Основная информация

Дата опубликования: 16 мая 2015г.
Номер документа: RU16000201500446
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Татарстан
Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16.05.2015 № 351

Об утверждении Порядка организации и проведения дуального обучения учащихся профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования Республики Татарстан

В целях развития профессионального образования и профессиональных навыков выпускников профессиональных образовательных организаций, организации сетевой формы реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления дуального обучения учащихся профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования Республики Татарстан.

2. Министерству образования и науки Республики Татарстан ежегодно, до 15 декабря, представлять в Кабинет Министров Республики Татарстан информацию о ходе выполнения настоящего постановления.

3. Руководителям органов исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющих функции и полномочия учредителя профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования Республики Татарстан, осуществить мероприятия по организации и проведению дуального обучения учащихся очной формы обучения профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования Республики Татарстан.

4. Предложить руководителям организаций Республики Татарстан принять участие в мероприятиях по организации и проведению дуального обучения.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Премьер-министр

Республики Татарстан                                                                       И.Ш.Халиков

Утвержден

постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 16.05.2015 № 351

Порядок

осуществления дуального обучения учащихся

профессиональных образовательных организаций,

реализующих программы среднего профессионального

образования Республики Татарстан

I. Общие положения

1.1. Порядок осуществления дуального обучения учащихся профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования Республики Татарстан (далее – Учащиеся), разработан в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в кадрах и специалистах на региональном рынке труда с учетом текущих и перспективных потребностей хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также развития социального партнерства и механизмов взаимодействия между профессиональными образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования Республики Татарстан, и хозяйствующими субъектами, муниципальными образованиями Республики Татарстан.

Настоящий Порядок определяет порядок осуществления дуального обучения учащихся очной формы обучения, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования (далее – ОП СПО), профессиональными образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования Республики Татарстан, подведомственными исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан (далее – Образовательная организация) в организациях Республики Татарстан всех организационно-правовых форм и форм собственности (далее – Предприятие).

1.2. Действие настоящего Порядка распространяется на Образовательные организации, реализующие ОП СПО в соответствии с государственными образовательными стандартами и федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей.

1.3. Под дуальным обучением в настоящем Порядке понимается сетевая форма реализации ОП СПО, основанная на взаимодействии Предприятий, Образовательных организаций и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных ОП СПО.

1.4. Дуальное обучение реализуется в соответствии с программой, разрабатываемой и утверждаемой Образовательной организацией совместно с Предприятием и предусматривающей:

1.4.1. Обеспечение выполнения основных требований ФГОС СПО.

1.4.2. Совмещение обучения учащихся на базе Предприятия и на базе Образовательной организации.

1.4.3. Приобретение Учащимися практического опыта наряду с формированием профессиональных компетенций по рабочей профессии (специальности).

1.5. Программа дуального обучения, разрабатываемая Образовательной организацией по согласованию с Предприятием, должна предусматривать:

1.5.1. Формирование у Учащегося общих и профессиональных компетенций по рабочей профессии (специальности) в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей;

1.5.2. Приобретение Учащимся практического опыта с учетом содержания модулей ОП СПО в соответствии с ФГОС СПО.

1.6. Программа дуального обучения предусматривает совмещение обучения на базе Предприятия и Образовательной организации по дням (неделям, месяцам), определяемым программой дуального обучения, при условии обеспечения выполнения ФГОС СПО.

1.7. Основной целью реализации Образовательной организацией дуального обучения является формирование у Учащегося общих и профессиональных компетенций по рабочей профессии (специальности) в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей, а также приобретение Учащимся практических навыков работы в соответствующей области с учетом содержания модулей ОП СПО в соответствии с ФГОС СПО.

1.8. Основные задачи организации и проведения дуального обучения Учащихся Образовательной организации на Предприятиях:

1.8.1. Комплексное освоение Учащимся всех видов профессиональной деятельности в рамках специальности (профессии), формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей;

1.8.2. Качественное улучшение уровня профессиональной подготовки выпускников Образовательных организаций СПО;

1.8.3. Координация и адаптация учебно-производственной деятельности Образовательных организаций к условиям производства на Предприятии.

1.9. Ответственность за организацию и проведение дуального обучения Учащихся несут в соответствии с законодательством руководители Образовательных организаций и Предприятий.

II. Организация и проведение дуального обучения

Учащихся профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования Республики Татарстан

2.1. Реализация дуального обучения осуществляется Образовательными организациями в соответствии с:

2.1.1. Законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан;

2.1.2. Настоящим Порядком;

2.1.3. Положениями о дуальном образовании, действующими в Образовательных организациях и на Предприятиях, программой дуального обучения, рабочим учебным планом по профессии (специальности), годовым календарным графиком, планом мероприятий по обеспечению образовательного процесса, приказами Министерства образования и науки Республики Татарстан, Образовательных организаций и Предприятий;

2.1.4. Договорами об организации дуального обучения, заключаемыми между Предприятиями и Образовательными организациями. Настоящим Порядком предлагается заключать указанный договор по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку;

2.1.5. Ученическими договорами о дуальном обучении, заключаемыми в соответствии с законодательством между Учащимся и Предприятием. Настоящим Порядком предлагается заключать указанный договор по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.

2.2. В целях организации и проведения дуального обучения Образовательная организация:

2.2.1. Разрабатывает и утверждает положение о дуальном обучении;

2.2.2. Ежегодно, до 1 августа текущего года, составляет и подписывает договор об организации дуального обучения с Предприятием (по согласованию). Настоящим Порядком предлагается заключать указанный договор по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку;

2.2.3. Совместно с Предприятием разрабатывает и утверждает программу дуального обучения, рабочий учебный план по профессии (специальности), годовой календарный график, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса;

2.2.4. Согласовывает с Предприятием срок, количество и списочный состав Учащихся, направляемых на Предприятие для дуального обучения;

2.2.5. Содействует заключению ученических договоров о дуальном обучении между Учащимся и Предприятием;

2.2.6. Издает приказы об организации дуального обучения, о направлении Учащегося на Предприятие и о закреплении за каждой группой Учащихся кураторов (мастеров производственного обучения или преподавателей) по согласованию с Предприятием;

2.2.7. Обеспечивает реализацию программы дуального обучения на своей базе в части, установленной договором об организации дуального обучения и программой дуального обучения;

2.2.8. Несет в соответствии с законодательством ответственность за получение Учащимся в полном объеме образования в соответствии с ФГОС СПО, учебным планом и программой дуального обучения; за выдачу документа (свидетельства) об уровне квалификации в случае успешной сдачи квалификационного экзамена студентом (в случае, если ФГОС СПО в рамках одного из видов профессиональной деятельности по результатам освоения модуля ОП СПО предусмотрено освоение рабочей профессии);

2.2.9. Отвечает в соответствии с законодательством за соблюдение Учащимся при получении дуального обучения действующих на Предприятии правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности и иных локальных актов, действующих на Предприятии, требований по использованию имущества Предприятия;

2.2.10. Обеспечивает выполнение Учащимся указаний мастера производственного обучения, преподавателя, наставника, касающихся процесса обучения и производственного процесса на Предприятии;

2.2.11. Содействует обеспечению реализации куратором (мастером производственного обучения или преподавателем) в пределах предоставленных ему полномочий ФГОС СПО, программы дуального обучения, рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, должностной инструкции и обязанностей (в том числе по заполнению журнала учета проводимых занятий, контролю за ведением дневника Учащегося, систематическому внесению данных об успеваемости Учащегося в журнал практических занятий);

2.2.12. Совместно с Предприятием организует процедуру оценки общих и профессиональных компетенций по рабочей профессии (специальности) в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей Учащихся, освоенных им в процессе дуального обучения;

2.2.13. Обеспечивает учет результатов освоения программы дуального обучения при итоговой аттестации Учащегося;

2.2.14. Представляет до 15 ноября текущего года согласованный с Предприятием ежегодный отчет о проведении дуального обучения за прошедший учебный год исполнительному органу государственной власти Республики Татарстан, осуществляющему функции и полномочия учредителя Образовательной организации.

2.3. В целях организации и проведения дуального обучения Предприятие (по согласованию):

2.3.1. Разрабатывает и утверждает положение о дуальном обучении;

2.3.2. Ежегодно, до 1 августа текущего года, заключает договор об организации дуального обучения с Образовательной организацией;

2.3.3. Совместно с Образовательной организацией разрабатывает и утверждает программу дуального обучения, рабочий учебный план по профессии (специальности), годовой календарный график, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса;

2.3.4. Согласует сроки проведения дуального обучения и списочный состав Учащихся, направляемых на дуальное обучение;

2.3.5. Принимает Учащихся на обучение в количестве и в сроки, согласованные с Образовательной организацией;

2.3.6. Заключает в соответствии с законодательством ученические договоры о дуальном обучении с Учащимся. Настоящим Порядком предлагается заключать указанный договор по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.

2.3.7. Знакомит Учащихся с правилами внутреннего распорядка, санитарными, противопожарными и иными общеобязательными нормами и правилами; с условиями получения образовательного займа от Предприятия на конкурсной основе (при его наличии); возможностями трудоустройства на Предприятии;

2.3.8. Закрепляет за каждой группой Учащихся наставника из числа наиболее квалифицированных специалистов (рабочих) для обучения их практическим знаниям и приемам в работе по каждому направлению программы дуального обучения;

2.3.9. Обеспечивает реализацию программы дуального обучения на Предприятии и создает условия для проведения дуального обучения;

2.3.10. Обеспечивает Учащихся на период проведения дуального обучения доставкой на Предприятие, питанием, специальной одеждой (формой) по нормативам, устанавливаемым в соответствии с законодательством, средствами производства, расходными материалами, проживанием (при необходимости и наличии возможности);

2.3.11. В соответствии с целями и задачами дуального обучения обеспечивает Учащимся доступ к практическим материалам и процессам, за исключением информации, составляющей охраняемую законодательством тайну;

2.3.12. Обеспечивает безопасные условия прохождения дуального обучения для Учащихся на Предприятии, отвечающие санитарным правилам, требованиям охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности;

2.3.13. Обеспечивает выполнение наставником программы дуального обучения, должностной инструкции и обязанностей (в том числе по организации участия Учащихся в производственном процессе, проведению инструктажа с Учащимися);

2.3.14. Совместно с Образовательной организацией организует процедуру оценки общих и профессиональных компетенций Учащихся, сформированных им в процессе дуального обучения, по рабочей профессии (специальности) в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей;

2.3.15. Ежегодно, до 1 ноября текущего года, согласовывает отчет Образова-тельной организации о проведении дуального обучения за прошедший учебный год.

2.4. Исполнительный орган государственной власти Республики Татарстан, осуществляющий функции и полномочия учредителя Образовательной организации:

2.4.1. Ежегодно, до 1 июня текущего года, определяет перечень специаль-ностей и профессий для организации Образовательными организациями дуального обучения на Предприятиях;

2.4.2. Согласовывает программу дуального обучения, годовой календарный график, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса;

2.4.3. Осуществляет текущий мониторинг реализации дуального обучения в части получения Учащимся в полном объеме образования в соответствии с ФГОС СПО, учебным планом и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей;

2.4.4. Рассматривает ежегодный отчет Образовательной организации о проведении дуального обучения.

Приложение № 2

к Порядку осуществления

дуального обучения учащихся

профессиональных образовательных

организаций, реализующих программы

среднего профессионального образования

Республики Татарстан

Форма

УЧЕНИЧЕСКИЙ ДОГОВОР О ДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

г.____________ «___»____________20___г.

Предприятие (организация) __________________________________________,

именуемое в дальнейшем «Предприятие», в лице _____________________________,

(должность, Ф.И.О. руководителя)

действующего на основании ________________, и гражданин ___________________,

(Ф.И.О.)

студент _________________________________________________________________,

(наименование образовательной организации)

именуемый в дальнейшем «Учащийся» (законный представитель Учащегося), действующий в своих интересах и от своего имени (действующий от имени интересов Учащегося), при совместном упоминании именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем.

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Согласно настоящему Договору Предприятие организовывает дуальное обучение, а Учащийся обучается в целях освоения им профессии (специальности) в соответствии с программой дуального обучения по направлению ____________________________________________________________________

1.2. Дуальное обучение осуществляется на Предприятии в течение ______ лет в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом __________________________________________, согласованным с Предприятием и

(код и наименование рабочей профессии/специальности)

исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, осуществляющим функции и полномочия учредителя профессиональной образовательной организации, реализующей программу среднего профес-сионального образования (далее – Образовательная организация).

Начало дуального обучения: ______________;

окончание дуального обучения: ____________.

Форма дуального обучения: очная, дневная.

1.3. Не менее двух раз в течение учебного года Учащемуся устанавливаются каникулы, общая продолжительность которых определяется федеральным государственным образовательным стандартом по каждой специальности (профессии).

Даты начала и окончания каникул согласовываются с Предприятием.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Предприятие обязано:

2.1.1. Закрепить за Учащимся наставника из числа наиболее квалифицированных специалистов (рабочих) для обучения практическим знаниям и приемам в работе;

2.1.2. Ознакомить Учащегося с правилами внутреннего распорядка Предприятия, санитарными, противопожарными и иными общеобязательными нормами и правилами;

2.1.3. Предоставлять на безвозмездной основе Учащемуся средства обучения, оборудование, расходные материалы, необходимые для освоения указанной в настоящем Договоре профессии (специальности), на период прохождения дуального обучения и проведения промежуточной и итоговой аттестации;

2.1.4. Обеспечить Учащегося во время обучения на Предприятии питанием, специальной одеждой (формой) по действующим нормативам, средствами производства, расходными материалами;

2.1.5. Выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2.2. Учащийся обязан:

2.2.1. Посещать занятия и выполнять задания в рамках освоения федерального государственного образовательного стандарта, определяемые куратором (преподавателем, мастером производственного обучения), наставником; добро-совестно относиться к освоению основной профессиональной образовательной программы по избранной профессии (специальности) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;

2.2.2. Соблюдать во время дуального обучения правила внутреннего распорядка и иные локальные нормативные акты Предприятия, в том числе акты в сфере охраны труда; бережно относиться к имуществу Предприятия;

2.2.3. Выполнять указания преподавателя (мастера производственного обучения), наставника, касающиеся процесса обучения и производственного процесса;

2.2.4. Не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну Предприятия.

2.3. Предприятие вправе:

2.3.1. Предоставить на конкурсной основе образовательный заем Учащемуся в целях покрытия внебюджетной части расходов на профессиональное обучение, а также усиления материальной поддержки Учащегося;

2.3.2. Трудоустроить Учащегося по окончании Образовательной организации при наличии вакансий и соблюдении требований к трудоустройству, устанав-ливаемых в соответствии с законодательством.

2.4. Учащийся вправе:

2.4.1. Претендовать на конкурсной основе на получение образовательного займа от Предприятия;

2.4.2. По окончании Образовательной организации при наличии вакансии на Предприятии и соблюдении требований к трудоустройству, устанавливаемых в соответствии с законодательством, в срок ___________ заключить с Предприятием трудовой договор.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

3.1. При неисполнении или ненадлежащем исполнении предусмотренных настоящим Договором обязательств Стороны несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.2. Учащийся несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им Предприятию, так и за ущерб, возникший у Предприятия в результате возмещения им ущерба иным лицам, при наличии вины Учащегося в порядке, установленном законодательством.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Договор составлен в _____ экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

4.2. Договор вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до окончания исполнения Сторонами своих обязательств по нему.

4.3. Изменения или дополнения к настоящему Договору оформляются в письменной форме, подписываются всеми Сторонами и являются неотъемлемой частью настоящего Договора.

4.4. Возникшие по Договору споры разрешаются путем переговоров. При недостижении согласия споры разрешаются в установленном законодательством порядке.

4.5. Вопросы, не урегулированные Договором, разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством.

4.6. Прекращение действия настоящего Договора влечет за собой прекращение обязательств Сторон по нему, но не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение, если таковые имели место при исполнении условий Договора.

АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Предприятие

Почтовый адрес

Банковские реквизиты

____________________

(наименование должности)

____________________

(Ф.И.О. руководителя)

____________________

(подпись)

«__»______20__г.

М.П.

Законный представитель

Учащегося

_______________

(Ф.И.О.)

Паспорт серия ____№

выдан

____________________

(дата и место выдачи)

Фактический адрес

проживания:

____________________

____________________

(подпись)

«__»______20__г.

Учащийся

_______________

(Ф.И.О.)

Паспорт серия ____№

выдан

____________________

(дата и место выдачи)

Фактический адрес

проживания:

____________________

____________________

(подпись)

«__»______20__г.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019
Рубрики правового классификатора: 130.010.040 Образовательные учреждения и иные образовательные организации (см. также 150.040.020, 150.040.030, 150.040.040), 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать