Основная информация

Дата опубликования: 14 мая 2020г.
Номер документа: RU52058515202000115
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Администрация Сеченовского муниципального района Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЧЕНОВСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14.05.2020 г. № 465

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АКТУАЛИЗИРОВАННОЙ СХЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ ВЕРХНЕТАЛЫЗИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА СЕЧЕНОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», администрация Сеченовского муниципального района постановляет:

Утвердить актуализированную схему водоснабжения и водоотведения Верхнеталызинского сельсовета Сеченовского района Нижегородской области на период до 2027 года согласно приложению;

Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области sechenovo.omsu-nnov.ru. Обнародовать настоящее постановление в общедоступных местах;

Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Глава администрации

Сеченовского муниципального района

Е.Г. Наборнов

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению администрации

Сеченовского муниципального района

от 14.05.2020 года № 465

АКТУАЛИЗИРОВАННАЯ СХЕМА ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ ВЕРХНЕТАЛЫЗИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА СЕЧЕНОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Содержание

              Основные направления, принципы, задачи и целевые показатели развития централизованной системы водоснабжения и водоотведения Верхнеталызинского сельского поселения.

              Глава I. Схема водоснабжения

              Раздел 1. Существующее положение в сфере водоснабжения Верхнеталызинского сельского поселения.

              Раздел 2. Балансы производительности сооружений системы водоснабжения и потребления воды в зонах действия источников водоснабжения.

              2.1. Общий водный баланс подачи и реализации воды

              2.2. Структурный водный баланс реализации воды по группам потребителей                            2.3. Сведения о действующих нормах удельного водопотребления населения и о фактическом удельном водопотреблении

              2.4. Описание системы коммерческого приборного учета воды, отпущенной из сетей абонентам и

анализ планов по установке приборов учета

              Раздел 3. Перспективное потребление коммунальных ресурсов в сфере водоснабжения

              Раздел 4. Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов систем водоснабжения.

              4.1. Сведения об объектах, предлагаемых к новому строительству

              4.2. Сведения о действующих объектах, предлагаемых к реконструкции (техническому перевооружению)

              4.3. Определение ориентировочного объема инвестиций для строительства, реконструкции и технического перевооружения (модернизации) объектов

              Раздел 5. Предложения по строительству, реконструкции и модернизации линейных объектов централизованных систем водоснабжения

              5.1. Сведения о реконструируемых и предлагаемых к новому строительству водопроводных сетях.

              5.2. Сведения о развитии системы коммерческого учета водопотребления

5.3. Определение ориентировочного объема инвестиций для строительства, реконструкции и модернизации линейных объектов

              Раздел 6. Экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоснабжения

             

              Глава II. Схема водоотведения

              Раздел 7. Существующее положение в сфере водоотведения Верхнеталызинского сельского поселения

              7.1. Оценка безопасности и надежности централизованных систем водоотведения и их управляемости

              7.2. Оценка воздействия централизованных систем водоотведения на окружающую среду

              7.3. Описание существующих технических и технологических проблем в водоотведении поселения

              Раздел 8. Существующие балансы производительности сооружений системы водоотведения

              8.1. Баланс поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения, с выделением видов централизованных систем водоотведения по бассейнам канализования очистных сооружений и прямых выпусков

              8.2. Оценка фактического притока неорганизованного стока по бассейнам канализования очистных сооружений и прямых выпусков

              8.3. Описание системы коммерческого учета принимаемых сточных вод и анализ планов по установке приборов учета

              Раздел 9. Перспективные расчетные расходы сточных вод

              9.1.Сведения о годовом ожидаемом поступлении в централизованную систему водоотведения сточных вод

              9.2. Расчет требуемой мощности очистных сооружений исходя из данных о перспективном расходе сточных вод с указанием требуемых объемов приема и очистки сточных вод, дефицита (резерва) мощностей по зонам действия сооружений по годам на расчетный срок

              Раздел 10. Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоотведения

              10.1. Сведения об объектах, планируемых к новому строительству для обеспечения транспортировки и очистки перспективного увеличения объема сточных вод

              10.2. Сведения о действующих объектах, планируемых к реконструкции для обеспечения транспортировки и очистки перспективного увеличения объема сточных вод

              10.3. Определение ориентировочного объема инвестиций для строительства, реконструкции и модернизации централизованных систем водоотведения.

              Раздел 11. Предложения по строительству и реконструкции линейных объектов централизованных систем водоотведения

              11.1. Предложения по строительству и реконструкции канализационных сетей, канализационных коллекторов и объектов на них, обеспечивающих сбор и транспортировку перспективного увеличения объема сточных вод в существующих районах территории, а также во вновь осваиваемых районах города под жилищную, комплексную или производственную застройку

              11.2. Сведения о развитии системы коммерческого учета водоотведения, организациями, осуществляющими водоотведение

              Раздел 12. Экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения

              12.1. Сведения о мерах по предотвращению вредного воздействия на водный бассейн, предлагаемых к новому строительству и реконструкции Комплекса очистных сооружений канализации

              12.2. Сведения о мерах по предотвращению вредного воздействия на водный бассейн предлагаемых к новому строительству канализационных сетей.

Глава III. Оценка капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения

              Раздел 13. Оценка капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.

Схема водоснабжения и водоотведения

Верхнеталызинского сельсовета Сеченовского района

Схема водоснабжения (водоотведения) — документ, содержащий материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы водоснабжения (водоотведения), ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Организация водоснабжения (водоотведения) определяется схемой водоснабжения (водоотведения).

Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в целях реализации требований действующего законодательства, отражения существующей ситуации, а также определения долгосрочной перспективы развития систем водоснабжения (водоотведения) Верхнеталызинского сельского поселения, обеспечения надежного и качественного водоснабжения (водоотведения) потребителей.

Основанием для разработки схем водоснабжения и водоотведения Верхнеталызинского сельсовета Сеченовского района является:

- Федеральный закон от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

- Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Верхнеталызинского сельского Совета Сеченовского района.

- Предложения АО «НОКК» в виде инвестиционной программы Сеченовского филиала в сфере водоснабжения и водоотведения АО «Нижегородская областная коммунальная компания» на период 2018-2027 гг.

Схемы водоснабжения и водоотведения населенного пункта разрабатываются с учетом положений Водного кодекса Российской Федерации, СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения».

Основные направления, принципы, задачи и целевые показатели развития централизованной системы водоснабжения и водоотведения Верхнеталызинского сельского поселения.

1. Цели и задачи схемы водоснабжения и водоотведения Верхнеталызинского сельского поселения на период до 2027 года:

определить возможность подключения к сетям водоснабжения (водоотведения) объекта капитального строительства и организации, обязанной при наличии технической возможности произвести такое подключение;

повышение надежности работы систем водоснабжения (водоотведения) в соответствии с нормативными требованиями;

минимизация затрат на водоснабжение (водоотведение) в расчете на каждого потребителя в долгосрочной перспективе;

обеспечение жителей Верхнеталызинского сельского поселения Сеченовского района при необходимости в подключении к сетям водоснабжения и обеспечения жителей поселения водой хозяйственно-питьевого назначения;

улучшение качества жизни за последнее десятилетие обусловливает необходимость соответствующего развития коммунальной инфраструктуры существующих объектов.

2. Схема определяет:

Основные направления развития системы водоснабжения и водоотведения Верхнеталызинского сельского поселения, позволяющие обеспечить нормативный уровень надежности поставок водоснабжения потребителям.

Мероприятия по реконструкции и техническому перевооружению действующих источников водоснабжения и водоотведения.

Реализация мероприятий по реконструкции объектов системы водоснабжения и водоотведения Верхнеталызинского сельского поселения, предусмотренных схемой, осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности Российской Федерации и Сеченовского муниципального района.

3. Основные направления и принципы развития системы водоснабжения и водоотведения Верхнеталызинского сельского поселения.

Основными направлениями развития системы водоснабжения и водоотведения являются:

Обеспечение надежного водоснабжения и водоотведения объектов жилищного фонда, предприятий и учреждений социальной сферы и производственных предприятий от централизованного источника водоснабжения и системы централизованного водоотведения.

Обеспечение согласованного развития сетей водоснабжения и канализации с реконструкцией морально устаревшего и физически изношенного оборудования.

Обеспечение согласованного развития сетей водоснабжения и канализации с техническим перевооружением действующих насосных станций, замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования, строительство новых насосных станций.

Перспективное развитие централизованной системы водоснабжения и водоотведения Верхнеталызинского сельского поселения.

Глава I. «Схема водоснабжения»

Мероприятия по развитию системы водоснабжения, предусмотренные настоящей схемой, включаются в инвестиционную программу водоснабжающей организации Сеченовского филиала АО «НОКК» и, как следствие, могут быть включены в соответствующий тариф организации коммунального комплекса оказывающей услуги водоснабжения на территории поселения.

Раздел 1. Существующее положение в сфере водоснабжения Верхнеталызинского сельского поселения.

Территория Верхнеталызинского сельсовета составляет 29300 га. Численность постоянно проживающего населения – 2503 человек. В состав входят: с. Верхнее Талызино, с. Шемарино, д. Княжуха, д. Сарбаево, с. Скрипино, д. Ратманово, д. Обуховка, с. Митрополье, пос. Талызинского совхоза, с. Богатиловка, с. Липовка, с. Торговое Талызино, д. Старая Назаровка, д. Баженовка, д. Булдаково, д. Чадаевка, д. Стрелка.

Разработка схемы вызвана необходимостью освоения новых территорий для комплексного жилищного строительства, обеспечения ресурсосбережения, формирования рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для привлечения инвестиций, современной системы ценообразования, повышения эффективности градостроительных решений.

Программа станет основанием для осуществления бюджетной политики Сеченовского муниципального района в сфере развития коммунальной инфраструктуры, привлечения целевых средств областного и федерального бюджетов, средств институциональных и частных инвесторов.

Схема разработана на основе прогнозных данных об объемах и локализации жилищно-гражданского строительства, данных о текущем состоянии и перспективах функционирования систем коммунальной инфраструктуры.

Результатом реализации схемы будет модернизация существующих систем коммунальной инфраструктуры. В результате повысится качество предоставляемых услуг, улучшится экологическая ситуация на территории района, будет обеспечена возможность осуществления массового жилищного и гражданского строительства.

Водоснабжение осуществляется в основном за счет подземных вод водоносной нижнеказанской карбонатной серии и водоносного уржумского карбонатно-терригенного комплекса.

Для мелких водопотребителей с помощью колодцев и одиночных скважин, а также незначительно из родников, используются подземные пресные воды, приуроченные к песчаным прослоям нижнего отдела меловой системы и среднего и верхнего отделов юрской системы.

Система централизованного водоснабжения в Верхнеталызинском сельском поселении имеется в с. Верхнее Талызино и в пос. Талызинского совхоза, в остальных населенных пунктах используют собственное водоснабжение из подземных источников. Обеспеченность водопроводом Верхнеталызинского сельского поселения составляет 20 %.

Водоснабжение с. Верхнее Талызино и пос. Талызинского совхоза осуществляется за счет подачи воды в водонапорные башни (типа Рожновского) из 4 артезианских скважин. Общая емкость водозаборных башен – 100 м3 при количестве 4 шт. Одиночное протяжение водопроводов (без внутренних коммуникаций) составляет -4890 м. По мере потребления воды водонапорные башни пополняются. В целях учета расходуемой воды, потребители устанавливают приборы учета, где их нет, расчет ведется по социальной норме и по общедомовому расходу.

Показатели качества воды в скважинах в соответствии с выполненным анализом следующие:

pH: 6,8-7,6

железо общее, мг/л: 0,42-0,3

Марганец, мг/л: 0,17-0,06

Жесткость общ., мг-экв./л: 14,8-20,4

Сухой остаток , мг/л : 1200-2000

Щелочность общ., мг-экв./л.: 5,0-7,8

Окисляемость, мг/л: 2,46-2,04

Мутность, мг/л: 0,58

Цветность, град.: 15-20

Запах: 1/1

Сульфаты, SO4, мг/л: 1020-1028

Хлориды, CI , мг/л: 12,2-36,5

Нитраты, NO3, мг/л: 3,9-8,5

Нормы водопотребления для населения приняты согласно СНиП 2.04.02.-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Предлагается улучшение качества жизни населения. Норма водопотребления в зданиях, оборудованных внутренним водопроводом и канализацией. С централизованным горячим водоснабжением - 250 л/сут. на 1 человека.

Проблемными характеристиками сетей водоснабжения являются:

моральный и физический износ водозаборов, что привело к регулярной их

аварийности;

Средний физический износ: водопроводные сети-60%.

водозаборы – 65%

насосные станции – 60%

2) отсутствие должного охранного ограждения вокруг территории водозаборных сооружений;

3) отсутствие планового поэтапного обновления эксплуатационных артезианских скважин;

4) значительный износ трубопроводов, отработавших нормативный срок службы

5) высокий уровень водопотребления, значительно увеличивающийся в летний период (количество населения с учётом дачного возрастает)

Анализ состояния системы водоснабжения выявил ряд проблем, носящих системный характер и оказывающих решающее влияние как на обеспечение отдельных качественных и количественных параметров системы водоснабжения, так и на работоспособность системы в целом: высокая степень износа водопроводных сетей, низкая производительность и энергоэффективность оборудования, высокие непроизводственные потери ресурсов, низкая степень автоматизации производственных процессов.

Основными целями развития системы водоснабжения Верхнеталызинского сельского поселения являются:

обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности систем водоснабжения как части коммунальных систем жизнеобеспечения населения;

обеспечение финансовой и производственно-технологической доступности услуг водоснабжения надлежащего качества для населения и других потребителей;

обеспечение рационального использования воды, как природной, так и питьевого качества, выполнение природоохранных требований;

повышение ресурсной эффективности водоснабжения путем модернизации оборудования и сооружений, внедрения новой технологии и организации производства;

строительство новых и модернизации существующих водопроводных сетей

строительство станций очистки воды

             

Раздел 2. Балансы производительности сооружений системы водоснабжения и потребления воды в зонах действия источников.

2.1. Общий водный баланс подачи и реализации воды

Водный баланс очистных сооружений водопровода за 2018 год представлен в таблице 2.

Таблица 2

Месяц

Итого 1-ый подъем, м3

1

2

Январь

2250

Февраль

2250

Март

2250

Апрель

2250

Май

2250

Июнь

2250

Июль

1940

Август

1720

Сентябрь

1590

Октябрь

1580

Ноябрь

1580

Декабрь

1600

Итого

23130

              Объем реализации холодной воды в 2018 году составил 23,1тыс.м. куб. Объем забора воды из артскважин фактически продиктован потребностью объемов воды на реализацию (полезный отпуск) и расходов воды на собственные нужды.

2.2. Структурный водный баланс реализации воды по группам потребителей

              Основными потребителями централизованной холодной воды в Верхнеталызинском сельском поселении являются жители 11 многоквартирных домов в с. Верхнее Талызино, бюджетные учреждения: Верхнеталызинская средняя общеобразовательная школа, Верхнеталызинский детский сад и пос. Талызинского совхоза. Остальное население Верхнеталызинского сельского поселения используют собственное водоснабжение из подземных источников.

              Доля бюджетных организаций в водопотреблении составляет 11 % от общего водопотребления. Объём водопотребления по данной группе потребителей имеет тенденцию к снижению, в связи с установкой приборов учёта.

Структура водопотребления по группам потребителей представлена в таблице 5.

Таблица 5

Группа потребителей

Ед.изм.

Натуральный объём

2019 г.

Удельный вес,%

Население(жилой фонд)

м3

20553

89

Бюджетные организации

м3

2577

11

Итого

м3

23130

100

             

2.3. Сведения о действующих нормах удельного водопотребления населения и о фактическом удельном водопотреблении

Нормы водопотребления для населения приняты согласно СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Предлагается улучшение качества жизни населения, норма водопотребления в зданиях, оборудованных внутренним водопроводом и канализацией.

До 01.01.2019 года норматив холодного водопотребления на одного человека в сутки составлял 158 литра.

С 1 января 2019 года предлагается норма водопотребления в зданиях, оборудованных внутренним водопроводом и канализацией– 158 л/сут на 1 человека.

Проектом предусматривается ежедневный полив (в течение 120 дней) из водопровода тротуаров, улиц, зелени общего пользования. Суточная норма на полив – 50 л/сут на 1 человека.

Расход воды на пожаротушение принимается согласно СНиП 2.04.02-84* и представлен в таблице 6. Продолжительность тушения пожара – 3 часа. Время восстановления пожарного запаса 48 часов.

В остальных населенных пунктах противопожарное водоснабжение не предусматривается из-за малой численности населения (менее 50 человек) согласно СНиП 2.04.02 – 84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» п. 2.11 и СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности».

Таблица 6.

№ п/п

Название населенного пункта

Кол-во населения на расч. срок, чел.

Расход на наружное пожаротушение на 1 пожар, л/с

Кол-во одновременных пожаров

Расход воды на внутреннее пожаротуше-ние, л/с

Общий расход, л/с

л/с

м³/сут

1

2

3

4

5

6

7

8

Верхнеталызинский сельсовет

1

с. Верхнее Талызи-но

1763

10

1

2,5л×2=5

15

162

2

с. Богатиловка

71

5

1

5

54

3

п. Талызинского совхоза

173

5

1

5

54

4

с. Липовка

248

5

1

5

54

5

с. Митрополье

284

5

1

5

54

6

с. Торговое Талызи-но

125

5

1

5

54

7

д. Булдаково

163

5

1

5

54

8

с. Шемарино

90

5

1

5

54

9

с. Скрипино

83

5

1

5

54

Существующее водопотребление населенных пунктов Верхнеталызинского сельсовета представлено в таблице 7.

Таблица 7.

№ п/п

Наименование потребителей

Кол-во потребит., чел.

Норма водопотреб., л/сут на чел.

Водопотребление на хоз.-питьевые нужды, м³/сут

Водопотребление на производственные нужды, м³/сут

Всего

Верхнеталызинский сельсовет

1

с. Верхнее Талызино

1226

158

193,71

193,71

2

прочие нас.пункты

1774

50

88,7

88,7

2.4. Описание системы коммерческого приборного учета воды, отпущенной из сетей абонентам и анализ планов по установке приборов учета

              В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Сеченовском муниципальном районе разработана муниципальная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики в Сеченовском муниципальном районе Нижегородской области в 2017-2020 годах». Программа утверждена постановлением Администрации Сеченовского муниципального района №149 от 09.09.2016 г.

              Основной целью Программы являются:

- повышение энергетической эффективности, сокращение затрат на потребление энергетических ресурсов.

              В настоящее время полностью оборудованы приборами учёта объекты бюджетных организаций.

              В жилых домах установку приборов учёта осуществляет управляющая компания. Для обеспечения 100% оснащённости АО «НОКК» планирует выполнить мероприятия в соответствии с 261-ФЗ « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Раздел 3. Перспективное потребление коммунальных ресурсов в сфере водоснабжения

Годовое и суточное потребление воды представлено в таблице 8.

За год, м3

За сутки, м3

23130

63,3

Развитие системы водоснабжения на период до 2027 года учитывает улучшение качества жизни населения

Предлагается дальнейшее развитие системы централизованного водоснабжения в населенных пунктах Верхнеталызинского сельсовета.

При несоответствии химического состава воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», необходимо осуществлять водоподготовку (обезжелезивание, дополнительная очистка и т.д.) с целью достижения качества воды нормативных показателей.

На перспективу для улучшения водоснабжения населения планируется поэтапная реконструкция существующих водопроводных сетей, а также при необходимости строительство новых.

Для повышения ресурсной эффективности водоснабжения планируется модернизация оборудования, внедрение новой технологии и организации производства;

Существующие сети водопровода подлежат перекладке с заменой трубы и колодцев на новые из современных материалов. Водопроводные сооружения в неудовлетворительном состоянии подлежат реконструкции.

С целью рационального использования подземных вод питьевого качества проектом предусматривается:

-              в процессе эксплуатации скважин для определения стабильности качества воды и уровенного режима приступить к ведению мониторинга подземных вод (стационарные режимные наблюдения за дебитом, уровнем, температурой и химическим составом воды). Частота наблюдения должна быть обоснована специальной программой;

-              скважины оборудовать пьезометрическими трубками для замеров уровней подземных вод и расходомерами;

-              контроль качества производить в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 с обязательным определением содержания железа и органолептических показателей;

-              выполнить ограждения I пояса ЗСО;

-              в пределах I – III поясов ЗСО скважин разработать комплекс водоохранных мероприятий в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 и согласовать его с территориальным отделом Роспотребнадзора;

-              тампонирование не используемых артезианских скважин специальными тампонажными смесями, с последующим восстановлением естественного состояния водовмещающих горизонтов;

-              внедрение систем учета потребления питьевой воды населением.

Таблица 9. Предложения по развитию системы водоснабжения Верхнеталызинского сельсовета

№ п/п

Административно-территориальное деление Сеченовского района

Мероприятия на перспективу

1

2

3

1

Верхнеталызинский сельсовет

Строительство дополнительной (резервной) водонапорной башни по ул. Советская в с. Верхнее Талызино.

Реконструкция существующих водопроводных сетей с. Верхнее Талызино по ул. Советская, ул. Садовая.

              Внедрение мероприятий по энергосбережению и водосбережению позволит снизить потери воды, сократить объемы водопотребления, снизить нагрузку на насосные станции повысив качество их работы, и расширить зону обслуживания при жилищном строительстве.

             

Раздел 4. Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов систем водоснабжения.

              Целью всех мероприятий по новому строительству, реконструкции и техническому перевооружению водозаборных скважин и водоочистных сооружений является бесперебойное снабжение поселения питьевой водой, отвечающей требованиям новых нормативов качества, повышение энергетической эффективности оборудования, контроль и автоматическое регулирование процесса водоподготовки. Выполнение данных мероприятий позволит гарантировать устойчивую, надежную работу сооружений забора воды и водоподготовки, и получать качественную питьевую воду в количестве, необходимом для обеспечения жителей и организаций. Главным показателем производственной деятельности Сеченовского филиала АО «НОКК», является обеспечение населения и общественных зданий качественной питьевой воды. Одним из направлений получения качественной питьевой воды является строительство станций очистки воды.

4.1. Сведения об объектах, предлагаемых к новому строительству:

Новое строительство объектов водоснабжения не планируется.

4.2. Сведения о действующих объектах, предлагаемых к реконструкции (техническому перевооружению)

Реконструкция объектов водоснабжения не планируется.

4.3. Определение ориентировочного объема инвестиций для строительства, реконструкции и технического перевооружения (модернизации) объектов.

Повышение ресурсной эффективности водоснабжения предлагается путем модернизации оборудования и сооружений, внедрения новой технологии и организации производства.

Раздел 5. Предложения по строительству, реконструкции и модернизации линейных объектов централизованных систем водоснабжения

Предлагается дальнейшее развитие системы централизованного водоснабжения в населенных пунктах Верхнеталызинского сельского поселения.

Основными целями развития системы водоснабжения Верхнеталызинского сельского поселения являются:

- обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности систем водоснабжения как части коммунальных систем жизнеобеспечения населения;

- обеспечение финансовой и производственно-технологической доступности услуг водоснабжения надлежащего качества для населения и других потребителей;

- обеспечение рационального использования воды, как природной, так и питьевого качества, выполнение природоохранных требований;

- повышение ресурсной эффективности водоснабжения путем модернизации оборудования и сооружений, внедрения новой технологии и организации производства;

- при необходимости строительство новых и модернизации существующих водопроводных сетей

5.1. Сведения о реконструируемых и предлагаемых к новому строительству водопроводных сетях.

5.1.1. Реконструкция трубопровода ХВС в с. Верхнее Талызино

5.1.2. Реконструкция трубопровода ХВС в п. Талызинского совхоза

Существующее состояние:

Водопроводные сети на территории Сеченовского муниципального района имеют износ на текущий момент более 90%, они полностью выработали свой ресурс и не обеспечивают надлежащей передачи холодной воды потребителям, и надежной работы.

Реконструкция сетей современными материалами уменьшит аварийность системы водоснабжения, повысит физические характеристики трубопроводов.

План технических мероприятий:

Планируется реконструкция сетей холодного водоснабжения на территории Сеченовского муниципального района протяженностью 0,506 км. В ходе реконструкции планируется прокладка трубопроводов водоснабжения меньшего диаметра. Это связано с тем, что фактические объемы транспортируемых вод меньше объемов, под которые было заложено строительство изначально.

Объем финансовых затрат:

Стоимость реконструкции трубопровода составит 1 500 тыс. руб.

Ожидаемый результат:

Улучшение органолептических и микробиологических показателей питьевой воды в распределительной сети. Повышение надёжности водоснабжения, снижение аварийности и потерь воды.



п/п

Показатели инвестиционной программы

Целевые индикаторы

1.

Надежность (бесперебойность) снабжения потребителей товарами (услугами)

гарантированное обеспечение режима в водопроводных сетях;

2.

Эффективность деятельности

Снижение годового объема потерь воды с 50% до 25%

Перечень планируемых сетей, подлежащих реконструкции указан в таблице 10.

№ п/п

Наименование объекта

Адрес расположения

Протяженность, м

Материал

Диаметр , мм

Потери воды

Технологические нарушения

Износ

Стоимость мероприятий, тыс. руб.

ДО реализации

ПОСЛЕ реализации

ДО реализации

ПОСЛЕ реализации

ДО реализации

ПОСЛЕ реализации

ДО реализации

ПОСЛЕ реализации

ДО реализации

ПОСЛЕ реализации

1

Реконструкция трубопровода холодного водоснабжения

с. В.Талызино ул. Советская д. 5,6,7,8.

337

трубы стальные

Трубы ПНД

76

50

25%

8%

0,1 ед/км

0

92%

0

1 000

2

Реконструкция трубопровода холодного водоснабжения

п. Талызинского с-за ул. Молодежная д. 4,5,6

169

трубы стальные

Трубы ПНД

89

50

10%

4%

0,3 ед/км

0,1 ед/км

92%

0

500

5.2. Сведения о развитии системы коммерческого учета водопотребления

              Сеченовский филиал АО «НОКК» планирует выполнять мероприятия в соответствии с 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5.3. Определение ориентировочного объема инвестиций для строительства, реконструкции и модернизации линейных объектов.

Данные по ориентировочным объемам инвестиций представлены в таблице 11.

Таблица 11.

№№

п/п

Технологичес-кое мероприя-тие

ед.

изм

кол-во

Всего средств

тыс.руб.

Реализация по годам

Обоснование мероприятий

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

1

Реконструкция трубопровода ХВС в с. Верхнее Талызино

км

0,337

1000

1000

увеличение степени надежности в системе водоснабж.

2

Реконструкция трубопровода ХВС в п. Талызинского совхоза

км

0,169

500

500

увеличение степени надежности в системе водоснабж.

Раздел 6. Экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоснабжения.

Все мероприятия, направленные на улучшение качества питьевой воды, могут быть отнесены к мероприятиям по охране окружающей среды и здоровья населения Верхнеталызинского сельсовета. Эффект от внедрения данных мероприятий - улучшение здоровья и качества жизни граждан, повышение надежности работы системы водоснабжения.

Глава II. Схема водоотведения

Раздел 7. Существующее положение в сфере водоотведения

Верхнеталызинского сельского поселения.

В Верхнеталызинском сельском поселении система централизованного водоотведения имеется в с. Верхнее Талызино и пос. Талызинского совхоза. В остальных населенных пунктах канализационная сеть отсутствует. Водоотведение осуществляется в выгребные ямы, в септики или непосредственно на рельеф в пониженные места.

Одиночное протяжение уличных канализационных сетей составляет 4,05 км в том числе 3,2 км в с. В-Талызино и 850 м в пос. Талызинского совхоза. Пропуск сточных вод за 2017 год - 18630 куб.м

Сточные воды от жилой застройки с. Верхнее Талызино и пос. Талызинского совхоза отводятся системой самотечных канализационных коллекторов в септики, на рельеф в пониженные места. Протяженность коллектора составляет 3200 км, материал трубопроводов чугун, диаметр 300 мм. Обеспечение населения Верхнеталызинского сельского поселения внутренней канализацией составляет 20 %. Износ канализационных сетей составляет 60 %.

Существующее положение указывает на необходимость реконструкции канализационных сетей.

Мероприятия по развитию системы водоотведения, предусмотренные настоящей схемой, включаются в инвестиционную программу АО «НОКК», обеспечивающая водоотведение и, как следствие, могут быть включены в соответствующий тариф организации коммунального комплекса, оказывающей услуги водоотведения на территории поселения.

7.1. Оценка безопасности и надежности централизованных систем водоотведения и их управляемости.

Централизованная система водоотведения развита слабо, поэтому предлагается дальнейшее развитие централизованной системы канализации.

В условиях экономии воды и ежегодного сокращения объемов водопотребления и водоотведения приоритетными направлениями развития системы водоотведения являются повышение качества очистки воды и надежности работы сетей. Практика показывает, что трубопроводные сети являются не только наиболее функционально значимым элементом системы канализации, но и наиболее уязвимым с точки зрения надежности. По-прежнему острой остается проблема износа канализационной сети. Поэтому в последние годы особое внимание уделяется ее реконструкции и модернизации. Наиболее экономичным решением является применение бестраншейных методов ремонта и восстановления трубопроводов. Для вновь прокладываемых участков канализационных трубопроводов наиболее надежным и долговечным материалом является полиэтилен. Этот материал выдерживает ударные нагрузки при резком изменении давления в трубопроводе, является стойким к электрохимической коррозии.

Необходимо строительство очистных сооружений канализации и, возможно, канализационных насосных станций, так как важным звеном в системе водоотведения являются канализационные насосные станции. Вопросы повышения надежности насосных станций в первую очередь связаны с энергоснабжением.

Важным способом повышения надежности очистных сооружений (особенно в условиях экономии энергоресурсов) является внедрение автоматического регулирования технологического процесса.

Реализация всех вышеперечисленных мероприятий направлена на повышение безопасности и надежности системы водоотведения и обеспечивается устойчивая работа данной системы.

7.2. Оценка воздействия централизованных систем водоотведения на окружающую среду.

Все хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды по системе состоящей из трубопроводов, каналов, коллекторов, отводятся на рельеф в пониженные места и септики. Сточные воды оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду и в целом ухудшают экологическое состояние территории Верхнеталызинского поселения.

7.3. Описание существующих технических и технологических проблем в водоотведении поселения.

1. Проблемным вопросом в части сетевого канализационного хозяйства является истечение срока эксплуатации трубопроводов. Износ магистральных коллекторов и колодцев. Это приводит к аварийности на сетях - образованию утечек. Поэтому необходима своевременная реконструкция и модернизация сетей хозяйственно-бытовой канализации.

Система централизованного водоотведения в с. Верхнее Талызино развито слабо, а в других населенных пунктах Верхнеталызинского сельского поселения и вовсе отсутствует:

- требуется строительство новых канализационных сетей;

- устройство водонепроницаемых выгребов в частной застройке при отсутствии канализации;

- развитие системы бытовой канализации;

2. Важным вопросом в части очистных сооружений канализации является их отсутствие, в следствие возникает неприятный запах осадков сточных вод; бактериальное загрязнение осадков сточных вод. Негативные факторы ухудшают экологическую обстановку сельского поселения. Для повышения качества жизни населения необходимо строительство очистных сооружений.

Раздел 8. Существующие балансы производительности сооружений

системы водоотведения

Нормы водоотведения соответствуют нормам водопотребления согласно СНиП 2.01.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», в неканализованных населенных пунктах принимается удельное водоотведение 25 л/сут на 1 человека (п. 2.4).

Существующее водоотведение населенных пунктов Верхнеталызинского сельсовета представлено в таблице 12.

Таблица 12.

№ п/п

Наименование потребителей

Кол-во потребит., чел.

Норма водоотвед., л/сут на чел.

Водоотведение, м³/сут

В центр. канализацию

В выгребы

Всего

Верхнеталызинский сельсовет в т.ч.

1

с. Верхнее Талызино

1226

125

49,8

103,45

153,25

2

прочие нас. пункты

1774

25

-

44,35

44,35

8.1. Баланс поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения, с выделением видов централизованных систем водоотведения по бассейнам канализования очистных сооружений и прямых выпусков

В с. Верхнее Талызино и пос. Талызинского совхоза эксплуатируется централизованная система водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод.

8.2. Оценка фактического притока неорганизованного стока по бассейнам канализования очистных сооружений и прямых выпусков

Все сточные воды отводятся через централизованную систему водоотведения в септики, на рельеф в пониженные места, так как очистные сооружения на территории сельского поселения отсутствуют.

8.3. Описание системы коммерческого учета принимаемых сточных вод и анализ планов по установке приборов учета

В настоящее время коммерческий учёт принимаемых сточных вод осуществляется в соответствии с действующим законодательством, и количество принятых сточных вод принимается равным количеству потреблённой воды. Дальнейшее развитие коммерческого учёта сточных вод будет, осуществляться в соответствии с Федеральным Законом «О водоснабжении и водоотведении » N 416 от 07.12.2011 г.

Раздел 9. Перспективные расчетные расходы сточных вод

9.1.Сведения о годовом ожидаемом поступлении в централизованную систему водоотведения сточных вод

Сведения о годовом ожидаемом поступлении в централизованную систему водоотведения сточных вод представлено в таблице 13, среднесуточное потребление к 2027 году составит 50 м.куб в сутки.

Таблица 13

ПОКАЗАТЕЛИ

Ед.

изм.

2 017

2 018

2 019

2 020

2 021

2 022

2 023

2 024

2 025

2 026

2 027

объем сточных вод в год

тм3

18,6

18,6

18,6

18,6

18,6

18,6

18,6

18,6

18,6

18,6

18,6

9.2. Расчет требуемой мощности очистных сооружений исходя из данных о перспективном расходе сточных вод с указанием требуемых объемов приема и очистки сточных вод, дефицита (резерва) мощностей по зонам действия сооружений по годам на расчетный срок

Общая проектная производительность Комплекса очистных сооружений канализации 200 м3 в сутки.

Исходя предполагаемого резерва мощности очистных сооружений канализации и ожидаемого снижения объемов по приему сточных вод на очистные сооружения канализации от населения в связи с уменьшением объемов водопотребления есть возможность принять на очистку дополнительные объемы сточных вод. Планируемые объемы принимаемых сточных вод представлены в таблице 14:

Таблица 14

Годы

Планируемый объем сточных вод

Средний произв.

м3/ сут.

Мах. произв.

м3/ сут.

проект.произв. м3/ сут.

резерв

%

2014

49

50

50

2

2015

49

50

2

2016

49

50

2

2017

46

50

8

2018

45

160

200

77,5

2019

45

160

77,5

2020

45

160

77,5

2021

45

160

77,5

2022

45

160

77,5

2023

45

160

77,5

Таблица 15. Водоотведение на I очередь строительства и на расчетный срок населенных пунктов Верхнеталызинского сельского поселения.



п/п

Наименование потребителей

I очередь (2020 г.)

Расчетный срок (2035 г.)

Кол-во насел., чел.

Норма водоотв., л/сут на чел.

Расход хоз-бытовых стоков × К, м³/сут

Неучтенные расходы и расходы производ. стоков, м³/сут

Всего, м³/сут

Кол-во насел., чел.

Норма водоотв., л/сут на чел.

Расход хоз-бытовых стоков × К, м³/сут

Неучтенные расходы и расходы производ. стоков, м³/сут

Всего, м³/сут

1

2

3

4

5

6

8

9

10

11

12

14

Верхнеталызинский сельсовет

1

с. Верхнее Талызино

1107

160

141,70

35,42

177,12

1074

160

137,47

34,37

171,84

2

прочие нас. пункты

1183

25

29,58

29,58

1148

25

28,70

28,70

Раздел 10. Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоотведения

10.1. Сведения об объектах, планируемых к новому строительству для обеспечения транспортировки и очистки перспективного увеличения объема сточных вод.

10.1.1. Строительство отстойника для стока сточных вод с. Верхнее Талызино, ул. И. Заикина, д.1 и д.2

Существующее состояние:

Сброс сточных вод по адресу с.В.Талызино ул.И.Заикина д.1 и д.2 проводится путем сброса сточных вод в овраг за селом.

План технических мероприятий:

Предлагается провести строительство отстойника из сборного железобетона для стока сточных вод по существующему канализационному коллектору в целях соблюдения экологической безопасности.

Объем финансовых затрат:

Стоимость строительства отстойника на 10 м3составит 625 тыс. руб

Ожидаемый результат:



п/п

Показатели инвестиционной программы

Целевые индикаторы

1.

Надежность (бесперебойность) снабжения потребителей товарами (услугами)

круглосуточное бесперебойное обеспечение потребителей услугами водоотведения; гарантированное обеспечение утилизацией ЖБО;

гарантированное обеспечение режима работы системы водоотведения;

2.

Эффективность деятельности

снижение затрат на текущий ремонт и обслуживание оборудования;

3.

Обеспечение инженерно-экологических требований

соблюдение норм экологической безопасности;

снижение объёма выбросов вредных веществ в почву.

10.1.2. Строительство отстойника для стока сточных вод с. Верхнее Талызино, ул. Советская.

Существующее состояние:

Сброс сточных вод по адресу с. В.Талызино, ул. Советская проводится путем сброса сточных вод в овраг за селом.

План технических мероприятий:

Предлагается провести строительство отстойника из сборного железобетона для приема сточных вод по существующему канализационному коллектору в целях соблюдения норм экологической безопасности.

Объем финансовых затрат:

Стоимость строительства отстойника на 10 м3 составит 625 тыс. руб.

Ожидаемый результат:



п/п

Показатели инвестиционной программы

Целевые индикаторы

1.

Надежность (бесперебойность) снабжения потребителей товарами (услугами)

круглосуточное бесперебойное обеспечение потребителей услугами водоотведения; гарантированное обеспечение утилизацией ЖБО;

гарантированное обеспечение режима работы системы водоотведения;

2.

Эффективность деятельности

снижение затрат ФОТ;

снижение затрат на текущий ремонт и обслуживание оборудования;

3.

Обеспечение инженерно-экологических требований

соблюдение норм экологической безопасности;

снижение объёма выбросов вредных веществ в почву;

10.1.3. Строительство отстойника для стока сточных вод пос. Талызинского совхоза.

Существующее состояние:

Сброс сточных вод по адресу п. Талызинский совхоз, ул. Молодежная проводится путем сброса сточных вод в овраг за селом.

План технических мероприятий:

Предлагается провести строительство отстойника из сборного железобетона для приема сточных вод по существующему канализационному коллектору в целях соблюдения норм экологической безопасности.

Объем финансовых затрат:

Стоимость строительства отстойника на 10 м3 составит 625 тыс. руб.

Ожидаемый результат:



п/п

Показатели инвестиционной программы

Целевые индикаторы

1.

Надежность (бесперебойность) снабжения потребителей товарами (услугами)

круглосуточное бесперебойное обеспечение потребителей услугами водоотведения; гарантированное обеспечение утилизацией ЖБО;

гарантированное обеспечение режима работы системы водоотведения;

2.

Эффективность деятельности

снижение затрат ФОТ;

снижение затрат на текущий ремонт и обслуживание оборудования;

3.

Обеспечение инженерно-экологических требований

соблюдение норм экологической безопасности;

снижение объёма выбросов вредных веществ в почву;

10.2. Сведения о действующих объектах, планируемых к реконструкции для обеспечения транспортировки и очистки перспективного увеличения объема сточных вод.

Объектов, планируемых к реконструкции для обеспечения транспортировки и очистки перспективного увеличения объема сточных вод, нет

10.3. Определение ориентировочного объема инвестиций для строительства, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоотведения.

Данные по ориентировочным объемам инвестиций представлены в таблице 16.

Таблица 16.

№№

п/п

Технологичес-кое мероприя-тие

ед.

изм

кол-во

Всего средств

тыс. руб.

Реализация по годам

Обосно-вание мероприятий

2018

2019

2020

2021

2022

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

1

Строительство отстойника для стока сточных вод с. Верхнее Талызино, ул. И. Заикина, д.1 и д.2

м3/ч

0,01

625

625

Улучшение экологической обстановки

Строительство отстойника для стока сточных вод с. Верхнее Талызино, ул. Советская

м3/ч

0,200

625

625

Улучшение экологической обстановки

Строительство отстойника для стока сточных вод пос. Талызинского совхоза

м3/ч

0,200

625

625

Улучшение экологической обстановки

Раздел 11. Предложения по строительству и реконструкции линейных объектов централизованных систем водоотведения

11.1. Предложения по строительству и реконструкции канализационных сетей, канализационных коллекторов и объектов на них, обеспечивающих сбор и транспортировку перспективного увеличения объема сточных вод в существующих районах территории, а также во вновь осваиваемых районах села под жилищную, комплексную или производственную застройку:

11.1.1. Строительство и реконструкция канализационных сетей, канализационных коллекторов и объектов на них не планируется.

11.2. Сведения о развитии системы коммерческого учета водоотведения, организациями, осуществляющими водоотведение:

В настоящее время коммерческий учёт принимаемых сточных вод осуществляется в соответствии с действующим законодательством, и количество принятых сточных вод принимается равным количеству потреблённой воды.

Раздел 12. Экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения.

В целях сохранности чистоты водоемов необходимо очистку сточных вод перед сбросом в водоемы довести до уровня, отвечающего требованиям и нормам СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

12.1. Сведения о мерах по предотвращению вредного воздействия на водный бассейн, предлагаемых к новому строительству комплекса очистных сооружений канализации.

Для снижения вредного воздействия на водный бассейн необходимо продолжать строительство новых и реконструкцию существующих сооружений канализации с внедрением новых технологий.

12.2. Сведения о мерах по предотвращению вредного воздействия на водный бассейн предлагаемых к новому строительству канализационных сетей.

Строительство новых канализационных сетей и перекладка старых обуславливают сокращение сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, соответственно, снижают вредное воздействие на окружающую среду.

Глава III. Оценка капитальных вложений в новое строительство,

реконструкцию и модернизацию объектов централизованных

систем водоснабжения и водоотведения.

Раздел 13. Оценка капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения представлена в таблице 17.

Таблица 17.

Наименование

мероприятия

Характеристики

Способ оценки инвестиции

Ориентировочный объем инвестиции, тыс.ру

Сумма освоения, тыс.руб.

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

1

Реконструкция трубопровода ХВС в с. Верхнее Талызино

Протяженность 0,337 км

средства АО НОКК (включая заемные)

1000

1000

2

Реконструкция трубопровода ХВС в п. Талызинского совхоза

Протяженность 0,169 км

средства АО НОКК (включая заемные)

500

500

3

Строительство отстойника для стока сточных вод с. Верхнее Талызино, ул. И. Заикина, д.1 и д.2

Производительность 0,01 м3/ч

средства АО НОКК (включая заемные)

625

625

4

Строительство отстойника для стока сточных вод с. Верхнее Талызино, ул. Советская

Производительность 0,200 м3/ч

средства АО НОКК (включая заемные)

625

625

5

Строительство отстойника для стока сточных вод пос. Талызинского совхоза

Производительность 0,200 м3/ч

средства АО НОКК (включая заемные)

625

625

ВСЕГО:

3375

625

1125

1625

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Деловой вестник № 10 от 22.05.2020, Официальный сайт администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области http://sechenovo.omsu-nnov.ru от 14.05.2020
Рубрики правового классификатора: 050.000.000 Жилище, 050.040.000 Коммунальное хозяйство, 050.040.070 Водоснабжение, 210.000.000 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, 210.020.000 Жилищное строительство. Содержание территорий жилищной застройки, 210.020.020 Организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения; водоотведение, снабжение населения топливом(см. также 050.000.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать