Основная информация

Дата опубликования: 18 апреля 2007г.
Номер документа: ru28000200700188
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Амурская область
Принявший орган: Губернатор Амурской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2007 года №244

Об утверждении Методики оперативной и годовой оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований и Порядка применения результатов мониторинга

{Утратило силу: постановление губернатора Амурской области от 14.01.2008 №6}

В целях реализации Закона Амурской области от 23.12.2005 № 139-О3 «О программе «Реформирование региональных и муниципальных финансов Амурской области на 2005-2007 годы» и в целях повышения качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Методику оперативной и годовой оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований (приложение № 1).

2. Финансовому департаменту Администрации области (А.И. Орел) проводить оценку качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований в соответствии с утвержденной Методикой:

оперативную (ежеквартально) - в срок не позднее 25 числа, следующего за отчетным кварталом;

годовую - в месячный срок после представления в Министерство финансов Российской Федерации отчета об исполнении консолидированного бюджета Амурской области.

3. Утвердить Порядок применения результатов мониторинга оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований (приложение № 2).

4. Финансовым органам муниципальных образований представлять в финансовый департамент Администрации области информацию, необходимую для проведения оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований, а также по запросу финансового департамента Администрации области - документы и материалы, подтверждающие достоверность представляемой информации, в сроки, установленные финансовым департаментом Администрации области.

5. Постановление губернатора области от 29.03.2006 № 133 «Об утверждении Методики оперативной и годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований» признать утратившим силу.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Исполняющий обязанности губернатора области

В.С.Калита

Приложение №1

к постановлению губернатора

Амурской области

от 18.04.2007 №244

МЕТОДИКА

ОПЕРАТИВНОЙ И ГОДОВОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

1.1. Описание Методики.

В основе Методики лежит система индикаторов, отражающих отдельные факторы качества управления общественными финансами и платежеспособности.

В качестве исходных данных для проведения оценки используются официальные статистические данные, финансовая отчетность муниципальных образований, информация и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Если для определения значения какого-либо индикатора качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципального образования предоставленных муниципальным образованием исходных данных недостаточно, то по данному индикатору оцениваемое муниципальное образование получает наихудшую оценку.

Оценка качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований проводится в разрезе муниципальных районов и городских округов. По результатам оценки показателей качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований составляется рейтинг муниципальных образований.

Итоги проведения оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований публикуются в официальных печатных средствах массовой информации и сети Интернет.

1.2. Описание расчетов качества управления общественными финансами и платежеспособности.

Оценка качества управления общественными финансами и оценка платежеспособности муниципального образования измеряются в баллах. Максимально возможная (наилучшая) величина качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципального образования составляет 22,5 баллов.

Для каждого индикатора установлены одно или два критических значения. В случае если значение индикатора (V) находится за пределами критического значения максимального риска неплатежеспособности (наихудшего качества управления общественными финансами), то значение оценки индикатора (М) равно 0. Соответственно, если значение индикатора находится за пределами критического значения минимального риска неплатежеспособности (оптимального качества управления общественными финансами), то значение оценки равно 1.

Если значение индикатора лежит в интервале между двумя критическими значениями, то по данному индикатору присваивается оценка в пределах от 0 до 1. Оценка по индикатору рассчитывается по формуле:

Mi = (Vi - Vmin)/(Vmax - Vmin)

где:

Mi - оценка по индикатору i;

Vi - фактическое значение индикатора i;

Vmin - критическое значение индикатора i, соответствующее высокому риску неплатежеспособности (низкому качеству управления общественными финансами);

Vmax - критическое значение индикатора i, соответствующее низкому риску неплатежеспособности (высокому качеству управления общественными финансами).

В случае если индикатор имеет только одно критическое значение, оценке по данному индикатору присваивается либо наивысшее значение, равное 1 (если фактическое значение индикатора находится в области минимального риска неплатежеспособности, максимального качества управления общественными финансами), либо наихудшее значение, равное О (если фактическое значение индикатора находится в области максимального риска неплатежеспособности, наихудшего качества управления общественными финансами).

Для индикаторов установлен различный удельный вес относительной значимости. Различия в величинах весов обусловлены разной степенью влияния отражаемых индикаторами факторов на общий уровень качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.

Итоговая оценка финансового положения (качества управления общественными финансами) определяется суммой произведений оценок по всем индикаторам на соответствующий им удельный вес относительной значимости индикаторов (W) по следующей формуле:

P = ( (Mi*Wi)

Р - комплексная оценка финансового положения (качества управления общественными финансами) муниципального образования;

МI - оценка по индикатору i;

WI - удельный вес i-го индикатора.

2.1. Годовая оценка качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.

Индикаторы годовой оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований отражают ключевые факторы платежеспособности, определяющие текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности, устойчивость по отношению к воздействию негативных внешних факторов.

Перечень индикаторов и их удельного веса в системе годовой оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований представлены в таблице 1.

Таблица 1

Перечень индикаторов и удельного веса индикаторов в системе годовой оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований



Наименование индикатора

Удельный вес индикатора

1

2

3

PI

Доля первоочередных расходов в расходах бюджета

1,500

Р2

Доля капитальных вложений в расходах бюджета

0,500

РЗ

Доля финансовой помощи в общем объеме собственных доходов

1,200

Р4

Объем кредиторской задолженности бюджета муниципального образования

1,200

Р5

Изменение кредиторской задолженности по оплате труда

1,200

Р6

Изменение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда

1,100

Р7

Изменение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг

1,100

Р8

Отношение муниципального долга без учета гарантий и поручительств к доходам бюджета (с учетом списания)

1,000

Р9

Отсутствие просроченных долговых обязательств

0,500

Р10

Соблюдение ограничения текущих расходов бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации

0,750

Р11

Соблюдение ограничения дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации

1,000

Р12

Соблюдение ограничения расходов на обслуживание муниципального долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации

0,750

1

2

3

Р13

Отношение прироста недоимки по налоговым платежам в бюджет к налоговым доходам бюджета

1,000

Р14

Соблюдение рекомендуемого уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги

0,700

Р15

Исполнение бюджета по расходам в разрезе статей укрупненной структуры расходов бюджета

0,500

Р16

Соблюдение ограничения по размеру оплаты труда в муниципальных образованиях, установленного Федеральным законом от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

1,000

Р17

Вариант кассового обслуживания

0,500

Р18

Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджетов

1,000

Р19

Соблюдение ограничения на объем муниципального долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации

0,500

Р20

Действующий официальный сайт (или раздел на сайте)

1,000

Р21

Совершенствование порядка финансирования временных кассовых разрывов

0,500

Р22

Сокращение бюджетных средств, предоставляемых немуниципальным организациям (за исключением организаций социальной сферы)

1,000

Р23

Создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах

1,000

Р24

Использование среднесрочного финансового планирования

1,000

Р25

Организация оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет

1,000

2.2. Оперативная оценка качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.

Индикаторы оперативной оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований отражают соблюдение муниципальными образованиями основных требований бюджетного законодательства к показателям, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Оперативная оценка качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований осуществляется по плановым показателям, утвержденным нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год, и по данным о фактическом исполнении местных бюджетов за отчетный период.

Перечень индикаторов и их удельного веса в системе оперативной оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований представлены в таблице 2.

Таблица 2

Перечень индикаторов и удельного веса индикаторов в системе оперативной оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований



Наименование индикатора

Удельный вес индикатора

Р4

Объем кредиторской задолженности бюджета муниципального образования

1,200

Р8

Отношение муниципального долга без учета гарантий и поручительств к доходам бюджета (с учетом списания)

1,000

Р10

Соблюдение ограничения текущих расходов бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации

0,750

Р11

Соблюдение ограничения дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации

1,000

Р12

Соблюдение ограничения расходов на обслуживание муниципального долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации

0,750

Критические значения индикаторов и формулы расчета их значений, используемые в системах годовой и оперативной оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований, приведены в таблице 3.

Таблица 3

Значения и формулы расчета индикаторов годовой и оперативной оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований



Индикаторы

Формула расчета значения

индикатора

Минимальный риск

неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом), %

Максимальный

риск неплатеже-

способности

(минимальный уровень

управления

бюджетом), %

Пояснение

1

2

3

4

5

6

PI

Доля первоочередных

расходов в расходах

бюджета

А - расходы бюджета муници-

пального образования на оплату

труда и начисления на оплату труда;

В - расходы бюджета

муниципального образования на

обслуживание долга;

С - расходы бюджета

муниципального образования на

оплату коммунальных услуг;

D - всего расходов бюджета

муниципального образования

20%

70%

В случае сокращения

доходов местного

бюджета муниципаль-

ному образованию

необходимо либо сни-

жать общий объем

расходов на оплату

труда, социальные

выплаты, либо рес-

труктуризировать дол-

говые обязательства.

Р2

Доля капитальных

вложений в расходах

бюджета

А - капитальные вложения за счет

бюджета муниципального

образования;

В - всего расходов бюджета муни-

ципального образования, за исклю-

чением субвенций из областного

бюджета

15%

5%

Данный индикатор

отслеживает долю

расходов, которые в

случае необходимости

могут быть сокраще-

ны.

1

2

3

4

5

6

РЗ

Доля финансовой

помощи в общем

объеме собственных

доходов

V=A/B

А - доходы бюджета муници-

пального образования за счет

финансовой помощи из областного

бюджета (дотация на выравнивание и

дотация на сбалансированность);

В - налоговые и неналоговые доходы

бюджета муниципального образова-

ния, дотация на выравнивание и

дотация на сбалансированность за

счет областного бюджета

10%

60%

Данный индикатор

характеризует зависи-

мость доходов муни-

ципального образова-

ния от перечислений

из бюджетов других

уровней.

Р4

Объем кредиторской

задолженности

бюджета

муниципального

образования

V=A/B

А - кредиторская задолженность

бюджетных учреждений муници-

пального образования на конец года;

В - объем расходов бюджета

муниципального образования, за

исключением субвенций из

областного бюджета

0%

15%

Возникновение кре-

диторской задолжен-

ности свидетельству-

ет о низком качестве

управления финан-

сами в муниципаль-

ных учреждениях.

Р5

Изменение

кредиторской

задолженности по

оплате труда

А - кредиторская задолженность по

оплате труда на конец года;

В - объем расходов на оплату труда;

n - последний отчетный год

0%

5%

Данный индикатор

оценивает уровень

выполнения бюджет-

ных обязательств му-

ниципального образо-

вания по оплате труда.

Р6

Изменение

кредиторской

задолженности по

начислениям на

оплату труда

А - кредиторская задолженность по

начислениям на оплату труда на

конец года;

В - объем расходов на начисления на

оплату труда;

n - последний отчетный бюджетный

год

0%

5%

Данный индикатор

оценивает уровень

выполнения бюджет-

ных обязательств му-

ниципального образо-

вания по начислени-

ям на оплату труда.

1

2

3

4

5

6

Р7

Изменение

кредиторской

задолженности по

оплате коммунальных

услуг

V=(An-An-1)/B

А - кредиторская задолженность по

оплате коммун, услуг на конец года;

В - объем расходов на начисления на

оплату коммунальных услуг;

n - последний отчетный бюджетный

год

0%

5%

Данный индикатор

оценивает уровень

выполнения бюджет-

ных обязательств му-

ниципального обра-

зования по оплате

коммунальных услуг.

Р8

Отношение

муниципального

долга без учета

гарантий и

поручительств к

доходам бюджета (с

учетом списания)

V=A/B

А - долг муниципального

образования за вычетом гарантий и

поручительств на конец года (с

учетом списания в 2006 году);

В .- всего доходов бюджета

муниципального образования без

учета субвенций из областного

бюджета

25%

50%

Чем выше уровень

долговой нагрузки,

тем выше риск невы-

полнения долговых

обязательств.

Р9

Отсутствие

просроченных

долговых

обязательств

V=A/B

А - просроченная задолженность

муниципального образования (по

кредитам, полученным из областного

бюджета на покрытие временного

кассового разрыва) на конец года;

В - объем собственных доходов

бюджета муниципального

образования за последний отчетный

год

0%

0,5%

Данный индикатор

отслеживает практи-

ку добросовестного

(своевременного и в

полном объеме) об-

служивания и пога-

шения долговых

обязательств

муниципального

образования.

Р10

Соблюдение

ограничения текущих

расходов бюджета,

установленного

Бюджетным кодексом

Российской

Федерации

V=A/B

А - текущие расходы муници-

пального образования, за исключе-

нием субвенций из областного

бюджета;

В - всего доходов бюджета муници-

пального образования за исключе-

нием субвенций из областного

бюджета

100%

-

В соответствии с тре-

бованиями Бюджет-

ного кодекса

Российской

Федерации текущие

расходы местного

бюджета не могут

превышать доходы

местного бюджета.

1

2

3

4

5

6

Р11

Соблюдение ограничения дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации

V=A

А - предельный размер дефицита бюджета муниципального образования, установленный в соответствии с решением законодательного органа власти муниципального образования

-10%

Дефицит местного бюджета не может превышать 10% доходов бюджета без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней.

Р12

Соблюдение ограничения расходов на обслуживание муниципального долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации

V=A/B

А - расходы на обслуживание и погашение долга муниципального образования;

В .- всего расходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней

15%

Предельный объем расходов на обслужи-вание муниципаль-ного долга не должен превышать 15 % объема расходов местного бюджета.

Р13

Отношение прироста недоимки по налоговым платежам в бюджет к налоговым доходам бюджета

V-A/B

А - прирост недоимки по местным налогам;

В - объем налоговых доходов, вклю-чая налоговые доходы, поступающие в целевые бюджетные фонды, бюд-жета муниципального образования

0%

5%

/

Данный индикатор оценивает собирае-мость налогов.

Р14

Соблюдение рекомен-дуемого уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги

V=A

А - установленный уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги

100%

80%

Характеризует поли-тику органов местно-го самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства.

Р15

Исполнение бюджета по расходам в разрезе статей укрупненной структуры расходов бюджета

V=MAX{(AfAp)/Ap;(BfBp)/Bp;(Cf Ср)/Ср }

MAX - максимальное значение;

А - расходы на образование;

В - расходы на здравоохранение и физическую культуру;

С-расходы на культуру,

кинематографию и СМИ;

р - утверждено законом (решением) о

бюджете муниципального образова-

ния;

f- фактически израсходовано

0%

-5%

Данный индикатор отслеживает соблю-дение утвержденной укрупненной струк-туры расходов местного бюджета, отражающей приоритеты бюджетной

политики.

1

2

3

4

5

6

Р16

Соблюдение

ограничения по разме-

ру оплаты труда в

муниципальных обра-

зованиях, установлен-

ного Федеральным

законом от 6 октября

2003г. № 131-ФЗ «Об

общих принципах

организации местного

самоуправления в

Российской

Федерации»

V=A/B

А - средний объем расходов на

оплату труда в расчете на одного

муниципального служащего,

финансируемого за счет местного

бюджета, за отчетный период;

В - средний объем расходов на

оплату труда в расчете на одного

государственного служащего,

финансируемого за счет областного

бюджета, за отчетный период

100%

Данный индикатор

отслеживает выпол-

нение требования

Федерального закона

от 6 октября 2003г. №

131-ФЗ.

Р17

Вариант кассового

обслуживания

Кассовое обслуживание осу-

ществляяется по варианту открытия

и ведения лицевых счетов на

едином лицевом счете финоргана

Р18

Снижение и

ликвидация

просроченной

кредиторской

задолженности

бюджетов

1. Инвентаризация кредиторской

задолженности, анализ факторов ее

возникновения за три последних

отчетных года.

2. Утверждение плана мер по

реструктуризации просроченной

кредиторской задолженности.

3. Публикация в СМИ информации

о состоянии кредиторской задол-

женности, в том числе просро-

ченной.

4. Кредиторская задолженность не

превышает среднемесячных расхо-

дов.

1

2

3

4

5

6

Р19

Соблюдение

ограничения на объем

муниципального

долга, установленного

Бюджетным кодексом

Российской

Федерации

V=A/B

А - объем долга муниципального

образования;

В - всего доходов бюджета

муниципального образования без

учета безвозмездных перечислений

от бюджетов других уровней

0%

100%

Объем муниципаль-

ного долга не может

превышать объем

доходов местного

бюджета без учета

финансовой помощи

из бюджетов других

уровней

Р20

Действующий

официальный сайт

(или раздел на сайте)

Муниципальное образование имеет

собственный официальный сайт

(раздел на официальном сайте),

содержащий:

-организационную структуру

муниципального образования;

-решения о бюджете

муниципального образования;

-ежемесячную отчетность об

исполнении бюджета

муниципального образования;

-нормативные правовые акты

муниципального образования,

регулирующие бюджетные и

налоговые отношения

Р21

Совершенствование

порядка

финансирования

временных

кассовых разрывов

1. Оценка причин возникновения

временных кассовых разрывов,

возникавших при исполнении

бюджета за последние три отчетных

года, и финансовых последствий их

возникновения.

2. Утверждение методологии

планирования временных

кассовых разрывов по месяцам в

пределах текущего финансового

года.

3. Утверждение порядка

формирования финансового

резерва для финансирования

временных кассовых разрывов

1

2

3

4

5

б

Р22

Сокращение

бюджетных средств,

предоставляемых

немуниципальным

организациям (за

исключением

организаций

социальной сферы)

1. Инвентаризация фактически

производимых бюджетных расходов

на поддержку немуниципальных

организаций (в том числе средств на

безвозмездной основе, бюджетных

кредитов, гарантий, налоговых

льгот) за последние три отчетные

года.

2. Утверждение порядка

предоставления бюджетных средств

немуниципальным организациям.

3. Публикация в сети Интернет

объема бюджетных средств,

предоставляемых немуниципальным

организациям.

Р23

Создание системы

учета потребности в

предоставляемых

бюджетных услугах

1. Проведение оценки потребности в

предоставляемых бюджетных

услугах отдельно по видам

бюджетных услуг и фактически

предоставленных бюджетных

услугах за последние три отчетных

года.

2. Утверждение перечня бюджетных

услуг, по которым должен

производиться учет потребности в

их предоставлении.

3. Утверждение порядка проведения

ежегодной оценки потребности в

предоставлении бюджетных услуг и

учета результатов оценки при

формировании расходов на

очередной финансовый год.

4. Публикация в сети Интернет

результатов оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг

и фактически произведенных

(запланированных) расходов.

1

2

3

4

5

6

Р24

Использование

среднесрочного

финансового

планирования

1. Оценка и анализ причин

отклонений утвержденных на год

доходов и расходов бюджета от

фактических (в том числе по от

дельньм статьям бюджетной

классификации) за последние три

отчетных года.

2. Утверждение обязательного

порядка учета показателей

среднесрочного финансового плана

при подготовке решения о бюджете

на очередной финансовый год.

3. Утверждение методики

формирования среднесрочного

финансового плана (с учетом

положений об утверждении на

очередной финансовый год путем

корректировки утвержденного в

предыдущем финансовом году).

4. Публикация в сети Интернет

среднесрочного финансового плана

и показателей доходов, расходов по

основным статьям бюджетной

классификации (функциональной,

экономической и ведомственной) и

объема муниципального долга.

Р25

Организация опера-

тивного учета задол-

женности перед

бюджетом, рассро-

ченных и отсро-

ченных платежей в

бюджет

1. Оценка потерь бюджета от

недополученных доходов, в том

числе с учетом инфляции по

дебиторской задолженности,

рассроченных и отсроченных

платежей за последние три

отчетных года.

2. Утверждение порядка

предоставления рассрочек и

отсрочек. 3. Утверждение порядка проведения мониторинга дебиторской

задолженности, рассроченных и

отсроченных платежей. 4. Публикация в сети Интернет данных об объемах дебиторской

задолженности, рассроченных и отсроченных платежей (с учетом инфляции).

Приложение №2

к постановлению губернатора

Амурской области

от 18.04.2007№244

Порядок

применения результатов мониторинга оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований

Результаты мониторинга оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований используются при распределении бюджетам муниципальных образований:

субсидий из областного фонда реформирования муниципальных финансов в соответствии с постановлением губернатора области от 10.04.2006 №159

«О проведении конкурсного отбора муниципальных образований для получения субсидий из фонда реформирования муниципальных финансов» и приказом финансового департамента Администрации области от 12.04.2006 №53 «Вопросы распределения субсидий из фонда реформирования муниципальных финансов»;

части дотации на сбалансированность местных бюджетов как основной формы стимулирования муниципальных районов и городских округов в повышении качества управления общественными финансами в соответствии с Законом Амурской области от 11.11.2005 №90-ОЗ

«О межбюджетных отношениях в Амурской области».

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 080.020.000 Управление в сфере финансов (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать