Основная информация
Дата опубликования: | 18 апреля 2000г. |
Номер документа: | В200002000 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0002000
В200002000
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, N 7, СТР. 5, 2000г.
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18.04.2000 N 7442/99
ПРОКУРОР ОБРАТИЛСЯ С ИСКОМ О ПРИМЕНЕНИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НИЧТОЖНОЙ
СДЕЛКИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ; СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
РАЗРЕШИЛ ПО СУЩЕСТВУ ИСКОВОЕ ТРЕБОВАНИЕ,
КОТОРОЕ НЕ ПРЕДЪЯВЛЯЛОСЬ
(извлечение)
Северо-Кавказский транспортный прокурор в защиту государственных и общественных интересов обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Комитету по управлению государственным имуществом Краснодарского края, Фонду государственного имущества Краснодарского края и открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" о применении последствий недействительности ничтожной сделки приватизации государственного предприятия "Туапсинский морской торговый порт" в части уменьшения уставного капитала акционерного общества за счет увеличения приватизационного фонда путем взыскания в доход государства средств, недополученных в результате приватизации порта.
Исковые требования мотивированы тем, что расчет средств государственного предприятия, направленных в приватизационный фонд, составлен с нарушением требований пункта 4 Временного положения о порядке использования в 1992 году при приватизации средств фондов экономического стимулирования и прибыли государственных и муниципальных предприятий (далее - Временное положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66, в результате чего размер уставного капитала акционерного общества необоснованно занижен.
Решением от 20.04.99 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.06.99 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 27.09.99 названные судебные акты отменил. Суд признал недействительным план приватизации государственного предприятия в части занижения уставного капитала акционерного общества на 135 262 400 рублей и завышения на эту же сумму размера приватизационного фонда. При этом в резолютивной части постановления суд указал, что поскольку приватизация порта не завершена, допущенные нарушения могут быть устранены путем внесения изменений в план приватизации и дополнительной эмиссии акций, а в случае неустранения нарушений в добровольном порядке данные требования подлежат рассмотрению в отдельном производстве, поскольку являются самостоятельным иском.
В протесте предлагается постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.09.99 отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, решение суда первой и постановление апелляционной инстанций Арбитражного суда Краснодарского края оставить в силе.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что государственное предприятие "Туапсинский морской торговый порт" преобразовано в открытое акционерное общество с одноименным названием на основании Указа Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" и распоряжения Госкомимущества России от 04.11.92 N 700-р "Об особенностях акционирования и приватизации морских портов".
План приватизации порта утвержден Комитетом по управлению имуществом Краснодарского края 25.12.92.
Постановлением главы администрации города Туапсе от 28.12.92 произведена регистрация устава АООТ "Туапсинский морской торговый порт".
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", действовавшего в период акционирования порта, комитеты по управлению государственным имуществом проводят приватизацию предприятий с учетом требований государственной программы приватизации.
В соответствии с пунктом 5.12 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (на 1992 год), действовавшей в период акционирования торгового порта, в приватизационный фонд могут направляться все остатки фондов экономического стимулирования по состоянию на 1 января 1992 года и до 50 процентов фактической прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Указанная Государственная программа принята после вступления в действие упомянутого Временного положения и пунктом 5.12 Государственной программы установлен иной порядок формирования приватизационного фонда.
Учитывая, что Государственная программа на 1992 год принята постановлением от 11.06.92 N 2980-1 Верховного Совета Российской Федерации в развитие Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и устанавливает порядок приватизации и ограничения в этой области, обязательные для всех приватизируемых предприятий, независимо от способа приватизации, формирование уставного капитала и приватизационного фонда акционерного общества произведены в соответствии с требованиями названной программы, оснований для частичного признания недействительным плана приватизации указанного акционерного общества не имелось.
Кроме того, в нарушение статьи 37 АПК РФ суд кассационной инстанции разрешил по существу исковое требование, которое не предъявлялось: о признании частично недействительным плана приватизации государственного предприятия; и отказал в иске о применении последствий недействительности ничтожной сделки, одновременно указав на необходимость устранения нарушений в добровольном порядке.
Допущенные судом кассационной инстанции нарушения норм материального и процессуального права в соответствии со статьей 176 АПК РФ являются основанием к отмене судебного акта.
[Отформатировано: 24.07.2000 оператор НЦПИ - Иванова Е.В.]
[проверено: 28.07.2000 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
В0002000
В200002000
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, N 7, СТР. 5, 2000г.
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18.04.2000 N 7442/99
ПРОКУРОР ОБРАТИЛСЯ С ИСКОМ О ПРИМЕНЕНИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НИЧТОЖНОЙ
СДЕЛКИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ; СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
РАЗРЕШИЛ ПО СУЩЕСТВУ ИСКОВОЕ ТРЕБОВАНИЕ,
КОТОРОЕ НЕ ПРЕДЪЯВЛЯЛОСЬ
(извлечение)
Северо-Кавказский транспортный прокурор в защиту государственных и общественных интересов обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Комитету по управлению государственным имуществом Краснодарского края, Фонду государственного имущества Краснодарского края и открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" о применении последствий недействительности ничтожной сделки приватизации государственного предприятия "Туапсинский морской торговый порт" в части уменьшения уставного капитала акционерного общества за счет увеличения приватизационного фонда путем взыскания в доход государства средств, недополученных в результате приватизации порта.
Исковые требования мотивированы тем, что расчет средств государственного предприятия, направленных в приватизационный фонд, составлен с нарушением требований пункта 4 Временного положения о порядке использования в 1992 году при приватизации средств фондов экономического стимулирования и прибыли государственных и муниципальных предприятий (далее - Временное положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66, в результате чего размер уставного капитала акционерного общества необоснованно занижен.
Решением от 20.04.99 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.06.99 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 27.09.99 названные судебные акты отменил. Суд признал недействительным план приватизации государственного предприятия в части занижения уставного капитала акционерного общества на 135 262 400 рублей и завышения на эту же сумму размера приватизационного фонда. При этом в резолютивной части постановления суд указал, что поскольку приватизация порта не завершена, допущенные нарушения могут быть устранены путем внесения изменений в план приватизации и дополнительной эмиссии акций, а в случае неустранения нарушений в добровольном порядке данные требования подлежат рассмотрению в отдельном производстве, поскольку являются самостоятельным иском.
В протесте предлагается постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.09.99 отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, решение суда первой и постановление апелляционной инстанций Арбитражного суда Краснодарского края оставить в силе.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что государственное предприятие "Туапсинский морской торговый порт" преобразовано в открытое акционерное общество с одноименным названием на основании Указа Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" и распоряжения Госкомимущества России от 04.11.92 N 700-р "Об особенностях акционирования и приватизации морских портов".
План приватизации порта утвержден Комитетом по управлению имуществом Краснодарского края 25.12.92.
Постановлением главы администрации города Туапсе от 28.12.92 произведена регистрация устава АООТ "Туапсинский морской торговый порт".
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", действовавшего в период акционирования порта, комитеты по управлению государственным имуществом проводят приватизацию предприятий с учетом требований государственной программы приватизации.
В соответствии с пунктом 5.12 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (на 1992 год), действовавшей в период акционирования торгового порта, в приватизационный фонд могут направляться все остатки фондов экономического стимулирования по состоянию на 1 января 1992 года и до 50 процентов фактической прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Указанная Государственная программа принята после вступления в действие упомянутого Временного положения и пунктом 5.12 Государственной программы установлен иной порядок формирования приватизационного фонда.
Учитывая, что Государственная программа на 1992 год принята постановлением от 11.06.92 N 2980-1 Верховного Совета Российской Федерации в развитие Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и устанавливает порядок приватизации и ограничения в этой области, обязательные для всех приватизируемых предприятий, независимо от способа приватизации, формирование уставного капитала и приватизационного фонда акционерного общества произведены в соответствии с требованиями названной программы, оснований для частичного признания недействительным плана приватизации указанного акционерного общества не имелось.
Кроме того, в нарушение статьи 37 АПК РФ суд кассационной инстанции разрешил по существу исковое требование, которое не предъявлялось: о признании частично недействительным плана приватизации государственного предприятия; и отказал в иске о применении последствий недействительности ничтожной сделки, одновременно указав на необходимость устранения нарушений в добровольном порядке.
Допущенные судом кассационной инстанции нарушения норм материального и процессуального права в соответствии со статьей 176 АПК РФ являются основанием к отмене судебного акта.
[Отформатировано: 24.07.2000 оператор НЦПИ - Иванова Е.В.]
[проверено: 28.07.2000 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 7 от 18.04.2000 Стр. 5 |
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.060.000 Сделки, 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 030.090.010 Общие положения, 030.090.070 Приватизация государственного и муниципального имущества (см. также 050.020.060, 050.060.020), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: