Основная информация
Дата опубликования: | 14 апреля 2020г. |
Номер документа: | RU50000202001027 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Московская область |
Принявший орган: | Правительство Московской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14.04.2020 № 196/11
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019-2025 ГОДЫ»
Правительство Московской области постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 № 182/10 «Об утверждении государственной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы»» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Московской области от 25.06.2019 № 364/20; от 03.09.2019 № 580/30; от 17.09.2019 № 629/32; от 15.10.2019 № 741/36; от 12.11.2019 № 821/39; от 03.12.2019 № 903/42; от 11.02.2020 № 34/4), утвердив ее в новой редакции (прилагается).
2. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», «Информационном вестнике Правительства Московской области», размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
3.
Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Московской области
от 14.04.ВИЗ № I96/II
«УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 № 182/10 (в редакции постановления Правительства Московской области от 14.04.2С0Э№ I96/II )
Государственная программа Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области
на 2019-2025 годы»
Раздел 1. Паспорт государственной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской
области на 2019-2025 годы»
Координатор государственной программы
Вице-губернатор Московской области И.Б. Тресков
Государственный заказчик государственной программы (ответственный за реализацию государственной программы, главный распорядитель бюджетных средств государственной программы)
Министерство строительного комплекса Московской области
Цели и задачи государственной программы
Обеспечение расселения многоквартирных домов, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и внедрение ресурсосберегающих, энергоэффективных технологий.
Финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.
Задачи программы:
Качественное улучшение технических характеристик и повышение энергоэффективности при строительстве многоквартирных жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
координация решения финансовых и организационных вопросов расселения аварийных многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Московской области;
переселение граждан, проживающих в признанных аварийными многоквартирных жилых домах
Перечень подпрограмм государственной программы
Подпрограмма 1 «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (далее также - Подпрограмма 1)
Подпрограмма 2 «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области» (далее также - Подпрограмма 2)
Этапы и сроки реализации государственной программы
Сроки реализации Подпрограммы 1: 10.01.2019- 1.09.2025 г.
Этапы программы:
I этап (2019-2020 гг.);
II этап (2020-2021 гг.);
III этап (2021-2022 гг.);
IV этап (2022-2023 гг.);
V этап (2023-2024 гг.);
VI этап (2024-2025 гг.).
Сроки реализации Подпрограммы 2: 10.01.2019-31.12.2023 г.
Источники финансирования государственной программы, в том числе по
годам:
Расходы (тыс. рублей)
Всего
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
Средства бюджета Московской области
7 812 562,00
154 849,00
2 180 876,00
3 523 436,00
1 116 236,00
449 115,00
388 050,00
0
Средства Фонда содействия реформированию ЖКХ
6 216 398,00
345 782,00
929 833,00
296 438,00
1 396 902,00
1 733 747,00
1 513 696,00
0
Средства бюджетов муниципальных образований Московской области
1 804 688,00
32 541,00
396 554,00
785 404,00
344 873,00
128 801,00
116 515,00
0
Всего, в том числе по годам:
15 833 648,00
533 172,00
3 507 263,00
4 605 278,00
2 858 011,00
2 311 663,00
2 018 261,00
0
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда
35,27
47,70
84,36
93,65
49,25
45,75
13,66
Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда
2,12
2,798
5,578
5,459
2,699
2,639
0,871
Перечень муниципальных образований - участников государственной программы
1. Богородский городской округ
2. Волоколамский городской округ
3. городской округ Воскресенск
4. городской округ Егорьевск
5. городской округ Жуковский
6. городской округ Истра
7. городской округ Кашира
8. городской округ Клин
9. городской округ Красноармейск
10. городской округ Красногорск
11. городской округ Лобня
12. городской округ Озеры
13. городской округ Павловский Посад
14. городской округ Подольск
15. городской округ Пущино
16. городской округ Рошаль
17. Рузский городской округ
18. городской округ Серебряные Пруды
19. городской округ Серпухов
20. городской округ Солнечногорск
21. городской округ Ступино
22. городской округ Шатура
23. городской округ Щёлково
24. городской округ Электрогорск
25. городской округ Электросталь
26. Дмитровский городской округ
27. Коломенский городской округ
28. городской округ Лосино-Петровский
29. городской округ Луховицы
30. Одинцовский городской округ
31. Орехово-Зуевский городской округ
32. Пушкинский городской округ
33. Раменский городской округ
34. Сергиево-Посадский городской округ
35. Талдомский городской округ
Раздел 2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы», в том числе формулировка основных проблем в указанной сфере
Одним из ключевых приоритетов государственной политики Российской Федерации является повышение качества жизни своих граждан. Важнейшим направлением в данной сфере выступает переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Мониторинг текущего состояния жилищного фонда на территории Московской области по состоянию на 28.01.2020 в соответствии с реестром «Сведения об общей площади жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» выявил площадь аварийного жилищного фонда в Московской области, признанного таковым до 01.01.2017, - 369,64 тыс. кв.м. Данный аварийный фонд подлежит расселению за счет федерального бюджета, за счет средств консолидированного бюджета Московской области и за счет внебюджетных источников.
Решение вопроса ликвидации аварийного жилищного фонда требует комплексных программных методов, определяющих систему мероприятий по формированию жилищного фонда и переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Государственная программа Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 №182/10 «Об утверждении государственной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы» (далее - государственная программа), определяет перечень многоквартирных домов:
признанных до 01.01.2017 в установленном законодательством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - аварийные многоквартирные дома) и подлежащих расселению в рамках региональной адресной программы федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (далее - региональная программа) за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее также - Фонд) и перечень аварийных многоквартирных домов, расселяемых по иным программам Московской области, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда (перечень приведен в разделе 11);
перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению только за счет средств консолидированного бюджета Московской области.
Реализация региональной программы предполагается при предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда, созданного в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» (далее также - Федеральный закон). Участниками региональной программы определены муниципальные образования Московской области, на территории которых расположены аварийные многоквартирные дома.
Полнота и достоверность сведений об аварийных многоквартирных домах обеспечивается участниками государственной программы путем непрерывного сбора данных о количестве жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащих расселению, их общей площади, количестве жителей, подлежащих переселению, о заявленных гражданами способах решения жилищного вопроса и своевременного предоставления уточненных сведений об аварийных многоквартирных домах разработчику государственной программы для ее корректировки.
Раздел 3. Цели и задачи государственной программы
Целями государственной программы являются:
обеспечение расселения многоквартирных домов, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и внедрение ресурсосберегающих, энергоэффективных технологий;
финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.
В ходе реализации государственной программы осуществляются:
финансовое и организационное обеспечение муниципальных образований Московской области в вопросе переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;
выполнение обязательств собственника по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в муниципальных жилых помещениях аварийных многоквартирных домов;
обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, связанных с изъятием их жилых помещений для муниципальных нужд путем приобретения жилых помещений и (или) предоставления возмещения за жилые помещения;
обеспечение граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, благоустроенными жилыми помещениями, в соответствии с условиями и требованиями, установленными Федеральным законом. Жилые помещения, предоставляемые гражданам в рамках региональной программы, должны соответствовать рекомендуемым требованиям к жилью, строящемуся или приобретаемому в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, установленным в приложении № 2 к методическим рекомендациям, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.01.2019 № 65/пр, по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года (далее - методические рекомендации № 65/пр);
обеспечение целевого расходования средств, выделенных на приобретение жилых помещений и (или) предоставление возмещения за жилые помещения для переселения граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах;
установление единого порядка реализации в муниципальных образованиях Московской области мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Основными задачами государственной программы являются:
качественное улучшение технических характеристик и повышение энергоэффективности при строительстве многоквартирных жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
координация решения финансовых и организационных вопросов расселения аварийных многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Московской области;
переселение граждан, проживающих в признанных аварийными многоквартирных жилых домах.
Раздел 4. Объемы и источники финансирования государственной программы
1. Источниками финансирования государственной программы в части реализации Подпрограммы 1 являются средства Фонда, средства бюджета Московской области и средства бюджетов муниципальных образований Московской области.
Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий региональной программы, составляет 8 331 510,61 тыс. рублей, в том числе:
6 216 394,35 тыс. рублей - средства Фонда;
1 623 374,73 тыс. рублей - средства бюджета Московской области на софинансирование мероприятий региональной программы на оплату общей площади жилого помещения, равнозначной по общей площади занимаемого жилого помещения (далее - средства бюджета Московской области);
491 741,53 тыс. рублей - средства бюджетов муниципальных образований Московской области на софинансирование мероприятий региональной программы на оплату общей площади жилого помещения, равнозначной по общей площади занимаемого жилого помещения (далее - средства бюджетов муниципальных образований Московской области).
Предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с региональной программой, установлена для Московской области приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.12.2018 №822/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2019 года» в размере 61 040,00 рублей.
Объем долевого финансирования региональной программы за счет средств федерального бюджета рассчитан с учетом распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 3266-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 2468-р» (далее - распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 3266-р) и составляет 75 % от общей стоимости региональной программы; за счет средств консолидированного бюджета Московской области составляет 25 % от общей стоимости.
Планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, рассчитана исходя из произведения общей площади расселяемых жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включенных в региональную программу, на предельную стоимость одного квадратного метра общей расселяемой площади жилых помещений равную 61 040,00 рублям.
Планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемое в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитан исходя из произведения общей площади расселяемых жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включенных в региональную программу, на предельную стоимость одного квадратного метра общей расселяемой площади жилых помещений равную 61 040,00 рублям.
Объем финансирования на реализацию региональной программы рассчитан исходя из произведения общей площади расселяемых жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включенных в региональную программу, на предельную стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений.
В случае заключения муниципального контракта на строительство домов или приобретение жилых помещений по цене, превышающей предельную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области (далее - местные бюджеты).
Региональная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусматривает предоставление бюджетам муниципальных образований Московской области субсидий из областного бюджета в порядке, установленном Правительством Московской области.
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за изымаемое жилое помещение определяется соглашением с собственником жилого помещения, при этом размер возмещения определяется на основании проведенной оценки выкупной стоимости изымаемого жилого помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В случае, если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, допускается оплата за счет средств собственника, приобретающего помещение, части стоимости, составляющей разницу.
Средства на строительство жилых помещений расходуются участниками региональной программы в пределах цен, определенных исходя из стоимости заключённых контрактов.
Участники региональной программы вправе направлять на реализацию мероприятий региональной программы дополнительные средства из местных бюджетов и внебюджетных источников.
Государственный заказчик региональной программы осуществляет мониторинг и контроль за использованием субсидий их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета Московской области.
2. Источники финансирования государственной программы в части реализации Подпрограммы 2: финансирование осуществляется за счет средств консолидированного бюджета Московской области в пределах средств, предусмотренных основным мероприятием 01 «Переселение из аварийного жилищного фонда до 2025 года» подраздела 10.5 «Перечень мероприятий подпрограммы 2 «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области» Подпрограммы 2 к настоящей государственной программе, а именно: общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий региональной программы, составляет 7 599 254,00 тыс. рублей, в том числе:
6 224 817,98 тыс. рублей - средства бюджета Московской области на софинансирование мероприятий региональной программы на оплату общей площади жилого помещения, равнозначной по общей площади занимаемого жилого помещения (далее - средства бюджета Московской области);
1 374 436,02 тыс. рублей - средства бюджетов муниципальных образований Московской области на софинансирование мероприятий региональной программы на оплату общей площади жилого помещения, равнозначной по общей площади занимаемого жилого помещения (далее - средства бюджетов муниципальных образований Московской области).
Раздел 5. Механизм реализации государственной программы
Государственный заказчик организует выполнение программных мероприятий в соответствии с Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и жилищным законодательством Российской Федерации.
Реализация государственной программы осуществляется по следующим основным направлениям:
5.1. Формирование областной нормативной правовой базы, определяющей порядок и условия финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; разработку предложений по внесению изменений в законодательство Московской области по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
При реализации мероприятий государственной программы необходимо исходить из следующих положений:
5.1.1. Принятие решений и проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе за счет средств областного и местных бюджетов, производятся в соответствии со статьями 32, 86 и частями 2, 3 статьи 88, статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом:
граждане, являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на возмещение за изымаемые у них жилые помещения либо по соглашению им может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости; граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма, выселяемые в порядке, предусмотренном статьей 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеют право на предоставление им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
5.1.2. В случае, если гражданин одновременно состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и занимает по договору социального найма жилое помещение, которое признано аварийным и подлежащим сносу, такому гражданину может быть предоставлено жилое помещение по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления для категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, при условии, что площадь такого предоставляемого жилого помещения будет большей, чем площадь жилого помещения, предоставляемого в связи с признанием жилого помещения аварийным и подлежащим сносу.
В случае отсутствия подходящего по площади жилого помещения в связи с проектным решением, общая площадь жилого помещения может отличаться от установленной нормы (по проектному решению) предоставления не более чем на 10 процентов. При этом превышение стоимости общей площади приобретаемого жилого помещения над объемом финансирования, запланированным на реализацию мероприятий программ в разрезе аварийных МКД, подлежит оплате за счет средств бюджетов соответствующих муниципальных образований Московской области.
Превышение стоимости общей площади жилого помещения, связанное с превышением стоимости 1 квадратного метра общей площади жилых помещений над стоимостью 1 квадратного метра, общей площади жилья по Московской области, установленной государственной программой, подлежит оплате за счет средств бюджетов соответствующих муниципальных образований Московской области.
Превышение стоимости общей площади жилого помещения, связанное с превышением стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Московской области приобретаемых жилых помещений над стоимостью 1 квадратного метра в многоквартирных домах, построенных с использованием энергоэффективной технологии, подлежит оплате за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области.
В случае, когда в целях реализации государственной программы приобретаются жилые помещения большей площади, чем расселяемые жилые помещения в аварийных домах. Стоимость 1 квадратного метра площади жилых помещений, приобретаемых по итогам проведенных
конкурентных процедур, не подлежит корректировке (уменьшению). В этом случае уровень софинансирования расходных обязательств муниципального образования Московской области не подлежит корректировке (уменьшению).
5.1.3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами:
Приобретение жилых помещений, в том числе:
в многоквартирных домах;
в многоквартирных домах у застройщика (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая строящиеся (создаваемые) многоквартирные дома с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при условии наличия положительного заключения государственной экспертизы проекта дома;
Строительство многоквартирных домов;
Выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
5.1.4. Жилые помещения, созданные либо приобретенные за счет средств, предусмотренных настоящей государственной программой, оформляются в муниципальную собственность в целях дальнейшего предоставления переселяемым гражданам в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации на условиях социального найма либо в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
5.2. Критерии очередности участия в региональной программе муниципальных образований Московской области установлены пунктом 2 статьи 16 Федерального закона исходя из запланированных объемов финансирования программных мероприятий, выбранных способов реализации региональной программы с учетом степени готовности земельных участков под строительство домов и наличия инфраструктуры.
5.3. Организационные мероприятия по реализации государственной программы предусматривают следующие меры:
5.3.1. Оказание консультативной поддержки муниципальным образованиям Московской области по вопросам реализации государственной программы и разработки муниципальных программ, проведение выборочных проверок целевого использования средств, предусмотренных государственной программой.
5.3.2. Информирование собственников и нанимателей жилых помещений аварийного жилищного фонда о порядке и условиях участия в государственной программе путем размещения публикаций в средствах массовой информации, на сайтах органов исполнительной власти Московской области, муниципальных образованиях Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на телевидении и радио.
5.4. Сбор и обобщение информации о сносе жилых домов, не подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, и об использовании освобожденных земельных участков.
Муниципальным образованиям Московской области необходимо при подготовке документации на проведение закупок в целях реализации мероприятий государственной программы, за исключением контрактов на выкуп помещений у собственников и контрактов на покупку жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками в домах, введенных в эксплуатацию, соблюдать следующие рекомендуемые требования, представленные в методических рекомендациях № 65/пр, а именно:
№ п/п
Наименование рекомендуемого требования
Содержание рекомендуемого требования
1
Требования к проектной документации на дом
В проектной документации проектные значения параметров и другие проектные характеристики жилья, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности устанавливаются таким образом, чтобы в процессе его строительства и эксплуатации оно было безопасным для жизни и здоровья граждан (включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения), имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды.
Проектная документация разрабатывается в соответствии с требованиями:
- постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные»;
СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах»;
СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений»;
СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;
СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;
СП 255.1325800 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Общие положения».
Оформление проектной документации осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2013 «Основные требования к проектной и рабочей документации».
Планируемые к строительству (строящиеся) многоквартирные дома, указанные в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также подлежащие приобретению жилые помещения должны соответствовать положениям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64 (с изменениями и дополнениями) «Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
В отношении проектной документации на строительство многоквартирного дома, построенного многоквартирного дома, в котором приобретаются жилые помещения, рекомендуется обеспечить наличие положительного заключения проведенной в соответствии с требованиями градостроительного законодательства Российской Федерации экспертизы
В строящихся домах, на территории Московской области, обеспечивается наличие:
несущих строительных конструкций, выполненных из следующих материалов:
а) стены из каменных конструкций (кирпич, блоки), крупных железобетонных блоков, железобетонных панелей, монолитного железобетонного каркаса с заполнением;
б) перекрытия из сборных и монолитных железобетонных конструкций;
в) фундаменты из сборных и монолитных железобетонных и каменных конструкций.
Не рекомендуется строительство домов и приобретение жилья в домах, выполненных из легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК), SIP-панелей, металлических сэндвич-панелей;
подключения к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по выданным соответствующими ресурсоснабжающими и иными организациями техническим условиям;
санитарного узла (раздельного или совмещенного), который должен быть внутриквартирным и включать ванну, унитаз, раковину;
внутридомовых инженерных систем, включая системы:
а) электроснабжения (с силовым и иным электрооборудованием в соответствии с проектной документацией);
б) холодного водоснабжения;
в) водоотведения (канализации);
г) газоснабжения (при наличии в соответствии с проектной документацией) с устройством сигнализаторов загазованности, сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания с возможностью аварийнодиспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых оконных блоков (в соответствии с проектной документацией);
д) отопления (при отсутствии централизованного отопления и наличии газа рекомендуется установка коллективных или индивидуальных газовых котлов);
е) горячего водоснабжения;
ж) противопожарной безопасности (в соответствии с проектной документацией);
з) мусороудаления (при наличии в соответствии с проектной документацией);
в случае экономической целесообразности рекомендуется использовать локальные системы энергоснабжения;
принятых в эксплуатацию и зарегистрированных в установленном порядке (постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах») лифтов (при наличии в соответствии с проектной документацией).
Лифты рекомендуется оснащать:
а) кабиной, предназначенной для пользования инвалидом на кресле-коляске с сопровождающим лицом;
б) оборудованием для связи с диспетчером;
в) аварийным освещением кабины лифта;
г) светодиодным освещением кабины лифта в антивандальном исполнении;
д) панелью управления кабиной лифта в антивандальном исполнении;
внесенных в Государственный реестр средств измерений, поверенных предприятиями-изготовителями, принятых в эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и соответствующих
установленным требованиям к классам точности общедомовых (коллективных) приборов учета электрической, тепловой энергии, холодной воды, горячей воды (при централизованном теплоснабжении в установленных случаях);
оконных блоков со стеклопакетом класса энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома;
освещения этажных лестничных площадок дома с использованием светильников в антивандальном исполнении со светодиодным источником света, датчиков движения и освещенности;
при входах в подъезды дома освещения с использованием светильников в антивандальном исполнении со светодиодным источником света и датчиков освещенности, козырьков над входной дверью и утепленных дверных блоков с ручками и автодоводчиком;
во входах в подвал (техническое подполье) дома металлических дверных блоков с замком, ручками и автодоводчиком;
отмостки из армированного бетона, асфальта, устроенной по всему периметру дома и обеспечивающей отвод воды от фундаментов;
организованного водостока;
благоустройства придомовой территории, в том числе наличие твердого покрытия, озеленения и малых архитектурных форм, площадок общего пользования различного назначения, в том числе детской игровой площадки с игровым комплексом (в соответствии с проектной документацией).
3
Требования к функциональному оснащению и отделке помещений
Для переселения граждан из аварийного жилищного фонда рекомендуется использовать построенные и приобретаемые жилые помещения, расположенные на любых этажах дома, кроме подвального, цокольного, технического, мансардного, и:
оборудованные подключенными к соответствующим внутридомовым инженерным системам внутриквартирными инженерными сетями в составе (не менее):
а) электроснабжения с электрическим щитком с устройствами защитного отключения;
б) холодного водоснабжения;
в) горячего водоснабжения (централизованного или автономного);
г) водоотведения (канализации);
д) отопления (централизованного или автономного);
е) вентиляции;
ж) газоснабжения (при наличии в соответствии с проектной документацией), с устройством сигнализаторов загазованности, сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания с возможностью аварийнодиспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых оконных блоков (в соответствии с проектной документацией);
з) внесенными в Государственный реестр средств измерений, поверенными предприятиями- изготовителями, принятыми в эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и соответствующими установленным требованиям к классам точности индивидуальными приборами учета электрической энергии, холодной воды, горячей воды, природного газа (в установленных случаях) (в соответствии с проектной документацией);
имеющие чистовую отделку «под ключ», в том числе:
а) входную утепленную дверь с замком, ручками и дверным глазком;
б) межкомнатные двери с наличниками и ручками;
в) оконные блоки со стеклопакетом класса энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома;
г) вентиляционные решетки;
д) подвесные крюки для потолочных осветительных приборов во всех помещениях квартиры;
е) установленные и подключенные к соответствующим внутриквартирным инженерным сетям: звонковую сигнализацию (в соответствии с проектной документацией);
мойку со смесителем и сифоном;
умывальник со смесителем и сифоном;
унитаз с сиденьем и сливным бачком;
ванну с заземлением, со смесителем и сифоном;
одно-, двухклавишные электровыключатели;
электророзетки;
выпуски электропроводки и патроны во всех помещениях квартиры; газовую или электрическую плиту (в соответствии с проектным решением);
радиаторы отопления с терморегуляторами (при технологической возможности в соответствии с проектной документацией), а при автономном отоплении и горячем водоснабжении также двухконтурный котел;
ж) напольные покрытия из керамической плитки в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла), кладовых, на балконе (лоджии), в остальных помещениях квартиры - из ламината класса износостойкости 22 и выше или линолеума на вспененной основе;
з) отделку стен водоэмульсионной или иной аналогичной краской в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла), кладовых, кухни (за исключением части стены (стен) в кухне, примыкающей(их) к рабочей поверхности, и части стены (стен) в ванной комнате, примыкающей(их) к ванне и умывальнику, отделка которых производится керамической плиткой); обоями в остальных помещениях;
и) отделку потолков во всех помещениях квартиры водоэмульсионной или иной аналогичной краской, либо конструкцией из сварной виниловой пленки (ПВХ) или бесшовного тканевого полотна, закрепленных на металлическом или пластиковом профиле под перекрытием (натяжные потолки).
4
Требования к материалам, изделиям и оборудованию
Проектом на строительство многоквартирного дома рекомендуется предусмотреть применение современных сертифицированных строительных и отделочных материалов, изделий, технологического и инженерного оборудования.
Строительство должно осуществляться с применением материалов и оборудования, обеспечивающих соответствие жилища требованиям проектной документации.
Выполняемые работы и применяемые строительные материалы в процессе строительства дома, жилые помещения в котором приобретаются в соответствии с муниципальным контрактом в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также результаты таких работ должны соответствовать требованиям технических регламентов, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов
5
Требование к энергоэффективности дома
Рекомендуется предусматривать класс энергетической эффективности дома не ниже «В» согласно Правилам определения класса энергетической эффективности, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
Рекомендуется предусматривать следующие мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности дома:
предъявлять к оконным блокам в квартирах и в помещениях общего пользования дополнительные требования, указанные выше;
производить установку в помещениях общего пользования, лестничных клетках, перед входом в подъезды светодиодных светильников с датчиками движения и освещенности;
проводить освещение придомовой территории с использованием светодиодных светильников и датчиков освещенности;
выполнять теплоизоляцию подвального (цокольного) и чердачного перекрытий (в соответствии с проектной документацией);
проводить установку приборов учета горячего и холодного водоснабжения, электроэнергии, газа и другие, предусмотренные в проектной документации;
выполнять установку радиаторов отопления с терморегуляторами (при технологической возможности в соответствии с проектной документацией);
проводить устройство входных дверей в подъезды дома с утеплением и оборудованием автодоводчиками;
устраивать входные тамбуры в подъезды дома с утеплением стен, устанавливать утепленные двери тамбура (входную и проходную) с авто доводчиками.
Обеспечить наличие на фасаде дома указателя класса энергетической эффективности дома в соответствии с разделом III Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
6
Требования к эксплуатационной документации дома
Наличие паспортов и инструкций по эксплуатации предприятий-изготовителей на механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное, включая лифтовое, оборудование, приборы учета использования энергетических ресурсов (общедомовые (коллективные) и индивидуальные) и узлы управления подачи энергетических ресурсов и т.д., а также соответствующих документов (копий документов), предусмотренных пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», включая Инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома, выполненную в соответствии с пунктом 10.1 Градостроительного кодекса (Требования к безопасной эксплуатации зданий) и СП 255.1325800 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Общие положения» (в соответствии с проектной документацией).
Наличие инструкций по эксплуатации внутриквартирного инженерного оборудования. Комплекты инструкций по эксплуатации внутриквартирного инженерного оборудования подлежат передаче Заказчику
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14.04.2020 № 196/11
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019-2025 ГОДЫ»
Правительство Московской области постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 № 182/10 «Об утверждении государственной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы»» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Московской области от 25.06.2019 № 364/20; от 03.09.2019 № 580/30; от 17.09.2019 № 629/32; от 15.10.2019 № 741/36; от 12.11.2019 № 821/39; от 03.12.2019 № 903/42; от 11.02.2020 № 34/4), утвердив ее в новой редакции (прилагается).
2. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», «Информационном вестнике Правительства Московской области», размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
3.
Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Московской области
от 14.04.ВИЗ № I96/II
«УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 № 182/10 (в редакции постановления Правительства Московской области от 14.04.2С0Э№ I96/II )
Государственная программа Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области
на 2019-2025 годы»
Раздел 1. Паспорт государственной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской
области на 2019-2025 годы»
Координатор государственной программы
Вице-губернатор Московской области И.Б. Тресков
Государственный заказчик государственной программы (ответственный за реализацию государственной программы, главный распорядитель бюджетных средств государственной программы)
Министерство строительного комплекса Московской области
Цели и задачи государственной программы
Обеспечение расселения многоквартирных домов, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и внедрение ресурсосберегающих, энергоэффективных технологий.
Финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.
Задачи программы:
Качественное улучшение технических характеристик и повышение энергоэффективности при строительстве многоквартирных жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
координация решения финансовых и организационных вопросов расселения аварийных многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Московской области;
переселение граждан, проживающих в признанных аварийными многоквартирных жилых домах
Перечень подпрограмм государственной программы
Подпрограмма 1 «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (далее также - Подпрограмма 1)
Подпрограмма 2 «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области» (далее также - Подпрограмма 2)
Этапы и сроки реализации государственной программы
Сроки реализации Подпрограммы 1: 10.01.2019- 1.09.2025 г.
Этапы программы:
I этап (2019-2020 гг.);
II этап (2020-2021 гг.);
III этап (2021-2022 гг.);
IV этап (2022-2023 гг.);
V этап (2023-2024 гг.);
VI этап (2024-2025 гг.).
Сроки реализации Подпрограммы 2: 10.01.2019-31.12.2023 г.
Источники финансирования государственной программы, в том числе по
годам:
Расходы (тыс. рублей)
Всего
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
Средства бюджета Московской области
7 812 562,00
154 849,00
2 180 876,00
3 523 436,00
1 116 236,00
449 115,00
388 050,00
0
Средства Фонда содействия реформированию ЖКХ
6 216 398,00
345 782,00
929 833,00
296 438,00
1 396 902,00
1 733 747,00
1 513 696,00
0
Средства бюджетов муниципальных образований Московской области
1 804 688,00
32 541,00
396 554,00
785 404,00
344 873,00
128 801,00
116 515,00
0
Всего, в том числе по годам:
15 833 648,00
533 172,00
3 507 263,00
4 605 278,00
2 858 011,00
2 311 663,00
2 018 261,00
0
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда
35,27
47,70
84,36
93,65
49,25
45,75
13,66
Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда
2,12
2,798
5,578
5,459
2,699
2,639
0,871
Перечень муниципальных образований - участников государственной программы
1. Богородский городской округ
2. Волоколамский городской округ
3. городской округ Воскресенск
4. городской округ Егорьевск
5. городской округ Жуковский
6. городской округ Истра
7. городской округ Кашира
8. городской округ Клин
9. городской округ Красноармейск
10. городской округ Красногорск
11. городской округ Лобня
12. городской округ Озеры
13. городской округ Павловский Посад
14. городской округ Подольск
15. городской округ Пущино
16. городской округ Рошаль
17. Рузский городской округ
18. городской округ Серебряные Пруды
19. городской округ Серпухов
20. городской округ Солнечногорск
21. городской округ Ступино
22. городской округ Шатура
23. городской округ Щёлково
24. городской округ Электрогорск
25. городской округ Электросталь
26. Дмитровский городской округ
27. Коломенский городской округ
28. городской округ Лосино-Петровский
29. городской округ Луховицы
30. Одинцовский городской округ
31. Орехово-Зуевский городской округ
32. Пушкинский городской округ
33. Раменский городской округ
34. Сергиево-Посадский городской округ
35. Талдомский городской округ
Раздел 2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы», в том числе формулировка основных проблем в указанной сфере
Одним из ключевых приоритетов государственной политики Российской Федерации является повышение качества жизни своих граждан. Важнейшим направлением в данной сфере выступает переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Мониторинг текущего состояния жилищного фонда на территории Московской области по состоянию на 28.01.2020 в соответствии с реестром «Сведения об общей площади жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» выявил площадь аварийного жилищного фонда в Московской области, признанного таковым до 01.01.2017, - 369,64 тыс. кв.м. Данный аварийный фонд подлежит расселению за счет федерального бюджета, за счет средств консолидированного бюджета Московской области и за счет внебюджетных источников.
Решение вопроса ликвидации аварийного жилищного фонда требует комплексных программных методов, определяющих систему мероприятий по формированию жилищного фонда и переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Государственная программа Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 №182/10 «Об утверждении государственной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы» (далее - государственная программа), определяет перечень многоквартирных домов:
признанных до 01.01.2017 в установленном законодательством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - аварийные многоквартирные дома) и подлежащих расселению в рамках региональной адресной программы федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (далее - региональная программа) за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее также - Фонд) и перечень аварийных многоквартирных домов, расселяемых по иным программам Московской области, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда (перечень приведен в разделе 11);
перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению только за счет средств консолидированного бюджета Московской области.
Реализация региональной программы предполагается при предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда, созданного в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» (далее также - Федеральный закон). Участниками региональной программы определены муниципальные образования Московской области, на территории которых расположены аварийные многоквартирные дома.
Полнота и достоверность сведений об аварийных многоквартирных домах обеспечивается участниками государственной программы путем непрерывного сбора данных о количестве жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащих расселению, их общей площади, количестве жителей, подлежащих переселению, о заявленных гражданами способах решения жилищного вопроса и своевременного предоставления уточненных сведений об аварийных многоквартирных домах разработчику государственной программы для ее корректировки.
Раздел 3. Цели и задачи государственной программы
Целями государственной программы являются:
обеспечение расселения многоквартирных домов, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и внедрение ресурсосберегающих, энергоэффективных технологий;
финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.
В ходе реализации государственной программы осуществляются:
финансовое и организационное обеспечение муниципальных образований Московской области в вопросе переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;
выполнение обязательств собственника по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в муниципальных жилых помещениях аварийных многоквартирных домов;
обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, связанных с изъятием их жилых помещений для муниципальных нужд путем приобретения жилых помещений и (или) предоставления возмещения за жилые помещения;
обеспечение граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, благоустроенными жилыми помещениями, в соответствии с условиями и требованиями, установленными Федеральным законом. Жилые помещения, предоставляемые гражданам в рамках региональной программы, должны соответствовать рекомендуемым требованиям к жилью, строящемуся или приобретаемому в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, установленным в приложении № 2 к методическим рекомендациям, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.01.2019 № 65/пр, по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года (далее - методические рекомендации № 65/пр);
обеспечение целевого расходования средств, выделенных на приобретение жилых помещений и (или) предоставление возмещения за жилые помещения для переселения граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах;
установление единого порядка реализации в муниципальных образованиях Московской области мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Основными задачами государственной программы являются:
качественное улучшение технических характеристик и повышение энергоэффективности при строительстве многоквартирных жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
координация решения финансовых и организационных вопросов расселения аварийных многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Московской области;
переселение граждан, проживающих в признанных аварийными многоквартирных жилых домах.
Раздел 4. Объемы и источники финансирования государственной программы
1. Источниками финансирования государственной программы в части реализации Подпрограммы 1 являются средства Фонда, средства бюджета Московской области и средства бюджетов муниципальных образований Московской области.
Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий региональной программы, составляет 8 331 510,61 тыс. рублей, в том числе:
6 216 394,35 тыс. рублей - средства Фонда;
1 623 374,73 тыс. рублей - средства бюджета Московской области на софинансирование мероприятий региональной программы на оплату общей площади жилого помещения, равнозначной по общей площади занимаемого жилого помещения (далее - средства бюджета Московской области);
491 741,53 тыс. рублей - средства бюджетов муниципальных образований Московской области на софинансирование мероприятий региональной программы на оплату общей площади жилого помещения, равнозначной по общей площади занимаемого жилого помещения (далее - средства бюджетов муниципальных образований Московской области).
Предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с региональной программой, установлена для Московской области приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.12.2018 №822/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2019 года» в размере 61 040,00 рублей.
Объем долевого финансирования региональной программы за счет средств федерального бюджета рассчитан с учетом распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 3266-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 2468-р» (далее - распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 3266-р) и составляет 75 % от общей стоимости региональной программы; за счет средств консолидированного бюджета Московской области составляет 25 % от общей стоимости.
Планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, рассчитана исходя из произведения общей площади расселяемых жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включенных в региональную программу, на предельную стоимость одного квадратного метра общей расселяемой площади жилых помещений равную 61 040,00 рублям.
Планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемое в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитан исходя из произведения общей площади расселяемых жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включенных в региональную программу, на предельную стоимость одного квадратного метра общей расселяемой площади жилых помещений равную 61 040,00 рублям.
Объем финансирования на реализацию региональной программы рассчитан исходя из произведения общей площади расселяемых жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включенных в региональную программу, на предельную стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений.
В случае заключения муниципального контракта на строительство домов или приобретение жилых помещений по цене, превышающей предельную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области (далее - местные бюджеты).
Региональная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусматривает предоставление бюджетам муниципальных образований Московской области субсидий из областного бюджета в порядке, установленном Правительством Московской области.
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за изымаемое жилое помещение определяется соглашением с собственником жилого помещения, при этом размер возмещения определяется на основании проведенной оценки выкупной стоимости изымаемого жилого помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В случае, если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, допускается оплата за счет средств собственника, приобретающего помещение, части стоимости, составляющей разницу.
Средства на строительство жилых помещений расходуются участниками региональной программы в пределах цен, определенных исходя из стоимости заключённых контрактов.
Участники региональной программы вправе направлять на реализацию мероприятий региональной программы дополнительные средства из местных бюджетов и внебюджетных источников.
Государственный заказчик региональной программы осуществляет мониторинг и контроль за использованием субсидий их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета Московской области.
2. Источники финансирования государственной программы в части реализации Подпрограммы 2: финансирование осуществляется за счет средств консолидированного бюджета Московской области в пределах средств, предусмотренных основным мероприятием 01 «Переселение из аварийного жилищного фонда до 2025 года» подраздела 10.5 «Перечень мероприятий подпрограммы 2 «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области» Подпрограммы 2 к настоящей государственной программе, а именно: общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий региональной программы, составляет 7 599 254,00 тыс. рублей, в том числе:
6 224 817,98 тыс. рублей - средства бюджета Московской области на софинансирование мероприятий региональной программы на оплату общей площади жилого помещения, равнозначной по общей площади занимаемого жилого помещения (далее - средства бюджета Московской области);
1 374 436,02 тыс. рублей - средства бюджетов муниципальных образований Московской области на софинансирование мероприятий региональной программы на оплату общей площади жилого помещения, равнозначной по общей площади занимаемого жилого помещения (далее - средства бюджетов муниципальных образований Московской области).
Раздел 5. Механизм реализации государственной программы
Государственный заказчик организует выполнение программных мероприятий в соответствии с Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и жилищным законодательством Российской Федерации.
Реализация государственной программы осуществляется по следующим основным направлениям:
5.1. Формирование областной нормативной правовой базы, определяющей порядок и условия финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; разработку предложений по внесению изменений в законодательство Московской области по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
При реализации мероприятий государственной программы необходимо исходить из следующих положений:
5.1.1. Принятие решений и проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе за счет средств областного и местных бюджетов, производятся в соответствии со статьями 32, 86 и частями 2, 3 статьи 88, статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом:
граждане, являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на возмещение за изымаемые у них жилые помещения либо по соглашению им может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости; граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма, выселяемые в порядке, предусмотренном статьей 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеют право на предоставление им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
5.1.2. В случае, если гражданин одновременно состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и занимает по договору социального найма жилое помещение, которое признано аварийным и подлежащим сносу, такому гражданину может быть предоставлено жилое помещение по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления для категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, при условии, что площадь такого предоставляемого жилого помещения будет большей, чем площадь жилого помещения, предоставляемого в связи с признанием жилого помещения аварийным и подлежащим сносу.
В случае отсутствия подходящего по площади жилого помещения в связи с проектным решением, общая площадь жилого помещения может отличаться от установленной нормы (по проектному решению) предоставления не более чем на 10 процентов. При этом превышение стоимости общей площади приобретаемого жилого помещения над объемом финансирования, запланированным на реализацию мероприятий программ в разрезе аварийных МКД, подлежит оплате за счет средств бюджетов соответствующих муниципальных образований Московской области.
Превышение стоимости общей площади жилого помещения, связанное с превышением стоимости 1 квадратного метра общей площади жилых помещений над стоимостью 1 квадратного метра, общей площади жилья по Московской области, установленной государственной программой, подлежит оплате за счет средств бюджетов соответствующих муниципальных образований Московской области.
Превышение стоимости общей площади жилого помещения, связанное с превышением стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Московской области приобретаемых жилых помещений над стоимостью 1 квадратного метра в многоквартирных домах, построенных с использованием энергоэффективной технологии, подлежит оплате за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области.
В случае, когда в целях реализации государственной программы приобретаются жилые помещения большей площади, чем расселяемые жилые помещения в аварийных домах. Стоимость 1 квадратного метра площади жилых помещений, приобретаемых по итогам проведенных
конкурентных процедур, не подлежит корректировке (уменьшению). В этом случае уровень софинансирования расходных обязательств муниципального образования Московской области не подлежит корректировке (уменьшению).
5.1.3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами:
Приобретение жилых помещений, в том числе:
в многоквартирных домах;
в многоквартирных домах у застройщика (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая строящиеся (создаваемые) многоквартирные дома с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при условии наличия положительного заключения государственной экспертизы проекта дома;
Строительство многоквартирных домов;
Выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
5.1.4. Жилые помещения, созданные либо приобретенные за счет средств, предусмотренных настоящей государственной программой, оформляются в муниципальную собственность в целях дальнейшего предоставления переселяемым гражданам в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации на условиях социального найма либо в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
5.2. Критерии очередности участия в региональной программе муниципальных образований Московской области установлены пунктом 2 статьи 16 Федерального закона исходя из запланированных объемов финансирования программных мероприятий, выбранных способов реализации региональной программы с учетом степени готовности земельных участков под строительство домов и наличия инфраструктуры.
5.3. Организационные мероприятия по реализации государственной программы предусматривают следующие меры:
5.3.1. Оказание консультативной поддержки муниципальным образованиям Московской области по вопросам реализации государственной программы и разработки муниципальных программ, проведение выборочных проверок целевого использования средств, предусмотренных государственной программой.
5.3.2. Информирование собственников и нанимателей жилых помещений аварийного жилищного фонда о порядке и условиях участия в государственной программе путем размещения публикаций в средствах массовой информации, на сайтах органов исполнительной власти Московской области, муниципальных образованиях Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на телевидении и радио.
5.4. Сбор и обобщение информации о сносе жилых домов, не подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, и об использовании освобожденных земельных участков.
Муниципальным образованиям Московской области необходимо при подготовке документации на проведение закупок в целях реализации мероприятий государственной программы, за исключением контрактов на выкуп помещений у собственников и контрактов на покупку жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками в домах, введенных в эксплуатацию, соблюдать следующие рекомендуемые требования, представленные в методических рекомендациях № 65/пр, а именно:
№ п/п
Наименование рекомендуемого требования
Содержание рекомендуемого требования
1
Требования к проектной документации на дом
В проектной документации проектные значения параметров и другие проектные характеристики жилья, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности устанавливаются таким образом, чтобы в процессе его строительства и эксплуатации оно было безопасным для жизни и здоровья граждан (включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения), имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды.
Проектная документация разрабатывается в соответствии с требованиями:
- постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные»;
СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах»;
СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений»;
СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;
СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;
СП 255.1325800 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Общие положения».
Оформление проектной документации осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2013 «Основные требования к проектной и рабочей документации».
Планируемые к строительству (строящиеся) многоквартирные дома, указанные в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также подлежащие приобретению жилые помещения должны соответствовать положениям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64 (с изменениями и дополнениями) «Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
В отношении проектной документации на строительство многоквартирного дома, построенного многоквартирного дома, в котором приобретаются жилые помещения, рекомендуется обеспечить наличие положительного заключения проведенной в соответствии с требованиями градостроительного законодательства Российской Федерации экспертизы
В строящихся домах, на территории Московской области, обеспечивается наличие:
несущих строительных конструкций, выполненных из следующих материалов:
а) стены из каменных конструкций (кирпич, блоки), крупных железобетонных блоков, железобетонных панелей, монолитного железобетонного каркаса с заполнением;
б) перекрытия из сборных и монолитных железобетонных конструкций;
в) фундаменты из сборных и монолитных железобетонных и каменных конструкций.
Не рекомендуется строительство домов и приобретение жилья в домах, выполненных из легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК), SIP-панелей, металлических сэндвич-панелей;
подключения к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по выданным соответствующими ресурсоснабжающими и иными организациями техническим условиям;
санитарного узла (раздельного или совмещенного), который должен быть внутриквартирным и включать ванну, унитаз, раковину;
внутридомовых инженерных систем, включая системы:
а) электроснабжения (с силовым и иным электрооборудованием в соответствии с проектной документацией);
б) холодного водоснабжения;
в) водоотведения (канализации);
г) газоснабжения (при наличии в соответствии с проектной документацией) с устройством сигнализаторов загазованности, сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания с возможностью аварийнодиспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых оконных блоков (в соответствии с проектной документацией);
д) отопления (при отсутствии централизованного отопления и наличии газа рекомендуется установка коллективных или индивидуальных газовых котлов);
е) горячего водоснабжения;
ж) противопожарной безопасности (в соответствии с проектной документацией);
з) мусороудаления (при наличии в соответствии с проектной документацией);
в случае экономической целесообразности рекомендуется использовать локальные системы энергоснабжения;
принятых в эксплуатацию и зарегистрированных в установленном порядке (постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах») лифтов (при наличии в соответствии с проектной документацией).
Лифты рекомендуется оснащать:
а) кабиной, предназначенной для пользования инвалидом на кресле-коляске с сопровождающим лицом;
б) оборудованием для связи с диспетчером;
в) аварийным освещением кабины лифта;
г) светодиодным освещением кабины лифта в антивандальном исполнении;
д) панелью управления кабиной лифта в антивандальном исполнении;
внесенных в Государственный реестр средств измерений, поверенных предприятиями-изготовителями, принятых в эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и соответствующих
установленным требованиям к классам точности общедомовых (коллективных) приборов учета электрической, тепловой энергии, холодной воды, горячей воды (при централизованном теплоснабжении в установленных случаях);
оконных блоков со стеклопакетом класса энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома;
освещения этажных лестничных площадок дома с использованием светильников в антивандальном исполнении со светодиодным источником света, датчиков движения и освещенности;
при входах в подъезды дома освещения с использованием светильников в антивандальном исполнении со светодиодным источником света и датчиков освещенности, козырьков над входной дверью и утепленных дверных блоков с ручками и автодоводчиком;
во входах в подвал (техническое подполье) дома металлических дверных блоков с замком, ручками и автодоводчиком;
отмостки из армированного бетона, асфальта, устроенной по всему периметру дома и обеспечивающей отвод воды от фундаментов;
организованного водостока;
благоустройства придомовой территории, в том числе наличие твердого покрытия, озеленения и малых архитектурных форм, площадок общего пользования различного назначения, в том числе детской игровой площадки с игровым комплексом (в соответствии с проектной документацией).
3
Требования к функциональному оснащению и отделке помещений
Для переселения граждан из аварийного жилищного фонда рекомендуется использовать построенные и приобретаемые жилые помещения, расположенные на любых этажах дома, кроме подвального, цокольного, технического, мансардного, и:
оборудованные подключенными к соответствующим внутридомовым инженерным системам внутриквартирными инженерными сетями в составе (не менее):
а) электроснабжения с электрическим щитком с устройствами защитного отключения;
б) холодного водоснабжения;
в) горячего водоснабжения (централизованного или автономного);
г) водоотведения (канализации);
д) отопления (централизованного или автономного);
е) вентиляции;
ж) газоснабжения (при наличии в соответствии с проектной документацией), с устройством сигнализаторов загазованности, сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания с возможностью аварийнодиспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых оконных блоков (в соответствии с проектной документацией);
з) внесенными в Государственный реестр средств измерений, поверенными предприятиями- изготовителями, принятыми в эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и соответствующими установленным требованиям к классам точности индивидуальными приборами учета электрической энергии, холодной воды, горячей воды, природного газа (в установленных случаях) (в соответствии с проектной документацией);
имеющие чистовую отделку «под ключ», в том числе:
а) входную утепленную дверь с замком, ручками и дверным глазком;
б) межкомнатные двери с наличниками и ручками;
в) оконные блоки со стеклопакетом класса энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома;
г) вентиляционные решетки;
д) подвесные крюки для потолочных осветительных приборов во всех помещениях квартиры;
е) установленные и подключенные к соответствующим внутриквартирным инженерным сетям: звонковую сигнализацию (в соответствии с проектной документацией);
мойку со смесителем и сифоном;
умывальник со смесителем и сифоном;
унитаз с сиденьем и сливным бачком;
ванну с заземлением, со смесителем и сифоном;
одно-, двухклавишные электровыключатели;
электророзетки;
выпуски электропроводки и патроны во всех помещениях квартиры; газовую или электрическую плиту (в соответствии с проектным решением);
радиаторы отопления с терморегуляторами (при технологической возможности в соответствии с проектной документацией), а при автономном отоплении и горячем водоснабжении также двухконтурный котел;
ж) напольные покрытия из керамической плитки в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла), кладовых, на балконе (лоджии), в остальных помещениях квартиры - из ламината класса износостойкости 22 и выше или линолеума на вспененной основе;
з) отделку стен водоэмульсионной или иной аналогичной краской в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла), кладовых, кухни (за исключением части стены (стен) в кухне, примыкающей(их) к рабочей поверхности, и части стены (стен) в ванной комнате, примыкающей(их) к ванне и умывальнику, отделка которых производится керамической плиткой); обоями в остальных помещениях;
и) отделку потолков во всех помещениях квартиры водоэмульсионной или иной аналогичной краской, либо конструкцией из сварной виниловой пленки (ПВХ) или бесшовного тканевого полотна, закрепленных на металлическом или пластиковом профиле под перекрытием (натяжные потолки).
4
Требования к материалам, изделиям и оборудованию
Проектом на строительство многоквартирного дома рекомендуется предусмотреть применение современных сертифицированных строительных и отделочных материалов, изделий, технологического и инженерного оборудования.
Строительство должно осуществляться с применением материалов и оборудования, обеспечивающих соответствие жилища требованиям проектной документации.
Выполняемые работы и применяемые строительные материалы в процессе строительства дома, жилые помещения в котором приобретаются в соответствии с муниципальным контрактом в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также результаты таких работ должны соответствовать требованиям технических регламентов, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов
5
Требование к энергоэффективности дома
Рекомендуется предусматривать класс энергетической эффективности дома не ниже «В» согласно Правилам определения класса энергетической эффективности, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
Рекомендуется предусматривать следующие мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности дома:
предъявлять к оконным блокам в квартирах и в помещениях общего пользования дополнительные требования, указанные выше;
производить установку в помещениях общего пользования, лестничных клетках, перед входом в подъезды светодиодных светильников с датчиками движения и освещенности;
проводить освещение придомовой территории с использованием светодиодных светильников и датчиков освещенности;
выполнять теплоизоляцию подвального (цокольного) и чердачного перекрытий (в соответствии с проектной документацией);
проводить установку приборов учета горячего и холодного водоснабжения, электроэнергии, газа и другие, предусмотренные в проектной документации;
выполнять установку радиаторов отопления с терморегуляторами (при технологической возможности в соответствии с проектной документацией);
проводить устройство входных дверей в подъезды дома с утеплением и оборудованием автодоводчиками;
устраивать входные тамбуры в подъезды дома с утеплением стен, устанавливать утепленные двери тамбура (входную и проходную) с авто доводчиками.
Обеспечить наличие на фасаде дома указателя класса энергетической эффективности дома в соответствии с разделом III Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
6
Требования к эксплуатационной документации дома
Наличие паспортов и инструкций по эксплуатации предприятий-изготовителей на механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное, включая лифтовое, оборудование, приборы учета использования энергетических ресурсов (общедомовые (коллективные) и индивидуальные) и узлы управления подачи энергетических ресурсов и т.д., а также соответствующих документов (копий документов), предусмотренных пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», включая Инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома, выполненную в соответствии с пунктом 10.1 Градостроительного кодекса (Требования к безопасной эксплуатации зданий) и СП 255.1325800 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Общие положения» (в соответствии с проектной документацией).
Наличие инструкций по эксплуатации внутриквартирного инженерного оборудования. Комплекты инструкций по эксплуатации внутриквартирного инженерного оборудования подлежат передаче Заказчику
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 23.07.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: