Основная информация

Дата опубликования: 13 октября 2020г.
Номер документа: RU52025805202000178
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Администрация города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Приложение

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЗАВОЛЖЬЯ ГОРОДЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13.10.2020 № 790

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЗАВОЛЖЬЯ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ)

В целях формирования бюджета города Заволжья на 2021 год и среднесрочного финансового плана города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области на 2021-2023 годы, Администрация города Заволжья постановляет:

1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития города Заволжья на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) (далее – Прогноз).

2. Бюджетному отделу Администрации города Заволжья ежеквартально осуществлять мониторинг реализации Прогноза.

3. Отделу по общим вопросам обеспечить опубликование настоящего постановления в газете «Новости Заволжья» и размещение его на официальном сайте Администрации города Заволжья (www.zavnnov.ru).

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

И.о. главы Администрации

В.В. Белотелов

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Администрации

города Заволжья

от 13.10.2020 № 790

Прогноз социально-экономического развития города Заволжья на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)

Прогноз социально-экономического развития города Заволжья на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) разработан в соответствии с действующей нормативной правовой базой:

- Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон о стратегическом планировании);

- Посланием Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 года,

- Законом Нижегородской области от 03.03.2015 № 24-З «О стратегическом планировании в Нижегородской области»;

- решением Думы города Заволжья от 27.11.2013 № 63 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Заволжье»;

- постановлением Администрации города Заволжья от 12.09.2018 № 643 «О порядке разработки, корректировки и осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития города Заволжья».

В соответствие с пунктом 34 статьи 3 Федерального закона от 28.06.2014 года № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» прогноз социально-экономического развития города Заволжья на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) (далее – Прогноз) - документ стратегического планирования, содержащий систему представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития города Заволжья в соответствии с базовым вариантом сценария социально-экономического развития Городецкого муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, который отражает уточненные приоритеты социально-экономического развития города.

Прогноз социально-экономического развития города Заволжья является ориентиром социально-экономического развития города Заволжья для органов исполнительной власти города Заволжья, а также хозяйствующих субъектов при принятии управленческих решений с целью обеспечения преемственности показателей стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что является важным условием обеспечения согласованности действий субъектов стратегического планирования для решения задач по реализации запланированных мероприятий, координации сроков их осуществления, достижению ожидаемых результатов и параметров ресурсного обеспечения.

Прогноз основных бюджетообразующих показателей социально-экономического развития города Заволжья является основой формирования параметров бюджета города Заволжья на 2021 год и среднесрочного финансового плана на 2021-2023 годы.

Прогноз подготовлен Администрацией города Заволжья при непосредственном участии управления экономики администрации Городецкого муниципального района в соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области.

Основу формирования прогнозных параметров составляет анализ развития экономики города Заволжья за предшествующий период, а также оценка основных показателей социально-экономического развития в 2020 году.

При расчете основных социально-экономических показателей Прогноза учтены планы развития предприятий и иных хозяйствующих субъектов города Заволжья, мероприятия, реализация которых предусмотрена Комплексным планом модернизации монопрофильного города Заволжья на 2016-2025 годы, Основные параметры прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов), утвержденные приказом министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области от 06.07.2020 № 120 «Об организации разработки прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)».

В разделе «Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития города Заволжья на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)» приводятся ключевые подходы по формированию его параметров на среднесрочную перспективу, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами.

Система показателей Прогноза социально-экономического развития города Заволжья соответствует показателям формы прогноза социально-экономического развития Нижегородской области, разработанной в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.03.2019 №124.

Информационная база формирования Прогноза:

- данные статистического и налогового учета за 2019 год и 1 полугодие 2020 года по городу Заволжью;

- прогнозные расчеты основных социально-экономических показателей на 2021-2023 годы по Городецкому муниципальному району, согласованных с Министерством экономического развития и инвестиций Нижегородской области;

- прогнозы экономического развития хозяйствующих субъектов.

Прогноз социально-экономического развития города Заволжья на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)

Показатели

Ед. измерения

2019 (отчет)

2020 (оценка)

2021 Прогноз

2022 Прогноз

2023 Прогноз

I. Промышленность

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по «чистым» видам деятельности (по виду деятельности, относящемуся к промышленному производству)

млн. руб.

25684,40

23257,60

25130,53

26997,48

29284,44

Темп роста

в % к пред.

году

99,0

90,55

108,05

107,43

108,47

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по «чистым» видам деятельности (по виду деятельности, относящемуся к промышленному производству) по крупным и средним предприятиям

млн. руб.

23079,00

21126,00

22827,28

24523,12

26600,47

Темп роста

в % к пред.

году

97,40

91,54

108,05

107,43

108,47

Объем отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) по обрабатывающим производствам

млн. руб.

21426,30

18127,40

19590,89

21043,21

22804,24

Темп роста

в % к пред. году

106,70

84,60

108,1

107,4

108,4

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по крупным и средним организациям) обрабатывающих производств

млн. руб.

19122,70

15840,60

17198,90

18548,36

20197,12

Индекс производства по обрабатывающим производствам (темп роста)

в % к пред. году

105,00

89,00

103,80

103,40

104,20

Объем работ, выполненных собственными силами, по виду деятельности «строительство» (Ввод в эксплуатацию жилых домов)

кв.м.

357,10

680,00

650,00

600,00

610,00

Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство»

в % к пред. году

40,50

93,80

103,50

103,60

103,70

Прибыль прибыльных организаций (по кругу крупных и средних организаций)

млн. руб.

1423,50

1027,80

1080,22

1159,07

1242,53

II. Малое и среднее предпринимательство

Количество субъектов малого предпринимательства, в т.ч.:

ед.

1023

1100

1053

1064

1084

Малые и средние предприятия

ед.

463

502

490

505

507

предприниматели без образования юридического лица

ед.

560

598

563

559

577

III. Инвестиции

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования

в ценах соответствующих лет, млн. руб.

3149,70

2945,28

3281,27

3645,20

4037,92

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в сопоставимых ценах

в % к пред. году

134,60

88,30

105,50

105,60

105,70

Темп роста объема инвестиций в основной капитал

% к пред. году

153,4

93,51

111,41

111,09

110,77

IV. Демография

Численность постоянного населения на начало года

чел.

37758

37588

37390

37250

37140

в % к пред. году

98,8

99,5

99,5

99,6

99,7

Численность постоянного населения (среднегодовая)

чел.

37673

37489

37320

37195

37101

в % к пред. году

99,2

99,5

99,5

99,7

99,7

Количество родившихся

чел.

344

282

310

320

330

Количество умерших

чел.

613

590

570

560

550

Естественный прирост населения (+), убыль (-)

чел.

-269

-308

-260

-240

-220

Миграция населения:

прибыло на территорию

чел.

791

790

795

800

807

выбыло с территории

чел.

692

680

675

670

665

Миграционный прирост (+/-)

чел.

99

110

120

130

142

в % к пред. году

111

109

108

109

V. Фонд оплаты труда

Фонд начисленной заработной платы всех работников (по полному кругу)

млн. руб.

5736,00

5572,40

6046,05

6451,14

6915,62

Среднемесячная начисленная заработная плата работников по крупным и средним предприятиям

руб.

32960,00

31882,20

34305,25

36397,87

38836,52

Среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу

руб.

27646,20

26406,00

27435,83

28533,27

29674,60

VI. Трудовые ресурсы

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу организаций

чел.

17290

16713

16820

16960

17050

VII. Занятость населения

Численность безработных, официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости на конец отчетного периода

чел.

105

552

500

400

300

Уровень зарегистрированной безработицы

%

0,47

2,50

2,26

1,81

1,36

VIII. Потребительский рынок

Объем оборота розничной торговли

млн. руб.

5745,00

6385,00

6653,17

6846,11

7037,80

Индекс физического объема оборота розничной торговли ( в сопоставимых ценах)

в % к пред. году

102,10

102,10

104,20

102,90

102,80

Объем платных услуг населению в действующих ценах

млн. руб.

120,80

95,40

101,22

104,36

107,49

Индекс физического объема платных услуг населению (в сопоставимых ценах)

в % к пред. году

117,20

89,20

106,10

103,10

103,00

Сводный индекс потребительских цен (тарифов)

на товары и платные услуги (среднегодовой)

% к предыдущему году

104,40

103-104

103,90

104,00

104,00

II. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития города Заволжья на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)

1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития города Заволжья по итогам 2019 года и первой половины 2020 года

Город Заволжье входит в состав Городецкого района, который, по оценке Правительства Нижегородской области, по итогам работы 1 полугодия 2020 года отнесен к промышленным районам со стабильно выше среднего уровнем социально-экономического развития.

Город Заволжье продолжает входить в число 321 городов России с монопрофильной характеристикой экономики. Экономика города находится в существенной зависимости от градообразующего предприятия, обеспечивающего занятость населения и наполнение бюджета – ЗМЗ-холдинг, в состав которого входят:

- ПАО «Заволжский моторный завод»;

- ЗФ ООО «УАЗ» (производство двигателей внутреннего сгорания);

- ООО «Литейный завод «РосАЛит» (литейное производство).

На промплощадке ПАО «ЗМЗ» действует промышленный Индустриальный парк. Специфика парка - машиностроение. В настоящее время основной задачей является привлечение резидентов на площадку Индустриального парка.

В 2019 году и в период 1 полугодия 2020 года развитие монотерриторий ведется в соответствии с приоритетной программой «Комплексное развитие моногородов» в монопрофильных муниципальных образованиях Нижегородской области (моногородах) (с изменениями на 27 апреля 2020 года), утвержденной Распоряжением Правительства Нижегородской области от 22.02.2017 № 181-р (далее – Программа).

Сводным планом Программы предусмотрены мероприятия:

1. Обеспечение финансирования ремонта участка автомобильной дороги (22 ОП РЗ 22Р-0152) Шопша - Иваново - Н.Новгород км 322+343 - км 323+693 г.Заволжье в соответствии с пункта 6.7. Сводного плана реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» на территории монопрофильных муниципальных образований Нижегородской области (моногородов) на 2018-2021 годы «Обеспечение финансирования (2 этап) ремонта основных (центральных) улиц монопрофильных муниципальных образований Нижегородской области (моногородов) в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 303 (далее - ГП «Развитие транспортной системы Нижегородской области») (Подпрограмма 1 «Капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них»)».

2. Выделение субсидий монопрофильным муниципальным образованиям Нижегородской области (моногородам) в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

Администрацией города Заволжья в марте 2019 года направлена заявка в министерство экономического развития РФ на создание в городе Заволжье территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Создание ТОСЭР дает новые возможности и условия для развития бизнеса, привлечения инвесторов.

Итоги социально-экономического развития первой половины текущего года сложились на основе имеющейся базы, сформированной в предыдущие годы.

2019 год - год продолжения выполнения национальных проектов. Выполнение мероприятий национальных проектов позволяет получать дополнительный экономический и социальный эффект.

Текущая ситуация в моногороде оценивается, как стабильная. Потенциал моногорода обеспечивается работой ЗМЗ-холдинга.

Промышленное производство

Объем отгруженных товаров собственного производства,

выполненных работ, услуг собственными силами

Основу экономики города Заволжья составляет промышленное производство, в том числе:

Обрабатывающее производство, представленное:

1) Производством автокомпонентов и транспортных средств.

Наиболее крупными предприятиями являются:

- ПАО «ЗМЗ» (производство двигателей внутреннего сгорания);

- ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей» (производство гусеничных транспортеров-тягачей, предназначенных для эксплуатации в тяжелых условиях бездорожья (более 20 моделей));

- ООО «Дайдо Металл Русь» (производство подшипников скольжения и сталеалюминевой ленты);

- ООО «ЛЕОНИ РУС» (производство комплектов жгутов проводов для автомобилей).

2) Производством мягких кровельных и изоляционных материалов, представленное ООО «Фройденберг Политекс».

3) Обработкой отходов и лома черных металлов. Наиболее крупным предприятиями является ООО «ВТОРЧЕРМЕТ НЛМК ВОЛГА».

Литейное производство, представленное ООО «Литейный завод «РосАЛит» (литье легких металлов)

Производство изделий из дерева представлено предприятиями ЗАО «Заволжский ДОЗ», ООО «Юта», ООО «Заволжская мебельная компания».

Производство резиновых и пластмассовых изделий представлено филиалом «Волга» ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб», который открылся на территории города Заволжья в июле 2019 года. Компании «ПЕНОПЛЭКС» - крупный российский производитель строительных и декоративно-отделочных материалов на основе полимеров. Новая производственная площадка обеспечивает потребности в высококачественных теплоизоляционных материалах строительный комплекс и жителей Приволжского ФО России. На заводе в Заволжье введена в строй самая мощная технологическая линия в мире по выпуску экструзионного пенополистирола.

За 2019 год в городе Заволжье отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по чистым видам экономической деятельности (деятельности, относящимся к промышленному производству) на сумму 25684,4 млн. руб., темп роста 99% к 2018 году.

Социально-экономическая ситуация 1 полугодия 2020 года в городе Заволжье, как и в целом по России, оказалась под воздействием негативного влияния эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.

По итогам 1 полугодия 2020 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по «чистым» видам деятельности (по виду деятельности, относящемуся к промышленному производству) составил 11297,3 млн. руб., темп роста составил 90,6% к уровню соответствующего периода 2019 года.

Темп роста объема отгруженных товаров по основным видам
промышленных производств в 2019 году, %

В 2019 году объем отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупных и средних предприятий города Заволжья составил 23079,0 млн. рублей, или 97,4 % к уровню 2018 года.

На Заволжском моторном заводе по итогам 2019 года наблюдался спад объемов производства двигателей (кроме 8-цилиндровых).

В тоже время в 2019 году на 1,3% к уровню 2018 года вырос объем отгрузки по виду деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром». Положительная динамика отмечена в производстве прочей неметаллической минеральной продукции - темп роста 125,1%, производстве готовых металлических изделий – 106,5%, производство автокомпонентов и транспортных средств – 108,9%.

Социально-экономическая ситуация 1 полугодия 2020 года в городе Заволжье, оказавшаяся под воздействием негативного влияния эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции повлияла и на итоги первого полугодия по объему отгруженных товаров, работ, услуг, выполненных собственными силами, по крупным и средним промышленным предприятиям.

По итогам 1 полугодия 2020 года объем отгруженных товаров, работ, услуг, выполненных собственными силами, по крупным и средним промышленным предприятиям составил 10563,0 млн. руб., что на 1096,7 млн. руб. ниже уровня соответствующего периода 2019 года.

Объем отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в обрабатывающих производствах

Основу экономики города Заволжья составляет промышленное производство. Доля обрабатывающих производств в промышленности в 2019 году составила 83,4%, что на 6,1% выше уровня 2018 года.

За 2019 год в городе Заволжье объем отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) по обрабатывающим производствам составил, всего в сумме 21426,3 млн. рублей (темп роста 106,7% к уровню 2018 года).

По итогам 1 полугодия 2020 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним предприятиям обрабатывающих производств составил 7920,3 млн. руб., что на 1341,2 млн. руб. ниже уровня соответствующего периода 2019 года (темп роста 85,5%) в связи с социально-экономической ситуацией 1 полугодия 2020 года в городе Заволжье, оказавшейся под воздействием негативного влияния эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции.

Индекс производства по обрабатывающим производствам

Индекс производства по обрабатывающим производствам (крупные и средние предприятия) прогнозировался на 2019 год на уровне 104,8%.

Индекс производства по обрабатывающим производствам (крупные и средние предприятия) по состоянию на 01.01.2020 года составил 105,0%, по итогам 1 полугодия 2020 года– 88,2% к январю-июлю 2019 года.

Введение ограничительных мер повлияли на сокращение объема обрабатывающего производства

Малое и среднее предпринимательство

В городе Заволжье по состоянию на 01.01.2020 по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства действовало 1023 субъекта малого и среднего предпринимательства (СМиСП), в том числе 560 индивидуальных предпринимателей и 463 малых предприятий.

Количество ИП, вставших на налоговый учет в 2019 году - 131 ед., прекративших деятельность – 119 ед. С 01.01.2020 по 01.09.2020 количество ИП вставших на учет – 78 ед., прекративших деятельность – 68 ед. Динамика положительная.

За период с 01.01.2019 по 01.01.2020 года на налоговый учет по городу Заволжью встало дополнительно 22 организации (27 организаций в 2018 году), с 01.01.2020 по 01.09.2020 - еще 13, что соответствует уровню соответствующего периода предшествующего года. При этом прекратили деятельность в 2019 году 85 организаций (юридических лиц), что на 21 единицу больше, чем в 2018 году, с 01.01.2020 по 01.09.2020 - снялись с налогового учета 48 юридических лиц, что соответствует уровню соответствующего периода предшествующего года.

В 2019 году произошло снижение числа СМиСП по причине обновления единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и исключением из него предпринимателей, не сдающих положенную отчетность.

Количество работающих в организациях малого и среднего предпринимательства составило 4046 человека, в том числе у индивидуальных предпринимателей - 784 человека (данные за 1 полугодие 2020 года).

Рост показателей осуществляется за счет поддержки малого предпринимательства. С этой целью в городе продолжают функционировать две организации: муниципальное бюджетное учреждение «Заволжский бизнес – инкубатор» (МБУ «ЗБИ») и микрокредитная компания автономная некоммерческая организация «Заволжский центр поддержки предпринимательства» (АНО «ЗЦПП»), - которые реализуют мероприятия муниципальной программы по развитию предпринимательства в городе Заволжье.

В рамках муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Заволжье на 2018-2020 годы» шесть СМиСП в 2019 году получили финансовую помощь в виде:

- субсидий на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования (четыре СМиСП);

- субсидий на приобретение оборудования (один СМиСП);

- субсидий на приобретение автотранспортных средств - автолавок (один СМиСП).

Общая сумма компенсации понесенных затрат составила 4,9 млн. рублей.

В рамках муниципальной программы в 2019 году 14 предпринимателей, осуществляющих социально-значимую деятельность (5 из них – резиденты бизнес – инкубатора), получили субсидию на возмещение понесенных затрат на сумму более 11 млн. рублей, из которых 4 компании предоставляют медицинские услуги, 9 - дополнительное образование для детей и взрослых, 1 – предоставление прочих социальных услуг.

В 2019 году осуществлено обновление оргтехники для резидентов бизнес-инкубатора за счет средств местного и областного бюджетов на сумму свыше 1 млн. рублей.

Число резидентов МБУ «ЗБИ» в 2019 году выросло на 25% и составило на конец года 15 компаний, из которых 6 субъектов осуществляют производственную деятельность, 1 – консалтинговые услуги, 4 – дополнительное образование для детей и взрослых, 4 – прочие услуги. Резидентами в 2019 году создано 13 новых рабочих мест, уплачено 7,3 млн. руб. налогов и неналоговых отчислений.

По состоянию на 01.07.2020 года в бизнес-инкубаторе арендуют помещения 14 молодых организаций, из которых 6 субъектов осуществляют производственную деятельность, 1 – консалтинговые услуги, 4 - образовательные услуги, 1- деятельность туристических агентств, 2 - прочие услуги.

Заполняемость площадей бизнес-инкубатора, предназначенных для размещения резидентов, по состоянию на 01.07.2020 составила 70,5%.

Консультационно-информационная деятельность бизнес-инкубатора направлена на максимальное информирование бизнеса о мерах поддержки, изменениях в законодательстве, образовательных и PR-мероприятиях. За 2019 год СМиСП оказана 741 консультация. В городе Заволжье финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП) на развитие бизнеса в виде выдачи микрозаймов осуществляет АНО «ЗЦПП».

В рамках программы микрокредитования малого и среднего бизнеса города Заволжья АНО «ЗЦПП» в 2019 году выдано 23 микрозайма на общую сумму 9,7 млн. рублей. В 2018 году выдан 21 микрозайм на общую сумму 8,6 млн рублей.

Целями займов стали пополнение оборотных средств и приобретение оборудования для развития компаний.

Необходимо отметить, что на рост промышленного производства, в том числе по обрабатывающим производствам, который получен за 2019 год, очень мало влияли подвижки в секторе экономики – малый и средний бизнес, который находится в очень уязвимом положении. Здесь заключаются резервы роста промышленного производства города.

От индивидуальных предпринимателей по городу Заволжью за 2019 год в местный бюджет поступило НДФЛ от осуществления предпринимательской деятельности 3570,0 тыс. руб. (81,3% к 2018 году).

Инвестиции в основной капитал

Наибольшую долю в инвестициях в основной капитал за счет всех источников финансирования города Заволжья в 2019 году и в период 6 месяцев 2020 года занимали предприятия и организации, не являющиеся СМиСП. При этом наибольший удельный вес приходился на обрабатывающие производства.

За 2019 год объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 3149,7 млн. руб. (темп роста объема инвестиций в основной капитал составил 153,4 % к уровню 2018 года).

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (прирост элементов видовой структуры инвестиций в основной капитал в текущих ценах) за счет всех источников финансирования по итогам 2019 года составил 134,6% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах, что всего на 0,6% ниже ИФО инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в сопоставимых ценах по итогам 2018 года и значение которого значительно выше индекса физического объема инвестиций в основной капитал в Нижегородской области.

Увеличение объема инвестиций в 2019 году обусловлено инвестированием средств в модернизацию оборудования и обновление основных средств предприятиями города:

- Заволжским филиалом ООО «УАЗ» в 2019 году освоено производство модернизированного двигателя под установку в автомобили «УАЗ Патриот» с автоматической коробкой передач;

- компанией «ЛЕОНИ Рус» приобретено новое производственное оборудование, проведена модернизация корпусов и инженерных сооружений;

- освоены средства на развитие производства автокомпонентов предприятиями «Литейный завод «РосАЛит» и «Заволжский завод гусеничных тягачей»;

- ООО «Стройкомплект ПКК» приобретено современное деревообрабатывающее оборудование для расширения производства домов из клееного бруса;

- филиалом ПАО «РусГидро» - «Нижегородская ГЭС» в рамках программы комплексной модернизации начаты масштабные работы по замене устаревшего и изношенного гидроагрегата № 2. Выполнены работы по реконструкции части автодорожного моста, проходящего по сооружениям филиала, на участке правобережного сопряжения со стороны верхнего бьефа и стелы.

Несмотря на сложившуюся ситуацию в реальном секторе экономики, первая половина 2020 года сопровождалась ростом инвестиций в основной капитал (темп роста составил 166,4% в сопоставимых ценах), что свидетельствует о сохранении инвестиционной привлекательности города Заволжья. Основными причинами роста физических объёмов инвестиций в основной капитал стало повышение инвестиционной активности в обеспечивающих отраслях, в том числе за счет роста объема инвестиций по виду деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха».

По итогам 1 полугодия 2020 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (по полному кругу предприятий) составил 864,7 млн. руб., что на 345,1 млн. руб. выше уровня соответствующего периода 2019 года.

Продолжают реализовывать инвестиционные проекты промышленные предприятия города:

- Заволжский филиал ООО «УАЗ»: разработка и освоение производства семейства новых бензиновых двигателей ЗМЗ для предприятий российской автомобильной промышленности;

- ООО «ЛЕОНИ РУС»: развитие производства автокомпонентов в городе Заволжье;

- ООО «Литейный завод «РосАЛит»: освоение производства отливок для ZF КАМА;

- ООО «Литейный завод «РосАЛит» технологическая модернизация литейного производства за счет приобретения и внедрения энергоэффективной газовой шахтной плавильной печи взамен устаревших энергоемких электрических печей;

- ЗАО «Заволжский завод гусеничных тягачей»: разработка гусеничного снегоболотохода грузоподъемностью 5 т., создание двухзвенного гусеничного транспортера снегоболотохода, поддержание существующих мощностей, технологические проекты и модернизация производства;

- ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей»: создание двухзвенных гусеничных транспортеров снегоболотоходов;

- ООО «ШОТТ Фармасьютикал Пэккеджинг»: развитие производства упаковки и стеклянных изделий для фармацевтической промышленности;

- ООО «ДжиТиЭс-трейлер»: производство прицепов для легковых автомобилей;

- ООО «Стройкомплект ПКК»: расширение производства изготовления домов из клееного бруса;

- Филиал ПАО «РусГидро» - «Нижегородская ГЭС»: восстановление несущей способности автодорожного моста, проходящего по сооружениям Нижегородской ГЭС.

Прибыль прибыльных организаций

За 2019 год показатель прибыли прибыльных организаций (по кругу крупных и средних организаций) составляла 1423,5 млн. руб. (темп роста 82,5 % к уровню 2018 года).

Пандемия коронавируса оказала влияние на экономику. Снижение прибыли прибыльных организаций (по кругу крупных и средних организаций) обусловлено увеличением расходов предприятий на оплату труда работников при падении выручки.

Итоги первой половины текущего года сложились на основе имеющейся базы, сформированной в предыдущие годы.

По состоянию на 01.07.2020 года прибыль организаций составила 841,9 млн. руб., что на 115,9 млн. рублей ниже показателя 1 полугодия 2019 года.

По состоянию на 01.07.2019 года прибыль организаций составила 957,8 млн. рублей, что на 6,1 млн. рублей выше показателя 1 полугодия 2018 года.

Демография

По состоянию на 1 января 2019 численность постоянного населения города Заволжья 37758 человек.

По состоянию на 1 января 2020 года численность постоянного населения города Заволжья составила 37588 человек.

В 2019 году демографические показатели города характеризовались следующими тенденциями:

- наблюдалось улучшение показателей рождаемости по сравнению с 2018 годом: количество родившихся в 2019 году составило 344 человека, количество родившихся в 2018 году - 320 человек;

- естественная убыль населения составила 269 человека, что на 83 человека меньше по сравнению с 2018 годом. Как и по всей Нижегородской области, так и в городе Заволжье вместо естественного прироста уже не первый год наблюдается убыль населения.

По состоянию на 01.07.2020 года естественная убыль населения возросла на 80 человек по сравнению с соответствующим периодом 2019 года.

В 2019 году сложился миграционный прирост 99 человек. В 1 полугодии 2020 года в город прибыло 341 человек против 234 человек выбывших с территории. Миграционный прирост по состоянию на 01.07.2020 года составил 107 чел. Миграционный прирост по состоянию на 01.07.2019 года составил 48 чел.

Таким образом, в 2019 году и в 1 полугодии 2020 года люди не только уезжали из города Заволжья, но и приезжали из более экономически слабых районов и регионов, в результате чего миграционное сальдо стало положительное.

Занятость и трудовые ресурсы

Одним из первостепенных и коренных вопросов социальной политики города являлась поддержка занятости населения и контроль за уровнем безработицы.

Уровень официально зарегистрированной безработицы (общее количество зарегистрированных безработных к экономически активному населению) в городе по состоянию на 01.01.2020 года незначительно повысился по сравнению с 01.01.2019 годом и составил 0,47% (на 01.01.2019г. - 0,4%) экономически активного населения.

В службе занятости по состоянию на 01.01.2020 было зарегистрировано 105 человек (на 01.01.2019 - 89 чел., на 01.01.2018 - 101 чел.), работодателями заявлено 430 вакантных мест (в 2018 году – 360). Рынок труда был ненапряженный. На одного безработного приходилось не менее двух заявленных вакансий.

Однако, в условиях негативного влияния пандемии произошло высвобождение рабочей силы, рост уровня безработицы.

По состоянию на 01.07.2020 численность безработных, официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости, резко выросла и составила 553 человека, что в 5,6 раза выше показателя соответствующего периода 2019 года.

За период с 01.07.2019 по 01.07.2020 уровень официально зарегистрированной безработицы в городе Заволжье вырос с 0,4% до 2,5%.

При этом, несмотря на сложившуюся ситуацию, по данному показателю город сохраняет высокий рейтинг: ограничению роста безработицы способствовала реализация комплекса мер по поддержке и сохранению занятости, принятых на федеральном и региональном уровнях.

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу организаций города Заволжья по итогам 2019 года составила 17260 человек. По состоянию на 01.07.2020 среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу организаций сократилась и составила 16713 человек.

Фонд заработной платы

По итогам 2019 года (уточненные данные) фонд начисленной заработной платы всех работников (по полному кругу) (далее – ФОТ по полному кругу предприятий) составил 5736,0 млн. руб. (темп роста 106,7% к уровню 2018 года).

За 1 полугодие 2020 года фонд заработной платы (по полному кругу организаций) составил 2647,9 млн. руб., что на 172,1 млн. руб. ниже уровня соответствующего периода 2019 года.

В целях поддержки благосостояния населения в период карантинных ограничений в 1 полугодии 2020 года принят и реализуется комплекс мер, направленный на поддержание доходов населения в период распространения коронавирусной инфекции за счет средств федерального и областного бюджетов.

Среднемесячная заработная плата

Среднемесячная начисленная зарплата населения в городе Заволжье с 2018 года имеет положительную динамику.

Реальные денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2019 году увеличивались только на величину уровня инфляции.

В первой половине 2020 года в условиях негативного влияния пандемии, приведшей к сжатию предпринимательской деятельности, особенно в наиболее пострадавших отраслях экономики, и роста числа граждан, лишившихся работы, реальные денежные доходы в 1 полугодии 2020 года сократились.

Частично снижение доходов населения было компенсировано мерами социальной поддержки.

Динамика среднемесячной заработной платы

В 2019-2020 годы продолжаются тенденции предыдущих лет, влияющие на уровень и качество жизни.

Стабильная работа реального сектора экономики создает базу для повышения уровня жизни населения.

Среднемесячная начисленная заработная плата работающих на крупных и средних предприятиях города в 2019 году сложилась на уровне 32960 рублей, что на 7% выше уровня 2018 года (30941,7 руб.).

В условиях негативного влияния пандемии на благосостояние граждан удалось не допустить значительного снижения начисленной заработной платы.

Так по итогам 1 полугодия 2020 года она составила 31882,2 рубля, что на 2,2% ниже соответствующего периода 2019 года в действующих ценах.

В 2019 году среднемесячная заработная плата на одного работника по полному кругу организаций в городе Заволжье составила 27646,2 рублей, что на 8,3% выше соответствующего периода 2018 года в действующих ценах. Среднемесячная заработная плата на одного работника по полному кругу организаций в городе Заволжье за 1 полугодие 2020 года составила 26406 руб.

Потребительский рынок

В городе функционируют объекты розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, из них:

- магазинов розничной торговли различного формата от крупных «супер-маркетов» до магазинов «шаговой доступности» - 256;

- предприятий общественного питания (открытого типа), из них:

- общедоступные столовые и закусочные - 5;

- рестораны, кафе, бары – 13;

- предприятий бытового обслуживания населения – 69;

- аптек и аптечных пунктов – 11.

В городе функционируют 3 объекта торговых площадок для организации ярмарок.

По итогам 2019 года объем оборота розничной торговли составил 5745,0 млн. руб., или 106,5% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах в связи с увеличением потребительского спроса.

Динамика 2019 года свидетельствовала о постепенном восстановлении потребительского спроса.

Введение ограничительных мер и снижение реальных денежных доходов населения повлияли на сокращение объема оборота розничной торговли.

Объем оборота розничной торговли по полному кругу организаций по состоянию на 01.07.2020 составил 3192,5 млн. руб. (по состоянию на 01.07.2019 – 3216,5 млн. руб., темп роста составил 99,2%).

По итогам 2019 года индекс физического объема оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах) составил 102,1%. По состоянию на 01.07.2020 года ИФО - 90,8%.

В структуре услуг преобладают: жилищно-коммунальные услуги, медицинские услуги, услуги автотранспорта и связи.

По итогам 2019 года объем платных услуг населению в действующих ценах составил 120,8 млн. руб. Объем платных услуг населению по состоянию на 01.07.2020 года составил 47,7 млн. руб.

Введение ограничительных мер и снижение реальных денежных доходов населения повлияли на сокращение объема платных услуг населению.

По итогам 2019 года ИФО платных услуг населению (в сопоставимых ценах) составил 117,2 % к уровню 2018 года. По состоянию на 01.07.2020 -74,3% (темп роста – 52% к соответствующему периоду 2019 года).

Индекс потребительских цен

По итогам 2019 года сводный индекс потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги (среднегодовой) составил 104,4%.

По состоянию на 01.07.2020 -103,05%.

2. Оценка факторов и ограничений экономического роста города Заволжья в 2021-2023 годах

2.1. Факторы экономического роста

Достижению экономического роста в 2021 – 2023 годах будет способствовать выполнение стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Основным механизмом решения стратегических задач будет реализация национальных проектов (приведены в подразделе 3.2. раздела 3 Прогноза).

Важнейшими факторами экономического роста в 2021 – 2023 годах будут являться следующие:

Реализация общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения:

- рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса;

- восстановление и развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства;

- запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата;

- восстановление работы отраслей, прямо или косвенно пострадавших от распространения коронавирусной инфекции.

Реализация национальных проектов:

- решение основных проблем социально-экономического развития;

- повышение уровня и качества жизни населения;

- привлечение дополнительных средств федерального, областного и районного бюджета.

Улучшение инвестиционного климата:

- создание условий для роста частных инвестиций;

- реализация инвестиционных проектов с государственным участием;

- предсказуемое тарифное регулирование.

2.2. Ограничения экономического роста в среднесрочной перспективе

Внешние:

- неопределенность экономической ситуации, риск «второй волны» коронавирусной инфекции;

- отсутствие роста мировой экономики, замедление темпов восстановления внешнего спроса;

- снижение цен на мировом рынке на сырьевые товары и, как следствие, снижение доходов федерального бюджета;

- ослабление курса национальной валюты;

- ужесточение санкционного режима в отношении российской экономики;

- ограничение технологического импорта и отдельных позиций экспорта.

Внутренние:

- недостаточный спрос на производимые товары (услуги);

- недостаток финансовых средств;

- высокие издержки;

- высокий процент коммерческого кредита;

- конкурирующий импорт;

- недостаток квалифицированных специалистов.

3. Основные показатели прогноза социально-экономического развития на 2021 - 2023 годы и основные направления социально-экономического развития города Заволжья

3.1. Характеристика основных показателей прогноза

социально – экономического развития

Прогноз социально-экономического развития города Заволжья на 2021 – 2023 годы сформирован с учетом ожидаемой ситуации до конца 2020 года, сценарных условий развития Российской Федерации и Нижегородской области на период до 2024 года, прогнозных намерений хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления города Заволжья.

Прогноз социально-экономического развития города Заволжья на 2021 - 2023 годы формировался в соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее – Сценарные условия).

Сценарные условия разработаны в двух вариантах – базовом и консервативном.

Базовый вариант учитывает более благоприятные внешние условия развития (улучшение санитарно-эпидемиологической ситуации, улучшение конъюктуры внешних товарных рынков) и принимаемые меры экономической политики, включая реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и долгосрочные структурные изменения в экономике.

Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции.

Для разработки параметров бюджета города Заволжья на 2021-2023 годы предлагается рассматривать базовый вариант прогноза.

В базовом варианте темп роста экономики в целом за 2020 год оценивается на уровне 94,5%. Ключевым фактором снижения станут ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции.

Изменение ряда отдельных параметров прогноза социально -экономического развития города Заволжья на 2020-2022 годы, ранее одобренных Администрацией города Заволжья (постановление Администрации города Заволжья от 07.11.2019 № 1008), обусловлено уточнением ранее заложенных исходных условий для формирования вариантов развития экономики и показателей прогноза социально-экономического развития на 2019 год, ограничениями, введенными в результате развития ситуации с пандемией коронавируса в течение 1 полугодия 2020 года.

По оценке в 2020 году индекс потребительских цен в среднем за год прогнозируется 103,4-104,0%. к уровню 2019 года.

Удержанию инфляции на уровне 104% будут способствовать умеренный рост потребительского спроса и кредитно-денежная политика Правительства Российской Федерации, направленная на достижение заданных инфляционных ориентиров, а также региональные и местные меры, направленные на сдерживание роста инфляции.

На 2021-2023 годы прогнозируется удержание темпов среднегодовой инфляции на уровне 104,0%.

Прогноз темпов роста инфляции в городе Заволжье на 2021-2023 годы сохранен на уровне параметров, заложенных в Прогнозе на 2020-2022 годы, утвержденном постановлением Администрации города Заволжья от 07 ноября 2019 г. № 1008 (далее – Прогноз на 2020-2022 г.).

Основной вклад в экономическое развитие города Заволжья будут вносить промышленное производство (в т.ч. обрабатывающие производства), торговля.

В городе Заволжье с целью обеспечения роста промышленного производства, основным задачами в реальном секторе экономики являются:

- технологическое перевооружение действующих предприятий с целью повышения качества и ассортимента выпускаемой продукции;

- организация новых производств;

- улучшение инвестиционного климата и бизнес-среды.

В 2021-2023 годах экономика города адаптируется к новым условиям. Создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора будет осуществляться с помощью стабильных налоговых условий для бизнеса, а так же предсказуемого тарифного регулирования.

Оценка социально-экономической ситуации в городе на прогнозный период 2020 - 2023 годы характеризуется следующими основными показателями.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами

В 2020 году объем отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами, по чистым видам экономической деятельности (по виду деятельности, относящемуся к промышленному производству) по полному кругу промышленных предприятий сократится на 9,45% в действующих ценах и составит 23257,6 млн. руб. Фактором снижения показателей объем отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами, по чистым видам экономической деятельности (по виду деятельности, относящемуся к промышленному производству) станут ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции.

В 2021 году ожидается восстановление экономики города Заволжья на 2,9% в сопоставимых ценах. Траектория устойчивого роста экономики продолжится и в среднесрочной перспективе: прогнозные темпы роста экономики на 2022-2023 годы составят 102,5-102,6% в сопоставимых ценах.

Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе в промышленном производстве не произойдет существенных изменений. Темпы роста до 2023 года (по сравнению с прогнозируемыми в Прогнозе на 2020-2022 г.) существенно не изменятся. В 2021-2022 гг. ускорение темпов экономического роста до 3,3% будет происходить на фоне повышения как внутреннего, так и внешнего спроса на произведенную продукцию, так как ведущим фактором экономического роста в этот период остается наращивание инвестиций в основной капитал.

Прогноз среднегодовых темпов роста объема отгруженных товаров промышленного производства на 2021-2022 годы (108,0-107,4%) выше уровня параметров, заложенных в Прогнозе на 2020-2022 г. (предполагалось, что в 2021-2022 годах темпы роста объема промышленного производства составят 104,7-106,0%) в связи с ростом в 2021 -2022 годах ИФО промышленного производства на 103,0 %- 103,4% ежегодно. В Прогнозе на 2020-2022 г. ИФО промышленного производства прогнозировался на уровне 102,9% ежегодно. В 2021-2022 гг. ускорение темпов экономического роста будет происходить на фоне повышения как внутреннего, так и внешнего спроса на произведенную продукцию, так как ведущим фактором экономического роста в этот период остается наращивание инвестиций в основной капитал.

По полному кругу предприятий, учитывая основные макроэкономические пропорции, объем отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами, по чистым видам экономической деятельности (по виду деятельности, относящемуся к промышленному производству) в 2021 году прогнозируется на уровне 25130,53 млн. руб. (темп роста – 108,05%), в 2022 году 26997,48 млн. руб. (темп роста – 107,43%), в 2023 году 29284,44 млн. руб. (темп роста – 108,47%).

К концу 2020 года объем отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг (по крупным и средним промышленным предприятиям) составит в сумме 21126 млн. руб. (с темпом роста 91,54% к 2019 году в действующих ценах), в 2021 году – 22827,28 млн. рублей (темп роста – 108,05%), в 2022 году – 24523,12 млн. рублей (темп роста – 107,43%), в 2023 году – 26600,47 млн. рублей (темп роста – 108,47%).

Прогноз объема промышленного производства, скорректированный в меньшую сторону в 2021-2022 годах по сравнению с параметрами, заложенными в Прогнозе на 2020-2022 г., обусловлен высокой степенью неопределенности, связанной с эпидемиологическими факторами.

Объем отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг)

в обрабатывающих производствах

Доля обрабатывающих производств в промышленности города Заволжья в 2020 году прогнозируется на уровне 77,9%.

Прогноз формировался с учетом планов развития ключевых предприятий города на среднесрочную перспективу.

В 2021-2023 годах прогнозируется рост объема отгрузки по обрабатывающим производствам города Заволжья.

Учитывая основные макроэкономические пропорции, по полному кругу предприятий объем отгрузки по обрабатывающим производствам в 2020 году прогнозируется на уровне 18127,4 млн. руб. (темп роста 84,6% к 2019 году), в 2021 году – 19590,89 млн. руб. (темп роста – 108,1%), в 2022 году – 21043,21 млн. руб. (темп роста – 107,4%), в 2023 году – 22804,24 млн. руб. (темп роста – 108,4%).

Прогноз роста объема обрабатывающих производств на 2021-2022 годы скорректирован в меньшую сторону по сравнению с параметрами, заложенными на 2021-2022 годы в Прогнозе на 2020-2022 г. за счет более низких, чем прогнозировалось ранее, темпов роста обрабатывающих производств.

Объем работ, выполненных собственными силами, по виду деятельности «строительство» (Ввод в эксплуатацию жилых домов)

В строительном комплексе города в среднесрочной перспективе развитие будет определяться уровнем инвестиционного и потребительского спроса, возможностями частного финансирования нового строительства. Ввод в эксплуатацию жилых домов в прогнозном периоде планируется на уровне 600 кв. м. в год.

Индекс производства по обрабатывающим производствам

По оценке 2020 года индекс по обрабатывающим производствам в муниципальном образовании должен достичь уровня 89,%. К 2023 году – 104,2%.

Малое и среднее предпринимательство

Несмотря на текущее вполне устойчивое положение, ведущие промышленные предприятия города Заволжья будут постепенно сокращать свой персонал, вводя новые, более современные, а потому не требующие большого количества человеческих ресурсов, технологии. Поэтому в прогнозируемый период одно из основных направлений социально-экономического развития - продолжение развития малого и среднего бизнеса в городе Заволжье.

По оценке 2020 года количество СМиСП составит 1100 единиц, что составляет 84,9% к аналогичному периоду Прогноза на 2020-2022 г.

Прогноз снижения численности СМиСП в 2021 году связан с эпидемиологическими факторами, приводящими к прекращению деятельности отдельных СМиСП. В 2022 году прогнозируется рост числа СМиСП на 101,04%, в 2023 году - на 101,88% к предыдущему году.

По прогнозу в 2022 году количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия, составит 505 единиц, что на 7,2% ниже количества, установленного Прогнозом на 2020-2022 г., количество индивидуальных предпринимателей – 559 единиц, что на 26,4% ниже, количества, установленного Прогнозом на 2020-2022 г. Факторами снижения показателей в сравнение с Прогнозом на 2020-2022 г. стали сжатие предпринимательской деятельности в условиях, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.

Развитию малого и среднего предпринимательства в городе Заволжье будет способствовать привлечение СМиСП к участию в конкурсах на поставки товаров, оказание услуг и выполнение работ для муниципальных нужд в качестве участников конкурсных процедур.

Инвестиции в основной капитал

В среднесрочном периоде ожидается незначительное снижение инвестиционной активности в части реализации инвестиционных проектов в различных отраслях реального сектора экономики.

При разработке прогноза по показателю «Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному кругу предприятий» по городу Заволжью были учтены инвестиционные проекты, которые планируются к реализации в среднесрочном периоде в 2020-2023 годах.

Объем инвестиций в 2020 году оценивается в сумме 2945,28 млн. руб. или 93,51% к уровню 2019 года.

Прогнозируемый объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий в 2021 году составит 3281,27 млн. рублей (темп роста инвестиций 111,41 % к уровню 2020 года), в 2022 году – 3645,20 млн. рублей (темп роста объема инвестиций в основной капитал составит 111,09 к уровню 2021 года), в 2023 году – 4037,92 млн. рублей (темп роста составит 110,77% к уровню 2022 года).

К 2023 году прогнозируется увеличение инвестиционной активности. Рост инвестиционной активности будет обеспечен за счет обрабатывающих производств, являющихся ведущим сектором экономики, и реализации крупных инвестиционных проектов, продолжающих свое функционирование в плановом режиме.

ИФО объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах прогнозируется на 2021-2023 годы 105,5-105,7% ежегодно, что выше ИФО объема инвестиций в основной капитал, заложенного в Прогнозе на 2020-2022 г. (105,0-101,0%). Прогнозные темпы роста инвестиций в 2021-2022 годах должны превысить параметры, заложенные в Прогнозе на 2020-2022 г., что связано с реализацией новых инвестиционных проектов в реальном секторе экономики.

Перспективным направлением является наполнение и максимальное использование площадей индустриального парка на промышленной площадке Заволжского моторного завода.

Прибыль прибыльных организаций

Одним из основных источников инвестиций в основной капитал является прибыль хозяйствующих субъектов.

Несмотря на сложившуюся ситуацию в реальном секторе экономики, в первую половину года наблюдалась положительная динамика прибыли прибыльных организаций. По оценке в 2020 году объем прибыли прибыльных организаций составит 1027,8 млн. руб.

В прогнозном периоде 2021-2022 годах темпы роста прибыли составят 105-107 %, что выше показателей Прогноза на 2020-2022 г. (102%). В период пандемии из-за высвобождения работников на карантин, наблюдалась экономия расходов на оплату труда. Основные объемы прибыли будут формироваться за счет обрабатывающих производств.

Тенденция по прибыли на 2021-2023 годы прогнозируется стабильная с учетом инвестиций, направляемых предприятиями города на развитие и модернизацию производства. Но, по сравнению с показателями 2019 года, к 2023 году сумма прибыли снизится до 1242,53 млн. руб., т. е. на 20%.

Демография

Основные проблемы в социальной политике города – отрицательная динамика численности населения и сохранение естественной убыли населения на период до 2023 года.

Прогноз демографических показателей основан на сложившихся тенденциях, с учетом реализации концепции демографического развития Нижегородской области на период до 2023 года, а также государственных программ, содержащих мероприятия, направленные на рост рождаемости, снижение смертности, укрепление института семьи.

Прогноз сформирован с учетом показателей по состоянию на 01.07.2020 года.

Ожидается, что в результате модернизации системы здравоохранения, стимулирования рождаемости к 2023 году по сравнению с 2019 годом естественная убыль населения сократится с 269 человек в 2019 году до 220 человек в 2023 году.

Как следствие, в городе замедлится сокращение численности постоянного населения.

В периоде 2021-2022 годах среднегодовая численность прогнозируется в 2021 году 37320 чел. (на 584 человека больше показателя Прогноза на 2020-2022 г.), в 2022 году 37195 человек (на 834 чел. больше показателя Прогноза на 2020-2022 г.). В период пандемии на территории города наблюдается миграционный прирост.

Среднегодовая численность населения города Заволжья

чел.

Прогнозируется, что среднегодовая численность населения города к 2023 году составит 37101 человек, или 98,5% к среднегодовой численности населения 2019 года.

Численность населения города Заволжья имеет тенденцию на уменьшение. Из-за суженного спектра возможностей трудоустройства, происходит интенсивная миграция конкурентноспособной, трудоспособной части населения, особенно молодежи.

Стоит задача уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в город Заволжья граждан близлежащих поселений, квалифицированных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе дальнейший миграционный прирост с положительной динамикой.

Занятость и трудовые ресурсы

Одним из первостепенных и коренных вопросов социальной политики города остается поддержка занятости населения и контроль за уровнем безработицы.

К концу 2020 года ожидается рост численности безработных граждан. Численность занятого населения по оценке 2020 года составит 16713 человек, что на 2% ниже уровня 2019 года.

В среднесрочной перспективе в результате стабилизации экономической ситуации и реализации комплекса мероприятий по улучшению ситуации на рынке труда численность занятого населения будет увеличиваться и в 2023 году составит 17050 человек. В Прогнозе до 2022 года численность занятого населения в 2021-2022 годах прогнозировалась на уровне 17560 человек. В период распространения коронавирусной инфекции, введенные меры социальной поддержки населения, в том числе социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными позволят ограничить, но не исключить высвобождение рабочей силы, рост уровня безработицы.

Ситуация в сфере занятости в 2021 - 2023 годах будет определяться:

- ситуацией в реальном секторе экономики;

- созданием новых рабочих мест в рамках реализации инвестиционных проектов Комплексного плана модернизации монопрофильного города Заволжья и программы развития производительных сил.

Поддержка занятости населения будет включать и меры по созданию на территории города условий для развития бизнеса, и меры по обеспечению качества подготовки кадров.

Ожидается, что реализация мероприятий государственной программы «Содействие занятости населения Нижегородской области» и мероприятий национальных проектов позволит стабилизировать ситуацию на рынке труда в прогнозируемом периоде 2021 – 2023 гг. Регистрируемая безработица по итогам 2023 года ожидается на уровне 1,36%.

Фонд заработной платы

Фонда начисленной заработной платы всех работников (по полному кругу предприятий) по оценке 2020 года составит 5572,4 млн. руб. (темп роста 97,1% к уровню 2019 года).

В 2021 году ФОТ прогнозируется на уровне 6 046,05 млн. руб. (темп роста 92,0%), в 2022 году – 6451,14 млн. руб. (темп роста 91,6%), в 2023 году – 6915,62 млн. рублей (темп роста -107,2%).

Прогнозные темпы роста Фонда начисленной заработной платы в 2021-2022 годах (108,5-106,7%) незначительно превысят параметры, заложенные в Прогнозе до 2022 года (прогнозировалось, что темп роста в 2021-2022 годах составит 106,6% - 107,2% соответственно). В прогнозируемом периоде ожидается незначительный увеличение темпов роста заработной платы в первую очередь за счет доведения до целевого уровня оплаты труда работников социальной сферы, в соответствии с Указами Президента РФ, а также увеличения размера МРОТ.

В плановом периоде основная часть ФОТ города будет формироваться на предприятиях обрабатывающих производств (около 50%), в организациях социальной сферы (около 20%).

Среднемесячная заработная плата

Среднемесячная начисленная зарплата работников по крупным и средним предприятиям в городе Заволжье в 2020 году и на плановый период до 2023 года прогнозируется с положительной динамикой.

В настоящее время в условиях пандемии наблюдается тенденция замедления роста среднего значения начисленной заработной платы.

Среднемесячная начисленная зарплата работников по крупным и средним предприятиям по оценке 2020 года составит 31882,2 млн. руб. (темп роста 96,7% к уровню 2019 года).

В 2021 году среднемесячная начисленная зарплата работников по крупным и средним предприятиям прогнозируется на уровне 34305,25 руб. (темп роста 97,9%), в 2022 году – 36397,87 руб. (темп роста 98,6%), в 2023 году – 38836,52 рубля (темп роста - 106,7%). В среднесрочной перспективе с учетом реализации мер, направленных на обеспечение роста производительности труда в экономике, роста доходов населения, а также увеличения оплаты труда работников бюджетной сферы прогнозируется, что среднемесячная заработная плата в целом будет расти.

В среднесрочной перспективе одной из основных задач экономического роста останется повышение платежеспособности населения.

Динамика среднемесячной заработной платы

По оценке 2020 года прогнозируется среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу на уровне 26406 руб. (темп роста 95,5% к 2019 году).

В среднесрочной перспективе с учетом реализации мер борьбы с пандемией, и в то же время мер, направленных на обеспечение роста производительности труда в экономике, а также увеличения оплаты труда работников бюджетной сферы, прогнозируется величина среднемесячной заработной платы одного работника по полному кругу на 2021 год на уровне 27435,83 руб. (88,0 % к Прогнозу до 2022 года). В 2022 году прогноз среднемесячной заработной платы одного работника по полному кругу составит 28533,27 руб. (85,3% к Прогнозу до 2022 года), в 2023году – 29674,6 руб., темп роста 104,3%.

Рост среднемесячной зарплаты одного работника по полному кругу предприятий города Заволжья в 2019-2023 годах

руб.

В условиях негативного влияния пандемии на благосостояние граждан необходимо сохранить положительную динамику по заработной плате и не допустить ее снижения.

Потребительский рынок

Потребительский рынок города характеризуется замедлением потребительского спроса.

Стоит отметить, что в условиях пандемии масштаб падения в секторе, ориентированном на потребительский спрос, оказался значительным.

Введение ограничительных мер и снижение реальных денежных доходов населения повлияли на сокращение объема оборота розничной торговли (ИФО составил 93,0%) и платных услуг населению (ИФО составит 89,2%).

В целях сглаживания негативного воздействия пандемии на бизнес, в области реализуется комплекс мер государственной поддержки. Основными направлениями являются: банковские кредиты на льготных условиях; прямая безвозмездная финансовая поддержка субъектам МСП на сотрудника; выдача микрозаймов субъектам МСП; автоматическое списание налогов для организаций и ИП и другие.

Объем оборота розничной торговли по оценке 2020 года составит 6385,0 млн. рублей, что на 11,1% выше уровня 2019 года.

Прогнозируется, что в 2021 году оборот розничной торговли составит 6653,17 млн. рублей (102,5% к Прогнозу до 22 года) и в сопоставимой оценке превысит уровень 2019 года на 2,1%.

Прогнозные темпы роста в сопоставимых ценах на 2021-2023 годы составят 102,8-104,2% ежегодно. В соответствии с параметрами, утвержденными Прогнозом до 2022 года, на 2020-2022 годы индекс физического объема оборота розничной торговли прогнозировался чуть ниже - на уровне 102,1 -102,6% ежегодно.

По оценке 2020 года объем платных услуг населению прогнозируется – 95,4 млн. рублей (темп роста -79,0% к 2019 году).

В 2021-2022 годы темп роста объема платных услуг в сопоставимых ценах прогнозируется с ростом 103-106%% ежегодно. К 2023 году прогнозируется стабильность ИФО в соответствии с областными макроэкономическими показателями.

В 2021 - 2023 годах на динамику объема платных услуг окажут влияние денежные доходы населения, а также качество и доступность оказываемых услуг. Доходы населения несколько снизятся.

Основными факторами, которые должны позитивно повлиять на развитие этого сектора экономики, станут: рост денежных доходов населения за счет повышения уровня заработной платы и увеличения среднего размера пенсий, увеличение потребительского кредитования населения и замедление потребительской инфляции.

Темпы экономического роста города Заволжья на среднесрочную перспективу будут определяться инвестиционным, внутренним и внешним платежеспособным спросами.

3.2. Основные направления социально-экономического развития

города Заволжья

Основные направления социально-экономического развития города Заволжья в прогнозном периоде определены необходимостью решения задач и достижения целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Восстановлению социально-экономического роста города Заволжья будет способствовать реализация национальных проектов по 13 направлениям социально-экономического развития: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт, коммуникации между центрами экономического роста.

Несмотря на то, что большая часть товаров, работ (услуг) в прогнозируемом периоде будет по-прежнему создаваться в реальном секторе экономики, в среднесрочной перспективе будет продолжена тенденция на увеличение вклада в рост отраслей, формирующих человеческий капитал, которому будет способствовать, в первую очередь, реализация мероприятий национальных проектов (НП «Жилье и городская среда», НП «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и т.д.).

Запланировано участие города Заволжья в реализации национальных проектов. Соответствующие мероприятия национальных проектов учтены в муниципальных программах города Заволжья. Финансовое обеспечение программ определяется ежегодно решением Думы города Заволжья о бюджете города Заволжья на очередной финансовый год.

Основу для повышения уровня жизни населения в текущем году помимо стабильного экономического положения создают меры по сохранению целевого уровня показателей оплаты труда отдельных категорий работников бюджетных организаций, установленных майскими указами Президента Российской Федерации, а также соблюдению минимального размера оплаты труда, утвержденного федеральным законодательством.

Продолжится реализация мероприятий по оказанию содействия в трудоустройстве и профессиональной реабилитации незанятых инвалидов.

Обеспечение равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда будет достигаться путем прогнозирования кадровой потребности экономики и социальной сферы города и ежегодной актуализации прогнозов, привлечения в город дополнительных трудовых ресурсов из числа квалифицированных специалистов.

Таким образом, прогноз социально-экономического развития города Заволжья на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) предполагает относительную стабилизацию в среднесрочном периоде и создание условий для более устойчивого долгосрочного социально - экономического роста города Заволжья.

Перечень муниципальных программ города Заволжья, планируемых к реализации в 2021-2023 годах



Наименование муниципальной программы

Период действия

1.

«Развитие культуры в городе Заволжье»

2019-2021

2.

«Развитие физической культуры и спорта в городе Заволжье»

2019-2021

3.

«Содержание и развитие дорожного хозяйства в городе Заволжье»

2019-2021

4.

«Благоустройство территории и реализация мероприятий в сфере коммунального хозяйства города Заволжья»

2019-2021

5.

«Развитие муниципальной службы в городе Заволжье»

2019-2021

6.

«Управление муниципальным имуществом в городе Заволжье»

2019-2021

7.

«Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Заволжье»

2021-2023

8.

«Пожарная безопасность города Заволжья»

2021-2023

9.

«Формирование современной городской среды на территории города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области на 2018-2024 годы»

2018-2024

10.

«Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности людей на водных объектах города Заволжья»

2020-2022

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Новости Заволжья № 81 от 30.10.2020 сведения, Официальный сайт администрации города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области www.zavnnov.ru от 13.10.2020 сведения
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.060.000 Права, свободы и обязанности человека и гражданина (см. также 200.060.000), 010.060.040 Основные (конституционные) социально- экономические права и свободы, 020.000.000 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 060.000.000 ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, 080.000.000 Финансы

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать