Основная информация

Дата опубликования: 17 февраля 2009г.
Номер документа: В200901198
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0901198

В200901198

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.05.2009, N 5, СТР. 279

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17.02.2009 N 14338/08

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ АРБИТРАЖНОМУ СУДУ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреева Е.И., Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2008 по делу N А65-3732/08-СА1-7 Арбитражного суда Республики Татарстан.

В заседании принял участие представитель заявителя - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Новиков К.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., а также объяснения представителя заявителя, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Чистопольский рыбзавод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган), выразившихся в возбуждении в отношении общества дела N 15тр/04, и обязании представить письменные пояснения по факту нарушения положений статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ; НГР:Р0602123 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - управление Росрыболовства, управление).

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.06.2008 производство по делу прекращено.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 26.08.2008 определение суда первой инстанции отменил, дело направил в Арбитражный суд Республики Татарстан для рассмотрения требований общества по существу.

В заявлении о пересмотре в порядке надзора названного постановления суда кассационной инстанции, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, антимонопольный орган просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судом норм права.

В отзыве на заявление общество просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения как соответствующий действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя антимонопольного органа, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ; НГР:Р0405361 "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" антимонопольный орган провел проверку деятельности управления Росрыболовства на предмет соблюдения им антимонопольного законодательства при заключении договоров пользования рыбопромысловыми участками, по результатам которой выявил в действиях управления и в его совместных действиях с обществом наличие признаков нарушения Закона о защите конкуренции.

Приказом от 06.02.2008 N 01/20-к антимонопольный орган возбудил дело N 15тр/04 по признакам нарушения управлением части 1 статьи 15 и статьи 16 Закона о защите конкуренции и по признакам нарушения обществом статьи 16 этого Закона. Определением от 06.02.2008 о назначении дела N 15тр/04 к рассмотрению обществу предписано представить в срок до 29.02.2008 копии документов и письменные объяснения.

Не согласившись с названными действиями антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Суд первой инстанции прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сославшись на неподведомственность дела арбитражному суду. Суд указал, что оспариваемыми действиями антимонопольного органа права и законные интересы общества не нарушаются, а процессуальные документы антимонопольного органа (приказ и определение от 06.02.2008), принятые в рамках производства по делу, не являются актами, которые могут быть обжалованы в порядке, установленном пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как они не влекут для общества никаких негативных последствий, в том числе и при неисполнении содержащихся в них предписаний.

Суд кассационной инстанции, отменяя определение суда первой инстанции, счел, что действиями антимонопольного органа по возбуждению дела N 15тр/04 и обязанию общества представить письменные пояснения по факту нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции могут затрагиваться права и законные интересы последнего, поэтому дело подлежит рассмотрению по существу.

Между тем судом кассационной инстанции не учтено следующее.

Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функцию по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства непосредственно и через свои территориальные органы.

При реализации данной функции антимонопольный орган наделен полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно статье 44 Закона о защите конкуренции при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольным органом принимается решение о возбуждении дела и издается приказ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению этого дела, председатель которой выносит определение о назначении дела к рассмотрению.

На этой стадии производства не устанавливаются факт нарушения антимонопольного законодательства и конкретный нарушитель, не выносится обязательное для исполнения предписание.

Наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства устанавливается непосредственно в ходе рассмотрения дела, по итогам которого антимонопольным органом принимается соответствующее решение.

В данном случае, оспариваемые действия антимонопольного органа получили свое документальное оформление в виде издания приказа о возбуждении дела и создании комиссии по его рассмотрению, и в вынесении определения о назначении дела к рассмотрению.

Приказ антимонопольного органа от 06.02.2008 N 01/20-к и определение от 06.02.2008 не устанавливают факта нарушения обществом антимонопольного законодательства и не предопределяют субъекта ответственности, а оформляют в предусмотренном законом порядке начало проведения процессуальных действий по установлению и выявлению всех, в том числе и этих, обстоятельств по возбужденному делу N 15тр/04.

Упомянутые акты антимонопольного органа не могут быть предметом самостоятельного судебного обжалования, поскольку они являются процессуальными документами, принятыми в рамках производства по делу, возбужденному по признакам нарушения хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства, что не исключает возможности для заявителя впоследствии их оспаривать при обжаловании принятых по результатам рассмотрения этого дела решения и предписания антимонопольного органа.

Следовательно, у суда кассационной инстанции не имелось законных оснований для отмены определения суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2008 как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2008 по делу N А65-3732/08-СА1-7 Арбитражного суда Республики Татарстан отменить.

Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.06.2008 по настоящему делу оставить без изменения.

Председательствующий

А.А. Иванов

[введено: 25.05.2009 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 02.06.2009 редактор НЦПИ - Ткаченко И.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 5 от 01.05.2009 Стр. 279
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.040 Антимонопольное законодательство, 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.010.000 Промышленность, 090.010.010 Общие положения, 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды, 110.060.000 Охрана и использование животного мира (см. также 200.150.030), 110.060.010 Общие положения, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать