Основная информация

Дата опубликования: 18 сентября 2007г.
Номер документа: ru30000200701038
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Астраханская область
Принявший орган: Министерство образования и науки Астраханской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18.09.2007 № 20

Об утверждении Положения и Концепции развития региональной системы оценки качества образования Астраханской области

(Изменения и дополнения:

постановление Министерства образования и науки Астраханской области от 03.04.2009 № 588 НГР:RU30000200900283;

постановление Министерства образования и науки Астраханской области от 12.03.2009 № 418 НГР:RU30000200900179;

постановление Министерства образования и науки Астраханской области от 28.01.2009 № 24 НГР:RU30000200900045)

В соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ от 11.02.2002 № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», от 15.06.2005 №178 «Об обеспечении выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года» (НГР:RU0000V200501991), в целях реализации стратегического плана развития системы образования Астраханской области и регионального комплексного проекта модернизации образования (РКПМО)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной системе оценки качества образования Астраханской области (далее - Положение о РСОКО АО) (приложение №1).

2. Утвердить прилагаемую Концепцию развития региональной системы оценки качества образования Астраханской области (далее - Концепция развития РСОКО АО) (приложение №2).

3. Отделу организационного обеспечения образования (Соколов С.В.):

3.1. В семидневный срок направить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области копию настоящего постановления.

(Подпункт 3.1. в редакции постановления Министерства образования и науки Астраханской области от 03.04.2009 № 588 НГР:RU30000200900283)

3.2. В двухдневный срок направить настоящее постановление в агентство по печати и информационным коммуникациям Астраханской области для официального опубликования.

3.3. В десятидневный срок направить настоящее постановление в управление делопроизводства администрации Губернатора Астраханской области для включения в Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области.

4. Отделу правового обеспечения образования (Гончарова Ю.С.) обеспечить включение настоящего постановления в электронную базу данных «Гарант».

5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после его первого официального опубликования.

Министр

В.А. Гутман

Приложение № 1

к постановлению министерства

образования и науки

Астраханской области

от 18 сентября 2007 года №20

(в редакции постановления Министерства образования и науки Астраханской области от 28.01.2009 № 24 НГР:RU30000200900045)

Положение

о региональной системе оценки качества образования Астраханской области (РСОКО АО)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о РСОКО АО устанавливает единые требования к функционированию региональной системы оценки качества образования и распространяется на образовательные учреждения, расположенные на территории Астраханской области и реализующие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы.

1.2. РСОКО АО представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных результатов и выявляющих факторы, влияющие на их качество.

1.3. В Положении используются следующие термины:

- Качество образования - интегральная характеристика системы образования, определяющая степень соответствия условий осуществления образовательного процесса и образовательных результатов социальным и личностным потребностям (ожиданиям).

- Оценка качества образования - процесс, определяющий степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталонному уровню (норме качества), зафиксированному в нормативных документах и направленному на определение состояния региональной системы образования и динамики ее развития.

- Контроль качества образования - совокупность действий, направленных на выявление соответствия или несоответствия качества образования государственным установлениям (требованиям, нормативам).

- Мониторинг качества образования - система сбора, обработки, хранения и распространения информации о системе образования или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.

Абзац исключен - постановление Министерства образования и науки Астраханской области от 12.03.2009 № 418 (НГР:RU30000200900179).

Абзац исключен - постановление Министерства образования и науки Астраханской области от 12.03.2009 № 418 (НГР:RU30000200900179).

1.4. РСОКО АО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.

1.5. Результаты контроля и оценки качества образования предаются гласности в следующих формах:

- информирование учредителей образовательных учреждений, органов управления в сфере образования, администрации и педагогических работников образовательных учреждений;

- информирование общественности посредством публикаций, аналитических докладов о состоянии качества образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

1.6. Основными потребителями результатов деятельности региональной системы оценки качества образования являются:

- Государственная Дума Астраханской области;

- Правительство Астраханской области;

- ведомства, осуществляющие контрольные функции в регионе;

- министерство образования и науки Астраханской области;

- ресурсные службы, подведомственные министерству образования и науки Астраханской области;

- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

- родители, обучающиеся;

- работодатели;

- общественные организации;

- средства массовой информации.

1.7. Средства на осуществление процедур контроля и оценки качества образования на территории Астраханской области предоставляются из федерального, регионального и муниципального бюджетов.

2. Основные цели, задачи, механизмы и принципы функционирования РСОКО Астраханской области

2.1. Целью РСОКО АО является получение объективной и оперативной информации об условиях и результатах деятельности системы образования, определяемой федеральными и региональными установлениями и потребностями гражданского сообщества.

2.2. Основными задачами РСОКО АО являются:

- информационное обеспечение процесса принятия обоснованных управленческих решений по проблемам повышения качества образования и развития системы образования,

- формирование механизма превращения запросов субъектов внешней среды, представляющих человека и сообщества, в требования (заказ) к качеству образования,

- повышение уровня информированности населения при принятии жизненно важных решений о продолжении образования,

- формирование влияния на субъекты систем образования (внутреннюю среду систем образования), обеспечивающее направленность их усилий на решение приоритетных задач, поставленных перед системой образования и повышения качества образования.

2.3. Система оценки качества образования в регионе включает контроль качества образования и мониторинг качества образования.

2.3.1. Механизмами реализации контроля качества образования (в пределах компетенции Астраханской области в области образования) являются:

- контрольно-надзорная деятельность;

- лицензирование образовательной деятельности;

- государственная аккредитация образовательных учреждений;

- государственная (итоговая) аттестация выпускников;

- аттестация педагогических и руководящих работников.

2.3.2. Мониторинг качества образования реализуется как комплексное динамическое аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения:

- результатов образовательного процесса;

- образовательной среды (условий и ресурсов обеспечения достижения результатов образовательного процесса);

- долгосрочных эффектов, отражающих влияние системы образования на развитие социально-экономической сферы региона.

2.4. Основными принципами функционирования РСОКО АО являются объективность, достоверность, полнота, системность, оптимальность обобщения, оперативность и технологичность.

2.5. Оценка качества образования осуществляется путем сравнения фактических значений показателей и параметров качества образования с эталонными значениями. Это позволит получить информацию о планируемом и достигнутом результатах. Планируемый результат включает характеристику показателей и параметров с учетом требований нормативных актов, содержит максимальную оценку. Достигнутый результат отражает реально полученное качество образования.

2.6. Основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.

2.6.1. Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов, документально зафиксированным алгоритмом их применения и утверждаются соответствующими нормативными правовыми актами министерства образования и науки Астраханской области.

2.6.2. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольно-измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований и не может выходить за их пределы.

2.7. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.

2.8. Периодичность проведения контроля и мониторинга качества образования, система показателей и параметров качества, их эталонные значения, процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в регионе, исполнители работ и формы представления информации в рамках РСОКО АО устанавливаются соответствующими нормативными правовыми документами министерства образования и науки Астраханской области.

2.9. Функционирование РСОКО АО ориентирует учредителей образовательных учреждений, органы управления в сфере образования на использование результатов оценки качества образования при принятии управленческих решений.

3. Организация РСОКО АО

3.1. РСОКО АО имеет трехуровневую структуру: региональный уровень, муниципальный уровень, уровень образовательного учреждения.

3.2. Деятельность РСОКО АО основывается на сетевом взаимодействии существующих организационных структур (ОГУ «Центр мониторинга в образовании», ОГОУ ДПО (ПК) «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки», ОГОУ ДПО (ПК)С «Центр профессионального образования», ОГУ «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия»), ориентированных на специальные задачи в сфере контроля и мониторинга качества образования.

(Пункт 3.2. в редакции постановления Министерства образования и науки Астраханской области от 12.03.2009 № 418 (НГР:RU30000200900179).

3.3. Взаимодействие всех организационных структур РСОКО АО определяется технологической схемой функционирования, утверждаемой в установленном порядке приказом министерства образования и науки Астраханской области.

Приложение №2

к постановлению Министерства

образования и науки

Астраханской области

от 18 сентября 2007 года №20

Концепция развития региональной системы оценки качества образования Астраханской области (РСОКО АО)

Концепция модернизации российского образования до 2010 года ставит задачу повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Реализация данной задачи на региональном уровне, наряду с изменением принципов и совершенствованием механизмов финансово - хозяйственного обеспечения, работы с кадрами системы образования, взаимодействия с субъектами отрасли, ее заказчиками и потребителями, реструктуризацией сети общеобразовательных учреждений, предполагает изменение механизмов оценки и мониторинга качества образования. Постановление Правительства Астраханской области от 25.07.2005 № 259-П «О стратегическом плане развития системы образования Астраханской области» (НГР:RU30000200500363) официально обозначило одним из приоритетов развития региональной отрасли изменение механизмов контроля и задействование механизмов мониторинга качества образования в образовательную систему Астраханской области.

В настоящее время в Астраханской области происходит активный процесс модернизации системы образования. Происходящие процессы направлены, прежде всего, на модернизацию системы мониторинга, статистики образования, на разработку и апробацию системы индикаторов для оценки состояния и развития образовательных систем, на модернизацию имеющихся форм оценки качества образования, формирование системы надзора и контроля в сфере образования.

Результаты, достигнутые в ходе реализации Стратегического плана развития системы образования Астраханской области, свидетельствуют о ряде позитивных изменений:

- проведен анализ состояния действующей системы мониторинга и статистики образования;

- с 2003 года Астраханская область участвует в эксперименте по введению ЕГЭ (в течение последних четырех лет региональным органом управления образованием была полностью разработана необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая организационные условия проведения данной процедуры в соответствии с действующим законодательством);

- с 2003 года функционирует областное государственное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов «Центр мониторинга в образовании», в состав которого входят региональный центр обработки информации единого государственного экзамена (РЦОИ);

- с 2007 года область включилась в эксперимент по проведению итоговой аттестации выпускников 9-х классов в новой форме;

- с 2006 года область участвует в Международных исследованиях PISA и TIMSS, что позволяет не только знакомиться с современными международными подходами к оцениванию результатов обучения, но и способствует выработке собственных подходов к разработке измерительных материалов для проводимых мониторинговых исследований;

- разработана и внедрена рейтинговая система оценки деятельности общеобразовательных учреждений области;

- проведено исследование «Результативность обучения учащихся начальной школы по разным образовательным программам» с целью оценки качества обучения и развития учащихся начальной школы;

- практически во всех муниципальных образованиях области создаются базовые школы - ресурсные центры;

- разработана модель аттестации руководящих и педагогических работников, основанная на компетентностном подходе и ориентированная на новую систему оплаты труда работников образования, концептуальное отличие которой состоит в изменении критериальной основы при максимальном снижении влияния субъективного фактора путем использования информационно-коммуникативных технологий;

- разработана, прошла успешную апробацию и внедрена региональная автоматизированная система аттестации общеобразовательных учреждений и обработки результатов, разработаны и апробированы региональные предметные контрольно-измерительные материалы;

- деятельность регионального органа управления образованием регулярно освещается в федеральных и региональных СМИ, публикуется на важнейших отраслевых и региональных порталах (сайтах) в сети Интернет.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в области сформированы отдельные структурные элементы системы оценки качества образования, при соединении которых в единую целостную систему появится возможность оценивать качество образования по всей системе его показателей, связанных с образовательными достижениями обучающихся, состоянием их здоровья, возможностью адаптироваться в современном мире, с условиями образовательного процесса. Таким образом, важнейшими целями развития РСОКО АО на ближайшую перспективу являются:

формирование системы, способной оценить степень соответствия запросов к системе образования по всем аспектам оказываемых образовательных услуг, во всех разрезах, от регионального (мониторинг региональной системы образования) и муниципального (мониторинг муниципальных систем образования) до субъектного (индивидуальная оценка развития обучающегося, качество деятельности педагогов, администрации образовательного учреждения);

формирование механизма, позволяющего обществу перевести свои запросы в заказ к системе образования, и в дальнейшем иметь возможность влиять на принятие стратегических решений;

обеспечение доступности информации о качестве функционирования системы всем заинтересованным субъектам общества, достаточной для принятия обоснованных жизненных и управленческих решений, что приведет к созданию ситуации здоровой конкуренции на рынке образовательных услуг.

В связи с этим перед системой образования Астраханской области в сфере развития РСОКО АО встают следующие задачи:

формирование обоснованной системы мониторинговых исследований состояния и процессов отрасли по всем направлениям для своевременного выявления проблем и определения путей их решения, в том числе изменения содержания и структуры;

внедрение четкой структуры наблюдаемых критериев и индикаторов для системы в целом, а также индикаторов запросов для каждого заинтересованного в образовательном процессе (обучающихся, родителей, педагогов и работодателей);

информирование общественности о состоянии системы и происходящих в ней процессах через внедрение практики публичных докладов, увеличение количества регулярно обновляемых сайтов, организацию депутатских и общественных слушаний, брифингов, широких обсуждений в обществе;

определение регионального стандарта качества образования;

повышение общественного влияния на качество образовательных услуг.

Механизмами достижения поставленных целей являются:

доработка нормативной базы РСОКО;

выстраивание логической структуры запросов, сбора и анализа статистических данных и социологических исследований;

кадровое, материально-техническое и программно-методическое оснащение инфраструктуры РСОКО;

доработка имеющихся, разработка и внедрение необходимых для полноценного функционирования системы процедур оценки качества образования, единых методик диагностики с учетом видового разнообразия образовательных учреждений;

участие общественности в оценке качества деятельности субъектов системы образования и принятии стратегических решений;

разработка и внедрение программного пакета СУБД «Образование Астраханской области»: модули «Статистика образования», «Паспорт образовательного учреждения», информационно-аналитическая система «Мониторинг в образовании», со встроенной системой построения отчетов;

изменение заказа министерства образования и науки Астраханской области к областному государственному учреждению дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр мониторинга в образовании», возложение на него функций структуры, ответственной за сбор информации и формирование региональной системы оценки качества, разработку и использование программного комплекса, выработку на основе полученных данных предложений по дальнейшему развитию системы образования.

Предполагаемые результаты развития региональной системы оценки качества образования можно обозначить следующим образом:

- формирование единого образовательного пространства;

- обеспечение оценки качества образовательной деятельности всех субъектов регионального образования - обучающегося, образовательного учреждения, педагогических кадров;

- обеспечение конкурентоспособности, социальной успешности выпускника образовательных учреждений, обладающего компетентностями, позволяющими легко адаптироваться в современном обществе;

- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования, трудоустройству);

- ориентация системы образования на существующие потребности рынка труда;

- обеспечение гибкости системы образования при современном реагировании на изменяющийся характер запросов;

- принятие обоснованных управленческих решений в сфере образования, повышение управляемости и мобильности в развитии образовательных систем, прогнозирование развития образовательных учреждений.

При успешном функционировании РСОКО система образования Астраханской области позволит обеспечить качественное образование при эффективном использовании ресурсов.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 13 от 26.03.2009, Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 43 от 27.09.2007
Рубрики правового классификатора: 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.010 Общие положения, 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ СОГЛАШЕНИЯ
№-499177736 от 28 августа 2020

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать