Основная информация

Дата опубликования: 17 июля 2007г.
Номер документа: В200705369
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0705369

В200705369

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.10.2007, N 10, СТР. 176

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17.07.2007 N 2785/07

ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Тумаркина В.М. -

рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Корпорация "Вилион групп" о пересмотре в порядке надзора постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2006 по делу N А64-2089/06-11 Арбитражного суда Тамбовской области и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.12.2006 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тамбову - Аблялимова Г.М., Антонова С.П., Радзиевская Е.А., Цай К.Б.-Х.

Заслушав и обсудив доклад судьи Тумаркина В.М., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Корпорация "Вилион групп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 резолютивной части решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тамбову (далее - инспекция) от 10.03.2006 N 6135, предписывающего уменьшить на 502921 рубль сумму налога на добавленную стоимость, заявленную обществом в налоговой декларации за IV квартал 2005 года в качестве налогового вычета.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.06.2006 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2006 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требования отказано.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 19.12.2006 оставил постановление суда апелляционной инстанции без изменения.

Признавая решение инспекции недействительным, суд первой инстанции пришел к выводу, что действовавшее в IV квартале 2005 года законодательство о налогах и сборах не содержало норм, обязывающих налогоплательщиков, перешедших с 01.01.2006 на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать в налоговом периоде, предшествовавшем переходу на специальный налоговый режим, принятые к вычету суммы налога на добавленную стоимость.

Суды апелляционной и кассационной инстанций сочли вывод суда первой инстанции ошибочным, мотивируя следующим. Обязанность по представлению налоговой декларации возникла у общества после 01.01.2006 и исполнена 20.01.2006. На момент возникновения этой обязанности положения Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ; НГР:Р0503071 "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ), понуждающие налогоплательщиков восстанавливать в налоговой отчетности суммы налога на добавленную стоимость по неиспользованным (нереализованным) товарам (работам, услугам) и недоамортизированным основным средствам, действовали. Поэтому налоговые вычеты в размере 502921 рубля подлежали восстановлению в налоговой декларации по данному налогу за IV квартал 2005 года.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций общество просит их отменить, ссылаясь на допущенную судами ошибку в толковании и применении законодательства о налогах и сборах.

В отзыве на заявление инспекция просит оставить данные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующего в деле лица, Президиум считает, что оспариваемые постановления судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене, решение суда первой инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.

В Единый государственный реестр юридических лиц запись о регистрации общества в качестве юридического лица внесена 29.09.2005. На основании уведомления инспекции от 27.10.2005 N 2455 общество применяет с 01.01.2006 упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Применение названного специального налогового режима исключает общество из числа плательщиков налога на добавленную стоимость с даты перехода на указанный режим налогообложения.

Общество 20.01.2006 представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2005 года, в которой отразило 5393 рубля налога, исчисленного по операциям реализации товаров (работ, услуг), и 523947 рублей налоговых вычетов (сумм налога, уплаченных обществом при приобретении товаров (работ, услуг). Разность между этими показателями (518554 рубля) указана в декларации как сумма упомянутого налога, исчисленная к уменьшению за данный налоговый период.

По результатам камеральной проверки налоговой декларации инспекция пришла к выводу о завышении суммы налоговых вычетов, указав, что при исчислении налога на добавленную стоимость общество должно было уменьшить 523947 рублей, заявленных в декларации в качестве налоговых вычетов, на 502921 рубль налога, подлежащего восстановлению по строке 370 раздела 2.1 "Расчет общей суммы налога" налоговой декларации. Сумма 502921 рубль определена инспекцией по не реализованным в 2005 году товарам и в отношении остаточной (балансовой) стоимости основных средств. В обоснование этого инспекция сослалась на абзац пятый подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса (в редакции Федерального закона N 119-ФЗ).

С 01.01.2006 пунктом 19 статьи 1 Федерального закона N 119-ФЗ внесены изменения в статью 170 Кодекса, устанавливающие порядок восстановления в налоговой отчетности сумм налога на добавленную стоимость, принятых плательщиками названного налога к вычету, в частности в случае их перехода с общей системы налогообложения на специальные налоговые режимы.

При переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главами 26.2 и 26.3 Кодекса суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествовавшем переходу на указанные специальные налоговые режимы.

Эти правила, ранее не предусмотренные Кодексом, подлежат применению начиная с налоговых периодов по налогу на добавленную стоимость 2006 года, поскольку Федеральный закон N 119-ФЗ введен в действие с 01.01.2006.

Суммы налога, уплаченные обществом в 2005 году за приобретенные товары (работы, услуги) и основные средства, впервые отражены обществом в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2005 года согласно законодательству о налогах и сборах, действовавшему в 2005 году.

Сроки представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и уплаты налога не определяют правил, исходя из которых осуществляется его исчисление налогоплательщиком в декларации. Порядок определения размера налога, подлежащего уплате в бюджет или рассчитанного в декларации к уменьшению, осуществляется по правилам, действовавшим в соответствующем налоговом периоде (в настоящем случае - в IV квартале 2005 года).

Данное судами апелляционной и кассационной инстанций толкование Федерального закона N 119-ФЗ является недопустимым, поскольку придает обратную силу акту законодательства о налогах и сборах, устанавливающему налогоплательщикам новые обязанности.

Следовательно, оспариваемые постановления судов апелляционной и кассационной инстанций на основании части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2006 по делу N А64-2089/06-11 Арбитражного суда Тамбовской области и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.12.2006 по тому же делу отменить.

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.06.2006 по указанному делу оставить без изменения.

Председательствующий

А.А. ИВАНОВ

[введено: 13.02.2009 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 03.03.2009 редактор НЦПИ - Приходько И.О.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 10 от 01.10.2007 Стр. 176
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать