Основная информация

Дата опубликования: 17 января 2018г.
Номер документа: RU16000201800042
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Татарстан
Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 2018 г. № 11

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ

И МОЛОДЕЖНЫХ ТРУДОВЫХ ОТРЯДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

НА 2018 - 2020 ГОДЫ

Изменения:

ПКМ РТ от 20.11.2018 № 1024

В целях создания условий для развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2018 - 2020 годы.

2. Министерству по делам молодежи Республики Татарстан разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан план мероприятий по реализации утвержденной настоящим Постановлением Концепции развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2018 - 2020 годы.

3. Признать утратившим силу Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.07.2014 № 537 "Об утверждении Концепции развития деятельности студенческих трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2014 - 2017 годы".

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерству по делам молодежи Республики Татарстан.

Премьер-министр

Республики Татарстан                                                                      А.В.ПЕСОШИН

Утверждена

Постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 17 января 2018 г. № 11

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ТРУДОВЫХ

ОТРЯДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2018 - 2020 ГОДЫ

1. Общие положения

Настоящая Концепция развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2018 - 2020 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Федеральными законами от 28 декабря 2010 года № 428-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития движения студенческих отрядов", от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2015 года № 86 "О Дне российских студенческих отрядов", отдельными положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы", распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Конституцией Республики Татарстан, Законами Республики Татарстан от 19 октября 1993 года № 1983-XII "О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан", от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года".

Концепция направлена на создание условий определения потребностей современной молодежи Республики Татарстан в самореализации и экономической самостоятельности, в получении новых практических знаний, а также в совершенствовании имеющихся профессиональных компетенций.

Реализация Концепции позволит создать дополнительные механизмы и условия для максимального привлечения студентов образовательных организаций высшего и профессионального образования Республики Татарстан к реализации государственных программ, проектов, направленных на повышение общего уровня благосостояния населения Республики Татарстан как на муниципальном, так и на региональном уровнях.

Экономика инноваций, основанная на мотивации и повсеместном внедрении технологических новшеств, курс на которую взят в Российской Федерации и Республике Татарстан, предъявляет качественно новые требования к человеческому капиталу, диктует структурные изменения на молодежном рынке труда. Формируются запросы на профессионалов с высокой способностью к обучению, восприимчивостью к новым знаниям в междисциплинарных сферах, умеющих оценивать риски, принимать решения в условиях высокой неопределенности. Повышается спрос на команды, способные комплексно подходить к решению нетривиальных задач. Особенно востребованными становятся управленцы, умеющие видеть, ставить, свободно решать возникающие перед обществом задачи, в том числе производственного характера.

Максимально эффективное развитие, использование интеллектуально-творческих, трудовых способностей человека как ключевых факторов формирования человеческого капитала становится важнейшим элементом государственной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности, в том числе через развитие системы трудовой занятости в студенческих и молодежных отрядах.

Концепция нацелена на усиление и дальнейшее развитие единой открытой межведомственной республиканской системы поддержки и сопровождения механизмов трудоустройства студенческой и безработной молодежи. В ней определены цели, задачи, основные принципы, механизмы, направления ее реализации, сформулированы ожидаемые результаты. Концепция представляет собой документ стратегического характера, отражающий общее видение проблемы, принципиальные подходы к ее решению, которые должны быть положены в основу разрабатываемых и осуществляемых мер в данной сфере деятельности.

Концепция разработана с учетом задач реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. В ней предусмотрено выстраивание системы правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового обеспечения эффективного развития и реализации трудового потенциала молодежи в Республике Татарстан. Ключевую роль в этом должно сыграть объединение в этих целях на принципах социального партнерства работодателей, представителей бизнеса, научного сообщества, органов государственной и муниципальной власти, общественных объединений, некоммерческих организаций.

Концепция является основой для нормотворческой деятельности, разработки программ и проектов, направленных на организацию трудовой занятости студенческой, незанятой, учащейся молодежи в Республике Татарстан.

2. Характеристика проблемы

В настоящее время ситуация на рынке труда такова, что одной из категорий граждан, находящейся в сложном положении, является молодежь. Особые трудности в адаптации к современному рынку труда испытывают молодые люди, которые не имеют достаточной профессиональной квалификации и практических навыков. Именно молодые специалисты в первую очередь обращаются на молодежные биржи труда, в центры студенческих трудовых отрядов и в государственные органы службы занятости населения.

Требует совершенствования система профессионального самоопределения учащимися школ. Так, по итогам опроса, организованного государственным бюджетным учреждением "Республиканский центр студенческих трудовых отрядов" Министерства по делам молодежи Республики Татарстан, 10 000 студентов старшекурсников - выпускников образовательных организаций высшего и профессионального образования Республики Татарстан было выявлено, что при выборе образовательной организации только у 32,5 процента определяющим стал "интерес к будущей профессии", 16,6 процента поступили по "рекомендации родителей и родственников", а 22 процента учитывали "престиж учебного заведения". По принципу "лишь бы поступить на бюджет, хоть куда", имея необходимое количество баллов по итогам Единого государственного экзамена, из-за необходимости получить "документ об образовании" в образовательные организации высшего и профессионального образования Республики Татарстан пришли 24,5 процента опрошенных.

В связи с профессионально-квалификационным, а также территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы отдельные организации республики продолжают испытывать дефицит рабочей силы, особенно высококвалифицированных кадров, по отдельным профессиям. Это предопределяет необходимость планирования специального комплекса мероприятий в области регулирования рынка труда.

Результаты вышеуказанного опроса подтверждают актуальность данного тезиса в части профессионального планирования будущих молодых специалистов по завершении обучения. Вернуться и работать к себе в родной город (район) планируют лишь 13,5 процента, в то время как подавляющее большинство (42 процента) стремятся переехать и работать в г. Казань либо другой крупный город страны. Перспективу переехать в другую страну запланировали 14 процентов, не определились с планами на будущее 30 процентов.

Необходимо отметить, что, согласно прогнозным данным Министерства экономического развития Российской Федерации, в течение 2013 - 2020 годов в Российской Федерации будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, - к сокращению предложения трудовых ресурсов. В Республике Татарстан не прогнозируется значительное сокращение численности занятых в экономике. Регион является миграционно привлекаемым в Российской Федерации. Если в 2008 году численность иностранных граждан, проживающих в Республике Татарстан, составляла более 10 тыс. человек, то на 1 января 2013 года этот показатель увеличился до 19 тыс. человек. Указанные данные говорят о том, что потенциал трудоспособной части населения, особенно молодежи, в нашем регионе используется не в полной мере. Привлечение трудовых ресурсов извне, создание условий для их пребывания в республике и успешная реализация масштабных производственных проектов повышают риск увязнуть в решении стратегически важных задач по формированию высококвалифицированного потенциала из числа местной молодежи и созданию приемлемых условий труда.

Современный этап социально-экономического развития Республики Татарстан диктует необходимость подготовки конкурентоспособных работников и с этой целью - совершенствования системы профессионального образования, достижения баланса структур профессионального образования и спроса на рабочую силу.

Рынок труда испытывает дефицит кадров по рабочим профессиям, престиж которых значительно утерян, отсутствует преемственность кадров. Не хватает рабочих кадров в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства, машиностроения, сельского хозяйства, транспорта, обслуживания населения.

Также отсутствие неопределенности побуждает студентов в будущем поменять сферу профессиональных интересов. Стать "предпринимателями" планируют 27,7 процента, "чиновниками" - 5,8 процента, "не определились" - 16,2 процента. Другие сферы интереса - "работать по специальности и не менять сферу деятельности" планируют 41,5 процента опрошенных, "частным фермером" - 2,3 процента, "военнослужащим" - 3,5 процента, "служащим" - 1,4 процента, "рабочим" - 1,5 процента.

Подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям современного производства, невозможно осуществлять без постоянного развития новых форм трудоустройства на этапе обучения в вузе по профилю получаемого образования, модернизации материально-технической базы образовательных организаций высшего и профессионального образования Республики Татарстан, оснащению их современной компьютерной техникой, оборудованием. Показательным является и то, что 46 процентов опрошенных студентов старших курсов отметили, что образовательная организация высшего и профессионального образования Республики Татарстан "не обеспечила их производственной практикой" либо "отнеслась к этому формально", так как "ничего общего в практике с получаемой специальностью не было". Лишь 54 процента отметили, что в период прохождения практики "получили профессиональный опыт".

Основными проблемами современного рынка труда остаются:

несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

низкая трудовая мобильность граждан;

трудоустройство отдельных категорий граждан, испытывающих сложности при трудоустройстве в силу различных причин (социальных, физических и иных) и являющихся наименее конкурентоспособными.

Уровень общей безработицы в Республике Татарстан за I квартал 2017 года (3,9 процента от численности экономически активного населения) ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (5,6 процента) и ниже аналогичного показателя по Приволжскому федеральному округу (5,0 процента).

По данным мониторинга, проводимого Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, численность работающих в режиме неполного рабочего времени на 03.05.2017 составила 6 729 тыс. человек.

С начала 2017 года в органы службы занятости обратились по различным вопросам 35,2 тыс. человек, в том числе приняты на учет в качестве ищущих работу 19,5 тыс. человек. Численность зарегистрированных в органах службы занятости Республики Татарстан безработных граждан на 1 мая 2017 года составила 14 818 человек.

Уровень регистрируемой безработицы в настоящее время равен 0,72 процента от численности экономически активного населения.

В территориальном разрезе уровень безработицы варьируется от 0,19 процента в Лаишевском муниципальном районе до 1,42 процента в Елабужском муниципальном районе.

На 1 мая 2017 года уровень регистрируемой безработицы по моногородам следующий:

в г. Набережные Челны - 0,59 процента;

в г. Нижнекамске - 0,80 процента;

в г. Менделеевске - 0,94 процента;

в г. Елабуге - 1,45 процента;

в г. Зеленодольске - 2,18 процента;

в г. Чистополе - 0,96 процента.

Самое высокое по Республике Татарстан значение показателя "Уровень регистрируемой безработицы" - в п.г.т. Камские Поляны (3,30 процента).

По состоянию на 1 мая 2017 года среди безработных 55,32 процента составляют женщины, 17,86 процента - молодежь в возрасте 16 - 29 лет. Доля граждан, уволившихся по собственному желанию, составила 67,26 процента, граждан, уволенных в связи с ликвидацией, - 14,32 процента.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, численность молодежи в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст потенциальных участников в студенческих трудовых отрядах) на 1 января 2017 года составила 288 630 человек.

Уровень занятости учащейся молодежи в студенческих трудовых отрядах на 1 января 2017 года составил 4 процента от вышеуказанной численности.

По результатам анализа респондентов, основные трудности молодежи Республики Татарстан при трудоустройстве на постоянное место работы - это "отсутствие требуемого опыта" (35,3 процента), "низкий уровень оплаты труда" (16 процентов), "отсутствие связей и знакомств" (15 процентов) и "сложность устроиться по специальности" (12,6 процента). Среди других были отмечены "низкий уровень качества полученного образования", "отсутствие информации о ситуации и долгосрочных прогнозах рынка труда", "отсутствие навыков делового общения".

Большинство опрошенных сошлись в одном - почти 80 процентов убеждены в том, что "государство должно гарантировать первое рабочее место" и "оказывать содействие в поисках работы". За сохранение и укрепление системы наставничества на рабочих местах для молодых специалистов высказались 57,3 процента. Остальная часть опрошенных затруднилась ответить.

Готовы заняться предпринимательской деятельностью 62 процента опрошенных. При этом среди названных факторов, препятствующих развитию молодежного предпринимательства, были названы "коррупция и бюрократия" - 24,4 процента, "сложная система налогообложения" - 22 процента, "недостаток открытой информации о механизмах поддержки предпринимательства" - 13 процентов и "отсутствие низких кредитов" - 13 процентов.

Существующие трудности в трудоустройстве студентов и выпускников образовательных организаций высшего и профессионального образования Республики Татарстан вызывают озабоченность не столько своими масштабами, сколько последствиями, самыми серьезными из которых являются рост преступности, наркомании, проявления экстремистских настроений, других социально негативных явлений.

Привлечение студенческой и незанятой молодежи к деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов (далее - трудовые отряды) является одним из механизмов обеспечения ее занятости и повышения конкурентоспособности на современном рынке труда. В движении трудовых отрядов участвует молодежь определенной возрастной группы, на которую приходится пик безработицы. В то же время указанное движение является одним из самых эффективных, массовых и интересных видов трудоустройства на временные и сезонные работы.

Ранняя трудовая адаптация, трудовая мобильность участников трудовых отрядов являются необходимыми качествами молодежи в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка труда и эффективным инструментом самореализации личности, формирования таких качеств, как самостоятельность, ответственность.

С 2001 года движение трудовых отрядов в Республике Татарстан обрело массовый характер и способствует созданию условий для освоения практических умений и навыков будущими специалистами. В Республике Татарстан (как и в целом по Российской Федерации) неуклонно возрастает количество трудовых отрядов и желающих в них работать. Например, если в 2010 году было создано 249 отрядов общей численностью 9 136 студентов, то по итогам 2017 года в Республике Татарстан работу в студенческих отрядах получили 10 363 студента (рисунок 1).

В ходе этой работы студенты и учащиеся сумели закрепить на практике теоретические знания и навыки, приобретаемые в учебном заведении, получая за это заработную плату, размер которой в 2017 году составил от 10,0 до 38,0 тыс. рублей в месяц (рисунок 2).

Рисунок 1. Количество студентов, занятых в студенческих

трудовых отрядах Республики Татарстан в 2001 - 2017 гг.

Рисунок 2. Средняя заработная плата в студенческих отрядах

и трудовых бригадах Республики Татарстан по направлениям

деятельности за 2017 год

Отряды по направлениям деятельности

Средняя заработная плата, рублей в месяц

Строительные (выездные отряды)

28 000 - 30 000

Отряды проводников

28 000

Сервисные

17 000

Археологические

14 000

Отряды по благоустройству

15 000

Энергетические

28 000

Педагогические:

детские оздоровительные лагеря Республики Татарстан

11 500

детские оздоровительные лагеря Краснодарского края и Республики Крым

5 500

Сельскохозяйственные (Республика Татарстан)

8 000 - 16 000

Сельскохозяйственные (Республика Крым)

17 000 - 23 000

Медицинские:

детские оздоровительные лагеря

9 000

учреждения здравоохранения Республики Татарстан

12 000

Работа в трудовых отрядах позволяет также освоить дополнительные профессиональные навыки и специальности, востребованные на современном рынке труда, в том числе по рабочим профессиям. Принимая во внимание то, что рынок перенасыщен специалистами гуманитарного профиля, в то время как на многих предприятиях наблюдается острая нехватка квалифицированных рабочих кадров, работа в трудовых отрядах позволяет студентам образовательных организаций высшего и профессионального образования Республики Татарстан освоить дополнительные специальности рабочих профессий.

В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.03.2013 № 436-р в рамках проведения ежегодных мероприятий по профессиональному обучению участников молодежных и студенческих трудовых отрядов по рабочим профессиям организуется обучение по рабочим специальностям на безвозмездной основе.

Молодых людей обучают по следующим специальностям: электрогазосварщик, машинист крана, тракторист, облицовщик-плиточник, бетонщик, каменщик, фотограф, повар-кондитер, парикмахер, швея. Всего обучиться смогли более 350 человек из г. г. Казани и Набережные Челны. По итогам обучения (от 160 до 480 учебных часов) успешно прослушавшие курс студенты получают свидетельства, которые в будущем помогают им трудоустроиться. Обучение включает в себя как теоретическую, так и практическую подготовку.

Ежегодно более 10 000 студентов Республики Татарстан продолжают реализацию социально приоритетных и стратегически важных проектов: возведение и ремонт школ, больниц, детских садов, жилых, производственных объектов, спортивных сооружений, домов культуры, автомагистрали "Европа - Западный Китай", благоустройство лесного фонда, работа в агропромышленном комплексе, на предприятиях энергетической, транспортной отраслей, в здравоохранении.

Сохраняя традиции движения студенческих строительных отрядов, в 2017 году Республиканским штабом студенческих трудовых отрядов организована работа по формированию и трудоустройству студенческих отрядов строительного направления, деятельность которых ежегодно осуществляется за пределами Республики Татарстан. Строительные отряды направляются для работы на федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Маяк" в Челябинскую область, всероссийские студенческие стройки "Мирный атом" (г. Озерск), "Космодром "Восточный" (Амурская область), на межрегиональные студенческие стройки "Калининград" (г. Калининград) и "Петербург" (г. Санкт-Петербург) и другие.

Традиционно строительные отряды в муниципальных образованиях Республики Татарстан задействованы при возведении объектов муниципального значения (детские сады, школы, больницы, жилые дома, производственные и инфраструктурные объекты).

Педагогические отряды Республики Татарстан ежегодно участвуют в реализации региональных мероприятий по организации оздоровления, отдыха и занятости детей, работая вожатыми, инструкторами по физической культуре, походному туризму, педагогами-организаторами в детских оздоровительных лагерях Республики Татарстан. С 2005 года их деятельность востребована также в санаторных комплексах и оздоровительных лагерях Краснодарского края, а с 2015 года - в Республике Крым.

Студенческие сельскохозяйственные отряды, деятельность которых направлена на поддержку агропромышленного комплекса Республики Татарстан, ежегодно привлекаются к посевным и уборочным работам, работам на зернотоках и мегафермах.

Впервые с 2016 года работа студенческих сельскохозяйственных отрядов была организована на базе Крымской фруктовой компании Крымской Республики.

Студенческие отряды проводников вагонов поездов дальнего следования работают в период летних и зимних каникул в открытом акционерном обществе "Федеральная пассажирская компания". Направления деятельности: Казань - Адлер, Казань - Новороссийск, Москва - Анапа, Санкт-Петербург - Архангельск, Мурманск и другие в составе Горьковского, Приволжского, Северо-Западного филиалов открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

Студенческие медицинские отряды, сформированные на базе профильных образовательных организаций, традиционно осуществляют свою деятельность в детских лагерях Республики Татарстан и Краснодарского края в качестве младшего медицинского персонала. Среди наиболее ярких объектов - Всероссийская здравница "Орленок", детский оздоровительный лагерь "Энергетик" (г. Анапа), лагеря Республики Крым. Вместе с тем при поддержке Министерства здравоохранения Республики Татарстан наработан положительный опыт в области трудоустройства студенческих медицинских отрядов на базе учреждений здравоохранения Татарстана (Республиканская клиническая больница, Клиника медицинского университета, Межрегиональный клинико-диагностический центр).

Энергетические отряды осуществляют свою деятельность на базе предприятий энергетической отрасли Республики Татарстан, Республики Башкортостан (открытое акционерное общество "Генерирующая компания", открытое акционерное общество "Сетевая компания", открытое акционерное общество "Башкирская электросетевая компания", публичное акционерное общество "Казанский вертолетный завод", общество с ограниченной ответственностью Группа компаний "Инвент", "Комплексное энергоразвитие Инжиниринг", акционерное общество "Тюменская энергосбытовая компания", Ханты-Мансийский автономный округ, г. Сургут).

Студенческий сервисный отряд осуществляет свою деятельность в Республике Крым (г. Ялта) на базе гостиничного комплекса "Ялта-Интурист", студенты работают в качестве горничных, официантов, работников пляжа, помощников поваров.

Сводные путинные отряды работают на предприятиях и в организациях производственного комплекса, на рыбоперерабатывающем заводе "Тунайча", находящемся на острове Южно-Сахалинск.

С 2013 года ведется реализация ежегодных программ привлечения студенческих трудовых отрядов для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в лесном фонде Республики Татарстан.

Ниже представлены основные причины и факторы, влияющие на выбор студентами вторичных форм трудоустройства, обеспечивающих стабильную динамику показателей движения студенческих трудовых отрядов.

В условиях рыночного реформирования российской экономики наряду с сокращением численности и доли занятого в экономике трудоспособного населения быстро увеличивается контингент студентов очной формы обучения, сочетающих обучение с работой в различных сферах деятельности. Сегодня трудовой деятельностью охвачены уже несколько миллионов студентов, еще больше студентов ищут работу. Таким образом, трудовая деятельность студентов приобрела в современном российском обществе массовый характер. В процессе трудовой деятельности у студенческой молодежи формируются новые представления о роли профессии и профессиональных достижениях в жизни, целях профессиональной деятельности и о способах их достижения, меняются ценностные ориентиры, критерии социальной дифференциации.

Принимая во внимание, что развитие экономики региона, решение социальных задач зависят в основном от притока квалифицированных ресурсов в производство, настоящая Концепция предусматривает не только межведомственное взаимодействие, но и участие в ее реализации предприятий и организаций коммерческого сектора Республики Татарстан, осуществляющих свою деятельность в различных отраслях ее экономики.

В рамках Концепции развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2014 - 2017 годы (далее - Концепция на 2014 - 2017 годы) стало возможным организовать Республиканскую школу вожатых, основной целью которой является профессиональная подготовка участников студенческих педагогических отрядов. Также подобная практика профессиональной подготовки в ежегодном режиме проводится для студенческих отрядов спасателей, проводников вагонов поездов дальнего следования, механизированных отрядов и так далее. Регулярно проводятся курсы по основам техники безопасности и охраны труда.

3. Структура организации деятельности

трудовых отрядов в Республике Татарстан

Студенческий трудовой отряд - это объединение студентов образовательных организаций высшего и профессионального образования Республики Татарстан различных форм обучения, добровольно изъявивших желание в свободное от учебы и (или) основной работы время участвовать в творческой, социально полезной и значимой деятельности в различных отраслях хозяйства.

В зависимости от продолжительности функционирования трудовые отряды разделяются на постоянные (круглогодичные) и временные (формируемые для выполнения конкретной производственной задачи, социального заказа).

В зависимости от места функционирования трудовые отряды подразделяются на стационарные, деятельность которых осуществляется в пределах Республики Татарстан, и выездные, работающие за ее пределами.

Кроме того, отряды подразделяются на профильные, члены которых выполняют работы в соответствии с получаемой в учебном заведении специальностью, и непрофильные, когда выполняются работы, связанные с прохождением дополнительного обучения в соответствии с направлением отряда.

Штаб студенческих трудовых отрядов - это общественная структура (объединение, подразделение) образовательной организации высшего и профессионального образования Республики Татарстан, основными задачами которой являются первичное формирование трудовых отрядов, информационное сопровождение и привлечение учащейся и студенческой молодежи к участию в деятельности республиканского движения трудовых отрядов в данных учебных заведениях.

Центр студенческих трудовых отрядов - это муниципальное учреждение или автономная некоммерческая организация, учрежденная исполнительными комитетами муниципальных образований. Основными задачами центра трудовых отрядов являются развитие и координация деятельности трудовых отрядов, информационное обеспечение в средствах массовой информации, организация трудоустройства студенческой и незанятой молодежи, в том числе на временные, сезонные и постоянные работы в каникулярный и учебный периоды в городах и районах республики.

Зональный штаб студенческих трудовых отрядов - это совещательный орган, объединяющий в себе организации различных форм собственности, занимающиеся вопросами развития деятельности трудовых отрядов ряда муниципальных образований Республики Татарстан.

Республиканский центр студенческих трудовых отрядов - это некоммерческая организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения, основными задачами которой являются развитие движения трудовых отрядов, координация и обеспечение контроля над организацией их деятельности, взаимодействие с органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях, осуществление методической, правовой и информационной поддержки трудовых отрядов в Республике Татарстан.

4. Основные цели, задачи и сроки реализации Концепции

Целью Концепции является повышение эффективности межведомственной работы по организации содействия в трудовой занятости студенческой, учащейся и незанятой молодежи на основе уже апробированной Концепции на 2014 - 2017 годы.

Решение проблем занятости и профессиональной подготовки учащейся и студенческой молодежи требует выработки специальных механизмов и технологии эффективного взаимодействия всех участников данного процесса. Исходя из приоритетов государственной социальной и молодежной политики, основной целью реализации Концепции является социально-экономическая поддержка учащейся и студенческой молодежи путем создания условий для получения профессиональных и дополнительных трудовых навыков студентами, другими категориями молодежи в период обучения в образовательных организациях высшего и профессионального образования Республики Татарстан посредством их участия в деятельности трудовых отрядов.

Масштабность поставленной в рамках Концепции цели требует разработки комплекса мероприятий. В этой связи сформированы следующие позиции:

1. Обеспечение реализации государственной молодежной политики в части содействия занятости молодежи, развития кадрового потенциала для различных отраслей экономики Республики Татарстан, включая:

повышение качества и доступности государственных услуг в сфере содействия в труде на временные, сезонные и постоянные работы;

повышение эффективности содействия трудоустройству молодых выпускников-специалистов;

содействие сохранению действующих и созданию новых временных, сезонных и постоянных рабочих мест.

2. Разработка и внедрение действенных механизмов развития профильных трудовых отрядов, позволяющих в будущем удовлетворить внутренние потребности отраслевых предприятий экономики Республики Татарстан в высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадрах, квалифицированных рабочих, служащих и специалистах среднего звена.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) обозначение приоритетных направлений деятельности трудовых отрядов

Исходя из отраслевой специфики трудовых отрядов, выделяются следующие приоритетные направления их деятельности:

строительное направление - выполнение ремонтно-строительных и дорожно-хозяйственных работ на объектах;

сельскохозяйственное направление - выполнение работ в агропромышленном комплексе;

педагогическое направление - выполнение воспитательной работы в качестве вожатых, педагогов-организаторов в детских оздоровительных лагерях и профилактической работы с детьми группы риска, другими социальными категориями;

транспортное направление - выполнение работ в качестве проводников вагонов поездов дальнего следования на железнодорожном транспорте;

археологическое направление - выполнение работ, связанных с восстановлением, реставрацией или изучением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

промышленное направление - выполнение производственных работ в различных отраслях промышленности;

спасательное направление - выполнение работ, связанных с предупреждением опасных ситуаций на воде (пляжи детских оздоровительных лагерей и санаторных комплексов Республики Татарстан и других регионов России);

медицинское направление - выполнение работ по санитарному и медицинскому обслуживанию населения Республики Татарстан на базе учреждений здравоохранения Республики Татарстан;

экологическое направление - выполнение работ по уборке, озеленению и развитию инфраструктуры придомовых и дворовых территорий, парков, скверов и городских зон отдыха;

сервисное направление - выполнение работ в сфере услуг (организация питания, проживания, обеспечение работы торговых комплексов и т.д.);

культурно-массовое направление - выполнение работ в сфере организации культурно-массовых мероприятий (проведение благотворительных акций, формирование концертных отрядов, агитационных бригад и т.д.);

2) выработка методов стимулирования и развития деятельности студенческих трудовых отрядов

В целях обеспечения наиболее продуктивной деятельности трудовых отрядов предполагается использование следующих методов ее стимулирования:

профессиональное стимулирование:

предоставление возможности получения дополнительного образования (специализированные курсы повышения квалификации, узкопрофильные краткосрочные программы и т.д.);

расширение свободы выбора будущей профессии участниками трудовых отрядов в профессиональном самоопределении;

приобретение в трудовых отрядах практических навыков по основной специальности и опыта работы в коллективе, способствующих повышению конкурентоспособности молодого специалиста на современном рынке труда;

овладение участниками трудовых отрядов дополнительными специальностями и профессиональными навыками, востребованными на современном рынке труда;

материальное стимулирование:

материальное поощрение за достижение высоких производственных показателей (за счет средств предприятия-работодателя);

грантовая поддержка и реализация социально значимых проектов в области обеспечения занятости учащейся молодежи, а также проектов, направленных на организацию деятельности малых форм предпринимательской деятельности незанятой (официально безработной) молодежи через создание дополнительных рабочих мест на базе малых предприятий;

моральное стимулирование:

награждение почетным знаком "За вклад в развитие движения студенческих трудовых отрядов Республики Татарстан";

награждение почетным знаком "За вклад в развитие движения студенческих трудовых отрядов Российской Федерации";

поощрение активных участников трудовых отрядов благодарственными письмами Кабинета Министров Республики Татарстан, благодарственными письмами, почетными грамотами министерств и ведомств Республики Татарстан, ценными подарками исходя из отраслевой специфики трудовых отрядов;

награждение активных участников трудовых отрядов государственными наградами, правительственными знаками, знаками отличия, иными наградами;

проведение фестивалей, слетов, спартакиад, других мероприятий с приглашением наиболее активных участников трудовых отрядов и организация их встреч с государственными, политическими и общественными деятелями;

информационное стимулирование:

освещение деятельности трудовых отрядов и формирование положительного образа его участников в средствах массовой информации;

культивирование идеи профессионального и социального раскрытия личности в ходе работы в трудовом отряде;

повышение престижа рабочих специальностей среди молодежи;

3) формирование направлений развития структуры деятельности трудовых отрядов

В целях системного привлечения учащейся и студенческой молодежи Республики Татарстан к работе в трудовых отрядах, повышения доступности оказываемых центрами трудовых отрядов услуг и информационного обеспечения их деятельности необходимо:

укрепление материально-технической базы Республиканского центра студенческих трудовых отрядов;

создание ассоциации ветеранов движения трудовых отрядов для поддержания преемственности, оказания консультационной и шефской помощи в организации деятельности трудовых отрядов;

4) выработка проектного подхода в организации деятельности трудовых отрядов

Целью проектного подхода является обеспечение системности, последовательности, планомерности и обобщения приобретаемого опыта в организации деятельности трудовых отрядов. Инновационность проектного подхода заключается в привлечении студентов к работе над проектом не только в процессе его реализации, но и на этапе разработки. Предусматриваются проведение ежегодных конкурсов на грантовую поддержку проектов и программ, направленных на разработку, внедрение новых форм обеспечения занятости студенческой и учащейся молодежи. Задачей проектов является решение следующих проблем:

создание новых (временных или дополнительных) рабочих мест для учащейся и студенческой молодежи на базе предприятий и организаций различных форм собственности;

участие трудовых отрядов в реализации приоритетных национальных проектов Российской Федерации;

участие трудовых отрядов в реализации проектов, включенных в Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р;

выявление новых направлений формирования и развития деятельности трудовых отрядов;

социальная поддержка и оказание социально неблагополучным категориям населения содействия в трудоустройстве.

В целях системной реализации настоящей Концепции необходимо разработать и утвердить в установленном порядке приказы и соглашения Министерства по делам молодежи Республики Татарстан и других адресатов Концепции, регламентирующие республиканское нормативное правовое поле деятельности трудовых отрядов и направленные на:

осуществление эффективной координации работы по вопросам трудовых отрядов всех заинтересованных ведомств, организаций, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных образований;

создание новых (временных и дополнительных) рабочих мест для участников трудовых отрядов, в том числе используя механизмы государственного и муниципального заказов;

соблюдение правил охраны труда, проведение медицинских осмотров и необходимых специализированных анализов, обеспечение здоровья членов трудовых отрядов;

поддержку инициатив молодых граждан в развитии инновационных подходов в организации трудовой занятости среди учащейся и студенческой молодежи, в том числе поддержку собственных малых предприятий трудовых отрядов через грантовую поддержку бизнес-проектов, разработанных и представленных молодыми гражданами, официально зарегистрированными в качестве безработных в районных или городских центрах занятости населения муниципальных образований Республики Татарстан;

5) определение форм информационной поддержки деятельности трудовых отрядов

Информационная поддержка деятельности трудовых отрядов осуществляется в средствах массовой информации в следующих формах:

освещение в передачах государственных телерадиовещательных каналов, кабельного телевидения, в республиканских и муниципальных печатных изданиях, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" мероприятий по организации временной и сезонной занятости и трудоустройства учащейся, студенческой и незанятой молодежи;

организация социальной рекламы в средствах массовой информации;

организация конкурсов среди средств массовой информации на лучшее освещение работы трудовых отрядов различных направлений деятельности;

создание постоянно действующих рубрик о деятельности трудовых отрядов в студенческих, межвузовских, районных и республиканских печатных и электронных средствах массовой информации;

создание и регулярное обновление интернет-портала Республиканского центра студенческих трудовых отрядов, информирующего общественность о деятельности центра и наличии вакансий в трудовых отрядах;

издание информационных материалов (брошюр, буклетов, проспектов и т.д.) для популяризации деятельности трудовых отрядов;

пропаганда участия молодежи в работе трудовых отрядов структурными подразделениями образовательных организаций высшего и профессионального образования Республики Татарстан по социальной и воспитательной работе;

проведение Республиканским центром студенческих трудовых отрядов мониторинга деятельности трудовых отрядов.

Концепцию планируется реализовать в течение 2018 - 2020 годов.

5. Участники реализации Концепции

Участниками реализации Концепции являются:

министерства и ведомства Республики Татарстан (с учетом реализуемых функций);

исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан;

организации профессионального и высшего образования Республики Татарстан;

государственные и муниципальные учреждения в сфере социальной и молодежной политики Республики Татарстан;

бизнес-сообщества;

средства массовой информации.

Ответственный за организацию деятельности студенческих трудовых отрядов - государственное бюджетное учреждение "Республиканский центр студенческих трудовых отрядов".

Совещательный орган - Межведомственный координационный совет по вопросам развития деятельности трудовых отрядов в Республике Татарстан.

6. Механизм реализации Концепции

Межведомственный координационный совет по вопросам развития деятельности трудовых отрядов, созданный в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 № 1725-р, разрабатывает предложения по реализации Концепции и привлечению необходимых для этого ресурсов, обеспечивает взаимодействие органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, организаций, участвующих в реализации Концепции, вносит в адрес Кабинета Министров Республики Татарстан иные предложения по совершенствованию механизмов межведомственного взаимодействия в части развития трудовых отрядов в Республике Татарстан.

Кабинет Министров Республики Татарстан утверждает план мероприятий, направленный на реализацию Концепции, определяет ресурсное обеспечение, сроки его выполнения, а также принимает нормативные правовые акты, направленные на реализацию его основных положений. В целях организации работы по исполнению плана мероприятий Концепции Кабинет Министров Республики Татарстан принимает решение об определении уполномоченного органа (министерства, учреждения) и обеспечивает необходимые условия для его деятельности.

7. Ожидаемые результаты реализации Концепции

и основные индикаторы оценки ее эффективности

Реализация Концепции позволит:

достичь установленного уровня показателей, определенных Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года", в том числе довести к 2020 году численность представителей учащейся и студенческой молодежи, вовлеченной в деятельность трудовых отрядов, до 13 тыс. человек;

создать условия для устойчивого и планомерного развития движения трудовых отрядов в Республике Татарстан, способствующие социально-экономической поддержке учащейся и студенческой молодежи;

создать эффективную систему и механизмы взаимодействия заинтересованных сторон - адресатов Концепции и общественности.

При реализации Концепции предполагается достижение следующих результатов:

1. Объединение студенческой, незанятой молодежи Республики Татарстан в составе республиканского молодежного движения с целью организации занятости.

2. Снижение количества совершенных преступлений, проявлений асоциального поведения в молодежной среде.

3. Привлечение максимально возможного количества представителей студенческой и незанятой молодежи к реализации государственных программ, различных проектов на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

4. Сокращение оттока трудоспособной молодежи из Республики Татарстан.

5. Формирование кадрового резерва для различных секторов экономики республики.

Основными индикаторами оценки эффективности реализации Концепции являются:

количественный показатель - количество созданных трудовых отрядов и представителей учащейся и студенческой молодежи, вовлеченных в их деятельность. Индикаторы оценки реализации Концепции развития деятельности студенческих трудовых отрядов на 2018 - 2020 годы в разрезе муниципальных образований Республики Татарстан представлены в следующей таблице:

Таблица

Индикаторы оценки реализации Концепции

№ п/п

Наименование муниципальных районов и городских округов

Количество студентов, участвующих в движении трудовых отрядов, человек

2018 г.

2019 г.

2020 г.

1.

Альметьевский

900

930

960

2.

Арский

105

110

120

3.

Бугульминский

130

140

150

4.

Елабужский

135

140

145

5.

Заинский

350

360

370

6.

Зеленодольский

95

110

120

7.

Лениногорский

30

40

50

8.

Нижнекамский

3 190

3 220

3 250

9.

Чистопольский

400

410

420

10.

г. Набережные Челны

2 080

2 100

2 120

11.

г. Казань

5 185

5 335

5 585

Всего

12 600

12 885

13 300;

качественный показатель - увеличение оплаты труда участников трудовых отрядов, объема выполненных ими работ, в том числе в рамках государственного и муниципального заказов, охвата дополнительным обучением членов трудовых отрядов и информационного охвата их деятельности (по данным мониторинга).

8. Приоритетные направления деятельности,

проекты, программы республиканского движения

студенческих, молодежных трудовых отрядов

Принимая во внимание возможность и необходимость формирования профильных трудовых отрядов на базе отдельного кластера образовательных организаций высшего и профессионального образования Республики Татарстан, представляется необходимым привлечение студенческих отрядов к следующим приоритетным республиканским проектам и программам:

программные мероприятия по организации отдыха детей и молодежи, их оздоровления и занятости;

программные мероприятия по охране и укреплению здоровья населения республики;

строительство участка международной автомагистрали "Западный Китай - Западная Европа", расположенного в пределах Республики Татарстан;

строительство участков высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва - Казань", расположенной в пределах Республики Татарстан;

благоустройство и сохранение лесного фонда Республики Татарстан;

программные мероприятия, направленные на проведение посевных, уборочных кампаний, совершенствование работы предприятий агропромышленного комплекса Республики Татарстан;

строительство крупных производственных, социально значимых, инфраструктурных объектов в городах и районах Республики Татарстан.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 26.07.2018
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать