения, строительства либо завершения строительства индивидуального жилого дома сроком до 10 лет.

В целях реализации на территории Белгородской области государственной политики в части соблюдения права ребенка жить и воспитываться в семье в 2000 году был создан областной центр опеки и усыновления департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, основными задачами которого являлись:

- реализация в области региональной модели семейного устройства;

- создание регионального государственного банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве в семьи граждан Российской Федерации, граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства;

- координация и контроль за процессом передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, осуществление подбора детям усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей, подготовка документов, необходимых для решения вопросов устройства детей;

- создание условий для реализации права граждан на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей;

- организация работы по информированию населения области о детях, нуждающихся в устройстве в семьи граждан.

В соответствии с распоряжением правительства Белгородской области от 20 октября 2008 года № 392-рп «О наделении дополнительными полномочиями управления социальной защиты населения Белгородской области» с 1 ноября 2008 года функции регионального оператора, возложенные ранее на областной центр опеки и усыновления, переданы отделу опеки и попечительства управления социальной защиты населения Белгородской области.

В настоящее время в области создана единая база данных о детях, нуждающихся в семейном устройстве, и гражданах, желающих взять детей на воспитание в свои семьи.

Отделом опеки и попечительства управления социальной защиты населения Белгородской области совместно с областной телерадиокомпанией «Мир Белогорья» реализуется проект «Островок надежды», направленный на социальную рекламу семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также оказывается методическая помощь специалистам интернатных учреждений и органов опеки и попечительства по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В каждом муниципальном образовании совместно с региональными средствами массовой информации разработаны медиапланы рекламы семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Размещение социальной рекламы конкретных детей ведется по месту выявления в районных средствах массовой информации: радио, телевидение, газеты. 37 печатных средств массовой информации размещают социальную рекламу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тем самым в регионе формируется общественное мнение о необходимости воспитания сирот в условиях семьи и недопустимости помещения детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня стало традицией то, что прежде чем ребенок, оставшийся без попечения родителей, будет направлен в интернатное учреждение, информация о нем размещается в районных средствах массовой информации и он предлагается кандидатам, состоящим на учете в областном банке данных.

Разработка законодательной базы, материальная поддержка замещающих семей, интенсивная разъяснительная работа с населением области способствовала изменению ситуации в регионе и увеличению количества ежегодно передаваемых на воспитание в семьи граждан детей, оставшихся без попечения родителей.

За последние четыре года на воспитание в семьи граждан определен 1801 ребенок:

Количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно передаваемых в семьи граждан

В области сложилась целостная система устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В течение последних 3 лет количество детей, ежегодно устраиваемых в семьи, превышает число выявленных.

Региональная программа предполагает развитие всех форм семейного устройства: усыновления, опеки (попечительства), приемной семьи и семейного детского дома.

Приоритетной формой устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области является усыновление как наиболее эффективная форма семейного устройства.

С принятием в области законов, направленных на социальную поддержку граждан, усыновивших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, количество детей, переданных на усыновление жителям Белгородской области, значительно возросло (с 55 детей в 2005, до 151 в 2007 году).

Количество усыновленных детей

Снижение количества усыновленных детей в 2008 году по сравнению с 2006 и 2007 годами обусловлено снижением в 2 раза количества выявленных детей в возрасте до 3 лет - наиболее востребованной усыновителями возрастной категории детей.

Растет усыновление жителями Белгородской области, процент усыновлений иностранными гражданами снижается. В 2005 году он составил 23 процента, в 2008 - 5,2 процента.

В области усыновителям ежемесячно выплачиваются пособия на каждого усыновленного ребенка до 18 лет (учащегося очной формы обучения образовательных учреждений высшего или среднего профессионального образования до достижения им 23 лет). С 1 января 2007 года размер пособия составлял 5000 рублей на каждого усыновленного ребенка, с 1 января 2008 года- 6000 рублей, с 1 января 2009 года - 8000 рублей. На конец 2008 года выплаты осуществлялись на 360 усыновленных детей.

За время реализации закона Белгородской области от 25 ноября 2005 года № 3 «Об улучшении жилищных условий граждан, усыновивших детей на территории Белгородской области» 40 семьям улучшены жилищные условия, из них предоставлено жилье по социальному найму 37семьям, выданы ссуды на строительство домов усадебного типа 3, из расчета 18 кв. метров на каждого члена семьи. В том числе в 2008 году 6 семьям усыновителей предоставлено жилье по социальному найму. На эти цели из областного бюджета израсходовано 13, 5 млн. рублей.

Помимо усыновления в Белгородской области распространенной формой устройства детей на воспитание в семью остается опека и попечительство.

Под опеку чаще передаются дети в возрасте старше пяти лет. Опека позволяет сохранить родственные связи, эмоциональные контакты, делает жизнь ребенка, перенесшего потерю родителей, более безболезненной.

Под опеку и попечительство за период 2005-2008 года передано 1026 детей:

Количество детей, переданных под опеку (попечительство)

На территории Белгородской области на конец 2008 года в семьях опекунов проживал 1 531 ребенок, оставшийся без попечения родителей.

На каждого ребенка, воспитывающегося в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, ежемесячно выплачивается денежное содержание. Размер пособия ежегодно индексируется с учетом инфляции. 2008 году выплаты производились в размере 4 304 рубля, в 2009 году размер выплат составил 4 683 рубля. Органами опеки и попечительства осуществляется контроль за расходованием денежных средств опекунами и приемными родителями.

Принятые в области законы от 14 июля 1997 года № 124 «О приемной семье», от 03 марта 2004 года № 119 «О семейном детском доме» способствовали развитию в области института приемной семьи и семейного детского дома. Так, количество детей, воспитывающихся в приемных семьях, в 2007 году по сравнению с 2004 годом выросло на 109 процентов, а в 2008-на 179 процентов.

Количество детей, ежегодно направляемых в интернатные учреждения

В приемных семьях и семейных детских домах обрели новые семьи ребята из многодетных семей. Благодаря такой форме семейного устройства у родных братьев и сестер появилась возможность жить и воспитываться в одной семье.

Правительством Белгородской области оказывается всесторонняя поддержка приемным семьям и семейным детским домам:

-для приемных семей и семейных детских домов, в которых воспитывается более 5 детей, были построены коттеджи усадебного типа;

- производятся ежемесячные выплаты на содержание детей в размерах, установленных, как и на подопечных детей;

- на каждого приемного ребенка в возрасте до 3-х лет и детей-инвалидов до 16 лет выплачивается ежемесячное пособие в размере 200 рублей;

- родителям, воспитывающим детей в сельской местности, производится ежемесячная доплата в размере 25 процентов от заработной платы в месяц;

- предоставляется скидка в размере 50 процентов в оплате за пользование коммунальными услугами и телефоном.

Органами местного самоуправления:

- оказывается помощь по ремонту помещений, приобретению бытовой техники, оборудования;

- выделяются горюче - смазочные материалы.

Большое внимание уделяется работе по повышению социального статуса замещающей семьи. На протяжении ряда лет победителями

областного конкурса «Крепка семья - крепка Россия» становились приемные семьи и семейные детские дома (семьи Зеленчуковых, Скоровых, Воробьевых). Почетным знаком Белгородской области «Материнская слава» награждены приемные мамы Зеленчукова Г.М. и Акиншина Н.В. Приемная семья Алябьевых из с. Ближняя Игуменка Белгородского района стала победителем в номинации «Художественное творчество» Всероссийской творческой ассамблеи замещающих семей, проводимой Министерством образования Российской Федерации в 2008 году в г. Пенза.

Начиная с 2008 года в рамках реализации областной программы «Дети Белгородчины» на 2007 - 2010 годы» в областном этапе Всероссийского фестиваля детского творчества «Созвездие» наряду с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, принимают участие несовершеннолетние дети, воспитывающиеся в приемных семьях области и семейных детских домах.

В соответствии с распоряжением губернатора Белгородской области 9 ноября 2007 года № 902-р «О проведении в 2008 году областного благотворительного марафона «Вместе мы - семья!» приобретены автомобили и выделены денежные средства на улучшение жилищных условий для приемных семей и семейных детских домов.

Благодаря реализации программы семейных форм устройств «Белгородчина - территория без сирот» в области установилась стойкая тенденция снижения количества ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и преимущественного определения несовершеннолетних в замещающую семью, что позволило закрыть в 2005 - 2006 годах 2 детских дома (Шебекинский и Борисовский) на 85 мест и Ютановскую школу-интернат (100 мест). В 2007 году были закрыты еще 2 детских дома Губкинский и Ивнянский (125 мест) и Красногвардейская школа-интернат для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на 80 мест, в 2008 году - Новооскольский детский дом на 92 места.

Количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях области

Функционирующая сеть интернатных учреждений (школы-интернаты и 7 детских домов) в полном объеме удовлетворяет образовательную потребность детей, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом их психофизических параметров. Детские дома располагаются в современных коттеджах, в них созданы условия, приближенные к домашним. Условия для обучения, воспитания, развития и содержания воспитанников соответствуют гигиеническим требованиям к устройству, содержанию и режиму работы в детских домах и школах - интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитанники обеспечены достаточным и полноценным питанием, а также одеждой, обувью, инвентарем. Воспитание детей осуществляется по семейному типу. Дефицит мест в детских домах области отсутствует.

II. Цель, задачи и сроки реализации программы

В области проблема детей рассматривается в неразрывной связи с проблемами семьи, поскольку именно в семье формируется и крепнет правильное отношение к родным и близким, закладываются основы гражданственности. В связи с этим в области реализуется региональная программа семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленная на обеспечение гарантий приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье.

Основой программы является формирование единой политики и системы защиты прав детей. Настоящая программа отражает задачи, определяет подходы и направления их решения, необходимые изменения нормативной правовой базы.

Цель программы: реализация права ребенка жить и воспитываться в семье, сокращение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных учреждениях.

Данная программа предполагает реализацию следующих задач:

- создание условий, направленных на выявление и устранение причин социального сиротства и семейного неблагополучия;

- формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию программы, эффективное развитие семейных форм устройства детей-сирот;

- социальная поддержка семей, воспитывающих детей;

- рациональное использование средств областного бюджета на поддержку семьи и развитие семейных форм устройства;

- создание сети поддерживающих услуг для семей и детей с целью профилактики детского и семейного неблагополучия;

сокращение и перепрофилирование образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переориентация их деятельности на обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье;

- расширение института замещающих семей;

- изменение общественного мнения жителей области о замещающей семье и проблеме детей-сирот в целом;

- создание системы профессиональной подготовки и сопровождения замещающих семей;

- реформирование системы органов опеки и попечительства с целью реализации инновационной модели развития семейных форм устройства. Введение в качестве основных показателей деятельности специалистов органов опеки и попечительства следующих критериев: устройство и содействие в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания; сохранение и возврат детей в биологическую семью.

Решение задач программы происходит на базе проводимой в области общей профилактики детского неблагополучия, которая создает благоприятные условия для воспитания здоровых в физическом и социальном отношении детей, поддержки семьи и материнства.

Предполагаемые сроки реализации программы - 2009-2010 годы. В случае отсутствия средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализация намеченных мероприятий данной программы возможна в сокращенном объеме и в более длительные сроки.

III. Система программных мероприятий

Основными направлениями являются:

1. Профилактика социального неблагополучия семей и эффективная реабилитация детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Создание служб сопровождения семей и детей с целью профилактики детского семейного неблагополучия.

2. Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Создание системы профессионального сопровождения замещающих семей;

3. Изменение общественного мнения жителей области о замещающей семье и проблеме детей-сирот в целом. Социальная реклама детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Повышение профессиональной компетенции и эффективности работы специалистов органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов области.

Реализация программных мероприятий в полной мере позволит достичь следующих результатов:

1. Сокращение количества ежегодно выявляемых детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в области.

2. Увеличение количества детей, передаваемых ежегодно на воспитание в замещающие семьи. Увеличение доли усыновленных детей от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных семейными формами.

3. Расширение сети служб, оказывающих помощь семье и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, максимально приближенных к месту проживания семьи.

4. Повышение в глазах общества социального статуса замещающей семьи.

5. Сокращение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и реформирование функционирующих в центры семейного устройства и сопровождения замещающих семей.

6. Увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных учреждениях (больницы, приюты, социально-реабилитационные центры, интернатные учреждения), возвращаемых в биологическую семью.

7. Создание в муниципальных образованиях профессиональных служб подготовки и сопровождения замещающих семей.

8. Увеличение количества денежных средств, направляемых из областного бюджета ежегодно на семейные формы устройства.

В целях развития системы защиты прав, свобод и интересов несовершеннолетних постановлением губернатора Белгородской области от 24 февраля 2009 года № 9 введена должность уполномоченного по правам ребенка в Белгородской области, основными задачами которого являются:

- обеспечение гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка.

- содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка;

- содействие в совершенствовании законодательства Белгородской области о правах, свободах и законных интересах ребенка;

- содействие деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления Белгородской области, общественных и иных некоммерческих организаций в области обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

- совершенствование механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

- разъяснение и пропаганда прав, свобод и законных интересов ребенка среди детей и их законных представителей;

- информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

- развитие международного сотрудничества в области обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка.

До 2010 года на территории области планируется создать службу уполномоченного по правам ребенка.

Одним из приоритетных направлений деятельности управления социальной защиты населения Белгородской области в рамках программы является создание в области службы подготовки и сопровождения замещающих родителей. Подготовительный этап решения данной задачи заключается в методическом сопровождении и обучении специалистов органов опеки и попечительства, работающих в этом направлении, а так же подготовка нормативной правовой базы.

В области разработана авторская программа подготовки замещающих родителей, реализация которой позволит подготовить замещающих родителей к выполнению новой роли: осознать истинные мотивы принятия ребенка в семью, приобрести знания основ законодательной базы о правах и обязанностях замещающих родителей, особенностей развития и воспитания детей, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации в семье, оптимизировать процессы становления и развития семей, принявших детей на воспитание; свести к минимуму возврат детей из замещающих семей.

Решением областного экспертного совета департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности в сфере образования 19 июня 2008 года программа одобрена и рекомендована к применению.

В 2008 году проведены обучающие семинары специалистов органов опеки и попечительства районов и городов области по подготовке к работе с региональной программой подготовки замещающих родителей в Школах замещающих родителей. На базе Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в мае 2008 года проведены курсы повышения квалификации специалистов органов опеки и попечительства по теме: «Обеспечение исполнения законодательства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории области», в рамках которых рассмотрены вопросы работы с замещающей семьей, создания школ подготовки родителей к принятию ребенка в семью. В 2009 году запланирована курсовая переподготовка специалистов органов опеки и попечительства по теме: «Развитие профессиональной компетентности специалистов в сфере опеки и попечительства по социально-психологическому сопровождению замещающих семей».

В целях предотвращения случаев возврата детей из замещающих семей, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»,

предусматривающим подготовку и сопровождение замещающих семей, управлением социальной защиты населения Белгородской области планируется создание территориальных служб сопровождения замещающих семей на базе органов опеки и попечительства в муниципальных районах и городских округах области. Службами подготовки и сопровождения будут решаться следующие задачи:

- создание в области сети Школ замещающих родителей для обучения и оказания квалифицированной помощи в процессе становления и развития замещающих семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- разработка программ Школ замещающих родителей, издание методических пособий для специалистов органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальных работников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также замещающих родителей;

- контроль за деятельностью органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, в части соблюдения прав и законных интересов детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Правовое, социальное и психологическое сопровождение замещающих семей.

Параллельно с задачей подготовки и сопровождения замещающих родителей перед управлением социальной защиты населения области стоит задача подготовки детей, проживающих в интернатных условиях, к жизни в замещающей семье.

С 2004 года в области ежегодно с целью расширения института замещающей семьи проводятся акции «Новый год в семье для детей из детских домов области», «Летние каникулы в семье».

Более 100 детей из детских домов новогодние праздники, зимние и летние каникулы провели в семьях, и с каждым годом растет число жителей Белгородской области, желающих взять детей из интернатных учреждений в гости в свою семью.

Дети, вернувшиеся в детский дом, несмотря на кратковременность пребывания в семье, приобретают социальный опыт, получают представления о разнообразии социальных ролей в семье, у них вырабатываются представления о семейных традициях, этикете. Многие из детей продолжают общаться с принимающими семьями, посещают их в каникулы и выходные дни. Это помогает сформировать у детей не роль сироты, а роль полноценного человека, способного решать проблемы, отвечать за свои поступки.

На базе Разуменского детского дома, учредителем которого является промышленное предприятие ОАО «Завод ЖБК-1», был основан и успешно развивается институт крестных родителей. Работники завода стали крестными родителями детей детского дома. Крестные родители являются полноправными участниками процесса воспитания.

Вместе с крестными родителями дети отмечают дни рождения, Рождество, Новый год, Пасху, проводят спортивно-туристические праздники, экскурсии.

Крестные родители постоянно приглашают детей к себе на каникулы и праздничные дни. В их доме ребенок приобретает навыки семейной экономики, жизнедеятельности семьи, положительный опыт общения между детьми и родителями.

Крестные родители участвуют не только в праздниках, но и в решении проблем воспитания своих подшефных.

Благодаря институту приемных родителей и гостевому режиму дети приобретают опыт семейной жизни, заботы о близких, что способствует более успешной адаптации к жизни в замещающих семьях. Положительный опыт Разуменского детского дома внедрен в остальных детский домах области.

Педагогическим коллективом детского дома «Южный» разработана программа подготовки детей, проживающих в интернатных учреждениях, к жизни в замещающей семье «Дорога к дому».

Программа направлена на развитие социальной, трудовой и физической активности воспитанников, их социально-бытовых навыков, которые позволили бы успешно адаптироваться в обществе, с учетом выбора самого ребёнка, планирующего свое будущее, его способностей, предпочтений и особенностей характера. Основной задачей программы является подготовка и передача детей в семьи граждан, приобретение знаний, умений и навыков для проживания в семьях (в семьях усыновителей, создание собственной семьи). Она включает в себя следующие аспекты: диагностика психо-эмоционального состояния ребенка, психолого-педагогическая подготовка ребёнка для проживания в приёмной семье и создания своей собственной семьи, знакомство с потенциальными родителями, накопление воспитанниками социально значимого опыта.

Программа включает 4 раздела систем отношений: «Я и мое Я», «Я и мое здоровье», «Я и мое Отечество», «Я и моя семья». В каждом разделе разработаны направления, которые в свою очередь имеют несколько тем.

Целью программы является создание у воспитанников позитивного образа семьи.

Задачи программы:

1. Сформировать жизненную компетенцию воспитанников, которая включает в себя подготовку к жизни в замещающей семье и созданию своей собственной семьи.

2. Помочь получить более полное представление о будущей семье, её роли в жизни человека и общества, своей значимости в создании семьи, соотносить представления и желания с реальностью.

3. Способствовать развитию самосознания о необходимости жить в семье.

4. Воспитать ребенка, способного в будущем самостоятельно создать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, а также вырастить своих детей, чтобы они не повторили их судьбы.

Программа представляет собой систему отношений личности, рассчитана на 2 возрастные категории детей (дошкольный возраст и школьный возраст).

Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятельности воспитанников, организацию свободного времени в течение дня и сочетает в себе различные виды деятельности с учётом возрастных возможностей воспитанников. Содержание программы разработано на основе принципов гуманистической направленности (отношение воспитателя к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъект-субъектных отношениях); природосообразности (воспитания детей сообразно их полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, экологические последствия своих действий и поведения); культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях); эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально-бытовых умений и навыков). Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг - ступенька вверх в духовном, физическом и социальном становлении.

В процесс ликвидации социального сиротства в области включены по вертикали с ориентиром на результат все субъекты профилактики и, прежде всего, органы социальной защиты населения, внутренних дел, по делам молодежи, здравоохранения, трудоустройства, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Они нацелены на оперативное разрешение вопросов трудовой занятости родителей, оказания материальной, социально-медицинской и другой социальной помощи семье. Постоянно ведется патронат семей «группы риска», отслеживается зарождение семейного неблагополучия, принимаются меры по нормализации семейной ситуации: кодирование от алкогольной зависимости, трудоустройство, поддержка в создании подсобного хозяйства, медицинская, психологическая, материальная и другая помощь.

Исходя из поставленных задач и предъявляемых требований более результативным становится вклад каждого субъекта системы профилактики в общее дело.

Адекватно по содержанию и формам сложившейся ситуации выстроено нравственно-образовательное значение просветительской работы с населением по вопросам сиротства, замещающими и неблагополучными семьями.

Важную функцию здесь выполняют духовно-просветительские центры, численность которых в области продолжает расти. К активному сотрудничеству в вопросах укрепления целостности семьи, усиления внимания к проблеме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привлечены служители церкви. Их влияние на укрепление семейных уз и повышение ответственности родителей за воспитание детей идет как посредством целевых проповедей во время богослужения, так и посредством индивидуальной работы с различными категориями семей, включая и замещающие семьи.

Один из первых семейных детских домов в Белгородской области был создан на базе Свято-Никольского храма, где родителями-воспитателями являются настоятель Свято-Никольского храма отец Николай и матушка Наталья. На базе Свято-Никольского храма работает духовно-просветительский центр и воскресная школа для учащихся и их родителей.

Сформированная в области система учреждений помощи семьям и детям становится все более оптимальным и высокоэффективным комплексом. Она включает 14 социально-реабилитационных центров различной направленности, социальные приюты и группы временного размещения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Данная система учреждений способствует устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан либо возврату в биологическую семью, минуя этап интернатного учреждения.

В структуре служб помощи семье функционирует также областной дом ребенка системы здравоохранения, на базе которого в 2007 году с целью предотвращения отказов от детей в малолетнем возрасте, обеспечения комплексной социальной поддержки и оказания медицинской, психологической помощи родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, был создан кризисный центр «Милосердие».

Заработал в полную силу социально-педагогический ресурс: во многих территориях созданы психолого-педагогические центры помощи семье и детям, повышена результативность деятельности социальных педагогов и педагогов-психологов. Совместно с органами социальной защиты населения налажена деятельность телефонов экстренной психологической помощи, телефонов доверия.

Вопросы сиротства в Белгородской области - это прерогатива не только органов управления социальной защиты населения как исполняющих функцию по опеке и попечительству.

На региональном уровне введен ежемесячный мониторинг деятельности органов местного самоуправления по вопросам лишения родителей родительских прав, выявления детей, утративших родительское попечение; устройства детей в замещающую семью. Данные показатели включены также в областное рейтинговое соревнование между муниципальными образованиями. На их основе системно оценивается работа органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Введены меры морального и материального поощрения за достигнутые положительные результаты деятельности муниципальных образований.

Складывающаяся в области устойчивая тенденция сокращения социального сиротства - результат слаженного эффективного межведомственного и внутриведомственного взаимодействия различных служб.

IV. Оценка эффективности и социально-экономических последствии реализации программы

Наименование

Единица измерения

Значение 2008года

2009 год

2010 год

1 вариант*

2 вариант*

1 вариант*

2 вариант*

Сокращение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории области

проценты

2667

10 процентов

15 процентов

13 процентов

15 процентов

Сокращение количества детей, находящихся в интернатных учреждениях области и учреждениях профессионального образования

проценты

828

15 процентов

20 процентов

23 процентов

25 процентов

Увеличение количества детей, ежегодно передаваемых на воспитание в семьи граждан (усыновление, опека (попечительство), приемные семьи, семейные детские дома)

проценты

440

10 процентов

15 процентов

20 процентов

25 процентов

Увеличение доли усыновленных детей от общего числа переданных на воспитание в семьи граждан

проценты

22 процента (96 детей)

30 процентов

35 процентов

35 процентов

40 процентов

Увеличение числа приемных семей

проценты

86 семей

на 20 процентов

на 25 процентов

на 25процентов

на 30 процентов

Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, возвращенных в биологические семьи

человек

35

45

50

50

60

* 1 вариант - при отсутствии финансирования Фондом.

* 2 вариант - при предоставлении средств Фонда.

Мероприятия областной программы развития семенных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, «Белгородчина - территория без сирот»

Мероприятие

Задачи

Ожидаемый результат

Количество человек

Сроки реализации

Объем финансирования с указанием источника финансирования (тыс.руб.) 2009 г.

1

2

3

4

5

6

Раннее выявление детей и семей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке:

1.1. Создание регламента межведомственного взаимодействия все субъектов профилактики по раннему выявлению семей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке

Выработать алгоритм межведомственного взаимодействия по раннему выявлению и определить категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке

Снижение на 10 процентов количества ежегодно выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей. Увеличение на 20 процентов количества детей, возвращаемых в биологическую семью

2009год

1.2. Расширен не сети центров помощи семье и детям со стационарным размещением детей:

- в Алексеевском районе и г. Алексеевка на 25 мест;

Сохранить ребенка в его кровной семье.

Максимально приблизить центры оказания помощи к месту проживания семьи. Сделать менее болезненным для ребенка отрыв из семьи. Сохранить эмоционально-близкие социальные связи, возможность общения с семьей и друзьями

Снижение на 30 процентов количества ежегодно выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей. Возврат 80 процентов детей, прошедших реабилитацию, в биологическую семью

Ежегодно предполагается 150 детей разместить в приюте, 300 семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и прошедшим реабилитацию в центре, оказать помощь

2009 год

Средства фонда

8150,0

6550,0

- в Яковлевском районе на 20 мест (см. Приложение 1).

Ежегодно предполагается 100 детей разместить в приюте, 200 семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и прошедшим реабилитацию в центре, оказать помощь

1600,0

1.3.Созданне служб сопровождении неблагополучных семей и семей, оказавшихся в кризисной ситуации, на базе социально-реабилитационных центров в: Вейделевском районе; Оборудование кабинетов социального педагога и психолога; оборудование сенсорной комнаты

Оказание комплексной

Снижение ежегодно выявляемого

Открытие служб сопровождения позволит:

ежегодно оказывать социальную, психологическую юридическую помощь 85 семьям, в которых воспитывается 100 детей

2009 год

Средства фонда

450,0

150,0

300,0

Ракитянском районе;

Оборудование кабинетов социального педагога и психолога и оборудование сенсорной комнаты

помощи семье, оказавшейся в кризисной ситуации

количества детей, оставшихся без попечения родителей. Возврат детей в биологическую семью

Ежегодно оказывать социальную, психологическую, юридическую помощь 97 семьям, в которых воспитывается 175 детей

1.4. Совершенствование работы муниципальных социально -реабилитационных центров и центров помощи семьи детям

1.5.Проведение семинаров для специалистов центров по овладению инновационными технологиями работы с семьей

Повышение эффективности деятельности работы с неблагополучной семьей с ориентацией на развитие внутреннего потенциала семьи

Эффективная помощь семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Снижение количества неблагополучных семей, нуждающихся в постоянной государственной поддержке

Предполагается участие в семинарах 150 специалистов центров помощи семьи и детям и социально реабилитационных центров

За счет средств, предусмотренных в областном бюджете по отрасли «Социальная политика»

2. Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Создание системы профессионального сопровождения замещающих семей

Оказание профессиональной помощи гражданам, желающим взять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью:

2.1.Создание при управлении социальной защиты Шебекинского района центра семейного устройства «Надежда». Оборудование кабинетов специалистов, приобретение легкового автомобиля

Сокращение времени, затрачиваемого гражданами на процедуру устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет возможности получения услуг в одном месте. Сокращение времени, затрачиваемого гражданами на подготовку документов для получения социальных гарантий усыновителям

Увеличение количества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно передаваемых на воспитание в замещающие семьи, до 75 процентов от числа вывяленных

Ежегодно предполагается оказывать помощь 200 кандидатам в усыновители, опекуны (попечители), приемные семьи и замещающим семьям, в которые будут переданы или в которых воспитываются 250 детей

2009 год

Средства фонда 500,0

Создание на базе управления социальной защиты населения Белгородского района центра семейного устройства. Оборудование кабинета психолога и социального педагога

Ежегодно предполагается оказывать помощь 200 кандидатам в усыновители, опекуны (попечители), приемные семьи и замещающим семьям, в которые будут переданы или в которых воспитываются 250 детей

2.2.Оказание социальной поддержки гражданам усыновившим детей. Выплата ежемесячного социального пособия усыновителям в соответствии с законодательством области

Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье

Увеличение количества усыновляемых детей

600

2009 год

Областной бюджет 54200,0

2.3.Развнтие института приемной семьи и семейного детского дома, социальная поддержка замещающих семей:

оплата труда приемным родителям;

- ежемесячная доплата в размере 25 процентов от оплаты труда родителям, воспитывающим детей в сельской местности;

- льгота по оплате коммунальных услуг и телефона в размере 50 процентов;

выплата пособия в размере 200 рублен на каждого из приемных детей в возрасте до 3 лет и детей-инвалидов в возрасте до 16 лет;

- денежное содержание на детей в замещающих семьях

Развитие в области семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Увеличение количества приемных семей и количества детей из многодетных семей в возрасте старше 7 лет, передаваемых в приемные семьи

400

2009 год

Областной бюджет

131000,0

2.4. Создание ассоциаций приемных и опекунских семей «Теплый дом»: Проведение «круглого стола» 1 раз в год

Популяризация положительного опыта воспитания детей-сирот в условиях замещающей семьи; повышение престижа замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, клавшихся без попечения родителей

Обмен опытом воспитания детей между приемными семьями

Проведение выездных недельных семинаров на базе оздоровительных лагерей в каникулярное время, предполагается участие в семинарах 30 приемных семей с 50 приемными детьми (всего участников 100x3500)

2009 год

Средства фонда 350,0

Проведение выездных недельных семинаров на базе оздоровительных лагерей в каникулярное время

2.5. Создание и организация работы служб сопровождения замещающих семей, школ замещающих родителей и консультационных пунктов в муниципальных районах и городских округах области:

1. «Центр помощи семьи и детям» г.Белгорода;

2. Грайворонский Центр помощи семьи и детям;

3. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Старый Оскол;

4.Социально-реабилитационный центр в Алексееве ком районе;

5.Обучение специалистов центров и служб сопровождения

Оказание квалифицированной помощи в процессе становления и развития замещающих семей, принявших детей-сирот и

Профессиональная подготовка приемных родителей и опекунов, усыновителей, сопровождение замещающих семей, с целью предотвращения возврата детей из

Предполагается оказать консультационную помощь и сопровождение замещающих семей

750 семей, в которых

2009 год

Средства фонда 930,0

250,0

2.6.Разработка и издание методических пособий для замещающих семей

Дистанционное обучение и подготовка к преодолению возможных проблем в условиях замещающей семьи

Профессиональная подготовка приемных родителей и опекунов, предотвращение возврата детей из замещающих семей

500 экз.

2009 год

Областные средства 0,1

2.7.Перепрофилнрование детских домов в центры семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей:

1. Белгородский детский дом «Южный»;

Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье.

Внедрение новых форм работы с воспитанниками детских домов

Увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно передаваемых на воспитание в замещающие семьи из интернатных учреждений

Предполагается из 50 детей передать в замещающие семьи 50 процентов

2009 год

Средства фонда

750,0

750,0

2.8.Реалпзацня в детских домах области программы «Дорога к дому»

: 1. Белгородский детский дом «Южный»;

2. Старооскольский детский дом

Подготовка воспитанников детских домов к жизни в замещающей семье и созданию своей собственной семьи

Формирование у воспитанников детских домов позитивного образа семьи

Программа будет реализовываться в отношении 150 воспитанников детских домов

2009 год

3. Изменение общественного мнения жителей области о замещающей семье и проблеме детей-сирот в целом. Социальная реклама детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

3.1 .Информирование населения о формах семейного устройства и законодательных актах, направленных на поддержку усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей: издание буклетов, плакатов, баннеров

Популяризация семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, среди населения области

Увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно передаваемых на воспитание в замещающие семьи. Сокращение численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Ознакомление граждане положительным опытом воспитания детей в условиях замещающей семьи

500

2009 год

0,1

3.2.Социальная реклама детей, нуждающихся в семейном устройстве, в районных и областных средствах массовой информации:

1. Акция «Островок надежды» совместно с телекомпанией «Мир Белогорья»

2.Создание видеоролика о детях, нуждающихся в семейном устройстве

Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье

Жители области

Предполагается создать видеоролики на 300 детей воспитанников детских домов, для размещения на сайтах детских домов, управления социальной защиты населения и местных телекомпаниях

2009 год

Областные средства

3.4.Сотрудничество с общественными организациями и другими институтами гражданского общества

Развитие социального партнерства

Формирование толерантного и ответственного отношения гражданского общества к сиротам, семьям, нуждающимся в государственной поддержке и защите, замещающим семьям

2009 год

3.5.Созданне службы уполномоченного по правам ребенка: - открытие кабинета приема граждан; - текущие расходы на работу службы

Обеспечение гарантий государственной защиты, прав, свобод и законных интересов ребенка

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

Предполагается, что ежегодно будут приниматься службой более 1000 человек по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

2009 год

Средства фонда 200,0

4.Повышенне профессиональной компетенции и эффективности работы специалистов органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов области

4.1.Проведение курсов повышения квалификации специалистов органов опеки и попечительства

Повышение эффективности и результативности работы

Повышение уровня профессиональной компетенции приведет к снижению времени затрачиваемого на решение вопросов защиты прав несовершеннолетних , гражданами, обращающимися в органы опеки и попечительства

Ежегодно обучение будут проходить 50 специалистов, которые осуществляют на территории области защиту прав и законных интересов 250 тыс. несовершеннолетних

2009 год

Средства фонда

250,0

4.2.Проведение тренинговых занятий, практических семинаров со специалистами органов опеки и попечительства и работниками детских домов области

Повышение эффективности и результативности работы

Повышение уровня профессиональной компетенции

100

2009 год

За счет средств, предусмотренных в областном бюджете по отрасли «Социальная политика»

4.3.Провсдение «круглого стола» по теме: «Развитие профессиональной компетентности специалистов в сфере опеки и попечительства по социально -психологическому сопровождению замещающих семей»

Популяризация положительного опыта работы с замещающей семьей

Обмен опытом по сопровождению замещающих семей

150

2009 год

4.4.Финансирование заработной платы специалиста органов опеки и попечительства в зависимости от эффективности результатов деятельности

Повышение личной заинтересованности в результатах собственного труда

Повышение эффективности управления деятельностью в сфере опеки и попечительства в муниципальных районах и городских округах области

2009 год

Областной бюджет

10658,0

4.5.Проведение областного конкурса среди органов опеки и попечительства

Повышение эффективности управления деятельностью в сфере опеки и попечительства в муниципальных районах и городских округах области

2009 год

Областной бюджет

100,0

4.6. Проведение рейтинговых соревновании между органами опеки и попечительства в соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 4 февраля 2008 года № 18-пн «Об организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Белгородской области»

Повышение эффективности управления деятельностью в сфере опеки и попечительства в муниципальных районах и городских округах области

2009 год

4.7. Создание единой информационной базы по Белгородской области работы органов опеки и попечительства, включающей в себя базы данных о семьях, нуждающихся в государственной поддержке, о замещающих семьях, детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в семейном устройстве, а также детях-сиротах и лицах из их числа, нуждающихся в обеспечении жильем.

Создание единого информационного пространства для всех специалистов органов опеки и попечительства

Сокращение сроков оказания социальных услуг гражданам, сокращение времени, требующего специалисту для подготовки ответов гражданам, заключений по разным вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

Ежегодно порядка 150 тыс. человек.

Средства фонда

ИТОГО:

207538,2

В том числе:

из областного бюджета - 195958,2 тыс.руб.

из средств Фонда поддержки

детей, находящихся в

трудной жизненной ситуации - 11580.0 тыс.руб.

Приложение

к постановлению

правительства области

от 19 июля 2010г. № 249-пп

Мероприятия областной программы развития

семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, "Белгородчина - территория без сирот" на 2010 год

Мероприятие

Задачи

Ожидаемый результат

Охват социальными услугами

(с указанием количества человек)

Сроки

реализации

Объем финансирования с указанием источника финансирования (тыс. руб.) 2010 г.

1

2

3

4

5

6

1. Профилактика социального неблагополучия семей и эффективная реабилитация детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Создание служб сопровождения семей и детей с целью профилактики детского семейного неблагополучия

1. Расширение сети центров помощи семье и детям со стационарным размещением детей:

1.1.Расширение в Грайворонском районе центра на 50 мест.

Сохранить ребенка в его кровной семье. Максимально приблизить центры оказания помощи к месту проживания семьи. Сделать менее болезненным для ребенка отрыв из семьи. Сохранить

Снижение на 20 процентов количества ежегодно выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей. Возврат 80 процентов детей, прошедших реабилитацию, в биологическую семью

Охват детей в стационарном режиме -200 человек. Социальное сопровождение семей, оказавшихся в грудной жизненной ситуации, - 200 человек

2010 год

Средства фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее -Фонд)

4550,0

1.2. Открытие кризисного центра для женщин с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Ремонт помещения центра за счет средств Грайворонского района

эмоционально близкие социальные связи, возможность общения с семьей и друзьями

Оказание всем женщинам комплексной помощи в решении проблем, а также сопровождение семьи, ранее прошедшей реабилитацию на базе центра

Ежегодно через центр пройдет 70 семей

Средства Фонда 20500,0

1.3.Создание службы сопровождения неблагополучных семей и семей, оказавшихся в кризисной ситуации, на

базе Ракитянского социально-реабилитационного центра:

- оборудование кабинетов социального педагога, психолога и сенсорной комнаты

Текущее содержание социально-реабилитационного центра

Оказание комплексной помощи семье, оказавшейся в кризисной ситуации

Открытие служб сопровождения позволит:

- снизить ежегодное выявление количества детей, оставшихся без попечения родителей; - увеличить возврат детей в биологическую семью;

- улучшить качество оказываемых услуг детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Охват детей в стационарном режиме-180 человек. Социальное сопровождение семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - 200 человек

2010 год

Средства Фонда 450,0

Областной бюджет 7409,0

1.4. Совершенствование работы муниципальных социально-реабилитационных центров и центров помощи семье и детям. 1.5. Проведение семинаров для: специалистов центров по овладению инновационными технологиями работы с семьей

Повышение эффективности работы с неблагополучной семьей с ориентацией на развитие внутреннего потенциала семьи

Эффективная помощь семье, оказавшейся в грудной жизненной ситуации. Снижение количества неблагополучных семей, нуждающихся в постоянной государственной поддержке

Участие в семинарах 150 специалистов центров помощи семье и детям и социально-реабилитацион­ных центров

2. Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

Создание системы профессионального сопровождения замещающих семей

2.1. Оказание профессиональной помощи гражданам, желающим взять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью: -создание при управлении социальной защиты населения администрации Белгородского района центра семейного устройства, -оборудование кабинета психолога и социального педагога

Увеличение количества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно передаваемых на воспитание в замещающие семьи, до 75 процентов от числа выявленных

Оказание помощи, подготовка и сопровождение замещающих родителей -ежегодно 200 человек

2010 год

Средства Фонда 200,0

2.2. Оказание социальной поддержки гражданам, усыновившим детей. Выплата ежемесячного социального пособия усыновителям в соответствии с законодательством области. Приобретение жилья для усыновителей

Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье

Увеличение количества усыновляемых детей

560 человек

2010 год

Областной бюджет 60880,0

2.3. Развитие института приемной семьи и семейного детского дома, социальная поддержка замещающих семей: - оплата труда приемным родителям; - ежемесячная доплата в размере 25 процентов от оплаты труда родителям, воспитывающим детей в сельской местности; - льгота по оплате коммунальных услуг и телефона в размере 50 процентов; - выплата пособия в размере 200 рублей на каждого из приемных детей в возрасте до 3 лет и детей-инвалидов в возрасте до 16 лет; - денежное содержание на детей в замещающих семьях

Развитие в области семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Увеличение количества приемных семей и количества детей из многодетных семей в возрасте старше 7 лет, передаваемых в приемные семьи

400 человек

2010 год

Областной бюджет 142907,0

2.4. Создание ассоциаций приемных и опекунских семей «Теплый дом»: - проведение круглого стола 1 раз в год; - проведение выездных недельных семинаров на базе оздоровительных лагерей в каникулярное время

Популяризация положительного опыта воспитания детей-сирот в условиях замещающей семьи; повышение престижа замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Обмен опытом воспитания детей между приемными семьями

Проведение выездных недельных семинаров на базе оздоровительных лагерей в каникулярное время, предполагается участие в семинарах 30 приемных родителей

2010 год

Средства Фонда 350,0

2.5. Создание и организация работы служб сопровождения замещающих семей, школ замещающих родителей и консультационных пунктов в муниципальных районах и городских округах:

Оказание квалифицированной помощи в процессе становления и развития замещающих семей, принявших

Профессиональная подготовка приемных родителей и опекунов, усыновителей, сопровождение замещающих семей с

2010 год

Средства Фонда

830,0,               в том числе:

2.5.1. Центр помощи семье и детям на базе социально-реабилитационного центра п. Ивня. Выделение помещения и ремонт за счет средств местного бюджета.

2.5.2. Грайворонский центр помощи семье и детям. Выделение помещения и ремонт за счет средств местного бюджета.

2.5.3. Центр психолого-педагогической помощи детям па базе социально-реабилитационного центра Красногвардейского района. Выделение помещения и ремонт за счет средств местного бюджета.

2.5.4. Социально-реабилитационный центр Краснояружского района. Выделение помещения и ремонт за счет средств местного бюджета.

2.6. Обучение специалистов центров и служб сопровождения

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи

целью предотвращения возврата детей из замещающих семей

100 человек

80 человек 100 человек

50 человек 25 человек

200,0

100,0

150,0

200,0

180,0

2.7. Перепрофилирование детских домов в центры семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей:

2.7.1. Старооскольский детский дом

Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье Внедрение новых форм работы с воспитанниками детских домов

Увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно передаваемых на воспитание в замещающие семьи из интернатных учреждений

Увеличение количества детей, ежегодно передаваемых в семьи граждан, на 10 процентов. Сопровождение выпускников с целью успешной социализации в обществе

2010 год

Средства Фонда

750,0

2.8. Реализация в детских домах области программы

«Дорога к дому»:

2.8.1.

Белгородский детский дом «Южный»; 2.8.2. Старооскольский детский дом

Подготовка воспитанников детских домов к жизни в замещающей семье и созданию своей собственной семьи

Формирование у воспитанников детских домов позитивного образа семьи

Про1рамма будет реализовываться в отношении 150 воспитанников детских домок

2010 год

3. Изменение общественного мнения жителей области о замещающей семье и проблеме детей-сирот в целом. Социальная реклама детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

3.1. Информирование населения о формах семейного устройства и законодательных актах, направленных на поддержку усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей: издание буклетов, плакатов, баннеров

Популяризация семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, среди населения области

Увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно передаваемых на воспитание в замещающие семьи. Сокращение численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, ознакомление граждан с положительным опытом воспитания детей в условиях замещающей семьи

500 человек

2010 год

За счет внебюджетных средств

100,0

3.2. Социальная реклама детей, нуждающихся в семейном устройстве, в информации:

3.2.1. Акция «Островок надежды» совместно с телекомпанией « Мир Белогорья»;

3.2.2. Создание видеоролика о детях, нуждающихся в семейном устройстве

Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье

Создание видеоролика о 300 детях - воспитанниках детских домов для размещения на сайтах детских домов, управления социальной защиты населения области и в эфире местных телекомпаний

2010 год

3.3.Сотрудничество с общественными организациями и другими институтами гражданского общества

Развитие социального партнерства

Формирование толерантного и ответственного отношения гражданского общества к сиротам, семьям, нуждающимся в государственной поддержке и защите, замещающим семьям

2010 год

3.4. Создание службы уполномоченного по правам ребенка:             - открытие кабинета приема граждан;

- текущие расходы на работу службы

Обеспечение гарантий государственной защиты, прав, свобод и законных интересов ребенка

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

Ежегодно будут приниматься службой более 1000 человек по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

2010 год

Средства Фонда 200,0

4. Повышение профессиональной компетенции и эффективности работы специалистов органов опеки и попечительства муниципальных

районов и городских округов

4.1. Проведение курсов повышения квалификации специалистов органов опеки и попечительства

Повышение эффективности и

результативности работы

Повышение уровня профессиональной компетенции приведет к снижению времени, затрачиваемого на решение вопросов защиты прав несовершеннолетних гражданами, обращающимися в органы опеки и попечительства

Обучение специалистов органов опеки и ггопечигельства-30 человек

2010 год

Средства Фонда 250;0

4.2. Проведение тренииговых занятий, практических семинаров со специалистами органов опеки и попечительства и работниками детских, домов области

Повышение эффективности и результативности работы

Повышение уровня профессиональной компетенции

100 человек

2010 год

4.3. Содержание служб по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц

Повышение личной заинтересованности в результатах труда

Повышение эффективности управления деятельностью в сфере опеки и попечительства в муниципальных районах и городских округах

2010 год

Областной бюджет 10623,0

4.4. Проведение рейтинговых соревнований между органами опеки и попечительства в соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 4 февраля 2008 года № 18-пп «Об организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Белгородской области»

Повышение эффективности управления деятельностью в сфере опеки и попечительства в муниципальных районах и городских округах

2010 год

ИТОГО:

249 999,0

В том числе:

из областного бюджета                                                 

- 221 819,0 тыс. рублей;

из внебюджетных источников                                      

-100,0 тыс. рублей;

из средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

- 28080,0 тыс. рублей

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать