Основная информация
Дата опубликования: | 16 июля 2019г. |
Номер документа: | RU56000201900675 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Оренбургская область |
Принявший орган: | Правительство Оренбургской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16.07.2019 № 524-пп
О КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА
В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
(в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 14.02.2020 № 71-пп)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 № 2245-р, Правительство Оренбургской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить концепцию подготовки спортивного резерва в Оренбургской области до 2025 года (далее – концепция) согласно приложению.
2. Заинтересованным органам исполнительной власти Оренбургской области обеспечить в пределах своих полномочий реализацию концепции.
3. Министерству физической культуры и спорта Оренбургской области:
разработать план мероприятий по реализации концепции;
осуществлять координацию деятельности по реализации концепции.
(в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 14.02.2020 № 71-пп)
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора – заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике – министра здравоохранения Оренбургской области.
(в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 14.02.2020 № 71-пп)
5. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Временно исполняющий
обязанности Губернатора
Д.В. Паслер
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 16.07.2019 № 524-пп
(в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 14.02.2020 № 71-пп)
Концепция подготовки спортивного резерва в Оренбургской области
до 2025 года
I. Введение
В концепции подготовки спортивного резерва в Оренбургской области до 2025 года (далее – концепция) определяются приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва в Оренбургской области на период до 2025 года (далее – подготовка спортивного резерва).
Концепция разработана с учетом концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 № 2245-р, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р, государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302, государственной программы Оренбургской области «Развитие физической культуры, спорта и туризма», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 № 920-пп.
II. Состояние системы подготовки спортивного резерва
В Оренбуржье создана региональная система подготовки спортивного резерва: работают областной центр спортивной подготовки, училище олимпийского резерва, 47 спортивных школ сферы спорта, 35 – сферы образования и 3 – другого ведомства. Всего в систематические занятия спортом в указанных организациях вовлечены более 62 тысяч человек.
По итогам 2018 года 44 физкультурно-спортивные организации перешли на программы спортивной подготовки, что составляет 90,0 про-цента численности физкультурно-спортивных организаций ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта. Деятельность указанных организаций станет основой для реализации положений концепции.
Общая численность лиц, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва, составляет 22982 человека, из них 22418 человек являются спортсменами и 564 – тренерами, из которых штатными являются 404.
Численность лиц, занимающихся на этапах спортивной подготовки, составляет: 2333 спортсмена – на спортивно-оздоровительном этапе, 13043 спортсмена – на этапе начальной подготовки, 6583 спортсмена – на тренировочном этапе (этап спортивной специализации), 370 спортсменов – на этапе совершенствования спортивного мастерства и 89 спортсменов – на этапе высшего спортивного мастерства.
С этапа начальной подготовки на тренировочный этап переходит 34,0 процента спортсменов, а с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства – только 3,0 процента спортсменов, что значительно ниже средних показателей по стране: аналогичные показатели составляют 63,4 процента спортсменов и 5,8 процента спортсменов соответственно.
В целях совершенствования системы отбора и перевода спортсмена с этапа на этап необходимо усовершенствовать тренировочный процесс, соответствующее медико-биологическое и научно-методическое сопровождение, обеспечивающее снижение уровня травматизма, продление спортивного долголетия, сохранение здоровья и уменьшение риска развития хронических заболеваний.
Принятие в Оренбургской области дорожной карты, направленной на доведение уровня финансирования услуг по спортивной подготовке по базовым видам спорта до уровня, предусмотренного федеральными стандартами спортивной подготовки, позволило в 2018 году увеличить объемы финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Для областных спортивных школ олимпийского резерва были приобретены инвентарь и оборудование на сумму 17,6 млн. рублей, на обеспечение соревновательной деятельности, оплату труда тренеров и содержание спортивной инфраструктуры было потрачено 175,5 млн. рублей.
Расходы на аналогичные направления в муниципальных спортивных школах составили 207,8 млн. рублей.
Ключевым условием успешной реализации концепции является кадровое обеспечение отрасли. В Оренбургской области число тренеров с высшим профессиональным образованием в сфере физической культуры и спорта составило 60,9 процента штатной численности тренеров, количество тренеров, имеющих среднее профессиональное образование, – 18,1 процента, а 21,0 процента штатных тренеров не имеют профессионального физкультурного образования.
Повышение требований к качеству подготовки спортивного резерва диктует необходимость совершенствования системы дополнительного профессионального образования тренерских кадров с ориентацией на совершенствование их прикладных профессиональных компетенций.
Важным механизмом мотивации специалистов и роста профессионального мастерства тренерских кадров является совершенствование системы оплаты труда на основе единых подходов с учетом необходимости стимулирования тренеров к переходу спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую спортивную подготовку. Требуют решения вопросы социальной защиты работников отрасли физической культуры и спорта.
2018 год стал периодом стабилизации в системе подготовки спортивного резерва, проведены плановые мероприятия по формированию региональных систем подготовки спортивного резерва с учетом специфики региона. Таким образом, спортивная отрасль сформирована как самостоятельная отрасль социальной сферы, имеющая сложившуюся структуру управления, нормативно-правовую базу, финансовое обеспечение по разделу «Физическая культура и спорт» классификации расходов бюджетов, а также отраслевую сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Вместе с тем остается низким показатель перехода спортсменов с этапа начальной подготовки на тренировочный этап и с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства.
Значительное число штатных тренеров не имеют профессионального физкультурного образования.
Низкий уровень финансового обеспечения муниципальных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, затрудняет качественную подготовку спортивного резерва и обеспечение достижения высоких спортивных результатов.
Таким образом, сложившаяся система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования.
III. Цели и задачи концепции
Приоритетными целями концепции являются:
повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд и конкурентоспособности оренбургских спортсменов на Всероссийских и международных соревнованиях;
повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия;
повышение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения Оренбургской области мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.
Достижение целей концепции предусматривается осуществить путем реализации следующих задач:
совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва;
завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва;
развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва;
улучшение инфраструктуры, повышение финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения;
совершенствование системы спортивных соревнований;
укрепление межрегиональных связей;
создание условий для саморазвития и самореализации спортсменов, и их духовно-нравственного и патриотического воспитания.
IV. Механизмы реализации концепции
1. Совершенствование управления, координации деятельности и
методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва
Министерство физической культуры и спорта Оренбургской области (далее – министерство) формирует региональную систему подготовки спортивного резерва, обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Оренбургской области, участвует в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, координирует деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области (далее – органы местного самоуправления) и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, по подготовке спортивного резерва.
(в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 14.02.2020 № 71-пп)
Органы местного самоуправления создают условия для развития физической культуры и участвуют в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Оренбургской области.
Министерство выстраивает систему подготовки спортивного резерва на базе подведомственных организаций совместно с органами местного самоуправления, региональными спортивными федерациями и заинтересованными ведомствами с учетом особенностей видов спорта.
В систему управления подготовкой спортивного резерва входят организации, отвечающие за координацию деятельности и организационно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва.
Центр спортивной подготовки Оренбургской области совместно с региональными спортивными федерациями обеспечивает участие спортсменов, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Оренбургской области, в спортивных мероприятиях календарного плана в части тренировочных мероприятий и спортивных соревнований, осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, участвует в процедуре выявления и отбора спортивно одаренных детей по видам спорта.
В целях повышения эффективности управления в системе подготовки спортивного резерва необходимо формирование механизмов совместного участия министерства и органов местного самоуправления в ресурсном обеспечении организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе механизмов совместного использования организациями объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки.
2. Завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку
Регулирование деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, заключается в установлении требований к их деятельности, статусу и наименованиям, целям и задачам с финансовым, материально-техническим, кадровым и иным ресурсным обеспечением.
Организациям, осуществляющим спортивную подготовку, независимо от их типа и организационно-правовой формы будет предоставлена возможность пройти добровольную аккредитацию на получение права осуществления деятельности по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки.
Основными критериями при добровольной аккредитации будут являться требования к тренерскому составу (в том числе к уровню образования и профессиональной подготовленности), материально-техническому и иному ресурсному обеспечению, осуществлению тренировочного и соревновательного процессов, выполнению переводных нормативов спортсменами в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта.
В целях систематизации добровольной аккредитации организаций, осуществляющих спортивную подготовку, порядок добровольной аккредитации таких организаций будет определять федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, вправе реализовывать дополнительные общеобразовательные программы при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Основными организациями, осуществляющими спортивную подготовку, являются спортивные школы, спортивно-адаптивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.
В число организаций, осуществляющих спортивную подготовку, также входят центр олимпийской подготовки, училище олимпийского резерва, а также школы-интернаты спортивного профиля, которые могут создаваться в том числе на базе организаций, осуществляющих спортивную подготовку, как структурные подразделения.
Образовательные организации дополнительного образования и другие организации вправе реализовывать на основании добровольной аккредитации, дающей право осуществлять деятельность по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки, программы спортивной подготовки в качестве дополнительного вида деятельности в специально созданном структурном подразделении по спортивной подготовке.
Образовательные организации высшего образования могут реализовывать на основании добровольной аккредитации, дающей право осуществлять деятельность по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки, программы спортивной подготовки в специально созданном структурном подразделении на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
Таким образом, осуществляется межотраслевое взаимодействие, при котором организация, осуществляющая спортивную подготовку, независимо от ведомственной принадлежности, типа и организационно-правовой формы имеет возможность участвовать в подготовке спортивного резерва посредством реализации программ спортивной подготовки.
3. Совершенствование нормативно-правового регулирования
подготовки спортивного резерва
Совершенствование нормативно-правового регулирования подготовки спортивного резерва предусматривает:
осуществление мониторинга соответствия правового регулирования системы подготовки спортивного резерва целям и задачам концепции и внесение в законодательство Оренбургской области о физической культуре и спорте, а также в иные нормативные правовые акты соответствующих изменений в установленном порядке;
совершенствование нормативных правовых актов по обеспечению условий безопасного проведения тренировочных и спортивных мероприятий.
4. Развитие кадрового потенциала системы подготовки
спортивного резерва
Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва предусматривает:
обеспечение тренерских кадров для организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
совершенствование систем оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, с учетом единых рекомендаций по установлению на региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
внедрение типовых отраслевых норм труда тренеров и иных специалистов сферы физической культуры и спорта;
содействие внедрению отраслевых мер (гарантий), направленных на повышение уровня социальной защищенности спортсменов и тренеров;
внедрение на территории Оренбургской области новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования – бакалавриата по направлению подготовки «Спорт» и среднего профессионального образования по специальности «Спорт» с присвоением квалификации тренера;
внедрение методов стимулирования тренерских кадров к совершенствованию их профессиональных компетенций и к дальнейшей работе по специальности путем реализации положений единых рекомендаций по установлению на региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, использования механизмов государственной аттестации, а также посредством оказания практической помощи по адаптации молодых специалистов в профессии, совершенствовании теоретических и практических знаний.
5. Развитие инфраструктуры, финансового и материально-
технического обеспечения подготовки спортивного резерва
Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения подготовки спортивного резерва предусматривает:
обеспечение перехода к нормативно-подушевому финансированию услуг по спортивной подготовке в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
обеспечение финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки в полном объеме;
развитие спортивной инфраструктуры, строительство и реконструкцию спортивных объектов, укрепление материально-технической базы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, поддержку отечественного производства конкурентоспособного, качественного и доступного спортивного инвентаря и оборудования, в том числе за счет мер государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства;
внедрение механизмов совместного использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;
проработку механизма предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на обеспечение уровня финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки;
разработку мер, направленных на стандартизацию качества доступности объектов и услуг городской, социальной инфраструктуры в целях повышения эффективности и качества работ по созданию безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на объектах спорта, для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
В рамках регионального проекта «Спорт – норма жизни» в 2019–2024 годах планируется:
во все муниципальные районы и городские округа поставить новое спортивно-технологическое оборудование для оснащения (дооснащения) центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), оборудованных малыми спортивными площадками;
для организаций спортивной подготовки поставить не менее 2 комплектов искусственного покрытия футбольных полей;
поставить новое спортивное оборудование и инвентарь для развития хоккея не менее чем в 2 организации спортивной подготовки;
в 14 спортивных школ олимпийского резерва поставить новое спортивное оборудование и инвентарь для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние;
построить физкультурно-оздоровительный комплекс.
6. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей
на основе федеральных стандартов спортивной подготовки
Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов спортивной подготовки предусматривает:
определение требований к качеству и модельным характеристикам кандидатов в спортивные сборные команды Оренбургской области;
содействие внедрению механизмов отбора и перевода в организации, осуществляющие спортивную подготовку, спортивно одаренных детей (в том числе детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в сфере физической культуры и спорта, и детей, проходящих обучение в спортивных классах);
содействие внедрению механизмов отбора спортивно одаренных детей в процессе выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для прохождения спортивной подготовки.
7. Совершенствование научно-методического, медико-биологического
и антидопингового обеспечения
Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения предусматривает содействие:
внедрению научно обоснованных модельных характеристик спортсменов с учетом специфики видов спорта;
совершенствованию системы подготовки кадров для реализации программ научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения подготовки спортивного резерва;
внедрению лучших методик, полученных в результате инновационной и экспериментальной деятельности, в практическую работу;
развитию врачебно-физкультурных диспансеров и (или) центров спортивной медицины в Оренбургской области (совместно с министерством здравоохранения Оренбургской области, в том числе на кластерной основе) в целях сопровождения лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки;
внедрению информационных программ, основанных на положениях Всемирного антидопингового кодекса, в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в целях формирования у лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, тренеров и специалистов сферы физической культуры нулевой терпимости к достижению спортивного результата с использованием запрещенных в спорте средств и (или) методов (допинга).
8. Совершенствование системы спортивных соревнований
Совершенствование системы спортивных соревнований предусматривает:
определение необходимого количества спортивных соревнований от муниципального уровня до областного уровня;
совершенствование системы проведения зональных соревнований и комплексных спортивных соревнований.
9. Укрепление международных связей
Укрепление международных связей предусматривает:
участие в проведении на территории Оренбургской области международных спортивных мероприятий в целях обмена опытом между спортсменами, тренерами и иными специалистами;
участие спортсменов Оренбургской области в международных мероприятиях.
10. Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена,
его духовно-нравственного и патриотического воспитания
Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания предусматривает:
формирование у лиц, занимающихся спортивной подготовкой, устойчивого интереса к занятиям спортом, потребности в двигательной активности, привычки к организованному досугу и ведению здорового образа жизни на основе обеспечения качественными и доступными услугами по спортивной подготовке с квалифицированными тренерскими кадрами и необходимым ресурсным обеспечением;
воспитание у юных спортсменов уважения к моральным нормам, дисциплины, ответственности, формирование мотивации к росту спортивного мастерства и демонстрации высоких личных спортивных достижений в составе спортивной сборной команды Российской Федерации и Оренбургской области;
демонстрацию игровых, анимационных и неигровых фильмов, спортивных телевизионных программ, пропагандирующих здоровый образ жизни и достижения отечественного спорта;
оказание на конкурсной основе государственной поддержки организациям, осуществляющим производство (выпуск и распространение) и (или) тиражирование социально значимых проектов в области электронных и печатных средств массовой информации, направленных на популяризацию физической культуры и спорта.
V. Этапы реализации концепции. Ожидаемые результаты
Утверждение плана мероприятий по реализации концепции позволит осуществить необходимые мероприятия по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва до 2025 года в 2 этапа:
I этап – 2019–2020 годы;
II этап – 2021–2025 годы.
На I этапе реализации концепции планируется:
утверждение плана мероприятий по реализации концепции;
принятие организационных решений по обеспечению выполнения плана мероприятий по реализации концепции;
внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию концепции;
включение основных мероприятий по развитию системы подготовки спортивного резерва в разрабатываемую стратегию развития физической культуры и спорта на период до 2030 года.
На II этапе реализации концепции планируется:
продолжение выполнения плана мероприятий по реализации концепции;
обеспечение совершенствования нормативных правовых актов по реализации концепции с учетом правоприменительной практики;
увеличение до 25,0 процента доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этап высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этап совершенствования спортивного мастерства;
увеличение до 100,0 процента доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта;
увеличение до 60,0 процента доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки.
Начиная с I этапа реализации концепции министерством совместно с муниципальными органами управления физической культурой и спортом, региональными спортивными федерациями и заинтересованными организациями будут проводиться постоянный мониторинг реализации концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
В результате реализации концепции в Оренбургской области будет создано единое спортивное пространство, предоставляющее всем организациям, осуществляющим спортивную подготовку, независимо от ведомственной принадлежности, типа и организационно-правовой формы равные возможности для участия в подготовке спортивного резерва.
Будет сформирована сеть отраслевых организаций, для которых спортивная подготовка будет основным и обязательным видом деятельности, с необходимым нормативно-правовым, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным ресурсным обеспечением на областном и муниципальном уровнях. Подготовка спортивного резерва выйдет на новую качественную ступень, что позволит спортивным сборным командам увеличить спортивный резерв с высоким уровнем спортивного мастерства и потенциалом для спортивного долголетия.
Будут заложены основы для формирования у населения Оренбургской области мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки в целях увеличения продолжительности жизни, повышения уровня трудоспособности и самореализации граждан.
____________
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16.07.2019 № 524-пп
О КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА
В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
(в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 14.02.2020 № 71-пп)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 № 2245-р, Правительство Оренбургской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить концепцию подготовки спортивного резерва в Оренбургской области до 2025 года (далее – концепция) согласно приложению.
2. Заинтересованным органам исполнительной власти Оренбургской области обеспечить в пределах своих полномочий реализацию концепции.
3. Министерству физической культуры и спорта Оренбургской области:
разработать план мероприятий по реализации концепции;
осуществлять координацию деятельности по реализации концепции.
(в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 14.02.2020 № 71-пп)
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора – заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике – министра здравоохранения Оренбургской области.
(в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 14.02.2020 № 71-пп)
5. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Временно исполняющий
обязанности Губернатора
Д.В. Паслер
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 16.07.2019 № 524-пп
(в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 14.02.2020 № 71-пп)
Концепция подготовки спортивного резерва в Оренбургской области
до 2025 года
I. Введение
В концепции подготовки спортивного резерва в Оренбургской области до 2025 года (далее – концепция) определяются приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва в Оренбургской области на период до 2025 года (далее – подготовка спортивного резерва).
Концепция разработана с учетом концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 № 2245-р, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р, государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302, государственной программы Оренбургской области «Развитие физической культуры, спорта и туризма», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 № 920-пп.
II. Состояние системы подготовки спортивного резерва
В Оренбуржье создана региональная система подготовки спортивного резерва: работают областной центр спортивной подготовки, училище олимпийского резерва, 47 спортивных школ сферы спорта, 35 – сферы образования и 3 – другого ведомства. Всего в систематические занятия спортом в указанных организациях вовлечены более 62 тысяч человек.
По итогам 2018 года 44 физкультурно-спортивные организации перешли на программы спортивной подготовки, что составляет 90,0 про-цента численности физкультурно-спортивных организаций ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта. Деятельность указанных организаций станет основой для реализации положений концепции.
Общая численность лиц, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва, составляет 22982 человека, из них 22418 человек являются спортсменами и 564 – тренерами, из которых штатными являются 404.
Численность лиц, занимающихся на этапах спортивной подготовки, составляет: 2333 спортсмена – на спортивно-оздоровительном этапе, 13043 спортсмена – на этапе начальной подготовки, 6583 спортсмена – на тренировочном этапе (этап спортивной специализации), 370 спортсменов – на этапе совершенствования спортивного мастерства и 89 спортсменов – на этапе высшего спортивного мастерства.
С этапа начальной подготовки на тренировочный этап переходит 34,0 процента спортсменов, а с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства – только 3,0 процента спортсменов, что значительно ниже средних показателей по стране: аналогичные показатели составляют 63,4 процента спортсменов и 5,8 процента спортсменов соответственно.
В целях совершенствования системы отбора и перевода спортсмена с этапа на этап необходимо усовершенствовать тренировочный процесс, соответствующее медико-биологическое и научно-методическое сопровождение, обеспечивающее снижение уровня травматизма, продление спортивного долголетия, сохранение здоровья и уменьшение риска развития хронических заболеваний.
Принятие в Оренбургской области дорожной карты, направленной на доведение уровня финансирования услуг по спортивной подготовке по базовым видам спорта до уровня, предусмотренного федеральными стандартами спортивной подготовки, позволило в 2018 году увеличить объемы финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Для областных спортивных школ олимпийского резерва были приобретены инвентарь и оборудование на сумму 17,6 млн. рублей, на обеспечение соревновательной деятельности, оплату труда тренеров и содержание спортивной инфраструктуры было потрачено 175,5 млн. рублей.
Расходы на аналогичные направления в муниципальных спортивных школах составили 207,8 млн. рублей.
Ключевым условием успешной реализации концепции является кадровое обеспечение отрасли. В Оренбургской области число тренеров с высшим профессиональным образованием в сфере физической культуры и спорта составило 60,9 процента штатной численности тренеров, количество тренеров, имеющих среднее профессиональное образование, – 18,1 процента, а 21,0 процента штатных тренеров не имеют профессионального физкультурного образования.
Повышение требований к качеству подготовки спортивного резерва диктует необходимость совершенствования системы дополнительного профессионального образования тренерских кадров с ориентацией на совершенствование их прикладных профессиональных компетенций.
Важным механизмом мотивации специалистов и роста профессионального мастерства тренерских кадров является совершенствование системы оплаты труда на основе единых подходов с учетом необходимости стимулирования тренеров к переходу спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую спортивную подготовку. Требуют решения вопросы социальной защиты работников отрасли физической культуры и спорта.
2018 год стал периодом стабилизации в системе подготовки спортивного резерва, проведены плановые мероприятия по формированию региональных систем подготовки спортивного резерва с учетом специфики региона. Таким образом, спортивная отрасль сформирована как самостоятельная отрасль социальной сферы, имеющая сложившуюся структуру управления, нормативно-правовую базу, финансовое обеспечение по разделу «Физическая культура и спорт» классификации расходов бюджетов, а также отраслевую сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Вместе с тем остается низким показатель перехода спортсменов с этапа начальной подготовки на тренировочный этап и с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства.
Значительное число штатных тренеров не имеют профессионального физкультурного образования.
Низкий уровень финансового обеспечения муниципальных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, затрудняет качественную подготовку спортивного резерва и обеспечение достижения высоких спортивных результатов.
Таким образом, сложившаяся система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования.
III. Цели и задачи концепции
Приоритетными целями концепции являются:
повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд и конкурентоспособности оренбургских спортсменов на Всероссийских и международных соревнованиях;
повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия;
повышение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения Оренбургской области мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.
Достижение целей концепции предусматривается осуществить путем реализации следующих задач:
совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва;
завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва;
развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва;
улучшение инфраструктуры, повышение финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения;
совершенствование системы спортивных соревнований;
укрепление межрегиональных связей;
создание условий для саморазвития и самореализации спортсменов, и их духовно-нравственного и патриотического воспитания.
IV. Механизмы реализации концепции
1. Совершенствование управления, координации деятельности и
методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва
Министерство физической культуры и спорта Оренбургской области (далее – министерство) формирует региональную систему подготовки спортивного резерва, обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Оренбургской области, участвует в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, координирует деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области (далее – органы местного самоуправления) и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, по подготовке спортивного резерва.
(в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 14.02.2020 № 71-пп)
Органы местного самоуправления создают условия для развития физической культуры и участвуют в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Оренбургской области.
Министерство выстраивает систему подготовки спортивного резерва на базе подведомственных организаций совместно с органами местного самоуправления, региональными спортивными федерациями и заинтересованными ведомствами с учетом особенностей видов спорта.
В систему управления подготовкой спортивного резерва входят организации, отвечающие за координацию деятельности и организационно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва.
Центр спортивной подготовки Оренбургской области совместно с региональными спортивными федерациями обеспечивает участие спортсменов, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Оренбургской области, в спортивных мероприятиях календарного плана в части тренировочных мероприятий и спортивных соревнований, осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, участвует в процедуре выявления и отбора спортивно одаренных детей по видам спорта.
В целях повышения эффективности управления в системе подготовки спортивного резерва необходимо формирование механизмов совместного участия министерства и органов местного самоуправления в ресурсном обеспечении организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе механизмов совместного использования организациями объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки.
2. Завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку
Регулирование деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, заключается в установлении требований к их деятельности, статусу и наименованиям, целям и задачам с финансовым, материально-техническим, кадровым и иным ресурсным обеспечением.
Организациям, осуществляющим спортивную подготовку, независимо от их типа и организационно-правовой формы будет предоставлена возможность пройти добровольную аккредитацию на получение права осуществления деятельности по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки.
Основными критериями при добровольной аккредитации будут являться требования к тренерскому составу (в том числе к уровню образования и профессиональной подготовленности), материально-техническому и иному ресурсному обеспечению, осуществлению тренировочного и соревновательного процессов, выполнению переводных нормативов спортсменами в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта.
В целях систематизации добровольной аккредитации организаций, осуществляющих спортивную подготовку, порядок добровольной аккредитации таких организаций будет определять федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, вправе реализовывать дополнительные общеобразовательные программы при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Основными организациями, осуществляющими спортивную подготовку, являются спортивные школы, спортивно-адаптивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.
В число организаций, осуществляющих спортивную подготовку, также входят центр олимпийской подготовки, училище олимпийского резерва, а также школы-интернаты спортивного профиля, которые могут создаваться в том числе на базе организаций, осуществляющих спортивную подготовку, как структурные подразделения.
Образовательные организации дополнительного образования и другие организации вправе реализовывать на основании добровольной аккредитации, дающей право осуществлять деятельность по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки, программы спортивной подготовки в качестве дополнительного вида деятельности в специально созданном структурном подразделении по спортивной подготовке.
Образовательные организации высшего образования могут реализовывать на основании добровольной аккредитации, дающей право осуществлять деятельность по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки, программы спортивной подготовки в специально созданном структурном подразделении на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
Таким образом, осуществляется межотраслевое взаимодействие, при котором организация, осуществляющая спортивную подготовку, независимо от ведомственной принадлежности, типа и организационно-правовой формы имеет возможность участвовать в подготовке спортивного резерва посредством реализации программ спортивной подготовки.
3. Совершенствование нормативно-правового регулирования
подготовки спортивного резерва
Совершенствование нормативно-правового регулирования подготовки спортивного резерва предусматривает:
осуществление мониторинга соответствия правового регулирования системы подготовки спортивного резерва целям и задачам концепции и внесение в законодательство Оренбургской области о физической культуре и спорте, а также в иные нормативные правовые акты соответствующих изменений в установленном порядке;
совершенствование нормативных правовых актов по обеспечению условий безопасного проведения тренировочных и спортивных мероприятий.
4. Развитие кадрового потенциала системы подготовки
спортивного резерва
Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва предусматривает:
обеспечение тренерских кадров для организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
совершенствование систем оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, с учетом единых рекомендаций по установлению на региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
внедрение типовых отраслевых норм труда тренеров и иных специалистов сферы физической культуры и спорта;
содействие внедрению отраслевых мер (гарантий), направленных на повышение уровня социальной защищенности спортсменов и тренеров;
внедрение на территории Оренбургской области новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования – бакалавриата по направлению подготовки «Спорт» и среднего профессионального образования по специальности «Спорт» с присвоением квалификации тренера;
внедрение методов стимулирования тренерских кадров к совершенствованию их профессиональных компетенций и к дальнейшей работе по специальности путем реализации положений единых рекомендаций по установлению на региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, использования механизмов государственной аттестации, а также посредством оказания практической помощи по адаптации молодых специалистов в профессии, совершенствовании теоретических и практических знаний.
5. Развитие инфраструктуры, финансового и материально-
технического обеспечения подготовки спортивного резерва
Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения подготовки спортивного резерва предусматривает:
обеспечение перехода к нормативно-подушевому финансированию услуг по спортивной подготовке в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
обеспечение финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки в полном объеме;
развитие спортивной инфраструктуры, строительство и реконструкцию спортивных объектов, укрепление материально-технической базы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, поддержку отечественного производства конкурентоспособного, качественного и доступного спортивного инвентаря и оборудования, в том числе за счет мер государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства;
внедрение механизмов совместного использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;
проработку механизма предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на обеспечение уровня финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки;
разработку мер, направленных на стандартизацию качества доступности объектов и услуг городской, социальной инфраструктуры в целях повышения эффективности и качества работ по созданию безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на объектах спорта, для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
В рамках регионального проекта «Спорт – норма жизни» в 2019–2024 годах планируется:
во все муниципальные районы и городские округа поставить новое спортивно-технологическое оборудование для оснащения (дооснащения) центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), оборудованных малыми спортивными площадками;
для организаций спортивной подготовки поставить не менее 2 комплектов искусственного покрытия футбольных полей;
поставить новое спортивное оборудование и инвентарь для развития хоккея не менее чем в 2 организации спортивной подготовки;
в 14 спортивных школ олимпийского резерва поставить новое спортивное оборудование и инвентарь для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние;
построить физкультурно-оздоровительный комплекс.
6. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей
на основе федеральных стандартов спортивной подготовки
Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов спортивной подготовки предусматривает:
определение требований к качеству и модельным характеристикам кандидатов в спортивные сборные команды Оренбургской области;
содействие внедрению механизмов отбора и перевода в организации, осуществляющие спортивную подготовку, спортивно одаренных детей (в том числе детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в сфере физической культуры и спорта, и детей, проходящих обучение в спортивных классах);
содействие внедрению механизмов отбора спортивно одаренных детей в процессе выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для прохождения спортивной подготовки.
7. Совершенствование научно-методического, медико-биологического
и антидопингового обеспечения
Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения предусматривает содействие:
внедрению научно обоснованных модельных характеристик спортсменов с учетом специфики видов спорта;
совершенствованию системы подготовки кадров для реализации программ научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения подготовки спортивного резерва;
внедрению лучших методик, полученных в результате инновационной и экспериментальной деятельности, в практическую работу;
развитию врачебно-физкультурных диспансеров и (или) центров спортивной медицины в Оренбургской области (совместно с министерством здравоохранения Оренбургской области, в том числе на кластерной основе) в целях сопровождения лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки;
внедрению информационных программ, основанных на положениях Всемирного антидопингового кодекса, в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в целях формирования у лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, тренеров и специалистов сферы физической культуры нулевой терпимости к достижению спортивного результата с использованием запрещенных в спорте средств и (или) методов (допинга).
8. Совершенствование системы спортивных соревнований
Совершенствование системы спортивных соревнований предусматривает:
определение необходимого количества спортивных соревнований от муниципального уровня до областного уровня;
совершенствование системы проведения зональных соревнований и комплексных спортивных соревнований.
9. Укрепление международных связей
Укрепление международных связей предусматривает:
участие в проведении на территории Оренбургской области международных спортивных мероприятий в целях обмена опытом между спортсменами, тренерами и иными специалистами;
участие спортсменов Оренбургской области в международных мероприятиях.
10. Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена,
его духовно-нравственного и патриотического воспитания
Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания предусматривает:
формирование у лиц, занимающихся спортивной подготовкой, устойчивого интереса к занятиям спортом, потребности в двигательной активности, привычки к организованному досугу и ведению здорового образа жизни на основе обеспечения качественными и доступными услугами по спортивной подготовке с квалифицированными тренерскими кадрами и необходимым ресурсным обеспечением;
воспитание у юных спортсменов уважения к моральным нормам, дисциплины, ответственности, формирование мотивации к росту спортивного мастерства и демонстрации высоких личных спортивных достижений в составе спортивной сборной команды Российской Федерации и Оренбургской области;
демонстрацию игровых, анимационных и неигровых фильмов, спортивных телевизионных программ, пропагандирующих здоровый образ жизни и достижения отечественного спорта;
оказание на конкурсной основе государственной поддержки организациям, осуществляющим производство (выпуск и распространение) и (или) тиражирование социально значимых проектов в области электронных и печатных средств массовой информации, направленных на популяризацию физической культуры и спорта.
V. Этапы реализации концепции. Ожидаемые результаты
Утверждение плана мероприятий по реализации концепции позволит осуществить необходимые мероприятия по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва до 2025 года в 2 этапа:
I этап – 2019–2020 годы;
II этап – 2021–2025 годы.
На I этапе реализации концепции планируется:
утверждение плана мероприятий по реализации концепции;
принятие организационных решений по обеспечению выполнения плана мероприятий по реализации концепции;
внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию концепции;
включение основных мероприятий по развитию системы подготовки спортивного резерва в разрабатываемую стратегию развития физической культуры и спорта на период до 2030 года.
На II этапе реализации концепции планируется:
продолжение выполнения плана мероприятий по реализации концепции;
обеспечение совершенствования нормативных правовых актов по реализации концепции с учетом правоприменительной практики;
увеличение до 25,0 процента доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этап высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этап совершенствования спортивного мастерства;
увеличение до 100,0 процента доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта;
увеличение до 60,0 процента доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки.
Начиная с I этапа реализации концепции министерством совместно с муниципальными органами управления физической культурой и спортом, региональными спортивными федерациями и заинтересованными организациями будут проводиться постоянный мониторинг реализации концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
В результате реализации концепции в Оренбургской области будет создано единое спортивное пространство, предоставляющее всем организациям, осуществляющим спортивную подготовку, независимо от ведомственной принадлежности, типа и организационно-правовой формы равные возможности для участия в подготовке спортивного резерва.
Будет сформирована сеть отраслевых организаций, для которых спортивная подготовка будет основным и обязательным видом деятельности, с необходимым нормативно-правовым, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным ресурсным обеспечением на областном и муниципальном уровнях. Подготовка спортивного резерва выйдет на новую качественную ступень, что позволит спортивным сборным командам увеличить спортивный резерв с высоким уровнем спортивного мастерства и потенциалом для спортивного долголетия.
Будут заложены основы для формирования у населения Оренбургской области мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки в целях увеличения продолжительности жизни, повышения уровня трудоспособности и самореализации граждан.
____________
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 02.08.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 140.020.010 Общие положения, 140.020.060 Спорт |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: