Основная информация
Дата опубликования: | 18 января 2013г. |
Номер документа: | RU15000201300035 |
Текущая редакция: | 3 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Северная Осетия - Алания |
Принявший орган: | Правительство Республики Северная Осетия-Алания |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2013 №2
г. Владикавказ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК» НА 2013-2015 ГОДЫ
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства РСО-Алания от 28.06.13 № 231; НГР: ru 15000201300218
Постановление Правительства РСО-Алания от 04.10.13 № 349; НГР: ru 15000201300296
Утратило силу:
Постановление Правительства РСО-Алания от 28.10.13 № 390; НГР: ru 15000201300370}
В целях создания условий для развития и расширения функциональных возможностей осетинского языка и обеспечения его статуса как одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу «Осетинский язык» на 2013-2015 годы.
2. Назначить координатором Республиканской целевой программы «Осетинский язык» на 2013-2015 годы Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.
3. Министерству экономического развития Республики Северная Осетия-Алания включить Республиканскую целевую программу «Осетинский язык» на 2013-2015 годы в перечень республиканских целевых программ, финансируемых из республиканского бюджета.
4. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществлять финансирование мероприятий Программы за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на её реализацию.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.С. Таболова.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания С. Такоев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 18 января 2013 г. № 2
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Осетинский язык» на 2013-2015 годы
г. Владикавказ 2013 г.
ПАСПОРТ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК» на 2013-2015 годы
Полное наименование Программы
Республиканская целевая программа «Осетинский язык» на 2013-2015 годы
Основание для разработки Программы
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
Конституция Республики Северная Осетия-Алания;
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 31 июля 2006 года № 42-РЗ «Об образовании»;
Указ Президента Республики Северная Осетия-Алания от 23 сентября 1999 года № 87 «О Комиссии по сохранению и развитию осетинского языка при Президенте Республики Северная Осетия-Алания»;
постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 1999 года № 381 «О стратегии развития педагогического образования в Республике Северная Осетия-Алания»;
постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2004 года №104 «О Концепции осетинского национального образования и планах ее реализации».
Основной разработчик Программы
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.
Государственный заказчик-координатор Программы
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.
Основные исполнители Программы
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания;
Комитет Республики Северная Осетия-Алания по связи и информационным технологиям;
Северо-Осетинский институт социальных и гуманитарных исследований им. В.И. Абаева.
Цели Программы
Обеспечение функционирования осетинского языка как одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания;
совершенствование государственной политики в области осетинского языка;
развитие и поддержка осетинского языка как национального языка осетинского народа и государственного языка Республики Северная Осетия-Алания;
повышение статуса осетинского языка в современном образовательном пространстве, в духовном и культурном обогащении народа;
укрепление позиций осетинского языка в общественной жизни, расширение его социальных и культурных функций.
Основные задачи Программы
Совершенствование действующего в Республике Северная Осетия-Алания законодательства в языковой сфере;
анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в республике;
подготовка и осуществление программы приоритетных научных исследований в области осетинской филологии;
реализация Концепции полилингвального и поликультурного образования;
переход от экспериментальной апробации моделей полилингвального и поликультурного образования к строительству системы современного национального образования;
разработка и реализация комплекса мер, направленных на пропаганду осетинского языка и культуры через средства массовой информации.
Срок реализации Программы
Срок реализации: 2013-2015 годы.
Объемы и источники финансирования Программы
Средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия Алания – 42 900,0 тыс. руб.:
Министерство образования и науки
Республики Северная Осетия-Алания – 42 000,0 тыс. руб. (в т.ч. 2013 г. – 14 000,0 тыс. руб., 2014 год – 14 000,0 тыс. руб., 2015 год – 14 000,0 тыс. руб.);
Комитет Республики Северная Осетия-Алания по связи и информационным технологиям – 900,0 тыс. руб. (в т. ч. 2014 год – 450,0 тыс. руб., 2015 год – 450,0 тыс. руб.).
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Обеспечение законодательной основы для реализации сбалансированной языковой политики;
формирование системы полилингвального и поликультурного образования (30% - удельный вес образовательных учреждений полилингвального и поликультурного типа от общего числа дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ);
создание институциональных, общественно-психологических, образовательных, кадровых, материально-технических и иных условий для сохранения и развития осетинского языка и поддержки оптимального билингвизма в республике (100-процентное обеспечение образовательных учреждений республики: учебниками по осетинскому языку, осетинскому литературному чтению, осетинской литературе; учебниками и учебно-методическими пособиями полилингвального и поликультурного типа; квалифицированными педагогическими кадрами для системы национального полилингвального и поликультурного типа);
повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на сохранение и развитие осетинского языка.
Система программных мероприятий
Программные мероприятия формируются по следующим основным направлениям:
1.Осетинский язык как один из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания. Государственная политика в области осетинского языка.
2.Научные исследования в области осетинской филологии.
3.Осетинский язык в системе дошкольного, среднего, высшего и послевузовского образования.
4. Осетинский язык в сфере культуры и средств массовой информации.
5. Кадровое обеспечение реализации Программы.
Система контроля за исполнением Программы
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором Программы – Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, который представляет ежегодно отчет о ходе реализации мероприятий Программы.
Введение
Осетинский язык, относящийся к восточной подгруппе иранских языков, включает два диалекта – иронский и дигорский. На их основе сложились два варианта современного осетинского литературного языка. Их государственный статус закреплен Конституцией Республики Северная Осетия-Алания. В настоящей Программе, как и во всех нормативных правовых актах Республики Северная Осетия-Алания, понятие «осетинский язык» обозначает оба диалекта и оба литературных варианта национального языка.
Осетинский язык – важное средство укрепления государственности, обеспечения культурного и духовного развития осетинского народа. Являясь, наряду с русским, государственным языком Республики Северная Осетия-Алания, он призван выполнять многообразные функции, обладает особым политико-правовым статусом на территории Республики Северная Осетия-Алания, пользуется поддержкой со стороны общества и государства; совместно с русским языком обеспечивает реализацию принципа федерализма в языковой сфере; является одним из языков государственного управления, используется в официальном устном и письменном общении, в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, в образовании, науке и культуре, средствах массовой информации.
1. Обоснование необходимости принятия Республиканской целевой программы «Осетинский язык»
Социальные процессы, происходившие на протяжении ХХ века, неоднозначно отразились на состоянии и перспективах развития осетинского языка. Для современной языковой ситуации в Северной Осетии характерно развитие процессов, которые продолжают негативно сказываться на состоянии осетинского языка: сокращаются сферы его функционирования; существуют серьезные трудности в преподавании осетинского языка и литературы в школах и вузах, учебно-методическая литература не отвечает современным требованиям; отсутствует возможность получить образование на осетинском языке (и в результате значительная часть молодого поколения осетин не владеет активно родным языком); разработка норм осетинского литературного языка не отвечает потребностям современного общества; не разработана терминология для ведения деловой корреспонденции и делопроизводства на осетинском языке; не решены проблемы издания книг на осетинском языке; отсутствуют компьютерные технологии, позволяющие интегрировать осетинский язык в современные информационные системы. В итоге в общественном сознании складывается мнение о невозможности полномасштабного полифункционального использования осетинского языка в качестве государственного без ущерба для экономической, образовательной и культурной интеграции Республики Северная Осетия-Алания в общероссийское и мировое сообщество.
Эти и другие проблемы приобретают острый характер, и требуется принятие срочных мер для их разрешения на государственном уровне в рамках целевой программы.
Программа «Осетинский язык» разработана во исполнение Указа Президента Республики Северная Осетия-Алания от 23 сентября 1999 года № 87 «О Комиссии по сохранению и развитию осетинского языка при Президенте Республики Северная Осетия-Алания», постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 1999 года № 381 «О стратегии развития национального образования в Республике Северная Осетия-Алания», постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14 апреля 2004 года №104 «О Концепции осетинского национального образования» и решения Комиссии по сохранению и развитию осетинского языка при Главе Республики Северная Осетия-Алания от 1 февраля 2012 года №1.
2. Основные цели и задачи Программы
2.1. Основные цели Программы:
обеспечение функционирования осетинского языка как одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания;
совершенствование государственной политики в области осетинского языка;
развитие и поддержка осетинского языка как национального языка осетинского народа и одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания;
повышение статуса осетинского языка в современном образовательном пространстве, в духовном и культурном обогащении народов Республики Северная Осетия-Алания;
укрепление позиций осетинского языка в общественной жизни, расширение его социальных и культурных функций.
2.2. Основные задачи Программы:
совершенствование действующего в Республике Северная Осетия-Алания законодательства в языковой сфере;
анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в республике;
подготовка и осуществление программы приоритетных научных исследований в области осетинской филологии;
переход от экспериментальной апробации моделей полилингвального и поликультурного образования к строительству системы современного национального образования;
разработка и реализация комплекса мер, направленных на пропаганду осетинского языка и культуры в средствах массовой информации.
Достижение этих целей и решение поставленных задач предполагают реализацию комплекса изложенных в приложении мероприятий.
3. Основные направления реализации Программы
3.1. Осетинский язык как государственный язык Республики Северная Осетия-Алания. Государственная политика в области осетинского языка.
3.1.1 Основными целями этого направления являются:
анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в республике;
изучение влияния процессов миграции на языковое поведение;
определение роли осетинского языка в национальной идентификации;
выявление возможностей государственной и негосударственной финансовой и материальной поддержки развития осетинского языка.
3.1.2. Для реализации этих целей должны быть решены следующие первоочередные задачи:
разработка проекта и принятие закона Республики Северная Осетия-Алания "О государственных языках в Республике Северная Осетия-Алания";
разработка и издание терминологических словарей поделопроизводству на осетинском языке;
создание осетиноязычных версий официальных порталов и сайтов органов государственной и муниципальной власти, организаций и учреждений.
3.2. Научные исследования в области осетинской филологии.
3.2.1. Целями данного направления Программы являются:
изучение истории, современного состояния и тенденций развития осетинского языка во всех его функциональных разновидностях;
расширение и углубление научной базы исследований осетинского языка, литературы и фольклора.
3.2.2. Для достижения этих целей требуется решить следующие задачи:
разработка программы приоритетных научных исследований по осетинской филологии;
подготовка и издание словарей осетинской ономастики;
издание научно-методического журнала «Осетинский язык»;
создание мультимедийных обучающих программ по осетинскому языку;
учреждение Государственной премии имени В.А. Абаева в области осетиноведения;
разработка и издание новой редакции Правил орфографии иронского литературного варианта осетинского языка;
переработка и издание орфографического словаря иронского литературного варианта осетинского языка;
разработка и издание Правил орфографии дигорского литературного варианта осетинского языка;
разработка и издание орфографического словаря дигорского литературного варианта осетинского языка;
разработка и издание фразеологического словаря осетинского языка;
создание электронного переводчика с осетинского языка на другие языки.
3.3. Осетинский язык в системе дошкольного, среднего, высшего и послевузовского образования.
3.3.1.Основными целями направления являются:
воспитание бережного отношения к осетинскому языку как национальной культурной ценности, основе национального самосознания и духовности;
повышение языковой культуры населения;
разработка и внедрение модели национальной осетинской школы, способной предоставить современный уровень среднего образования на осетинском языке и одновременно обеспечить возможность эффективного обучения в высшей школе как в Российской Федерации, так и за рубежом;
обновление содержания и методов обучения осетинскому языку в русскоязычной средней школе.
3.3.2. Для достижения этих целей в системе образования необходимо решить следующие задачи:
разработка и издание учебно-методических комплектов по подготовке учителей-предметников для осетинской национальной школы на педагогических факультетах вузов республики;
разработка и издание учебно-методических комплектов по подготовке учителей осетинского языка и литературы в вузах республики;
издание учебно-методических комплектов по осетинскому языку, осетинскому литературному чтению, осетинской литературе, истории Осетии, географии Осетии и традиционной культуре осетин для средних школ;
организация экспертизы учебников по общеобразовательным предметам для национальной школы в Российской академии образования и Российской академии наук и их издание;
разработка и издание учебных материалов по осетинскому языку и другим предметным областям на осетинском языке для дошкольных образовательных учреждений;
создание базовых школ и дошкольных образовательных учреждений для реализации моделей национального (полилингвального) образования, в т.ч. дошкольных образовательных учреждений с осетинским языком обучения и воспитания;
разработка и издание учебников для преподавания осетинского языка как государственного языка республики в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
подготовка и издание полного осетинско-русского словаря;
создание центров обучения осетинскому языку населения республики;
разработка и изготовление детских настольных, развивающих игр, игровых и учебных пособий, печатных материалов на осетинском языке для детей;
проведение в летний каникулярный период лингвистических лагерей и смен;
издание адаптированных текстов нартовских сказаний для начальной школы.
3.4. Осетинский язык в сфере культуры и средствах массовой информации.
3.4.1. Основными целями данного направления являются:
соблюдение норм осетинского литературного языка в средствах массовой информации;
регулирование стихийного процесса заимствований и нововведений в языке;
повышение с помощью средств массовой информации общей речевой культуры граждан;
воспитание у населения уважения к осетинскому языку.
3.4.2. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
создание фонда аудио- и видеоматериалов на осетинском языке;
перевод и дублирование на осетинском языке художественных, документальных и мультипликационных фильмов;
производство и размещение в СМИ социальной рекламы на осетинском языке;
создание обучающих видеопрограмм по осетинскому языку для детей и взрослых;
создание информационно-развлекательного Интернет-портала на осетинском языке.
3.5. Кадровое обеспечение реализации Программы.
3.5.1. Целями данного направления являются:
повышение мотивации к получению специальности «Преподаватель осетинского языка и литературы»;
повышение эффективности и качества преподавания осетинского языка и литературы.
3.5.2. Для достижения этих целей требуется решить следующую задачу:
проведение конкурсов образовательных и научных грантов в области осетинской филологии для лучших учителей школ, преподавателей, аспирантов и студентов вузов.
4. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы – 2013-2015 годы.
В течение этого периода планируется полномасштабная реализация всего комплекса мероприятий Программы посредством обеспечения из республиканского бюджета.
5. Основные программные мероприятия
Программные мероприятия формируются по следующим основным направлениям:
1. Осетинский язык как один из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания. Государственная политика в области осетинского языка.
2. Научные исследования в области осетинской филологии.
3.Осетинский язык в системе дошкольного, среднего, высшего и послевузовского образования.
4. Осетинский язык в сфере культуры и средств массовой информации.
5. Кадровое обеспечение реализации Программы.
6. Механизм реализации Программы
Программа направлена на обновление языковой политики, осуществляемой, прежде всего, путем правового регулирования, предусматривающего принятие законов и других нормативных правовых актов в языковой сфере, в частности, разработку и принятие закона «О языках Республики Северная Осетия-Алания», составление долгосрочных и краткосрочных программ разного уровня (республиканских, муниципальных, межведомственных), нормирование и совершенствование языковой деятельности.
Программа предусматривает проведение совместно с органами местного самоуправления, научными учреждениями, учебными заведениями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, общественными организациями сбалансированной, координируемой языковой политики, направленной на оздоровление языковой ситуации в республике.
Программа реализуется на основе принципов гласности, регулярного информирования общественности о ходе её выполнения, открытого доступа к материалам и базам данных, подготовленным в рамках Программы.
Механизм реализации Программы: ежегодное уточнение целевых показателей и затрат по программным мероприятиям с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, ежегодное уточнение механизма реализации Программы и состава её исполнителей.
Экономический механизм реализации Программы предполагает:
1.Рациональное использование финансовых ресурсов образовательных, научных, культурных и иных организаций и учреждений, направляемых на мероприятия в области языковой политики.
2. Адресное республиканское бюджетное финансирование разработки и реализации мероприятий Программы.
3. Привлечение внебюджетных источников для финансирования отдельных проектов Программы.
Для реализации экспериментальных мероприятий предполагается использование научно-педагогических ресурсов республиканских научных организаций, учебных заведений дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского уровней.
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания ежеквартально представляет в Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания отчет о ходе реализации Программы.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Основным источником финансирования Программы являются средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания– 42 900,0 тыс. руб.:
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания – 42 000,0 тыс. руб. (в т.ч. 2013 г. – 14 000,0 тыс. руб., 2014 год –
14 000,0 тыс. руб., 2015 год – 14 000,0 тыс. руб.);
Комитет Республики Северная Осетия-Алания по связи и информационным технологиям – 900,0 тыс. руб. (в т. ч. 2014 год – 450,0 тыс. руб., 2015 год – 450,0 тыс. руб.).
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания.
8. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы будет достигнуто следующее:
обеспечение законодательной основы для реализации сбалансированной языковой политики;
формирование системы полилингвального и поликультурного образования (30% процентов - удельный вес образовательных учреждений полилингвального и поликультурного типа от общего числа дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ);
создание институциональных, общественно-психологических, образовательных, кадровых, материально-технических и иных условий для сохранения и развития осетинского языка и поддержки оптимального билингвизма в республике (100-процентное обеспечение образовательных учреждений республики: учебниками по осетинскому языку, осетинскому литературному чтению, осетинской литературе; учебниками и учебно-методическими пособиями полилингвального и поликультурного типа; квалифицированными педагогическими кадрами для системы национального полилингвального и поликультурного типа);
повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на сохранение и развитие осетинского языка.
9. Организация управления Программой и контроль над ходом ее реализации
Руководство реализацией Программы осуществляет Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, являющееся государственным заказчиком - координатором Программы. Государственный заказчик-координатор Программы определяет промежуточные и итоговые результаты её реализации, готовит предложения по оптимизации порядка выполнения, включению, исключению и корректировке содержания отдельных мероприятий, уточняет целевые показатели, осуществляет общее руководство выполнением программных мероприятий и контроль её реализации, а также определяет приоритетные первоочередные направления финансирования Программы. План реализации основных программных мероприятий утверждается Министром образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.
Исполнители программных мероприятий ежегодно представляют в Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания информацию о выполнении мероприятий и эффективности использования выделенных средств.
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания ежегодно представляет в Правительство Республики Северная Осетия-Алания систематизированную, обобщенную информацию о ходе реализации Программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Республиканской целевой программе «Осетинский язык» на 2013-2015 годы
Мероприятия
Республиканской целевой программы «Осетинский язык» (2013 - 2015 годы)
Наименование
мероприятия
Срок реализации
Объемы финансирования (тыс. рублей)
1-й год реализации
(2013 г.)
2-й год реализации
(2014 г.)
3-й год реализации
(2015 г.)
Всего
Ответственный исполнитель
1
2
3
4
5
6
7
1.Осетинский язык как государственный язык Республики Северная Осетия-Алания
1.1.Разработка проекта и принятие закона РСО-А"О государственных языках в Республике Северная Осетия-Алания"
2013 г.
-
-
-
-
Комиссия по сохранению и развитию осетинского языка при Главе РСО-Алания
1.2.Разработка и реализация Программы координации мероприятий по сохранению и развитию осетинского языка, проводимых в Республике Северная Осетия-Алания и Республике Южная Осетия
2013-2015 гг.
-
-
-
-
Комиссия по сохранению и развитию осетинского языка при Главе РСО-Алания
1.3. Разработка и издание терминологических словарей по делопроизводству на осетинском языке
2013-2014 гг.
300,0
100,0
-
400,0
Министерство образования и науки РСО-Алания
1.4. Мероприятия по пропаганде осетинского языка
2013 -2015 гг.
350,0
250,0
250,0
750,0
Министерство образования и науки РСО-Алания
1.5.Создание технологической платформы для ведения осетиноязычных версий сайтов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и их последующая техническая поддержка
2014-2015 гг.
98,4
200,0
200,0
400,0
Комитет по связи и информационным технологиям РСО-Алания, администрации местного самоуправления МО (по согласованию)
Всего по разделу
550,0
550,0
450,0
1550,0
2. Научные исследования в области осетинской филологии
2.1. Разработка программы приоритетных научных исследований по осетинской филологии
2013 г.
-
-
-
-
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.2. Подготовка словарей осетинской ономастики
2014-2015 гг.
-
100,0
100,0
200,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.3. Издание научно-методического журнала «Осетинский язык»
2014-2015 гг.
-
200,0
200,0
400,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.4. Создание мультимедийных обучающих программ по осетинскому языку
2013-2015 гг.
300,0
400,0
300,0
1000,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.5. Учреждение Государственной премии имени В.А. Абаева в области осетиноведения
2014-2015 гг.
-
200,0
200,0
400,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.6. Разработка и издание новой редакции Правил орфографии иронского литературного варианта осетинского языка
2013-2014 г.
-
200,0
-
300,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.7. Переработка и издание орфографического словаря иронского литературного варианта осетинского языка
2015 г.
-
-
300,0
300,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.8. Разработка и издание
Правил орфографии дигорского литературного варианта осетинского языка
2015 г.
-
-
200,0
200,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.9. Разработка и издание орфографического словаря дигорского литературного варианта осетинского языка
2015 г.
-
-
400,0
400,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.10. Разработка и издание фразеологического словаря осетинского языка
2014-2015 г.
-
300,0
200,0
500,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.11. Создание электронного переводчика с осетинского на другие языки
2014-2015 гг.
-
200,0
200,0
400,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
Всего по разделу
400,0
1600,0
2100,0
4100,0
3. Осетинский язык в системе дошкольного, среднего, высшего и послевузовского образования
3.1. Разработка и издание учебно-методических комплектов по подготовке учителей-предметников для осетинской национальной школы на педагогических факультетах вузов республики
2013-2014 гг.
200,0
200,0
-
400,0
Министерство образования и науки РСО-Алания
3.2. Разработка и издание учебно-методических комплектов по подготовке учителей осетинского языка и литературы в вузах республики
2013-2014 г.
200,0
200,0
-
400,0
Министерство образования и науки РСО-Алания
3.3. Издание и/или закупка учебно-методических комплектов по осетинскому языку, осетинскому литературному чтению, осетинской литературе, истории Осетии, географии Осетии и традиционной культуре осетин для средних школ
2013-2015 гг.
10458,1
3300,0
3150,0
14500,0
Министерство образования и науки РСО-Алания
3.4. Организация экспертизы учебников по общеобразовательным предметам для национальной школы в Российской академии образования и Российской академии наук и их издание
2014-2015 гг.
-
450,0
450,0
900,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
3.5. Разработка и издание воспитательно-образовательных материалов по осетинскому языку и другим направлениям дошкольного образования на осетинском языке
2013-2015 гг.
200,0
200,0
100,0
500,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
3.6. Создание базовых школ и дошкольных образовательных учреждений для реализации моделей национального (полилингвального и поликультурного) образования, в т.ч. дошкольных образовательных учреждений с осетинским языком обучения и воспитания
2013-2015 гг.
-
-
-
Министерство образования и науки
РСО-Алания
3.7. Разработка и издание учебников для преподавания осетинского как государственного языка республики в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
2013-2014 гг.
200,0
200,0
-
400,0
Министерство образования и науки РСО-Алания
3.8. Подготовка полного осетинско-русского словаря.
2014-2015 гг.
-
100,0
100,0
200,0
Министерство образования и науки РСО-Алания, СОИГСИ
3.9. Создание центров обучения осетинскому языку населения республики и соотечественников
2014 г.
100
450,0
-
450,0
Министерство образования и науки РСО-Алания, администрации местного самоуправления МО
(по согласованию)
3.10. Разработка и изготовление детских настольных, развивающих игр, игровых и учебных пособий, печатных материалов на осетинском языке для детей
2013-2014 гг.
250,0
250,0
-
500,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
3.11. Проведение в летний каникулярный период лингвистических лагерей и смен
2013-2015 гг.
150,0
150,0
150,0
450,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
3.12. Издание адаптированных текстов нартовских сказаний для начальной школы
2013-2014 гг.
250,0
250,0
-
500,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
Всего по разделу
9500,0
5750,0
3950,0
19200,0
4. Осетинский язык в сфере культуры и средств массовой информации
4.1. Создание фонда аудио- и видеоматериалов об Осетии и осетинах
2013-2015 гг.
193,5
800,0
1300,0
2500,0
Министерство
образования и науки
РСО-Алания
4.2. Перевод и дублирование на осетинском языке художественных, документальных и мультипликационных фильмов
2013-2015 гг.
400,0
1500,0
2400,0
4300,0
Министерство
образования и науки
РСО-Алания
4.3. Производство и размещение в СМИ социальной рекламы на осетинском языке
2013-2015 гг.
200,0
250,0
250,0
700,0
Министерство
образования и науки
РСО-Алания
4.4. Создание обучающих компьютерных и видеопрограмм по осетинскому языку для детей и взрослых
2013-2015 гг.
-
500,0
500,0
1300,0
Министерство
образования и науки
РСО-Алания
4.5. Поддержка изданий на осетинском языке для детей
2013-2015 гг.
250,0
250,0
250,0
750,0
Министерство
образования и науки РСО-Алания
4.6. Создание технологической платформы и обеспечение технической поддержки осетиноязычного информационно-развлекательного Интернет-портала
2014-2015 гг.
-
250,0
250,0
500,0
Комитет РСО-Алания
по связи и информационным технологиям
Всего по разделу
1550,0
3550,0
4950,0
10050,0
5. Кадровое обеспечение реализации Программы
5.1. Проведение конкурсов образовательных и научных грантов в области осетинской филологии для лучших учителей школ, преподавателей, аспирантов и студентов вузов
2013-2015 гг.
100,0
3000,0
3000,0
8000,0
Министерство образования и науки РСО-Алания
Всего по разделу
2000,0
3000,0
3000,0
8000,0
Всего на РЦП
14000,0
14450,0
14450,0
42900,0
в том числе:
-
450,0
450,0
900,0
Комитет РСО-Алания по связи и информационным технологиям
14000,0
14000,0
14000,0
42000,0
Министерство образования и науки РСО-Алания
{Приложение в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 04.10.13 № 349; НГР: ru 15000201300296}
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2013 №2
г. Владикавказ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК» НА 2013-2015 ГОДЫ
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства РСО-Алания от 28.06.13 № 231; НГР: ru 15000201300218
Постановление Правительства РСО-Алания от 04.10.13 № 349; НГР: ru 15000201300296
Утратило силу:
Постановление Правительства РСО-Алания от 28.10.13 № 390; НГР: ru 15000201300370}
В целях создания условий для развития и расширения функциональных возможностей осетинского языка и обеспечения его статуса как одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу «Осетинский язык» на 2013-2015 годы.
2. Назначить координатором Республиканской целевой программы «Осетинский язык» на 2013-2015 годы Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.
3. Министерству экономического развития Республики Северная Осетия-Алания включить Республиканскую целевую программу «Осетинский язык» на 2013-2015 годы в перечень республиканских целевых программ, финансируемых из республиканского бюджета.
4. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществлять финансирование мероприятий Программы за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на её реализацию.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.С. Таболова.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания С. Такоев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 18 января 2013 г. № 2
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Осетинский язык» на 2013-2015 годы
г. Владикавказ 2013 г.
ПАСПОРТ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК» на 2013-2015 годы
Полное наименование Программы
Республиканская целевая программа «Осетинский язык» на 2013-2015 годы
Основание для разработки Программы
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
Конституция Республики Северная Осетия-Алания;
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 31 июля 2006 года № 42-РЗ «Об образовании»;
Указ Президента Республики Северная Осетия-Алания от 23 сентября 1999 года № 87 «О Комиссии по сохранению и развитию осетинского языка при Президенте Республики Северная Осетия-Алания»;
постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 1999 года № 381 «О стратегии развития педагогического образования в Республике Северная Осетия-Алания»;
постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2004 года №104 «О Концепции осетинского национального образования и планах ее реализации».
Основной разработчик Программы
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.
Государственный заказчик-координатор Программы
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.
Основные исполнители Программы
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания;
Комитет Республики Северная Осетия-Алания по связи и информационным технологиям;
Северо-Осетинский институт социальных и гуманитарных исследований им. В.И. Абаева.
Цели Программы
Обеспечение функционирования осетинского языка как одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания;
совершенствование государственной политики в области осетинского языка;
развитие и поддержка осетинского языка как национального языка осетинского народа и государственного языка Республики Северная Осетия-Алания;
повышение статуса осетинского языка в современном образовательном пространстве, в духовном и культурном обогащении народа;
укрепление позиций осетинского языка в общественной жизни, расширение его социальных и культурных функций.
Основные задачи Программы
Совершенствование действующего в Республике Северная Осетия-Алания законодательства в языковой сфере;
анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в республике;
подготовка и осуществление программы приоритетных научных исследований в области осетинской филологии;
реализация Концепции полилингвального и поликультурного образования;
переход от экспериментальной апробации моделей полилингвального и поликультурного образования к строительству системы современного национального образования;
разработка и реализация комплекса мер, направленных на пропаганду осетинского языка и культуры через средства массовой информации.
Срок реализации Программы
Срок реализации: 2013-2015 годы.
Объемы и источники финансирования Программы
Средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия Алания – 42 900,0 тыс. руб.:
Министерство образования и науки
Республики Северная Осетия-Алания – 42 000,0 тыс. руб. (в т.ч. 2013 г. – 14 000,0 тыс. руб., 2014 год – 14 000,0 тыс. руб., 2015 год – 14 000,0 тыс. руб.);
Комитет Республики Северная Осетия-Алания по связи и информационным технологиям – 900,0 тыс. руб. (в т. ч. 2014 год – 450,0 тыс. руб., 2015 год – 450,0 тыс. руб.).
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Обеспечение законодательной основы для реализации сбалансированной языковой политики;
формирование системы полилингвального и поликультурного образования (30% - удельный вес образовательных учреждений полилингвального и поликультурного типа от общего числа дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ);
создание институциональных, общественно-психологических, образовательных, кадровых, материально-технических и иных условий для сохранения и развития осетинского языка и поддержки оптимального билингвизма в республике (100-процентное обеспечение образовательных учреждений республики: учебниками по осетинскому языку, осетинскому литературному чтению, осетинской литературе; учебниками и учебно-методическими пособиями полилингвального и поликультурного типа; квалифицированными педагогическими кадрами для системы национального полилингвального и поликультурного типа);
повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на сохранение и развитие осетинского языка.
Система программных мероприятий
Программные мероприятия формируются по следующим основным направлениям:
1.Осетинский язык как один из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания. Государственная политика в области осетинского языка.
2.Научные исследования в области осетинской филологии.
3.Осетинский язык в системе дошкольного, среднего, высшего и послевузовского образования.
4. Осетинский язык в сфере культуры и средств массовой информации.
5. Кадровое обеспечение реализации Программы.
Система контроля за исполнением Программы
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором Программы – Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, который представляет ежегодно отчет о ходе реализации мероприятий Программы.
Введение
Осетинский язык, относящийся к восточной подгруппе иранских языков, включает два диалекта – иронский и дигорский. На их основе сложились два варианта современного осетинского литературного языка. Их государственный статус закреплен Конституцией Республики Северная Осетия-Алания. В настоящей Программе, как и во всех нормативных правовых актах Республики Северная Осетия-Алания, понятие «осетинский язык» обозначает оба диалекта и оба литературных варианта национального языка.
Осетинский язык – важное средство укрепления государственности, обеспечения культурного и духовного развития осетинского народа. Являясь, наряду с русским, государственным языком Республики Северная Осетия-Алания, он призван выполнять многообразные функции, обладает особым политико-правовым статусом на территории Республики Северная Осетия-Алания, пользуется поддержкой со стороны общества и государства; совместно с русским языком обеспечивает реализацию принципа федерализма в языковой сфере; является одним из языков государственного управления, используется в официальном устном и письменном общении, в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, в образовании, науке и культуре, средствах массовой информации.
1. Обоснование необходимости принятия Республиканской целевой программы «Осетинский язык»
Социальные процессы, происходившие на протяжении ХХ века, неоднозначно отразились на состоянии и перспективах развития осетинского языка. Для современной языковой ситуации в Северной Осетии характерно развитие процессов, которые продолжают негативно сказываться на состоянии осетинского языка: сокращаются сферы его функционирования; существуют серьезные трудности в преподавании осетинского языка и литературы в школах и вузах, учебно-методическая литература не отвечает современным требованиям; отсутствует возможность получить образование на осетинском языке (и в результате значительная часть молодого поколения осетин не владеет активно родным языком); разработка норм осетинского литературного языка не отвечает потребностям современного общества; не разработана терминология для ведения деловой корреспонденции и делопроизводства на осетинском языке; не решены проблемы издания книг на осетинском языке; отсутствуют компьютерные технологии, позволяющие интегрировать осетинский язык в современные информационные системы. В итоге в общественном сознании складывается мнение о невозможности полномасштабного полифункционального использования осетинского языка в качестве государственного без ущерба для экономической, образовательной и культурной интеграции Республики Северная Осетия-Алания в общероссийское и мировое сообщество.
Эти и другие проблемы приобретают острый характер, и требуется принятие срочных мер для их разрешения на государственном уровне в рамках целевой программы.
Программа «Осетинский язык» разработана во исполнение Указа Президента Республики Северная Осетия-Алания от 23 сентября 1999 года № 87 «О Комиссии по сохранению и развитию осетинского языка при Президенте Республики Северная Осетия-Алания», постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 1999 года № 381 «О стратегии развития национального образования в Республике Северная Осетия-Алания», постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14 апреля 2004 года №104 «О Концепции осетинского национального образования» и решения Комиссии по сохранению и развитию осетинского языка при Главе Республики Северная Осетия-Алания от 1 февраля 2012 года №1.
2. Основные цели и задачи Программы
2.1. Основные цели Программы:
обеспечение функционирования осетинского языка как одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания;
совершенствование государственной политики в области осетинского языка;
развитие и поддержка осетинского языка как национального языка осетинского народа и одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания;
повышение статуса осетинского языка в современном образовательном пространстве, в духовном и культурном обогащении народов Республики Северная Осетия-Алания;
укрепление позиций осетинского языка в общественной жизни, расширение его социальных и культурных функций.
2.2. Основные задачи Программы:
совершенствование действующего в Республике Северная Осетия-Алания законодательства в языковой сфере;
анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в республике;
подготовка и осуществление программы приоритетных научных исследований в области осетинской филологии;
переход от экспериментальной апробации моделей полилингвального и поликультурного образования к строительству системы современного национального образования;
разработка и реализация комплекса мер, направленных на пропаганду осетинского языка и культуры в средствах массовой информации.
Достижение этих целей и решение поставленных задач предполагают реализацию комплекса изложенных в приложении мероприятий.
3. Основные направления реализации Программы
3.1. Осетинский язык как государственный язык Республики Северная Осетия-Алания. Государственная политика в области осетинского языка.
3.1.1 Основными целями этого направления являются:
анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в республике;
изучение влияния процессов миграции на языковое поведение;
определение роли осетинского языка в национальной идентификации;
выявление возможностей государственной и негосударственной финансовой и материальной поддержки развития осетинского языка.
3.1.2. Для реализации этих целей должны быть решены следующие первоочередные задачи:
разработка проекта и принятие закона Республики Северная Осетия-Алания "О государственных языках в Республике Северная Осетия-Алания";
разработка и издание терминологических словарей поделопроизводству на осетинском языке;
создание осетиноязычных версий официальных порталов и сайтов органов государственной и муниципальной власти, организаций и учреждений.
3.2. Научные исследования в области осетинской филологии.
3.2.1. Целями данного направления Программы являются:
изучение истории, современного состояния и тенденций развития осетинского языка во всех его функциональных разновидностях;
расширение и углубление научной базы исследований осетинского языка, литературы и фольклора.
3.2.2. Для достижения этих целей требуется решить следующие задачи:
разработка программы приоритетных научных исследований по осетинской филологии;
подготовка и издание словарей осетинской ономастики;
издание научно-методического журнала «Осетинский язык»;
создание мультимедийных обучающих программ по осетинскому языку;
учреждение Государственной премии имени В.А. Абаева в области осетиноведения;
разработка и издание новой редакции Правил орфографии иронского литературного варианта осетинского языка;
переработка и издание орфографического словаря иронского литературного варианта осетинского языка;
разработка и издание Правил орфографии дигорского литературного варианта осетинского языка;
разработка и издание орфографического словаря дигорского литературного варианта осетинского языка;
разработка и издание фразеологического словаря осетинского языка;
создание электронного переводчика с осетинского языка на другие языки.
3.3. Осетинский язык в системе дошкольного, среднего, высшего и послевузовского образования.
3.3.1.Основными целями направления являются:
воспитание бережного отношения к осетинскому языку как национальной культурной ценности, основе национального самосознания и духовности;
повышение языковой культуры населения;
разработка и внедрение модели национальной осетинской школы, способной предоставить современный уровень среднего образования на осетинском языке и одновременно обеспечить возможность эффективного обучения в высшей школе как в Российской Федерации, так и за рубежом;
обновление содержания и методов обучения осетинскому языку в русскоязычной средней школе.
3.3.2. Для достижения этих целей в системе образования необходимо решить следующие задачи:
разработка и издание учебно-методических комплектов по подготовке учителей-предметников для осетинской национальной школы на педагогических факультетах вузов республики;
разработка и издание учебно-методических комплектов по подготовке учителей осетинского языка и литературы в вузах республики;
издание учебно-методических комплектов по осетинскому языку, осетинскому литературному чтению, осетинской литературе, истории Осетии, географии Осетии и традиционной культуре осетин для средних школ;
организация экспертизы учебников по общеобразовательным предметам для национальной школы в Российской академии образования и Российской академии наук и их издание;
разработка и издание учебных материалов по осетинскому языку и другим предметным областям на осетинском языке для дошкольных образовательных учреждений;
создание базовых школ и дошкольных образовательных учреждений для реализации моделей национального (полилингвального) образования, в т.ч. дошкольных образовательных учреждений с осетинским языком обучения и воспитания;
разработка и издание учебников для преподавания осетинского языка как государственного языка республики в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
подготовка и издание полного осетинско-русского словаря;
создание центров обучения осетинскому языку населения республики;
разработка и изготовление детских настольных, развивающих игр, игровых и учебных пособий, печатных материалов на осетинском языке для детей;
проведение в летний каникулярный период лингвистических лагерей и смен;
издание адаптированных текстов нартовских сказаний для начальной школы.
3.4. Осетинский язык в сфере культуры и средствах массовой информации.
3.4.1. Основными целями данного направления являются:
соблюдение норм осетинского литературного языка в средствах массовой информации;
регулирование стихийного процесса заимствований и нововведений в языке;
повышение с помощью средств массовой информации общей речевой культуры граждан;
воспитание у населения уважения к осетинскому языку.
3.4.2. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
создание фонда аудио- и видеоматериалов на осетинском языке;
перевод и дублирование на осетинском языке художественных, документальных и мультипликационных фильмов;
производство и размещение в СМИ социальной рекламы на осетинском языке;
создание обучающих видеопрограмм по осетинскому языку для детей и взрослых;
создание информационно-развлекательного Интернет-портала на осетинском языке.
3.5. Кадровое обеспечение реализации Программы.
3.5.1. Целями данного направления являются:
повышение мотивации к получению специальности «Преподаватель осетинского языка и литературы»;
повышение эффективности и качества преподавания осетинского языка и литературы.
3.5.2. Для достижения этих целей требуется решить следующую задачу:
проведение конкурсов образовательных и научных грантов в области осетинской филологии для лучших учителей школ, преподавателей, аспирантов и студентов вузов.
4. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы – 2013-2015 годы.
В течение этого периода планируется полномасштабная реализация всего комплекса мероприятий Программы посредством обеспечения из республиканского бюджета.
5. Основные программные мероприятия
Программные мероприятия формируются по следующим основным направлениям:
1. Осетинский язык как один из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания. Государственная политика в области осетинского языка.
2. Научные исследования в области осетинской филологии.
3.Осетинский язык в системе дошкольного, среднего, высшего и послевузовского образования.
4. Осетинский язык в сфере культуры и средств массовой информации.
5. Кадровое обеспечение реализации Программы.
6. Механизм реализации Программы
Программа направлена на обновление языковой политики, осуществляемой, прежде всего, путем правового регулирования, предусматривающего принятие законов и других нормативных правовых актов в языковой сфере, в частности, разработку и принятие закона «О языках Республики Северная Осетия-Алания», составление долгосрочных и краткосрочных программ разного уровня (республиканских, муниципальных, межведомственных), нормирование и совершенствование языковой деятельности.
Программа предусматривает проведение совместно с органами местного самоуправления, научными учреждениями, учебными заведениями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, общественными организациями сбалансированной, координируемой языковой политики, направленной на оздоровление языковой ситуации в республике.
Программа реализуется на основе принципов гласности, регулярного информирования общественности о ходе её выполнения, открытого доступа к материалам и базам данных, подготовленным в рамках Программы.
Механизм реализации Программы: ежегодное уточнение целевых показателей и затрат по программным мероприятиям с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, ежегодное уточнение механизма реализации Программы и состава её исполнителей.
Экономический механизм реализации Программы предполагает:
1.Рациональное использование финансовых ресурсов образовательных, научных, культурных и иных организаций и учреждений, направляемых на мероприятия в области языковой политики.
2. Адресное республиканское бюджетное финансирование разработки и реализации мероприятий Программы.
3. Привлечение внебюджетных источников для финансирования отдельных проектов Программы.
Для реализации экспериментальных мероприятий предполагается использование научно-педагогических ресурсов республиканских научных организаций, учебных заведений дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского уровней.
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания ежеквартально представляет в Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания отчет о ходе реализации Программы.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Основным источником финансирования Программы являются средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания– 42 900,0 тыс. руб.:
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания – 42 000,0 тыс. руб. (в т.ч. 2013 г. – 14 000,0 тыс. руб., 2014 год –
14 000,0 тыс. руб., 2015 год – 14 000,0 тыс. руб.);
Комитет Республики Северная Осетия-Алания по связи и информационным технологиям – 900,0 тыс. руб. (в т. ч. 2014 год – 450,0 тыс. руб., 2015 год – 450,0 тыс. руб.).
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания.
8. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы будет достигнуто следующее:
обеспечение законодательной основы для реализации сбалансированной языковой политики;
формирование системы полилингвального и поликультурного образования (30% процентов - удельный вес образовательных учреждений полилингвального и поликультурного типа от общего числа дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ);
создание институциональных, общественно-психологических, образовательных, кадровых, материально-технических и иных условий для сохранения и развития осетинского языка и поддержки оптимального билингвизма в республике (100-процентное обеспечение образовательных учреждений республики: учебниками по осетинскому языку, осетинскому литературному чтению, осетинской литературе; учебниками и учебно-методическими пособиями полилингвального и поликультурного типа; квалифицированными педагогическими кадрами для системы национального полилингвального и поликультурного типа);
повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на сохранение и развитие осетинского языка.
9. Организация управления Программой и контроль над ходом ее реализации
Руководство реализацией Программы осуществляет Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, являющееся государственным заказчиком - координатором Программы. Государственный заказчик-координатор Программы определяет промежуточные и итоговые результаты её реализации, готовит предложения по оптимизации порядка выполнения, включению, исключению и корректировке содержания отдельных мероприятий, уточняет целевые показатели, осуществляет общее руководство выполнением программных мероприятий и контроль её реализации, а также определяет приоритетные первоочередные направления финансирования Программы. План реализации основных программных мероприятий утверждается Министром образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.
Исполнители программных мероприятий ежегодно представляют в Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания информацию о выполнении мероприятий и эффективности использования выделенных средств.
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания ежегодно представляет в Правительство Республики Северная Осетия-Алания систематизированную, обобщенную информацию о ходе реализации Программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Республиканской целевой программе «Осетинский язык» на 2013-2015 годы
Мероприятия
Республиканской целевой программы «Осетинский язык» (2013 - 2015 годы)
Наименование
мероприятия
Срок реализации
Объемы финансирования (тыс. рублей)
1-й год реализации
(2013 г.)
2-й год реализации
(2014 г.)
3-й год реализации
(2015 г.)
Всего
Ответственный исполнитель
1
2
3
4
5
6
7
1.Осетинский язык как государственный язык Республики Северная Осетия-Алания
1.1.Разработка проекта и принятие закона РСО-А"О государственных языках в Республике Северная Осетия-Алания"
2013 г.
-
-
-
-
Комиссия по сохранению и развитию осетинского языка при Главе РСО-Алания
1.2.Разработка и реализация Программы координации мероприятий по сохранению и развитию осетинского языка, проводимых в Республике Северная Осетия-Алания и Республике Южная Осетия
2013-2015 гг.
-
-
-
-
Комиссия по сохранению и развитию осетинского языка при Главе РСО-Алания
1.3. Разработка и издание терминологических словарей по делопроизводству на осетинском языке
2013-2014 гг.
300,0
100,0
-
400,0
Министерство образования и науки РСО-Алания
1.4. Мероприятия по пропаганде осетинского языка
2013 -2015 гг.
350,0
250,0
250,0
750,0
Министерство образования и науки РСО-Алания
1.5.Создание технологической платформы для ведения осетиноязычных версий сайтов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и их последующая техническая поддержка
2014-2015 гг.
98,4
200,0
200,0
400,0
Комитет по связи и информационным технологиям РСО-Алания, администрации местного самоуправления МО (по согласованию)
Всего по разделу
550,0
550,0
450,0
1550,0
2. Научные исследования в области осетинской филологии
2.1. Разработка программы приоритетных научных исследований по осетинской филологии
2013 г.
-
-
-
-
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.2. Подготовка словарей осетинской ономастики
2014-2015 гг.
-
100,0
100,0
200,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.3. Издание научно-методического журнала «Осетинский язык»
2014-2015 гг.
-
200,0
200,0
400,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.4. Создание мультимедийных обучающих программ по осетинскому языку
2013-2015 гг.
300,0
400,0
300,0
1000,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.5. Учреждение Государственной премии имени В.А. Абаева в области осетиноведения
2014-2015 гг.
-
200,0
200,0
400,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.6. Разработка и издание новой редакции Правил орфографии иронского литературного варианта осетинского языка
2013-2014 г.
-
200,0
-
300,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.7. Переработка и издание орфографического словаря иронского литературного варианта осетинского языка
2015 г.
-
-
300,0
300,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.8. Разработка и издание
Правил орфографии дигорского литературного варианта осетинского языка
2015 г.
-
-
200,0
200,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.9. Разработка и издание орфографического словаря дигорского литературного варианта осетинского языка
2015 г.
-
-
400,0
400,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.10. Разработка и издание фразеологического словаря осетинского языка
2014-2015 г.
-
300,0
200,0
500,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
2.11. Создание электронного переводчика с осетинского на другие языки
2014-2015 гг.
-
200,0
200,0
400,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
Всего по разделу
400,0
1600,0
2100,0
4100,0
3. Осетинский язык в системе дошкольного, среднего, высшего и послевузовского образования
3.1. Разработка и издание учебно-методических комплектов по подготовке учителей-предметников для осетинской национальной школы на педагогических факультетах вузов республики
2013-2014 гг.
200,0
200,0
-
400,0
Министерство образования и науки РСО-Алания
3.2. Разработка и издание учебно-методических комплектов по подготовке учителей осетинского языка и литературы в вузах республики
2013-2014 г.
200,0
200,0
-
400,0
Министерство образования и науки РСО-Алания
3.3. Издание и/или закупка учебно-методических комплектов по осетинскому языку, осетинскому литературному чтению, осетинской литературе, истории Осетии, географии Осетии и традиционной культуре осетин для средних школ
2013-2015 гг.
10458,1
3300,0
3150,0
14500,0
Министерство образования и науки РСО-Алания
3.4. Организация экспертизы учебников по общеобразовательным предметам для национальной школы в Российской академии образования и Российской академии наук и их издание
2014-2015 гг.
-
450,0
450,0
900,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
3.5. Разработка и издание воспитательно-образовательных материалов по осетинскому языку и другим направлениям дошкольного образования на осетинском языке
2013-2015 гг.
200,0
200,0
100,0
500,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
3.6. Создание базовых школ и дошкольных образовательных учреждений для реализации моделей национального (полилингвального и поликультурного) образования, в т.ч. дошкольных образовательных учреждений с осетинским языком обучения и воспитания
2013-2015 гг.
-
-
-
Министерство образования и науки
РСО-Алания
3.7. Разработка и издание учебников для преподавания осетинского как государственного языка республики в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
2013-2014 гг.
200,0
200,0
-
400,0
Министерство образования и науки РСО-Алания
3.8. Подготовка полного осетинско-русского словаря.
2014-2015 гг.
-
100,0
100,0
200,0
Министерство образования и науки РСО-Алания, СОИГСИ
3.9. Создание центров обучения осетинскому языку населения республики и соотечественников
2014 г.
100
450,0
-
450,0
Министерство образования и науки РСО-Алания, администрации местного самоуправления МО
(по согласованию)
3.10. Разработка и изготовление детских настольных, развивающих игр, игровых и учебных пособий, печатных материалов на осетинском языке для детей
2013-2014 гг.
250,0
250,0
-
500,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
3.11. Проведение в летний каникулярный период лингвистических лагерей и смен
2013-2015 гг.
150,0
150,0
150,0
450,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
3.12. Издание адаптированных текстов нартовских сказаний для начальной школы
2013-2014 гг.
250,0
250,0
-
500,0
Министерство образования и науки
РСО-Алания
Всего по разделу
9500,0
5750,0
3950,0
19200,0
4. Осетинский язык в сфере культуры и средств массовой информации
4.1. Создание фонда аудио- и видеоматериалов об Осетии и осетинах
2013-2015 гг.
193,5
800,0
1300,0
2500,0
Министерство
образования и науки
РСО-Алания
4.2. Перевод и дублирование на осетинском языке художественных, документальных и мультипликационных фильмов
2013-2015 гг.
400,0
1500,0
2400,0
4300,0
Министерство
образования и науки
РСО-Алания
4.3. Производство и размещение в СМИ социальной рекламы на осетинском языке
2013-2015 гг.
200,0
250,0
250,0
700,0
Министерство
образования и науки
РСО-Алания
4.4. Создание обучающих компьютерных и видеопрограмм по осетинскому языку для детей и взрослых
2013-2015 гг.
-
500,0
500,0
1300,0
Министерство
образования и науки
РСО-Алания
4.5. Поддержка изданий на осетинском языке для детей
2013-2015 гг.
250,0
250,0
250,0
750,0
Министерство
образования и науки РСО-Алания
4.6. Создание технологической платформы и обеспечение технической поддержки осетиноязычного информационно-развлекательного Интернет-портала
2014-2015 гг.
-
250,0
250,0
500,0
Комитет РСО-Алания
по связи и информационным технологиям
Всего по разделу
1550,0
3550,0
4950,0
10050,0
5. Кадровое обеспечение реализации Программы
5.1. Проведение конкурсов образовательных и научных грантов в области осетинской филологии для лучших учителей школ, преподавателей, аспирантов и студентов вузов
2013-2015 гг.
100,0
3000,0
3000,0
8000,0
Министерство образования и науки РСО-Алания
Всего по разделу
2000,0
3000,0
3000,0
8000,0
Всего на РЦП
14000,0
14450,0
14450,0
42900,0
в том числе:
-
450,0
450,0
900,0
Комитет РСО-Алания по связи и информационным технологиям
14000,0
14000,0
14000,0
42000,0
Министерство образования и науки РСО-Алания
{Приложение в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 04.10.13 № 349; НГР: ru 15000201300296}
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Собрание законодательства Республики Северная Осетия - Алания № 1 от 29.03.2013 |
Рубрики правового классификатора: | 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: