Основная информация

Дата опубликования: 15 марта 2006г.
Номер документа: В200600849
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0600849

В200600849

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.07.2006, N 7, СТР. 121

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15.03.2006 N 11696/05

[О рассмотрении заявления открытого акционерного

общества "Кировэнерго" о пересмотре в порядке надзора

постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного

суда Кировской области от 12.05.2005 по делу

N А28-12932/04-618/13 и постановления Федерального

арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.07.2005

по тому же делу]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;

членов Президиума: Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Кировэнерго" о пересмотре в порядке надзора постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Кировской области от

12.05.2005 по делу N А28-12932/04-618/13 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.07.2005 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от открытого акционерного общества "Кировэнерго" - Акимов Л.Ю., Мирошниченко О.С., Подольская Л.А., Топоров Д.В.;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области - Мишаков О.Г., Никонова М.Л., Созинова А.И.

Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество "Кировэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - антимонопольный орган) от 07.09.2004 N 08/02-04 и выданного на его основании предписания от 07.09.2004 N 08/02-04 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решением суда первой инстанции от 18.01.2005 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.05.2005 решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 07.07.2005 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении о пересмотре в порядке надзора названных постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Как установлено судами, в договорах, заключаемых обществом с заказчиками, сторонами самостоятельно определялся размер оплаты работ по технологическому присоединению к сетям общества.

Сочтя действия общества по взиманию такой платы незаконными, в антимонопольный орган обратились с заявлениями дать оценку их правомерности Департамент строительства при правительстве Кировской области, Управление торговли и потребительских услуг при правительстве Кировской области, Кировский облпотребсоюз и с заявлением о пресечении таких действий - Региональная энергетическая комиссия Кировской области.

По данным заявлениям в отношении общества 31.08.2004 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого антимонопольный орган вынес решение N 08/02-04 о нарушении обществом пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В решении указано, что нарушение состоит во взимании обществом упомянутой платы в размере, не установленном федеральным органом исполнительной власти.

На основании данного решения антимонопольный орган вынес предписание от 07.09.2004 N 08/02-04, которым обязал общество прекратить взимать плату за технологическое присоединение к электрическим сетям в размере, не установленном федеральным органом исполнительной власти, а также в срок до 15.10.2004 перечислить в федеральный бюджет доход от монополистической деятельности в размере 1 255 ИЗ рублей 36 копеек, состоящий из денежных средств, полученных обществом в качестве платы за технологическое присоединение с 01.06.2004 по 20.08.2004.

Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что при взимании платы за осуществление технологического присоединения заказчиков к своим сетям обществом допущено нарушение антимонопольного законодательства.

Между тем судами не учтено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон) юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения. Отказ в технологическом присоединении при выполнении такими лицами указанных условий не допускается. Согласно тому же пункту Закона за технологическое присоединение к электрическим сетям плата взимается однократно и ее размер устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Положением "О Федеральной службе по тарифам", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332; НГР:Р0402890 (далее - Положение), в качестве такого федерального органа исполнительной власти определена Федеральная служба по тарифам.

Пунктом 5.3.1.3 указанного Положения Федеральная служба по тарифам на основании и в порядке, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации уполномочена утверждать плату за технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона регулирование платы за технологическое присоединение осуществляется в порядке, определяемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен. В силу пункта 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109; НГР:Р0400656, размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Такие указания утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 15.02.2005 N 22-Э/5; НГР:В0500287. До их утверждения порядок определения размера платы за технологическое присоединение не был установлен, в связи с чем размер платы предусматривался сторонами в договорах на осуществление технологического присоединения.

Действие вышеназванных положений пункта 1 статьи 26 Закона, касающихся недопустимости отказа в осуществлении технологического присоединения, не поставлено в зависимость от того, установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти размеры платы за такое присоединение-или нет. Поэтому до принятия нормативных актов, устанавливающих размер платы, общество обязано было осуществлять технологическое присоединение и могло взимать за него плату в соответствии с договорами, заключаемыми между обществом и заказчиками.

Кроме того, спор между заказчиком и обществом, возникший при определении условий договора, который подлежит заключению в обязательном порядке, мог быть передан для разрешения в суд. В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 условия, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

При данных обстоятельствах взимание обществом установленной в договорах с заказчиками платы за технологическое присоединение, возможность получения которой предусмотрена Законом, не может рассматриваться как нарушение им требований антимонопольного законодательства, поскольку размер такой платы в указанный период не был определен федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Кировской области от 12.05.2005 по делу N А28-12932/04-618/13 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.07.2005 по тому же делу отменить.

Решение Арбитражного суда Кировской области от 18.01.2005 по данному делу оставить без изменения.

Председательствующий

Е.Ю. Валявина

[отформатировано: 17.08.2007 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 08.06.2009 редактор НЦПИ - Ткаченко И.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 7 от 01.07.2006 Стр. 121
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.040 Антимонопольное законодательство, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать