Основная информация
Дата опубликования: | 15 марта 2006г. |
Номер документа: | В200600849 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0600849
В200600849
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.07.2006, N 7, СТР. 121
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15.03.2006 N 11696/05
[О рассмотрении заявления открытого акционерного
общества "Кировэнерго" о пересмотре в порядке надзора
постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного
суда Кировской области от 12.05.2005 по делу
N А28-12932/04-618/13 и постановления Федерального
арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.07.2005
по тому же делу]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;
членов Президиума: Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Кировэнерго" о пересмотре в порядке надзора постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Кировской области от
12.05.2005 по делу N А28-12932/04-618/13 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.07.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Кировэнерго" - Акимов Л.Ю., Мирошниченко О.С., Подольская Л.А., Топоров Д.В.;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области - Мишаков О.Г., Никонова М.Л., Созинова А.И.
Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Кировэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - антимонопольный орган) от 07.09.2004 N 08/02-04 и выданного на его основании предписания от 07.09.2004 N 08/02-04 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 18.01.2005 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.05.2005 решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 07.07.2005 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора названных постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами, в договорах, заключаемых обществом с заказчиками, сторонами самостоятельно определялся размер оплаты работ по технологическому присоединению к сетям общества.
Сочтя действия общества по взиманию такой платы незаконными, в антимонопольный орган обратились с заявлениями дать оценку их правомерности Департамент строительства при правительстве Кировской области, Управление торговли и потребительских услуг при правительстве Кировской области, Кировский облпотребсоюз и с заявлением о пресечении таких действий - Региональная энергетическая комиссия Кировской области.
По данным заявлениям в отношении общества 31.08.2004 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого антимонопольный орган вынес решение N 08/02-04 о нарушении обществом пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В решении указано, что нарушение состоит во взимании обществом упомянутой платы в размере, не установленном федеральным органом исполнительной власти.
На основании данного решения антимонопольный орган вынес предписание от 07.09.2004 N 08/02-04, которым обязал общество прекратить взимать плату за технологическое присоединение к электрическим сетям в размере, не установленном федеральным органом исполнительной власти, а также в срок до 15.10.2004 перечислить в федеральный бюджет доход от монополистической деятельности в размере 1 255 ИЗ рублей 36 копеек, состоящий из денежных средств, полученных обществом в качестве платы за технологическое присоединение с 01.06.2004 по 20.08.2004.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что при взимании платы за осуществление технологического присоединения заказчиков к своим сетям обществом допущено нарушение антимонопольного законодательства.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон) юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения. Отказ в технологическом присоединении при выполнении такими лицами указанных условий не допускается. Согласно тому же пункту Закона за технологическое присоединение к электрическим сетям плата взимается однократно и ее размер устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Положением "О Федеральной службе по тарифам", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332; НГР:Р0402890 (далее - Положение), в качестве такого федерального органа исполнительной власти определена Федеральная служба по тарифам.
Пунктом 5.3.1.3 указанного Положения Федеральная служба по тарифам на основании и в порядке, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации уполномочена утверждать плату за технологическое присоединение к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона регулирование платы за технологическое присоединение осуществляется в порядке, определяемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен. В силу пункта 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109; НГР:Р0400656, размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Такие указания утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 15.02.2005 N 22-Э/5; НГР:В0500287. До их утверждения порядок определения размера платы за технологическое присоединение не был установлен, в связи с чем размер платы предусматривался сторонами в договорах на осуществление технологического присоединения.
Действие вышеназванных положений пункта 1 статьи 26 Закона, касающихся недопустимости отказа в осуществлении технологического присоединения, не поставлено в зависимость от того, установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти размеры платы за такое присоединение-или нет. Поэтому до принятия нормативных актов, устанавливающих размер платы, общество обязано было осуществлять технологическое присоединение и могло взимать за него плату в соответствии с договорами, заключаемыми между обществом и заказчиками.
Кроме того, спор между заказчиком и обществом, возникший при определении условий договора, который подлежит заключению в обязательном порядке, мог быть передан для разрешения в суд. В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 условия, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
При данных обстоятельствах взимание обществом установленной в договорах с заказчиками платы за технологическое присоединение, возможность получения которой предусмотрена Законом, не может рассматриваться как нарушение им требований антимонопольного законодательства, поскольку размер такой платы в указанный период не был определен федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Кировской области от 12.05.2005 по делу N А28-12932/04-618/13 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.07.2005 по тому же делу отменить.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 18.01.2005 по данному делу оставить без изменения.
Председательствующий
Е.Ю. Валявина
[отформатировано: 17.08.2007 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 08.06.2009 редактор НЦПИ - Ткаченко И.В.]
В0600849
В200600849
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.07.2006, N 7, СТР. 121
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15.03.2006 N 11696/05
[О рассмотрении заявления открытого акционерного
общества "Кировэнерго" о пересмотре в порядке надзора
постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного
суда Кировской области от 12.05.2005 по делу
N А28-12932/04-618/13 и постановления Федерального
арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.07.2005
по тому же делу]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;
членов Президиума: Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Кировэнерго" о пересмотре в порядке надзора постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Кировской области от
12.05.2005 по делу N А28-12932/04-618/13 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.07.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Кировэнерго" - Акимов Л.Ю., Мирошниченко О.С., Подольская Л.А., Топоров Д.В.;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области - Мишаков О.Г., Никонова М.Л., Созинова А.И.
Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Кировэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - антимонопольный орган) от 07.09.2004 N 08/02-04 и выданного на его основании предписания от 07.09.2004 N 08/02-04 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 18.01.2005 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.05.2005 решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 07.07.2005 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора названных постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами, в договорах, заключаемых обществом с заказчиками, сторонами самостоятельно определялся размер оплаты работ по технологическому присоединению к сетям общества.
Сочтя действия общества по взиманию такой платы незаконными, в антимонопольный орган обратились с заявлениями дать оценку их правомерности Департамент строительства при правительстве Кировской области, Управление торговли и потребительских услуг при правительстве Кировской области, Кировский облпотребсоюз и с заявлением о пресечении таких действий - Региональная энергетическая комиссия Кировской области.
По данным заявлениям в отношении общества 31.08.2004 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого антимонопольный орган вынес решение N 08/02-04 о нарушении обществом пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В решении указано, что нарушение состоит во взимании обществом упомянутой платы в размере, не установленном федеральным органом исполнительной власти.
На основании данного решения антимонопольный орган вынес предписание от 07.09.2004 N 08/02-04, которым обязал общество прекратить взимать плату за технологическое присоединение к электрическим сетям в размере, не установленном федеральным органом исполнительной власти, а также в срок до 15.10.2004 перечислить в федеральный бюджет доход от монополистической деятельности в размере 1 255 ИЗ рублей 36 копеек, состоящий из денежных средств, полученных обществом в качестве платы за технологическое присоединение с 01.06.2004 по 20.08.2004.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что при взимании платы за осуществление технологического присоединения заказчиков к своим сетям обществом допущено нарушение антимонопольного законодательства.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон) юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения. Отказ в технологическом присоединении при выполнении такими лицами указанных условий не допускается. Согласно тому же пункту Закона за технологическое присоединение к электрическим сетям плата взимается однократно и ее размер устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Положением "О Федеральной службе по тарифам", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332; НГР:Р0402890 (далее - Положение), в качестве такого федерального органа исполнительной власти определена Федеральная служба по тарифам.
Пунктом 5.3.1.3 указанного Положения Федеральная служба по тарифам на основании и в порядке, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации уполномочена утверждать плату за технологическое присоединение к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона регулирование платы за технологическое присоединение осуществляется в порядке, определяемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен. В силу пункта 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109; НГР:Р0400656, размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Такие указания утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 15.02.2005 N 22-Э/5; НГР:В0500287. До их утверждения порядок определения размера платы за технологическое присоединение не был установлен, в связи с чем размер платы предусматривался сторонами в договорах на осуществление технологического присоединения.
Действие вышеназванных положений пункта 1 статьи 26 Закона, касающихся недопустимости отказа в осуществлении технологического присоединения, не поставлено в зависимость от того, установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти размеры платы за такое присоединение-или нет. Поэтому до принятия нормативных актов, устанавливающих размер платы, общество обязано было осуществлять технологическое присоединение и могло взимать за него плату в соответствии с договорами, заключаемыми между обществом и заказчиками.
Кроме того, спор между заказчиком и обществом, возникший при определении условий договора, который подлежит заключению в обязательном порядке, мог быть передан для разрешения в суд. В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 условия, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
При данных обстоятельствах взимание обществом установленной в договорах с заказчиками платы за технологическое присоединение, возможность получения которой предусмотрена Законом, не может рассматриваться как нарушение им требований антимонопольного законодательства, поскольку размер такой платы в указанный период не был определен федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Кировской области от 12.05.2005 по делу N А28-12932/04-618/13 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.07.2005 по тому же делу отменить.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 18.01.2005 по данному делу оставить без изменения.
Председательствующий
Е.Ю. Валявина
[отформатировано: 17.08.2007 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 08.06.2009 редактор НЦПИ - Ткаченко И.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 7 от 01.07.2006 Стр. 121 |
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.040 Антимонопольное законодательство, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.030 Производство по пересмотру решений |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: