Основная информация

Дата опубликования: 15 декабря 2010г.
Номер документа: RU06000201000285
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Ингушетия
Принявший орган: Правительство Республики Ингушетия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



СОДЕРЖАНИЕ

Правительство Республики Ингушетия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«15» декабря  2010 № 406

Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие конкуренции в Республике Ингушетия  на 2010 - 2012 годы»

В целях обеспечения устойчивого, долгосрочного экономического роста и повышения конкурентоспособности в Республике Ингушетия,  руководствуясь статьей 22 Конституционного закона Республики Ингушетия от 10 июня 1998 года  № 5-РКЗ «О Правительстве Республики Ингушетия», Правительство Республики Ингушетия постановляет:

1. Утвердить республиканскую целевую программу «Развитие конкуренции в Республике Ингушетия  на 2010 - 2012 годы».

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства

Республики Ингушетия                                  А. Воробьев

Утверждена

Постановлением Правительства

Республики Ингушетия

от «15» декабря  2010 г.  № 406

Республиканская целевая программа «Развитие конкуренции в Республике Ингушетия на 2010 - 2012 годы»

СОДЕРЖАНИЕ

1.Общие положения……………………………………………………….4

2.Оценка конкурентной среды на товарных рынках, цели и

задачи по развитию конкуренции в приоритетных отраслях………….5

2.1. Агропродовольственный рынок……………………………….5

2.2. Потребительский рынок………………………………………..8

2.3. Рынок нефтепродуктов………………………………………..11

2.4. Рынок услуг связи……………………………………………..12

2.5. Рынок пассажирских перевозок……………………………....16

2.6. Рынок услуг жилищно-коммунального комплекса………….19

2.7. Рынок услуг здравоохранения………………………………..20

2.8. Рынок в сфере фармацевтической и медицинской

       продукции……………………………………………………...22 

2.9. Рынок в сфере строительства…………………………………24

3. Инструменты развития конкуренции……………………………..….25

3.1. Развитие предпринимательства……………………………....25

3.2. Административные барьеры………………………………….39

3.3. Государственные и муниципальные закупки………………..30

4. Основные показатели развития конкуренции в Республике Ингушетия……..31

5. План мероприятий по реализации Программы «Развитие

конкуренции в Республике Ингушетия на 2010-2012 годы»…………33

ПАСПОРТ

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ НА 2010-2012 ГОДЫ»

Наименование

Программы

«Развитие конкуренции в Республике Ингушетия на 2010 -2012 годы» (далее – Программа)

Основания для разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации»

Государственный заказчик Программы

Правительство Республики Ингушетия

Основные разработчики Программы

Министерство экономики и промышленности Республики Ингушетия

Цель Программы

формирование конкурентной среды на рынках товаров и услуг и благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, обеспечивающих соперничество хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках и создание экономически эффективных условий для обеспечения потребностей граждан в товарах и услугах

Задачи Программы

- общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность хозяйствующих субъектов, развитие социальной и инженерной инфраструктуры и обеспечение ее доступности для участников рынка;

- повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;

- усиление антимонопольного контроля за действиями органов государственной власти Республики Ингушетия, в том числе создание прозрачных и недискриминационных условий доступа на товарные рынки региона хозяйствующим субъектам;

- реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях экономики путем использования инструментов экономического стимулирования и поддержки

Сроки реализации Программы

2010-2012 годы

Основные исполнители Программы

органы исполнительной власти Республики Ингушетия и органы местного самоуправления Республики Ингушетия

Прогнозируемые результаты реализации Программы

- увеличение показателя прозрачности деятельности органов государственной и муниципальной власти;

- повышение конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей на основе финансовой устойчивости, модернизации инфраструктуры и снижения административных барьеров;

- удовлетворенность хозяйствующих субъектов качеством оказания государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Республики Ингушетия и подведомственными им организациями (процент от числа опрошенных);

- создание единой информационной системы  мониторинга динамики основных ценовых показателей рынка

Система организации

контроля

контроль за выполнением Программы осуществляет Правительство Республики Ингушетия

1. Общие положения

Конкурентная политика Республики Ингушетия, как субъекта рыночных отношений, представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых органами государственной власти республики в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности их деятельности, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах. Реализация конкурентной политики в виде комплекса последовательных мер является одним из инструментов достижения целей социально-экономического развития Республики Ингушетия.

Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р и определяет приоритеты и основные направления развития конкуренции до 2012 года.

Основной целью Программы является развитие конкуренции во всех отраслях экономики и предполагает решение следующих задач:

- улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность хозяйствующих субъектов;

- повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;

- создание условий для расширения рынка сбыта для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- повышение инвестиционной привлекательности территории;

- совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе путем проведения «конкурентной экспертизы» принимаемых и действующих нормативных правовых актов.

Программа является основой для реализации конкурентной политики и включает направления развития:

-  общее улучшение конкурентной среды за счет развития транспортной, информационной, финансовой, инвестиционной, энергетической инфраструктуры и обеспечение ее доступности для участников рынка;

- повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов государственной власти республики и хозяйствующих субъектов;

- реализация специальных отраслевых мер по развитию конкуренции в приоритетных сферах и на ключевых рынках региона путем использования инструментов экономического стимулирования и поддержки.

2. Оценка конкурентной среды на товарных рынках, цели и задачи по развитию конкуренции в приоритетных отраслях.

2.1. Агропродовольственный рынок

Конкурентная среда в АПК в значительной мере определяется спецификой данной отрасли и производимых продуктов. Так, существенное влияние на предложение продукции и ее качество оказывают погодно-климатические условия, эпидемиологическая ситуация, сезонность вегетационного и производственного циклов. Изменение объемов производства продукции вследствие таких объективных факторов влияет на предложение, что, в свою очередь, может смещать область конкуренции от конкуренции производителей (например, в случае необходимости реализации большого урожая) к конкуренции потребителей (например, предприятий переработки) за продукцию. Поскольку спрос на продукты питания является практически неизменным, то можно сделать вывод о том, что вместе со смещением соперничества от одних контрагентов к другим меняется и их переговорная сила, что оказывает влияние на общую конкурентную среду в данной сфере и динамику некоторых показателей.

АПК Республики Ингушетия специализируется на мясомолочном животноводстве, производстве зерна, картофеля, овощей. Республика является аграрным регионом: валовое производство сельскохозяйственной продукции составляет 37% ВРП республики. Удельный вес продукции животноводства составляет 53%, растениеводства - 47%. В республике осуществляют деятельность 40 сельскохозяйственных организаций различных форм собственности, 1206 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, более 50 тыс. личных подсобных хозяйств.

Ключевую позицию в агропромышленном комплексе республики занимают малые формы хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства, которые специализируются в основном на производстве продукции животноводства (мяса и молока) и растениеводстве (картофель, овощи). Производимая продукция для 50% подсобных хозяйств является источником дополнительных денежных доходов.

Личными подсобными хозяйствами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами производится от общего объема сельхозпродукции: 83% мяса, 97% молока, 96% яиц, 92% картофеля, 98% овощей. Низкий уровень концентрации на рынках производства сельскохозяйственной продукции позволяет сделать вывод о наличии конкурентных рыночных отношений в данной сфере.

Необходимо отметить, что в настоящее время агропродовольственный комплекс не функционирует как эффективная рыночная система, т.е. некоторые рынки еще окончательно не сформировались. Такое положение объясняется низкой рентабельностью сельского хозяйства (следовательно, отсутствием привлекательности для потенциальных участников рынка), высокими рисками ведения сельского хозяйства и неразработанностью механизмов снижения этих рисков (например, страхование), плохим состоянием материально-технической базы, условиями труда и быта работников сельскохозяйственного производства.

В настоящее время инструментом поддержки АПК является кредитование, субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам, возмещение части затрат на поддержку племенного животноводства, отдельных подотраслей растениеводства, овцеводства, на компенсацию части затрат по страхованию урожая, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на продукцию животноводства, на содержание племенного маточного поголовья овец и лошадей, на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на приобретение средств химизации (минеральных удобрений) и др.

Ограничения конкуренции связаны с проблемой сбыта товаропроизводителями произведенной ими сельскохозяйственной продукции на территории республики из-за ограниченных мощностей переработки сырья, что, в свою очередь, ведет к завозу из других регионов продукции переработки (конкурирующей продукции). Отсутствие в республике предприятий по переработке продукции животноводства, вынуждает личные подсобные хозяйства перерабатывать произведенное молоко в домашних условиях (производство  домашней (сепарированной) сметаны и сыра) и самостоятельно налаживать сеть реализации готовой продукции (в основном на сельскохозяйственных рынках).

Очевидным является факт, что производство сельскохозяйственной продукции является менее привлекательным для потенциальных участников рынка, чем переработка продукции и торговля.

Неразвитость логистической инфраструктуры в агропродовольственном комплексе, куда также относится дефицит хранилищ, складов, пунктов первичной переработки сельхозпродукции, сокращает возможность реализации сельхозпродукции равномерно в течение года, а также, минуя посредников за пределами республики.

Отсутствие современных рыночных механизмов, в том числе биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией, приводит к необходимости привлечения сырья и продовольственной продукции из-за пределов республики, потере местными производителями внутренних  рыночных ниш.

Отрицательным фактором развития конкуренции в агропродовольственном рынке является также уровень подготовленности кадров. Большинство сельхозпроизводителей оказываются неготовым и к самостоятельной деятельности в рыночных условиях. Так, многие фермеры и руководители сельскохозяйственных предприятий не обладают необходимыми знаниями в области экономики, финансов, бухгалтерии, права и менеджерскими навыками, что приводит к серьезным искажениям форм и методов управления хозяйством, как следствие, не используют потенциальные возможности по наращиванию объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.  Это значительно снижает их конкурентные преимущества и усиливает негативные тенденции: низкую доходность предприятий, отсутствие «длинных» денег для внедрения новых технологий, низкую оплату труда. Зачастую это является причиной ухода с рынка хозяйствующих субъектов.

Вышеизложенные проблемы развития конкурентной среды в агропромышленном комплексе свидетельствуют о необходимости решения следующих задач:

- развитие конкуренции на рынке переработки сельскохозяйственной продукции (в особенности продукции животноводства);

- создание современной инфраструктуры сбыта производимой сельхозпродукции (сырья и продуктов переработки) с использованием рыночных механизмов (биржевых площадок);

- сглаживание сезонных колебаний цен на сельхозпродукцию, сырье и продовольствие на основе развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке (создание торгово-закупочных баз, хранилищ, складов, пунктов первичной переработки сельхозпродукции);

- поддержка кооперативных форм ведения хозяйства;

- повышение общей экономической и правовой грамотности фермеров и руководителей сельскохозяйственных предприятий;

- расширение практики применения страхования в АПК;

- расширение рынка сбыта продукции сельхозпроизводителей за счет предоставления возможности прямой реализации продукции и развития разных каналов поставки сельскохозяйственной продукции;

- стимулирование торговой деятельности сельхозпроизводителей;

- создание условий для развития ряда специфических рыночных ниш для сельхозпроизводителей (например, развитие рынка органик-продуктов, выращенных без применения химикатов и вредных веществ или специализация на производстве качественного семенного материала).

2.2. Потребительский рынок

Современный потребительский рынок Республики Ингушетия характеризуется высокой насыщенностью. Потребности населения в товарах, услугах и продовольствии обеспечиваются в основном за счет ввоза из других регионов.

В настоящее время инфраструктура торговли в Республике Ингушетия  представлена достаточно разветвленной сетью торговых организаций. В республике функционирует свыше 2027 стационарных торговых точек торговой площадью около 81 тыс. квадратных метров. В настоящее время в республике функционирует 21 розничный рынок на 5200 торговых мест, из них универсальных рынков – 15, специализированных рынков - 3, сельскохозяйственных рынков - 3.

В условиях незначительного присутствия торговых розничных сетей в Республике Ингушетия рост их доли в обороте розничной торговли и территориальное расширение создаст дополнительные условия развития соперничества между разными формами торговли, а также обеспечит расширение рынка для местных сельхозпроизводителей, повышение прозрачности торговых операций и качества обслуживания потребителей, внедрение современных технологий. Для ряда местных производителей появятся возможности увеличения объёмов реализации произведённых продуктов.

Вместе с тем, необходимо не допустить ситуацию существенного доминирования сетевой торговли, т.к. часть местных производителей может оказаться в зависимости от сетевых покупателей продукции, которые, обладая более сильной переговорной позицией, ужесточают условия вхождения товаров в сеть и их поставки, требования по качеству и цене и т.д. Также значительные трудности в условиях возможной монополизации рынка торговыми сетями испытывают мелкорозничные предприятия «шаговой доступности», не обладающие конкурентными преимуществами перед сетевыми магазинами. Отсутствие в общем случае преимуществ в издержках перед сетевыми розничными компаниями ставит магазины «шаговой доступности» в неравные условия функционирования на потребительском рынке, что приводит к сокращению ассортимента реализуемой продукции, падению оборота, к прекращению деятельности. Для обеспечения конкуренции в долгосрочном периоде необходимо существование различных форм торговли.

Сложившуюся систему оптовой торговли нельзя считать совершенной, т.к. она представлена преимущественно множеством мелких посреднических организаций, вследствие чего происходит наращивание цен реализации. Кроме того, в республике не сформирована полноценная логистическая  инфраструктура, что является существенным ограничением как развития самой сферы торговли, так и конкуренции между участниками данного рынка.

С 2008 года в республике осуществляются меры, направленные на развитие конкуренции в сфере розничной торговли. В настоящее время ведется работа по реализации мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 1 июля 2008 г. № 157 «Об утверждении программы развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Ингушетия на 2008-2010 годы».

Программа включает следующие задачи:

- рост конкуренции на продовольственном рынке республики Ингушетия;

- развитие ценовой доступности продовольственных товаров;

- развитие инфраструктуры  продовольственного рынка Республики Ингушетия.

Продовольственный рынок Республики Ингушетия функционирует как крупная составная часть единого комплекса республиканского хозяйства. Его главные задачи: создание условий для удовлетворения спроса населения на продовольственные товары, обеспечение качества и безопасности их представления, облегчение доступа к продовольствию всех социальных групп населения республики.

Сохраняется проблема ценовой и территориальной доступности товаров в сельской местности, особенно в обеспечении жителей отдаленных населенных пунктов. Для решения данной проблемы и задачи развития конкуренции на агропродовольственном рынке предприняты меры по созданию альтернативных форм торговли. Так, в муниципальных образованиях республики проводятся сезонные ярмарки, где представлена продукция в широком ассортименте непосредственно от производителей по доступным для населения ценам. Кроме сельхозпредприятий муниципальных районов республики, торговлю осуществляют предприятия пищевой промышленности и граждане, ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства и занимающиеся садоводством, огородничеством. Сельхозпроизводителям республики обеспечен беспрепятственный доступ на рынки и ярмарки для продажи своей продукции.

Основными препятствиями для развития конкуренции и барьерами входа новых участников на розничный рынок являются:

- сложная процедура начала ведения торговой деятельности;

- ограниченность сетевой формы торговли;

- недостаточное развитие торговой и логистической инфраструктуры;

- ограничение платежеспособного спроса ряда категорий населения с невысоким уровнем доходов;

- отсутствие сформировавшегося эффективного оптового звена в торговле, оказывающего качественные посреднические услуги;

- отсутствие развитой системы переработки сельскохозяйственной продукции.

В целях развития конкуренции в сфере розничной торговли предполагается решение следующих задач:

- создание условий для реализации продукции населению непосредственно сельхозпроизводителями и товаропроизводителями;

-   поддержка потребительской кооперации республики;

- преобразование розничных рынков в современные продовольственные торговые комплексы с сохранением элементов структуры рынков;

- обеспечение доступа на розничные рынки крестьянско-фермерских хозяйств и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, оборудование рядов летней торговли плодово-ягодной продукцией с личных подворий;

- разработка и размещение на интернет-сайтах органов исполнительной власти Республики Ингушетия региональной нормативно – правовой базы, регулирующие вопросы предпринимательской деятельности, разъяснений и методические материалы по их применению;

- проведение семинаров, «круглых столов», направленных на улучшение конкурентной среды.

- создание республиканской школы торговли.

2.3. Рынок нефтепродуктов

Развитию конкуренции в Республике Ингушетия препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства). Имеющееся количество автозаправочных станций полностью обеспечивает потребности рынка. Ввоз нефтепродуктов в республику осуществляется в основном железнодорожным и автомобильным транспортом. Основными поставщиками ГСМ являются ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», ООО «Лукойл-Югнефтепродукт», ОАО «Орскнефтеоргсинтез», а также Саратовский НПЗ И Пермский НПЗ. В связи с затратами транспортировки, хранением ГСМ и прочими затратами, при реализации собственники АЗС республики к закупочным ценам применяют торговую надбавку в среднем 15%.

На территории Республики Ингушетия расположено:

23 АЗС и 1 нефтебаза  - ООО «Ингушнефтепродукт»;

19 АЗС и 1 нефтебаза - ООО «Империал»;

42 АЗС принадлежат  прочим  организациям и индивидуальным предпринимателям по данным на 01.04.2010 г.

Несмотря на то, что НПЗ ОАО «Ингушнефтегазпром» осуществляет только процессинг и нефтепродукты ввозятся из других регионов России, никаких ограничений (лимитов) на приобретение бензина или дизельного топлива для розничных покупателей не существует. В Республике Ингушетия действует межведомственная рабочая группа по противодействию преступности в сфере экономики, а также соблюдению налогового законодательства и законодательства в сфере экономики, образованная распоряжением прокурора республики от 28.11.2008 г. № 175-р.

Основной целью развития конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов является улучшение качества оказываемых услуг и создание условий для вхождения на данный рынок новых поставщиков.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- создание новых нефтеперерабатывающих мощностей (на базе НПЗ ОАО «Ингушнефтегазпром»);

- исключение избыточных административных барьеров при получении разрешений на строительство автозаправочных станций и выделение участков под такое строительство;

- осуществление контроля за поведением операторов (компаний) розничного рынка нефтепродуктов на предмет обоснованности цен, устанавливаемых организациями.

2.4. Рынок услуг связи

В настоящее время, вопросы информатизации определены одними из приоритетных в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Сеть электросвязи Республики Ингушетия активно развивается и модернизируется на основе использования современных цифровых технологий передачи информации и волоконно-оптических линий.

Основным региональным оператором связи, предоставляющим на территории Республики Ингушетия услуги местной и внутризоновой связи, передачи данных, доступа в сеть Интернет и ряд других видов услуг связи, является ОАО «Ингушэлектросвязь». Общество осуществляет свою деятельность в условиях жесткой конкуренции как со стороны операторов подвижной связи, так и со стороны операторов фиксированной связи. Обществом выбрана стратегия удержания занимаемых позиций на рынке традиционных услуг и развития направления перспективных услуг связи.

Показатели  развития сети связи

Показатели

Единицы измерения

2007г.

2008г.

Темп изменения показателей 2008/2007(в%)

2009г.

Темп изменения показателей 2009/2008 (в %)

Прирост протяженности внутризоновых телефонных каналов – всего,

канн./км

44,2

47,7

7,9

55,4

16,1

Прирост количества основных телефонных аппаратов – всего

шт.

13400

14848

10,8

17104

15,2

Монтированная емкость хDSL портов – всего (на конец отчетного периода)

портов

-

1010

-

2112

109

Процент цифровизации

%

90

92

-

100

-

Протяженность волоконно-оптических линий связи

км

52

112

115,4

194

73,2

Протяженность телефонной канализации

км

37

49

32,4

72

46,9

Количество телефонных аппаратов на 100 человек населения

шт.

3,1

3,22

3,9

3,96

22,9

Деятельность по организации VPN-каналов

клиент

-

12

-

42

250

Количество цифровых АТС

шт.

7

9

28,6

12

33,3

Организация внедрения программного обеспечения (БИЛЛИНГ)

%

20

60

-

100

-

Основные конкуренты Общества на территории Республики Ингушетия указаны в нижеприведенной таблице:



п/п

Наименование

компании

Страна регистрации

Вид предоставляемых услуг

1.

ООО  «Телеком»

Россия

IP телефония, передача данных (Интернет) xDSL, Wmax

2.

ЗАО «ИТТ»

Россия

Местная, внутризоновая связь;  передача данных (Интернет) xDSL, радиодоступ.

3.

ОАО «Мегафон»

Россия

Внутризоновая связь, Интернет

4.

ОАО «МТС»

Россия

Внутризоновая связь, Интернет

5.

ОАО «Билайн»

Россия

Внутризоновая связь, Интернет

ОАО «Ингушэлектросвязь» ведет активную работу по развитию сети, увеличению номерной емкости. Услуги по предоставлению доступа в Интернет оказываются главным образом ОАО «Ингушэлектросвязь» на базе собственной магистральной сети стационарной фиксированной связи, а также ЗАО «ИТТ» и ООО «Телеком»  по технологии хDSL (широкополосный доступ). Приоритетом для ОАО «Ингушэлектросвязь»  является развитие высокотехнологичных услуг, требующих  значительных инвестиций. Таковыми услугами являются:

- услуги широкополосного доступа в Интернет;

- развитие пакетных услуг;

- услуги построения VPN сетей.

Однако построение и развитие сетей электросвязи в республике имеют свои особенности, обусловленные наличием территорий и с высокой, и с низкой плотностью населения, горными районами,  труднодоступными для прокладки кабельных и воздушных линий передачи.

Основным фактором, ограничивающим конкуренцию на данном рынке являются инфраструктурные ограничения и высокие капитальные затраты для создания новых магистральных сетей, а также ограниченный платежеспособный спрос со стороны населения, особенно в отдаленных и сельских районах республики.

На территории республики образована единая сеть сотовой радиотелефонной связи. Доля населения Республики Ингушетия, охваченного мобильной связью, составляет 110,7%. Услуги сотовой связи на территории Республики Ингушетия предоставляют 3 оператора: ОП ОАО «Мегафон», ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом» (Beeline).

Распределение регионального рынка мобильной связи

Оператор связи

Количество базовых станций (шт.)

Зона

покрытия

(%)

Количество

абонентов

(тыс.)

Доля

рынка

(%)

ОП ОАО «Мегафон» по Республике Ингушетия

85

90

205

63,3

Филиал ОАО «МТС» по Республике Ингушетия

57

85

10,5

3,2

Филиал ОАО «ВымпелКом» (Beeline)

68

90

108,5

33,5

Рынок информационно-коммуникационных технологий и связи имеет высокий уровень конкуренции. Это требует от всех участников рынка постоянно предпринимать меры по развитию сетей, внедрять более современное оборудование, улучшать качество связи и снижать ее стоимость.

Вместе с тем существует ряд факторов, препятствующих развитию конкуренции на этом рынке:

- наличие недобросовестной конкуренции на рынке информационно-коммуникационных технологий;

- монополистическая конкуренция в некоторых сегментах рынка услуг;

- недостаточно высокий уровень платежеспособного спроса на продукты и услуги информационно-коммуникационных технологий, невысокий уровень инвестиций в нематериальные активы;

Основная цель развития конкуренции в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи - повышение качества и доступности оказываемых услуг.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- создание условий для предоставления равного доступа населению региона к качественным услугам связи и развития сетей связи на территории республики;

- повышение инвестиционной привлекательности телекоммуникационной отрасли;

- обеспечение равных условий для всех участников рынка связи, содействие привлечению альтернативных монополистов, операторов связи;

- замена аналогового оборудования систем передач на цифровое;

- телефонизация сельских населенных пунктов (по программе «Социальное развитие села»).

2.5. Рынок пассажирских перевозок

Транспортный комплекс Республики Ингушетия объединяет железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт.

В железнодорожную станцию Назрань входят 5 станций: Назрань, Карабулакская, Слепцовская, Консервный и Плиево. Общая протяженность участка 50 км. Пропускная способность станции -  25 пар поездов в сутки. Тип станций  - промежуточный. В настоящее время через день курсирует пассажирский поезд «Назрань-Москва», ежедневно курсирует пригородный поезд «Назрань-Мин-Воды» и в период летних пассажирских перевозок 4 прицепных вагона «Назрань-Адлер».

Организацию воздушного сообщения в Республике Ингушетия осуществляет ОАО «Аэропорт «Магас» и ГУП «Лиг». Функции ОАО «Аэропорт «Магас» - обеспечение приема и выпуска воздушных судов (ВС), осуществляющих перевозку пассажиров, багажа и груза, коммерческое обслуживание ВС и пассажиров и т.д. Функции ГУП «Лиг» - заказчик рейса по маршруту Москва-Ингушетия-Москва, необходимость создания которого обусловлена тем, что 100% акций аэропорта находятся в федеральной собственности и по настоящее время процедура его передачи в собственность Республики Ингушетия не завершена.

Основными задачами в развитии конкурентной среды в воздушных сообщениях являются:

- реконструкция взлетно-посадочной полосы (проведение работ по реконструкции аэропортового комплекса планируется в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации на период 2010-2015 годы»);

- строительство объектов второй очереди ОАО «Аэропорт «Магас» и, соответственно, получение статуса «международного».

Основой транспортной системы Республики Ингушетия является автомобильный транспорт. Рынок пассажирских автоперевозок Республики Ингушетия разделен на два сектора: государственный и частный.

Государственный сектор представляет ГУП «Ингушавтотранс», которое эксплуатирует порядка 252 ед. автотранспорта. Всего автотранспортным парком ГУП «Ингушавтотранс» обслуживается 69 маршрутов, общей протяженностью 3756,5 км. Из них:

- междугородние маршруты – 21 ед., протяженностью 2739 км;

- пригородные маршруты – 37 ед., протяженностью 910,4 км;

- городские маршруты - 11 ед., протяженностью 107,1 км.

Минэкономики Ингушетии проводился анализ рынка пассажирских перевозок. Главной проблемой,  с которой пришлось столкнуться в ходе анализа, - это отсутствие достоверных данных  о работе частных перевозчиков. На данный момент на учете в УГИБДД МВД по РИ за физическими лицами числилось  821 ед. транспорта типа «Газель», использование которого в личных целях не значительно, а  Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Ингушетия выдано 207 лицензий. Согласно анализу, доля частных перевозчиков на рынке составляет свыше 75%, а из общего числа автотранспорта, занятого в сфере пассажирских перевозок, 72% не имеют лицензию, соответственно не платят налоги и заняты перевозкой пассажиров нелегально, т.е. представляют «теневой сектор».

Основными факторами, ограничивающими развитие конкуренции в сфере пассажирских перевозок, являются:

- неурегулированный механизм допуска перевозчиков на рынки  пассажирских перевозок;

- отсутствие персонифицированного учета перевезенных пассажиров, в т.ч. льготных, что не позволяет оценить корректность расчетных тарифов на транспортные услуги;

- отсутствие  автоматизированных систем мониторинга и управления транспортными потоками;

- отсутствие законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы развития и функционирования пассажирского транспорта;

- высокие первоначальные затраты при начале предпринимательской деятельности, длительный срок окупаемости транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.

Основными задачами развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок являются:

- совершенствование системы допуска транспортной деятельности на основе механизмов лицензирования и подтверждения соответствия транспортных средств и услуг установленным требованиям;

- разработка методического обеспечения регулирования тарифов (экономически обоснованного и социального) на услуги автомобильного пассажирского транспорта;

- внедрение системы персонифицированного учета льготных пассажиров и учета пассажиропотока;

- внедрение современных информационных технологий в процесс            управления пассажиропотоком и обеспечение безопасности перевозок пассажиров;

- развитие инфраструктуры междугородного и международного пассажирского транспорта (модернизация вокзальных комплексов, остановок, стоянок), информационного обеспечения работы транспортного комплекса (предоставление гражданам в доступном и удобном виде информации о маршрутах, расписаниях, ценах);

- совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам осуществления пассажирских перевозок общедоступным транспортом для недопущения необоснованных ограничений конкуренции.

Реализация указанных мероприятий позволит повысить конкурентоспособность транспортных предприятий Республики Ингушетия, обеспечить открытость и прозрачность рынка транспортных услуг, наиболее полно удовлетворять потребности и качестве населения региона в транспортном обслуживании.

2.6. Рынок услуг жилищно-коммунального комплекса

В Республике Ингушетия очень высок уровень износа объектов жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), существующие объемы финансовых средств, направляемых на его реконструкцию, не удовлетворяют сегодняшним потребностям и осложняют процессы формирования конкурентной среды.

Неразвитость конкурентной среды, неэффективная система управления при низкой рентабельности предоставления услуг и отсутствии экономических стимулов к снижению издержек, как следствие − высокая изношенность и аварийность основных фондов (70%), наличие задолженности, потери ресурсов и низкое качество жилищно-коммунального обслуживания.

Большим толчком к развитию конкуренции в секторе жилищно-коммунальных услуг является внедрение энергосберегающих технологий. Материальная заинтересованность граждан в снижении расходов на оплату электроэнергии, тепла и воды будет стимулировать развитие энергосервисных компаний, специализирующихся на внедрении ресурсосберегающих технологий, что повысит внимание к выбору управляющих компаний.

Немаловажное значение имеет развитие приборного учета в сфере предоставления коммунальных услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета. Однако при установке приборов учета энергоресурсов, потребители  сталкиваются с проблемой, связанной с приемкой в эксплуатацию и опломбированием приборов учета. Ресурсоснабжающая (управляющая) организация в первую очередь заинтересована в опломбировании приборов учета во избежание бесконтрольного потребления энергоресурсов, в связи с чем, по нашему мнению, расходы по опломбированию приборов учета должна нести сама ресурсоснабжающая (управляющая) организация.

Также ограничениями конкуренции выступает несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе, что формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.

В коммунальной сфере развитие конкуренции должно происходить путем: - равного доступа выхода на рынок жилищно-коммунальных услуг субъектов различных организационно-правовых форм хозяйствования путем формирования договорных отношений;

- привлечения субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру и развития механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;

- обеспечения  условий для создания новых ТСЖ, появления новых управляющих компаний, стимулирования конкуренции между  управляющими компаниями для повышения качества и удешевления услуг;

- повышения энергоэффективности за счет снижения теплопотерь жилищного фонда, стимулирования наиболее эффективных технологий производства тепловой энергии, установки приборов учета потребляемой электроэнергии, тепла и воды;

- обеспечения информационной прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса.

Достижение данных приоритетных направлений возможно только при комплексном подходе органами местного самоуправления к вопросам модернизации и реконструкции  систем коммунальной инфраструктуры.

2.7. Рынок услуг здравоохранения

В настоящее время конкуренция на рынке медицинских услуг в Республике Ингушетия  находится в начальной стадии своего развития. Создание условий формирования конкурентной среды в медицине, становления и развития конкурентоспособности медицинских услуг и медицинского труда - эффективный инструмент на пути качественного изменения производственных отношений в самой отрасли здравоохранения. Развитие в здравоохранении конкурентных начал позволит улучшить качество медицинских услуг.

В Республике Ингушетия медицинские услуги оказывают разные по форме собственности  и ведомственной принадлежности учреждения здравоохранения, которые обладают определенной экономической и организационно-правовой самостоятельностью: 10 муниципальных, 23 государственных.

Основными направлениями в предоставлении медицинских услуг являются: стоматология, урология, акушерство и гинекология, некоторые виды диагностики. Развитие частной системы здравоохранения направлено  на предоставление максимально большего количества медицинских услуг  в одной организации (создание медицинских центров, имеющих возможность  осуществлять как лечебные, так и диагностические мероприятия). Основными причинами недостаточного развития рынка предоставления медицинских услуг, прежде всего в районных центрах, является недостаточность квалифицированных кадров и  уровень его платежеспособности.

В качестве одного из механизмов формирования конкурентных отношений в сфере медицинских услуг является привлечение к выполнению программы государственных гарантий медицинских учреждений различных форм собственности на принципах частно-государственного партнерства. Контрактные отношения между страховщиками и лечебно-профилактическими учреждениями в сфере обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) устанавливаются после проведения конкурсов.

На рынке ОМС Республики Ингушетия действует единственная компания ЗАО «Макс-М». Ей отводится роль выбора медицинской организации, оплаты медицинских услуг и решения вопросов правовой защищенности пациентов.

Основными факторами, ограничивающими конкуренцию в системе ОМС и в целом в здравоохранении являются:

- наличие двухканальной системы финансирования медицинских учреждений, ограничивающей развитие страховой модели оказания медицинских услуг;

- отсутствие возможности у страхуемых граждан выбора страховой компании, как следствие, невозможность конкуренции между страховыми компаниями по цене или пакету услуг в рамках ОМС, т.к. цены и перечень услуг определяются государством;

- ограничение доступа частных и ведомственных медицинских организаций для оказания услуг в рамках ОМС;

- оказание медицинских услуг в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению предоставляется только государственными и муниципальными  учреждениями здравоохранения;

- недостаточное и неравномерное технологическое оснащение медицинских учреждений (неравные конкурентные условия различных медицинских учреждений);

- контроль качества, а не обеспечение качества медицинских услуг;

- длительная и сложная процедура открытия частного медицинского учреждения.

Для решения задач, направленных на развитие конкуренции в области здравоохранения необходимо сделать следующее:

- широкое привлечение частных медицинских организаций в систему ОМС;

- предоставить возможность пациентам самостоятельно в рамках программы ОМС выбирать лечебное учреждение и лечащего врача;

- переход на одноканальное финансирование по полному тарифу;

- конкурсное размещение объемов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий между учреждениями и организациями всех форм собственности или конкурсный отбор медицинских учреждений и организаций;

- внедрение единой информационной системы оказания медицинских услуг, расширение применения электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия субъектов системы здравоохранения;

- разработать систему «Электронная карта», содержащую историю болезни, что позволит пациенту определить то учреждение, где ему окажут наиболее квалифицированную медицинскую помощь без проведения повторных исследований и анализов;

- сокращение объемов «теневых» платежей в государственных и муниципальных учреждениях, как основного препятствия развитию рынка легальных частных медицинских услуг;

- перейти на оплату услуг по медико-экономическим стандартам.

Развитие конкуренции в сфере здравоохранения будет способствовать повышению качества и доступности медицинской помощи, улучшению на этой основе показателей здоровья населения, снижению инвалидизации и увеличению продолжительности жизни.

2.8. Рынок в сфере фармацевтической и медицинской продукции

Рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения  относится к социально-значимым сектора экономики.

На территории Республики Ингушетия действует 98 аптечных учреждений (23 юридических и 75 физических лиц), и все они на 100%. представляют частный сектор фармацевтического рынка. Доминирующее положение на рынке как по товарообороту, так и по количеству аптечных учреждений в целом по республике занимают ОАО «Панацея» и  ООО «СИА Интернешнл-Назрань».

Концентрация населения и платежеспособного спроса в  городах приводит к неравномерному размещению аптечных учреждений республики. Это, в свою очередь, влечет за собой неравномерный уровень конкуренции на различных по численности населения рынках.

Фактором, ограничивающим конкуренцию, является недостаток квалифицированных кадров и, прежде всего, лиц, имеющих высшее фармацевтическое образование, уровень покупательской способности населения, а также административные барьеры (длительная и сложная процедура открытия бизнеса, получения лицензии). Но есть административные барьеры, которые оправданы, целесообразны и имеют практическое применение по России. Это государственный контроль цен (соблюдения принципа доступности их для населения) и качества (гарантия безопасности).

Основной целью развития конкуренции в сфере розничной торговли фармацевтической и медицинской продукцией является улучшение качества оказываемых услуг, расширение доступности и ассортимента предлагаемой фармацевтической и медицинской продукции для удовлетворения потребности всех пациентов (включая социально незащищенных) в качественных лекарственных средствах в соответствии с терапевтическими показаниями.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

- обеспечение равных условий доступа всем хозяйствующим субъектам на рынок;

- развитие различных форм торговли фармацевтической и медицинской продукции;

-    совершенствование системы ценообразования на лекарственные средства;

- расширение аптечного нелекарственного ассортимента, позволяющего формировать конкурентную торговлю и ценовую политику.

2.9. Рынок в сфере строительства

В Республике Ингушетия на объектах Министерства строительства  Республики Ингушетия осуществляют свою деятельность 59 подрядных строительных организаций. Все они конкурируют между собой за право получения подряда на строительно-монтажные работы. Качество и цена продукции, работ и услуг строительного комплекса является основной составляющей конкурентной борьбы.

Увеличение количества участников по государственным и муниципальным заказам связаны с уменьшением объемов инвестиций со стороны заказчиков и снижением спроса на жилье со стороны населения. Действия Правительства Республики Ингушетия, в данном случае, направлены на стабилизацию данной отрасли, прежде всего, за счет переформатирования конечного продукта. В условиях, когда спрос на квартиры снижается, именно вариант ремонта, отладки существующей инфраструктуры и скупки жилья у застройщиков для расселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, служит инструментом прямых государственных инвестиций, направленных на поддержание конкурентной среды в отрасли.

Помимо жилищного строительства в Республике Ингушетия активно ведется строительство объектов социальной сферы, коммунального и промышленного назначения по пяти федеральным целевым программам. Увеличение числа участников на строительном рынке республики, повышение качества строительной продукции и строительно-монтажных работ является основной целью развития конкуренции.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

- ориентация застройщиков на строительство жилья эконом-класса, с целью участия их в реализации антикризисных мероприятий, предлагаемых Правительством РФ;

- упрощение процедур получения разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, различных согласований с органами государственной власти и местного самоуправления;

- оказание поддержки, взаимодействие с саморегулируемыми и общественными организациями, профессиональными союзами в целях создания равных условий функционирования строительных организаций, а также упрощение ведения предпринимательской деятельности;

- создание с целью снижения монополизации строительного рынка новых предприятий, производящих современные и качественные строительные материалы на базе местных полезных ископаемых;

- внедрение электронной системы торгов для обеспечения равного доступа к государственным и муниципальным заказам.

Развитию добросовестной конкуренции в Республике Ингушетия будет способствовать и деятельность созданной саморегулируемой организации (некоммерческое партнерство «Гильдия строителей Северо-Кавказского Федерального округа» филиал по Республике Ингушетия), в функции  которой входит:

- повышение ответственности исполнителей  за качество и безопасность работ в строительстве;

- выявление посредством механизма саморегулирования «недобросовестных» исполнителей и ограничение их присутствия на строительном рынке.

3. Инструменты развития конкуренции

3.1. Развитие предпринимательства

Развитие малого и среднего предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики и одной из важных социально-экономических задач общегосударственного значения. Такие свойства малого и среднего предпринимательства, как гибкость и способность к быстрому обновлению, позволяют ему в целом составлять конкуренцию крупным компаниям, стимулировать их эффективность. Конкурентное давление со стороны небольших компаний является одним из основных инструментов повышения неустойчивости картельных сговоров и препятствием для установления монопольно высоких цен.

Сегодня в Республике Ингушетия наблюдается положительная динамика  развития малого и среднего предпринимательства. Так, на начало 2010 года число субъектов малого и среднего предпринимательства составило 12422 единицы, что в процентном соотношении к 2008 году составляет 132,2%, в том числе 3618 юридических лиц и 8804 индивидуальных предпринимателей. Соответственно, наблюдается положительная динамика изменений и в среднесписочной численности занятых в малом и среднем предпринимательстве. Так, их численность в 2009 году достигла 12927 человек (на 36,5% больше показателя 2008 года) и составила 5,6% от общего числа экономически активного населения республики.

К факторам, сдерживающим развитие конкуренции и ограничивающим выход    на рынки субъектам малого и среднего предпринимательства, относятся: затруднение доступа к кредитным ресурсам банков, высокие административные барьеры, недостаток квалифицированных кадров.

В целях решения существующих проблем в деятельности малого и среднего предпринимательства и создания оптимальных условий для его развития в республике с 2009 года действует Республиканская целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия на 2009-2012 гг.», в рамках которой осуществляются следующие виды господдержки:

- стартовая поддержка (гранты) начинающих предпринимателей в целях организации собственного бизнеса;

- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах деятельности в целях возмещения части арендных платежей;

- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части стоимости присоединения к электрическим, газораспределительным, водопроводным и канализационным сетям;

- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части (3/4) процентной ставки по привлеченным кредитам;

- субсидирование части (2/3) процентной ставки за пользование банковскими кредитами для реализации инвестиционных проектов.

В результате в 2009 году различные виды государственной поддержки предоставлены 317 субъектам малого предпринимательства в размере 44,8 млн. рублей,  что значительно, в разы, превышает аналогичный показатель 2008 года.

В целях повышения доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства банковских кредитов, а также привлечения коммерческих банков к кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 году в рамках оказания финансовой поддержки учрежден Гарантийный фонд Республики Ингушетия.

Кроме этого, в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам реализуется микрофинансирование, основой которого является предоставление небольших средств на короткий срок для предпринимательских целей.

Важным шагом в направлении имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства стало строительство объектов, специально предназначенных для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, в республике функционирует ГУ «Республиканский Бизнес-Инкубатор». В его состав входят 2 бизнес-инкубатора: в г. Магас и г. Карабулак, основным назначением которых является предоставление начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства офисных помещений, оборудованных мебелью и компьютерной техникой. На базе ГУ «Республиканский Бизнес-Инкубатор» открыт Республиканский центр поддержки предпринимательства с постоянно действующим выставочным комплексом.

Для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и развития промышленного потенциала республики в рамках Федеральной целевой программы «Юг России» (2008-2012 гг.) реализуется проект по созданию 4-х промышленных территорий в Назрановском, Малгобекском, Сунженском районах республики и г. Карабулак общей площадью 200 га (по 50 га каждая), из которых с 2008 года финансируются две промышленные территории в Назрановском и Малгобекском районах. После завершения строительных работ готовые промышленные территории с комплексной инженерной инфраструктурой будут предоставляться на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства для организации новых высокорентабельных производств.

Несмотря на эффективность реализации Республиканской целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия на 2009-2012 гг.», в республике сохраняются определенные проблемы, сдерживающие развитие конкурентной среды в сфере малого и среднего предпринимательства:

- недостаточное развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обеспечивающей предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства широкого спектра услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса, по принципу «одного окна»;

- сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов и ограниченный доступ к ним;

- невысокое качество предпринимательской среды (у субъектов малого и среднего предпринимательства недостает навыков эффективного ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний, необходимых для более эффективного развития);

- территориальная дифференциация малого и среднего бизнеса (около 80% субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточено в городах Магас, Назрань, Малгобек, Карабулак).

В целях создания здоровой конкурентной среды в регионе, повышения конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства, продвижения выпускаемой ими продукции на межрегиональные и международные рынки, необходимо решение следующих задач:

- упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности посредством регламентации государственных и муниципальных услуг и их предоставления через систему многофункциональных центров (МФЦ, «одно окно);

- внедрение системы доступной информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса республики по всем вопросам начала и ведения предпринимательской деятельности, включая информацию о мерах господдержки и защите прав предпринимателей;

- формирование благоприятной правовой среды, стимулирующей развитие малого и среднего предпринимательства;

- развитие системы подготовки кадров, ориентированной на потребности сектора малого и среднего предпринимательства;

- внедрение отраслевого подхода к поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;

- стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий, в том числе через систему государственного и муниципального заказа.

Развитие малого бизнеса и среднего предпринимательства способствует развитию экономики в целом и является одним из важных факторов увеличения уровня занятости населения (по данным Управления государственной службы занятости населения Республики Ингушетия на 1 марта 2010 г. число безработных зарегистрировано 56949 человек).

3.2. Административные барьеры

Существенным препятствием развития конкуренции в Республике Ингушетия являются административные барьеры, препятствующие вхождению на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции. Снижение  непроизводственных затрат предпринимателей в виде различного рода административных, инфраструктурных ограничений и барьеров позволит увеличить средства, направленные на обеспечение их основной деятельности, и создаст условия для привлечения в экономику новых субъектов предпринимательской деятельности.

Для снижения административного давления при осуществлении предпринимательской деятельности в Республики Ингушетия способствует деятельность Комиссии по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, образованная Указом Президента Республики Ингушетия от 5 ноября 2009 г. № 249.

Сокращение административных барьеров включает:

- регламентацию государственных (муниципальных) функций и услуг органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Республики Ингушетия, в том числе относящихся к предпринимательской деятельности;

- упрощение процедур лицензирования, в том числе сокращение сроков рассмотрения заявлений субъектов предпринимательства;

- упрощение порядка предоставления государственных и муниципальных услуг;

- создание системы качественного предоставления государственных (муниципальных) услуг по принципу «одного окна» (многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, центров телефонного обслуживания, порталов государственных (муниципальных)услуг), направленные на упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;

- организацию процедуры проверки правовых актов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Ингушетия на предмет выявления ограничений для перемещения товаров (в том числе по результатам организации работы совместно с Управлением федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия (далее - УФАС по ЧР и РИ) независимыми сторонними организациями, обладающими экспертной компетенцией в данной области);

- организацию процедуры выявления необоснованных требований к сертификации и дополнительной аттестации продукции (дополнительные разрешительные процедуры органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Ингушетия), предусмотреть в процедуре участие УФАС по ЧР и РИ независимых сторонних организаций, обладающих экспертной компетенцией в данной области и отраслевых ассоциаций (Ассоциация крестьянских сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Ингушетия);

- расширение применения электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами.

3.3. Государственные и муниципальные закупки

Действующая в Российской Федерации система государственных и муниципальных закупок направлена на повышение их эффективности, минимизацию затрат и пресечение коррупции. Согласно Указу Президента Республики Ингушетия от 14 октября 2009 г. № 213, Министерство Финансов Республики Ингушетия является уполномоченным органом на осуществление функции по размещению заказов для государственных нужд Республики Ингушетия. Официальный сайт Республики Ингушетия для размещения информации по размещению госзаказов – www.goszakazrimfri.ru. Данные о результатах проводимых торгов свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении конкурентной борьбы за поставку товаров бюджетным организациям. Значительное влияние на экономику в целом и формирование конкурентной среды обусловлено общим размером бюджетных средств, освоенных в рамках размещения государственного заказа.

В целях создания конкурентной среды при проведении государственных и муниципальных закупок необходимо:

- расширение возможностей поиска информации потенциальными участниками размещения государственного (муниципального) заказа о торгах, проводимых органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Ингушетия;

- повышение информированности поставщиков о предстоящих закупках  товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- размещение   государственного (муниципального)  заказа  должно преимущественно осуществляться путем проведения открытых аукционов в электронной форме, позволяющих  снизить издержки участников размещения заказа, связанные со сложностями представления необходимых документов для участия в процедурах торгов, а также вероятность сговора участников за счет обеспечения анонимности участия в электронных аукционах;

- обеспечение расширения доступа малых предприятий к процессу осуществления государственных закупок, посредством увеличения количества процедур, участниками которых являются исключительно субъекты малого предпринимательства.

4. Основные показатели развития конкуренции в Республике Ингушетия

Оценка развития конкурентной среды в Республике Ингушетия будет осуществляться, исходя из положительной динамики следующих показателей:

- изменение по сравнению с предыдущим годом числа розничных рынков, в том числе сельскохозяйственных;

- количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения;

- изменение по сравнению с предыдущим годом числа новых предприятий торговли;

- доля выпуска продукции субъектами малого предпринимательства в валовом региональном продукте;

- различия между среднероссийскими и республиканскими ценами на отдельные виды товаров и услуг;

- доля пассажиров, перевезенных автопредприятиями (находящимися в частной собственности) и индивидуальными предпринимателями;

- доля жилищно-коммунальных услуг, оказываемых  новыми участниками рынка (ТСЖ и управляющими компаниями);

- доля энергосервисных компаний, специализирующихся на внедрении ресурсосберегающих технологий в ЖКХ;

- изменение по сравнению с предыдущим годом на рынке услуг связи новых операторов;

- доля финансирования через систему обязательного медицинского страхования;

- доля застрахованных, имеющих возможность выбора из нескольких страховых компаний;

- доля расходов на оказание медицинских услуг, покрываемая тарифом через ОМС;

- изменение по сравнению с предыдущим годом числа аптек, аптечных магазинов, аптечных киосков и пунктов;

- изменение по сравнению с предыдущим годом количества установленных фактов в злоупотреблении хозяйствующими субъектами доминирующим положением;

- доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год;

- доля государственных услуг, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, предоставляемых по принципу «одного окна», в том числе и в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг;

- доля государственных услуг, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, предоставляемых в электронном виде, в том числе с использованием порталов государственных услуг.

5. План мероприятий по реализации Программы «Развитие конкуренции в Республике Ингушетия на 2010-2012 годы»



п.п.

Наименование мероприятия

Срок реализации

Исполнители

1. Развитие конкуренции на агропродовольственном рынке

1.1

Рационализация системы реализации сельхозпродукции с помощью развития инфраструктуры сбыта (создание торгово-закупочных баз, торговых площадок и т.п.)

I кв. 2011 года

Министерство экономики и промышленности Республики Ингушетия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия, органы местного самоуправления Республики Ингушетия

1.2

Проведение  ярмарок «выходного дня» в муниципальных районах, позволяющих сельхоз  товаропроизводителям продавать свою продукцию без посредников

II-III кв. 2011 года

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия

1.3

Снижение рисков в сельском хозяйстве за счет увеличения удельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади, с целью сохранения конкурентной среды среди товаропроизводителей

I кв. 2011 года

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия

2. Развитие конкуренции на потребительском рынке

2.1

Усиление антимонопольного контроля за действиями органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Ингушетия в части создания прозрачных и недискриминационных условий доступа на товарные рынки региона хозяйствующим субъектам

ежегодно

УФАС России по Чеченской Республике и Республике Ингушетия

2.2

Увеличение доли торговых мест на универсальных рынках для реализации продукции сельхозпроизводителями ведущих КФХ, ЛПХ, садовничество и огородничество

II кв. 2011 года

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия, органы местного самоуправления Республики Ингушетия

2.3

Проведение мониторинга обеспеченности населения торговыми площадями в муниципальных образованиях региона, подготовка предложений по рациональному размещению объектов розничной торговли

I кв. 2011 года

Министерство экономики и промышленности Республики Ингушетия, органы местного самоуправления Республики Ингушетия

2.4

Привлечение в регион торговых операторов федеральных сетей

III кв. 2011 года

Министерство экономики и промышленности Республики Ингушетия

2.5

Создание в жилых микрорайонах с неразвитой инфраструктурой постоянно действующих торговых площадок (шаговой доступности)

II кв. 2011 года

Органы местного самоуправления Республики Ингушетия

3. Развитие конкуренции на рынке нефтепродуктов

3.1

Проведение исследования рынка нефтепродуктов на территории Республики Ингушетия с целью изучения возможностей привлечения других участников

II кв. 2011 года

Министерство экономики и промышленности Республики Ингушетия

3.2

Осуществление контроля за поведением операторов (компаний) розничного рынка нефтепродуктов на предмет обоснованности цен, устанавливаемых организациями.

I кв. 2011 года

УФАС России по Чеченской Республике и Республике Ингушетия

4. Развитие конкуренции на рынке услуг связи

4.1

Внедрение и адаптация типового портала государственных услуг Республики Ингушетия (электронное правительство)

2011-2012 годы

Министерство экономики и промышленности Республики Ингушетия,

ОАО «Ингушэлектросвязь»

5. Развитие конкуренции на рынке пассажирских перевозок

5.1

Разработка и утверждение методического обеспечения регулирования тарифов (экономически обоснованного и социального) на услуги пассажирского транспорта

2011 год

Министерство экономики и промышленности Республики Ингушетия,

ГУП «Ингушавтотранс»

5.2

Внедрение современных информационных технологий в процесс  управления  пассажиропотоком и автоматизированной системы оплаты проезда  на пассажирском транспорте  (внедрения платежной пластиковой  карты)

2012 год

ГУП «Ингушавтотранс»

6. Развитие конкуренции на рынке услуг ЖКХ

6.1

Создание информационного ресурса на сайте Управление ЖКХ Республики Ингушетия для размещения информационно-аналитических материалов и диалога по проблемным вопросам ЖКХ

2011 год

Управление ЖКХ Республики Ингушетия

6.2

Стимулирование развития на объектах жизнеобеспечения энергосервисных компаний, специализирующихся на внедрении ресурсосберегающих технологий

  I кв.   2011 года

Управление ЖКХ Республики Ингушетия,

органы местного самоуправления

7. Развитие конкуренции на рынке услуг здравохранения

7.1

Переход на одноканальное финансирование по полному тарифу за объем и качество оказанных медицинских услуг

2011 год

Республиканский фонд обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия

7.2

Внедрение административных регламентов по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности

2011-2012 годы

Министерство здравоохранения Республики Ингушетия

8. Развитие конкуренции на рынке в сфере фармацевтической и медицинской продукции

8.1

Создание общедоступной информационной сети для потребителей, содержащей данные об ассортименте и цене на лекарственные препараты всех объектов фармацевтической деятельности

II кв. 2011 года

Министерство здравоохранения Республики Ингушетия

9. Развитие конкуренции на рынке в сфере строительства

9.1

Внедрение и совершенствование саморегулирования в строительной сфере 

2011 год

Министерство строительства Республики Ингушетия, некоммерческое партнерство «Гильдия строителей Северо-Кавказского Федерального округа» филиал по Республике Ингушетия (по согласованию)

9.2

Составление каталога строительных хозяйствующих субъектов региона и материалов, выпускаемых в Республике Ингушетия

ежегодно

Министерство строительства Республики Ингушетия

10. Развитие конкуренции в сфере развития предпринимательства

10.1

Развитие механизмов финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства:

содействие развитию кредитной кооперации и развитие микрофинансирования;

содействие в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность инновационной направленности;

участие в учреждении гарантийного фонда;

стартовая поддержка (гранты) начинающих предпринимателей в целях организации собственного бизнеса;

предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части (3/4) процентной ставки по привлеченным кредитам;

субсидирование части (2/3) процентной ставки за пользование банковскими кредитами для реализации инвестиционных проектов;

предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах деятельности в целях возмещения части арендных платежей.

ежегодно

Министерство экономики и промышленности Республики Ингушетия, Региональный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Ингушетия,

ГУ «Республиканский Бизнес-Инкубатор»

10.2

Развитие существующей инфраструктуры (бизнес-инкубаторы в г. Магас и г. Карабулак) по подготовке кадров, направленной на оказание комплексной поддержки лицам, желающим заниматься предпринимательской деятельностью:

ежегодное обучение лиц, желающих заниматься предпринимательской деятельностью, начинающих предпринимателей и действующих предпринимателей практическим вопросам ведения бизнеса;

предоставление начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства офисных помещений, оборудованных мебелью и оргтехникой.

     ежегодно

Министерство экономики и промышленности Республики Ингушетия, ГУ «Республиканский Бизнес-Инкубатор»

10.3

Создание  4-х промышленных территорий с комплексной инженерной инфраструктурой,  для предоставления  их субъектам малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе

2012 год

Министерство экономики и промышленности Республики Ингушетия

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать