Основная информация

Дата опубликования: 14 мая 2013г.
Номер документа: RU54000201300444
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Новосибирская область
Принявший орган: Правительство Новосибирской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 14.05.2013 № 219-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. постановления Правительства Новосибирской области от 14.12.2016 № 426-п)

Постановление Правительства

Новосибирской области от 14.12.2016 № 426-п

В соответствии со статьями 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 № 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2015 № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, Законом Новосибирской области от 15.12.2007 № 175-ОЗ "Об опеке и попечительстве в Новосибирской области", Законом Новосибирской области от 10.12.2013 № 411-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях повышения эффективности семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Правительство Новосибирской области постановляет:

(в ред. постановления Правительства Новосибирской области от 14.12.2016 № 426-п)

1. Утвердить прилагаемые:

1) Подпункт утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 14.12.2016 № 426-п

2) программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Новосибирской области.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Титкова А.П.

Губернатор Новосибирской области

В.А.ЮРЧЕНКО

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Новосибирской области

от 14.05.2013 № 219-п

(в ред. постановления Правительства Новосибирской области от 14.12.2016 № 426-п)

Программа подготовки лиц,

желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Новосибирской области

Раздел

Тема

Рекомендованное количество академических часов, из них практических занятий (тренингов)

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители, включающий проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования

Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители, задачи подготовки.

Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей, процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.

Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

2/0

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

Изучение потребностей развития ребенка и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.

Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи и особенности семейной системы.

Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

5/4

Этапы развития ребенка

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность

2/1,5

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

Виды жестокого обращения и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

Диспропорции развития ребенка, понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.

Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение

3/3

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка, роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Типы «нарушенной привязанности».

Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи, последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка

6/5

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

Особенности ожидания приемных семей, страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации, подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

Этапы адаптационного периода, чувства и переживания ребенка, приходящего в семью, способы преодоления трудностей адаптации.

Тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности, способы, как сказать ребенку, что он приемный.

Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье

3/2

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение, их причины и способы работы с ними.

Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.

Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.

Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты

3/2

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка

4/3

Особенности полового воспитания приемного ребенка

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Формирование половой идентичности у ребенка, полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.

Способы защиты ребенка от сексуального насилия

2/2

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.

Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.

Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.

Социальные связи семьи кандидата в приемные родители, система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.

Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон

3/2

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.

Формы семейного устройства, различия между формами семейного устройства.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители, порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Порядок предоставления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации, возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка, порядок подготовки и подачи заявления в суд, правовые аспекты тайны усыновления, возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.

Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации, выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье, порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) – личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации

4/3

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

Родительские и профессиональные функции приемной семьи.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.

Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.

Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом

1/0

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.

Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.

Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание.

Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию)

1/0

_________

Приложение

к Порядку подготовки лиц,

желающих принять на воспитание

в свою семью ребенка, оставшегося

без попечения родителей,

в Новосибирской области

Журнал

учета выдачи свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей


п/п

Ф.И.О. 
кандида-
та в за-
мещающие
родители
(далее -
канди- 
дат),  
дата   
рождения

Место 
житель-
ства  
канди-
дата  

Дата   
подачи 
заяв-  
ления о
прохож-
дении  
подго- 
товки в
уполно-
моченную
органи-
зацию  
либо в 
орган  
мест-  
ного   
самоуп-
равления

Дата  
начала
прохож-
дения 
подго-
товки 

Дата  
окон- 
чания 
прохож-
дения 
подго-
товки 

Реги-
стра-
цион-
ный  
номер
свиде-
тель-
ства 

Дата 
выдачи
свиде-
тель-
ства 

Под- 
пись 
канди-
дата,
дата 
полу-
чения
свиде-
тель-
ства 

Приме-
чание

1

   2   

   3  

   4   

   5  

   6  

  7  

  8  

  9  

  10 

Утверждена

постановлением

Правительства Новосибирской области

от 14.05.2013 № 219-п

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

        Раздел        

              Тема              

Рекомендованное
  количество  
     часов    

                        I. Подготовительный этап                        

Введение в курс       
подготовки кандидатов в
замещающие родители   

Презентация программы подготовки
лиц, желающих принять на        
воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения       
родителей, в Новосибирской      
области                         

       1      

Основы законодательства
об устройстве детей,  
оставшихся без        
попечения родителей, в
семьи граждан         

Система защиты прав детей.      
Роль замещающих родителей в     
системе социальной защиты.      
Права детей, оставшихся без     
попечения родителей.            
Статус, права и обязанности     
замещающих родителей.           
Ответственность за жизнь и      
здоровье ребенка.               
Организация контроля за         
воспитанием и развитием ребенка в
замещающей семье.               
Поддерживающие и сопровождающие 
организации для замещающих      
родителей.                      
Алгоритм подбора ребенка и      
принятия решения                

       2      

Задачи устройства     
ребенка в замещающую  
семью                 

Мифы о детях, оставшихся без    
попечения родителей.            
Миссия замещающей семьи         
(замещающих родителей)          

       2      

Обеспечение безопасной
среды для ребенка     

Требования к жилищно-бытовым    
условиям.                       
Правила безопасного воспитания  
ребенка                         

       1      

Охрана здоровья ребенка

Основы ухода за ребенком.       
Типичные проблемы здоровья детей,
нуждающихся в устройстве в семью.
Профилактика проблем здоровья и 
рецидивов хронических заболеваний

       2      

                            II. Базовый этап                            

Знакомство и подготовка
группы к работе       

Знакомство участников друг с    
другом.                         
Знакомство с режимом и этапами  
работы на семинаре, краткий обзор
форм работы.                    
Принятие правил работы на       
семинаре                        

       2      

Особенности развития и
поведения ребенка,    
оставшегося без       
попечения родителей,  
подвергавшегося       
жестокому обращению.  
Диспропорция развития 
ребенка               

Возрастная периодизация и сферы 
развития ребенка.               
Потребности ребенка и теория    
депривации.                     
Возможности оказания помощи     
ребенку на разных этапах        
проживания горя.                
Жестокое обращение и последствия
для развития ребенка, оценка    
возможности семьи для принятия  
ребенка, пережившего насилие.   
Проблемы наследственности.      
Индивидуальная программа        
воспитания и развития ребенка   

       3      

Проблемы подбора семьи
и ребенка             

Неблагоприятные факторы для     
создания замещающей семьи.      
Компетенции замещающих родителей,
знания и умения, необходимые для
замещающих родителей.           
Индивидуальные потребности      
развития ребенка и ресурсы семьи,
дети с ограниченными            
возможностями здоровья.         
Комплексная оценка ресурсов     
семьи.                          
Оценка готовности семьи и       
социального окружения к принятию
ребенка. Информация, которую    
необходимо получить о ребенке до
принятия решения об устройстве  

       3      

Подготовка семьи к    
принятию ребенка и    
первые дни ребенка в  
семье                 

Организация первой встречи с    
ребенком.                       
Гостевой режим - правила        
организации.                    
Вопросы организации быта        

       1      

Этапы адаптации ребенка
в замещающей семье    

Идеальный и реальный образы     
приемного (усыновленного)       
ребенка, ожидания и опасения    
замещающих родителей.           
Особенности периодов адаптации, 
способы преодоления трудностей  
адаптации.                      
Типичные ошибки замещающих      
родителей                       

       3      

Ребенок как новый член
семьи                 

Подготовка родственников к приему
нового члена семьи.             
Взаимоотношения с кровными      
родственниками и детьми, проблема
ревности                        

       1      

Формирование          
идентичности и        
самооценка            

Потребность в привязанности, типы
нарушения привязанности, кровных
родственников в жизни ребенка.  
Как сказать ребенку, что он     
приемный (усыновленный).        
Взаимодействие с кровными       
родственниками в интересах      
ребенка. Методика "Книга жизни" 

       2      

Особенности и типичные
проблемы детей-сирот и
детей, оставшихся без 
попечения родителей   

Краткий обзор типичных проблем  
воспитания приемных             
(усыновленных) детей.           
Практикум                       

       3      

Социальная адаптация и
подготовка к          
самостоятельной жизни 

Составляющие социализации.      
Подготовка ребенка к            
самостоятельной жизни на разных 
возрастных этапах.              
Оценка готовности ребенка к     
выпуску                         

       2      

Формы работы с приемным
(усыновленным) ребенком

Понятие видов любви.            
Язык принятия, язык непринятия. 
Направления работы в соответствии
с индивидуальными потребностями 
ребенка.                        
Развитие отношений ребенка и    
родителей в перспективе (после  
выпуска).                       
Организация досуга ребенка      

       1      

Управление поведением.
Поощрение и наказание 

Понятие "порочный круг".        
Анализ поведения ребенка.       
Приемы управления поведением.   
Эффективность и последствия форм
наказания.                      
Формирование моральных норм у   
ребенка, развитие волевой сферы.
Воспитание ответственности      

       3      

Вопросы полового      
воспитания приемных   
(усыновленных) детей  

Сексуализированное поведение.   
Половое воспитание.             
Защита ребенка от сексуального  
насилия                         

       2      

Социальные контакты   
замещающих родителей и
ребенка               

Анализ и развитие социальных    
контактов ребенка.              
Организация социально           
поддерживающей сети. Формирование
мотивации к сотрудничеству      
замещающих родителей с          
поддерживающей и сопровождающей 
организацией.                   
Приемный (усыновленный) ребенок и
школа                           

       1      

Оценка степени усвоения
программы кандидатом  

Тестирование.                   
Анкетирование.                  
Собеседование                   

       1      

Выдача свидетельства  

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальный сайт Правительства Новосибирской области от 15.05.2013
Рубрики правового классификатора: 040.060.040 Приемная семья, 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 040.000.000 Семья

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать