Основная информация

Дата опубликования: 16 ноября 2004г.
Номер документа: В200402964
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0402964

В200402964

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.03.2005, N 3, СТР. 43

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16.11.2004 N 7113/04

[Судом кассационной инстанции не учтено, что исходя

из пункта 7 статьи 9 Налогового кодекса РФ; НГР:Р9803595 органы

государственных внебюджетных фондов являются участниками

отношений, регулируемых законодательством о налогах и

сборах, их полномочия приведены в статье 34.1 Кодекса,

в соответствии с которой в случаях когда законодательством

о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных

фондов возложены обязанности по налоговому контролю,

эти органы пользуются правами и несут обязанности

налоговых органов, предусмотренные Кодексом]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой О.А., Наумова О.А., Ренова Э.Н., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Финогенова В.И., Юхнея М.Ф.

рассмотрел заявление кемеровского открытого акционерного общества "Азот" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.03.2004 по делу N А27-6701/2003-6 Арбитражного суда Кемеровской области.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - кемеровского открытого акционерного общества "Азот" - Гартман А.И.;

от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области - Елина Н.В., Коптелова И.П.

Заслушав и обсудив доклад судьи Финогенова В.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Кемеровское открытое акционерное общество "Азот" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - инспекция), изложенного в письме от 26.05.2003 N 16-05-43/1142, о восстановлении сумм неуплаченных пеней и графиков погашения задолженности.

Решением суда первой инстанции от 29.07.2003 заявленное требование оставлено без удовлетворения.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.11.2003 решение отменено, требование общества удовлетворено.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 16.03.2004 постановление суда апелляционной инстанции отменил, оставив в силе решение суда первой инстанции.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции общество просит отменить названный судебный акт как не соответствующий законодательству и нарушающий единообразие в толковании и применении норм права, а также права заявителя, постановление суда апелляционной инстанции - оставить в силе.

В отзыве на заявление инспекция просит оставить оспариваемый судебный акт в силе как соответствующий законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, постановление суда апелляционной инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699; НГР:Р0101814 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001" инспекцией принято решение от 04.12.2001 N 35, согласно которому обществу предоставлено право на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также по начисленным пеням и штрафам, имеющимся у него по состоянию на 01.01.2001.

Общество обратилось в инспекцию с письмом от 12.03.2003 N 1027, в котором просило пересчитать задолженность по пеням в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.1999 по 18.08.1999.

Инспекция произвела пересчет задолженности по пеням и скорректировала график погашения реструктуризированной задолженности по начисленным пеням, о чем сообщила в письме от 25.03.2003 N 16-05-43/613.

Впоследствии письмом от 26.05.2003 N 16-05-43/1142 инспекция поставила общество в известность о том, что списание задолженности по пеням произведено ею необоснованно, в связи с чем суммы задолженности и графики ее погашения восстановлены.

Суд кассационной инстанции, отменяя постановление суда апелляционной инстанции, исходил из следующего.

Нормы части первой Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 (далее - Кодекс) к отношениям по внесению платежей в государственные внебюджетные фонды до 01.01.2001 не подлежат применению. Взимание данных платежей до указанной даты регулировалось специальными актами законодательства. Дополнения, внесенные Федеральным законом от 09.07.1999 N 155-ФЗ; НГР:Р9903456 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595" в статью 9 части первой Кодекса, и введение в действие статьи 34.1 Кодекса не отменили и не изменили порядка взимания недоимок и пеней, установленного специальными актами законодательства в отношении государственных внебюджетных фондов.

Между тем судом кассационной инстанции не учтено, что исходя из пункта 7 статьи 9 Кодекса органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, их полномочия приведены в статье 34.1 Кодекса, в соответствии с которой в случаях когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом.

Согласно названным нормам в силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ; НГР:Р9803541 "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595" специальные акты законодательства по внебюджетным фондам продолжают действовать в отношении установления объекта налогообложения, порядка исчисления взносов и сроков их уплаты. В остальной части положения этих актов применяются только в тех случаях, когда они не противоречат части первой Кодекса.

Наделив органы государственных внебюджетных фондов полномочиями налоговых органов, законодатель в статье 8 Закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ; НГР:Р9803541 (в редакции Закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ; НГР:Р9903456) установил, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не взысканные с налогоплательщиков (плательщиков сборов) к моменту введения в действие части первой Кодекса, взыскиваются с налогоплательщиков (плательщиков сборов) в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора).

Таким образом, пени, начисленные обществу по состоянию на 01.01.1999, подлежат уплате в размере, не превышающем сумму недоимки.

Указанное ограничение на суммы взыскиваемых пеней действует в период с 01.01.1999 до вступления в силу Закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ; НГР:Р9903456, то есть до 18.08.1999.

Статья 8 Закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ; НГР:Р9903456 не содержит оговорки о том, что ее положения не распространяются на государственные внебюджетные фонды. Следовательно, пени, начисленные по состоянию на 01.01.1999, а также с 01.01.1999 по 18.08.1999, взыскиваются в размере, не превышающем сумму недоимки.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ; НГР:Р0003619 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, а также взыскание сумм недоимок, пеней и штрафов осуществляются с 01.01.2001 налоговыми органами Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены постановления суда апелляционной инстанции и отказа в удовлетворении заявленного обществом требования.

Следовательно, оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.03.2004 по делу N А27-6701/2003-6 Арбитражного суда Кемеровской области отменить.

Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 06.11.2003 по данному делу оставить без изменения.

Председательствующий

В.Н. Исайчев

[введено: 14.12.2004 оператор НЦПИ - Угрюмова И.О.]

[проверено: 15.12.2004 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 3 от 01.03.2005 Стр. 43
Рубрики правового классификатора: 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.100.000 Ответственность за нарушение законодательства о социальном обеспечении и социальном страховании, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать