Основная информация

Дата опубликования: 14 сентября 2020г.
Номер документа: RU38005105202000030
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Иркутская область
Принявший орган: Администрация Харанжинского МО
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

14.09.2020г. №34

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ  ОБЛАСТЬ

БРАТСКИЙ РАЙОН

ХАРАНЖИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ

МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО

МЕНЕДЖМЕНТА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ГЛАВНЫМИ

АДМИНИСТРАТОРАМИ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА

В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. 46 Устава Харанжинского МО -

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Порядок проведения мониторинга оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами  средств бюджета Харанжинского сельского поселения (Приложение 1).

2. Утвердить Методику проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета Харанжинского сельского поселения (Приложение 2).

3. Данное постановление подлежит размещению на официальном сайте администрации Харанжинского муниципального образования.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

Глава Харанжинского

Муниципального образования                                                          А.В. Богачев.

                                                                                     Приложение № 1                                                                         к постановлению администрации                                                                                      Харанжинского сельского поселения                                                                                     14.09.2020 года № 34

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ СРЕДСТВ  БЮДЖЕТА ХАРАНЖИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

1. Настоящий Порядок определяет механизм проведения оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета.

2. В целях настоящего Порядка под оценкой качества финансового менеджмента (далее - оценка) понимается анализ совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств, осуществляемых главными администраторами средств  бюджета в отношении подведомственных им администраторов бюджетных средств. Оценка охватывает основные элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль).

Оценка проводится по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом.

3. Главными администраторами средств бюджета признаются главные распорядители средств  бюджета, главные администраторы доходов  бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита  бюджета, утвержденные законом о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в первоначальной и окончательной редакции (далее – ГАБС).

4. Оценка осуществляется ГАБС ежегодно до 1 октября года, следующего за отчетным годом, по показателям в соответствии с приложением № 1 к Методике расчета показателей и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств  бюджета, утвержденной настоящим постановлением (далее – Методика).

Оценка проводится на основании бюджетной отчетности, сводной бюджетной росписи  бюджета,  дополнительной информации, имеющейся в распоряжении ГАБС, необходимой для расчета значений показателей, указанных в Методике, а также общедоступных материалов, размещенных на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Итоги проведения оценки ГАБС размещает на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 1 ноября года, следующего за отчетным годом.

6. Оценка не осуществляется в отношении администраторов бюджетных средств, которые были образованы либо реорганизованы в отчетном финансовом году.

Приложение № 2

к постановлению администрации                                                                                      Харанжинского сельского поселения                                                                                     14.09.2020 года № 34

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ХАРАНЖИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Методика определяет состав показателей, характеризующих качество финансового менеджмента, алгоритм его расчета, вес показателя в группе, оценку качества финансового менеджмента и формирование рейтинга администраторов средств  бюджета.

Оценка качества финансового менеджмента производится по следующим направлениям:

1) качество бюджетного планирования;

2) качество исполнения бюджета в части доходов и расходов;

3)   контроль.

Результатом оценки является присвоение администратору средств бюджета итоговой оценки качества финансового менеджмента.

Оценка по каждому показателю рассчитывается на основании балльной оценки, интервалы оценки каждого показателя определяются по шкале от 0 до 5 баллов.

Итоговая оценка определяется исходя из суммы баллов оценок по всем показателям, скорректированной на веса группы и показателя, и определяется по формуле:

El – итоговая оценка l-го администратора средств бюджета;

Е(Рij) – оценка по j-му показателю качества финансового менеджмента в i-й группе показателей финансового менеджмента;

Si – вес i-й группы показателей качества финансового менеджмента;

Sij – вес j-го показателя финансового менеджмента в i-й группе показателей качества финансового менеджмента.

В случае если для администратора средств  бюджета показатель (группа показателей) не рассчитывается, вес показателя (группы показателей) пропорционально распределяется по остальным показателям (группам показателей) качества финансового менеджмента этого администратора средств  бюджета.

1

Приложение № 1

к Методике проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами  средств бюджета Харанжинского сельского поселения

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ СРЕДСТВ  БЮДЖЕТА

№ п/п

Наименование показателя

Расчет показателя

Единица измерения

Вес группы в оценке/ показателя в группе (процентов)

Оценка

Документы, используемые для расчета показателя

Комментарии

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Качество бюджетного планирования

25

1.1

Количество изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись  бюджета

Р1.1 - количество уведомлений об изменении бюджетных ассигнований в случаях:

внесения изменений в государственные программы  в части изменения исполнителей мероприятий, перечня мероприятий государственной программы, утвержденных на текущий финансовый год законом

о региональном  бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;

перераспределения бюджетных ассигнований между разделами, подразделами, целевыми статьями, видами расходов классификации расходов и классификации расходов операций сектора государственного управления,  в том числе путем введения новых кодов классификации расходов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных распорядителю средств  бюджета на текущий финансовый год законом  об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, для выполнения условий в целях получения межбюджетных субсидий из федерального бюджета

единиц

30

E(1.1) = 5,

если P1.1=0;

E(1.1) = 4,

если 0 < P1.1 ≤ 5;

E(1.1) = 3,

если 5< P1.1 ≤ 10;

E(1.1) = 2,

если 10< P1.1 ≤ 15;

Е(1.1) = 1,

если 15< P1.1 ≤20;

E(1.1) = 0,

если P1.1 >20

Уведомления об изменении бюджетных ассигнований

Большое количество уведомлений об изменениях бюджетных ассигнований по расходам свидетельствует о низком качестве работы распорядителя средств  бюджета по бюджетному планированию

1.2

Доля суммы изменений в сводную бюджетную роспись  бюджета

P1.2=100*│S│/b, где

S – сумма изменений (в абсолютной величине) бюджетных ассигнований  в случаях:

внесения изменений в государственные программы  в части изменения исполнителей мероприятий, перечня мероприятий  государственной программы, утвержденных на текущий финансовый год законом

о региональном  бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;

перераспределения бюджетных ассигнований между разделами, подразделами, целевыми статьями, видами расходов классификации расходов и классификации расходов операций сектора государственного управления,  в том числе путем введения новых кодов классификации расходов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных распорядителю средств  бюджета на текущий финансовый год законом 

о региональном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, для выполнения условий в целях получения межбюджетных субсидий из федерального бюджета;

b – объем бюджетных ассигнований распорядителей средств  бюджета согласно сводной бюджетной росписи  бюджета с учетом внесенных в нее изменений по состоянию на конец отчетного периода

процентов

40

Е(1.2)=5

при Р1.2 ≤ 10%;

Е(1.2)=4

при

10% ≤ Р1.2 < 20%;

Е(1.2)=3

при

20% ≤ Р1.2 < 30%;

Е(1.2)=2

при

30% ≤ Р1.2 < 40%;

Е(1.2)=1 

при

40% ≤ Р1.2 ≤ 50%;

Е(1.2)=0 

при Р1.2 > 50%

Сводная бюджетная роспись  бюджета,

уведомления об изменении бюджетных ассигнований

Большое значение показателя свидетельствует о низком качестве работы распорядителя средств  бюджета по бюджетному планированию. Целевым ориентиром является значение показателя, не превышающее 10%

1.3

Отклонение кассового исполнения по налоговым и неналоговым доходам (по состоянию на 31 декабря отчетного года) от  показателей  прогноза кассовых поступлений по налоговым и неналоговым доходам (по состоянию на 1 января отчетного года)  бюджета

Р1.3 = 100*│1-Кд / Y│,

где:

Кд – кассовое исполнение по налоговым и неналоговым доходам;

Y – показатели  первоначально принятого бюджета по налоговым и неналоговым доходам (до начала очередного финансового года по состоянию на 1 января отчетного года)  бюджета

процентов

30

E(1.3) = 5,

если P1.3 ≤ 10%;

E(1.3) = 4,

если

10% < P1.3 ≤ 15 %;

E(1.3) = 3,

если

15% < P1.3 ≤ 20 %;

E(1.3) = 2,

если

20% < P1.3 ≤ 25%;

E(1.3) = 1,

если

25% < P1.3 ≤ 30 %;

E(1.3) = 0,

если P1.3 >30 %

Отчет об исполнении бюджета администраторов доходов  бюджета

Негативно расценивается как недовыполнение показателей  прогноза кассовых поступлений по налоговым и неналоговым доходам, так и значительное превышение кассового исполнения по налоговым и неналоговым доходам над показателями  прогноза кассовых поступлений по налоговым и неналоговым доходам  бюджета. Целевым ориентиром для администратора  доходов  бюджета  является значение показателя, не превосходящее 10%

2

Качество исполнения бюджета в части доходов и расходов

50

2.1

Доля неисполненных на конец отчетного финансового года бюджетных
ассигнований

Р2.1 = 100 * (b – Кр) / b, где:

b – объем бюджетных ассигнований распорядителя бюджетных средств в отчетном финансовом году согласно росписи расходов бюджета  с учетом внесенных в нее изменений;

Кр – кассовое исполнение расходов распорядителя бюджетных средств в отчетном финансовом году

процентов

10

Е(2.1)=5,

если P2.1 < 3%;

Е(2.1)=4,

если

3% ≤ P2.1 < 5%;

Е(2.1)=3,

если

5% ≤ P2.1 < 10%;

Е(2.1)=2,

если

10% ≤ P2.1 < 15%;

Е(2.1)=1,

если

15% ≤ P2.1 ≤ 20%;

Е(2.1)=0,

если Р2.1 > 20%

Отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год

(ф.0503127)

Показатель позволяет оценить объем неисполненных на конец года бюджетных ассигнований. Наличие определенного уровня неисполненных ассигнований (не выше установленного оптимального значения) является допустимым даже при высоком уровне качества финансового менеджмента, осуществляемого распорядителем средств бюджета.

Целевым ориентиром для распорядителя средств бюджета является значение показателя, не превосходящее 3%

2.2

Равномерность расходов

P2.2 = (Кр(IV)/ Кр(год), где:

Кр(IV) – кассовые расходы распорядителя средств бюджета

(без учета расходов за счет целевых средств федерального бюджета) в IV квартале отчетного финансового года;

Кр(год) – объем кассовых расходов распорядителя средств бюджета (без учета расходов за счет целевых средств федерального бюджета)  за отчетный год

процентов

10

E(2.2) = 5,

если P2.2 ≤ 25%;

E(2.2) = 4,

если

25% < P2.2 < 30%;

E(2.2) = 3,

если

30% ≤ P2.2 < 35%;

E(2.2) = 2,

если

35% ≤ P2.2 < 40%;

E(2.2) = 1,

если

40% ≤ P2.2 ≤ 45%;

E(2.2) = 0,

если P2.2 > 45%

Отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год

(ф.0503127),

отчет об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъекта Российской Федерации (ф.0503324)

Показатель выявляет концентрацию расходов распорядителя средств  бюджета (без учета расходов за счет целевых средств федерального бюджета) в IV квартале отчетного финансового года.

Целевым ориентиром для распорядителя средств  бюджета является значение показателя, не превосходящее 25%

2.3

Эффективность управления просроченной кредиторской задолженностью

Р2.3 = R / Кр х 100, где:

R – объем просроченной кредиторской задолженности распорядителя средств бюджета в отчетном финансовом году по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным;

Кр – кассовое исполнение расходов распорядителя средств бюджета в отчетном финансовом году

процентов

12

E(2.3) = 5,

если P2.3 = 0;

E(2.3) = 3,

если

0 < P2.3 ≤ 0,05%;

E(2.3) = 1,

если

0,05 < P2.3 ≤ 0,1%;

E(2.3) = 0,

если P2.3 >0,1%

Отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год (ф.0503127),

сведения по дебиторской и кредиторской задолженности

(ф. 0503169)

Негативным считается факт накопления просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, по отношению к кассовому исполнению расходов распорядителя средств  бюджета

в отчетном финансовом году

2.4

Рост (снижение) просроченной кредиторской задолженности

Отсутствие просроченной кредиторской задолженности при  R = 0;

снижение просроченной кредиторской задолженности при 0
просроченная кредиторская задолженность осталась на прежнем уровне при  R = Ro и условии, что  R, Ro > 0;

P – рост просроченной кредиторской задолженности, при R>Rо;

R - объем просроченной кредиторской задолженности в отчетном финансовом году по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным;

Rо - объем просроченной  кредиторской задолженности по состоянию на 1 января отчетного года

тыс. руб.

10

E(2.4) = 5   в случае отсутствия просроченной кредиторской задолженности в отчетном финансовом году по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом;

E(2.4) = 3  в случае снижения просроченной кредиторской задолженности за отчетный финансовый год;

E(2.4) = 1– при условии, что просроченная кредиторская задолженность осталась на прежнем уровне;

E(2.4) = 0  в случае роста просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, по сравнению с 1 января  отчетного финансового года

Отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год

(ф.0503127),

сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)

Негативным считается факт наличия (роста)

просроченной кредиторской задолженности на 1 января года, следующего за отчетным годом

2.5

Эффективность управления дебиторской задолженностью по расчетам с дебиторами

по доходам

Р2.5 = D / D0, где:

D - объем дебиторской задолженности по доходам  бюджета на 1 января года, следующего за отчетным;

D0 - объем дебиторской задолженности по доходам  бюджета на 1 января отчетного финансового года

12

E(2.5) = 5,

если 0 < Р2.5 < 1;

E(2.5) = 3,

если P2.5 = 1;

E(2.5) = 0,

если Р2.5 > 1

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169 в составе годового отчета об исполнении  бюджета соответствующего администратора доходов  бюджета).

Для расчета показателя учитывается сумма дебиторской задолженности

по счету 020500000

«Расчеты по доходам» за минусом дебиторской задолженности по счету 020550000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов»

Негативным считается факт

накопления значительного объема дебиторской задолженности по расчетам с дебиторами по доходам в отчетном финансовом году.

Целевым ориентиром для администратора доходов  бюджета является значение показателя,

не превосходящее 1

2.6

Эффективность управления дебиторской задолженностью по расчетам с дебиторами по расходам

Р2.6 = DR / Kр*100, где:

R - объем дебиторской задолженности по расходам распорядителя средств   бюджета по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным;

Kр – кассовое исполнение расходов распорядителя средств бюджета в отчетном финансовом году

12

E(2.6) = 5,

если DR = 0;              

E(2.6) = 4,

если P2.6 < 0,5%;

E(2.6) = 3,

если

0,5% < Р2.6 ≤ 1%;

E(2.6) = 2,

если

1% < Р2.6 ≤ 2%;

E(2.6) = 1,

если

2% < Р2.6 ≤ 3%;

E(2.6) = 0,

если Р2.6 > 3%

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год (ф.0503127)

Негативным считается факт накопления дебиторской задолженности по расчетам с дебиторами по расходам по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, по отношению к кассовому исполнению по расходам в отчетном финансовом году.

Целевым ориентиром является отсутствие дебиторской задолженности по расходам на 1 января года, следующего за отчетным

2.7

Результативность использования субсидий из федерального бюджета в отчетном финансовом году

, где:

N0 - количество выполненных показателей, установленных в соглашениях с федеральными органами исполнительной власти о предоставлении субсидий из федерального бюджета;

N - общее количество показателей, установленных в соглашении с федеральными органами исполнительной власти о предоставлении субсидий из федерального бюджета

11

E(2.7) = 5,

если P2.7 = 100%;

E(2.7) = 4,

если

95% ≤ P2.7 < 100%;

E(2.7) = 3,

если

90% ≤ P2.7 < 95%;

E(2.7) = 2,

если

85% ≤ P2.7 < 90%;

E(2.7) = 1,

если

80% ≤ P2.7 < 85%;

E(2.7) = 0,

если P2.7 < 80%

Показатель отражает результативность использования субсидий из федерального бюджета в отчетном финансовом году. Целевым ориентиром для распорядителя средств  бюджета является полное выполнение всех показателей,  установленных в соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета.

В случае если главным администратором средств  бюджета заключены несколько соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета, то для расчета оценки по данному показателю необходимо учитывать среднюю результативность использования субсидий

2.8

Уровень исполнения расходов распорядителя бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета

Р2.8 = Ркр / Рпр x 100%, где:

Ркр - кассовые расходы распорядителя средств бюджета за счет целевых средств федерального бюджета в отчетном периоде;

Рпр - уточненные бюджетные ассигнования, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в отчетном периоде

процентов

13

E(2.8) = 5,

если P2.8 = 100%;

E(2.8) = 4,

если

95% ≤ P2.8 < 100%;

E(2.8) = 3,

если

90% ≤ P2.8 < 95%;

E(2.8) = 2,

если

85% ≤ P2.8 < 90%;

E(2.8) = 1,

если

80%≤ P2.8 < 85%;

E(2.8) = 0,

если P2.8 < 80%

Целевым ориентиром является значение показателя, равное 100%

2.9

Объем невыясненных поступлений, зачисленных в областной бюджет и не уточненных администратором доходов  бюджета, по состоянию на 31 декабря отчетного финансового года

Р2.9 = Онп, где

Онп - объем невыясненных поступлений, зачисленных в областной бюджет и не уточненных администратором доходов  бюджета, по состоянию на 31 декабря отчетного финансового года

млн.руб.

10

E(2.9) = 5,

если P2.9 = 0;

E(2.9) = 3,

если

0 < P2.9 ≤ 1 млн.руб.;

E(2.9) = 0,

если

P2.9 > 1 млн.руб.

Негативным считается наличие суммы невыясненных поступлений администратора доходов  бюджета на конец отчетного периода более 1 млн. рублей.

Целевым ориентиром для администратора доходов  бюджета является отсутствие сумм невыясненных поступлений

3

Контроль

25

3.1

Оценка финансовой дисциплины

Р3.1 = 100% * Кн /К, где:

Кн – количество внешних контрольных мероприятий, проведенных в отношении распорядителей бюджетных средств и подведомственных им учреждений, в ходе которых выявлены нарушения бюджетного законодательства в отчетном году;

К – всего количество внешних контрольных мероприятий, проведенных в отношении распорядителей бюджетных средств и подведомственных им учреждений в отчетном году 

процентов

50

E(3.1) = 5,

если P3.1 = 0%;

E(3.1) = 4,

если

0% < P3.1 ≤ 5%;

E(3.1) = 3,

если

5% < P3.1 ≤ 10%;

E(3.1) = 2,

если

10% < P3.1 ≤ 15%;

E(3.1) = 1,

если

15%
E(3.1) = 0,

если P3.1 > 20%

Таблицы «Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», «Сведения о результатах внешнего государственного (муниципального)

финансового контроля» в годовой бюджетной отчетности

Контроль за результативностью (эффективностью и экономичностью) использования бюджетных средств, обеспечение надежности и точности информации, соблюдение норм законодательства, внутренних правовых актов, выполнение мероприятий, планов в соответствии с целями и задачами распорядителя бюджетных средств

3.2

Соблюдение сроков представления годовой бюджетной и годовой сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений

Соблюдение сроков представления годовой бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в соответствии со сроками, установленными финансовым органом муниципального района

50

E(3.2) = 5 - в случае представления годовой бюджетной и годовой сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в установленные финансовым органом  сроки;

E(3.2) = 0 –

в случае

несвоевременного представления годовой бюджетной и годовой сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в установленные финансовым органом  сроки

Информация, находящаяся в приказе финансового органа

Показатель отражает своевременность представления распорядителем средств бюджета годовой отчетности. Целевым ориентиром является значение показателя, равное 5

1

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Стенд администрации от 14.09.2020
Рубрики правового классификатора: 020.040.030 Составление проекта бюджета. Прогноз социально-экономического развития. Бюджетное планирование.

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать