Основная информация

Дата опубликования: 14 декабря 2010г.
Номер документа: RU92000201001012
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Забайкальский край
Принявший орган: Правительство Забайкальского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРОЕКТ

1

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 декабря 2010 года                                                                                                                № 471

г. Чита

О внесении изменений в краевую долгосрочную целевую программу «Культура Забайкалья (2010–2014 годы)», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 22 сентября 2009 года № 360

{Утратило силу:

Постановление Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 года № 85 НГР: ru92000201400235}

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148 (с изменением, внесенным постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года № 205), в целях реализации основных направлений социально-экономической политики в области культуры Правительство Забайкальского края постановляет:

внести изменения в краевую долгосрочную целевую программу «Культура Забайкалья (2010–2014 годы)», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 22 сентября 2009 года № 360, изложив ее в новой редакции (прилагается).

Губернатор Забайкальского края

Р.Ф. Гениатулин

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Правительства

Забайкальского края

14 декабря 2010 года № 471

«УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Забайкальского края

от 22 сентября 2009 года № 360

(в редакции постановления

Правительства Забайкальского края

14 декабря 2010 года № 471)

КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«КУЛЬТУРА ЗАБАЙКАЛЬЯ (2010–2014 ГОДЫ)»

ПАСПОРТ

краевой долгосрочной целевой программы

«Культура Забайкалья (2010-2014 годы)»

Наименование программы

Краевая долгосрочная целевая программа «Культура Забайкалья (2010–2014 годы)» (далее – программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 09 июня 2009 года № 355-р «О разработке краевой долгосрочной целевой программы «Культура Забайкалья (2010– 2014 годы)»;

распоряжение Правительства Забайкальского края от 12 октября 2010 года № 563-р «О разработке подпрограммы «Сохранение нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья» краевой долгосрочной целевой программы «Культура Забайкалья (2010–2014 годы)», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 22 сентября 2009 года № 360».

Дата утверждения программы

Постановление Правительства Забайкальского края от 22 сентября 2009 года № 360 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Культура Забайкалья (2010– 2014 годы)» (в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 14 декабря 2010 года № 471).

Государственный заказчик программы

Министерство культуры Забайкальского края.

Основной разработчик программы

Министерство культуры Забайкальского края.

Цель и задачи программы

Цель:

создание условий для сохранения культурного

потенциала и культурного наследия Забайкальского края; обеспечения преемственности развития сферы культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, обеспечения единого культурного пространства Забайкалья; диалога культур, равных возможностей доступа к культурным ценностям для представителей различных социальных групп.

Задачи:

улучшение технической оснащенности организаций культуры;

информатизация процессов создания, распространения и потребления культурных благ, формирование информационных сетей в сфере культуры;

обеспечение многообразия услуг организаций культуры, а также форм культурной деятельности;

обеспечение условий для художественных экспериментов и инновационной деятельности;

сохранение и развитие кино-, видеообслуживания населения Забайкальского края;

создание правовых, экономических, организационных, методических условий для обеспечения сферы культуры и искусства квалифицированными кадрами в интересах развития отрасли и удовлетворения духовных потребностей населения;

развитие системы художественного образования Забайкальского края, расширение возможностей художественного образования населения, поддержка юных дарований и талантливой молодежи Забайкалья;

создание необходимых условий для развития самобытных культур, межнационального и межрегионального сотрудничества;

поддержка системы послевузовского образования и подготовки научно-педагогических и творческих кадров;

развитие договорных отношений между учебными заведениями и работодателями, направленных на целевую подготовку кадров.

Важнейшие целевые индикаторы программы

К 2014 году целевые индикаторы программы достигнут следующих значений:

оснащение техническими средствами и ремонт 28 государственных и муниципальных музеев Забайкальского края;

оснащение 90 % государственных и муниципальных музеев Забайкальского края оргтехникой и компьютерами;

увеличение числа объектов культуры и искусства, отреставрированных, после реконструкции, отремонтированных, до 35 ед.;

увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых занесена в электронную базу данных Единого государственного реестра объектов культурного наследия, до 43 %;

приобретение 33 ед. автотранспорта;

увеличение числа пользователей общедоступных (публичных) библиотек до 433 тыс. чел. в год;

пополнение книжного фонда в общедоступных (публичных) библиотеках до 6830 тыс. экз.;

перевод 12 ед. киноустановок в муниципальных образованиях Забайкальского края на видеопоказ;

строительство 5 объектов культуры и искусства;

удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, организованных клубными учреждениями на платной основе, – 84 %;

количество проведенных мероприятий – 2042 ед.;

доля специалистов отрасли, прошедших повышение квалификации, обучение, – 25 %;

доля специалистов отрасли, прошедших повышение квалификации по вопросам традиционной народной культуры, – 5 %;

увеличение фольклорных и этнографических фондов на электронных носителях по отношению 2010 году на 20 %;

оснащение оборудованием для аудио- и видеофиксации собранного этнографического материала и его обработки учреждений культуры не менее чем в 35 % муниципальных районов Забайкальского края;

разработка программ для детских кружков и клубов до 10 ед.

Сроки и этапы реализации программы

2010–2014 годы. Программа реализуется в один этап.

Перечень подпрограмм,

входящих в программу

Подпрограмма «Сохранение нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья».

Потребность в финансировании программы

Потребность в финансировании мероприятий программы составляет 649638,6 тыс. рублей за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе по годам:

2010 год – 95275,7 тыс. рублей;

2011 год – 135856,3 тыс. рублей;

2012 год – 158525,6 тыс. рублей;

2013 год – 134984,7 тыс. рублей;

2014 год – 124996,3 тыс. рублей.

Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реализация мероприятий программы позволит: активизировать экономические процессы развития культуры, увеличить негосударственные ресурсы, привлекаемые в отрасль;

укрепить материально-техническую базу и техническое оснащение учреждений культуры Забайкальского края;

увеличить доступность информации в сфере культуры и расширить предложение населению культурных благ;

стимулировать развитие профессионального и самодеятельного творчества;

обеспечить конкурентоспособность молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда, развитие эстетического воспитания молодежи;

открыть новые специализации, востребованные рынком труда Забайкальского края;

создать условия для притока в учреждения культуры молодых специалистов;

укрепить связи учебных заведений отрасли с работодателями;

совершенствовать систему повышения квалификации и переподготовку кадров;

обеспечить эффективную государственную охрану объектов культурного наследия;

создать условия для обеспечения безопасности музейных собраний и библиотечных фондов;

совершенствовать кино- и видеообслуживание населения;

оптимизировать расходование бюджетных средств, сосредоточить ресурсы на решении приоритетных задач в области культуры;

построить пять объектов культуры и искусства;

выработать комплекс мероприятий по решению проблемы сохранения нематериального культурного наследия в масштабах края;

осуществить целевое и эффективное расходование бюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья;

объединить усилия государственных, муниципальных, общественных и частных структур края в решение задачи сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Реализация мероприятий, предусмотренных областной целевой программой «Сохранение, поддержка, развитие культуры и искусства Читинской области» на 2002–2005 годы, утвержденной Законом Читинской области от 23 апреля 2002 года № 367-ЗЧО, наглядно показала, что наиболее значимые проблемы развития сферы культуры целесообразно решать программными методами.

Реализация мероприятий вышеуказанной областной целевой программы позволила сохранить сеть учреждений культуры на селе, избежав их закрытия. Незначительно улучшено состояние материально-технической базы учреждений культуры: приобретены музыкальные инструменты, видеопроекционная техника для учреждений культуры муниципальных образований края, приобретены материалы для пошива одежды сцен и костюмов для клубных учреждений муниципальных образований. Финансовая поддержка учреждений культуры, профессиональных коллективов позволила активизировать их деятельность, увеличить количество выездов на гастроли как внутри края, так и за его пределами. Целенаправленное выделение средств дало возможность начать работу по внедрению автоматизированных технологий в деятельности библиотек, что увеличило объем оказываемых ими услуг, повысило их качество. Областная целевая программа реализована не в полном объеме в связи с отсутствием финансирования в течение 2004–2005 годов.

Краевая долгосрочная целевая программа «Культура Забайкалья (2010–2014 годы)» разработана в целях реализации основных направлений социально-экономической политики в области культуры. Программа рассматривает культуру как важнейшую гуманитарную составляющую, реальный и эффективный ресурс и инструмент социально-экономического развития Забайкальского края, особенно его сельских территорий.

Программа предлагает стратегию культурной политики, ориентированную на сохранение исторически сложившихся национально-культурных ландшафтов, самобытных традиций народной культуры, преемственности поколений.

За последние годы в Забайкальском крае появилась новая сеть учреждений культуры и искусства, возникли новые творческие коллективы и объединения. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах. Вместе с тем в условиях становления и развития рыночных отношений и демократизации общества накопленный потенциал культуры требует преобразований, на осуществление которых и направлена настоящая программа.

Забайкальский край обладает богатейшим историко-культурным наследием. На его территории располагаются 5980 объектов культурного наследия, из них археологии – 3049 (в том числе федерального значения – 3), архитектуры и градостроительства – 2087 (в том числе федерального значения – 22), истории – 844 (в том числе федерального значения – 14).

На сегодняшний день проблема реконструкции, реставрации, капитального ремонта памятников культуры стоит очень остро, так как большинство из них находится в аварийном состоянии. Причиной этого является как недостаточное бюджетное финансирование, так и нерешенность вопроса о разграничении собственности на памятники архитектуры и градостроительства. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия очевидна необходимость применения программного метода, поскольку сохранение, поддержка и развитие уникального культурного достояния Забайкальского края имеет не только региональное, но и общегосударственное значение.

Не менее серьезно в сфере культуры Забайкалья стоит проблема материально-технического обеспечения. Большая часть учреждений культуры края расположена в неприспособленных помещениях, технические условия которых не отвечают установленным требованиям. Многие культурно-досуговые учреждения в районах края требуют капитального ремонта и материально-технического оснащения. В соответствии с требованиями сегодняшнего дня необходима модернизация библиотечного оборудования, особенно для сельских библиотек. Хотя в последние годы благодаря поступлениям из бюджетов Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа и федерального бюджета удалось несколько снизить остроту проблемы, все же около 70 % музыкальных инструментов в детских школах искусств, ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств» и ГОУ СПО «Забайкальское краевое училище культуры» (техникум) достигли крайней степени износа. Муниципальные учреждения дополнительного образования детей по-прежнему испытывают дефицит качественных музыкальных инструментов и иного учебного оборудования.

Разрушительный кризис экономики остро сказался на техническом состоянии учреждений кинопоказа. В Забайкальском крае на сегодняшний день действует 133 киноустановки, 80 % из которых полностью выработали свой ресурс и подлежат списанию и срочной замене, 70 % киноаппаратов имеют срок службы более 10–15 лет. В последние годы прекращено переоснащение и модернизация существующего кинооборудования в муниципальных образованиях.

В целях достижения позитивных изменений в сфере кино- и видеопоказа, удовлетворения интереса населения Забайкальского края к лучшим произведениям киноискусства требуется провести ряд мероприятий по развитию материально-технической базы: переоснащение и модернизацию кинооборудования в муниципальных образованиях, перевод их на видеопроекционный показ, что позволит обеспечить более широкий доступ населения края к произведениям российского и мирового кино, а также подготовку инженерно-технических работников.

Удаленность от федерального центра и крупных культурных центров России ставит перед культурой Забайкалья проблему перспективного развития профессионального искусства Забайкальского края. Гастрольные поездки, проведение фестивалей, конкурсов профессионального искусства в Чите, участие в творческих акциях в других регионах и за рубежом создают среду для творческого профессионального общения, обобщения опыта и определения перспектив развития профессионального искусства Забайкалья, а также являются одним из действенных способов продвижения продуктов профессионального искусства Забайкальского края на российском и международном рынках. В связи с недостаточным объемом бюджетных ассигнований на перечисленные виды деятельности требуется решение этого вопроса программными методами.

Серьезной проблемой отрасли является недостаточная кадровая обеспеченность. Так, специальное образование среди библиотечных работников имеют только 54 %, а в сфере кинофикации – лишь 26 % специалистов. Если с 1999 года наблюдалась некоторая положительная динамика (общее число специалистов досуговой сферы, имеющих профессиональное образование, увеличилось на 8 % и составило 47 %), то в последние 3 года эти процессы замедлились. Неудовлетворительным остается уровень закрепляемости выпускников в учреждениях культуры региона. Поэтому для краевых и муниципальных учреждений культуры и искусства эффективным решение этой проблемы может стать лишь в рамках программного метода при условии заключения договоров о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Кроме того, при существующем дефиците профессионально подготовленных кадров возрастает роль дополнительного и непрерывного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Специфика художественного образования, обусловливающая длительный период обучения (15-16 лет), диктует необходимость создания определенных условий подготовки специалистов. Именно поэтому в целях развития творческого потенциала молодого поколения Забайкалья, ранней профессиональной ориентации учащихся учреждений художественного образования программа включает мероприятия по поддержке международной летней профильной смены художественно-эстетического направления «Юные дарования Забайкалья» и оказанию финансовой помощи в участии в престижных конкурсах, фестивалях и выставках, что позволит на государственном уровне обеспечить социальную и материальную поддержку талантливым детям, значительно поднять престиж творческих профессий.

На протяжении многих веков в Забайкалье исторически сложилось этническое многообразие населения; на его территории сегодня проживает 124 национальности. Представители разных народов и конфессий внесли большой вклад в формирование единого культурного пространства Забайкальского края и его традиций. Одной из первоочередных задач культурной политики в регионе является создание необходимых условий для диалога самобытных культур, межнационального и межрегионального сотрудничества. Это прежде всего создание и развитие центров национальных (традиционных) культур народов Забайкалья, проведение фестивалей национальных культур. Целями проведения данных мероприятий являются поддержка творческих инициатив национальных культурных центров и объединений, укрепление межнациональных отношений в Забайкальском крае на основе веротерпимости, сохранения и развития лучших традиций народов Забайкалья в сфере культуры, науки, просвещения, а также налаживание контактов с национальными объединениями, общественными организациями как соседних регионов (Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области), так и иностранных государств.

По-прежнему существует острая необходимость в разработке комплексных мер, направленных на повышение эффективности существующих и создание новых механизмов сохранения, поддержки и развития традиционной культуры. Наличие в программе подпрограммы «Сохранение нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья» предполагает концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях сохранения традиционного нематериального народного творчества и создание оптимальных условий и всестороннюю поддержку для изучения, сохранения и восстановления традиционной культуры как фундаментального фактора культурной идентификации.

Многообразие явлений, составляющих отрасль культуры, делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, в отдельных регионах или организациях, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности и, следовательно, обусловливает необходимость применения программных методов.

Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы

Целью программы является создание условий для сохранения культурного потенциала и культурного наследия Забайкальского края; обеспечения преемственности развития сферы культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций; обеспечения единого культурного пространства Забайкалья; диалога культур, равных возможностей доступа к культурным ценностям для представителей различных социальных групп.

Задачами программы являются:

улучшение технической оснащенности организаций культуры;

информатизация процессов создания, распространения и потребления культурных благ, формирование информационных сетей в сфере культуры;

обеспечение многообразия услуг организаций культуры, а также форм культурной деятельности;

обеспечение условий для художественных экспериментов и инновационной деятельности;

сохранение и развитие кино-, видеообслуживания населения Забайкальского края;

создание правовых, экономических, организационных, методических условий для обеспечения сферы культуры и искусства квалифицированными кадрами в интересах развития отрасли и удовлетворения духовных потребностей населения;

развитие системы художественного образования Забайкальского края, расширение возможностей художественного образования населения, поддержка юных дарований и талантливой молодежи Забайкалья;

создание необходимых условий для развития самобытных культур, межнационального и межрегионального сотрудничества;

поддержка системы послевузовского образования и подготовки научно-педагогических и творческих кадров;

развитие договорных отношений между учебными заведениями и работодателями, направленных на целевую подготовку кадров.

В рамках программы будут реализованы мероприятия по следующим направлениям:

мероприятия по укреплению материально-технической базы музеев Забайкальского края;

мероприятия по созданию условий для сохранения культурного потенциала клубных учреждений;

мероприятия по комплексной модернизации библиотек;

сохранение и развитие кинематографии;

мероприятия по созданию условий для сохранения культурного потенциала театрально-зрелищных учреждений;

мероприятия по созданию условий для сохранения культурного потенциала учреждений профессионального образования;

мероприятия по созданию условий для сохранения культурного потенциала прочих учреждений культуры и искусства;

обеспечение сохранности историко-культурного наследия Забайкальского края;

контрактно-целевая подготовка кадров;

издательская деятельность;

поддержка краевых учреждений культуры и искусства, профессиональных коллективов и творческих союзов;

обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности;

строительство объектов культуры и искусства;

сохранение нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья.

Программа рассчитана на 2010–2014 годы. Программа реализуется в один этап.

Из бюджета Забайкальского края финансируются три учебных заведения культуры и искусства, в том числе одно учреждение высшего профессионального образования; шесть театрально-зрелищных учреждений; три краевые библиотеки, два музея, шесть прочих учреждений (Государственное учреждение культуры «Музейно-выставочный центр Забайкальского края», Государственное учреждение культуры «Учебно-методический центр культуры и народного творчества Забайкальского края», Государственное учреждение культуры «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края», Государственное учреждение культуры «Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия» Забайкальского края, Государственное учреждение культуры «Издательский центр культуры Забайкальского края», Государственное учреждение культуры «Читинская государственная кинокомпания»). Краевые учреждения являются методическими центрами для 1,4 тысяч учреждений культуры.

Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы и показатели.

Целевые индикаторы

Показатели по годам

2010

2011

2012

2013

2014

Количество государственных и муниципальных музеев Забайкальского края, оснащенных техническими средствами и отремонтированных, ед.

11

17

22

25

28

Доля государственных и муниципальных музеев Забайкальского края, оснащенных оргтехникой и компьютерами, %

20

45

60

75

90

Число объектов культуры и искусства, отреставриро-ванных, после реконструкции, отремонтированных, ед.

3

6

0

25

35

Доля объектов культурного наследия, информация о которых занесена в электронную базу данных Единого государственного реестра объектов культурного наследия, %

9

17

26

35

43

Приобретение автотранспорта, ед.

7

16

25

30

33

Число пользователей общедоступных (публичных) библиотек, тыс. человек в год

420

425

428

430

433

Книжный фонд в общедоступных (публичных) библиотеках, тыс. экз.

6800

6810

6815

6820

6830

Перевод киноустановок на видеопоказ, ед.

3

8

9

12

12

Доля специалистов отрасли, прошедших повышение квалификации, обучение, в общем объеме специалис-тов, нуждающихся в повышении квалификации, %

3,9

10,7

15

20,3

25

Количество проведенных мероприятий, ед.

1934

1953

1983

2005

2042

Удельный вес населения, участвующего в культурно - досуговых мероприятиях, организованных клубными учреждениями на платной основе, %

82

82,5

83

83,5

84

Строительство объектов культуры и искусства, ед.

-

1

2

3

5

Увеличение фольклорных и этнографических фондов на электронных носителях по отношению к 2010 году, %

-

-

6

13

20

Доля специалистов отрасли, прошедших повышение квалификации по вопросам традиционной народной культуры, %

-

-

1,7

3,4

5

оснащение оборудованием для аудио- и видеофиксации собранного этнографического материала и его обработки учреждений культуры в муниципальных районах Забайкальского края, %

-

-

12

24

36

Разработка программ для детских кружков и клубов, ед.

-

-

4

7

10

Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края. Объем финансирования программы составляет 649638,6 тыс. рублей. Распределение прогнозируемых объемов финансирования на период программы представлено в таблице:

                                                                                                             тыс. руб.

Источник

финансирования

Объем

финансирования, всего

В том числе по годам

2010

2011

2012

2013

2014

Бюджет Забайкальского края

649638,6

95275,7

135856,3

158525,6

134984,7

124996,3

Средства планируется направить на выполнение следующих мероприятий:

по укреплению материально-технической базы музеев Забайкальского края – 7602,0 тыс. руб., или 1,17 %;

по созданию условий для сохранения культурного потенциала театрально-зрелищных учреждений, учреждений профессионального образования, клубных и прочих учреждений культуры и искусства – 270578тыс. руб., или 41,65 %;

по комплексной модернизации библиотек – 19248,6 тыс. руб., или 2,96 %;

по сохранению и развитию кинематографии – 11940,0 тыс. руб., или 1,84 %;

по обеспечению сохранности историко-культурного наследия Забайкальского края – 34594 тыс. руб., или 5,32 %;

по издательской деятельности – 5450,0 тыс. руб., или 0,84 %;

по поддержке краевых учреждений культуры и искусства, профессиональных коллективов и творческих союзов – 35076 тыс. руб., или 5,4 %;

по обеспечению условий для художественного творчества и инновационной деятельности – 1825,0 тыс. руб., или 0,28 %;

по строительству объектов культуры и искусства – 259500,0 тыс. руб., или 39,94 %;

по контрактно-целевой подготовке кадров –3825тыс. руб., или 0,59 %;

по переподготовке кадров в сфере сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья – 619 тыс. руб., или 14,4 %;

по научному и методическому обеспечению сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья – 434 тыс. руб., или 10,1 %;

по укреплению материально-технической базы организаций сферы культуры, осуществляющих деятельность в области сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья, – 3250 тыс. руб., или 75,5 %.

Реализация мероприятий программы позволит дополнительно привлечь средства внебюджетных источников.

Раздел 4. Механизм реализации программы

Организацию выполнения программных мероприятий осуществляет государственный заказчик программы, который ежегодно в установленном порядке:

подготавливает и представляет в Министерство территориального развития Забайкальского края бюджетные заявки на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год;

подготавливает перечень мероприятий, предусмотренных программой, реализуемых в очередном финансовом году, определяет объемы их финансирования, оценивает возможность достижения целевых индикаторов программы;

получает и распределяет бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;

осуществляет отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг по мероприятиям программы;

осуществляет ведение отчетности о реализации программы, подготовку доклада о ходе ее реализации; представляет отчетные материалы в Министерство территориального развития Забайкальского края;

обеспечивает своевременное использование выделенных денежных средств и выполнение мероприятий программы.

В случае возможности привлечения средств федерального бюджета для софинансирования проектов мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Культура России» (2006–2011 годы), других целевых программ и проектов, содержащих мероприятия по улучшению технической оснащенности объектов культуры, а также средств из внебюджетных источников государственный заказчик организует работу по привлечению данных средств.

Мероприятия программы реализуются на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком программы с исполнителями мероприятий программы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Реализация мероприятий программы в муниципальных образованиях осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, предоставленных в виде субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных муниципальных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов.

Условия предоставления субсидий муниципальным образованиям:

наличие соглашений между государственным заказчиком программы и уполномоченным органом местного самоуправления о предоставлении субсидий;

наличие утвержденной в установленном порядке аналогичной муниципальной целевой программы, предусматривающей расходные обязательства муниципального образования на реализацию мероприятий;

наличие нормативного правового акта муниципального образования, подтверждающего расходное обязательство муниципального образования по финансированию аналогичной муниципальной целевой программы из средств местного бюджета;

наличие утвержденной проектной документации на объекты учреждений культуры по строительству и реконструкции и положительного заключения государственной экспертизы на данную проектную документацию.

В случае, если муниципальным образованием, имеющим право на получение субсидии, не выполнены условия предоставления субсидий, средства, предусмотренные муниципальному образованию в текущем финансовом году, перераспределяются пропорционально между муниципальными образованиями, выполнившими условия предоставления субсидий.

Определение расчетного размера субсидий для муниципального образования, отвечающего требованиям условий предоставления субсидий, осуществляется по следующей формуле:

Cki=Оkсi*{Фбжi*Ибрi/Фбi}/∑Ибр*Сk, где:

Cki – расчетный размер субсидии на k-й год для i-го муниципального образования;

Оkсi – предельный размер субсидии i-му муниципальному образованию на k-й год;

Фбжi – объем финансирования i-го муниципального образования на 1 жителя на соответствующий финансовый год;

Ибрi – индекс расходов бюджета i-го района в сумме расходов бюджетов муниципальных образований Забайкальского края;

Фбi – финансирование i-го муниципального образования по отрасли «культура» на соответствующий финансовый год;

Ибр – индекс бюджетных расходов, используемый при расчете распределения субсидий;

Сk – общий объем субсидий, распределяемый на k-й год.

Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Министерство территориального развития Забайкальского края и заместитель председателя Правительства Забайкальского края по социальным вопросам.

Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы

Фундаментальной особенностью сферы культуры является то, что основные результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентаций и норм поведения индивидуумов, сказываются на модернизации всего общества. Процессы и результаты такого рода не поддаются обычным статистическим измерениям.

Эффект от реализации программы выражается в повышении социальной роли культуры:

активизация экономических процессов развития культуры, рост негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль;

укрепление материально-технической базы и технического оснащения учреждений культуры Забайкальского края;

увеличение доступности информации в сфере культуры и расширение предложений населению культурных благ;

стимулирование развития профессионального и самодеятельного творчества;

обеспечение конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда, развитие эстетического воспитания молодежи;

открытие новых специализаций, востребованных рынком труда Забайкальского края;

создание условий для притока в учреждения культуры молодых специалистов;

укрепление связи учебных заведений отрасли с работодателями;

совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

обеспечение эффективной государственной охраны объектов культурного наследия;

создание условий для обеспечения безопасности музейных собраний и библиотечных фондов;

совершенствование кино-видеообслуживания населения края;

оптимизация расходования бюджетных средств, сосредоточение ресурсов на решение приоритетных задач в области культуры;

строительство пяти объектов культуры и искусства;

выработка комплекса мероприятий по решению проблемы сохранения нематериального культурного наследия в масштабах края;

осуществление целевого и эффективного расходования бюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья;

объединение усилий государственных, муниципальных, общественных и частных структур края в решении задачи сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья.

Реализация ряда мероприятий программы будет способствовать экологическому воспитанию граждан посредством увеличения интеллектуального потенциала, создания ценностных ориентаций, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

1

Раздел 6. Перечень основных мероприятий программы

(тыс. рублей в ценах соответствующих лет)



п/п

Наименование мероприятий

Сроки реализации (годы)

Финансовые затраты

всего

в том числе по годам

2010

2011

2012

2013

2014

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6.1. Мероприятия по укреплению материально-технической базы музеев Забайкальского края

6.1.1

Ремонт фондохранилищ, экспозиционных залов ГУК «Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К.Кузнецова»

2010-2011

316,0

266,0

50,0

6.1.2

Ремонт фондохранилищ, экспозиционных залов ГУК «Музейно-выставочный центр Забайкальского края»

2010-2011

900,0

600,0

300,0

6.1.3

Установка охранно-пожарной сигнализации в помещениях ГУК «Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К.Кузнецова»

2010- 2014

1006,0

250,0

350,0

156,0

150,0

100,0

6.1.4

Установка охранно-пожарной сигнализации в помещениях ГУК «Музейно-выставочный центр Забайкальского края»

2010

70,0

70,0

6.1.5

Установка систем видеонаблюдения в помещениях ГУК «Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К.Кузнецова»

2011

50,0

50,0

6.1.6

Установка систем видеонаблюдения в помещениях ГУК «Музейно-выставочный центр Забайкальского края»

2014

100,0

100,0

6.1.7

Установка системы демонстрационного оборудования в ГУК «Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К.Кузнецова»

2012

60,0

60,0

6.1.8

Установка системы демонстрационного оборудования в помещениях ГУК «Музейно-выставочный центр Забайкальского края»

2012

60,0

60,0

6.1.9

Установка систем контроля и поддержки микроклимата в местах хранения и экспонирования в помещениях ГУК «Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К.Кузнецова»

2011 - 2013

135,0

90,0

30,0

15,0

6.1.10

Установка систем контроля и поддержки микроклимата в местах хранения и экспонирования в помещениях ГУК «Музейно-выставочный центр Забайкальского края»

2012- 2013

250,0

125,0

125,0

6.1.11

Приобретение компьютерной, копировально-множительной техники, цифровых фотоаппаратов, средств переноса цифровой информации для ГУК «Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К.Кузнецова»

2011-2012

90,0

40,0

50,0

6.1.12

Приобретение компьютерной, копировально-множительной техники, цифровых фотоаппаратов, средств переноса цифровой информации для ГУК «Музейно-выставочный центр Забайкальского края»

2010; 2012

80,0

40,0

40,0

6.1.13

Приобретение произведений изобразительного искусства

2010-2014

500,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

6.1.14

Субсидии муниципальным образованиям на мероприятия по укреплению материально-технической базы музеев Забайкальского края

2010-2014

3985,0

1355,0

980,0

550,0

520,0

580,0

Всего по подразделу 6.1

7602,0

2681,0

1960,0

1171,0

910,0

880,0

6.2. Мероприятия по созданию условий для сохранения культурного потенциала клубных учреждений

6.2.1

Субсидии муниципальным образованиям на мероприятия по созданию условий для сохранения культурного потенциала клубных учреждений

2010-2014

72953,0

20007,0

20392,5

14315,5

10161,5

8076,5

Всего по подразделу 6.2

72953,0

20007,0

20392,5

14315,5

10161,5

8076,5

6.3. Мероприятия по комплексной модернизации библиотек

6.3.1

Приобретение автотранспорта для ГУК «Забайкальская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина»

2013

450,0

450,0

6.3.2

Приобретение специализированных тифлоинформационных технических средств для слабовидящих и незрячих

2010;2012; 2014

148,0

42,0

56,0

50

6.3.3

Субсидии муниципальным образованиям на мероприятия по комплексной модернизации библиотек

2010-2014

18650,6

3172,7

4245,8

4761,1

3259,2

3211,8

Всего по подразделу 6.3

19248,6

3214,7

4245,8

4817,1

3709,2

3261,8

6.4. Сохранение и развитие кинематографии

6.4.1

Субсидии муниципальным образованиям на мероприятия по сохранению и развитию кинематографии

2010-2013

7000,0

2400,0

3100,0

300,0

1200,0

6.4.2

Оснащение кинотеатра «Бригантина» (г. Чита) современным цифровым видеопроекционным оборудованием

2010

4500,0

4500,0

6.4.3

Подготовка кадров по рабочим профессиям «киномеханик» и «кинотехник»

2010-2013

440,0

130,0

110,0

105,0

95,0

Всего по подразделу 6.4

11940,0

7030,0

3210,0

405,0

1295,0

0,0

6.5. Мероприятия по созданию условий для сохранения культурного потенциала театрально-зрелищных учреждений

6.5.1

Реконструкция здания ГУК «Театр национальных культур «Забайкальские узоры» (г. Чита, ул. Фадеева, 1) - II; III очередь, в т.ч. изготовление проектной документации

2010-2014

133000,0

9000

8300

39000,0

36700,0

40000,0

6.5.2

Реконструкция здания ГУК «Забайкальский краевой драматический театр» (реконструкция сцены)

2010-2012

50000,0

25000,0

15000,0

10000,0

6.5.3

Приобретение автотранспорта для ГУК «Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство»

2011

800,0

800,0

6.5.4

Приобретение автотранспорта для ГУК «Забайкальский краевой драматический театр»

2011

800,0

800,0

Всего по подразделу 6.5

184600,0

34000,0

24900,0

49000,0

36700,0

40000,0

6.6. Мероприятия по созданию условий для сохранения культурного потенциала учреждений профессионального образования

6.6.1

Приобретение комплектов музыкальных инструментов для ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств» и ГОУ СПО «Забайкальское краевое училище культуры» (техникум)

2011-2014

1325,0

0,0

330,0

265,0

365,0

365,0

Всего по подразделу 6.6

1325,0

0,0

330,0

265,0

365,0

365,0

6.7. Мероприятия по созданию условий для сохранения культурного потенциала прочих учреждений культуры и искусства

6.7.1

Приобретение автотранспорта для ГУК «Учебно-методический центр культуры и народного творчества Забайкальского края»

2013

450,0

450,0

6.7.2

Приобретение автоклуба для ГУК «Музейно-выставочный центр Забайкальского края»

2010

2000,0

2000,0

6.7.3

Приобретение специализированной сцены, концертного звука и светового оборудования для проведения социально значимых мероприятий на площадках, стадионах Забайкальского края

2010

6000,0

6000,0

Всего по подразделу 6.7

8450,0

8000,0

0,0

0,0

450,0

0,0

6.8. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия Забайкальского края

6.8.1

Реставрация недвижимых памятников культуры; капитальный ремонт объектов культурного наследия; паспортизация объектов культурного наследия; мониторинг объектов федерального значения

2010-2014

34160,0

510,0

1160,0

14110,0

15890,0

2490,0

Всего по подразделу 6.8

34160,0

510,0

1160,0

14110,0

15890,0

2490,0

6.9. Контрактно-целевая подготовка кадров

6.9.1

Курсы повышения квалификации, семинары-практикумы по различным направлениям социокультурной деятельности учреждений муниципальных образований Забайкальского края

2010-2014

360,0

85,0

70,0

50,0

85,0

70,0

6.9.2

Подготовка научных кадров в аспирантурах

2010-2014

500,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

6.9.3

Подготовка кадров высшей квалификации

2010-2014

1046,0

180,0

194,0

208,0

225,0

239,0

6.9.4

Повышение квалификации специалистов краевых учреждений культуры в методических центрах художественного образования Российской Федерации

2010-2014

1300,0

150,0

200,0

250,0

300,0

400,0

Всего по подразделу 6.9

3206,0

515,0

564,0

608,0

710,0

809,0

6.10. Издательская деятельность

6.10.1

Издание краеведческих материалов, художественной литературы, издание книг для детей, научно-популярных изданий

2010-2014

5450,0

1100,0

1200,0

1000,0

1050,0

1100,0

Всего по подразделу 6.10

5450,0

1100,0

1200,0

1000,0

1050,0

1100,0

6.11. Поддержка краевых учреждений культуры и искусства, профессиональных коллективов и творческих союзов

6.11.1

Поддержка деятельности международной летней профильной смены художественно-эстетического направления «Юные дарования Забайкалья»

2010-2014

2000,0

400

400

400

400

400

6.11.2

Патриотическая программа «Святая к Родине любовь»

2010-2014

2850,0

500,0

500,0

550,0

600,0

700,0

6.11.3

Организация и проведение фестивалей

2010-2014

10641,0

1223,0

4099,0

1173,0

2898,0

1248,0

6.11.4

Мероприятия по реализации концепции «Здоровое поколение забайкальцев в XXI веке»

2010-2014

1500,0

300,0

300,0

300,0

300,0

300,0

6.11.5

Проведение ежегодных фестивалей казачьей культуры

2010-2014

1500,0

300,0

300,0

300,0

300,0

300,0

6.11.6

Проведение ежегодного фестиваля культуры народов Севера

2010-2014

1500,0

300,0

300,0

300,0

300,0

300,0

6.11.7

Организация и проведение гастролей, конкурсов, творческих акций и прочих мероприятий

2010-2014

13435,0

3480,0

2780,0

2565,0

2180,0

2430,0

6.11.8

Поддержка юных дарований, участие во всероссийских конкурсах, концертах, фестивалях, выставках, в работе мастер - классов

2010-2012, 2014

1650,0

350,0

350,0

450,0

500,0

Всего по подразделу 6.11

35076,0

6853,0

9029,0

6038,0

6978,0

6178,0

6.12. Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности

6.12.1

Социально-творческий заказ Министерства культуры Забайкальского края на создание новых постановок в краевых концертно-театральных учреждениях

2010-2014

750,0

150

150

150

150

150

6.12.2

Разработка и проведение творческих мероприятий и программ в сфере профессионального искусства для Вооруженных Сил и правоохранительных органов

2010-2014

1000,0

200

200

200

200

200

6.12.3

Мероприятия по популяризации государственных символов

2010-2014

75,0

15

15

15

15

15

Всего по подразделу 6.12

1825,0

365,0

365,0

365,0

365,0

365,0

6.13. Строительство объектов культуры и искусства

6.13.1

Строительство историко-этнографического музея национальных культур под открытым небом, г. Чита

2011

47000,0

47000,0

6.13.2

Строительство типового здания для размещения Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина

2012-2014

70000,0

20000,0

20000,0

30000,0

6.13.3

Строительство музыкального театра, г. Чита

2012-2013

30000,0

15000,0

15000,0

6.13.4

Строительство Дворца искусств (II пусковой комплекс), г.Чита

2010-2012

21000,0

4000,0

6000,0

11000,0

6.13.5

Строительство общежития для Забайкальского краевого училища культуры, г. Чита

2010-2014

24000,0

2000,0

3000,0

4000,0

5000,0

10000,0

6.13.6

Субсидии муниципальным образованиям на строительство объектов культуры и искусства

2010-2014

67500,0

5000,0

12500,0

15000,0

15000,0

20000,0

Всего по подразделу 6.13

259500,0

11000,0

68500,0

65000,0

55000,0

60000,0

6.14. Сохранение нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья

6.14.1

Финансирование мероприятий подпрограммы «Сохранение нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья»

2012-2014

4303,0

1431,0

1401,0

1471,0

Всего по подразделу 6.14

4303,0

1431,0

1401,0

1471,0

Итого по программе

649638,6

95275,7

135856,3

158525,6

134984,7

124996,3

1

ПОДПРОГРАММА

«Сохранение нематериального культурного наследия

народов Восточного Забайкалья»

ПАСПОРТ

подпрограммы «Сохранение нематериального культурного наследия

народов Восточного Забайкалья»

Наименование подпрограммы

Подпрограмма «Сохранение нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья» (далее – подпрограмма).

Дата принятия решения о разработке подпрограммы

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 12 октября 2010 года № 563-р «О разработке подпрограммы «Сохранение нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья» краевой долгосрочной целевой программы «Культура Забайкалья (2010–2014 годы)», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 22 сентября 2009 года № 360».

Дата утверждения подпрограммы

Постановление Правительства Забайкальского края от 14 декабря 2010 года № 471.

Государственный заказчик подпрограммы

Министерство культуры Забайкальского края.

Основной разработчик подпрограммы

Министерство культуры Забайкальского края.

Цель и задачи подпрограммы

Цель:

создание условий для сохранения, развития и популяризации культурного потенциала народов Восточного Забайкалья как части единого культурного пространства страны, создание оптимальных условий и всесторонней поддержки изучения, сохранения и восстановления традиционного культурного наследия как фундаментального фактора культурной идентификации и этнокультурного развития народов Восточного Забайкалья.

Задачи:

идентификация, документирование, систематизация и сохранение объектов нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья;

укрепление материально-технической базы учреждений культуры, коллективов народного творчества и поддержка граждан, являющихся носителями и распространителями традиций народной культуры;

улучшение качества профессиональной подготовки специалистов, занимающихся вопросами нематериальной традиционной культуры;

создание научной, учебной, методической литературы по традиционной народной культуре.

Важнейшие целевые индикаторы подпрограммы

К 2014 году целевые индикаторы достигнут следующих значений:

увеличение фольклорных и этнографических фондов на электронных носителях по отношению 2010 году на 20 %;

доля специалистов отрасли, прошедших повышение квалификации по вопросам традиционной народной культуры, – 5 %;

оснащение оборудованием для аудио- и видеофиксации собранного этнографического материала и его обработки учреждений культуры не менее чем в 35 % муниципальных районов Забайкальского края;

разработка программ для детских кружков и клубов – до 10 ед.

Сроки и этапы реализации подпрограммы

2012–2014 годы. Подпрограмма реализуется в один этап.

Потребность в финансировании подпрограммы

Потребность в финансировании мероприятий подпрограммы составляет 4303 тыс. рублей за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе по годам:

2012 – 1431 тыс. рублей;

2013 – 1401 тыс. рублей;

2014 – 1471 тыс. рублей.

Основные ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

Реализация подпрограммы позволит:

выработать комплекс мероприятий по решению проблемы сохранения нематериального культурного наследия в масштабах края;

осуществить целевое и эффективное расходование бюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья;

объединить усилия государственных, муниципальных, общественных и частных структур края в решение задачи сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Нематериальное культурное наследие представляет собой обычаи, знания, навыки, предметы и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве их культурного наследия.

Нематериальное культурное наследие проявляется в следующих областях: устные традиции; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами. Сохранение (охрана) нематериального культурного наследия означает принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности, включая идентификацию, документирование, исследование, популяризацию с помощью формального и неформального образования, возрождение различных аспектов такого наследия.

Реализация мероприятий, предусмотренных областной целевой программой «Сохранение нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья (2008–2012 годы)», утвержденной Законом Читинской области от 21 февраля 2008 года № 1140-ЗЧО, наглядно показала, что для обеспечения комплексных мер, направленных на повышение эффективности существующих и создание новых механизмов по сохранению, поддержке и развитию уникального культурного достояния Забайкальского края, необходимо применение программного метода.

Реализация мероприятий вышеуказанной областной целевой программы позволила значительно активизировать научно-методическую работу в области традиционной культуры, частично укрепить материально-техническую базу учреждений культуры занимающихся сохранением традиционной народной культуры. Таким образом, использование программного метода в Читинской области позволило начать системную, профессиональную, действенную работу по сохранению культурного наследия народов Восточного Забайкалья.

В связи с объединением Читинской области и Агинского Бурятского Автономного округа и созданием нового субъекта – Забайкальского края действие указанной программы было прекращено, и возникла необходимость в разработке новой программы по вопросам сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья.

Настоящая подпрограмма, сохраняя преемственность с ранее действовавшей программой, ориентирована на последовательную модернизацию отрасли культуры в области народного творчества, на планомерное обеспечение широкого и свободного доступа населения к нематериальному культурному наследию народов Восточного Забайкалья.

Основными проблемами сохранения и развития традиционной культуры в крае по-прежнему остаются недостаточное бюджетное финансирование, слабая материально-техническая оснащенность учреждений культуры, минимальное денежное содержание специалистов данной сферы, минимальное наличие научных исследований по данной теме. Межведомственная природа этих проблем обусловлена многообразием причин их возникновения и вызывает необходимость их решения программными методами с привлечением различных участников процесса сохранения и распространения нематериальных культурных ценностей, включая органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения культуры, образования и науки, общественные организации.

Недостаточное целевое финансирование сводит к минимуму результаты работы в этом направлении многих краевых и муниципальных учреждений культуры, что, в свою очередь, способствует процессу полной и невосполнимой утраты традиционной культуры. По этой причине в значительной степени затруднены процессы создания фольклорных и этнографических фондов, проведения научных и прикладных исследований по проблемам традиционной культуры, разработка форм и методов восстановления народных традиций.

Слабая материально-техническая база учреждений культуры не позволяет в полной мере решать задачи сохранения и поддержки развития традиционной народной культуры. Имеющиеся фонды записей фольклорного материала рассредоточены и нередко утрачиваются из-за низкого качества записывающей аппаратуры и плохих условий хранения.

Приходится констатировать тот факт, что процесс сохранения культурного наследия в основном происходит на уровне общественных инициатив и на основе личного интереса. В подавляющем большинстве случаев у лиц, ведущих собирательскую деятельность, нет четкого представления о возможностях перспективного использования собранных материалов, вследствие чего данные материалы в лучшем случае превращаются в мертвые музейные экспонаты, в худшем – уничтожаются как утратившие свою жизненную значимость.

Развитие практической деятельности по восстановлению традиционной культуры замедляется из-за недостаточной обеспеченности ее источниками и материалами, отражающими специфику местных традиций. В то же время материалы, собранные в экспедициях, в силу недостаточного финансирования работ по их описанию, изучению и оформлению не воплощаются в публикации, методические пособия, фильмы, а со временем безвозвратно утрачиваются.

Одним из ключевых факторов эффективного функционирования учреждений культуры является их обеспеченность высококвалифицированными специалистами. Проблемы в Забайкальском крае в этой области мало отличаются от общероссийских: дефицит и «старение» кадров, недостаточно высокий уровень образования и квалификации персонала. Уровень обеспеченности профессиональными кадрами в отрасли составляет 57 %,доля специалистов, имеющих высшее образование по специальностям культуры, – 17 %. Сегодня существует серьезный недостаток в национальных кадрах специалистов – фольклористов и этнографов, руководителей фольклорных коллективов по жанрам народного творчества, методистов-организаторов по традиционной народной культуре.

Сама деятельность по сохранению и восстановлению традиций народной культуры вышла за рамки опытно-экспериментальной. В настоящее время она требует качественно новых условий по организации, обеспечению научного анализа и обобщению накопленного опыта, определения наиболее оптимальных форм и методов освоения и внедрения культурных традиций в работу учреждений культуры и образования, применения современных технологий работы с собранной информацией.

Решение указанных проблем возможно только при применении программно-целевого метода, который в свою очередь позволит:

выработать комплекс мероприятий по решению проблемы сохранения нематериального культурного наследия в масштабах края;

осуществлять целевое и эффективное расходование бюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья;

объединить усилия государственных, муниципальных, общественных и частных структур края в решении задачи сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья.

Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы

Целью подпрограммы является создание условий для сохранения, развития и популяризации культурного потенциала народов Восточного Забайкалья как части единого культурного пространства страны, создание оптимальных условий и всесторонней поддержки изучения, сохранения и восстановления традиционного культурного наследия как фундаментального фактора культурной идентификации и этнокультурного развития народов Восточного Забайкалья.

Задачами подпрограммы являются:

идентификация, документирование, систематизация и сохранение объектов нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья;

укрепление материально-технической базы учреждений культуры, коллективов народного творчества и поддержка граждан, являющихся носителями и распространителями традиций народной культуры;

улучшение качества профессиональной подготовки специалистов, занимающихся вопросами нематериальной традиционной культуры;

создание научной, учебной, методической литературы по традиционной народной культуре.

В рамках подпрограммы будут реализованы мероприятия по следующим направлениям:

мероприятия по научному и методическому обеспечению сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья;

мероприятия по укреплению материально-технической базы организаций сферы культуры, осуществляющих деятельность в области сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья;

мероприятия по переподготовке кадров в сфере сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья.

Сроки реализации подпрограммы: 2012–2014 годы. Подпрограмма реализуется в один этап.

Условиями досрочного прекращения реализации подпрограммы являются досрочное выполнение программных мероприятий, а также изменение механизмов реализации государственной культурной политики.

Для контроля мероприятий подпрограммы определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие прямой эффект от реализации подпрограммы.

Целевые индикаторы

Показатели по годам

2012

2013

2014

Увеличение фольклорных и этнографических фондов на электронных носителях по отношению к 2010 году, %

6

13

20

Доля специалистов отрасли, прошедших повышение квалификации по вопросам традиционной народной культуры, %

1,7

3,4

5

Оснащение оборудованием для аудио- и видеофиксации собранного этнографического материала и его обработки учреждений культуры в муниципальных районах Забайкальского края, %

12

24

36

Разработка программ для детских кружков и клубов, ед.

4

7

10

Раздел 3. Ресурсное обеспечение подпрограммы

Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края. Объем финансирования подпрограммы составляет 4 303 тыс. рублей. Распределение прогнозируемых объемов финансирования на период подпрограммы представлено в таблице.

                                                                                                   тыс. рублей

Источник

финансирования

Объем финансирования, всего

В том числе по годам

2012

2013

2014

Бюджет

Забайкальского края

4 303

1431

1401

1471

Средства планируется направить на выполнение следующих мероприятий:

по научному и методическому обеспечению сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья - 434 тыс. рублей, или 10,1 %;

по укреплению материально-технической базы организаций сферы культуры, осуществляющих деятельность в области сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья – 3250 тыс. рублей, или 75,5 %;

по переподготовке кадров в сфере сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья - 619 тыс. рублей, или 14,4 %.

Раздел 4. Механизм реализации подпрограммы

Организацию выполнения программных мероприятий осуществляет государственный заказчик подпрограммы, который ежегодно в установленном порядке:

подготавливает и представляет в Министерство территориального развития Забайкальского края бюджетные заявки на финансирование мероприятий подпрограммы на очередной финансовый год;

получает и распределяет бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;

подготавливает перечень финансируемых мероприятий, определяет объемы их финансирования, оценивает возможность достижения целевых индикаторов подпрограммы;

осуществляет отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг по мероприятиям подпрограммы;

осуществляет ведение отчетности о реализации подпрограммы, подготовку доклада о ходе ее реализации; представляет отчетные материалы в Министерство территориального развития Забайкальского края;

обеспечивает своевременное использование выделенных денежных средств и выполнение мероприятий подпрограммы.

Мероприятия подпрограммы реализуются на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком подпрограммы с исполнителями мероприятий подпрограммы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Контроль за ходом выполнения мероприятий подпрограммы осуществляют Министерство территориального развития Забайкальского края и заместитель председателя Правительства Забайкальского края по социальным вопросам.

Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической эффективности подпрограммы

Эффект от реализации мероприятий подпрограммы предполагает достижение следующих результатов в социально-экономической сфере:

создать условия, обеспечивающие сохранение и восстановление разнообразных видов и форм традиционной народной культуры Восточного Забайкалья;

повысить доступность, эффективность, качество, социальную востребованность традиционной народной культуры, народного творчества, социально-культурной деятельности и расширить спектр услуг в данной сфере;

вовлечь население Забайкальского края в активную социокультурную деятельность;

обеспечить широкий доступ различных слоев сельского населения к ценностям традиционной и современной культуры;

создать эффективную инфраструктуру культуры, укрепить материально-техническую базу учреждений, занимающихся сохранением и восстановлением традиционной народной культуры, развитием народного творчества, организацией досуга населения;

сформировать квалифицированный кадровый потенциал в сфере традиционной народной культуры.

Реализация ряда мероприятий подпрограммы будет способствовать нравственному воспитанию граждан посредством увеличения интеллектуального потенциала, создания ценностных ориентаций на образцы нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья как основу «экологии культуры» Забайкальского края.

1

Раздел 6. Перечень основных мероприятий подпрограммы

(тыс. рублей в ценах соответствующих лет)



п/п

Наименование

мероприятий

Сроки реализации (годы)

Всего

Финансовые затраты

в том числе по годам:

2012

2013

2014

1

2

3

4

5

6

7

6.1. Мероприятия по научному и методическому обеспечению сохранения и развития нематериального

культурного наследия народов Восточного Забайкалья

6.1.1

Организация проезда участников фольклорных экспедиций на места исследований, в том числе:

2012-2014

224,0

52,0

81,0

91,0

6.1.1.1

в Красночикойский район

2013

46,0

46,0

6.1.1.2

в Улётовский, Хилокский районы

2012

32,0

32,0

6.1.1.3

в Агинский, Могойтуйский и Дульдургинский районы

2012

2013

55,0

20,0

35,0

6.1.1.4

в Шелопугинский район

2014

45,0

45,0

6.1.1.5

в Нерчинско-Заводский район

2014

46,0

46,0

6.1.2

Выезды специалистов для мониторинга состояния информационного, методического и технического обеспечения исследуемых районов

2012-

2014

30,0

10,0

10,0

10,0

6.1.3

Приобретение CDR-, DVD-дисков, дискет, бумаги, картриджей и пр. для создания фонда страховых копий и областного электронного банка данных этнографиических материалов

2012-

2014

30,0

10,0

10,0

10,0

6.1.4

Издание методических разработок и учебных программ на основе собранного в экспедициях материала

2012-

2014

100,0

35,0

35,0

30,0

6.1.5

Издание материалов научно-практической конференции «Этнокультурное пространство Забайкалья»

2014

50,0

50,0

Всего по подразделу 6.1

434,0

107,0

136,0

191,0

6.2. Мероприятия по укреплению материально-технической базы организаций сферы культуры,

осуществляющих деятельность в области сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья

6.2.1

Приобретение оборудования для аудио- и видеозаписи этнографических материалов, в том числе для:

2012- 2014

1200,0

400,0

400,0

400,0

6.2.1.1

муниципального района «Ононский район»

2014

100,0

100,0

6.2.1.2

муниципального района «Сретенский район»

2013

100,0

100,0

6.2.1.3

муниципального района «Улётовский район»

2013

100,0

100,0

6.2.1.4

муниципального района «Кыринский район»

2012

100,0

100,0

6.2.1.5

муниципального района «Хилокский район»

2012

100,0

100,0

6.2.1.6

муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»

2012

100,0

100,0

6.2.1.7

муниципального района «Петровск-Забайкальский район»

2013

100,0

100,0

6.2.1.8

муниципального района «Нерчинский

район»

2013

100,0

100,0

6.2.1.9

муниципального района «Александрово-Заводской район»

2014

100,0

100,0

6.2.1.10

муниципального района «Агинский район»

2012

100,0

100,0

6.2.1.11

муниципального района «Дульдургинский район»

2014

100,0

100,0

6.2.1.12

муниципального района «Могойтуйский район»

2014

100,0

100,0

6.2.2

Приобретение оборудования для аудио- и видеозаписи и обработки этнографических материалов для Государственного учреждения культуры «Учебно-методический центр культуры и народного творчества Забайкальского края»

2012-2014

300,0

100,0

100,0

100,0

6.2.3

Приобретение для фольклорных отделений Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Забайкальское краевое училище культуры» (техникум) аудио- и видеотехники, специальной литературы

2012-2014

200,0

100,0

100,0

6.2.4

Приобретение оборудования для обработки этнографических материалов для Государственного учреждения культуры «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края»

2013-2014

200,0

100,0

100,0

6.2.5

Приобретение сырья, организация выставок, мастер - классов для студий ремесел при детских центрах по обучению различным видам традиционных художественных промыслов и ремесел, в том числе для:

2011-2014

1350,0

450,0

450,0

450,0

6.2.5.1

муниципального района «Шилкинский район»

2012–2014

150,0

50,0

50,0

50,0

6.2.5.2

муниципального района «Тунгокоченский район»

2012-2014

150,0

50,0

50,0

50,0

6.2.5.3

муниципального района «Кыринский район»

2012-2014

250,0

90,0

80,0

80,0

6.2.5.4

муниципального района «Приаргунский район»

2012-2014

150,0

50,0

50,0

50,0

6.2.5.5

муниципального района «Улетовский район»

2012-2014

150,0

50,0

50,0

50,0

6.2.5.6

муниципального района «Петровск-Забайкальский район»

2012-2014

250,0

80,0

90,0

80,0

6.2.5.7

муниципального района «Агинский район»

2012-2014

250,0

80,0

80,0

90,0

Всего по подразделу 6.2

3250,0

1150,0

1050,0

1050,0

6.3. Мероприятия по переподготовке кадров в сфере сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья

6.3.1

Подготовка и проведение научно-практических конференций, в том числе:

2012-2014

299,0

99,0

100,0

100,0

6.3.1.1

«Этнокультурное пространство Забайкальского края»

2014

100,0

100,0

6.3.1.2

«Воспитательный потенциал народной традиционной культуры»

2013

100,0

100,0

6.3.1.3

«Сохранение и развитие народных промыслов Аги»

2012

99,0

99,0

6.3.2

Проведение краевых и районных обучающих мероприятии, в том числе:

2012-2014

195,0

35,0

75,0

85,0

6.3.2.1

в муниципальном районе «Приаргунский район»

2014

40,0

40,0

6.3.2.2

в муниципальном районе «Петровск-Забайкальский район»

2013

40,0

40,0

6.3.2.3

в муниципальном районе «Карымский район»

2012

35,0

35,0

6.3.2.4

в муниципальных районах «Хилокский район» и «Улётовский район»

2013

35,0

35,0

6.3.2.5

в муниципальном районе «Красночикойский район»

2014

45,0

45,0

6.3.3

Разработка программ и организация выставок работ детских кружков и клубов при сельских домах культуры

2012- 2014

50,0

15,0

15,0

20,0

6.3.4

Проведение краевого методического совета специалистов, занимающихся вопросами сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья

2012- 2014

75,0

25,0

25,0

25,0

Всего по подразделу 6.3

619,0

174,0

215,0

230,0

Итого по подпрограмме

4303,0

1431,0

1401,0

1471,0

___________________________».

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Азия-Экспресс № 92 от 20.12.2010
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 130.030.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать