Основная информация

Дата опубликования: 18 июля 2011г.
Номер документа: RU64000201100651
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Саратовская область
Принявший орган: Правительство Саратовской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



О Концепции развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2025 года

1

ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2011 года № 369-П

О Концепции развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2025 года

В целях совершенствования системы социального обслуживания населения Саратовской области Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2025 года.

2. Органам исполнительной власти области руководствоваться положениями Концепции развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2025 года при решении задач в области развития системы социального обслуживания населения.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области                                                                       П.Л.Ипатов

1

Приложение к постановлению

Правительства области от

18 июля 2011 года № 369-П

Концепция развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2025 года

1. Общие положения

Концепция развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2025 года (далее – Концепция) представляет собой комплекс задач и приоритетов региональной политики по формированию эффективной системы социального обслуживания населения и разработана в целях правового закрепления концептуальных представлений о сути и механизмах регулирования социального развития в Саратовской области.

В основу Концепции положены основные принципы Конвенции ООН о правах инвалидов, Мадридского международного плана действий по проблемам старения, Конвенции ООН о правах ребенка, Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области и учитывает основные положения Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, Концепции демографической политики Саратовской области на период до 2025 года, Стратегии модернизации политики в отношении пожилых людей в Саратовской области.

Концепция предусматривает усиление адресности при предоставлении государственных услуг в сфере социального обслуживания населения на основе внедрения договорного принципа работы, предполагающего взаимные обязательства сторон.

Концепция направлена на обеспечение межведомственного взаимодействия, оптимизацию ресурсов при решении проблем социального обслуживания населения.

2. Содержание проблемы

Развитие системы социального обслуживания населения определяется, в первую очередь, потребностями граждан в социальных услугах и социальной поддержке, особенностями региональной социальной политики, законодательства, а также внутренним состоянием самой системы.

Среди условий, определяющих целевую направленность системы социального обслуживания населения, наибольшее значение имеют следующие:

демографическая ситуация, в том числе изменение возрастной структуры населения области;

состояние здоровья населения;

уровень семейного неблагополучия;

уровень жизни населения;

существенное различие в социально-экономическом развитии территорий;

несовершенство действующего законодательства;

уровень финансовой обеспеченности социальной политики.

Демографическая ситуация в Саратовской области с 1996 года характеризуется ежегодным уменьшением численности населения. За этот период численность постоянного населения области сократилась на 7,9 процента (с 2736,5 тыс. человек до 2519,1 тыс. человек).

Сокращение общей численности населения области сопровождается процессом его старения. Если в 2005 году в области проживало 580,6 тыс. человек в возрасте старше трудоспособного, что составляло 21,2 процента населения, то в 2009 году – 603,3 тыс. человек или 23,5 процента населения.

Динамика старения населения отчетливее выражена в сельской местности. С 2005 года сельское население уменьшилось на 4,6 процента, городское – на 1,5 процента. В настоящее время граждане пожилого возраста составляют более четверти населения Аркадакского, Базарно-Карабулакского, Балтайского, Воскресенского, Духовницкого, Петровского, Романовского, Хвалынского муниципальных районов. В Турковском районе каждый третий житель – в возрасте старше трудоспособного.

Снижение смертности и рост продолжительности жизни усиливают процесс старения населения. За последние 5 лет показатель смертности снизился с 16,8 до 15,5 на 1 тыс. населения. В 2009 году продолжительность жизни населения в области составляла 69,1 года (у мужчин – 63,3 года, у женщин – 74,9 года) против 65,9 года в 2005 году (у мужчин – 59,5 года, у женщин – 72,8 года).

Согласно прогнозу официальной статистики к 2025 году численность пожилых граждан возрастет более чем на 116 тыс. человек и достигнет 719,7 тыс. человек, а удельный вес в общей численности населения области составит уже 29,6 процента. Продолжительность жизни увеличится до 73,1 лет (у мужчин – 67,5 года, у женщин – 78,4 года).

В 2010 году число граждан в возрасте старше трудоспособного в 1,6 раза превышало число лиц, не достигших 16 лет. За ближайшие 15 лет ожидается снижение на 16 процентов числа женщин фертильного возраста, уменьшение рождаемости с 10,7 до 7,7 на 1 тыс. у населения, что приведет к тому, что пожилых граждан будет в 1,9 раз больше, чем детей и подростков.

Увеличивается разрыв в численности мужчин и женщин. Если в трудоспособном возрасте количество мужчин и женщин практически одинаковое, то в возрасте старше трудоспособного женщин в 2,5 раза больше.

Около 39 процентов от общего числа пожилых граждан – одинокие. С возрастом количество одиноко проживающих пожилых людей растет с 27 процентов в возрасте 55-59 лет до 51 процента в возрасте старше 75 лет.

Сохраняется высоким уровень инвалидизации населения. В 2003 году доля инвалидов в общей численности населения области впервые превысила 5 процентов, а в 2010 году составила уже 6,2 процента населения области (159,5 тыс. человек). Следует отметить, что численность детей-инвалидов в последние 3 года снижается (2008 год – 6,5 тыс. детей-инвалидов, 2010 год – 6,3 тыс. детей-инвалидов). В 2010 году в области проживало 5,6 тыс. семей с 5,7 тыс. детей-инвалидов.

Из общего количества инвалидов 31 процент составляют инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, по 3 процента – инвалиды по слуху и зрению. Половину общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 80 процентов.

Показатель полной реабилитации на протяжении ряда лет сохраняется на низком уровне. В 2009 году данный показатель составил среди взрослых 4,5 процента, среди детей – 7,9 процента.

В структуре общей инвалидности взрослого населения преобладают лица пенсионного возраста, однако велика и доля инвалидов трудоспособного возраста (63,8 и 32,2 процента соответственно). Ежегодно порядка 15 тыс. граждан первично признаются инвалидами, из них около 40 процентов – в трудоспособном возрасте, 6 процентов – дети.

64 процента инвалидов (98,8 тыс. человек) проживает в крупных городах области (г.Саратов, г.Энгельс, г.Балаково, г.Балашов).

В территориальном разрезе наиболее низкий уровень инвалидизации населения (40-49,9 инвалидов на 1 тыс. населения) наблюдается в Екатериновском, Краснокутском, Перелюбском, Саратовском и Советском муниципальных районах. Наиболее высокий уровень инвалидизации населения в Базарно-Карабулакском и Балтайском районах, где на 1 тыс. у населения приходится до 96 инвалидов.

Ожидается, что общая численность инвалидов увеличится к 2025 году до 170 тыс. человек. Возрастная структура инвалидов будет выглядеть следующим образом: дети – менее 4 процентов, в трудоспособном возрасте – не более 30 процентов, старше трудоспособного возраста – более 66 процентов.

На начало 2010 года в области проживало 323757 семей с несовершеннолетними детьми, в которых воспитывалось 445182 ребенка.

По сравнению с 2005 годом численность детей и подростков снизилась почти на 71,5 тыс. человек или на 12 процентов, а их удельный вес в общей численности населения сократился с 19,3 до 17 процентов.

В территориальном разрезе самыми «молодыми» районами являются Александрово-Гайский, Дергачевский, Новоузенский, Озинский, Ровенский и Федоровский районы, где удельный вес детей и подростков составляет 21-25 процентов.

Наблюдается снижение количества многодетных семей. С 2005 года их количество уменьшилось на 4,5 процента и в 2010 году составило 10,7 тыс.

Каждый пятый несовершеннолетний воспитывается в неполной семье. С 2005 года общая численность неполных семей снизилась с 73,5 до 60,1 тыс. Вместе с тем на 5 процентов (до 28,9 тыс.) возросло количество одиноких матерей, количество детей, воспитываемых одинокими матерями, увеличилось более чем на 21 процент (на 5,8 тыс. детей).

Продолжается рост внебрачной рождаемости. В 2009 году вне зарегистрированного брака родилось 7,2 тыс. детей (26,3 процента от общего числа родившихся) против 6,7 тыс. в 2005 году.

В 2010 году общий коэффициент разводов составил 4,5 на 1 тыс. населения против 4,0 в 2005 году. Из-за разводов родителей в неполных семьях ежегодно остается более 7 тыс. детей.

За 5 лет вдвое снизилось число семей, находящихся в социально опасном положении. На конец 2010 года учтено 2616 таких семей, в них проживало 4290 детей (в 2005 году – 8267 семей, 4716 детей).

Вместе с тем количество выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области на протяжении 3 лет остается практически стабильным (в 2008 году – 1911 человек, в 2009 году – 2014 человек). За 2010 год выявлено 1934 ребенка данной категории. Ежегодно более тыс. и детей отбираются у родителей, лишенных родительских прав.

Об уровне семейного неблагополучия свидетельствует количество асоциальных проявлений в молодежной среде, девиантного поведения детей и подростков. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними и (или) при их соучастии, в общем количестве зарегистрированных преступлений составил 3,1 процента (в 2005 году – 12 процентов). Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, с 2005 года уменьшилось более чем наполовину.

По сравнению с 2005 годом в 2010 году количество несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, снизилось на 20 процентов (с 4,2 до 3,5 тыс. человек). Вместе с тем в структуре лиц, состоящих на учете, отмечается рост почти на треть детей и подростков женского пола (240 человек), на 85 процентов – детей и подростков, воспитывающихся в неполных семьях.

Уровень семейного неблагополучия тесно связан с уровнем жизни семей с детьми.

По сравнению с 2005 годом в 2010 году среднемесячная заработная плата одного работника выросла в 2,7 раза и составила 14592,8 рубля. Покупательная способность заработной платы выросла с 1,8 до 2,4 прожиточных минимумов.

Средний размер назначенных месячных пенсий за тот же период вырос в 2,9 раза и по состоянию на 1 января 2011 года составил 6987,6 рубля.

По сравнению с 2005 годом численность бедного населения сократилась на 222,9 тыс. человек (34,1 процентов) и составила 16,8 процента от общей численности населения области (в 2005 году – 24,9 процента). В 2010 году на территории области 430,8 тыс. человек имели доходы ниже прожиточного минимума. Вместе с тем основную долю этих граждан составляют члены семей с несовершеннолетними детьми. С 2006 года количество семей, получающих ежемесячное пособие на ребенка, увеличилось на 48 процентов с 112654 до 166755 получателей. При этом количество детей – получателей пособия выросло на 45,2 процента (с 153026 до 222200 детей).

Анализ экономического положения семей с детьми показывает, что низкий уровень доходов в многодетных семьях обусловлен, прежде всего, высокой иждивенческой нагрузкой. Складывается высокий разрыв в уровне доходов семей в зависимости от числа детей. По данным выборочного обследования 770 бюджетов домашних хозяйств области, располагаемые ресурсы семей с тремя детьми достигли 2697,6 рубля на члена семьи, составив 35,8 процента от уровня однодетных (7530 рублей на члена семьи).

Экономическое положение семей наглядно характеризует структура потребительских расходов. Многодетные семьи вынуждены наибольшую часть своего бюджета тратить на питание: доля затрат на питание составила 49,9 процента (в 2009 году – 53,8 процента), в однодетных – 36,5 процента (в 2009 году – 37,3 процента).

Значительное влияние на уровень жизни семей имеет занятость трудоспособных ее членов. На конец 2010 года численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, составляла 18,7 тыс. человек или 1,3 процента от экономически активного населения, что ниже среднероссийского показателя (Российская Федерация – 2,1 процента). Вместе с тем каждый пятый безработный воспитывал несовершеннолетних детей, из них 10,4 процента составляли многодетные и одинокие родители.

Инновационное развитие экономики предполагает рост денежных доходов населения, что позволит в существенной степени решить проблему бедности. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года за 15 лет планируется увеличение среднемесячной заработной платы одного работающего в экономике – до 75 тыс. рублей. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума планируется на уровне 5,5 процента, уровень безработицы – 1,2 процента трудоспособного населения.

Анализ демографического и социально-экономического развития области позволяет сделать вывод о том, что влияние внешних условий приводит к значительной дифференциации потребностей различных возрастных и социальных групп в услугах, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения области.

В настоящее время сеть учреждений социального обслуживания населения области включает в себя 14 домов-интернатов для престарелых

и инвалидов на 2406 мест; 12 психоневрологических интернатов на 2021 место; 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей на 445 мест; 5 центров социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства на 209 мест; 6 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; 7 центров помощи семье и детям «Семья»; 7 реабилитационных центров для инвалидов, 4 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями; областную комплексную детско-юношескую спортивно-адаптивную школу инвалидов с 15 отделениями по области; профессиональное училище-интернат для инвалидов на 130 мест; 44 центра социального обслуживания населения во всех муниципальных районах области.

В 2010 году в учреждениях социального обслуживания населения области социальные услуги получили около 560 тыс. граждан (22 процента населения области). Все виды медико-социальной помощи в стационарных условиях получили более 5 тыс. пожилых граждан и инвалидов. В центрах социального обслуживания населения обслужено более 400 тыс. жителей области, из них 50 тыс. человек получили все виды помощи в домашних условиях (из них более половины – жители сельских районов области). Реабилитационными мероприятиями в 15 реабилитационных учреждениях области охвачено 16,4 тыс. человек, в том числе 9,4 тыс. детей с ограниченными возможностями. В центрах социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства различные виды помощи (ночлег, восстановление утраченных документов, трудоустройство, питание, санитарно-гигиеническая обработка и другие виды помощи) получили 2,5 тыс. человек. В учреждениях (отделениях) социального обслуживания семьи и детей обслужено 101,6 тыс. семей, в которых 135,4 тыс. детей.

По состоянию на начало 2011 года в Саратовской области в сфере социальной защиты населения выполняются все основные социальные стандарты. Отсутствует очередность в дома-интернаты общего типа, психоневрологические интернаты, на надомное социальное обслуживание. При этом охват граждан пожилого возраста и инвалидов всеми видами надомного обслуживания в области в два раза превышает среднероссийский показатель (Саратовская область – 714 человек на 10 тыс. пенсионеров, Российская Федерация – 408 человек на 10 тыс. пенсионеров).

Площади спальных помещений в стационарных учреждениях для пожилых граждан и инвалидов соответствуют установленным нормативам. Основные требования, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан, выполнены.

Несмотря на развитую сеть действующих учреждений социального обслуживания населения, увеличение объема ежегодно предоставляемых социальных услуг и численности их получателей, потребность в таких услугах возрастает опережающими темпами.

Остаются не в полной мере решенными вопросы качества, эффективности и доступности социальных услуг. Это связано со значительной численностью потенциальных потребителей социальных услуг, монополизацией сферы социального обслуживания государственными поставщиками социальных услуг, различиями в результатах деятельности отдельных учреждений, вызванных разницей располагаемых ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых).

3. Цель, задачи, принципы и направления развития системы социального обслуживания населения

Основной целью развития системы социального обслуживания населения является достижение необходимого и достаточного уровня качества и доступности для нуждающихся граждан вариантных форм и видов социального обслуживания на основе модернизации организационных, экономических и правовых механизмов их предоставления.

Основными задачами развития системы социального обслуживания населения области являются:

обеспечение качества и доступности государственных услуг социального обслуживания, соответствующих современным потребностям общества и каждого гражданина;

изменение роли семьи от объекта, нуждающегося в постоянной помощи и пассивно ее принимающего, в субъект, солидарно участвующий в выходе из кризисного состояния и занимающий активную жизненную позицию;

обеспечение социальной включенности[1] и социальных полномочий[2] для инвалидов и пожилых граждан.

В основу развития системы социального обслуживания населения положены следующие принципы:

адресность;

доступность;

добровольность;

гуманность;

конфиденциальность;

профилактическая направленность;

комплексность;

социальное реагирование, предполагающее пересмотр социальных стандартов с учетом роста уровня жизни;

солидарная ответственность государства, институтов гражданского общества, социально ответственного бизнеса и каждого гражданина.

3.1. Обеспечение качества и доступности государственных социальных услуг для населения области, соответствующих современным потребностям общества и каждого гражданина

Развитие системы социального обслуживания населения должно быть направлено на предупреждение различных социальных рисков путем предоставления социальных услуг, доступных вне зависимости от места проживания и отвечающих мировым стандартам качества. Созданная система должна являться гарантом социальной безопасности уязвимых групп населения.

Функционирующая в настоящее время система социального обслуживания Саратовской области является двухуровневой и включает в себя: учреждения, не имеющие территориальной принадлежности и оказывающие социальные услуги гражданам вне зависимости от их места проживания, и учреждения, расположенные во всех муниципальных образованиях области, имеющие четкую территориальную привязку и обслуживающие население, непосредственно проживающее на конкретной территории. Учреждения первой группы оказывают стационарные услуги для пожилых и инвалидов, услуги по социальной реабилитации несовершеннолетних, услуги по медико-социальной реабилитации пожилых, услуги для лиц БОМЖ, услуги по реабилитации и обучению инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Учреждения второй группы предоставляют услуги по надомному и социокультурному обслуживанию пожилых граждан и инвалидов, срочные социальные услуги, профилактические услуги и услуги коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семейным окружением.

В области обеспечена доступность на наиболее востребованные жизнеобеспечивающие социальные услуги. Отсутствует очередность в стационары и на надомное обслуживание для пожилых и инвалидов, полностью реализуется потребность в социальном обслуживании несовершеннолетних и их семей.

Вместе с тем не реализовано в полном объеме право на получение реабилитационных услуг инвалидами. Связано это с неразвитостью территориальных структур оказания реабилитационных услуг, отсутствием отработанных технологий и специально подготовленных кадров.

В перспективе для обеспечения доступности услуг по реабилитации и обучению инвалидов необходимо создать двухуровневую систему оказания реабилитационных услуг инвалидам, в том числе со структурами, работающими с инвалидами непосредственно на территории их проживания.

С учетом старения населения, роста числа одиноких и одиноко проживающих инвалидов старшей возрастной категории вероятен рост спроса на социальные услуги для указанных категорий населения, в первую очередь – на стационарные.

Недопущение очередности на социальные услуги для пожилых и инвалидов будет обеспечено за счет расширения количества стационарных коек в государственных учреждениях социального обслуживания и сети надомного государственного обслуживания, а также за счет демонополизации государства в области предоставления социальных услуг и создания механизмов привлечения частных структур и общественных организаций к выполнению государственного заказа.

Следует отметить, что вместе с созданием комплексной и много-функциональной государственной системы социального обслуживания не получили должного развития негосударственные социальные службы, создаваемые общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами, отдельными гражданами, коммерческие социальные службы. Это ограничивает круг субъектов предоставления социальных услуг, возможность для многих граждан выбора поставщиков социальных служб в соответствии с их ценой, количеством и качеством. Рыночные механизмы слабо используются в повышении эффективности социального обслуживания. Отсутствие рынка социальных услуг при расширении спектра и повышении требований к качеству их предоставления не позволяет задействовать механизмы конкуренции. Важным аргументом в пользу развития негосударственного сектора социального обслуживания является реальная возможность привлечения частных инвестиций и внедрения передового отечественного и зарубежного опыта управления в сфере предпринимательства и государственно-частного партнерства.

При этом необходима разработка механизмов взаимодействия государства, общества и социально ответственного бизнеса в процессе обеспечения населения доступными и качественными социальными услугами, применения наряду с сохранением гарантированного государством бесплатного предоставления необходимых социальных услуг, рыночных механизмов предоставления услуг на основе оплаты, вносимой гражданами, их родственниками, работодателями, общественными и благотворительными организациями. При этом должно быть обеспечено сочетание рыночного механизма и мер государственного регулирования объема и качества предоставляемых социальных услуг. Это тесно связано с защитой прав потребителей социальных услуг, введения института государственного и независимого контроля.

Обеспечение доступности гарантированных социальных услуг, связанных с увеличением их количества, обусловленного демографическими и социальными тенденциями, в перспективе потребует для отрасли значительных дополнительных ресурсов. Обеспечение отрасли дополнительными ресурсами будет достигнуто, в том числе путем ликвидации из системы социального обслуживания ряда функций, напрямую с ним не связанных. В настоящее время функциональные обязанности работников социальной сферы неоправданно расширены. Социальные службы представляют услуги, оказание которых относится к компетенции учреждений других отраслей социальной сферы (лечебно-профилактических, образовательных, культурно-досуговых и прочее). Кроме того, 80 процентов в балансе времени социального работника занимают услуги, относящиеся к сервисам коммерческих организаций, в том числе доставка на дом товаров из магазинов, лекарств из аптек, услуги банно-прачечных комбинатов, оплата коммунальных услуг и иное.

Вместе с тем социальные услуги могут оказываться нуждающимся в них гражданам в учреждениях, не входящих в систему социального обслуживания, в том числе в учреждениях здравоохранения, образовательных учреждениях, учреждениях уголовно-исправительной системы, культурно-досуговых и т.д.

В системе социального обслуживания области внедрены и применяются в работе социальных служб различные инновационные формы и технологии социального обслуживания, Саратовская область является пилотной площадкой по отработке российских и международных инновационных технологий. Вместе с тем отсутствует единый унифицированный подход к методикам и технологиям социального обслуживания. Все это влечет за собой нетехнологичность процесса предоставления социальных услуг. Необходимо обеспечение единообразия подходов и решений при оказании социальных услуг, что будет достигнуто за счет программного инновирования[3] всей системы социального обслуживания.

При определении основных направлений развития системы социального обслуживания необходимо учитывать, что уже сейчас клиенты социальных служб предъявляют новые требования к качеству, ассортименту социальных услуг и к тем учреждениям, где они эти услуги получают.

Качество социальных услуг рассматривается как «возможность добиться желаемых результатов посредством законодательно допустимых методов». Индикаторами оптимального уровня качества оказания услуг являются стандарты.

В настоящее время в отрасли завершается этап стандартизации. Первоочередной задачей является приведение системы социального обслуживания в соответствие со стандартами. Вместе с тем стандартизация социальных услуг не должна оставаться только прерогативой государства, а должна стать обязательной для всех участников рынка.

Процесс стандартизации в долгосрочной временной перспективе предполагает наличие механизма социального реагирования, предусматривающего пересмотр социальных стандартов с учетом роста уровня жизни.

Стандарты формируют основу для контроля качества и являются индикатором необходимости улучшений в системе социального обслуживания. При этом отдельным направлением должна стать система государственного и общественного мониторинга качества оказания социальных услуг.

Усиление адресности социального обслуживания населения – одна из основных задач социальной политики в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Решение указанной задачи включает в себя два основных направления: предоставление социального обслуживания только реально нуждающимся гражданам и предоставление социальных услуг в соответствии с индивидуальными потребностями клиента.

Необходима четкая регламентация процесса выработки обоснованного решения при приеме граждан на социальное обслуживание на основе единых критериев. Основополагающим в работе с клиентами является индивидуальная оценка нуждаемости гражданина в социальных услугах, включающая разработку реабилитационных мероприятий с учетом характера трудной жизненной ситуации клиента и его собственной мотивации на «возвращение в социум».

На сегодняшнем этапе экономические, политические, демографические перемены в российском обществе, усложнение и рост динамики социальных процессов ведут как к неуклонному количественному расширению групп социального риска, так и качественному усложнению тех трудных жизненных ситуаций, с которыми граждане обращаются в социальные службы.

Указанные тенденции остро ставят вопрос о необходимости коренного пересмотра традиционного подхода к социальному обслуживанию, который опирается на заявительный принцип оказания помощи по ряду причин.

Во-первых, заявительный принцип предполагает, что в поле зрения социальных служб попадают только те граждане, которые воспринимают свою ситуацию как трудную и готовы принять помощь, в то время как остальные, нуждающиеся в поддержке, но по каким-либо причинам не обратившиеся в соответствующие учреждения люди, на получение социальной помощи рассчитывать не могут.

Во-вторых, работа «по заявлению» предполагает, что трудная жизненная ситуация в жизни обратившегося уже сформировалась в той или иной степени, и ее разрешение требует существенных усилий специалистов, привлечения значительных материальных ресурсов и т.д. При этом возможность работы с этой ситуацией на ранних стадиях, когда есть шанс преодолеть развитие негативных тенденций, оказывается упущенной.

В-третьих, традиционная схема работы ориентирована на локальное преодоление уже имеющихся у гражданина социальных проблем, за помощью в решении которых он обратился, на предоставление клиенту помощи без комплексного учета динамики его состояния, а также имеющихся у человека возможностей преодоления трудной жизненной ситуации самостоятельно.

В-четвертых, заявительной системе присуща слабая направленность на результат, понятие комплексного реабилитационного эффекта проводимой работы, соображения достаточности и необходимости помощи, эффективного использования имеющихся кадровых и материальных ресурсов долгое время не были развиты.

Наконец, работа по заявительному принципу упускает профилактический момент и зачастую способствует развитию иждивенчества определенных категорий граждан.

Повышение результативности социального обслуживания возможно только при условии оптимального сочетания заявительного и выявительного принципов предоставления социальных услуг при активизации практики мониторинга возникновения трудных жизненных ситуаций.

Важным вопросом развития отрасли является система софинансирования клиентами оплаты за оказанные социальные услуги. Функционирующая в настоящее время система предполагает бесплатное оказание услуг несовершеннолетним детям и малообеспеченным гражданам, иные категории граждан получают услуги на частично платной основе в зависимости от уровня их дохода. При этом отсутствуют утвержденные методики системы определения стоимости социальных услуг на основе нормативных затрат, в связи с чем порядок расчета тарифов социальных услуг для населения требует тщательной доработки, более полно учитывающей дифференциацию доходов потребителей социальных услуг.

Разрыв межпоколенных связей, снижение ответственности детей за родителей и патерналистский характер деятельности социальных служб привели к несоблюдению правовых норм Семейного кодекса Российской Федерации в части обязанности содержания родителей и участия совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей. Имеющие достаточный доход члены семьи пожилых людей и инвалидов, обязанные по закону содержать своих престарелых и нетрудоспособных родственников и предоставлять им уход, не всегда участвуют в расходах на содержание и социальное обслуживание. Необходимо обеспечить реализацию принципа сопряженности прав и обязанностей граждан в связи с оказанием им социальных услуг, в том числе предусмотреть обязанность граждан и семей участвовать в расходах на социальное обслуживание.

Перспективой развития системы станет создание уровневой системы комфортности социального обслуживания, при которой наряду со стандартными моделями обслуживания на условиях оплаты будут предоставляться услуги повышенного качества.

Правовое регулирование социального обслуживания складывалось на протяжении длительного периода. В связи с разграничением полномочий в сфере социальной защиты между федеральным уровнем исполнительной власти и уровнем исполнительной власти субъекта Российской Федерации разработана и утверждена областная нормативная правовая база. Вместе с тем основа нормативного регулирования социального обслуживания, закрепленная федеральным законодательством, во многом утратила свою современность и актуальность. Кроме того не все аспекты деятельности по предоставлению социальных услуг легитимизированы в необходимой мере: не раскрыты в полном объеме основы управления негосударственными социальными службами, экономические, финансовые основы деятельности в социальной сфере; не предусмотрены вопросы формирования рынка услуг, привлечения исполнителей услуг из негосударственного сектора социального обслуживания, повышения качества, оптимизация финансовых затрат, максимального удовлетворения спроса на социальные услуги; не проработаны нормы, регулирующие особенности договорных отношений при оказании социальных услуг; не сформулированы нормы, способствующие повышению роли гражданского общества в области социального обслуживания. Несовершенство правового регулирования препятствует системному развитию социального обслуживания на федеральном и региональном уровне, обеспечению равного доступа граждан к социальным услугам независимо от места проживания.

Необходимо приведение действующего законодательства в области социального обслуживания в соответствие с современной социально-экономической ситуацией в регионе и реальной общественной потребностью в соответствующих услугах.

Реализация указанной задачи будет осуществляться по следующим основным направлениям:

оптимизация и реорганизация учреждений социального обслуживания, предусматривающие создание двухуровневой системы оказания реабилитационных услуг инвалидам, в том числе со структурами, работающими с инвалидами непосредственно на территории их проживания;

оптимизация сети учреждений социального обслуживания путем создания двухуровневой системы социального обслуживания, состоящей из учреждений первого областного уровня, сети опорных учреждений второго районного уровня, в виде многофункциональных центров, организаций предоставления государственных и дополнительных услуг в сфере социального обслуживания;

разработка и внедрение механизмов эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям и инвалидам родственный уход на дому;

развитие механизмов партнерства государства, бизнеса, общественных организаций и учреждений социального обслуживания населения, в том числе поддержка и стимулирование совместной проектной деятельности;

разработка механизмов регулирования объемов и контроля качества социальных услуг, организация надзора за соблюдением прав клиентов при оказании услуг любой службой независимо от организационных форм и форм собственности;

привлечение граждан, их объединений для проведения независимого контроля за объемом и качеством предоставляемых социальных услуг;

проведение функционального анализа системы социального обслуживания и ее реструктуризация, ориентированная на выполнение основных функций по социальному обслуживанию, в том числе перепрофилирование специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому в отделения социального обслуживания на дому; передача учреждений социального обслуживания, основной деятельностью которых является оказание образовательных услуг и услуг в сфере физкультуры и спорта, в профильные органы исполнительной власти;

организационно-методическая поддержка «социальных служб», функционирующих в других областях социальной сферы;

создание «ситуационных центров», формирование новой категории социальных работников – «кураторы случая»;

разработка типологии семей и социальных случаев, технологий социальной работы, соответствующих каждому типу;

введение карт социальной реабилитации, определяющих «маршрут» клиента социальных служб, объем необходимой ему помощи с учетом его индивидуальных потребностей, которые будут являться основанием для работы с клиентом всех учреждений системы социальной защиты, организация контроля исполнения карт социальной реабилитации;

выравнивание имущественной и финансовой обеспеченности учреждений социального обслуживания в соответствии со стандартами и нормативами, поддержание материально-технической базы учреждений в состоянии, отвечающем требованиям федерального и областного законодательства;

разработка типовых нормативов предоставления социальных услуг населению, а также показателей/индикаторов оценки эффективности организации социального обслуживания населения;

разработка прозрачного и проверяемого механизма, точных показателей приема граждан на социальное обслуживание на определенных условиях (бесплатно, на платной или частично оплачиваемой основе);

внедрение участкового принципа работы социальных служб;

расширение службы уличных социальных работников;

совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам раннего выявления трудных жизненных ситуаций граждан;

разработка, апробация и внедрение методики определения стоимости социальных услуг на основе нормативных затрат для расчета субсидии на выполнение государственного задания/заказа и методики расчета тарифов социальных услуг для населения, учитывающей дифференциацию доходов потребителей социальных услуг;

внедрение в систему социального обслуживания солидарной ответственности государства и гражданина, в том числе через систему социальных контрактов;

воспитание индивидуальной социальной ответственности за собственное благополучие и благополучие близких, в том числе в случае потери способности к самообслуживанию и самостоятельному передвижению;

разработка механизма договорных отношений между учреждением социального обслуживания и родственниками в отношении третьих лиц – граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;

расширение спектра дополнительных платных социальных услуг;

постоянный мониторинг нормативной правовой базы в области предоставления социальных услуг и своевременная ее модификация с учетом анализа потребностей населения в социальных услугах и изменяющейся социально-экономической ситуации в регионе;

развитие информационных технологий в системе социального обслуживания населения, в том числе переход на предоставление государственных услуг в сфере социального обслуживания населения в электронной форме.

3.2. Изменение роли семьи от объекта, нуждающегося в постоянной помощи и пассивно ее принимающего, в субъект, солидарно участвующий в выходе из кризисного состояния и занимающий активную жизненную позицию

Сформированная в настоящее время система учреждений социального обслуживания семьи и детей ориентирована не на устранение причин негативных явлений, происходящих с семьей и детьми, а на их коррекцию. Работа социальных служб направлена, в первую очередь, на оказание экстренной помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, и реагирование на серьезную кризисную ситуацию, возникшую в семье. Профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства и работе с семьей и ребенком на ранних стадиях неблагополучия социальными службами уделяется значительно меньшее внимание. Создание системы «экстренного реагирования» в середине 90-х годов обусловлено, в первую очередь, необходимостью охвата большого количества кризисных семей с детьми, появившихся в связи с последствиями социально-экономических процессов, приведших к общему снижению уровня жизни населения и утере в обществе моральных устоев.

Запаздывание государственных институтов в выявлении семейного неблагополучия на ранних этапах и оказания профилактической помощи семье, неэффективное законотворчество являются причинами социального сиротства детей, семейного насилия и вторичного сиротства.

Социальное вмешательство в проблемы семьи эффективно именно на ранней стадии, когда еще возможно остановить деградацию родителей, предотвратить превращение детей в социальных сирот, восстановить внутрисемейные связи. Совершенствование системы социального обслуживания семьи и детей будет осуществляться путем переноса приоритетов работы учреждений с экстренного реагирования на профилактику и работу с семейным неблагополучием на ранних стадиях, создание механизмов «социального лифта»[4] для социально незащищенных семей и детей.

Сочетание заявительного принципа социального обслуживания с выявлением случаев семейного неблагополучия с использованием ресурса межведомственного взаимодействия позволит увеличить охват семей и детей работой социальных служб и, тем самым, не допустить перехода семьи из функционально-благополучного состояния в трудную жизненную ситуацию, а из трудной жизненной ситуации в социально опасное положение с изъятием детей из семьи. Вместе с тем социальные службы и в дальнейшем будут работать основываясь на принципах самостоятельности и автономности семьи в принятии решений относительно своего развития.

В этой связи стационарные учреждения (отделения) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, будут переориентированы на плановую работу с детьми «группы риска» по отработанным реабилитационным программам, отделения психолого-педагогической помощи реорганизованы в отделения психолого-профилактической работы с семьей и отделения «участковой службы», созданы службы по профилактике ранних отказов от новорожденных, службы по работе с обидчиками, виновными в семейном насилии.

В целях профилактики повторного сиротства (отказ от опекаемых и усыновленных детей) требуется поддержка и развитие института замещающей семьи, в том числе развитие служб по сопровождению принимающих семей, а также работе с кандидатами в усыновители, опекуны, попечители, воспитатели семейно-воспитательных групп, приемные родители.

Для решения проблемы интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социум и формирования у них установок на осознанное родительство необходимо развитие межведомственных технологий социальной инклюзии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Помимо ориентации системы социального обслуживания на приоритет экстренного реагирования, еще одним принципом ее работы, требующим корректировки, является практика переноса центра тяжести реабилитации на ребенка на фоне практической исключенности из ее процесса членов семьи. В перспективе работа служб социального обслуживания будет переориентирована на работу со случаем, предусматривающую разработку программ реабилитации для семьи в целом и создание института «куратора семьи».

Недостаточная эффективность работы по предотвращению семейного неблагополучия и социального сиротства обусловлена узкопрофильным подходом к решению данных проблем, ведомственной ограниченностью и межведомственной разобщенностью, а также недостаточным использованием ресурсов гражданского общества. Необходимо создание комплексных моделей социальной реабилитации семей с детьми, работающих на базе «социальных корпораций», включающих государственные институты, общественные и религиозные организации, частные структуры, СМИ и т.д.

Сложившаяся система социального обслуживания семей с детьми носит патерналистский характер, при котором социальная поддержка оказывается односторонне и не приводит к пробуждению социальной активности и ответственности самих граждан. Бессрочная помощь государства даже тем индивидам, которые могли бы разрешить свои проблемы самостоятельно, обусловливает консервацию социальных проблем и трудных жизненных ситуаций в семье.

Сложившийся у молодого поколения стереотип социальных служб, как «собеса», учреждений для бабушек и неуспешных, несостоявшихся в жизни людей, препятствует активной и эффективной работе с молодежью и молодыми семьями. В связи с этим необходимо провести ребрендинг социальных служб поддержи семьи и детства, направленный на формирование для социальных служб имиджа современного престижного партнера по решению молодежных проблем.

Следует обосновать идеологически и регламентировать законодательно, что постоянную бессрочную социальную помощь будут получать только те семьи, в которых нет взрослых трудоспособных членов семьи, или взрослые трудоспособные индивиды действительно не способны добиться самообеспечения. При этом семьям, в которых имеются взрослые трудоспособные члены семьи, оказание социальной помощи возможно только на условиях их личного участия в достижении экономической независимости, получения дополнительных благ за счет собственных усилий, добровольного проявления инициативы и активности в интеллектуальном, культурном развитии и творчестве.

Одним из инструментов, способных подвигнуть к функциональным изменениям неблагополучные семьи, должна стать работа учреждений социального обслуживания по формированию идеологии привлекательности семьи с крепкими устоями и традициями. Механизмом реализации данного направления будут информационно-просветительские кампании, культурно-досуговые и обучающие программы, предусматривающих совместное участие в них функциональных семей и семей «группы риска».

Реализация указанной задачи будет осуществляться по следующим основным направлениям:

внедрение участкового принципа работы, уличных и мобильных социальных служб;

совершенствование межведомственной модели выявления семейного неблагополучия и включение в нее инновационных технологий выявления случаев неблагополучия на ранних стадиях;

развитие нестационарных форм реабилитации детей;

развитие на базе учреждений социального обслуживания отделений участковых служб, служб по профилактике ранних отказов от новорожденных, служб по работе с обидчиками, виновными в семейном насилии;

развитие нестационарных форм семейной реабилитации, в том числе семейных воспитательных групп;

развитие деятельности консультативных служб психолого-педагогической поддержки кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, воспитатели семейно-воспитательных групп, приемные родители;

разработка и применение технологий социальной инклюзии[5] детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

переход от индивидуальных программ реабилитации каждого члена семьи к комплексным семейным программам реабилитации;

создание института «куратора семьи»;

создание комплексных моделей социальной реабилитации семей с детьми, работающих на базе «социальных корпораций», включающих государственные институты, общественные и религиозные организации, частные структуры, СМИ и т.д.

проведение ребрендинга социальных служб поддержи семьи и детства, направленного на формирование имиджа социальных служб как современного престижного партнера по решению молодежных проблем: проведение мониторинга клиентской группы и оказываемых им услуг, разработка новых технологий работы с молодежью, разработка бренд-бука и проведение информационно-разъяснительной кампании;

создание сети молодежных приемных при учреждениях социального обслуживания;

привлечение молодежи к реализации социальных проектов и программ;

внедрение технологий партнерства семьи, государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и благотворительных организаций, традиционных религиозных концессий, других некоммерческих организаций, коммерческого сектора;

повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;

проведение пропаганды ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе информационно-просветительских кампаний, культурно-досуговых и обучающих программ, предусматривающих совместное участие в них функциональных семей и семей «группы риска».

3.3. Обеспечение социальной включенности и социальных полномочий для инвалидов и пожилых граждан

Тенденция увеличения числа инвалидов и пожилых граждан, преобладающее большинство которых нуждается в самом широком спектре услуг и помощи, обуславливает необходимость дальнейшего развития вариантных форм и видов социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов. Социальное обслуживание инвалидов и пожилых граждан должно представлять собой не изолированное их содержание с оказанием комплекса жизнеобеспечивающих услуг в стационарных условиях или на дому, а реализацию комплекса мероприятий, обеспечивающих компенсацию утраченных функций/способностей жизнедеятельности, устранение барьеров в окружающей их среде, активное участие в жизни общества и способность контролировать собственную судьбу.

Реабилитационный процесс должен быть последовательным и комплексным и начинаться на максимально раннем этапе. Для этого необходимо развивать профилактическое и реабилитационное звено социального обслуживания, которому в настоящее время не уделяется должного внимания. Особое внимание при этом необходимо уделить межведомственному взаимодействию с учреждениями и организациями, являющимися участниками реабилитационного процесса, а также взаимодействию с общественными организациями, представляющими интересы целевых групп, получающих социальные услуги.

Современная система профилактики и реабилитации должна предусматривать оказание услуг не только гражданину, но и в случае необходимости, семье в целом. В связи с этим необходимо уточнение перечня клиентских групп для каждого вида обслуживания. Вместе с тем необходимо вовлекать в работу по профилактике и реабилитации пожилых и инвалидов всех членов их семей. Своевременное вовлечение семьи в работу по профилактике и реабилитации помогает осознать ситуацию, восстановить нормальные внутрисемейные отношения, справиться с кризисом и спланировать жизнь семьи в соответствии с новыми обязательствами.

Маломобильность основной части клиентов социальных служб обуславливает необходимость обеспечения гарантии получения всего спектра социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания, непосредственно в месте проживания пожилых и инвалидов, то есть приближение услуги к клиенту. Для этого необходимо развитие мобильных клиентских служб, при которых будет организована работа узких специалистов: психологов, юристов, педагогов. Кроме того, своевременность и оперативность предоставления социальных услуг будет обеспечена путем развития сервисов, предусматривающих дистанционное обслуживание клиентов разнообразными каналами связи: по телефону, электронной почте, видеорежиму по Skype и с помощью других средств.

Формирование доступной среды в настоящее время представляет собой основной приоритет в сфере социальной защиты и реабилитации людей с ограниченными возможностями. Поэтому вместо того, чтобы создавать специализированные услуги, ориентированные исключительно на нужды инвалидов, необходимо преобразовывать и адаптировать всеобщую среду с учетом их потребностей и обеспечить создание «универсального дизайна»[6] на всех социально-значимых объектах. В связи с этим необходимо завершить работу по созданию доступной среды в учреждениях социального обслуживания.

Реализация указанной задачи будет осуществляться по следующим основным направлениям:

создание единой информационной системы организаций реабилитационной индустрии и реабилитационных учреждений, занимающихся проблемами инвалидов;

создание межведомственной модели реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

модернизация деятельности реабилитационных учреждений и учреждений социального обслуживания, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе;

внедрение новых стратегий домашнего ухода, направленных на обеспечение максимально возможного пребывания человека в привычной социальной среде и поддержку родственников, осуществляющих уход;

создание отделений социального обслуживания на дому детей-инвалидов;

разработка социальных программ, направленных на взаимодействие и взаимоподдержку граждан различных категорий;

создание института приемной семьи для пожилых людей;

реализация программ обучения членов семьи приемам и методам домашней профилактики и реабилитации;

развитие мобильных клиентских служб и дистанционного социального обслуживания;

достижение независимости пожилых людей и инвалидов в бытовой и семейной жизни, их адаптационных возможностей к изменениям внешних и внутренних условий жизни за счет гибкого реагирования на динамику потребностей;

приведение материально-технического оснащения учреждений социального обслуживания в соответствие в нормативными актами по созданию доступной среды.

4. Информационное обеспечение развития системы социального обслуживания

Информационное обеспечение развития системы социального обслуживания предусматривает получение гражданами доступных информационно-разъяснительных услуг, при предоставлении которых учитываются интересы всех групп населения, и включаются все имеющиеся информационно-коммуникативные каналы: печатные, электронные средства массовой информации, мобильную связь, интернет и т.д. При этом обязательной составляющей информационного обеспечения развития системы социального обслуживания является наличие оперативной обратной связи с населением, что предполагает проведение мониторингов, социологических исследований, выборочных обследований, статистическое наблюдение сферы социального обслуживания, а также механизмов «оперативной связи» населения с государственными органами.

Информационное обеспечение развития системы социального обслуживания предполагает постоянную и последовательную совместную работу средств массовой информации, региональных информационных структур органов государственной власти, учреждений системы социального обслуживания, органов местного самоуправления, научных, учебных и общественных организаций.

Реализация указанной задачи будет осуществляться по следующим основным направлениям:

создание условий для обеспечения равного доступа к информации о видах и формах социального обслуживания для всех категорий и групп населения, используя разные формы и методы распространения информация;

проведение целенаправленных информационно-просветительских кампаний, пропагандирующих и разъясняющих основные принципы и направления развития системы социального обслуживания;

реализация совместных с общественными организациями, бизнесом, научным сообществом информационных социально-ориентированных проектов;

разработка и внедрение инновационных технологий и механизмов «обратной связи».

5. Кадровое обеспечение развития системы социального обслуживания

Социальное обслуживание относится к числу сфер деятельности, в которых большую роль играет взаимодействие специалиста, его знаний, профессиональных навыков, личностных качеств на социальную ситуацию клиента. Поэтому вопросы кадрового обеспечения, подбора, обучения сотрудников социальных служб, эффективность и результативность их работы имеют первостепенную значимость в обеспечении гарантий предоставления гражданам социальных услуг должного объема и высокого качества.

В настоящее время наиболее востребованы в сфере социального обслуживания специалисты со средним профессиональным образованием, так как основная доля услуг в сфере социального обслуживания приходится на услуги бытового характера, оказание которых не требует специального профильного образования, а также определенных навыков и умений. С учетом реализации Концепции и структурных изменений в сфере социального обслуживания изменятся и требования к интеллектуальному потенциалу и уровню образования специалистов, возникнет потребность привлечения в отрасль работников, имеющих профильное высшее образование.

Система социального обслуживания интеграционная и включает в себя разнообразные сферы деятельности в области социального менеджмента, психологии, социологии, педагогики, права, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, геронтологии и в соответствии с потребностями населения постоянно видоизменяется. В связи с этим возникнет необходимость получения сотрудниками учреждений социального обслуживания дополнительного образования и подготовки универсальных специалистов многопрофильной направленности.

Повышение профессиональной компетентности, усиление мотивации труда специалистов, создание условий для увеличения результативности профессиональной деятельности в значительной степени зависит от решения задачи внедрения эффективных технологий и современных методов кадровой работы.

Решение задачи подготовки кадров для социальной работы возможно лишь на основе комплексного подхода, от совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов до улучшения методов учебной работы и использования современных инновационных технологий учебного процесса подготовки кадров для отрасли. Назрела необходимость разработки системы аттестации работников учреждений социального обслуживания по определению уровня квалификации специалиста и соответствия его профессиональных знаний и практических навыков требованиям искомой квалификационной категории.

В настоящее время цели и приоритеты системы социального обслуживания, цели и приоритеты социальных служб учреждений и отделений, задачи и показатели деятельности специалистов недостаточно связаны с результативностью их профессиональной деятельности. В связи с этим необходима разработка сбалансированной системы показателей результативности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы, обеспечивающая как достижение поставленных целей в сфере социального обслуживания, так и создающая стимулы для качественного исполнения должностных обязанностей. Такая система позволит зафиксировать особенности и степень достижения целей, выполнения задач, возложенных на органы государственной власти области, их структурные подразделения, персонал сферы социального обслуживания населения в виде конкретных целевых значений.

В Саратовской области, как и на уровне Российской Федерации, до сих пор четко не выявлены признаки, характеризующие социальных работников как профессиональную группу, не определено однозначно понятие «статус и профессиональная деятельность социального работника». В связи с этим остро стоят вопросы определения статуса, места и роли социального работника в профессиональной структуре общества. Основными мероприятиями по повышению статуса социального работника на уровне региона станет внедрение механизма оказания помощи работникам учреждений социального обслуживания в профессиональном развитии и самоопределении молодежи в выборе профессии социального работника.

Реализация кадрового обеспечения социального обслуживания будет осуществляться по следующим основным направлениям:

разработка стратегии управления развитием профессионализма, которая включает: совершенствование системы подбора, отбора и приема кадров, которая предполагает установление требований к уровню профессионализма и опыта кандидата; определение, планирование и дифференциация потребностей в профессиональном образовании (повышении квалификации, профессиональной переподготовке, стажировке) кадров; совершенствование системы профессионального образования, создание условий для развития обучения на рабочих местах, создание внутриорганизационных учебных центров; создание условий и гарантий закрепления квалифицированных специалистов, повышения их заинтересованности в профессиональном росте, улучшении качества и результативности
труда; соблюдение критериев карьерного роста персонала (ресурсное и информационное обеспечение профессионального развития);

управление профессиональным развитием специалистов социальной сферы, включающее: определение потребностей в профессионально подготовленных кадрах; оценка уровня профессионализма и компетентности кадров; организация переподготовки и повышения квалификации, приобретение новых профессиональных знаний, навыков и умений в ходе адаптации и карьерного роста; учет уровня профессиональной компетентности и качества выполнения должностных обязанностей при стимулировании специалистов; мониторинг реализации требований законодательства в части профессионального дополнительного образования специалистов; исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации; стажировок специалистов социальной сферы; сохранение наиболее квалифицированных и эффективно действующих специалистов в ходе реструктуризации и сокращения кадрового состава; определение показателей эффективности специалистов социальной сферы в соответствии с показателями эффективности
их функционирования; совершенствование системы оплаты труда в зависимости от эффективности деятельности специалистов; использование современных методов планирования и организации труда специалистов; освоение передовых организационно-управленческих технологий и кадровой работы; систематизация деятельности специалистов с целью повышения их профессиональной компетентности; формирование мотивации профессиональной деятельности персонала; создание условий для увеличения результативности профессиональной деятельности;

реализация системы мероприятий по повышению статуса социальных работников как профессиональной группы.

6. Механизмы реализации Концепции

Управление профессиональным развитием персонала системы социального обслуживания представляет важную задачу руководителей и кадровых служб социальной сферы.

Реализация настоящей Концепции осуществляется Правительством области совместно (по согласованию) с заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления области на основании нормативных правовых актов, соглашений, планов совместной работы.

Реализация Концепции предполагает объединение усилий государства и общества, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению социального потенциала области, координацию органов власти всех уровней, направленных на улучшение ситуации в области как в сфере социального обслуживания, так и в социально-экономической сфере.

Для развития системы социального обслуживания области необходимо наличие определенных механизмов и условий.

Реализация Концепции будет осуществляться на основе:

принятых нормативных правовых актов, направленных на управление развитием системы социального обслуживания населения области;

участия в разработке и реализации федеральных целевых программ
и планов мероприятий в сфере социального обслуживания населения;

разработки и утверждения областных и ведомственных целевых программ, планов мероприятий по развитию системы социального обслуживания населения области;

проведения мониторинга развития системы социального обслуживания населения области;

использования результатов проведенных научно-исследовательских работ;

трансляции передового опыта и инновационных технологий от одних специалистов и учреждений к другим.

Условиями реализации Концепции является наличие ресурсного обеспечения, включающего:

финансовые ресурсы;

имущественные ресурсы;

кадровые ресурсы.

Общий контроль за реализацией Концепции, а также принятых на ее основе планов мероприятий, осуществляет министерство социального развития области.

На достижение целевых показателей могут повлиять следующие риски:

отсутствие своевременных изменений федерального законодательства;

недостаточность финансовых ресурсов для модернизации системы социального обслуживания;

отток специалистов с педагогическим и медицинским образованием в профильные отрасли.

7. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Развитие системы социального обслуживания населения направлено на предоставление оптимальных форм и видов социального обслуживания всем категориям граждан, максимальное приближение деятельности учреждений социального обслуживания к реальным нуждам населения области, а их расположение – к месту проживания граждан.

В ходе реализации Концепции планируется обеспечить следующие целевые значения индикаторов, характеризующих состояние системы социального обслуживания населения:

отсутствие очередности на получение социальных услуг (обеспеченность стационарными койками учреждений социального обслуживания пожилых граждан и взрослых инвалидов на 10 тыс. населения: 2015 год – 18 мест, 2020 год – 20 мест, 2025 год – 25 мест; обеспеченность стационарными койками учреждений социальной помощи семьи и детям на 10 тыс. детского населения: 2015 год – 13,7 мест, 2020 год – 10 мест, 2025 год – 5 мест (снижение количества стационарных коек в учреждениях социальной помощи семье и детям связано со снижением количества социальных сирот и развитием системы профилактики безнадзорности и беспризорности);

обеспечение к 2015 году возможности получения 100 процентов государственных услуг в сфере социального обслуживания в электронном виде;

доля средств областного бюджета, направляемых на предоставление государственных услуг в сфере социального обслуживания, реализуемых через государственный заказ (2015 год – 5 процентов, 2020 год – 10 процентов, 2025 год – 20 процентов);

доля детей из семей, находящихся в социально-опасном положении, прошедших курс реабилитации в учреждениях социальной помощи семье и детям, возвращенных в биологические семьи (2015 год – 75 процентов, 2020 год – 80 процентов, 2025 год – 85 процентов);

охват детей-инвалидов реабилитационными услугами в стационарных и полустационарных отделениях специализированных учреждений социального обслуживания для детей с ограниченными возможностями (2015 год – 65 процентов, 2020 год – 80 процентов, 2025 год – 90 процентов);

доступность к 2015 году для инвалидов 100 процентов учреждений социального обслуживания.

Для решения задач, поставленных в Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов областного бюджета на государственную поддержку социально слабо защищенных слоев населения: пожилых малоимущих граждан, инвалидов и семей с детьми.

Источниками финансирования расходов могут также являться (прогнозно) федеральный бюджет, средства государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС), коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные источники в установленном законодательством порядке.

____________________

[1] Социальная включенность - способность участвовать в социальной, культурной и экономической жизни общества в сфере гражданских прав, рынка труда, общественных и частных служб, социальных сетей. Она противостоит социальной депривации (нарушению контактов индивида с социумом вследствие тех или иных причин).

[2] Социальные полномочия - способность действовать в контексте социальных отношений в области базы знаний, рынка труда, открытости и поддержки институтов; обращаться к коллективному действию и культурным действиям в поддержке личных отношений. Это возможность отстаивать свои права в коллективных действиях с другими людьми. Стимулирование собственной активности человека, предоставление гражданам возможности участвовать в решении своих проблем наряду с теми, кому делегированы властные полномочия, а также поддержка гражданина с целью приобретения им уверенности в себе и развития в нем способности отстаивать свои права.

[3] Инновирование - процесс оптимизации деятельности с целью получения более высокого социального результата путем введения новых видов и способов работы с наименьшими затратами ресурсов.

[4] «Социальный лифт» - условное наименование совокупности факторов, оказывающих определяющее влияние на вертикальную социальную мобильность (изменение индивидом или группой лиц места, занимаемого в социальной структуре, перемещение людей из одного социального слоя (класса, группы) в другой).

[5] Социальная инклюзия - включение индивида или группы в более широкое сообщество с целью приобщения к определенному действию или культурному процессу.

[6] «Универсальный дизайн» - дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 070.080.000 Социальное обслуживание (см. также 200.160.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать