Основная информация

Дата опубликования: 17 июля 2007г.
Номер документа: ru48000200700204
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Липецкая область
Принявший орган: Администрация Липецкой области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17.07.2007 № 100

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДОБРОКАЧЕСТВЕННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ ГАРАНТИРОВАННОГО КАЧЕСТВА

К числу важнейших факторов, характеризующих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, относится обеспечение населения доброкачественной питьевой водой. Питьевая вода является важным фактором формирования здоровья и качества жизни населения.

Вместе с тем, анализ состояния питьевого водоснабжения в области свидетельствует о том, что качество питьевой воды и уровень ее потребления остаются неудовлетворительными и по-прежнему, вызывают серьезную тревогу.

В целях сохранения и укрепления здоровья населения области, администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить «Концепцию государственной политики в области обеспечения населения доброкачественной питьевой водой гарантированного качества на период с 2007-2010 гг.» (приложение).

2. Рекомендовать главам администрации городов и районов при разработке и исполнении планов социально-экономического развития территорий, предусмотреть мероприятия по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой, учитывая положения Концепции государственной политики в области обеспечения населения доброкачественной питьевой водой гарантированного качества.

3. Управлению экологии и природных ресурсов (Соколов В.Н.), управлению здравоохранения (Мурузов В.Х.), совместно с управлением Роспотребнадзора по Липецкой области (Савельев С.И.) организовать широкую разъяснительную работу среди на селения основных положений «Концепции государственной политики в области обеспечения населения доброкачественной питьевой водой гарантированного качества на период 2007-2010 гг.»

4. Управлению экологии и природных ресурсов (Соколов В.Н.), управлению жилищно-коммунального хозяйства (Глебов В.М.), совместно с управлением Роспотребнадзора по Липецкой области (Савельев С.И.) усилить контроль за состоянием источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, водопроводных сооружений с целью обеспечения бесперебойного водоснабжения населения доброкачественной питьевой водой.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей главы администрации области Тагинцева Н.Ф. и Лебедева Н.В.

Глава администрации Липецкой области

О.П. Королев

Приложение

к постановлению администрации

области от «17».07.2007 г. № 100

Концепция государственной политики в области обеспечения населения доброкачественной питьевой водой гарантированного качества на 2007-2010 гг.

К числу важнейших факторов, характеризующих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, относится обеспечение населения доброкачественной питьевой водой. Питьевая вода является важным фактором формирования здоровья и качества жизни населения. Влияние неблагоприятного качества питьевой воды на состояние здоровья населения, показатели заболеваемости и смертности доказано во многих отечественных и зарубежных исследованиях.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Реализация намеченных мероприятий в областной целевой программе «Государственная поддержка обеспечения населения питьевой водой на 2004-2010 годы» позволила повысить надежность систем водоснабжения в 360 населенных пунктах области, стабилизировать качество воды по микробиологическим показателям, процент нестандартных проб снизился до 2,7%, что ниже среднего по России. Финансирование объектов водоснабжения ведется из различных источников, так в 2006 г общий объем финансирования составил - 164192,3 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета - 5000 тыс. рублей, из областного - 63992,3 тыс., средств предприятий - 70700 тыс. руб.

Вместе с тем, анализ состояния питьевого водоснабжения в области свидетельствует о том, что качество питьевой воды и уровень ее потребления остаются неудовлетворительными и, по-прежнему, вызывают серьезную озабоченность.

Проблемы с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой все еще остро стоят в ряде районов, особенно это касается объектов водоснабжения, остающихся на балансе хозяйств, или бесхозных из-за ликвидации или реорганизации хозяйств. В области 5041 скважина, из них действующих - 2495, резервных 280. На селе 30% скважин не имеют ограждения зон строгого режима, 28% - не имеют герметизации устьев. На ведомственных водопроводах отсутствуют лица ответственные за их состояние. Изношенность водопроводных сетей составляет в ряде районов 70%-80%.

В последнее время бурение скважин осуществляется без должного контроля, а их техническое состояние не обеспечивает защиту водоносного горизонта от техногенного загрязнения. Отмена лицензирования бурения скважин на воду? как вида деятельности и тендерный порядок выбора заказчика усугубляет негативную экологическую ситуацию.

Большую опасность представляют собой заброшенные бездействующие артскважины, которые своевременно не тампонируются могут послужить причиной загрязнения водоносного горизонта, в области их насчитывается около 700.

Серьезной проблемой, является проблема нитратного загрязнения подземного водоносного горизонта, связанная с наличием предприятий агропромышленного комплекса с неэффективно работающими очистными сооружениями, постоянной фильтрацией стоков в водоносный горизонт (Липецкий, Становлянский, Лебедянский и др. районы). В результате размещения многих очагов загрязнения в населенных пунктах вокруг г. Липецка отмечается рост концентрации нитратов практически во всех водозаборах г. Липецка. Под воздействием нитратов находится более 17 тыс. населения области. В связи со складывающейся обстановкой в последнее время отмечается дефицит доброкачественной питьевой воды. Назрела необходимость поиска новых источников водоснабжения. Вместе с тем, поиск источников водоснабжения на более глубоких водоносных горизонтах не решает проблему.

В последнее время, в связи с освоением Ливенско-Евлановского водоносного горизонта, в воде которого обнаруживается бор, в концентрациях превышающих ПДК (г. Липецк, район санатория «Липецк», Задонский район, Липецкий район, с. Косыревка и др.). Согласно токсикологической характеристике бор обладает способностью к кумуляции (накоплению) в организме человека, вызывая хроническую борную интоксикацию, проявляющуюся в нарушении функции кишечника, в поражении кожных покровов, половых органов. Кроме того, обнаруживаются повышенные концентрации фтора, что может привести к заболеванию зубов, уменьшению содержания кальция в костях, подавлению иммунитета, болезненным изменениям в почках и печени.

В Липецкой области процент нестандартных проб по санитарно-химическим и микробиологическим показателям составил 6,9% и 2,76% соответственно. По районам области процент нестандартных проб по санитарно-химическим показателям: Воловский - 17,2%, Грязинский - 5,5%, Данковский - 4,3%, Добринский - 1,0%, Добровский - 0%, Долгоруковкий -17,3%, Елецкий - 12,9%, Задонский - 5,9%, Измалковский - 31,1%, Краснинский - 0%, Лебедянский - 0%, Лев-Толстовский - 0%, Липецкий -5,8%, Становлянский - 0%, Тербунский - 16,0%, Усманский - 21,4%, Хлевенский - 0%, Чаплыгинский - 12,9%, г. Елец - 6,6%, г. Липецк - 2,9%; по микробиологическим показателям: Воловский - 4,7%, Грязинский - 1,7%, Данковский - 4,1%, Добринский - 3,9%, Добровский - 13,0%, Долгоруковкий - 7,9%, Елецкий - 14,1%, Задонский - 1,0%, Измалковский - 44,9%, Краснинский - 1,3%, Лебедянский - 0,1%, Лев-Толстовский - 2,2%, Липецкий - 5,6%, Становлянский - 0%, Тербунский - 2,0%, Усманский -1,9%, Хлевенский - 1,7%, Чаплыгинский - 0,6%, г. Елец - 1,4%, г. Липецк -0,6%.

В области более 18 тыс. жителей потребляет воду с уровнем общей минерализации выше более 10 мг\экв, что повышает риск заболевания населения сердечно-сосудистой патологией и мочекаменной болезнью, т.е. в области на многих территориях существует реальный риск для возникновения патологии мочеполовой системы. Выявлено превышение российского уровня по распространенности и впервые выявленной заболеваемости болезнями мочеполовой системы у взрослого населения Липецкой области и среди всех изученных групп населения по распространенности гломерулярных и др. болезней почек, мочеточника и почечной недостаточности. Выявлено, что тенденция роста заболеваемости болезнями мочеполовой системы у взрослого населения достоверно выше в г. Липецке, среди детей и подростков - в г. Ельце, чем в районах области.

Как показывает практика, вода, прошедшая очистку и обеззараживание, при прохождении по старой разводящей сети подвергается повторному загрязнению вследствие наличия на стенках труб осадка, накопившегося за многие годы. Во многих населенных пунктах области изношенность водопроводных сетей достигает 80 %. В связи с тем, что капитальная очистка водопроводной сети или ее замена требует огромных средств, необходима переориентация на поиск локальных систем очистки -широкое использование автономных систем доочистки водопроводной воды и приготовлении воды в местах приближенных к потребителю.

Для населения области чрезвычайно актуальным является решение проблемы дефицита основных биогенных элементов, для которых научно обоснованы необходимые суточные уровни поступления, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность и сохранение здоровья человека. В области в питьевой воде отмечается недостаток фтора, что является причиной высокой заболеваемости кариесом взрослых и детей (90%). Не менее важной проблемой для населения области является йододефицит. Более 80% населения живет в условиях йодной недостаточности, следовательно, подвергается риску, связанному с йододефицитом в организме. Иододефицитные заболевания относятся к числу самых распространенных неинфекционных заболеваний человека, дефицит йода приводит к умственной отсталости, кретинизму, патологии беременности, зобу и др. Наиболее опасны последствия дефицита йода для подросткового и юношеского возраста, по сравнению с взрослым населением.

По оценке специалистов в случае введения в стране европейских стандартов на воду, то до 80 % воды было бы признано технической и непригодной для питьевых целей. Согласно действующих в РФ нормативов потребляемая вода проходит исследования по 15 - 20 важнейшим параметрам (из рекомендуемых 53), в то время как ВОЗ рекомендует держать под контролем 119 параметров, а в ближайшее время планируется переход на 170 показателей. Проводить такой объем исследований на данном этапе ни одна лаборатория не имеет возможности в связи с отсутствием современного оборудования.

Настоящая Концепция разработана на основе Закона Липецкой области о питьевой воде и водоснабжении. Концепция ориентирована на разработку новых целевых программ, широкое участие в их реализации коммунальных служб, администраций районов области, строительных организаций, общественных организаций, что позволит координировать их деятельность с органами местного самоуправления, включать в процесс ее реализации население и материальные ресурсы.

Проблема обеспечения населения области доброкачественной питьевой водой относится к числу наиболее социально значимых проблем, имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения, поскольку она непосредственно влияет на состояние здоровья граждан и кардинальным образом определяет степень эпидемиологической безопасности.

Цели, задачи государственной политики в области обеспечения населения водой, гарантированного качества

Целями государственной политики в области обеспечения населения водой гарантированного качества остается сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний связанных с употреблением воды.

Основными задачами является создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей:

снабжение населения доброкачественной питьевой водой высокого качества в достаточном количестве в соответствии с действующими нормативами;

улучшение состояния здоровья населения, оздоровление социально- экономической обстановки в области;

недопущения возникновения заболеваний, связанных с употреблением загрязненной воды;

- охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения.

На этапах реализации государственной политики в области обеспечения населения питьевой водой гарантированного качества должны быть определены основные направления программных мероприятий и механизмы их реализации, необходимые для эффективного решения проблемы обеспечения населения питьевой водой. Для достижения поставленных целей необходимо решение задач по предотвращению загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечению их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, повышению эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий, совершенствования технологии обработки воды на водоочистных станциях, развития систем транспортировки воды, а также хозяйственного механизма водопользования, стимулирующего экономию питьевой воды. Необходимо принципиальное изменение системы оценки качества воды, переход к строгой оценке качества воды на кране потребителя, что влечет за собой изменение государственной концепции в этом вопросе.

Основные направления государственной политики в области обеспечения населения питьевой водой гарантированного качества на 2007-2010гг.

1. Совершенствование нормативно-правовой базы с целью регулирования добычи, транспортирования, обеспечения населения питьевой водой гарантированного качества.

2. Восстановление и реконструкция в сельских населенных пунктах систем водоснабжения, находящихся в нерабочем состоянии, либо подающих воду непитьевого качества.

3. Разработка проектов зон санитарной охраны крупных водозаборов г. Липецка и районов области, с мероприятиями, направленными на предотвращение загрязнения подземного горизонта во 2, 3 поясах ЗСО.

4. Совершенствование технологических процессов водоподготовки, внедрение методов кондиционирования воды подземных источников: обеззараживание, снижение жесткости и др. на основе глубокого анализа всего комплекса показателей качества воды и каждого показателя в отдельности.

5. Осуществление поэтапной реконструкции и технологического перевооружения головных водопроводов с заменой хлорирования воды на альтернативные безхлорные методы обработки.

6. Переход от оценки качества воды на водозаборах и на водоподводящих сетях к оценке качества воды на кране, ведение регулярного мониторинга качества воды на кране потребителя.

7. Внедрение новых технологий и технических решений, основанных на широком использовании автономных систем доочистки водопроводной воды и приготовления питьевой воды физиологически полноценной в местах ее непосредственного потребления, максимально приближенных к потребителю.

8. Обеспечение объектов социальной сферы (образовательных учреждений, школ, ЛПУ, детских садов), небольших сельских водопроводов, отдельных микрорайонов, районов малоэтажной застройки в городах и поселках, рассчитанных на водоснабжение питьевой водой 2500-5000 жителей локальными установками по очистке воды.

9. Постепенный переход на очистку воды до питьевых кондиций, используемой только для физиологических нужд населения (2-3 % от подаваемых объемов воды водопроводом).

10. Совершенствование лабораторной и инструментальной базы контроля качества питьевой воды.

11. Ведение мониторинга за состоянием подземных вод с целью выявления наиболее характерных региональных загрязнений.

12. Улучшение состояния и обеспечение соблюдения режимов зон санитарной охраны источников водоснабжения, включая работы по обустройству зон санитарной охраны и ликвидации (тампонаж) скважин, выполнивших свое назначение.

13. Осуществление владельцами водопроводов в полном объеме производственного лабораторного контроля.

14. Обеспечение широкого информирования населения об индивидуальных средствах очистки воды через средства массовой информации.

Основные элементы механизма реализации государственной политики в области обеспечения населения доброкачественной питьевой водой

1. Проведение паспортизации, составление кадастра артезианских скважин.

2. Разработка комплекса мер по предотвращению негативного влияния промышленных объектов на качество подземных вод, направленных на развитие систем питьевого водоснабжения улучшение качества подземных вод, и их рациональное использование.

3. Разработка и внедрение рекомендаций по определению ущерба от загрязнения подземных вод и необходимых затрат на их санкцию и созданию на этой основе страхования рисков.

4. Разработка и выполнение целевых программ, предусматривающих обеспечение населения питьевой водой гарантированного качества с учетом территориальных особенностей.

5. Проведение учета всех природных и антропогенных источников загрязнения питьевой воды.

6. Информационное и методическое обеспечение заинтересованных ведомств, организаций о достижениях науки и техники в области водоснабжения населения.

7. Расширение диапазона лабораторных исследований качества воды, в соответствие с рекомендациями ВОЗ, укрепление материально-технической базы лабораторий, оснащением их современным оборудованием.

8. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров, занятых в службе добычи, реализации питьевой воды.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Липецкая газета № 146 от 31.07.2007
Рубрики правового классификатора: 140.010.110 Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (см. также 160.040.080), 110.040.100 Охрана водных объектов (см. также 200.150.020)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать