Основная информация

Дата опубликования: 14 сентября 2006г.
Номер документа: ru89000200600334
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ямало-Ненецкий автономный округ
Принявший орган: Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Об утверждении Концепции развития социального

партнёрства в Ямало-Ненецком автономном округе

Во исполнение Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 1999 года № 51-ЗАО «О социальном партнёрстве в Ямало-Ненецком автономном округе», в целях дальнейшего формирования социального партнёрства в Ямало-Ненецком автономном округе Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить Концепцию развития социального партнёрства в Ямало-Ненецком автономном округе согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Опубликовать настоящее постановление в окружных средствах массовой информации.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В.Неёлов

от 14 сентября 2006 г. № 421-А

Приложение

Утверждена

постановлением Администрации

Ямало-Ненецкого автономного округа

КОНЦЕПЦИЯ

развития социального партнёрства в Ямало-Ненецком автономном округе

I. Теоретические основы социального партнёрства

1. Состояние и проблемы социально-трудовых отношений в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ).

2. Цели и задачи развития социального партнёрства в автономном округе.

3. Основные понятия, используемые в концепции.

4. Элементы системы социального партнёрства в автономном округе.

II. Система социального партнёрства в автономном округе

1. Система социального партнёрства автономного округа и её связь с федеральной системой.

2. Принципы, направления и задачи совершенствования форм сотрудничества на различных уровнях социального партнёрства в автономном округе.

2.1. Принципы взаимодействия на различных уровнях социального партнёрства.

2.2. Направления взаимодействия на различных уровнях социального партнёрства.

2.3. Задачи развития различных уровней социального партнёрства в автономном округе.

III. Основные направления дальнейшего развития социального партнёрства в автономном округе

1. Развитие структурных элементов и механизма социального партнёрства в автономном округе.

2. Научно-информационное обеспечение деятельности системы социального партнёрства автономного округа.

3. Популяризация идеи социального партнёрства. Формирование культуры согласия и сотрудничества автономного округа.

4. Финансирование деятельности органов социального партнёрства автономного округа.

I. Теоретические основы социального партнёрства

1. Состояние и проблемы социально-трудовых отношений в автономном округе.

В процессе перехода России к новому экономическому порядку, в ходе рыночных преобразований, трудовая сфера подверглась отрицательным деформациям вместе с другими областями экономики. Об этом свидетельствует падение уровня жизни населения, безработица, снижение производительности труда, социально-трудовая напряжённость, выливающаяся в острые конфликты - коллективные трудовые споры, забастовки, голодовки.

Порождённые рыночными преобразованиями явления характерны и для автономного округа, в то же время многие показатели развития нашего округа имеют положительную динамику, превышают средний уровень по стране. Сегодня Ямал уверенно идёт по пути укрепления основ рыночной экономики и демократических преобразований, став ведущей отечественной газовой провинцией - энергетическим сердцем России, ключевым для экономики страны регионом.

На фоне значительно улучшающихся общеэкономических показателей развития автономного округа, в последние годы стабильно растут заработная плата, доходы населения, снижается уровень инфляции и задолженность по оплате труда. Это свидетельствует о результативности деятельности исполнительных органов государственной власти по оперативному решению вопросов ускорения экономического роста, оздоровлению сферы жизнеобеспечения, повышению доходов населения и, как следствие, прогрессивной динамике состояния трудовой сферы автономного округа. В то же время нельзя отрицать существование ряда проблем, определяющих дальнейшие направления социальной политики, проводимой в автономном округе.

В рейтинге уровня заработной платы среди субъектов Российской Федерации, Ямало-Ненецкий автономный округ занимает одно из ведущих мест, но работающее население автономного округа, находящееся в условиях одинаковой стоимости жизни, имеет существенные различия в оплате труда.

Оплата труда работников организаций нефтегазового комплекса и сопутствующих им обрабатывающих производств превышает средний уровень не только по стране в целом, но и среднюю заработную плату по округу в 1,5-2 раза. Уровень заработной платы в организациях бюджетной сферы не превышает 50% от среднего уровня заработной платы по округу, то есть работники сложного умственного труда, чьи профессии требуют высокой квалификации, таланта, творческого отношения, получают вознаграждение за свой труд меньше, чем работники более простого физического труда хозяйственных видов деятельности.

Низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы и осуществления мер по улучшению их материального положения является одной из наиболее острых социальных проблем в автономном округе.

Величина прожиточного минимума является ключевым показателем оценки уровня жизни населения, так как позволяет сравнивать покупательную способность дохода различных категорий населения. Покупательная способность среднедушевого денежного дохода населения округа составляет в среднем - 3,6 наборов прожиточного минимума, в то же время покупательная способность денежных доходов бедного населения (8-10% от общей численности населения автономного округа) составляет около 0,8 набора прожиточного минимума.

Заработная плата является основным источником доходов населения автономного округа, снижение её покупательной способности, вызванное ростом потребительских цен на товары первой необходимости и услуги, отрицательно сказывается на уровне жизни населения автономного округа. Поэтому не только номинальный рост, но и повышение реального содержания заработной платы и доходов населения является объективной необходимостью и одним из важнейших направлений проводимой в автономном округе социальной политики.

В результате комплекса мер, принимаемых к организациям, нарушающим трудовое законодательство в части своевременной выплаты заработной платы, просроченная задолженность по выплате средств на заработную плату в округе сокращается. Задолженность по выплате заработной платы является одним из факторов, вызывающих конфликтные ситуации в трудовых коллективах, поэтому деятельность исполнительных органов государственной власти автономного округа должна быть и в дальнейшем направлена на улучшение экономической ситуации, сокращение и ликвидацию задолженности по заработной плате.

Несмотря на успешное развитие экономики, в автономном округе присутствует структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, высокий уровень безработицы (около 3%, в среднем по России этот показатель составляет менее 2%), особенно в сельских районах и напряжённость на рынке рабочей силы. Активная добыча природных ресурсов, строительство трубопроводов и других объектов требуют концентрации большого количества рабочих, преимущественно мужского пола, высоких разрядов или категорий, способных выполнять комплекс взаимосвязанных работ. В то же время в составе безработных граждан преобладают женщины (около 60%) и молодёжь без практического опыта работы (около 45%).

Проблемы качественного прогресса рынка труда в автономном округе должны находиться под пристальным вниманием исполнительных органов государственной власти автономного округа. Необходимо осуществлять мероприятия по развитию общественных работ, временной занятости подростков, содействию занятости молодёжи и женщин, инвалидов, представителей коренных малочисленных народов Севера и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Вопросы улучшения условий и охраны труда, сохранения здоровья работающего населения являются чрезвычайно важной социально-экономической задачей. В автономном округе в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудится практически каждый четвёртый работник, а в частном секторе, где условия наиболее тяжёлые, каждый третий.

Увеличение расходов на мероприятия по охране труда, а также проводимая в автономном округе работа по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда приносит положительные результаты: снижается общий уровень производственного травматизма и уровень производственного травматизма со смертельным исходом.

Изменить отношение руководителей к вопросам организации работы по охране труда и осуществлению профилактики производственного травматизма - основная задача проводимой в автономном округе работы по реализации направлений государственной политики в области охраны труда.

В течение последних лет в автономном округе отчетливо проявляется положительная динамика формирования и развития социального партнерства. Увеличивается количество заключённых и прошедших уведомительную регистрацию коллективных договоров, растут численность работников, охваченных коллективными договорами, растут суммы средств, использованных на обеспечение льгот и выплат работникам и членам их семей, предусмотренных коллективными договорами. Сформированы полномочные стороны социального партнёрства, действует трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений автономного округа, заключено трёхстороннее соглашение между территориальным объединением организаций профсоюзов, объединением работодателей и исполнительными органами государственной власти автономного округа, а также территориальные трёхсторонние и отраслевые соглашения на территории муниципальных образований.

С целью эффективного регулирования социально-трудовых отношений при реализации в автономном округе государственной политики в сфере труда, повышения уровня и качества жизни населения, необходимо дальнейшее развитие социального партнёрства в автономном округе.

Одной из важных проблем современных трудовых отношений является то, что работники хозяйственных организаций в настоящее время оказались практически вне правового поля, менее социально защищёнными, чем работники бюджетной сферы. С принятием федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ произошло разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и перераспределение функций между уровнями государственного (федерального и регионального) управления и местного самоуправления, изменились источники финансирования. В связи с этим в настоящее время системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат гарантий и компенсаций устанавливаются:

- работникам организаций, финансируемых из бюджетов, соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;

- работникам хозяйственных организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

Многие работодатели восприняли изменения в законодательстве как возможность частично или полностью лишить своих работников установленных ранее на федеральном уровне льгот, гарантий и компенсаций. Доказательством этому служат данные Государственной инспекции труда в автономном округе. В результате проверок организаций всех форм собственности на предмет соблюдения ими законодательства о труде выявляется большое количество нарушений, из них более 80% приходится на организации внебюджетного сектора экономики.

Приведённый краткий анализ состояния социально-трудовой сферы в автономном округе выявляет ряд проблем, которые необходимо решать при осуществлении единой государственной политики в области трудовых отношений. В целях стабилизации обстановки и повышения уровня и качества жизни жителей автономного округа, сформированная в автономном округе система социального партнёрства должна стать эффективным механизмом правового регулирования трудовых отношении.

II. Цели и задачи развития социального партнёрства

в автономном округе

Дальнейшее совершенствование рыночных реформ в России сопряжено с кардинальными изменениями трудовых и связанных с ними экономических отношений, формирующихся в рамках социального партнёрства - особого типа социально-трудовых отношений, присущего рыночной экономике и обеспечивающего стабильность общества на базе оптимального сочетания основных интересов работников и работодателей.

В последние годы в России социальный диалог развивается очень активно как на федеральном уровне, в рамках Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, так и на уровне субъектов федерации, муниципальных образований, отдельных организаций. Дальнейшее движение России по пути реформ и преодоления кризиса в социальной сфере во многом зависит от чёткого взаимодействия профсоюзов, работодателей и органов государственного управления на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях в части выработки и реализации основных принципов социально-экономической политики и регулирования трудовых отношений.

Россия сейчас повторяет путь, который давно уже прошли многие страны, где социальный климат стал достаточно спокойным, а конфликтные вопросы регулируются преимущественно за столом переговоров между представителями трудящихся, работодателями и исполнительной властью. И в нашей стране пришло время субъектам социального партнёрства проявить готовность к конструктивному взаимодействию, иначе разрушение хозяйственного комплекса и социальной сферы будет продолжаться, а уровень жизни населения падать. Результаты принципиально нового сотрудничества при решении многих социально-трудовых вопросов в рамках социального партнёрства зависят от того, насколько грамотно будет выстраиваться диалог между властью, работодателями и работниками.

Как и для России в целом, для автономного округа социальное партнёрство - весьма перспективный выбор, своего рода способ перехода к устойчивому развитию. Социальное партнёрство в округе всё более проявляется как новый тип функциональных технологий - технологий согласия и сотрудничества, с уже определённым порядком работы, последовательностью этапов, методами и приёмами взаимодействия исполнительных органов государственной власти, работодателей, профсоюзов.

Сформированная в автономном округе система социального партнёрства должна способствовать скорейшему решению приоритетных задач в области социально-трудовой сферы автономного округа:

- осуществлению продуманной государственной политики в сфере регулирования заработной платы, социальной защиты работников бюджетной и внебюджетной сферы, адресной социальной помощи гражданам;

- созданию условий для сокращения дифференциации заработной платы, повышению реальных доходов и достойного уровня жизни населения автономного округа;

- защите трудовых прав и установлению общего для работников организаций всех форм собственности минимального уровня гарантий и компенсаций, в том числе и северных;

- повышению статуса труда, квалификации, образования, предпринимательской инициативы как фундаментальных общественных ценностей;

- созданию условий для обеспечения занятости населения, развития рынка труда, созданию эффективного механизма балансирования трудовыми ресурсами, регулирования численности населения и миграционных процессов;

- принятию и осуществлению программ по повышению производительности труда, обеспечению нормальных условий труда, охраны труда и снижения производственного травматизма;

- повышению роли профсоюзного движения на всех уровнях социального партнёрства;

- консолидации сил объединений работодателей, как полномочной стороны социального партнёрства;

- разработке единой стратегии в реализации мер по поддержке промышленности и малого бизнеса, продвижению конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, стабилизации товарного производства;

- объединению усилий партнёров для согласованных действий, направленных на совершенствование социально-экономической защиты жителей автономного округа;

- защите прав работников при осуществлении трудовой деятельности, предупреждению и совместному разрешению возникающих конфликтов;

- повышению роли договорных отношений в решении большинства трудовых и социальных проблем.

Только в рамках социального партнёрства путём активизации заключения территориальных, отраслевых соглашений и коллективно-договорной работы можно защитить трудовые права и установить общий для работников организаций всех форм собственности минимальный уровень гарантий и компенсаций.

III. Основные понятия, используемые в концепции

Концепция - определённый способ понимания и конструктивный подход к анализу явления. На её базе строится система изучения, разработки, конкретизации всех частных проблем явления. Уяснение концепции - отправная точка решения вопросов практики.

В основу концепции социального партнёрства автономного округа положены следующие методологические понятия:

- все социальные группы, расположенные на территории автономного округа, имеют частично совпадающие интересы, общие проблемы и объединены осознанием общности. Они заинтересованы в стабильности социально-экономической ситуации. Наличие совпадающих интересов создаёт объективную почву для социального партнёрства, конструктивного сотрудничества.

Социальное партнёрство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Предметом социального партнёрства являются, в первую очередь, социально-трудовые отношения между его субъектами, процесс разработки, принятия и реализации согласованной социально-экономической и социально-трудовой политики, исходя из норм законодательства, оценок уровня жизни и показателей, характеризующих этот уровень в целом по Российской Федерации, а также в регионах, городах и в организациях.

Правовую основу системы социального партнёрства составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующие соответствующие общественные отношения федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы автономного округа, регулирующие трудовые отношения, положения Конвенций и Рекомендаций МОТ в области социально-трудовых отношений, а также иные правовые акты, которые не могут ухудшать положения сторон социального партнёрства и их представителей по сравнению с международными нормами и федеральными законами.

Стороны социального партнёрства при проведении переговоров, разработке и заключении соглашений и коллективных договоров руководствуются также Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, отраслевыми тарифными и профессиональными соглашениями.

Стратегия социального партнёрства - согласованная общая политика сторон, направленная на сохранение стабильности отношений в регионе и движение к перспективной цели, снижение социальной напряжённости.

Стратегия социального партнёрства должна вписываться в общие направления социально-экономического развития автономного округа.

Тактика партнёрских отношений - выбор представителей, средств, методов, действий в конкретной ситуации взаимодействия сторон. Она должна вытекать из стратегии и учитывать приоритет интересов общего над частным.

Система социального партнёрства - совокупность мер организационного, правового, экономического характера, направленных на упорядочение интересов в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов.

Становление системы социального партнёрства - длительный процесс, идущий под воздействием общественно-политических и социально-экономических факторов. Управленческое воздействие исполнительных органов государственной власти во многом определяет сроки её становления и эффективность влияния на ситуацию в автономном округе. Основные контуры такой системы в автономном округе сложились, но требуются значительные усилия по превращению её в действенный механизм, органически включённый в управление автономным округом.

Региональная (окружная) система социального партнёрства является частью федеральной системы, но в то же время должна быть достаточно автономной, учитывать особенности экономики, социальной структуры автономного округа, пронизывать социально-экономические отношения сверху донизу, охватывать все основные проблемы региона. Система партнёрских отношений может быть достаточно эффективной, если будет иметь детально разработанную законодательную базу, установленный механизм контроля за выполнением достигнутых соглашений и предусматривать степень ответственности сторон.

Окружная система социального партнёрства распространяется на окружной центр (город Салехард), все районы, города, поселения автономного округа, расположенные на их территориях организации независимо от форм собственности.

Согласие в окружной системе социального партнёрства создаётся на договорных условиях, рассчитанных на достаточно длительный срок, но одновременно она должна содержать возможность внесения корректив - реакций на изменение социально-экономической ситуации в регионе, стране и результаты контроля за ходом выполнения договорённостей, т.е. сочетать такие качества как стабильность и гибкость.

Утверждение окружной системы партнёрства возможно, если в основу взаимоотношений субъектов отношений (исполнительных органов государственной власти, объединений работодателей и профсоюзов) будут положены определённые взаимно согласованные принципы (правила поведения):

- равноправие сторон;

- уважение и учёт интересов сторон;

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

- содействие государства в укреплении и развитии социального партнёрства на демократической основе;

- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

- полномочность представителей сторон;

- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

- ответственность сторон (их представителей) за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Соблюдение этих принципов (правил) обеспечит конструктивную деятельность субъектов социального партнёрства окружной системы социального партнёрства.

IV. Элементы системы социального партнёрства

в автономном округе

Система социального партнёрства включает в себя следующие элементы: субъекты, уровни, формы, органы и механизм реализации.

Субъектами (сторонами) социального партнёрства являются работники и работодатели.

Работники - физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем.

Работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделённый правом заключать трудовые договоры.

Представителями субъектов (сторон) в социальном партнёрстве, выражающими их интересы, могут быть:

- от имени работников: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;

- от имени работодателей: руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Уровни социального партнёрства. В практике система социального партнёрства складывается как многоуровневая, включая в себя федеральный, региональный, территориальный и производственный уровни.

На федеральном уровне главные функции государства в системе социального партнёрства: законодательная, прогностическая, организаторская, контрольная и судебная.

Основные составляющие политики государства в сфере социального партнёрства:

- согласование между партнёрами на высшем федеральном уровне основных направлений социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости, мер по защите субъектов трудовых отношений;

- формирование и совершенствование механизмов и институтов, способствующих согласованию интересов социальных партнёров на различных уровнях;

- создание соответствующих органов, комиссий, призванных заниматься решением задач развития социального партнёрства и регулирования социально-трудовых отношений;

- содействие расширению участия трудящихся в управлении предприятиями, отраслями производства, делами государства и общества;

- развитие и стимулирование переговорного характера процесса урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий;

- снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов посредством развития и совершенствования законоприменительной практики, примирительных и согласительных процедур.

Нет сомнений в том, что государство на федеральном уровне социального партнёрства влияет на развитие трудовых отношений, а именно:

- государство участвует как одна из сторон в трёхсторонних переговорах и консультациях. Трёхсторонние переговоры обычно приводят к соглашению, в котором устанавливаются обязательства каждой из сторон;

- государство может влиять на результаты двухсторонних переговоров между работодателями и профсоюзами, особенно в периоды экономических затруднений. Это чаще всего касается заработной платы;

- государство может склонить и побудить предпринимателей и профсоюзы вести переговоры по определённым вопросам, которые правительство хотело бы поставить перед социальными партнёрами;

- государство как независимый регулятор системы трудовых отношений призвано обеспечивать законодательную базу, защищающую права профсоюзов и трудящихся и создающую институциональную и процедурную основы для коллективных переговоров и разрешения трудовых споров;

- государство является крупным работодателем, и в этом качестве оказывает важное влияние на трудовые отношения вообще;

- от государства ожидают гарантий основных гражданских прав, которые необходимы для свободного осуществления профсоюзных прав и достижения эффективности систем трудовых отношений.

Эффективность каждой из перечисленных функций государства во многом зависит от существующей системы трудовых отношений, а также политического, экономического и социального фона.

Региональный уровень социального партнёрства (уровень субъекта Федерации) включает подуровни, регулирующие отношения:

а) на уровне всего субъекта Федерации;

б) между субъектами Российской Федерации в целях их взаимного сотрудничества;

в) между исполнительными органами государственной власти субъекта Федерации и субъектами местного самоуправления;

г) между объединениями профсоюзов, работодателей и субъектами местного самоуправления;

д) отраслевой (межотраслевой) подуровень;

е) профессиональный (тарифный) подуровень.

Территориальный уровень социального партнёрства (уровень района, города, субъект местного самоуправления) включает подуровни:

а) районный;

б) городской;

в) отраслевой (межотраслевой);

г) профессиональный (тарифный);

д) между органом местного самоуправления и общественным территориальным координационным советом профсоюзов, объединением работодателей.

Производственный уровень социального партнёрства (уровень организации) включает:

а) коллективный договоры между работниками организации и работодателем;

б) трудовой договор между работником и работодателем.

Трудовой договор, содержание которого должно соответствовать нормам трудового законодательства, является основным нормативным актом во взаимоотношениях работодателя и работника, основным элементом системы социального партнёрства.

Каждый из названных уровней социального партнёрства имеет специфический механизм согласования интересов различных сторон, присущую ему систему связей субъектов партнерства, степенью конкретности согласуемых интересов. В условиях развития рыночных отношений хозяйствования структура социального партнерства не является завершённой, должна постоянно расширяться.

Полнокровное развитие всех уровней социального партнёрства выступает основой повышения эффективности системы социального партнёрства в автономном округе, создания её действенного механизма. По мере углубления реформ, социальное партнёрство с объективной необходимостью все большее развитие будет находить на производственном уровне, то есть на уровне организации.

Социальное партнёрство осуществляется в формах:

- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспече ния гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

- участия работников, их представителей в управлении организацией;

- участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Основным органом системы социального партнёрства на всех уровнях являются трёхсторонние (двухсторонние) комиссии. В их рамках ведутся коллективные переговоры, подготавливаются и заключаются соглашения и коллективные договоры, рассматривается ход их выполнения.

Важную роль в системе социального партнёрства имеет деятельность по урегулированию коллективных трудовых споров, которая содействует разрешению коллективных трудовых споров путём организации примирительных процедур и участия в них. Деятельностью по урегулированию коллективных трудовых споров организуется исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления во взаимодействии с представителями работников и работодателей.

Механизм социального партнёрства - формы, способы и отработанные процедуры взаимодействия представителей сторон социального партнёрства по согласованию интересов сторон, подготовке и реализации принимаемых совместных решений.

К ним относятся: заседания трёхсторонней комиссии, совещания представителей сторон, консультации с экспертами, подготовка решений, анализ содержания коллективных договоров, их регистрация, работа согласительных комиссий, обсуждение законопроектов, контроль за выполнением принятых совместных решений.

II. Система социального партнёрства в автономном округе

1. Система социального партнёрства автономного округа и её связь с федеральной системой.

Основным нормативным актом, гарантирующим работникам защиту трудовых прав при осуществлении трудовой деятельности в части реализации принципа равенства прав и возможностей работников, является окружное трёхстороннее соглашение между территориальным объединением организаций профсоюзов, объединением работодателей и исполнительными органами государственной власти автономного округа.

Важнейшими элементами системы социального партнёрства в автономном округе являются также территориальные и отраслевые соглашения, заключаемые в муниципальных образованиям с целью эффективного регулирования социально-трудовых отношений, повышения уровня и качества жизни населения муниципальных образований или работников соответствующих отраслей.

Оперативное регулирование социально-трудовых отношений при реализации в автономном округе государственной политики в сфере труда, повышения уровня и качества жизни населения в автономном округе осуществляет окружная трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

На заседаниях окружной трёхсторонней комиссии, которые проводятся не реже 2 раз в год:

- рассматриваются итоги и перспективы дальнейшего развития социального партнёрства в автономном округе;

- принимаются планы мероприятий по реализации окружного трёхстороннего соглашения между территориальным объединением организаций профсоюзов, объединением работодателей и исполнительными органами государственной власти автономного округа;

- заслушиваются результаты деятельности постоянной рабочей группы, образованной в целях контроля за выполнением окружного трёхстороннего соглашения, решений трёхсторонней комиссии, подготовки вопросов, выносимых на её рассмотрение.

Одним из наиболее эффективных способов регулирования трудовых отношений на производственном уровне является заключение коллективных договоров. Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений, как показывает практика, позволяет найти взаимоприемлемые решения, исходя из имеющихся условий и возможностей.

На основании статьи 50 Трудового кодекса Российской Федерации и в соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 25 апреля 1997 года № 230 «Об утверждении Положения о порядке проведения уведомительной регистрации коллективных договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», уведомительная регистрация коллективных договоров и контроль за их выполнением в автономном округе осуществляются подразделениями по вопросам труда органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

Из сложившейся практики следует, что коллективные договоры заключаются (пролонгируются) в тех организациях, в которых значима роль профсоюзов в обеспечении единых согласованных действий по защите интересов работников. Это старейшие предприятия нефтегазовых отраслей промышленности, газового хозяйства и строительства объектов нефтегазового комплекса, крупные предприятия транспорта и связи, муниципальные предприятия образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, в которых сформирована высокая культура социального партнёрства, существуют определённые традиции. В частных предприятиях торгово-закупочной деятельности, как правило нет коллективных договоров, однако работники именно этих предприятий чаще всего встречаются с нарушениями законодательства о труде со стороны работодателей.

Для привлечения работодателей и работников организаций, расположенных на территории автономного округа, к заключению коллективных договоров и их регистрации осуществляется:

- агитационная и разъяснительная работа о порядке заключения коллективных договоров в организациях, учреждениях всех форм собственности, независимо от подчинённости;

- через средства массовой информации (телевидение, местные и окружные газеты) даются объявления о порядке проведения уведомительной регистрации;

- руководителям организаций направляются уведомления о предоставлении коллективных договоров на уведомительную регистрацию в соответствии со статьёй 50 Трудового кодекса Российской Федерации.

В автономном округе отчётливо проявляется положительная динамика формирования и развития социального партнёрства. В 7% организаций, осуществляющих деятельность на территории автономного округа, заключены коллективные договоры, почти все из них проходят уведомительную регистрацию, растёт численность работников, охваченных коллективными договорами.

Действующие и разрабатываемые в автономном округе формы договорного процесса регулирования трудовых отношений и социальной защиты населения являются составной частью федеральной системы социального партнёрства.

Они разрабатываются с учётом практики действующего законодательства в зависимости от сферы регулирования отношений, опыта их применения на федеральном и окружном уровнях.

Взаимосвязь региональных (окружных) форм сотрудничества с федеральными обеспечивается исходя из следующих принципов:

- соглашения, договоры, заключённые на федеральном уровне (генеральное, отраслевые, межотраслевые, тарифное, профессиональное), имеют для регионов, территорий нормативный характер;

- в федеральных соглашениях заложены основы, исходная база данных для ведения переговоров в регионе с учётом его экономических, финансовых и социальных возможностей;

- определяемые в региональных соглашениях условия, нормы и гарантии не могут ухудшать положение работников по сравнению с соглашениями федерального уровня;

- региональные и территориальные соглашения не должны снижать уровень социальных и трудовых условий, определяемых федеральными соглашениями;

- большая конкретизация норм и условий в региональных, территориальных соглашениях;

- заключение федерального соглашения должно предшествовать региональному, территориальному.

При всей взаимосвязи и взаимозависимости от федеральных, окружные формы социального партнёрства достаточно самостоятельны, определяемые в них нормы, гарантии, условия с учётом специфических особенностей нашего региона носят, как правило, опережающий характер, ориентированы на более высокие, чем федеральные показатели.

2. Принципы, направления и задачи совершенствования форм сотрудничества на различных уровнях социального партнёрства в автономном округе

2.1. Принципы взаимодействия на различных уровнях социального партнёрства.

Ставя задачу дальнейшего развития социального партнёрства и повышения его эффективности в автономном округе, необходимо обеспечить взаимосвязь и взаимодействие всего многообразия форм переговорного процесса на всех уровнях. Это взаимодействие должно основываться на следующих общих принципах:

- соглашение между окружным объединением организаций профсоюзов, окружным объединением работодателей и исполнительными органами государственной власти автономного округа является правовым актом и основой для заключения территориальных, отраслевых соглашений, а также коллективных и трудовых договоров в организациях. Оно распространяет свое действие на исполнительные органы государственной власти, профсоюзы, работодателей автономного округа, входящих в состав сторон, подписавших данное соглашение;

- принятые в трёхстороннем соглашении обязательства являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищённости трудящихся автономного округа;

- условия, нормы, гарантии заключаемых соглашений на территориальном и производственном уровнях не могут ухудшать положения работника по сравнению с региональным соглашением окружного уровня.

2.2. Направления взаимодействия на различных уровнях социального партнёрства.

На сегодняшнем этапе развития социального партнёрства в автономном округе к числу приоритетных направлений расширения взаимодействия следует отнести создание эффективного механизма регулирования взаимоотношений на основе партнёрства между округом, структурами государственной власти (законодательной и исполнительной) и субъектами местного самоуправления. Круг рассматриваемых вопросов, порядок и формы процедур переговорного процесса между ними определяются с учётом специфических особенностей территории (района), её социально-экономических и социокультурных возможностей на основе законодательства.

Важными направлениями взаимодействия на различных уровнях социального партнёрства в автономном округе являются:

- повышение социально-экономического и финансового обеспечения заключаемых соглашений;

- совершенствование механизма действенного контроля за выполнением принятых соглашений на всех уровнях и ответственности сторон за принятые обязательства;

- постоянное расширение охвата коллективно-договорными отношениями различных сфер экономики и числа участников социального партнёрства;

- систематический анализ состояния системы социального партнёрства в автономном округе и широкое информирование населения о её развитии.

2.3. Задачи развития различных уровней социального партнёрства в автономном округе.

В настоящее время одной из важнейших задач развития различных уровней социального партнёрства в автономном округе является формирование системы социального партнёрства на территориальном уровне. Её решению будет способствовать:

- осуществление всеми субъектами местного самоуправления функций социального партнёрства;

- разработка нормативных актов, регулирующих коллективно-договорные отношения на этом уровне;

- обеспечение методическими разработками, пособиями по проблемам переговорного процесса;

- проведение «круглых столов», семинаров, научно-практических конференций по проблемам социального партнёрства на территориальном уровне.

Социальное партнёрство в автономном округе требует дальнейшего развития и на производственном уровне, позволяющем полнее учесть специфику каждой организации, учреждения, определить реальную защищённость работника. В этом направлении необходимо:

- добиваться заключения коллективных договоров во всех организациях независимо от формы хозяйствования;

- повысить действенность механизма уведомительной регистрации коллективных договоров и трудовых договоров, заключаемых между работниками и работодателями - физическими лицами, контроль исполнительной власти, профсоюзов за их соответствием действующему законодательству;

- повысить ответственность работодателей за выполнение принятых договорённостей;

- усилить внимание к проблемам трудовых договоров, в том числе заключаемых между работниками и работодателями - физическими лицами;

- включить трудовые договоры между работниками и работодателями, в том числе заключаемые между работниками и работодателями - физическими лицами, в систему социального партнёрства в автономном округе, как её первичное звено.

III. Основные направления дальнейшего развития социального

партнёрства в автономном округе

1. Развитие структурных элементов и механизма социального партнерства в автономном округе.

Региональная модель социального партнёрства должна охватывать все сферы социальной жизни, быть составной частью общего плана устойчивого развития всей территории автономного округа. Становление института социального партнёрства в автономном округе осуществлено, процесс его совершенствования - постоянное явление, которое будет сопровождаться увеличением количества структурных элементов, изменением их функций, обогащением форм, методов взаимодействия, органическим включением партнёрских отношений в управление регионом, увеличение степени воздействия института социального партнерства на общественную жизнь.

Для того, чтобы сформированные к настоящему времени стороны социального партнёрства совершенствовались и развивались, необходимы соответствующие рамки социального диалога, их содержательное наполнение - справедливое распределение доходов, обеспечение безопасных и здоровых условий труда, развитие трудовых ресурсов, эффективность экономической деятельности.

Без сильных организаций трудящихся и работодателей, без оптимизации их взаимодействия, без действенных механизмов претворения законов и иных нормативных правовых актов в жизнь и целенаправленной деятельности управленческих административных структур система социального партнёрства договорного типа работать не может. Именно исполнительным органам государственной власти необходимо предпринимать действия по формированию и дальнейшему развитию социального партнёрства в автономном округе. Сложившаяся ситуация на рынке труда подсказывает, что нет времени ждать, пока в течение десятилетий институты социального партнёрства сформируются снизу.

На данном этапе развития структурных элементов социального партнёрства в автономном округе целесообразно сосредоточить внимание на следующем:

- сформировать целостный механизм социальной и трудовой политики на территории автономного округа, эффективной составляющей которого будут структурные элементы системы социального партнёрства;

- совершенствовать деятельность окружной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Работу трёхсторонней комиссии ориентировать на зримые результаты;

- результаты деятельности окружной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений должны стимулировать работодателей вступать в представительные организации и вести подлинные коллективные переговоры с трудящимися;

- совершенствовать процесс дальнейшего формирования представительных и легитимных субъектов социального партнёрства, которые будут выступать полномочными представителями при ведении переговоров и заключении соглашений на всех уровнях от имени организаций всех форм собственности и в полной мере нести социальную ответственность перед своими работниками;

- не нарушая принципа свободы организаций всех форм собственности, исполнительным органам государственной власти поддерживать проведение учредительных собраний (конференций) уполномоченных представителей работодателей и профсоюзов с целью формирования их объединений на всех уровнях социального партнёрства автономного округа;

- совершенствовать систему контроля за ходом выполнения сторонами принятых решений и механизма ответственности, проводить анализ причин, сдерживающих и стимулирующих развитие социального партнёрства, в частности, создать арбитражную систему контроля за соблюдением коллективных соглашений.

2. Научно-информационное обеспечение деятельности системы социального партнёрства автономного округа.

Научно- информационное обеспечение функционирования системы социального партнёрства автономного округа заключается в следующем:

- включение в статистическую отчётность ряда показателей, характеризующих развитие социального партнёрства;

- разработка единых методик и критериев сравнительной оценки социального положения групп населения автономного округа (территориальных, профессиональных, социально-демографических), использование их сторонами партнёрских отношений;

- разработка механизма формирования финансовых средств сторон на обеспечение функционирования системы социального партнёрства;

- обоснование минимальных социальных стандартов и методики применения региональной минимальной потребительской корзины как ориентира оплаты труда для всех участников социального партнёрства;

- включение дополнительно в окружной мониторинг ряда вопросов по проблемам социального партнёрства, социальной напряжённости и трудовым конфликтам;

- проведение дополнительных социологических исследований по изучению поведения сторон партнёрства в конфликтной ситуации;

- создание научно-обоснованной системы оценки эффективности социального партнёрства на уровне автономного округа, территории, предприятия;

- обеспечение получения информации по всем вышеназванным проблемам сторонами партнёрства;

- разработка программы обучения партнёрским отношениям кадров системы управления разного уровня;

- ведение научных разработок, исследований проблем сотрудничества.

3. Популяризация идеи социального партнёрства. Формирование культуры согласия и сотрудничества автономного округа.

Становление системы социального партнёрства не может произойти без широкомасштабного и систематического внесения в сознание масс идеи согласия и сотрудничества. Новой модели отношений в регионе должна соответствовать другая культура и этика отношений, осознание своих интересов как общих с интересами населения региона.

Осуществление этого направления работы должно содержать:

- широкую программу реализации идеи социального партнёрства в средствах массовой информации, связанную с выполнением конкретных социальных программ;

- гласность, открытость конфликтов, чёткое изложение позиций сторон и последствий конфронтации;

- освещение опыта разрешения трудовых споров и конфликтов и решения социальных проблем на разных уровнях;

- освещение работы трёхсторонних, двухсторонних комиссий: окружной, территориальных, результатов их деятельности;

- пропаганду законодательных актов, регулирующих социальную защиту населения и социально-трудовые отношения;

- одобрение института социального партнёрства в глазах общественного мнения, обеспечение его поддержкой населения.

4. Финансирование деятельности органов социального партнёрства автономного округа.

Источниками финансирования работы органов социального партнёрства являются средства, выделяемые сторонами партнёрских отношений, оговорённые соглашением. Распоряжаются ими уполномоченные каждой стороной представители.

Средства расходуются на следующее:

- оплату работы экспертных и других комиссий, посредников и трудовых арбитров при урегулировании трудовых споров;

- разработку фундаментальных научных исследований формирования социального партнёрства в автономном округе;

- издание методической литературы по социальному партнёрству;

- разработку технологий социального сотрудничества;

- организацию учебы руководителей и специалистов, занятых в системе социального партнёрства;

- содержание структурных подразделений системы социального партнёрства;

- тиражирование информационных материалов и т.п.

Направления деятельности, формы и методы работы по развитию социального партнёрства подвижны, разнообразны и изменчивы. Частные аспекты данной концепции необходимо непрерывно совершенствовать и дополнять.

Мировой опыт показывает, что без чёткой государственной политики в распределении национального дохода и участия трудящихся в управлении производством нельзя надеяться на общественное согласие в масштабах страны. Целесообразно рекомендовать исполнительным органам государственной власти автономного округа занять активную позицию в отношении социального партнёрства и сделать его одним из главных приоритетов своей деятельности по преодолению кризисных явлений в регионе и в обществе.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Красный Север" № 69 от 26.09.2006
Рубрики правового классификатора: 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.040 Социальное партнерство

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать