Основная информация

Дата опубликования: 17 апреля 2012г.
Номер документа: RU03000201200202
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Башкортостан
Принявший орган: Правительство Республики Башкортостан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Правительство Республики Башкортостан

Правительство Республики Башкортостан

Постановление

17 апреля 2012 года № 112

Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан» на 2012-2016 годы

{ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ:

постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.07.2012 года № 236;

постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2013 года № 180;

постановлением Правительства Республики Башкортостан от 08.07.2014 года № 301}

В целях дальнейшего устойчивого развития молочного скотоводства Правительство Республики Башкортостан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан» на 2012-2016 годы (далее - Программа).

2. Государственному заказчику Программы – Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан:

разработать и представить в установленном порядке в Правительство Республики Башкортостан проекты нормативных правовых актов об установлении порядка и условий предоставления за счет средств бюджета Республики Башкортостан субсидий на реализацию мероприятий Программы;

ежегодно информировать Правительство Республики Башкортостан о ходе реализации Программы.

3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов Республики Башкортостан разработать планы мероприятий по реализации Программы на территориях муниципальных районов, предусмотрев меры по оказанию финансовой поддержки участникам Программы.

4. Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан, Министерству промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре по компетенции обеспечить выполнение мероприятий Программы.

5. Рекомендовать Филиалу федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, открытому акционерному обществу «Башгипроагропром», обществу с ограниченной ответственностью «БашРЭС» оказать содействие в реализации мероприятий Программы.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Исаева Э.Ф.

Премьер-министр

Правительства

Республики Башкортостан

А.Ф. Илимбетов

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Башкортостан

от 17 апреля 2012 года

№ 112

(в редакции постановления

Правительства

Республики Башкортостан

от «16» июля 2012 года

№ 236)

Республиканская целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан» на 2012-2016 годы

Паспорт Программы

Наименование Программы

«Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан» на 2012-2016 годы

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1042 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями); приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 ноября 2008 года № 495 «Об утверждении отраслевой целевой Программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы"»

Государственный заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан

Основные разработчики Программы

Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан; Национальный союз производителей молока «Союзмолоко» (по согласованию); некоммерческая организация «Молочный союз Башкортостана» (по согласованию)

Цели и задачи Программы

Цели:

устойчивое развитие молочного скотоводства

на основе создания экономических,

технологических и социальных условий

производства молока;

увеличение объемов производства молока в

Республике Башкортостан

Задачи:

комплексный технологический аудит состояния отрасли;

создание прочной кормовой базы путем повышения продуктивности кормовых угодий, улучшения кормового севооборота, оптимизации затрат и снижения себестоимости кормов;

строительство, капитальный ремонт и реконструкция, комплексная техническая и технологическая модернизация молочно­товарных ферм;

улучшение племенной базы молочного скотоводства;

увеличение поголовья молочного стада; увеличение объемов производства и повышение качества молока; кадровое обеспечение отрасли; популяризация среди населения потребления молока и молочных продуктов

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы

Прирост валового объема производства молока в сельхозпредприятиях, участвующих в

реализации Программы, по годам:

2012 год - 52 тыс. тонн;

2013 год - 42 тыс. тонн;

2014 год - 49 тыс. тонн;

2015 год - 74 тыс. тонн;

2016 год - 72 тыс. тонн;

(за период реализации Программы

соответствующий прирост составит 289 тыс.

тонн молока);

доведение выхода телят на 100 коров

с 79 голов в 2011 году до 84 голов в 2016 году;

доведение удоя на 1 корову в год в

сельскохозяйственных организациях

Республики Башкортостан в 2016 году

до 4500 кг молока;

создание 6 сервисных служб по племенной работе строительство, капитальный ремонт, модернизация и реконструкция 500 молочно­товарных ферм за 5 лет; завершение строительства 6 молочных комплексов за 5 лет; повышение производительности труда в сельскохозяйственных организациях на 25%

Срок реализации Программы

2012-2016 годы без деления на этапы

Объем и источники финансирования Программы

Прогнозируемый объем финансирования Программы составляет 25563,0 млн. рублей, в том числе средства:

{в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2013 года № 180}

а) внебюджетных источников - 17812,7 млн. рублей, из них по годам:

1012 год - 3416,0 млн. рублей;

2013 год - 3565,4 млн. рублей;

2014 год - 3590,9 млн. рублей;

2015 год - 3610,4 млн. рублей;

2016 год- 3630,0 млн. рублей;

б) бюджета Республики Башкортостан - 6337,0 млн. рублей, из них по годам:

2012 год - 385,0 млн. рублей;

2013 год- 1484,0 млн. рублей;

2014 год - 1486,9 млн. рублей;

2015 год - 1490,0 млн. рублей;

2016 год - 1491,1 млн. рублей;

{в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2013 года № 180}

в) бюджетов муниципальных районов Республики Башкортостан - 1413,3 млн. рублей, из них по годам:

2012 год - 4,8 млн. рублей;

{в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2013 года № 180}

2013 год - 349,8 млн. рублей;

2014 год - 351,4 млн. рублей;

2015 год - 353,0 млн. рублей;

2016 год - 354,3 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты и показатели социальной и экономической эффективности реализации Программы

а) увеличение валового объема производства

молока:

по республике - с 1750 тыс. тонн в 2012 году

до 2220 тыс. тонн к 2016 году (рост на 26,9%)в сельхозпредприятиях, участвующих в реализации Программы, - с 645 тыс. тонн в 2012 году до 882 тыс. тонн к 2016 году (рост на 37%);

б) увеличение поголовья коров:

по республике - с 473 тыс. голов в 2012 году до 492 тыс. голов к 2016 году (рост на 4%); в сельхозпредприятиях, участвующих в реализации Программы, - с 182 тыс. голов в 2012 году до 198 тыс. голов к 2016 году (рост на 8,8%);

в) увеличение продуктивности коров:

по республике - с 3675 кг молока в 2012 году до 4500 кг молока к 2016 году (рост на 22,4%); в сельхозпредприятиях, участвующих в реализации Программы, - с 3550 кг молока в 2012 году до 4500 кг молока к 2016 году (рост на 26,8%);

г) повышение производительности труда и рациональное использование трудовых ресурсов в сельскохозяйственных предприятиях;

д) рост занятости населения сельской местности и его доходов

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Республиканская целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан» на 2012-2016 годы (далее - Программа) направлена на развитие молочного скотоводства, являющегося основной подотраслью сельскохозяйственного производства, которая стимулирует развитие растениеводства, кормопроизводства, в целом животноводства, а также перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса (далее - АПК) и сельскохозяйственного машиностроения.

Рост объемов производства высококачественного молока улучшит финансовое состояние сельских товаропроизводителей, обеспечит продовольственный рынок молочными продуктами и укрепит продовольственную безопасность Республики Башкортостан и Российской Федерации.

За последние два десятилетия животноводство республики претерпело большие изменения. К началу 2011 года поголовье коров во всех категориях хозяйств сократилось на 17,5% (в сельхозпредприятиях -в 3 раза). Соответственно, снизилось производство молока во всех категориях хозяйств республики. В 2010-2011 годах негативное влияние на объем сельскохозяйственного производства оказали аномальные погодные условия.

С 2002 года в молочном скотоводстве Республики Башкортостан преодолена тенденция падения объемов производства молока, однако удельный вес сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства молока остается невысокими. В период с 1990 по 2010 год их доля снизилась с 65% до 33,7%. Производство молока в данных организациях сократилось в 2 раза, что негативно сказалось на решении проблем, связанных с обеспечением продовольственной безопасности республики.

Меры, принятые в 2006-2007 годах в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в части ускоренного развития животноводства, а затем в рамках республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, одобренной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2007 года № 348 (с последующими изменениями), существенно не изменили ситуацию в молочном скотоводстве.

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» способствовала активизации процесса создания крупных молочных хозяйств с использованием импортного скота молочных пород высокой генетической ценности. Для укомплектования этих хозяйств было завезено около 7 тысяч голов высокопродуктивных коров и нетелей из Австрии, Германии, Голландии, внедрены современные технологические процессы по заготовке кормов, кормлению, содержанию и доению коров.

За 2006-2010 годы в сфере молочного животноводства принято к реализации 32 инвестиционных проекта на 33186 скотомест, из которых реализовано 28 проектов на 26104 скотоместа.

Не удалось реализовать 2 проекта на 2730 скотомест из-за банкротства предприятий: общества с ограниченной ответственностью «Многопрофильное предприятие "Промцентр"» в Янаульском районе и общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма "Мир"» в Благоварском районе - и 2 проекта на 4352 скотоместа в Баймакском и Зианчуринском районах Республики Башкортостан.

В республике не выведены на полную проектную мощность такие крупные молочные комплексы, как «Агрогалс» в Аургазинском районе, «Артемида» в Кармаскалинском районе, «Байрамгул» в Учалинском районе, «Родина» в Гафурийском районе, «Мир» в Краснокамском районе, «Услы» в Бижбулякском районе и другие объекты. В значительной мере это вызвано влиянием мирового финансово-экономического кризиса и недостаточным уровнем государственных поддержки и контроля.

Для модернизации отрасли молочного скотоводства Республика Башкортостан располагает всеми необходимыми предпосылками:

достаточными площадями сельскохозяйственных угодий для производства высококачественных кормов;

апробированными в ведущих странах мира и Российской Федерации и внедренными в республике технологиями интенсивного ведения молочного животноводства;

сетью племенных заводов и репродукторов по разведению молочного скота с высоким уровнем продуктивности;

высокопродуктивными породами молочного скота интенсивного типа.

Основными препятствиями устойчивого развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала этой подотрасли являются следующие:

недостаточный уровень кормления сельскохозяйственных животных, несбалансированность рационов по основным питательным веществам и энергии;

крайне недостаточное количество силосно-сенажных сооружений, соответствующих технологическим требованиям заготовки и хранения кормов, требованиям защиты окружающей среды;

недостаточная обеспеченность сельхозпредприятий техникой для заготовки и раздачи кормов;

низкий удельный вес молочно-товарных ферм, на которых внедрены современные технологии и оборудование;

малая доля молока высшего качества в его общем объеме по республике, высокая сезонность производства;

низкий выход телят (79 голов) в расчете на 100 коров;

низкий уровень производственно-технологической культуры производства молока;

некомфортные условия труда и социально-экономические условия жизни на селе;

недостаток квалифицированных специалистов и рабочих кадров в сельскохозяйственном производстве.

Также остаются нерешенными проблемы повышения рентабельности молочного скотоводства, такие, как:

распределение выручки в цепочке «сельскохозяйственный производитель - молокоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля», в результате чего на долю молочных ферм приходится 30-35% от розничной цены на молоко вместо 50-55%, получаемых фермерами в основных молокопроизводящих странах мира;

недостаточная государственная поддержка молочного скотоводства.

Объективная необходимость такой поддержки обусловлена несколькими факторами:

высокой значимостью молочного скотоводства, которое является «локомотивом» для всего АПК и других отраслей экономики;

социальной значимостью молока как продукта питания, наиболее доступного по цене, необходимого для поддержания и укрепления здоровья нации;

низкой экономической эффективностью молочного скотоводства по сравнению с птицеводством и свиноводством;

необходимостью строительства новых, реконструкции, капитального ремонта и модернизации построенных 30-40 лет назад молочно-товарных ферм для внедрения современных технологий производства молока.

Острота обозначенных проблем усугубляется недостатком соответствующих комплексных научных разработок с использованием системного подхода, что сдерживает инновационный процесс развития интенсивного молочного скотоводства, особенно в части повышения эффективности отрасли за счет внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Решение указанных проблем, особенно проблемы высокого износа основных производственных фондов, целесообразно с применением программно-целевого метода.

Оценка рисков реализации Программы

К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов реализации Программы, относятся следующие:

а) внешние риски:

недостаточный уровень финансирования Программы со стороны сельскохозяйственных производителей (инвесторов) за счет собственных и заемных средств;

неблагоприятная конъюнктура на рынке товаров и услуг для села (энергоносители, удобрения и т. д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, что может привести к существенному удорожанию молока и трудностям в его реализации;

б) внутренние риски:

производственные и технологические риски, связанные с обеспечением кормами, ветеринарной защитой скота и т.д.

При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год и темпов увеличения поголовья молочного скота.

Таблица 1

Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта реализации Программы в части объемов производства молока

(млн. рублей в ценах 2012 года)

Виды рисков

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1

2

3

4

5

6

Невыход на плановый объем производства молока, тыс. тонн

40,8

54,2

73,3

85

99,2

Общая оценка рисков от невыхода на плановый валовой надой молока, млн. рублей

96,9

140,4

269,6

324,6

384,6

При оценке рисков за базовый расчет были приняты следующие параметры:

отклонение от плановой продуктивности дойных коров в динамике 5 лет - 220-390 литров в год;

отклонение от планового поголовья дойного стада (с учетом выхода приплода, ввода в основное стадо и закупа нетелей) - от 2,2 тыс. голов в 2012 году до 6,4 тыс. голов в 2016 году;

объем получения выручки от реализации молока приведен в ценах 2011 года - 11,3 рубля за литр молока;

товарность молока - 80-85%;

объем валового надоя - согласно данным таблицы 14.

Даже при минимальных отклонениях от плановых показателей продуктивности дойных коров и их численности результативность реализации программных мероприятий значительно снижается по сравнению с соответствующими индикаторами. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга достижения плановых значений целевых индикаторов. Одним из основных путей сокращения рисков, связанных с реализацией Программы, является ее своевременное финансирование в запланированном объеме.

2. Основные цели и задачи Программы

Целями Программы являются следующие:

устойчивое развитие молочного скотоводства на основе создания экономических, технологических и социальных условий производства молока;

увеличение объемов производства молока в Республике Башкортостан.

Для достижения намеченных целей необходимо решение следующих задач:

1. Комплексный технологический аудит состояния отрасли, который включает в  себя детальный анализ молочного животноводства путем

сбора исходных данных о состоянии, резервах и планах сельхозтоваропроизводителей, в том числе личных подсобных хозяйств.

Технологический аудит будет проводиться ежегодно не менее чем в 100 сельхозпредприятиях, отобранных по установленным критериям, в целях разработки рекомендаций по технической и технологической модернизации и подготовки расчетных, проектных, технических, разрешительных документов.

На основании результатов данного аудита выявляются проблемы и предлагаются варианты решения указанных ниже задач.

2. Создание прочной кормовой базы путем повышения продуктивности кормовых угодий, улучшения кормового севооборота, оптимизации затрат и снижения себестоимости кормов. Решение этой задачи направлено на организацию производства полноценных и сбалансированных комбикормов.

3. Строительство, капитальный ремонт и реконструкция, комплексная техническая и технологическая модернизация молочно­товарных ферм.

Для решения данной задачи необходимо разработать и реализовать комплекс мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, направленных на:

приобретение техники для заготовки и приготовления кормов, доильного, стойлового оборудования, охладителей молока и оборудования для удаления навоза;

проведение строительно-монтажных работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции и модернизации молочно­товарных ферм;

строительство типовых силосно-сенажных сооружений.

Осуществлению вышеперечисленных мероприятий способствует участие администраций муниципальных районов Республики Башкортостан в обеспечении и развитии инфраструктуры и благоустройстве молочно-товарных ферм.

4. Улучшение племенной базы молочного скотоводства.

Для решения данной задачи необходимо разработать и реализовать комплекс мер государственной поддержки, направленных на:

приобретение племенного молодняка (нетелей и телок);

возмещение затрат на организацию и оснащение пунктов по искусственному осеменению;

финансирование мероприятий по созданию сервисных служб по племенной работе.

5. Увеличение поголовья молочного стада.

В рамках Программы планируется увеличение поголовья молочного стада к 2016 году на 27,4% на молочно-товарных фермах, участвующих в реализации Программы, и на 9,3% в целом по Республике Башкортостан, что составит 518,6 тыс. голов (в том числе за счет реализации мероприятий программ развития семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и государственной поддержки личных подсобных хозяйств).

Для решения данной задачи необходимо оказывать государственную поддержку сельхозтоваропроизводителям в зависимости от качества и роста объемов реализации молока.

6. Увеличение объемов производства и повышение качества молока.

Чтобы решить данную задачу, будут созданы условия для роста

поголовья скота и его продуктивности.

7. Кадровое обеспечение отрасли.

Для решения данной задачи предусматриваются:

осуществление подготовки и переподготовки, систематическое повышение квалификации работников различных категорий;

использование мер материального и морального стимулирования труда животноводов в зависимости от конечных результатов работы и качества производимого и реализуемого на переработку молока;

обеспечение в каждом хозяйстве строительства не менее двух домов для работников молочно-товарных ферм;

оптимизация численности персонала предприятия на основе нормативной трудоемкости по видам сельскохозяйственных работ.

8. Популяризация среди населения потребления молока и молочных продуктов путем широкого применения социальной рекламы, проведения совместных мероприятий с Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, Министерством образования Республики Башкортостан, другими органами исполнительной власти и организациями.

Решение данной задачи позволит улучшить в целом состояние здоровья населения республики.

Ожидаемые результаты и целевые индикаторы реализации Программы

Реализация Программы предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов муниципальных районов Республики Башкортостан и республики в целом.

Реализация программных мероприятий обеспечит технологическое и техническое обновление молочно-товарных ферм, полную загрузку мощностей перерабатывающей промышленности, повышение конкурентоспособности и создание экспортного потенциала молочной продукции. При этом в расчете на одного жителя республики планируется значительное увеличение объемов производства молока во всех категориях хозяйств. (В расчете производства молока на душу населения принято условно-постоянное количество проживающих в Республике Башкортостан - 4,072 млн. человек по состоянию на 1 января 2011 года.)

При этом будет внесен существенный вклад в улучшение социальных условий жизни на селе и развитие сельских территорий.

Основные целевые индикаторы реализации Программы приведены в таблице 2.

Таблица 2

Основные индикаторы реализации Программы

№ п/п

Целевой индикатор

Единица измерения

2011 год (база)

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Итого

2016 год, % (±) 2012 году

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Валовое производство молока во всех категориях хозяйств, в том числе:

тыс. тонн

1695

1750

1860

1970

2090

2220

9890

126,9

1.1

в сельскохозяйственных организациях, участвующих в реализации Программы

тыс. тонн

541

645

687

736

810

882

3760

136,8

2

Удой молока на 1 корову в год во всех категориях хозяйств, в том числе:

кг

3648

3680

3850

4010

4170

4360

X

118,5

2.1

в сельхозпредприятиях, участвующих в реализации Программы

кг

X

3550

3700

3900

4200

4500

X

126,7

3

Поголовье коров в сельхозорганизациях, участвующих в реализации Программы

тыс. голов

X

182

186

189

194

198

X

108,8

4

Производство молока на душу населения во всех категориях хозяйств

кг

412,6

430,0

456,8

483,8

513,3

540,3

X

125,7

5

Строительство, капитальный ремонт, реконструкция и модернизация молочно-товарных ферм

единицы

X

100

100

100

100

100

500

X

6

Строительство силосных и сенажных сооружений

тыс. м3

X

300

300

300

300

300

1500

X

7

Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород

тыс. голов

3,9

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

25,0

100,0

8

Выход телят на 100 коров

головы

78

81

82

83

84

84

X

103,7

9

Создание сервисных служб по племенной работе

единицы

X

2

2

1

1

0

6

X

10

Производительность труда 1 работника сельхозпредприятия, занятого молочным скотоводством

тыс. рублей

526

549

576

605

648

698

Х

125

11

Обеспечение жильем семей молодых специалистов

люди

Х

200

200

200

200

200

1000

Х

12

Создание рабочих мест в молочном скотоводстве

еденицы

Х

250

250

250

250

300

1300

3. Срок реализации Программы

Программа реализуется в период 2012-2016 годов без деления на этапы.

4. Система программных мероприятий

Получателями государственной поддержки в рамках реализации Программы станут сельскохозяйственные организации Республики Башкортостан, которым на основании решения конкурсной комиссии, созданной Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан, будет присвоен статус «Участник Программы» (далее -Участник Программы).

Состав конкурсной комиссии и порядок ее деятельности утверждаются Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан. Заседания данной комиссии проводятся по мере представления заявок на участие в Программе и необходимых документов, но не реже 1 раза в месяц.

Для получения статуса «Участник Программы» сельскохозяйственные предприятия республики должны соответствовать следующим критериям:

наличие статуса сельхозтоваропроизводителя в соответствии с законодательством;

наличие аудиторского заключения о необходимости строительства, капитального ремонта, реконструкции или модернизации молочно­товарной фермы;

наличие бизнес-плана по строительству, капитальному ремонту, реконструкции или модернизации молочно-товарной фермы;

наличие поголовья дойного стада не менее 300 голов;

финансирование инвестиционного проекта по строительству, капитальному ремонту, реконструкции или модернизации молочно­товарной фермы за счет собственных средств сельскохозяйственного предприятия не менее 15% его затрат (наличие большей доли собственных средств сельскохозяйственного предприятия является дополнительным положительным фактором при выборе Участника Программы) при условии привлечения кредитных средств.

Потенциальный Участник Программы представляет в конкурсную комиссию следующие документы:

бизнес-план, предусматривающий в обязательном порядке увеличение продуктивности дойных коров не менее чем на 4% ежегодно численности поголовья дойных коров и, соответственно, валового объема производства молока, а также предусматривающий получение приплода не менее 84 голов телят на 100 коров и комплекс мероприятий по проведению строительства, капитального ремонта, реконструкции или модернизации молочно-товарной фермы согласно заключению технологического аудита;

отчет об обследовании молочно-товарной фермы на пригодность к реконструкции или капитальному ремонту;

правоустанавливающие документы на животноводческие объекты и земельные участки, или документы, подтверждающие содержание на балансе сельскохозяйственных организаций животноводческих объектов;

{абзац двенадцатый в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 08.07.2014 года № 301}

при проведении строительства, капитального ремонта, реконструкции молочно-товарной фермы - отчет об изысканиях и проектно-сметную документацию по объекту, выполненную организацией, которая имеет свидетельство о допуске к данному виду работ, выданное саморегулируемой организацией;

предварительное решение банка о возможности кредитования инвестиционного проекта по строительству, капитальному ремонту, реконструкции или модернизации молочно-товарной фермы (при условии привлечения кредитных ресурсов).

Для достижения целей и решения основных задач Программы разработана система ее мероприятий:

1. Сбор и анализ информации о состоянии, резервах и планах развития сельскохозяйственных предприятий - производителей молока всех категорий хозяйств Республики Башкортостан.

При этом осуществляется обработка данных о состоянии молочного производства, полученных от администраций муниципальных районов Республики Башкортостан, и учет этих сведений при реализации Программы.

2. Проведение технологического аудита мол очно-товарных ферм, цели которого - анализ текущего состояния деятельности отдельного сельхозпредприятия и разработка рекомендаций по увеличению объемов и повышению эффективности производства молока.

В рамках Программы технологический аудит ежегодно будет проводиться не менее чем для 100 ферм согласно утвержденным критериям отбора в соответствии с заданием Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан научными сотрудниками федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Башкирский государственный аграрный университет, государственного научного учреждения Башкирский научно-исследовательский институт, а также работниками предприятий -поставщиков передовых технологий доения и содержания крупнорогатого скота при участии и под контролем специалистов указанного министерства.

По результатам технологического аудита будут сформированы предложения и рекомендации по:

первоочередным мерам устранения нарушений технологии производства;

строительству, капитальному ремонту, реконструкции, технической и технологической модернизации молочно-товарных ферм с представлением чертежей, схем, расчетов, норм;

ожидаемому экономическому эффекту от реализации рекомендаций и долгосрочной перспективе развития сельхозпредприятия.

Рекомендации, данные по результатам технологического аудита, являются основанием для разработки проектно-сметной документации и бизнес-плана, а также для включения соответствующего сельскохозяйственного товаропроизводителя в Программу.

3. Кадровое обеспечение отрасли.

В целях привлечения и закрепления на селе молодежи реализованы меры государственной поддержки в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 25 мая 2009 года № УП-263 «О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Республики Башкортостан».

Программой предусмотрены ежемесячные выплаты и единовременные денежные пособия соответственно:

Выпускникам образовательных учреждений высшего профессионального образования - 7000 рублей и 100000 рублей;

Выпускникам образовательных учреждений среднего профессионального образования - 4000 рублей и 60000 рублей.

Планируется, что в рамках Программы сельскохозяйственные предприятия совместно со специалистами компаний, проводивших технологический аудит молочно-товарных ферм, и Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан разработают оптимальную структуру кадрового состава молочно-товарных ферм, чем будет обеспечен рост производительности труда и уровня заработной платы в подотрасли.

4. Организация сопровождения инвестиционных проектов по строительству, капитальному ремонту, реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм.

Для выполнения рекомендаций по строительству, капитальному ремонту, реконструкции или модернизации молочно-товарных ферм, предложенных по результатам технологического аудита, силами специалистов аудиторской компании, Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, представителей администраций муниципальных районов Республики Башкортостан, научно-исследовательских учреждений в пределах их компетенций организуются обязательное сопровождение и контроль по следующим направлениям:

выполнение рекомендаций прединвестиционного технологического аудита (консалтинговое сопровождение);

выполнение проектно-строительных решений;

технический надзор со стороны заказчиков за ходом и качеством проведения строительно-монтажных работ;

организация подготовки и повышения квалификации кадров для обеспечения надежной эксплуатации современного оборудования и техники;

создание информационной базы и системы автоматизированного управления предприятиями молочной отрасли Республики Башкортостан для обеспечения контроля за выполнением Программы.

Таблица 3

№ п/п

Наименование мероприятия Программы

Исполнитель

Срок исполнения, годы

Источник финансирования

Прогнозируемый объем финансирования, млн. рублей

Ожидаемый результат реализации мероприятия программы

Всего

в том числе по годам

2012

2013

2014

2015

2016

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Сбор и анализ информации о состоянии, резервах и планах развития сельхозпредприятий

Минлесхоз РБ, администрации муниципальных районов РБ (по согласованию)

2012-2016

отсутствует

-

-

-

-

-

-

Информационное обеспечение комплексной реализации Программы

2

Проведение технологического аудита молочно-товарных ферм

Сельхозорганизации (по согласованию)

2012-2016 сельхозпредприятий

Собственные средства сельхозпредприятий – Участников Программы

до 37,5

до 7,5

до 7,5

до 7,5

до 7,5

до 7,5

Подготовка заключений о целесообразности строительства, капитального ремонта, реконструк­ции или модернизации молочно ­ товарных ферм

3

Кадровое обеспечение отрасли

Минсельхоз РБ; образова­тельные учрежде­ния

аграрного профиля (по согла­сованию)

2012-2016

бюджет Республики Башкортостан

в рамках обязательств в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 25 мая 2009 года № УП-263 «О мерах государственной

поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Республики Башкортостан»

привлечение специалистов в отрасль; снижение социальной напряженности на селе

4

Организация сопровождения реализации инвестиционных проек­тов строи­тельства, капитального ремонта, реконст­рукции или модерниза­ции молочно - товарных ферм

аудитор­ские компании (по согласованию)

2012-2016

собствен­ные средства сельхоз- предприятий -Участников Программы

согласно заключенным договорам

обеспечение постоянного контроля за реализацией инвестиционных проектов строительства, капитального ремонта, реконструкции или модернизации молочно -товарных ферм

5

Субсидирование части затрат в рамках реализации Программы

Минсельхоз РБ*

2012-2016

бюджет Республики Башкор­тостан**

6337,0

385,0

1484,0

1486,9

1490,0

1491,1

окупаемость затрат на финансиро­вание Программы

{в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2013 года № 180}

6

Софинансирование расходов, связанных с реализацией Программы

админи­страции муници­пальных районов РБ(по согласо­ванию)

2012-2016

бюджеты муници­пальных районов РБ

1746,0

337,5

349,8

351,4

353,0

354,3

окупаемость части затрат на реализацию инвестиционных проектов строительства, капитального ремонта, реконструкции или модернизации молочно ­ товарных ферм

7

Реализация инвестиционных проектов строительства, капитального ремонта, реконструкции или модернизации молочно - товарных ферм

сельхозорганизации (по согласо­ванию)

2012-2016

кредиты банков; собственные средства сельхозпредприятий - Участников Программы

17812,7

3416,0

3565,4

3590,9

3610,4

3630,0

увеличение поголовья скота и объемов производства молока

* С 2013 года в связи с переходом к программной структуре расходов бюджета Республики Башкортостан финансирование программных мероприятий включено в общее финансирование долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года № 458.

{абзац первый в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2013 года № 180}

**- указан прогнозируемый объем финансирования при условии увеличения государственной поддержки отраслей АПК по мере исполнения доходной части бюджета Республики Башкортостан

5. Финансово-ресурсное обеспечение реализации Программы

Финансирование расходов, связанных с реализацией программных мероприятий, будет осуществляться за счет собственных средств сельскохозяйственных предприятий - Участников Программы, целевых кредитов кредитных организаций, других внебюджетных источников, средств местных бюджетов, а также бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых в бюджете Республики Башкортостан на указанные цели. Программа представлена в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации для рассмотрения возможности софинансирования за счет средств федерального бюджета.

Объем средств, необходимых на реализацию Программы, рассчитан с учетом:

фактических цен на племенной скот в 2010 и 2011 годах по импорту и внутри республики;

средних по Республике Башкортостан производственных издержек, связанных с производством молока;

экспертных оценок и фактических значений капитальных вложений, связанных со строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией, модернизацией и оборудованием молочно-товарных ферм и племенных центров по оказанию сервисных услуг;

сметных расчетов и фактических затрат на строительство силосно-сенажных сооружений;

сложившихся цен на сельскохозяйственную технику и оборудование для животноводства;

возможностей сельхозпредприятий по возврату кредитных ресурсов и окупаемости инвестиционных проектов строительства, капитального ремонта, реконструкции или модернизации молочно-товарных ферм не более чем в течение 5 лет.

Субсидии будут предоставляться Участникам Программы по следующим направлениям:

1. Компенсация части затрат на приобретение семян многолетних трав.

Для дальнейшего совершенствования структуры посевов многолетних трав и своевременного обновления травостоев предусмотрено возмещение части затрат на приобретение семян многолетних трав. Средняя стоимость 1 кг таких семян колеблется от 120 до 200 рублей, норма высева составляет от 10 до 80 кг/га.

В 2011 году средняя стоимость семян в расчете на 1 га посева составляла 1846 рублей. Ставка субсидии определяется в размере до 50% от стоимости семян.

Таблица 4

Расчет потребности в субсидиях на компенсацию части затрат на приобретение семян многолетних трав

Годы

Площадь обновления многолетних трав, тыс. га

Затраты по приобретению семян, млн. рублей

Объем субсидий на указанные цели, млн. рублей

2012

8.1

14,9

1,35

2013

25

46,2

23,1

2014

30

55,4

27,7

2015

35

64,6

32,3

2016

40

73,8

36,9

Итого

150

276,9

138,5

2. Субсидии на приобретение кормовых добавок и премиксов для производства полнорационных комбикормов.

Большая часть сельхозпредприятий имеет собственное производство комбикормов для крупнорогатого скота (далее - КРС). Для увеличения объемов их производства необходимо предусмотреть субсидирование затрат указанных предприятий на приобретение белково-витаминных минеральных концентратов (далее - БМВК) и премиксов (субсидии рассчитываются исходя из затрат на приобретение кормовых добавок и премиксов по ставке на одну тонну). Ставка субсидий в целях стимулирования кормления животных качественными комбикормами определена в размере до 30% от их стоимости.

Таблица 5

Расчет потребности в субсидиях на приобретение БМВК и премиксов для приготовления полнорационных комбикормов

Годы

Объем приобретения БМВК и премиксов, тонны

Затраты по приобретению БМВК и премиксов, млн. рублей

Объем субсидий на указанные цели, млн. рублей

1

2

3

4

2012

4930

98,5

0,0

2013

5830

116,7

35,0

2014

6650

133,0

39,9

2015

7165

143,3

43,0

2016

7685

153,7

46,1

Итого

32260

645,2

164,0

3. Субсидии на компенсацию части затрат по приобретению сельскохозяйственной техники, машин и оборудования для животноводства (техника для заготовки, приготовления и раздачи кормов, доильное оборудование, охладители молока, оборудование для удаления навоза, стойловое и другое оборудование).

3.1. Субсидии на компенсацию части затрат по приобретению сельскохозяйственной техники и оборудования российского и зарубежного производства для уборки и заготовки грубых и сочных кормов, приготовления и раздачи кормов для ферм КРС, в том числе приобретенных на условиях лизинга, кроме вторичного, при условии выкупа предмета лизинга в собственность в текущем расчетном году в пределах срока реализации Программы.

В сельскохозяйственных организациях - Участниках Программы предусматривается увеличение молочного стада, расширение посевных площадей кормовых культур, увеличение объема заготовки кормов, что требует обновления кормоуборочной техники. Парк приобретаемых машин с учетом обновления списываемой техники

для 100 сельскохозяйственных предприятий в год составляет 30% от общего количества закупаемой сельскохозяйственной техники в республике.

Затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение техники для уборки и заготовки грубых и сочных кормов, включая кормоуборочные комбайны и самоходные косилки производства ведущих зарубежных фирм, планируется субсидировать за счет средств бюджета Республики Башкортостан в размере до 40% от цены завода-изготовителя.

Предоставление субсидий на указанные цели предусматривается с 2012 года: в первый год действия Программы - в размере 46,8 млн. рублей, в последующие 4 года - по 233,0 млн. рублей ежегодно.

{в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2013 года № 180}

Таблица 6

Расчет потребности в субсидиях на приобретение кормоуборочной техники

№ п/п

Наименование техники

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Итого

кол-во

млн. рублей

кол-во

млн. рублей

кол-во

млн. рублей

кол-во

млн. рублей

кол-во

млн. рублей

кол-во

млн. рублей

1

Кормоуборочные комбайны самоходные,

9

10,8

60

108,0

60

108,0

60

108,0

60

108,0

249

442,8

в том числе импортного производства

2

2,4

18

36,0

18

36,0

18

36,0

18

36,0

74

146,4

2

Кормоуборочные комбайны,

15

7,5

20

10,0

20

10,0

20

10,0

20

10,0

95

47,5

в том числе импортного производства

5

3,4

8

5,4

8

5,4

8

5,4

8

5,4

37

25,0

3

Самоходные косилки,

7

8,4

40

80,0

40

80,0

40

80,0

40

80,0

167

328,4

в том числе импортного производства

6

7,2

30

60,0

30

60,0

30

60,0

30

60,0

126

247,2

4

Косилки навесные, косилки-измельчители

8

0,6

80

6,4

80

6,4

80

6,4

80

6,4

328

26,2

5

Пресс-подборщики

16

1,9

85

ПЛ

85

ИД

85

ПЛ

85

ПД

356

46,3

6

Измельчители-смесители-раздатчики кормов

22

7,7

50

17,5

50

17,5

50

17,5

50

17,5

222

77,7

7

Прочие

27

9,9

0

0,0

0

0,0

0

0,0

0

0,0

27

9,9

Итого

46,8

233,0

233,0

233,0

233,0

978,8

{в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2013 года № 180}

3.2. Субсидии на возмещение части затрат по приобретению машин и оборудования российского и зарубежного производства для механизации животноводческих ферм КРС (доильное оборудование, охладители молока, установки для удаления навоза, машины и оборудование для выращивания и содержания скота, регулирования микроклимата и другое оборудование), в том числе приобретенных на условиях лизинга, кроме вторичного, при условии выкупа предмета лизинга в собственность в текущем расчетном году в пределах срока реализации Программы.

Строительство, капитальный ремонт, реконструкция и модернизация молочно-товарных ферм предусматривают установку на них современного, индустриального, сертифицированного технологического оборудования, которое обеспечит производство высококачественного молока. В рамках Программы предстоит установить доильное оборудование, системы навозоудаления, лежаки-коврики, поилки, стойловое оборудование, танки-охладители и др. С учетом разного состояния молочно-товарных ферм и различных типов содержания скота средняя стоимость оборудования для одной молочно-товарной фермы с поголовьем дойного стада 400 коров составляет 5,2 млн. рублей.

При субсидировании до 50% указанных затрат объем соответствующей государственной поддержки составит 260 млн. рублей в год в расчете на 100 ферм.

Таблица 7

Расчет потребности в субсидиях на приобретение оборудования для животноводства

Годы

Количество ферм, единицы

Ставка субсидии в расчете на 1 ферму, млн. рублей

Объем субсидий на указанные цели, млн.рублей

2012

100

2,6

69,9

2013

100

2,6

260

2014

100

2,6

260

2015

100

2,6

260

2016

100

2,6

260

Итого

500

2,6

11109,9

{в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2013 года № 180}

4. Субсидии на возмещение части затрат на строительно-монтажные работы по строительству, капитальному ремонту, реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм.

Строительство, капитальный ремонт, реконструкция и модернизация молочно-товарных ферм осуществляются в целях улучшения:

условий содержания КРС путем создания должного микроклимата, обеспеченного устройством систем вентиляции, освещения и навозоудаления, поилок, стойл и лежаков, кормовых столов и другого оборудования согласно зоотехническим и ветеринарным требованиям;

условий труда животноводов согласно санитарно-гигиеническим требованиям.

Финансирование расходов, связанных со строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией или модернизацией молочно-товарных ферм, осуществляется как за счет собственных средств сельскохозяйственных предприятий - Участников Программы, так и за счет заемных средств. Сельхозпредприятия пользуются инвестиционными кредитами сроком возврата не менее 7 лет с субсидируемой процентной ставкой.

Строительство, капитальный ремонт, реконструкция и модернизация молочно-товарных ферм сопровождаются авторским надзором со стороны представителей организаций, подготовивших сметную документацию на строительно-монтажные работы, а также контролем со стороны представителей организаций - исполнителей технологического аудита и управлений сельского хозяйства администраций муниципальных районов Республики Башкортостан.

По выполнении строительно-монтажных работ составляется акт по формам КС-2 и КС-3, который представляется в Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан для субсидирования части указанных затрат.

Таблица 8

Расчет потребности в субсидиях на возмещение затрат по строительно-монтажным работам, выполняемым в рамках строительства, капитального ремонта, реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм

Годы

Количество ферм, единицы

Ставка субсидии в расчете на 1 ферму, млн. рублей

Объем субсидий на указанные цели млн. рублей

1

2

3

4

2012

100

8

183,3

2013

100

8

800

2014

100

8

800

2015

100

8

800

2016

100

8

800

Итого

500

8

2383,3

{в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2013 года № 180}

5. Субсидии на возмещение части затрат на строительно-монтажные работы силосно-сенажных сооружений.

В рамках Программы выполняется субсидирование строительства силосно-сенажных сооружений из расчета 200 сооружений в год (по 1500 м3 каждое) общим объемом 300 тыс. м3. Это позволит повысить качество заготовки и хранения силоса, сократить его потери на 20-25%, что обеспечит сохранность кормов в объеме 42-50 тыс. тонн в год и ежегодную экономию средств на дополнительное приобретение сочных кормов в размере 35-40 млн. рублей.

Затраты на строительство 1 м3 силосно-сенажного сооружения составляют 1000 рублей. Субсидируется до 50% затрат.

Таблица 9

Расчет потребности в субсидиях на возмещение затрат на строительно-монтажные работы силосно-сенажных сооружений

Годы

Общий объем силосно-сенажных сооружений, куб. м

Ставка субсидий на 1 кубометр, рубли

Объем субсидий на указанные цели, млн.рублей

2012

300000

500

0,8

2013

300000

500

150

2014

300000

500

150

2015

300000

500

150

2016

300000

500

150

Итого

1500000

500

600,8

{в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2013 года № 180}

Участие администраций муниципальных районов Республики Башкортостан в софинансировании строительства, капитального ремонта, реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм может осуществляться в размере до 10% от общей суммы инвестиций в виде строительства объектов инфраструктуры (инженерные сети, дороги, благоустройство территорий молочно-товарных ферм, подготовка исходно-разрешительной документации на проектирование и строительство).

Формы участия администраций муниципальных районов Республики Башкортостан в софинансировании определяются соглашениями сторон, участвующих в реализации инвестиционного проекта, с учетом возможностей местных бюджетов (предоставление залога, материальных ресурсов, снижение ставки налога, арендных платежей, расценок на предоставление муниципальных услуг или их отсрочка на согласованный период времени) и утверждаются решениями советов этих районов.

6. Субсидии на компенсацию части затрат по научному и обучающему сопровождению.

Программой предусматривается осуществление научного и обучающего сопровождения в области животноводства (далее - сопровождение) для повышения эффективности реализации мероприятий Программы и дальнейшего развития участниками своих проектов.

Сопровождение могут проводить:

научные заведения, имеющие соответствующие лицензии;

организации, специализирующиеся на оказании консалтинговых и консультационных услуг в области животноводства, в соответствии с уставными видами деятельности;

ведущие фирмы по поставке животноводческого оборудования и кормовых добавок, имеющие опыт работы в сфере животноводства не менее 3 лет.

Цель сопровождения - обеспечение ведения хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями технологий.

{пункт в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2013 года № 180}

Таблица 10

{ в редакции постановления

Правительства Республики Башкортостан

от 29.04.2013 года № 180}

Расчет потребности в субсидиях на компенсацию части затрат по научному и обучающему сопровождению

Годы

Количество хозяйств, единиц

Объем субсидий на указанные цели, млн. рублей

2013

100

12,0

2014

100

18,0

2015

100

18,0

2016

100

18,0

Итого

66,0

{ в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2013 года № 180}

7. Возмещение затрат на организацию пунктов искусственного осеменения и сервисных служб по племенной работе.

В рамках Программы планируется организовать пункты искусственного осеменения на животноводческих фермах участников Программы и сервисные службы по племенной работе. На организацию одного пункта искусственного осеменения предусматриваются затраты в объеме до 40 тыс. рублей, на организацию одной сервисной службы по племенной работе - до 2 млн. рублей.

{пункт в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2013 года № 180}

Таблица 11

{ в редакции постановления

Правительства Республики Башкортостан

от 29.04.2013 года № 180}

Возмещение затрат на организацию пунктов искусственного осеменения и сервисных служб по племенной работе

Годы

Количество пунктов искусственного осеменения и сервисных служб по племенной работе, единиц

Объем субсидий на указанные цели, млн. рублей

2013

2

4,0

2014

2

4,0

2015

2

4,0

2016

1

2,0

Итого

14,0

{ в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2013 года № 180}

Помимо средств бюджета Республики Башкортостан, на реализацию программных мероприятий планируется привлечение средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1042 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями) и с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15 августа 2011 года № 270 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1042».

Таблица 12

{ в редакции постановления

Правительства Республики Башкортостан

от 29.04.2013 года № 180}

Финансовое обеспечение реализации Программы

(млн. рублей)

№ п/п

Источник и направление финансирования

Объем финансирования (в ценах 2011 года)

всего

в том числе по годам

2012

2013

2014

2015

2016

1

Всего,

в том числе:

25563,0

3805,8

5399,2

5429,2

5453,4

5475,4

2

Средства бюджетов муниципальных  районов Республики Башкортостан

1413,3

4,8

349,8

351,4

353,0

354,3

3

Средства бюджета Республики Башкортостан (субсидии), из них:

6337,0

385,0

1484,0

1486,9

1490,0

1491,1

3.1

Субсидии на компенсацию части затрат по приобретению сельскохозяйственной техники, машин и оборудования для животноводства (техники для заготовки, приготовления и раздачи кормов, доильного оборудования, охладителей молока, оборудования для удаления навоза, стойлового и другого оборудования), 1 в том числе:

2088,7

116,7

493,0

493,0

493,0

493,0

3.1.1

субсидии на компенсацию части затрат по приобретению сельскохозяйственной техники и оборудования российского и зарубежного производства для уборки и заготовки грубых и сочных кормов, приготовления и раздачи кормов для ферм КРС, в том числе приобретенных на условиях лизинга, кроме вторичного, при условии выкупа предмета лизинга в собственность в текущем расчетном году в пределах срока реализации Программы

978,8

46,8

233,0

233,0

233,0

233,0

3.1.2

субсидии на компенсацию части затрат по приобретению машин и оборудования российского и зарубежного производства для механизации животноводческих ферм КРС (доильного оборудования, охладителей молока, установок для удаления навоза, машин и оборудования для выращивания и содержания скота, регулирования микроклимата и другого оборудования), в том числе приобретенных на условиях лизинга, кроме вторичного, при условии выкупа предмета лизинга в собственность в текущем расчетном году в пределах срока реализации Программы

1109,9

69,9

260,0

260,0

260,0

260,0

3.2

Возмещение затрат на организацию пунктов искусственного осеменения

8,0

0,0

2,0

2,0

2,0

2,0

3.3

Возмещение затрат  на организацию сервисных служб по племенной работе

8,0

0,0

4,0

2,0

2,0

0,0

3.4

Компенсация     части затрат на приобретение семян многолетних трав

121,3

1,3

23,1

27,7

32,3

36,9

3.5

Субсидии на приобретение кормовых добавок и премиксов для производства полнорационных комбикормов

164,0

0,0

35

39,9

43,0

46,1

3.6

Субсидии на возмещение части затрат на строительно-монтажные работы по строительству, капитальному ремонту, реконструкции и модернизации молочно­товарных ферм

3383,3

183,3

800,0

800,0

800,0

800,0

3.7

Субсидии на возмещение части затрат на строительно-монтажные работы силосно-сенажных сооружений

600,8

0,8

150,0

150,0

150,0

150,0

4

Средства внебюджетных источников (кредиты банков, собственные средства участников Программы), из них на:

17812,7

3416,0

3565,4

3590,9

3610,4

3630,0

4.1

приобретение кормоуборочной техники и оборудования для заготовки, приготовления и раздачи кормов

2790,8

460,8

582,5

582,5

582,5

582,5

4.2

покупку племенного молодняка (нетелей и телок)

2000,0

400,0

400,0

400,0

400,0

400,0

4.3

организацию пунктов искусственного осеменения

-

-

-

-

-

-

4.4

организацию сервисных служб по племенной работе

-

-

-

-

-

-

4.5

приобретение семян многолетних трав

277,0

13,1

46,2

55,4

64,6

73,8

4.6

приобретение кормовых добавок для производства полнорационных комбикормов

645,0

98,3

116,7

133,0

143,3

153,7

4.7

строительно-монтажные работы, выполняемые в рамках строительства, капитального ремонта, реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм

8000,0

1600,0

1600,0

1600,0

1600,0

1600,0

4.8

строительно-монтажные работы типовых силосно-сенажных сооружений

1500,0

300,0

300,0

300,0

300,0

300,0

4.9

приобретение доильного оборудования, охладителей молока, оборудования для удаления навоза, стойлового и другого оборудования

2600,0

520,0

520,0

520,0

520,0

520,0

{ в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2013 года № 180}

Таблица 13

{ в редакции постановления

Правительства Республики Башкортостан

от 29.04.2013 года № 180}

Распределение объемов финансирования Программы по исполнителям ее мероприятий

(млн. рублей)



п/п

Исполнитель

Источник финансирования

Объем финансирования

всего

в том числе по годам

2012

2013

2014

2015

2016

1

Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан

Бюджет Республики Башкортостан

6337,0

385,0

1484,0

1486,9

1490,0

1491,1

2

Муниципальные районы Республики Башкортостан

Бюджеты муниципальных районов

1413,3

4,8

349,8

351,4

353,0

354,3

3

Участники Программы

собственные и заемные средства

17812,7

3416,0

3565,4

3590,9

3610,4

3630,0

Всего

25563,0

3805,8

5399,2

5429,2

5453,4

5475,4

{ в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2013 года № 180}

6. Социально-экономическая эффективность реализации Программы

Реализация Программы будет способствовать достижению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости, модернизации сельскохозяйственных предприятий и успешного развития молочного скотоводства в республике.

Предполагается, что будет решена задача стабилизации маточного поголовья молочного скота. Ежегодная покупка племенных нетелей и телок и ввод в основное стадо собственных нетелей обеспечат увеличение численности коров.

Реализация Программы создаст в Республике Башкортостан условия для устойчивого развития молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока: до 2016 года планируется довести валовой объем производства молока до 2220 тыс. тонн (до 540,3 кг в год на душу населения), что обеспечит полное снабжение населения молоком и молочными продуктами собственного производства.

Таблица 14

Расчет экономической эффективности реализации Программы

№ п/п

Индикатор экономической эффективности реализации Программы

Динамика количественных значений показателей по годам

2016 год, % (±) к 2012 году

2012

2013

2014

2015

2016

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Поголовье коров, тыс. голов

182,0

186,0

189,0

194,0

198,0

108,8

2

Удой на 1 корову в год, кг

3550,0

3700,0

3900,0

4200,0

4500,0

126,8

3

Валовой объем производства молока, тыс. тонн

645,0

687,0

736,0

810,0

882,0

136,7

4

Валовой продукт отрасли, млн.рублей

7263,8

8515,0

10065,4

12012,4

14563,3

в 2 раза

5

Валовой доход отрасли, млн. рублей

2179,0

2555,0

3020,0

3604,0

4369,0

в 2 раза

При расчете прогнозных значений индикаторов экономической эффективности реализации Программы приняты среднереализационные цены на молоко 2011 года с учетом индекса-дефлятора по годам 1,04-1,05.

Валовой доход отрасли определяется как сумма фонда оплаты труда с отчислениями и чистой прибыли. В молочном скотоводстве среднегодовые фактические показатели валового дохода в динамике ряда лет составляют 30-35% от объема валового продукта. В Программе прогнозный показатель нормы прибыли производства молока определен на уровне 15-18%, удельный вес оплаты труда в себестоимости - 17-20%. Таким образом, валовой доход отрасли составляет 30-35% от объема валовой продукции, что соответствует сложившимся фактическим среднегодовым значениям данного показателя.

Основными показателями, характеризующими эффективность расходования бюджетных средств, являются прирост выручки от увеличения объемов производства молока, а также прирост налоговых платежей.

Таблица 15

Расчет эффективности расходования бюджетных средств на финансирование расходов, связанных с реализацией Программы

Показатель

Динамика изменения значений показателя по годам

Всего за 5 лет

2012

2013

2014

2015

2016

1

2

3

4

5

6

7

Выручка от реализации молока (ТП), млн. рублей

6174,0

7238,0

8556,0

10211,0

12379,0

44558,0

Ежегодный прирост выручки от реализации молока (ДТП), млн. рублей

386,7

1064,0

1318,0

1655,0

2168,0

6592,0

Финансирование расходов, связанных с реализацией Программы, - всего (Ф), млн.рублей

5301,8

5522,3

5556,9

5585,7

5612,3

27579,0

Показатели эффективности реализации  Программы (Э0бщ.), %

7,3

19,3

23,7

29,6

38,6

23,7 (в среднем)

Прирост налогов по отрасли, млн. рублей

38,4

58,3

44,3

58,8

40,4

240,2

В таблице 15 приведены расчеты с учетом товарности молока на уровне 85%. Общая эффективность расходования бюджетных средств определяется среднеарифметическим показателем отношения ежегодного прироста выручки от реализации продукции к объему финансирования за период реализации Программы в процентах. Как видно из таблицы 15, значение коэффициента Э0бЩ. составляет 23,7%, что определяет достаточно высокую степень возмещения общих затрат, связанных с реализацией Программы, через прирост реализации продукции - в среднем немногим более 4 лет (100: 23,7 = 4,2).

Оценку эффективности реализации Программы целесообразно проводить на основе динамики количественных значений целевых индикаторов: объемов производства молока, численности стада молочного скота, удельного веса племенного скота в общем поголовье КРС, выхода телят на 100 голов коров - и других показателей, характеризующих развитие отрасли. Количественные значения этих индикаторов предлагается сопоставлять с объемами финансирования Программы из федерального бюджета.

Для определения экономической эффективности реализации Программы использован количественный метод оценки в соответствии с методическими рекомендациями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, касающимися подготовки экономически значимых региональных программ в области молочного скотоводства.

Оценка эффективности реализации Программы определяется на основании данных статистической отчетности по формам: ГП-5 «Сведения о введенных, реконструированных и модернизированных объектах, созданных скотоместах для молочного животноводства», НРМОЛ «Сведения о надоях и реализации молока», представляемых через автоматизированную систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства «Агростат» и утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 июля 2010 года № 246 «Об организации представления и обработки отчетности о ходе реализации Государственной программы».

Таблица 16

Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

№ п/п

Показатель оценки эффективности, единица измерения

Наименование мероприятия Программы

Фактическое значение показателя на момент разработки Программы

Изменение значения показателя по годам

Значение показателя на момент окончания реализации Программы

2012

2013

2014

2015

2016

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Прирост поголовья дойных коров, тыс. голов

увеличение поголовья дойных коров за счет их приобретения и ввода первотелок

-11,7

35,0

4,0

3,0

5,0

4,0

16,0

2

Прирост объема производства молока, тыс. тонн

рост объема производства молока за счет роста численности дойных коров и их продуктивности

-87,8

104,0

42,0

49,0

74,0

72,0

160,0

3

Создание рабочих мест, люди

обеспечение увеличения численности специалистов и кадров рабочих профессий в отрасли

не более 150

600

600

600

600

600

не менее 3000

4

Объем средств за счет внебюджетных источников финансирования на капитальные вложения, млн. рублей

строительство, капитальный ремонт, реконструкция и модернизация молочно-товарных ферм, приобретение сельскохозяйственной техники, животноводческого оборудования и племенного скота

1966,4

3281,0

3402,5

3402,5

3402,5

3402,5

16891,0

5

Количество построенных, отремонтированных, реконструированных и модернизированных молочно-товарных ферм

строительство, капитальный ремонт, реконструкция и модернизация молочно-товарных ферм

0

100

100

100

100

100

не менее 500

7. Система управления реализацией Программы

Ответственным за реализацию Программы в целом, достижение ее целей и решение задач является Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.

Для осуществления организации исполнения, координации взаимодействия и контроля за выполнением Программы в министерстве будет создано структурное подразделение под руководством заместителя министра.

Координацию деятельности структурных подразделений министерства, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы, соответствующий мониторинг осуществляет отдел экономического анализа, планирования и по работе с инвесторами.

Ежегодно Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан готовит и представляет в Правительство Республики Башкортостан отчет о выполнении мероприятий Программы и достижении плановых значений ее целевых индикаторов.

{ОТФОРМАТИРОВАНО: Шайнурова А.А. 11.07.2014 г.; Шайнурова А.А. 18.07.2014 г.}

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) № 201204200005 от 20.04.2012
Рубрики правового классификатора: 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 090.060.030 Сельскохозяйственные товаропроизводители

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать