Основная информация
Дата опубликования: | 16 августа 2007г. |
Номер документа: | ru80000200700138 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Забайкальский край |
Принявший орган: | Глава администрации Агинского Бурятского автономного округа |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Опубликовано:
«Вестник Администрации Агинского Бурятского автономного округа и Агинской Бурятской окружной Думы» № 407-408 от 28.09.2007 года.
Глава Администрации
Агинского Бурятского автономного округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
п. Агинское
16 августа 2007 г. № п-200
Об экспертизе правовых актов Агинского Бурятского автономного округа и их проектов на коррупциогенность
{Утратило силу:
Постановление Правительства Забайкальского края от 29.04.2009 года № 179 НГР: ru92000200900271}
В целях совершенствования правового регулирования, повышения качества правотворческой деятельности органов исполнительной власти Агинского Бурятского автономного округа, устранения из правовых актов факторов, повышающих вероятность коррупционных действий, предупреждения включения в правовые акты норм, имеющих признаки коррупциогенности,
постановляю:
1. Утвердить Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Агинского Бурятского автономного округа и их проектов на коррупциогенность (далее - Порядок) согласно приложению №1 к настоящему постановлению.
2. Утвердить Методику проведения экспертизы на коррупциогенность правовых актов, определяющих функции, обязанности, права и ответственность гражданских служащих (далее - Методика) согласно приложению №2 к настоящему постановлению.
3. Руководителям органов исполнительной власти автономного округа:
3.1. не допускать при разработке проектов нормативных правовых актов включения в них норм (положений), имеющих признаки коррупциогенности;
3.2. обеспечить систематическое проведение анализа законов автономного округа, постановлений Главы Администрации округа в установленной сфере деятельности, а также издаваемых органами исполнительной власти автономного округа приказов на соответствие федеральному законодательству и их актуализации;
3.3. обеспечить своевременное принятие нормативных правовых актов во исполнение федерального законодательства;
3.4. принять необходимые меры по определению и уточнению функций, обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих с целью не допущения злоупотреблений предоставленными полномочиями, исполнения возложенных обязанностей ненадлежащим образом.
4. Правовому управлению Департамента обеспечения исполнения государственных полномочий Администрации округа (Цыбикжапов Б.Б.):
4.1. при проведении юридической экспертизы нормативных правовых актов автономного округа и их проектов обеспечить их проверку на коррупциогенность в соответствии с утвержденным настоящим постановлением Порядком;
4.2. обеспечить обобщение информации о выявлении в действующих нормативных правовых актах признаках коррупциогенности.
5. Управлению по взаимодействию с местным самоуправлением, государственной службе, кадровой политике и контролю Департамента обеспечения исполнения государственных полномочий Администрации округа (Жамсаранова Д. Д.):
5.1. в соответствии с утвержденной настоящим постановлением Методикой экспертизу на коррупциогенность действующих правовых актов, определяющих функции, обязанности, права и ответственность гражданских служащих исполнительных органов государственной власти автономного округа;
5.2. по результатам экспертизы в срок до 20 сентября 2007 г. определить перечень должностей государственной службы, подверженных коррупциогенному риску (с высокой и средней степенью коррупциогенности), представить предложения по ликвидации или нейтрализации коррупциогенного фактора, в том числе по размеру денежного содержания в целях мотивации гражданских служащих.
6. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.
Глава Администрации
Б. Жамсуев
Приложение №1
к постановлению
Главы Администрации округа
от 16 августа 2007 года № п-200
Порядок
проведения экспертизы нормативных правовых актов Агинского Бурятского автономного округа и их проектов на коррупциогенность
1. Экспертиза нормативных правовых актов автономного округа и их проектов на коррупциогенность (далее - антикоррупционная экспертиза) является составной частью юридической экспертизы и проводится Правовым управлением Департамента обеспечения исполнения государственных полномочий Администрации округа (далее - Правовое управление) в целях предотвращения принятия нормативных правовых актов, создающих возможности совершения коррупционных действий.
2. Антикоррупционная экспертиза проводится на основе следующих принципов:
приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
соблюдение баланса защиты прав и свобод граждан и эффективности деятельности органов публичной власти;
объективность, мотивированность и законность экспертных заключений;
гласность и учет общественного мнения при проведении экспертизы.
3. Обязательному направлению на антикоррупционную экспертизу подлежат:
проекты законов автономного округа, подготавливаемые для внесения Главой Администрации округа в Агинскую Бурятскую окружную Думу, проекты постановлений Главы Администрации округа, Администрации округа, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан и организаций;
проекты административных регламентов оказания государственных услуг и выполнения отдельных государственных функций;
проекты иных нормативных правовых актов автономного округа по поручению Главы Администрации округа.
4. Проекты нормативных правовых актов, определяющих функции, обязанности, права и ответственность гражданских служащих до направления на юридическую экспертизу подлежат обязательной экспертизе на коррупциогенность, проводимой Управлением по взаимодействию с местным самоуправлением, государственной службе, кадровой политике и контролю Департамента обеспечения исполнения государственных полномочий Администрации округа.
5. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов автономного округа проводится по поручению Главы Администрации округа.
6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов может проводиться также по инициативе общественных объединений, саморегулируемых и иных организаций.
7. Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов, в отношении которых Правовым управлением проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в эти акты не вносились изменения.
8. В случае внесения изменений в нормативные правовые акты, которые ранее были предметом антикоррупционной экспертизы, в отношении указанных актов может быть проведена повторная антикоррупционная экспертиза.
9. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в срок до семи рабочих дней со дня поступления проекта нормативного правового акта на экспертизу.
Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов проводится в срок до 15 дней со дня поступления правового акта на экспертизу.
10. Антикоррупционная экспертиза предполагает анализ нормативных правовых актов и их проектов наличие следующих признаков коррупциогенности:
нечеткое определение полномочий государственных органов и должностных лиц;
необоснованное расширение перечня условий реализации прав участников регулируемых отношений;
использование понятий и терминов, допускающих неоднозначное толкование при применении нормы;
необоснованное расширение ведомственного правотворчества;
пробелы регулирования административных процедур;
отсутствие четкого механизма контроля, в частности в сфере регулирования материально-финансовых вопросов;
отсутствие норм, предусматривающих информационную открытость органов власти и общественный контроль.
При проведении юридической экспертизы могут быть выявлены и иные признаки коррупциогенности.
11. По результатам юридической экспертизы дается мотивированное заключение, содержащее перечень норм и положений, в которых обнаружены признаки коррупциогенности, а также рекомендации по их устранению. Заключение может содержать рекомендации по включению в текст нормативного правового акта норм, направленных на предупреждение коррупционных действий.
12. В случае если при проведении юридической экспертизы проекта нормативного правового акта в его тексте коррупциогенных факторов не выявлено, Правовым управлением осуществляется визирование проекта правового акта без составления заключения.
13. Заключение о коррупциогенности нормативного правового акта или его проекта направляется руководителю органа государственной власти, разработавшего проект нормативного правового акта.
Приложение № 2
к постановлению
Главы Администрации округа
от 16 августа 2007 года № п-200
Методика проведения экспертизы на коррупциогенность правовых актов, определяющих функции, обязанности, права и ответственность гражданских служащих
1. Экспертиза на коррупциогенность правовых актов, определяющих функции, обязанности, права и ответственность гражданских служащих проводится с целью выявления коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупционности и выработку рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных рисков.
2. Коррупциогенным фактором является ненадлежащее определение функций, обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих, позволяющее им злоупотреблять предоставленными им полномочиями, ненадлежащим образом исполнять возложенные на них обязанности, неправомерным образом разрешать возникший конфликт интересов.
3. Предметом экспертизы на наличие или отсутствие данного коррупциогенного фактора являются:
административные регламенты выполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти автономного округа и их проекты;
административные регламенты оказания государственных услуг исполнительными органами государственной власти автономного округа и их проекты;
должностные регламенты гражданских служащих исполнительных органов государственной власти автономного округа, служебные контракты и их проекты;
иные правовые акты, регулирующие правовой статус и деятельность гражданских служащих исполнительных органов государственной власти автономного округа.
4. Ненадлежащее определение функций, обязанностей, прав и ответственности гражданского служащего может выражаться в следующих признаках (индикаторы коррупциогенного фактора):
1) из содержания правового акта невозможно установить ответственного гражданского служащего, обязанного осуществлять ту или иную функцию, исполнять закрепленные актом обязанности и права (конкретизация ответственного гражданского служащего возможна несколькими способами: путем указания на государственную должность, путем указания на выполняемую функцию);
2) отсутствуют специализированные под выполняемую функцию ограничения, запреты, обязывания - например, запрет передавать принятие управленческого решения другому государственному служащему, разглашать ставшие известными сведения и т.п.;
3) не определены или недостаточно четко определены критерии оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности;
4) не определен или недостаточно точно определен объем служебной деятельности гражданского служащего, в том числе разрешаемые им виды и категории дел, степень самостоятельности при принятии управленческих и иных решений, объем подлежащих выполнению должностных полномочий (должностных обязанностей и прав);
5) не установлен порядок служебного взаимодействия гражданского служащего с гражданскими служащими других структурных подразделений, иных органов государственной власти при исполнении должностных полномочий;
6) не установлена персональная ответственность гражданского служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;
7) не определена процедура вневедомственного контроля за исполнением гражданским служащим должностных обязанностей;
перед гражданским служащим не ставится обязанность исходить при исполнении своих должностных полномочий из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
8) допускается возможность при исполнении служебных обязанностей реализации личных, имущественных (финансовых) и иных интересов гражданского служащего, не связанных с интересами государственной службы.
5. В служебном контракте, должностном регламенте, которые принимаются в отношении каждого гражданского служащего, должен быть установлен полный перечень показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Антикоррупционное значение имеют следующие показатели (критерии) эффективности и результативности государственно-служебной деятельности:
а) внедрение современных методик делопроизводства;
б) количество поступивших и рассмотренных обращений граждан и организаций;
в) количество жалоб от граждан и организаций по поводу соблюдения гражданским служащим сроков рассмотрения обращений, а также качества принятых по обращениям управленческих и иных решений;
г) количество отмененных в судебном порядке действий и решений, которые были приняты гражданским служащим;
д) сроки и качество устранения допущенных служебных ошибок;
е) самостоятельная теоретическая подготовка гражданского служащего, в том числе изучение зарубежного опыта;
ж) результаты аттестации, государственного квалификационного экзамена, переподготовки, стажировки и т.п.;
з) наличие поощрений и награждений за эффективную и безупречную государственную службу;
и) наличие дисциплинарных взысканий.
В целях мотивации гражданского служащего и снижения степени коррупциогенности показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего должны учитываться при определении размера его денежного содержания.
6. Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего с гражданскими служащими других структурных подразделений или государственных органов автономного округа в связи с исполнением должностных полномочий должен включать в себя определение:
перечня структурных подразделений государственного органа и иных государственных органов, с которыми гражданский служащий осуществляет взаимодействие;
перечня вопросов, по которым осуществляется взаимодействие;
перечня информации и документов, которые гражданский служащий обязан представлять и вправе получать от иных гражданских служащих;
особенностей взаимодействия гражданского служащего с вышестоящими, равностоящими и нижестоящими должностными лицами;
процедуры доклада или иного порядка сообщения вышестоящим должностным лицам о реализаций своих властных полномочий в отношении граждан и организаций.
7. В должностном регламенте гражданского служащего или в служебном контракте с ним должна быть закреплена его персональная ответственность с определением точных оснований ее применения.
8. Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной или натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также для граждан или организаций, с которыми государственный служащий связан финансовыми или личными обязательствами.
9. Критерии и способы оценки коррупциогенного фактора:
9.1. Для оценки индикаторов коррупциогенного фактора специалисту, проводящему экспертизу, необходимо ответить на следующие вопросы:
1) предоставляет ли правовой акт возможность определить ответственного гражданского служащего (конкретное должностное лицо), уполномоченного выполнять ту или иную управленческую функцию.
Если правовой акт содержит указания на ответственных должностных лиц или определяет точный порядок их установления, то по данному индикатору присваивается 0 баллов; если ответственные за исполнение той или иной управленческой функции определяются не в полном объеме - 5 баллов; если правовой акт не позволяет установить ответственных должностных лиц - 10 баллов;
2) содержатся ли в правовом акте специальные ограничения, запреты и обязывания, адресованные гражданским служащим, предназначенные для обеспечения выполнения той или иной управленческой функции.
Если ограничения, запреты и обязывания установлены в тексте нормативного правового акта, то по данному индикатору присваивается 0 баллов; если правовой акт содержит бланкетную (отсылочную) норму к законодательству о государственной службе или установленные запреты и ограничения недостаточны, - 5 баллов; если ограничения, запреты и обязывания отсутствуют - 10 баллов;
3) установлены ли критерии оценки деятельности гражданского служащего с точки зрения ее эффективности и результативности.
Если такие критерии оценки установлены, то по данному индикатору присваивается 0 баллов; если установленные критерии недостаточны, - 5 баллов; если критерии не установлены - 10 баллов;
4) установлен ли порядок служебного взаимодействия гражданского служащего с гражданскими служащими других структурных подразделений, других государственных органов в связи с исполнением должностных полномочий.
Если порядок установлен, то по данному индикатору присваивается 0 баллов; если установлен частично - 5 баллов; если не установлен - 10 баллов;
5) установлена ли персональная ответственность гражданского служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Если установлена - 0 баллов; если не установлена - 5 баллов, поскольку в любом случае сохраняется общая возможность привлечь гражданского служащего к дисциплинарной ответственности;
6) допускается ли возможность реализации личных, имущественных (финансовых) и иных интересов гражданского служащего вопреки интересам государственной службы. При ответе на данный вопрос специалист, проводящий экспертизу, должен дать общее функциональное толкование представленного на экспертизу правового акта.
Если условия и факторы, способствующие возникновению личной заинтересованности гражданского служащего, нейтрализованы, степень угрозы возникновения коррупционных отношений признается низкой.
Если личная заинтересованность гражданского служащего может иметь место, то степень коррупциогенности признается высокой.
9.2. На основе суммы оценок индикаторов коррупциогенного фактора устанавливается степень коррупционности выявленного коррупциогенного фактора по следующей схеме:
низкая степень коррупциогенности - до 20 баллов включительно;
средняя степень коррупциогенности - от 21 до 40 баллов включительно;
высокая степень коррупциогенности - свыше 40 баллов.
10. По результатам экспертизы дается мотивированное заключение, содержащее перечень норм и положений, в которых обнаружены признаки коррупциогенности, а также рекомендации по их устранению, предложения по ликвидации или нейтрализации коррупциогенного фактора.
11. Способы ликвидации или нейтрализации коррупциогенного фактора зависят от конкретного индикатора возможного наличия недостаточной определенности функций, обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих. К ним относятся:
1) введение норм, позволяющих определить ответственных за выполнение той или иной государственной функции или оказываемой государственной услуги должностных лиц, иных гражданских служащих;
2) установление для гражданских служащих дополнительных запретов, ограничений или обязываний;
3) введение дополнительных критериев оценки качества эффективности и результативности государственно-служебной деятельности;
4) уточнение объема служебной деятельности конкретных гражданских служащих;
5) установление дополнительных механизмов взаимодействия гражданских служащих внутри государственного органа, а также должностных лиц исполнительных органов государственной власти автономного округа;
6) иные меры, позволяющие снизить риск возникновения коррупционных отношений вследствие ненадлежащего определения функций, обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих.
Опубликовано:
«Вестник Администрации Агинского Бурятского автономного округа и Агинской Бурятской окружной Думы» № 407-408 от 28.09.2007 года.
Глава Администрации
Агинского Бурятского автономного округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
п. Агинское
16 августа 2007 г. № п-200
Об экспертизе правовых актов Агинского Бурятского автономного округа и их проектов на коррупциогенность
{Утратило силу:
Постановление Правительства Забайкальского края от 29.04.2009 года № 179 НГР: ru92000200900271}
В целях совершенствования правового регулирования, повышения качества правотворческой деятельности органов исполнительной власти Агинского Бурятского автономного округа, устранения из правовых актов факторов, повышающих вероятность коррупционных действий, предупреждения включения в правовые акты норм, имеющих признаки коррупциогенности,
постановляю:
1. Утвердить Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Агинского Бурятского автономного округа и их проектов на коррупциогенность (далее - Порядок) согласно приложению №1 к настоящему постановлению.
2. Утвердить Методику проведения экспертизы на коррупциогенность правовых актов, определяющих функции, обязанности, права и ответственность гражданских служащих (далее - Методика) согласно приложению №2 к настоящему постановлению.
3. Руководителям органов исполнительной власти автономного округа:
3.1. не допускать при разработке проектов нормативных правовых актов включения в них норм (положений), имеющих признаки коррупциогенности;
3.2. обеспечить систематическое проведение анализа законов автономного округа, постановлений Главы Администрации округа в установленной сфере деятельности, а также издаваемых органами исполнительной власти автономного округа приказов на соответствие федеральному законодательству и их актуализации;
3.3. обеспечить своевременное принятие нормативных правовых актов во исполнение федерального законодательства;
3.4. принять необходимые меры по определению и уточнению функций, обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих с целью не допущения злоупотреблений предоставленными полномочиями, исполнения возложенных обязанностей ненадлежащим образом.
4. Правовому управлению Департамента обеспечения исполнения государственных полномочий Администрации округа (Цыбикжапов Б.Б.):
4.1. при проведении юридической экспертизы нормативных правовых актов автономного округа и их проектов обеспечить их проверку на коррупциогенность в соответствии с утвержденным настоящим постановлением Порядком;
4.2. обеспечить обобщение информации о выявлении в действующих нормативных правовых актах признаках коррупциогенности.
5. Управлению по взаимодействию с местным самоуправлением, государственной службе, кадровой политике и контролю Департамента обеспечения исполнения государственных полномочий Администрации округа (Жамсаранова Д. Д.):
5.1. в соответствии с утвержденной настоящим постановлением Методикой экспертизу на коррупциогенность действующих правовых актов, определяющих функции, обязанности, права и ответственность гражданских служащих исполнительных органов государственной власти автономного округа;
5.2. по результатам экспертизы в срок до 20 сентября 2007 г. определить перечень должностей государственной службы, подверженных коррупциогенному риску (с высокой и средней степенью коррупциогенности), представить предложения по ликвидации или нейтрализации коррупциогенного фактора, в том числе по размеру денежного содержания в целях мотивации гражданских служащих.
6. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.
Глава Администрации
Б. Жамсуев
Приложение №1
к постановлению
Главы Администрации округа
от 16 августа 2007 года № п-200
Порядок
проведения экспертизы нормативных правовых актов Агинского Бурятского автономного округа и их проектов на коррупциогенность
1. Экспертиза нормативных правовых актов автономного округа и их проектов на коррупциогенность (далее - антикоррупционная экспертиза) является составной частью юридической экспертизы и проводится Правовым управлением Департамента обеспечения исполнения государственных полномочий Администрации округа (далее - Правовое управление) в целях предотвращения принятия нормативных правовых актов, создающих возможности совершения коррупционных действий.
2. Антикоррупционная экспертиза проводится на основе следующих принципов:
приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
соблюдение баланса защиты прав и свобод граждан и эффективности деятельности органов публичной власти;
объективность, мотивированность и законность экспертных заключений;
гласность и учет общественного мнения при проведении экспертизы.
3. Обязательному направлению на антикоррупционную экспертизу подлежат:
проекты законов автономного округа, подготавливаемые для внесения Главой Администрации округа в Агинскую Бурятскую окружную Думу, проекты постановлений Главы Администрации округа, Администрации округа, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан и организаций;
проекты административных регламентов оказания государственных услуг и выполнения отдельных государственных функций;
проекты иных нормативных правовых актов автономного округа по поручению Главы Администрации округа.
4. Проекты нормативных правовых актов, определяющих функции, обязанности, права и ответственность гражданских служащих до направления на юридическую экспертизу подлежат обязательной экспертизе на коррупциогенность, проводимой Управлением по взаимодействию с местным самоуправлением, государственной службе, кадровой политике и контролю Департамента обеспечения исполнения государственных полномочий Администрации округа.
5. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов автономного округа проводится по поручению Главы Администрации округа.
6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов может проводиться также по инициативе общественных объединений, саморегулируемых и иных организаций.
7. Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов, в отношении которых Правовым управлением проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в эти акты не вносились изменения.
8. В случае внесения изменений в нормативные правовые акты, которые ранее были предметом антикоррупционной экспертизы, в отношении указанных актов может быть проведена повторная антикоррупционная экспертиза.
9. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в срок до семи рабочих дней со дня поступления проекта нормативного правового акта на экспертизу.
Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов проводится в срок до 15 дней со дня поступления правового акта на экспертизу.
10. Антикоррупционная экспертиза предполагает анализ нормативных правовых актов и их проектов наличие следующих признаков коррупциогенности:
нечеткое определение полномочий государственных органов и должностных лиц;
необоснованное расширение перечня условий реализации прав участников регулируемых отношений;
использование понятий и терминов, допускающих неоднозначное толкование при применении нормы;
необоснованное расширение ведомственного правотворчества;
пробелы регулирования административных процедур;
отсутствие четкого механизма контроля, в частности в сфере регулирования материально-финансовых вопросов;
отсутствие норм, предусматривающих информационную открытость органов власти и общественный контроль.
При проведении юридической экспертизы могут быть выявлены и иные признаки коррупциогенности.
11. По результатам юридической экспертизы дается мотивированное заключение, содержащее перечень норм и положений, в которых обнаружены признаки коррупциогенности, а также рекомендации по их устранению. Заключение может содержать рекомендации по включению в текст нормативного правового акта норм, направленных на предупреждение коррупционных действий.
12. В случае если при проведении юридической экспертизы проекта нормативного правового акта в его тексте коррупциогенных факторов не выявлено, Правовым управлением осуществляется визирование проекта правового акта без составления заключения.
13. Заключение о коррупциогенности нормативного правового акта или его проекта направляется руководителю органа государственной власти, разработавшего проект нормативного правового акта.
Приложение № 2
к постановлению
Главы Администрации округа
от 16 августа 2007 года № п-200
Методика проведения экспертизы на коррупциогенность правовых актов, определяющих функции, обязанности, права и ответственность гражданских служащих
1. Экспертиза на коррупциогенность правовых актов, определяющих функции, обязанности, права и ответственность гражданских служащих проводится с целью выявления коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупционности и выработку рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных рисков.
2. Коррупциогенным фактором является ненадлежащее определение функций, обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих, позволяющее им злоупотреблять предоставленными им полномочиями, ненадлежащим образом исполнять возложенные на них обязанности, неправомерным образом разрешать возникший конфликт интересов.
3. Предметом экспертизы на наличие или отсутствие данного коррупциогенного фактора являются:
административные регламенты выполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти автономного округа и их проекты;
административные регламенты оказания государственных услуг исполнительными органами государственной власти автономного округа и их проекты;
должностные регламенты гражданских служащих исполнительных органов государственной власти автономного округа, служебные контракты и их проекты;
иные правовые акты, регулирующие правовой статус и деятельность гражданских служащих исполнительных органов государственной власти автономного округа.
4. Ненадлежащее определение функций, обязанностей, прав и ответственности гражданского служащего может выражаться в следующих признаках (индикаторы коррупциогенного фактора):
1) из содержания правового акта невозможно установить ответственного гражданского служащего, обязанного осуществлять ту или иную функцию, исполнять закрепленные актом обязанности и права (конкретизация ответственного гражданского служащего возможна несколькими способами: путем указания на государственную должность, путем указания на выполняемую функцию);
2) отсутствуют специализированные под выполняемую функцию ограничения, запреты, обязывания - например, запрет передавать принятие управленческого решения другому государственному служащему, разглашать ставшие известными сведения и т.п.;
3) не определены или недостаточно четко определены критерии оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности;
4) не определен или недостаточно точно определен объем служебной деятельности гражданского служащего, в том числе разрешаемые им виды и категории дел, степень самостоятельности при принятии управленческих и иных решений, объем подлежащих выполнению должностных полномочий (должностных обязанностей и прав);
5) не установлен порядок служебного взаимодействия гражданского служащего с гражданскими служащими других структурных подразделений, иных органов государственной власти при исполнении должностных полномочий;
6) не установлена персональная ответственность гражданского служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;
7) не определена процедура вневедомственного контроля за исполнением гражданским служащим должностных обязанностей;
перед гражданским служащим не ставится обязанность исходить при исполнении своих должностных полномочий из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
8) допускается возможность при исполнении служебных обязанностей реализации личных, имущественных (финансовых) и иных интересов гражданского служащего, не связанных с интересами государственной службы.
5. В служебном контракте, должностном регламенте, которые принимаются в отношении каждого гражданского служащего, должен быть установлен полный перечень показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Антикоррупционное значение имеют следующие показатели (критерии) эффективности и результативности государственно-служебной деятельности:
а) внедрение современных методик делопроизводства;
б) количество поступивших и рассмотренных обращений граждан и организаций;
в) количество жалоб от граждан и организаций по поводу соблюдения гражданским служащим сроков рассмотрения обращений, а также качества принятых по обращениям управленческих и иных решений;
г) количество отмененных в судебном порядке действий и решений, которые были приняты гражданским служащим;
д) сроки и качество устранения допущенных служебных ошибок;
е) самостоятельная теоретическая подготовка гражданского служащего, в том числе изучение зарубежного опыта;
ж) результаты аттестации, государственного квалификационного экзамена, переподготовки, стажировки и т.п.;
з) наличие поощрений и награждений за эффективную и безупречную государственную службу;
и) наличие дисциплинарных взысканий.
В целях мотивации гражданского служащего и снижения степени коррупциогенности показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего должны учитываться при определении размера его денежного содержания.
6. Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего с гражданскими служащими других структурных подразделений или государственных органов автономного округа в связи с исполнением должностных полномочий должен включать в себя определение:
перечня структурных подразделений государственного органа и иных государственных органов, с которыми гражданский служащий осуществляет взаимодействие;
перечня вопросов, по которым осуществляется взаимодействие;
перечня информации и документов, которые гражданский служащий обязан представлять и вправе получать от иных гражданских служащих;
особенностей взаимодействия гражданского служащего с вышестоящими, равностоящими и нижестоящими должностными лицами;
процедуры доклада или иного порядка сообщения вышестоящим должностным лицам о реализаций своих властных полномочий в отношении граждан и организаций.
7. В должностном регламенте гражданского служащего или в служебном контракте с ним должна быть закреплена его персональная ответственность с определением точных оснований ее применения.
8. Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной или натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также для граждан или организаций, с которыми государственный служащий связан финансовыми или личными обязательствами.
9. Критерии и способы оценки коррупциогенного фактора:
9.1. Для оценки индикаторов коррупциогенного фактора специалисту, проводящему экспертизу, необходимо ответить на следующие вопросы:
1) предоставляет ли правовой акт возможность определить ответственного гражданского служащего (конкретное должностное лицо), уполномоченного выполнять ту или иную управленческую функцию.
Если правовой акт содержит указания на ответственных должностных лиц или определяет точный порядок их установления, то по данному индикатору присваивается 0 баллов; если ответственные за исполнение той или иной управленческой функции определяются не в полном объеме - 5 баллов; если правовой акт не позволяет установить ответственных должностных лиц - 10 баллов;
2) содержатся ли в правовом акте специальные ограничения, запреты и обязывания, адресованные гражданским служащим, предназначенные для обеспечения выполнения той или иной управленческой функции.
Если ограничения, запреты и обязывания установлены в тексте нормативного правового акта, то по данному индикатору присваивается 0 баллов; если правовой акт содержит бланкетную (отсылочную) норму к законодательству о государственной службе или установленные запреты и ограничения недостаточны, - 5 баллов; если ограничения, запреты и обязывания отсутствуют - 10 баллов;
3) установлены ли критерии оценки деятельности гражданского служащего с точки зрения ее эффективности и результативности.
Если такие критерии оценки установлены, то по данному индикатору присваивается 0 баллов; если установленные критерии недостаточны, - 5 баллов; если критерии не установлены - 10 баллов;
4) установлен ли порядок служебного взаимодействия гражданского служащего с гражданскими служащими других структурных подразделений, других государственных органов в связи с исполнением должностных полномочий.
Если порядок установлен, то по данному индикатору присваивается 0 баллов; если установлен частично - 5 баллов; если не установлен - 10 баллов;
5) установлена ли персональная ответственность гражданского служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Если установлена - 0 баллов; если не установлена - 5 баллов, поскольку в любом случае сохраняется общая возможность привлечь гражданского служащего к дисциплинарной ответственности;
6) допускается ли возможность реализации личных, имущественных (финансовых) и иных интересов гражданского служащего вопреки интересам государственной службы. При ответе на данный вопрос специалист, проводящий экспертизу, должен дать общее функциональное толкование представленного на экспертизу правового акта.
Если условия и факторы, способствующие возникновению личной заинтересованности гражданского служащего, нейтрализованы, степень угрозы возникновения коррупционных отношений признается низкой.
Если личная заинтересованность гражданского служащего может иметь место, то степень коррупциогенности признается высокой.
9.2. На основе суммы оценок индикаторов коррупциогенного фактора устанавливается степень коррупционности выявленного коррупциогенного фактора по следующей схеме:
низкая степень коррупциогенности - до 20 баллов включительно;
средняя степень коррупциогенности - от 21 до 40 баллов включительно;
высокая степень коррупциогенности - свыше 40 баллов.
10. По результатам экспертизы дается мотивированное заключение, содержащее перечень норм и положений, в которых обнаружены признаки коррупциогенности, а также рекомендации по их устранению, предложения по ликвидации или нейтрализации коррупциогенного фактора.
11. Способы ликвидации или нейтрализации коррупциогенного фактора зависят от конкретного индикатора возможного наличия недостаточной определенности функций, обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих. К ним относятся:
1) введение норм, позволяющих определить ответственных за выполнение той или иной государственной функции или оказываемой государственной услуги должностных лиц, иных гражданских служащих;
2) установление для гражданских служащих дополнительных запретов, ограничений или обязываний;
3) введение дополнительных критериев оценки качества эффективности и результативности государственно-служебной деятельности;
4) уточнение объема служебной деятельности конкретных гражданских служащих;
5) установление дополнительных механизмов взаимодействия гражданских служащих внутри государственного органа, а также должностных лиц исполнительных органов государственной власти автономного округа;
6) иные меры, позволяющие снизить риск возникновения коррупционных отношений вследствие ненадлежащего определения функций, обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Агинская правда "Вестник адмиистрации АБАО и Агинской Бурятской окружной Думы" № 407-408 от 28.09.2007, Вестник администрации Агинского Бурятского автономного округа и Агинской Бурятской окружной Думы № 407-408 от 27.09.2007 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 160.010.000 Общие положения в сфере обеспечения безопасности государства, общества и личности |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: