Основная информация
Дата опубликования: | 18 мая 2020г. |
Номер документа: | RU04025318202000012 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Бурятия |
Принявший орган: | Администрация муниципального образования сельское поселение "Татауровское" |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты муниципальных образований |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ ПРИБАЙКАЛЬСКИЙ РАЙОН
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАТАУРОВСКОЕ» СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2020 года № 19
Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в администрации муниципального образования «Татауровское» сельское поселение
В целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, приказом Министерства труда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», в целях создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников, постановляю:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в Администрации муниципального образования «Татауровское» сельское поселение согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в законную силу с момента подписания.
Глава администрации
муниципального образования
«Татауровское» сельское поселение Л.Р. Воротникова
Приложение
к постановлению Администрации
муниципального образования
«Татауровское» сельское поселение
от 18.05.2020г. № 19
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе управления охраной труда в Администрации муниципального образования «Татауровское» сельское поселение
Раздел I. Общие требования
1. Настоящее Положение устанавливает цели и принципы функционирования и последовательного совершенствования системы управления охраной труда (далее - СУОТ), а также порядок проведения наиболее значимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Администрации муниципального образования «Татауровское» сельское поселение (далее - Администрация).
2. Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», приказом Министерства труда и соцзащиты от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».
3. Действие Положения распространяется на все структурные подразделения Администрации, на всех муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы (далее – работники) Администрации в объеме их должностных обязанностей.
Раздел II. Политика Администрации в области охраны труда
4. Политика Администрации в области охраны труда является публичной документированной декларацией Администрации о намерении и гарантированном выполнении обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда.
5. Политика по охране труда обеспечивает:
- приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
- гарантии прав работников на охрану труда;
- деятельность, направленную на профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- планирование мероприятий по охране труда;
- исполнение требований охраны труда представителем работодателя и работниками, ответственность за их нарушение.
6. Основные задачи СУОТ:
- реализация основных направлений политики в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
- разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
- создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, оборудования и технических средств трудового процесса;
- контроль за соблюдением требований охраны труда;
- обучение и проверка знаний по охране труда;
- предотвращение несчастных случаев;
- охрана и укрепление здоровья работников, осуществляющих трудовую деятельность в Администрации, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда и отдыха.
7. Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам.
Раздел III. Цели Администрации в области охраны труда
8. Целями Администрации в области охраны труда являются:
- обеспечение законных прав и интересов работника на условия, отвечающие нормативным требованиям;
- оптимизация финансовых затрат по обеспечению условий и охраны труда.
9. Основные цели в области охраны труда содержатся в Политике по охране труда и достигаются путем реализации процедур, предусмотренных разделом V настоящего Положения.
Раздел IV. Обеспечение функционирования СУОТ
10. Структура СУОТ.
1) организационно система управления охраной труда является трехуровневой;
2) управление охраной труда на первом уровне осуществляет представитель работодателя в лице главы Администрации муниципального образования «Татауровское» сельское поселение;
3) управление охраной труда на втором уровне осуществляет ответственный за охрану труда специалист Администрации муниципального образования «Татауровское» сельское поселение (далее - специалист по охране труда);
4) управление охраной труда на третьем уровне осуществляет комиссия по охране труда в Администрации муниципального образования «Татауровское» сельское поселение (далее - Комиссия).
11. Функции Главы при осуществлении управления охраной труда.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ, на Главу, как представителя работодателя, возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в Администрации:
- выполнение государственных требований охраны труда;
- общее управление охраной труда в Администрации;
- безопасность труда при использовании помещений, оборудования (инвентаря), условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда;
- координация деятельности заместителей Главы и руководителей структурных подразделений Администрации в сфере охраны труда;
- рассмотрение и утверждение локальных нормативных актов в сфере охраны труда (положений, распоряжений, инструкций, перечней, актов и другой документации);
- рассмотрение сведений о состоянии условий и охраны труда в Администрации по итогам года, принятие управленческих решений на основе анализа этих сведений;
- расследование и учёт в установленном порядке несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других аварийных (опасных) ситуаций, влияющих на жизнь и здоровье сотрудников, содействие соответствующим органам государственного надзора и контроля в расследовании;
- ведение коллективных переговоров и подписания Соглашения по охране труда;
- проведение специальной оценки условий труда;
- разработка, финансирование и материально - техническое обеспечение мероприятий по улучшению условий и охраны труда в установленном объеме;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций.
12. Специалист по охране труда:
1) специалист по охране труда в своей деятельности руководствуется законодательством РФ по охране труда;
2) специалист по охране труда обеспечивает:
- методическую помощь руководителям структурных подразделений Администрации в организации работ по исполнению государственных нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и проведении мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- информирование и консультирование работников Администрации по вопросам охраны труда;
-участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
- оформление и хранение документов по расследованию несчастных случаев на производстве;
- разработку программ обучения по охране труда работников Администрации;
- проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу в Администрацию (в том числе временно);
- проведение инструктажей на рабочем месте;
- организацию своевременного обучения по охране труда работников Администрации и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
- организацию своевременного обучения по оказанию первой доврачебной медицинской помощи и присвоения 1 группы по электробезопасности работникам;
- разработку, учет и выдачу инструкций по охране труда;
- организацию работы по проведению специальной оценки условий труда;
- участие в разработке и пересмотре локальных актов по охране труда;
- предоставление информации о состоянии условий и охраны труда в органы государственного надзора;
13. Комиссия по охране труда:
1) комиссия является составной частью СУОТ в Администрации;
2) комиссия в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации
3) комиссия организует совместные действия руководителей, работников Администрации по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проверки условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда. Работа Комиссии строится на принципах социального партнерства.
14. Функциями Комиссии являются:
- рассмотрение предложений Администрации, работников для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;
- участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в Администрации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций по устранению выявленных нарушений;
- информирование работников о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
- доведение до сведения работников результатов специальной оценки условий труда;
- содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве;
- участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников;
- рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю.
15. Для осуществления возложенных функций Комиссия имеет право:
- получать в установленном порядке информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, о состоянии производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных факторов и мерах по защите от них;
- заслушивать на заседаниях Комиссии сообщения руководителей структурных подразделений и других работников о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах.
16. Распределение обязанностей по охране труда.
16.1. председатель Комиссии обеспечивает:
- внедрение и функционирование СУОТ;
- деятельность комиссии по охране труда в качестве председателя;
- координацию деятельности руководителей структурных подразделений Администрации в сфере охраны труда;
- организацию обучения и проверки знаний сотрудников по охране труда, в том числе осуществляемой в обучающих организациях;
- организацию расследований несчастных случаев, профессиональных заболеваний, других опасных ситуаций, последующий анализ причин возникновения этих событий и устранение этих причин.
17. Руководители структурных подразделений Администрации являются ответственными за организацию работы и состояние охраны труда в подведомственных структурных подразделениях, обеспечивают:
- безопасные условия труда на каждом рабочем месте;
- безопасное состояние (содержание, эксплуатацию) оборудования, оргтехники, инвентаря, в том числе персональных компьютеров;
- проведение контроля за соблюдением работниками требований охраны труда, служебной дисциплины;
- соблюдение противопожарного режима на рабочих местах сотрудников;
- принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, составление заявок по ремонту и содержанию помещений, оборудования, инвентаря;
- организацию первой помощи пострадавшему при несчастном случае и доставку (сопровождение) его в медицинское учреждение при необходимости.
18. Обязанности работников Администрации:
- добросовестно исполнять свои должностные обязанности;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- проходить обязательные медицинские осмотры (обследования);
- знакомиться с предоставленной в его распоряжение информацией о возможных рисках и опасностях на рабочем месте;
- бережно относиться к имуществу Администрации;
- соблюдать требования охраны труда, применять безопасные методы и приемы выполнения работ и не допускать нарушений, которые могут привести к возникновению аварийных (опасных) ситуаций, несчастных случаев, пожаров;
- соблюдать общие правила безопасного поведения, изложенные в соответствующих инструкциях по охране труда;
- проверять до начала работы организацию своего рабочего места и исправность оборудования, оргтехники, инвентаря, не приступать к работе при наличии нарушений, угрожающих жизни и здоровью;
- содержать в чистоте рабочее место, оборудование, оргтехнику, инвентарь;
- соблюдать противопожарный режим;
- незамедлительно сообщать непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе - о проявлении признаков заболевания или острого отравления;
- принимать незамедлительные меры по устранению возникших или недопущению возможных опасных ситуаций, а при необходимости - оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по их ликвидации.
Раздел V. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда
19. Для реализации целей и задач СУОТ регламентируются процедуры по следующим направлениям:
1) с целью организации процедуры подготовки работников по охране труда Администрация устанавливает:
- работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях работодателя;
- вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;
- состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда;
- порядок организации и проведения инструктажа по охране труда;
2) с целью организации процедуры организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель осуществляет заключение муниципального контракта с организацией, проводящей специальную оценку условий труда.
3) с целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а так же предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях в Администрации устанавливаются такие формы информирования:
- включение соответствующих положений в трудовой договор;
- ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
4) с целью обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха, предотвращению возможности травмирования работников, их заболеваемости из-за переутомления и воздействия психофизиологических факторов, работодатель обеспечивает рациональное использования рабочего времени. Для работников, занятых на работах с использованием персональных компьютеров, устанавливаются специальные перерывы.
5) с целью организации процедуры обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами устанавливается перечень профессий (должностей) работников и положенных им средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.
В целях выявления потребности в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, определяются наименование, реквизиты и содержание типовых норм выдачи работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, применение которых обязательно.
Раздел VI. Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда
20. Обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда всех работников осуществляют с целью обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
21. Обучение по охране труда предусматривает:
- вводный инструктаж;
- инструктаж на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый и целевой;
- обучение руководителей и специалистов;
- обучение работников.
22. Все виды обучения по охране труда проводятся в рабочее время.
23. Специалист по охране труда обеспечивает:
- методическое обеспечение обучения по охране труда;
- ведение предусмотренных форм учета обучения по охране труда, проводимого непосредственно в Администрации (для тех работников, которым не требуется проходить это обучение в специализированных обучающих организациях);
24. Инструктаж по охране труда:
1) все работники проходят вводный инструктаж по охране труда, который проводит специалист по охране труда;
2) по завершении инструктажа проводится устная проверка его усвоения с оформлением в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда;
3) первичные инструктажи по охране труда на рабочем месте проводятся до начала самостоятельной работы со всеми вновь принятыми работниками, прошедшими вводный инструктаж;
4) на рабочем месте проводятся: первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда. Эти виды инструктажа проводит специалист по охране труда, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, назначенный распоряжением Главы;
5) проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах Администрации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации;
6) инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж;
7) специалист по охране труда, проводивший инструктажи, регистрируют их в соответствующем журнале проведения инструктажей с указанием подписей, инструктируемого и инструктирующего, а также даты проведения инструктажа;
8) первичный инструктаж по охране труда проводится индивидуально с каждым сотрудником и включает в себя:
- ознакомление с имеющимися опасными или вредными факторами, обусловленными спецификой деятельности;
- изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах и инструкциях по охране труда;
- показ рабочих мест, оборудования, безопасных приемов и методов выполнения работ с затратами времени в зависимости от сложности и степени опасности работы;
- изучение безопасных путей передвижения по служебной территории и эвакуации при опасной ситуации;
9) после проведения первичного инструктажа в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте производится запись о его проведении.
10) по окончании стажировки работник допускается к самостоятельной работе с соответствующей записью, сделанной в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте;
11) повторный инструктаж по охране труда проводится по инструкциям, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте, всем работникам проходившим первичный инструктаж и не реже один раза в полгода;
12) внеплановый инструктаж проводится:
- по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
- при введении в действие новых или изменении инструкций по охране труда;
- при оснащении рабочего места новым оборудованием (ксероксы, факсы, серверы);
- после выявления нарушений требований охраны труда сотрудниками, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий;
- при перерывах в работе более двух месяцев;
- по распоряжению Главы;
13) целевой инструктаж проводится в следующих случаях:
- при выполнении отдельных хозяйственных работ;
- при ликвидации последствий опасных ситуаций, стихийных бедствий;
- при проведении массовых мероприятий (непосредственное участие в благоустройстве территории, в спортивных и культурных мероприятиях).
Оформление проведения целевого инструктажа по охране труда осуществляется в том же порядке, который установлен для первичного инструктажа. При проведении целевого инструктажа используются типовые инструкции по охране труда на соответствующие виды работ, разделы правил по охране труда и другие материалы, в определении которых специалист по охране труда оказывает руководителям подразделений методическую помощь.
25. Обучение по охране труда.
1) обучение по охране труда в специализированных учебных организациях проходят:
-Глава;
- заместитель Главы;
- руководители структурных подразделений Администрации ответственные за условия и охрану труда;
- ответственный за охрану труда.
Обучение по охране труда осуществляется в обучающих организациях в течение одного месяца с момента поступления на должность и далее – не реже одного раз в три года;
2) обучение по охране труда работников непосредственно в Администрации осуществляется в течение первого месяца с момента назначения на должность в режиме самоподготовки, индивидуальных консультаций со специалистом по охране труда, руководителями структурных подразделений в объеме специально разработанных программ.
Очередная проверка знаний работников проводится в том же порядке, не реже одного раза в три года.
Обучение работников проводится в рабочее время;
3) внеочередная проверка знаний требований охраны труда независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:
- при введении новых или внесении изменений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда;
- по требованию должностных лиц Государственной инспекции труда;
- после происшедших несчастных случаев, иных опасных ситуаций, а также в отношении сотрудника, допустившего неоднократные нарушения требований охраны труда;
- при перерыве в работе в данной должности более одного года;
4) для проведения проверки знаний требований охраны труда работников распоряжением Главы создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее 3 человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке;
5) проверка знаний требований охраны труда сотрудников проводится индивидуально с каждым.
Результаты проверки знаний требований охраны труда работников Администрации оформляются протоколом. Сотрудник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку в срок не позднее одного месяца.
26. Одновременно с обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда, осуществляемыми в соответствии с Порядком, могут проводиться обучение, инструктаж и проверка знаний по другим направлениям (пожарная безопасность и др.).
Раздел VII. Планирование мероприятий СУОТ
27. Планирование работ по охране труда и мероприятий СУОТ опирается на комплекс соответствующих ресурсов:
- трудовые ресурсы – деятельность всех работников по обеспечению (соблюдению) требований охраны труда;
- финансовые ресурсы – денежные средства, выделяемые в установленном порядке в соответствии с номенклатурой затрат на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (на обеспечение охраны труда);
- технические ресурсы – совокупность материально-технических условий для эффективной деятельности работников в сфере охраны труда;
- управленческие ресурсы - совокупность полномочий, предоставляемых для эффективной деятельности в области охраны труда конкретным руководителям, комиссии по охране труда, специалисту по охране труда;
- информационные ресурсы - обеспечение сбора, доведения, мониторинга информации о состоянии условий и охраны труда, делопроизводство и документооборот в сфере охраны труда, наличие и актуализация нормативных правовых актов по охране труда, обучение и информирование сотрудников.
28. Планирование работ по охране труда и мероприятий СУОТ осуществляется на основании результатов мероприятий по выявлению рисков, с учётом целей и задач организации и внешних факторов в следующих формах:
- текущее (оперативное) планирование;
- тактическое (годовое) планирование;
- программное планирование.
29. Текущее (оперативное) планирование работ по охране труда и мероприятий СУОТ осуществляется руководителями структурных подразделений Администрации по конкретным вопросам: выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля, по результатам расследования причин происшествий. Форма текущего (оперативного) планирования устанавливается с учетом требований настоящего Положения.
30. Тактическое (годовое) планирование осуществляется на Комиссии по следующим документам:
- план проведения СОУТ Администрации (с указанием конкретного перечня рабочих мест);
- регламент работы Комиссии;
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в Администрации.
31. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по итогам проведенной СОУТ разрабатывается Комиссией в соответствии с Федеральным законом № 426 - ФЗ от 28 декабря 2013 «О специальной оценке условий труда», на основании следующих документов:
- проведенной за год СОУТ по условиям труда;
- предписаний органов государственного надзора и контроля;
- результатов расследования причин происшествий;
- анализа необходимости улучшения условий труда путем проведения ремонта или обустройства помещений Администрации.
В плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.
Раздел VIII. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
32. Постоянный контроль за функционирование системы охраны труда является одним из средств по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований правил и норм охраны труда с принятием необходимых мер по их устранению. Объектами контроля являются:
- контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, материалов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;
- контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров;
- учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению;
- контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.
33. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются работодателем в форме акта.
Раздел IХ. Управление документами СУОТ
34. Документация СУОТ в Администрации включает:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положение о СУОТ в Администрации;
- распоряжение Администрации о назначении ответственных лиц за охрану труда;
- распоряжение Администрации о создании комиссии по охране труда в Администрации;
- распоряжение Администрации о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников Администрации;
- материалы по проведению специальной оценки условий труда;
- инструкции по охране труда;
35. Работники должны иметь право доступа к документам, относящимся к их производственной деятельности и здоровью.
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ ПРИБАЙКАЛЬСКИЙ РАЙОН
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАТАУРОВСКОЕ» СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2020 года № 19
Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в администрации муниципального образования «Татауровское» сельское поселение
В целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, приказом Министерства труда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», в целях создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников, постановляю:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в Администрации муниципального образования «Татауровское» сельское поселение согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в законную силу с момента подписания.
Глава администрации
муниципального образования
«Татауровское» сельское поселение Л.Р. Воротникова
Приложение
к постановлению Администрации
муниципального образования
«Татауровское» сельское поселение
от 18.05.2020г. № 19
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе управления охраной труда в Администрации муниципального образования «Татауровское» сельское поселение
Раздел I. Общие требования
1. Настоящее Положение устанавливает цели и принципы функционирования и последовательного совершенствования системы управления охраной труда (далее - СУОТ), а также порядок проведения наиболее значимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Администрации муниципального образования «Татауровское» сельское поселение (далее - Администрация).
2. Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», приказом Министерства труда и соцзащиты от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».
3. Действие Положения распространяется на все структурные подразделения Администрации, на всех муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы (далее – работники) Администрации в объеме их должностных обязанностей.
Раздел II. Политика Администрации в области охраны труда
4. Политика Администрации в области охраны труда является публичной документированной декларацией Администрации о намерении и гарантированном выполнении обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда.
5. Политика по охране труда обеспечивает:
- приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
- гарантии прав работников на охрану труда;
- деятельность, направленную на профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- планирование мероприятий по охране труда;
- исполнение требований охраны труда представителем работодателя и работниками, ответственность за их нарушение.
6. Основные задачи СУОТ:
- реализация основных направлений политики в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
- разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
- создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, оборудования и технических средств трудового процесса;
- контроль за соблюдением требований охраны труда;
- обучение и проверка знаний по охране труда;
- предотвращение несчастных случаев;
- охрана и укрепление здоровья работников, осуществляющих трудовую деятельность в Администрации, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда и отдыха.
7. Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам.
Раздел III. Цели Администрации в области охраны труда
8. Целями Администрации в области охраны труда являются:
- обеспечение законных прав и интересов работника на условия, отвечающие нормативным требованиям;
- оптимизация финансовых затрат по обеспечению условий и охраны труда.
9. Основные цели в области охраны труда содержатся в Политике по охране труда и достигаются путем реализации процедур, предусмотренных разделом V настоящего Положения.
Раздел IV. Обеспечение функционирования СУОТ
10. Структура СУОТ.
1) организационно система управления охраной труда является трехуровневой;
2) управление охраной труда на первом уровне осуществляет представитель работодателя в лице главы Администрации муниципального образования «Татауровское» сельское поселение;
3) управление охраной труда на втором уровне осуществляет ответственный за охрану труда специалист Администрации муниципального образования «Татауровское» сельское поселение (далее - специалист по охране труда);
4) управление охраной труда на третьем уровне осуществляет комиссия по охране труда в Администрации муниципального образования «Татауровское» сельское поселение (далее - Комиссия).
11. Функции Главы при осуществлении управления охраной труда.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ, на Главу, как представителя работодателя, возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в Администрации:
- выполнение государственных требований охраны труда;
- общее управление охраной труда в Администрации;
- безопасность труда при использовании помещений, оборудования (инвентаря), условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда;
- координация деятельности заместителей Главы и руководителей структурных подразделений Администрации в сфере охраны труда;
- рассмотрение и утверждение локальных нормативных актов в сфере охраны труда (положений, распоряжений, инструкций, перечней, актов и другой документации);
- рассмотрение сведений о состоянии условий и охраны труда в Администрации по итогам года, принятие управленческих решений на основе анализа этих сведений;
- расследование и учёт в установленном порядке несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других аварийных (опасных) ситуаций, влияющих на жизнь и здоровье сотрудников, содействие соответствующим органам государственного надзора и контроля в расследовании;
- ведение коллективных переговоров и подписания Соглашения по охране труда;
- проведение специальной оценки условий труда;
- разработка, финансирование и материально - техническое обеспечение мероприятий по улучшению условий и охраны труда в установленном объеме;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций.
12. Специалист по охране труда:
1) специалист по охране труда в своей деятельности руководствуется законодательством РФ по охране труда;
2) специалист по охране труда обеспечивает:
- методическую помощь руководителям структурных подразделений Администрации в организации работ по исполнению государственных нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и проведении мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- информирование и консультирование работников Администрации по вопросам охраны труда;
-участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
- оформление и хранение документов по расследованию несчастных случаев на производстве;
- разработку программ обучения по охране труда работников Администрации;
- проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу в Администрацию (в том числе временно);
- проведение инструктажей на рабочем месте;
- организацию своевременного обучения по охране труда работников Администрации и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
- организацию своевременного обучения по оказанию первой доврачебной медицинской помощи и присвоения 1 группы по электробезопасности работникам;
- разработку, учет и выдачу инструкций по охране труда;
- организацию работы по проведению специальной оценки условий труда;
- участие в разработке и пересмотре локальных актов по охране труда;
- предоставление информации о состоянии условий и охраны труда в органы государственного надзора;
13. Комиссия по охране труда:
1) комиссия является составной частью СУОТ в Администрации;
2) комиссия в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации
3) комиссия организует совместные действия руководителей, работников Администрации по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проверки условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда. Работа Комиссии строится на принципах социального партнерства.
14. Функциями Комиссии являются:
- рассмотрение предложений Администрации, работников для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;
- участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в Администрации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций по устранению выявленных нарушений;
- информирование работников о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
- доведение до сведения работников результатов специальной оценки условий труда;
- содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве;
- участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников;
- рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю.
15. Для осуществления возложенных функций Комиссия имеет право:
- получать в установленном порядке информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, о состоянии производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных факторов и мерах по защите от них;
- заслушивать на заседаниях Комиссии сообщения руководителей структурных подразделений и других работников о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах.
16. Распределение обязанностей по охране труда.
16.1. председатель Комиссии обеспечивает:
- внедрение и функционирование СУОТ;
- деятельность комиссии по охране труда в качестве председателя;
- координацию деятельности руководителей структурных подразделений Администрации в сфере охраны труда;
- организацию обучения и проверки знаний сотрудников по охране труда, в том числе осуществляемой в обучающих организациях;
- организацию расследований несчастных случаев, профессиональных заболеваний, других опасных ситуаций, последующий анализ причин возникновения этих событий и устранение этих причин.
17. Руководители структурных подразделений Администрации являются ответственными за организацию работы и состояние охраны труда в подведомственных структурных подразделениях, обеспечивают:
- безопасные условия труда на каждом рабочем месте;
- безопасное состояние (содержание, эксплуатацию) оборудования, оргтехники, инвентаря, в том числе персональных компьютеров;
- проведение контроля за соблюдением работниками требований охраны труда, служебной дисциплины;
- соблюдение противопожарного режима на рабочих местах сотрудников;
- принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, составление заявок по ремонту и содержанию помещений, оборудования, инвентаря;
- организацию первой помощи пострадавшему при несчастном случае и доставку (сопровождение) его в медицинское учреждение при необходимости.
18. Обязанности работников Администрации:
- добросовестно исполнять свои должностные обязанности;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- проходить обязательные медицинские осмотры (обследования);
- знакомиться с предоставленной в его распоряжение информацией о возможных рисках и опасностях на рабочем месте;
- бережно относиться к имуществу Администрации;
- соблюдать требования охраны труда, применять безопасные методы и приемы выполнения работ и не допускать нарушений, которые могут привести к возникновению аварийных (опасных) ситуаций, несчастных случаев, пожаров;
- соблюдать общие правила безопасного поведения, изложенные в соответствующих инструкциях по охране труда;
- проверять до начала работы организацию своего рабочего места и исправность оборудования, оргтехники, инвентаря, не приступать к работе при наличии нарушений, угрожающих жизни и здоровью;
- содержать в чистоте рабочее место, оборудование, оргтехнику, инвентарь;
- соблюдать противопожарный режим;
- незамедлительно сообщать непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе - о проявлении признаков заболевания или острого отравления;
- принимать незамедлительные меры по устранению возникших или недопущению возможных опасных ситуаций, а при необходимости - оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по их ликвидации.
Раздел V. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда
19. Для реализации целей и задач СУОТ регламентируются процедуры по следующим направлениям:
1) с целью организации процедуры подготовки работников по охране труда Администрация устанавливает:
- работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях работодателя;
- вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;
- состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда;
- порядок организации и проведения инструктажа по охране труда;
2) с целью организации процедуры организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель осуществляет заключение муниципального контракта с организацией, проводящей специальную оценку условий труда.
3) с целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а так же предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях в Администрации устанавливаются такие формы информирования:
- включение соответствующих положений в трудовой договор;
- ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
4) с целью обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха, предотвращению возможности травмирования работников, их заболеваемости из-за переутомления и воздействия психофизиологических факторов, работодатель обеспечивает рациональное использования рабочего времени. Для работников, занятых на работах с использованием персональных компьютеров, устанавливаются специальные перерывы.
5) с целью организации процедуры обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами устанавливается перечень профессий (должностей) работников и положенных им средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.
В целях выявления потребности в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, определяются наименование, реквизиты и содержание типовых норм выдачи работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, применение которых обязательно.
Раздел VI. Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда
20. Обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда всех работников осуществляют с целью обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
21. Обучение по охране труда предусматривает:
- вводный инструктаж;
- инструктаж на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый и целевой;
- обучение руководителей и специалистов;
- обучение работников.
22. Все виды обучения по охране труда проводятся в рабочее время.
23. Специалист по охране труда обеспечивает:
- методическое обеспечение обучения по охране труда;
- ведение предусмотренных форм учета обучения по охране труда, проводимого непосредственно в Администрации (для тех работников, которым не требуется проходить это обучение в специализированных обучающих организациях);
24. Инструктаж по охране труда:
1) все работники проходят вводный инструктаж по охране труда, который проводит специалист по охране труда;
2) по завершении инструктажа проводится устная проверка его усвоения с оформлением в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда;
3) первичные инструктажи по охране труда на рабочем месте проводятся до начала самостоятельной работы со всеми вновь принятыми работниками, прошедшими вводный инструктаж;
4) на рабочем месте проводятся: первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда. Эти виды инструктажа проводит специалист по охране труда, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, назначенный распоряжением Главы;
5) проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах Администрации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации;
6) инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж;
7) специалист по охране труда, проводивший инструктажи, регистрируют их в соответствующем журнале проведения инструктажей с указанием подписей, инструктируемого и инструктирующего, а также даты проведения инструктажа;
8) первичный инструктаж по охране труда проводится индивидуально с каждым сотрудником и включает в себя:
- ознакомление с имеющимися опасными или вредными факторами, обусловленными спецификой деятельности;
- изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах и инструкциях по охране труда;
- показ рабочих мест, оборудования, безопасных приемов и методов выполнения работ с затратами времени в зависимости от сложности и степени опасности работы;
- изучение безопасных путей передвижения по служебной территории и эвакуации при опасной ситуации;
9) после проведения первичного инструктажа в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте производится запись о его проведении.
10) по окончании стажировки работник допускается к самостоятельной работе с соответствующей записью, сделанной в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте;
11) повторный инструктаж по охране труда проводится по инструкциям, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте, всем работникам проходившим первичный инструктаж и не реже один раза в полгода;
12) внеплановый инструктаж проводится:
- по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
- при введении в действие новых или изменении инструкций по охране труда;
- при оснащении рабочего места новым оборудованием (ксероксы, факсы, серверы);
- после выявления нарушений требований охраны труда сотрудниками, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий;
- при перерывах в работе более двух месяцев;
- по распоряжению Главы;
13) целевой инструктаж проводится в следующих случаях:
- при выполнении отдельных хозяйственных работ;
- при ликвидации последствий опасных ситуаций, стихийных бедствий;
- при проведении массовых мероприятий (непосредственное участие в благоустройстве территории, в спортивных и культурных мероприятиях).
Оформление проведения целевого инструктажа по охране труда осуществляется в том же порядке, который установлен для первичного инструктажа. При проведении целевого инструктажа используются типовые инструкции по охране труда на соответствующие виды работ, разделы правил по охране труда и другие материалы, в определении которых специалист по охране труда оказывает руководителям подразделений методическую помощь.
25. Обучение по охране труда.
1) обучение по охране труда в специализированных учебных организациях проходят:
-Глава;
- заместитель Главы;
- руководители структурных подразделений Администрации ответственные за условия и охрану труда;
- ответственный за охрану труда.
Обучение по охране труда осуществляется в обучающих организациях в течение одного месяца с момента поступления на должность и далее – не реже одного раз в три года;
2) обучение по охране труда работников непосредственно в Администрации осуществляется в течение первого месяца с момента назначения на должность в режиме самоподготовки, индивидуальных консультаций со специалистом по охране труда, руководителями структурных подразделений в объеме специально разработанных программ.
Очередная проверка знаний работников проводится в том же порядке, не реже одного раза в три года.
Обучение работников проводится в рабочее время;
3) внеочередная проверка знаний требований охраны труда независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:
- при введении новых или внесении изменений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда;
- по требованию должностных лиц Государственной инспекции труда;
- после происшедших несчастных случаев, иных опасных ситуаций, а также в отношении сотрудника, допустившего неоднократные нарушения требований охраны труда;
- при перерыве в работе в данной должности более одного года;
4) для проведения проверки знаний требований охраны труда работников распоряжением Главы создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее 3 человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке;
5) проверка знаний требований охраны труда сотрудников проводится индивидуально с каждым.
Результаты проверки знаний требований охраны труда работников Администрации оформляются протоколом. Сотрудник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку в срок не позднее одного месяца.
26. Одновременно с обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда, осуществляемыми в соответствии с Порядком, могут проводиться обучение, инструктаж и проверка знаний по другим направлениям (пожарная безопасность и др.).
Раздел VII. Планирование мероприятий СУОТ
27. Планирование работ по охране труда и мероприятий СУОТ опирается на комплекс соответствующих ресурсов:
- трудовые ресурсы – деятельность всех работников по обеспечению (соблюдению) требований охраны труда;
- финансовые ресурсы – денежные средства, выделяемые в установленном порядке в соответствии с номенклатурой затрат на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (на обеспечение охраны труда);
- технические ресурсы – совокупность материально-технических условий для эффективной деятельности работников в сфере охраны труда;
- управленческие ресурсы - совокупность полномочий, предоставляемых для эффективной деятельности в области охраны труда конкретным руководителям, комиссии по охране труда, специалисту по охране труда;
- информационные ресурсы - обеспечение сбора, доведения, мониторинга информации о состоянии условий и охраны труда, делопроизводство и документооборот в сфере охраны труда, наличие и актуализация нормативных правовых актов по охране труда, обучение и информирование сотрудников.
28. Планирование работ по охране труда и мероприятий СУОТ осуществляется на основании результатов мероприятий по выявлению рисков, с учётом целей и задач организации и внешних факторов в следующих формах:
- текущее (оперативное) планирование;
- тактическое (годовое) планирование;
- программное планирование.
29. Текущее (оперативное) планирование работ по охране труда и мероприятий СУОТ осуществляется руководителями структурных подразделений Администрации по конкретным вопросам: выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля, по результатам расследования причин происшествий. Форма текущего (оперативного) планирования устанавливается с учетом требований настоящего Положения.
30. Тактическое (годовое) планирование осуществляется на Комиссии по следующим документам:
- план проведения СОУТ Администрации (с указанием конкретного перечня рабочих мест);
- регламент работы Комиссии;
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в Администрации.
31. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по итогам проведенной СОУТ разрабатывается Комиссией в соответствии с Федеральным законом № 426 - ФЗ от 28 декабря 2013 «О специальной оценке условий труда», на основании следующих документов:
- проведенной за год СОУТ по условиям труда;
- предписаний органов государственного надзора и контроля;
- результатов расследования причин происшествий;
- анализа необходимости улучшения условий труда путем проведения ремонта или обустройства помещений Администрации.
В плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.
Раздел VIII. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
32. Постоянный контроль за функционирование системы охраны труда является одним из средств по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований правил и норм охраны труда с принятием необходимых мер по их устранению. Объектами контроля являются:
- контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, материалов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;
- контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров;
- учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению;
- контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.
33. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются работодателем в форме акта.
Раздел IХ. Управление документами СУОТ
34. Документация СУОТ в Администрации включает:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положение о СУОТ в Администрации;
- распоряжение Администрации о назначении ответственных лиц за охрану труда;
- распоряжение Администрации о создании комиссии по охране труда в Администрации;
- распоряжение Администрации о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников Администрации;
- материалы по проведению специальной оценки условий труда;
- инструкции по охране труда;
35. Работники должны иметь право доступа к документам, относящимся к их производственной деятельности и здоровью.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Глава муниципального образования сельское поселение "Татауровское" от 18.06.2020 Акт обнародован 18.05.2020 года |
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, 010.160.000 Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, 010.160.030 Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления), 140.000.000 ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 140.040.000 Социальные гарантии отдельным категориям работников (см. также 010.220.060) (Дополнительная социальная защита для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность см. 110.050.000) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: