Основная информация

Дата опубликования: 17 октября 2019г.
Номер документа: RU66000201901501
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Свердловская область
Принявший орган: Правительство Свердловской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17.10.2019 № 679-ПП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2020 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ

(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 25.12.2019 № 971-ПП)

В соответствии со статьей 107¹ Бюджетного кодекса Российской Федерации, Перечнем поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения решений Президента Российской Федерации по вопросам эффективности принятия мер по сокращению дефицитов региональных бюджетов и уровня долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации от 04.01.2017 № Пр-32, статьей 13 Областного закона от 4 ноября 1995 года № 31‑ОЗ «О Правительстве Свердловской области» Правительство Свердловской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Свердловской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (прилагаются).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области – Министра финансов Свердловской области Г.М. Кулаченко.

3. Настоящее постановление опубликовать на «Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области» (www.pravo.gov66.ru).

Губернатор

Свердловской области

Е.В. Куйвашев

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Свердловской области

от 17.10.2019 № 679-ПП

«Об утверждении основных

направлений государственной

долговой политики Свердловской

области на 2020 год и плановый

период 2021 и 2022 годов»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

государственной долговой политики Свердловской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов

Глава 1. Общие положения

Основные направления государственной долговой политики Свердловской области (далее – долговая политика) являются частью бюджетной политики, непосредственно связаны с бюджетным процессом в Свердловской области и способствуют решению задач, стоящих перед Свердловской областью. Долговая политика определяет основные задачи и приоритеты деятельности Правительства Свердловской области в сфере управления государственным долгом Свердловской области (далее – государственный долг).

Долговая политика заключается в реализации комплекса мер, направленных на обеспечение потребностей Свердловской области в заемном финансировании (далее – заимствования), своевременное и полное исполнение обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга, минимизацию расходов на обслуживание государственного долга, поддержание объема и структуры долговых обязательств Свердловской области (далее – долговые обязательства), исключающих их неисполнение.

Глава 2. Итоги реализации долговой политики 2015–2018 годов

Привлечение заемных средств в областной бюджет осуществляется для погашения долговых обязательств и покрытия дефицита областного бюджета в целях обеспечения его сбалансированности.

Привлечение заимствований обеспечивает возможность направления доходов областного бюджета на финансирование расходов бюджета в социальной сфере, в том числе на повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, развитие социальной инфраструктуры Свердловской области и проведение мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие Свердловской области.

В связи с ростом социальных обязательств темпы роста объема расходных обязательств Свердловской области в 2015–2017 годах опережали темп роста собственных доходных источников и, как следствие, формировался дефицит областного бюджета.

Основными источниками покрытия дефицита областного бюджета стали заимствования, осуществляемые на открытом финансовом рынке (кредиты кредитных организаций, государственные облигации Свердловской области), и привлеченные кредиты из федерального бюджета.

За 2016–2017 годы государственный долг увеличился на 9112,2 млн. рублей и на 1 января 2018 года составил 75 602,5 млн. рублей.

В 2018 году исполнение областного бюджета позволило снизить объем государственного долга на 2,8 млрд. рублей и на 1 января 2019 года государственный долг составил 72,3 млрд. рублей.

Информация об основных показателях состояния государственного долга за 2015–2018 годы приведена в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Объем и структура государственного долга

(млн. рублей)

Номер строки

Вид долгового обязательства

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

1.

Кредиты кредитных организаций

51 908,3

47 594,6

38 874,6

31 970,0

2.

Бюджетные кредиты

11 744,3

17 895,6

20 627,9

19 722,8

3.

Ценные бумаги

1650,0

5600,0

15 000,0

20 000,0

4.

Государственные гарантии

1187,7

1100,0

1100,0

1100,0

5.

Всего

66 490,3

72 190,2

75 602,5

72 792,8

Таблица 2

Динамика государственного долга

Номер строки

Наименование показателя

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

1.

Объем государственного долга (млн. рублей)

66 490,3

72 190,2

75 602,5

72 792,8

2.

Прирост государственного долга (млн. рублей)

16 829,6

5699,9

3412,3

–2809,7

3.

Темпы роста государственного долга (процентов)

133,9

108,6

104,7

96,3

4.

Долговая нагрузка (отношение объема государственного долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений) (процентов)

43,4

42,0

38,9

32,6

За период реализации долговой политики проведена диверсификация портфеля заимствований. В 2016–2018 годах осуществлены эмиссии государственных облигаций Свердловской области с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга в общем объеме 20 млрд. рублей, срок обращения облигаций каждого выпуска установлен 8 лет.

Объем кредитов, привлекаемых в областной бюджет от кредитных организаций, с 2016 года сократился на 60%. В 2016 году сумма кредитов кредитных организаций, привлеченных в областной бюджет, составляла 98,0 млрд. рублей, в 2018 году – 39,3 млрд. рублей.

В целях сдерживания роста государственного долга, а также учитывая риски областного бюджета, связанные с наращиванием условных обязательств, с 2015 года введен мораторий на предоставление государственных гарантий по обязательствам третьих лиц.

В 2015–2017 годах областному бюджету из федерального бюджета предоставлено шесть бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита областного бюджета в целях замещения рыночных обязательств в общей сумме 21 259,2 млн. рублей. В результате направления средств кредитов на замещение рыночных заимствований и рефинансирование бюджетных кредитов доля рыночных обязательств в структуре государственного долга сократилась с 84,1% на 1 января 2015 года до 71,3% на 1 января 2018 года.

Долговая нагрузка сохранена на уровне ниже 50% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (2015 год – 43,4%, 2016 год – 42%, 2017 год – 38,9%, 2018 год – 32,6%).

В целях уменьшения стоимости заимствований и сокращения расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга в 2017–2018 годах осуществлено рефинансирование обязательств по кредитам кредитных организаций в сумме 38,6 млрд. рублей, привлеченных ранее по ставкам, превышающим текущие рыночные предложения. Максимальные ставки за пользование кредитными средствами снижены с 12,15 до 8,5% годовых. Размер средневзвешенной ставки за пользование кредитными средствами по привлеченным кредитам снижен с 8,64% годовых на 1 января 2018 года до 8,03% годовых на 1 января 2019 года. За счет этого в 2018 году экономия бюджетных средств на обслуживание государственного долга составила 2,5 млрд. рублей.

Доля расходов на обслуживание государственного долга в общей сумме расходов областного бюджета составила в 2015 году 1,73%, в 2016 году – 1,89%, в 2017 году – 1,75%, в 2018 году – 1,57%.

Глава 3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики

Долговая политика в 2020–2022 годах будет направлена на безусловное выполнение обязательств Свердловской области, соблюдение норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и нацелена на поддержание долговой нагрузки на областной бюджет на уровне, относящем Свердловскую область к субъектам Российской Федерации с высокой долговой устойчивостью.

Реализация долговой политики будет осуществляться в условиях продолжающихся ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны зарубежных государств, что создает риски для финансовой стабильности внутри страны. Поэтому долговая политика будет направлена на эффективное управление государственным долгом, предполагающее снижение уровня долговой нагрузки на областной бюджет, необходимость обслуживания и исполнения обязательств независимо от влияния любых макроэкономических показателей и возможного ухудшения конъюнктуры на финансовом рынке.

Глава 4. Цели и задачи долговой политики

В 2020–2022 годах целью долговой политики будет сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности областного бюджета, осуществление заимствований в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач.

Основными источниками заемных средств, привлекаемых в целях финансирования дефицита областного бюджета и рефинансирования долговых обязательств, по-прежнему рассматриваются исключительно среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (более пяти лет) рыночные заимствования.

Решение задачи привлечения заемных средств требует диверсификации предлагаемых участникам рынка долговых инструментов по типам и срокам, планомерного поддержания и развития базы инвесторов, заинтересованных во вложении денежных средств в рыночные обязательства Свердловской области.

В 2020–2022 годах планируется сохранение объема размещения государственных облигаций Свердловской области в структуре заимствований и дальнейшая минимизация привлечения коммерческих кредитов. Приоритетным направлением эмиссионной политики в планируемом периоде будет выпуск долгосрочных государственных ценных бумаг Свердловской области.

Привлечение средств федерального бюджета будет осуществляться исключительно для поддержания ликвидности областного бюджета в случае возникновения временного кассового разрыва при исполнении областного бюджета в течение финансового года.

Целями долговой политики на среднесрочный период являются:

1) сохранение объема государственного долга на безопасном уровне и обеспечение доли общего объема долговых обязательств не более 50% доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений;

2) равномерное распределение долговой нагрузки по годам;

3) обеспечение в 2020–2022 годах дефицита областного бюджета на уровне не более 10% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год. Утвержденный законом Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и сложившийся по данным годового отчета об исполнении областного бюджета в 2020–2022 годах дефицит областного бюджета может превысить установленный показатель на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности Свердловской области, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета, в том числе средств Резервного фонда Свердловской области;

(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 25.12.2019 № 971-ПП)

4) минимизация стоимости обслуживания государственного долга;

5) безусловное выполнение долговых обязательств;

6) соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1) поддержание умеренной долговой нагрузки на областной бюджет;

2) оптимизация структуры государственного долга по видам и срокам заимствований, в том числе диверсификация долгового портфеля с учетом конъюнктуры финансового рынка в целях сокращения расходов на его обслуживание;

3) равномерное распределение платежей по долговым обязательствам по годам;

4) сохранение экономически безопасного уровня рыночных обязательств;

5) формирование и поддержание положительного кредитного рейтинга Свердловской области;

6) поддержание диалога с участниками долгового рынка, информационной открытости;

7) обеспечение доступности информации о государственном долге.

Глава 5. Инструменты реализации долговой политики

Основными инструментами реализации долговой политики являются:

1) направление налоговых и неналоговых доходов, полученных в ходе исполнения областного бюджета сверх утвержденного законом Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период объема указанных доходов, на досрочное погашение долговых обязательств;

2) принятие решений о привлечении заимствованных средств исходя из фактического исполнения областного бюджета, потребности в привлечении заемных средств и ситуации на финансовом рынке;

3) привлечение кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации и действовавший на дату размещения извещения о закупке в единой информационной системе в сфере закупок, увеличенный на 1% годовых;

(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 25.12.2019 № 971-ПП)

4) использование механизма привлечения краткосрочных бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете областного бюджета;

5) проведение работы по замещению ранее привлеченных кредитов на кредиты под более низкие процентные ставки при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры;

6) продление моратория на предоставление государственных гарантий по обязательствам третьих лиц;

7) обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств.

Глава 6. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом

К основным рискам, возникающим в процессе управления государственным долгом и влияющим на эффективность долговой политики в среднесрочном периоде, относятся:

1) ухудшение макроэкономической ситуации, в том числе повышение инфляции, снижение темпов экономического роста и, как следствие, снижение доступности заемных средств и рост стоимости заимствований;

2) изменение налогового законодательства Российской Федерации, в том числе пересмотр распределения доходных источников между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

3) недостаточное поступление доходов в областной бюджет вследствие снижения налоговой базы по основным доходным источникам областного бюджета и отсутствие в областном бюджете средств для полного и своевременного исполнения обязательств.

Глава 7. Дополнительные меры, способствующие эффективной реализации долговой политики

Эффективной реализации долговой политики в 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов будут способствовать:

1) реализация плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение государственного долга, ежегодно утверждаемого Правительством Свердловской области;

2) выполнение целевых показателей, предусмотренных подпрограммой 4 «Управление государственным долгом» государственной программы Свердловской области «Управление государственными финансами Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 27.09.2018 № 633-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Управление государственными финансами Свердловской области до 2024 года».

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 23.10.2019
Рубрики правового классификатора: 080.020.000 Управление в сфере финансов (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать