Основная информация

Дата опубликования: 18 ноября 2009г.
Номер документа: ru04000200900633
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Бурятия
Принявший орган: Правительство Республики Бурятия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 18 НОЯБРЯ 2009 ГОДА № 429

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ, «ЗНАЙ, ТЫ НЕ ОДИН!» НА 2010-2012 ГОДЫ

Утратил силу. Постановление Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000201400017 (от 21.01.2014 № 15)

Изменения в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000201000448 (от 20.07.2010 № 293)

НГР ru04000201100509 (от 30.05.2011 № 252)

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Бурятия от 19.09.2006 г. № 1844-III «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», с учетом решения Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия от 29.09.2009 г. № 9 Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Одобрить прилагаемую республиканскую программу по организации деятельности с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, «Знай, ты не один!» на 2010-2012 годы* (далее - Программа).

2. Определить координатором реализации Программы Республиканское агентство по делам семьи и детей.

3. Республиканскому агентству по делам семьи и детей направить Программу в Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для участия в конкурсе региональных программ «Дружественное детям правосудие».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольный комитет Президента и Правительства Республики Бурятия (Мещеряков С.А.).

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

В.В.Наговицын

Одобрена

постановлением Правительства

Республики Бурятия

от 20.11. 2009 № 429

Республиканская программа по организации деятельности с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, «Знай, ты не один!» на 2010-2012 годы

Паспорт

республиканской программы по организации деятельности с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, «Знай, ты не один!» на 2010-2012 годы

В ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000201000448 (от 20.07.2010 № 293)

НГР ru04000201100509 (от 30.05.2011 № 252)

Наименование

Программы

Республиканская программа по организации деятельности с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, «Знай, ты не один!» на 2010-2012 годы

Основание для

разработки

Программы

Федеральный закон http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199903011.html «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Государственный

заказчик

Правительство Республики Бурятия

Основные

разработчики

Верховный суд Республики Бурятия,

Республиканское агентство по делам семьи и детей,

Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Бурятия,

Бурятское региональное отделение Общероссийского общественного фонда «Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркотикам»

Основные

исполнители

Программы

Верховный Суд Республики Бурятия,

Республиканское агентство по делам семьи и детей,

Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Бурятия,

Бурятское региональное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании»

районные суды в муниципальных районах и городских округах в Республике Бурятия (по согласованию),

государственные учреждения социального обслуживания (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи семье и детям),

муниципальные районы и городские округа в Республике Бурятия (по согласованию),

Бурятское региональное отделение Общероссийского общественного фонда «Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркотикам» (далее - БРО Фонд «НАН») (по согласованию)

Сроки

реализации

Программы

С 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года

Цель Программы

Защита прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, отработка ювенальных технологий на территории Республики Бурятия

Задачи

Программы

1. Разработка и утверждение необходимой нормативно-правовой базы для развития ювенальных технологий в Республике Бурятия.

2. Создание и развитие института социальных работников при судах, необходимого для становления и развития ювенальных технологий в Республике Бурятия.

3. Отработка ювенальных технологий на базе опорно-экспериментальных площадок.

4. Организация повышения профессиональной квалификации, подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе, специалистов по опеке и попечительству, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников учреждений УФСИН РФ по РБ, отделов внутренних дел, работающих непосредственно с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.

5. Оказание адресной эффективной помощи несовершеннолетним, преступившим закон, их полноценная ресоциализация и адаптация.

6. Внедрение технологии социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.

7. Мониторинг и оценка эффективности деятельности социальных работников при судах.

8. Освещение вопросов защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом в СМИ

Целевые группы

Несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом и состоящие на учете в органах внутренних дел, в уголовно-исполнительных инспекциях, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) - 338 несовершеннолетних;

несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательной колонии - 58 человек;

несовершеннолетние, обучающиеся в Республиканской специальной общеобразовательной школе закрытого типа - 23 человека;

родители, не выполняющие своих обязанностей по воспитанию детей, привлеченные к административной ответственности по ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КРФоАП) - 612 родителей;

специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

- штатные специалисты районных, районных в городе, городских КДНиЗП - 41 человек;

- социальные работники при судах либо исполняющие их функции - 30 человек;

- специалисты органов и учреждений системы профилактики в соответствии со штатными расписаниями

Перечень

основных

мероприятий Программы

1. Совершенствование республиканской нормативно-правовой базы в сфере защиты прав детей.

2. Создание и развитие института социальных работников при судах.

3. Создание опорно-экспериментальных площадок на базе муниципальных образований «Селенгинский район», «Кабанский район», Октябрьского района городского округа «Город Улан-Удэ» по отработке ювенальных технологий.

4. Создание методического центра по вопросам внедрения ювенальных технологий, проведение обучающих семинаров и других мероприятий, направленных на повышение профессиональной квалификации специалистов по социальной работе, специалистов по опеке и попечительству, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников учреждений УФСИН, ОВД, работающих непосредственно с несовершеннолетними, преступившими закон.

5. Организация мероприятий, направленных на ресоциализацию несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

6. Разработка и внедрение программ индивидуальной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.

7. Разработка критериев эффективности деятельности социальных работников при судах и проведение соответствующих исследований.

8. Проведение мероприятий по освещению вопросов защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в СМИ

Общий объем и источники финансирования Программы, тыс. руб.

Источники финансирования*

Всего

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Расходы из средств Фонда

22667,09

3698,7

9803,590

9164,8

Республиканский бюджет**

63931,5

21410,5

21260,5

21260,5

Привлеченные средства (расходы из федерального бюджета на текущие расходы районных судов, УФСиН РФ по РБ, спонсорские средства)

7426,0

1334,0

3146,0

2946,0»

Общий объем

и источники

финансирования Программы,

тыс. руб.

**

Источники финансирования*

Всего

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Расходы из средств Фонда

22626

3698,7

9762,5

9164,8

Республиканский бюджет

67754,9

22325,5

22527,5

22901,9

Привлеченные средства (расходы из федерального бюджета на текущие расходы районных судов, УФСиН РФ по РБ, спонсорские средства)

7426,0

1334,0

3146,0

2946,0»

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

Программы

Показатель

2008 г.

9 мес.

2009 г.

2012 г.

Количество муниципальных образований, на территории которых внедрены ювенальные технологии

0

1

23

Количество социальных работников при судах в муниципальных образованиях

0

1

30

Количество специалистов, прошедших обучение по вопросам защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом

0

0

500

Количество методических центров по вопросам внедрения ювенальных технологий

0

0

1

Количество муниципальных образований республики, зак-лючивших соглашения о сотрудничестве в сфере защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, с судами и государственными учреждениями социального обслуживания

0

0

23

Доля несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, получивших адресную помощь по социальной реабили-тации от общего числа несовершеннолетних данной категории

40 %

30 %

90 %

Доля несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, получивших информацию об оказываемых услугах по защите их прав

10 %

30 %

100 %

______________

*Объем финансирования из республиканского бюджета, привлеченных средств указан справочно.

**Объем и источники финансирования Программы корректируются при утверждении республиканского бюджета, бюджета Фонда на очередной финансовый год

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕСТУПНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Проблема преступности среди несовершеннолетних требует не просто дополнительных, а системных мер: это и изменение законодательства, и усиление профилактики, и полноценная ресоциализация несовершеннолетних, преступивших закон. Здесь нужны скоординированные действия всех государственных структур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений.

Общая численность детского населения в Республике Бурятия на 1 января 2009 г. составила 225 тыс. человек. По сравнению с 1999 г. произошло резкое снижение численности детского населения в 1,3 раза или в абсолютных цифрах на 69 тыс. несовершеннолетних.

В этой связи, особую тревогу вызывает увеличение группы «риска» - только на официальном учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на 1 января 2009 г. состоит 2215 несовершеннолетних, 2337 семей, находящихся в социально-опасном положении. Число этих семей в 2008 году выросло: в 2007 и 2006 году было соответственно 1857 и 1908 таких семей.

В период 2002-2008 гг. в республике отмечался рост совершенных несовершеннолетними преступлений с 1439 до 1806 (на 20,3 %), в том числе тяжких и особо тяжких преступлений. И это только так называемая верхушка айсберга, т.е. статистика без учета латентности, уровень которой достаточно высок в отношении этой специфичной категории правонарушителей. Фактически несовершеннолетними совершается примерно в 2,5-3 раза больше преступлений, чем зарегистрировано.

В Республике Бурятия функционируют 4 спецучреждения закрытого типа, в которых находятся 146 несовершеннолетних, в том числе в воспитательной колонии № 1 для мальчиков - 65, в специальном профессиональном училище закрытого типа для девочек - 53 чел., в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей - 5 чел., в спецшколе закрытого типа - 23 чел.

В Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в 2008 году помещено 338 несовершеннолетних, что на 6,3 % больше аналогичного периода прошлого года (318). Из числа помещенных в ЦВСНП 198 или 58,6 % воспитываются в неполной семье или не имеют родителей.

На 1 января 2009 года на учете в 25-ти уголовно-исполнительных инспекциях состоят 342 несовершеннолетних, в том числе осужденных к условной мере наказания - 317, к обязательным работам - 7, вернувшихся из специальных учреждений закрытого типа - 18.

В 2008 году федеральными судами Республики Бурятия и мировыми судьями рассмотрено 1046 уголовных дел в отношении 1309 несовершеннолетних, что составляет 10,2 % от общего числа уголовных дел. При этом осуждено 900 несовершеннолетних, оправдано лишь 5 человек, в отношении 400 человек уголовные дела прекращены по различным основаниям (в подавляющем большинстве по нереабилитирующим), к 4 несовершеннолетним применены меры медицинского характера.

Для сравнения, в 2007 году было окончено производством 1133 уголовных дела в отношении 1449 несовершеннолетних, что составило 10,5 % от общего числа оконченных производством дел. Из числа завершенных производством в отношении 1051 несовершеннолетнего постановлены обвинительные приговоры, оправдано 2 человека, прекращено производство дела по различным основаниям в отношении 386 человек, к 10 несовершеннолетним применены принудительные меры медицинского характера.

Из числа осужденных несовершеннолетних в 2008 г. подавляющее большинство осуждено к наказанию в виде лишения свободы, в том числе 119 лиц к реальному наказанию, 578 чел. к лишению свободы с испытательным сроком, что составляет 77,4 % от общего числа осужденных (для сравнения, в 2007 г. - 204 чел. к реальному лишению свободы, 735 несовершеннолетних - к условному, что составляет 83,7 % от общего числа осужденных).

В 2008 г. 225 уголовных дел прекращено с применением к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, что составляет 21,3 % от общего числа оконченных производством уголовных дел в отношении несовершеннолетних. 43 несовершеннолетних освобождены от наказания с применением мер воспитательного воздействия (ПМВВ), при этом 15 чел. направлены в учреждения закрытого типа органа управления образованием. Для сравнения, в 2007 г. по этим основаниям прекращено 180 уголовных дел, что составляет 15,8 % от общего числа оконченных в отношении несовершеннолетних дел. В текущем году 63 чел. освобождены от наказания с применением ПМВВ, 11 чел. направлены в воспитательные учреждения закрытого типа.

За добросовестное исполнение обязанностей в 2008 г. отменено условное осуждение и снята судимость 89 несовершеннолетним осужденным.

Вместе с тем, в течение 2008 г. судами Республики Бурятия рассмотрено 77 ходатайств об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей в отношении несовершеннолетних, 55 из них удовлетворено (22 в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, 30 - тяжких, 3 - средней тяжести), что составляет 71 %. Для сравнения в 2007 г. рассмотрено 86 ходатайств об аресте, из них удовлетворены ходатайства в отношении 61 несовершеннолетнего, то есть 70 % от числа заявленных. Таким образом, воспитательные меры воздействия зачастую неэффективны.

Органами и учреждениями республиканской системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних проводится определенная работа по предупреждению повторной и рецидивной преступности среди несовершеннолетних.

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия разработан и утвержден Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждений уголовно-исполнительной системы в работе с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также с осужденными условно, осужденными к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы (постановление от 11.03.2009 г. № 1).

С 2004 г. реализуется республиканская целевая программа «Семья и дети Республики Бурятия», включающая подпрограмму «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», предусматривающая оказание материальной помощи при освобождении и оформлении паспортов несовершеннолетним воспитательной колонии.

Из бюджета республики за 2006-2008 гг. выделено 138 тыс. руб. для оказания материальной помощи 112 осужденным. С 2007 г. при освобождении несовершеннолетний получает единовременное денежное пособие (далее - ЕДП) в размере 720 руб. Всего за указанный период ЕДП выдано 85 осужденным на сумму 56 860 руб.

Более быстрой адаптации после освобождения способствует наличие необходимых документов. За 3 последних года оформлено 107 паспортов, 335 страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования, присвоено 187 идентификационных номеров налогоплательщика, заведено 196 трудовых книжек, в 2007 г. двоим осужденным оформлено гражданство Российской Федерации.

Каждый освобождающийся из колонии имеет полный набор необходимых документов, включая свидетельство о наличии рабочей специальности. 18 осужденных после освобождения поступили в высшие учебные заведения.

Для организации контроля за образом жизни освободившихся осужденных администрация колонии направляет на них извещения по выбранному месту жительства в органы местного самоуправления и органы внутренних дел. Из 172 освободившихся трудоустроены - 63, продолжили обучение - 75, направлены Центрами занятости на переподготовку - 17.

Одним из путей повышения профилактического воздействия на несовершеннолетних, вернувшихся из спецучреждений закрытого типа, условно-осужденных (далее - несовершеннолетние «спецкатегории») является организация их трудоустройства, досуга и занятости.

По инициативе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия в 2004 году был принят Закон Республики Бурятия «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан». За 4 года реализации Закона на 579 предприятиях трудоустроено 972 несовершеннолетних «спецкатегории», состоящих на учете в КДНиЗП, подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - ПДН ГРОВД). Из республиканского бюджета выделено 19 038 тыс. руб.

Положительным моментом при организации временной занятости подростков в летний период является совмещение работы с отдыхом.

Так, для подростков, состоящих на учете в КДНиЗП, ПДН ГРОВД, в летний период функционирует лагерь труда и отдыха «Чайка», расположенный в с. Ацагат Заиграевского района, где только в 2008 г. были заняты 240 несовершеннолетних «спецкатегории»; лагерь «Ю. С. П.» (Юность. Свобода. Право.), в котором отдохнуло 80 детей, состоящих на учете в ПДН ГРОВД.

Вместе с тем, доля несовершеннолетних «спецкатегории» в общем количестве охваченных временной занятостью остается очень низкой - 2,7 %, в то время как в республике наблюдается устойчивая тенденция сокращения количества секций и кружков в учреждениях образования. Если в 2001 году работало около 4000 секций и кружков разной направленности, то в 2008 году - 800.

Положительно себя зарекомендовало закрепление общественных воспитателей из числа представителей органов и учреждений системы профилактики за несовершеннолетними. Особенно активно данная работа поставлена в г. Улан-Удэ, Тункинском, Джидинском районах республики.

В работе комиссий г. Улан-Удэ, г. Северобайкальска, Селенгинского, Заиграевского и др. районов республики используются индивидуальные формы работы, практикуются присутствие несовершеннолетних на открытых судебных заседаниях, выезды и посещения мест лишения свободы для ознакомления с условиями содержания лиц, содержащихся в СИЗО, воспитательной колонии.

Вместе с тем, нашей республике только предстоит переход от «модели социального патронажа» к ювенальной юстиции, основанной на принципах социальной реабилитации и восстановительного правосудия, целью которой является недопущение дальнейшей криминализации личности подростка и отчуждения его от общества.

Это позволило бы изменить методы работы с подростками в системе уголовного правосудия, эффективного соблюдения на практике прав и законных интересов несовершеннолетних в рамках уголовного, гражданского и административного процесса и потребовало бы создания специализированных подразделений по работе с несовершеннолетними в судах, органах юстиции, внутренних дел, образования и науки.

Верховным судом Республики Бурятия, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия и другими органами и учреждениями системы профилактики в настоящее время проводится работа по внедрению ювенальных технологий.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся положительные результаты в предупреждении преступности несовершеннолетних, ее состояние вызывает беспокойство.

Особой проблемой по-прежнему остается организация социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей, освободившихся из мест лишения свободы. Как показал опрос, среди основных проблем, с которыми сталкивается несовершеннолетний, освободившийся из мест лишения свободы, эксперты выделили, прежде всего, следующие: проблемы трудоустройства - 85,5 %; жилищные - 44,9 %; потеря семьи - 11,6 %; одиночество - 10 %; потеря друзей - 7 %. К другим проблемам эксперты (1,5 %) относят: возвращение в неблагоприятную среду; отсутствие средств к существованию; отчужденность окружающих; невозможность получения образования; трудоустройство; препятствия в получении медицинского обслуживания; адаптация к новым условиям жизни.

Для повышения эффективности адаптации осужденного, вышедшего на свободу, необходимы, по мнению большинства экспертов: 56 % - укрепление материально-технического оснащения учреждений, занимающихся реабилитацией несовершеннолетних; 53 % - организация их трудовой занятости и досуга, 32 % - совершенствование межведомственного взаимодействия учреждений, 32 % - развитие системы правового просвещения как самих осужденных, так и их родителей, 22 % - повышение квалификации специалистов, 3 % - изменение жизненной среды подростка, куда возвращается осужденный.

На основании вышеизложенного, для успешного внедрения ювенальных технологий в Республике Бурятия, включающих комплексные меры по защите прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, необходимо решение следующих задач:

- совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы;

- создание соответствующей инфраструктуры, с том числе развитие института социальных работников при судах;

- специальная подготовка судей, социальных работников при судах, специалистов - психологов, чьей основной задачей стала бы защита прав несовершеннолетних при отправлении правосудия;

- оказание адресной помощи по ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;

- создание системы постоянного информирования населения, в том числе правового просвещения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Для решения вышеуказанных задач весомым ресурсом и дополнительным стимулом будет получение софинансирования Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В рамках Программы предусмотрена отработка ювенальных технологий на базе муниципальных районов «Кабанский район», «Селенгинский район», Октябрьского района городского округа «Город Улан-Удэ», где достаточно высок уровень криминализации несовершеннолетнего населения.

В настоящее время в указанных муниципальных образованиях есть условия и ресурсы для внедрения ювенальных технологий. Есть специализированные судьи при судах, создаются координационные советы при главах администраций, выделены дополнительные ставки специалистов, обеспечивающих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Вместе с тем, для эффективного внедрения ювенальных технологий необходимо кадровое укрепление и материальное оснащение деятельности по защите прав несовершеннолетних указанной категории: введение должностей социальных работников при судах, постоянное методическое сопровождение и обучение специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, внедрение программ ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, информационное обеспечение данной деятельности.

После апробации ювенальных технологий на базе опорно-экспериментальных площадок действие Программы будет распространено на территорию всей республики.

Программный метод при внедрении ювенальных технологий в Республике Бурятия будет способствовать комплексному решению проблем защиты прав несовершеннолетних при отправлении правосудия, укреплению механизмов межведомственного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления в Республике Бурятия и общественных организаций.

Раздел II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является - защита прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, отработка ювенальных технологий на территории Республики Бурятия.

Основные задачи Программы:

1. Разработка и утверждение необходимой нормативно-правовой базы для развития ювенальных технологий в Республике Бурятия.

2. Создание инфраструктуры, в том числе развитие института социальных работников при судах, необходимой для становления и развития ювенальных технологий в Республике Бурятия.

3. Отработка ювенальных технологий на базе опорно-экспериментальных площадок.

4. Организация повышения профессиональной квалификации, подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе, специалистов по опеке и попечительству, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников учреждений УФСИН, ОВД, работающих непосредственно с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.

5. Оказание адресной эффективной помощи несовершеннолетним, преступившим закон, их полноценная ресоциализация и адаптация.

6. Внедрение технологии социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.

7. Мониторинг и оценка эффективности деятельности социальных работников при судах.

8. Освещение вопросов защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом в СМИ.

Программа реализуется в период с января 2010 г. по декабрь 2012 г. в три этапа:

- I этап - с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2010 г. - внедрение ювенальных технологий на 3-х опорно-экспериментальных площадках;

- II этап - с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г. - распространение ювенальных технологий на все муниципальные районы и городские округа в республике;

- III этап - с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. - закрепление и подведение итогов внедрения ювенальных технологий в республике.

Раздел III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Система мероприятий Программы содержит конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию целей и задач Программы, в том числе:

1. Совершенствование республиканской нормативно-правовой базы в сфере защиты прав детей.

2. Создание и развитие института социальных работников при судах.

3. Создание опорно-экспериментальных площадок на базе муниципальных районов «Кабанский район», «Селенгинский район», Октябрьского района городского округа «Город Улан-Удэ» по отработке ювенальных технологий.

4. Создание методического центра по вопросам внедрения ювенальных технологий, проведение обучающих семинаров и других мероприятий, направленных на повышение профессиональной квалификации специалистов по социальной работе, специалистов по опеке и попечительству, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников учреждений УФСИН, ОВД, работающих непосредственно с несовершеннолетними, преступившими закон.

5. Организация мероприятий, направленных на оказание адресной эффективной помощи несовершеннолетним, находящимися в конфликте с законом.

6. Разработка и внедрение программ индивидуальной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.

7. Разработка критериев эффективности деятельности социальных работников при судах и проведение соответствующих исследований.

8. Проведение мероприятий по освещению вопросов защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в СМИ.

Ожидаемые результаты: при реализации программных мероприятий ожидается снижение показателей повторной и рецидивной преступности среди несовершеннолетних, внедрение инновационных методик и форм работы с подростками в системе уголовного правосудия, что приведет к эффективному соблюдению на практике прав и законных интересов несовершеннолетних в рамках уголовного, гражданского и административного процесса, созданию специализированных подразделений по работе с несовершеннолетними в судах, органах юстиции, внутренних дел, образования и науки, а также комплексному решению проблем защиты прав несовершеннолетних при отправлении правосудия, укреплению механизмов межведомственного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления в Республике Бурятия и общественных организаций.

Раздел IV. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

При условии получения софинансирования Фонда управление Программой Правительством Республики Бурятия возлагается на Республиканское агентство по делам семьи и детей.

Республиканское агентство по делам семьи и детей:

- обеспечивает контроль за ходом реализации Программы;

- осуществляет текущее управление реализацией Программы;

- разрабатывает нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;

- проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы.

Соответствующие исполнители ежеквартально представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы координаторам направлений Программы в Республиканское агентство по делам семьи и детей.

Республиканское агентство по делам семьи и детей представляет в Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отчет о реализации мероприятий Программы в соответствии с Соглашением, заключенным между Правительством Республики Бурятия и Фондом защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ответственность за реализацию Программы несет Правительство Республики Бурятия.

Раздел V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000201000448 (от 20.07.2010 № 293)

НГР ru04000201100509 (от 30.05.2011 № 252)

Общий объем затрат на реализацию Программы 94024,59 тыс. руб.

2010 год - всего 26443,2 тыс. руб., в том числе запрашиваемые за счет средств Фонда 3698,7 тыс. руб. (по согласованию), за счет республиканского бюджета 21410,5 тыс. руб., привлеченных средств (по согласованию) - 1334,0 тыс. руб.

2011 год - 34210,09 тыс. руб., в том числе запрашиваемые за счет средств Фонда 9803,590 тыс. руб. (по согласованию), за счет республиканского бюджета 21260,5 тыс. руб., привлеченных средств (по согласованию) -3146,0 тыс. руб.

2012 год - 33371,3 тыс. руб., в том числе запрашиваемые за счет средств Фонда 9164,8 тыс. руб. (по согласованию), за счет республиканского бюджета 21260,5 тыс. руб., привлеченных средств (по согласованию) - 2946,0 тыс. руб.

VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы

Благодаря внедрению ювенальных технологий на территории Республики Бурятия будут решены следующие задачи, достижение которых будет оцениваться по показателям эффективности, которые отражены в таблице.

Таблица

Показатель

2008 г.

9 мес. 2009 г.

2012 г.

Количество муниципальных образований, на территории которых внедрены ювенальные технологии

0

1

23

Количество социальных работников при судах в муниципальных образованиях

0

1

30

Количество специалистов, прошедших обучение по вопросам защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом

0

0

500

Количество методических центров по вопросам внедрения ювенальных технологий

0

0

1

Количество муниципальных образований республики, заключивших соглашения о сотрудничестве в сфере защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, с судами и государственными учреждениями социального обслуживания

0

0

23

Доля несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, получивших адресную помощь по социальной реабилитации, от общего числа несовершеннолетних данной категории

40 %

30 %

90 %

Доля несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, получивших информацию об оказываемых услугах по защите их прав

10 %

30 %

100 %

Кроме того, последствиями реализации Программы будут:

- совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы;

- создание соответствующей материальной базы для оказания услуг по защите прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;

- обучение судей, социальных работников при судах, специалистов-психологов, чьей основной задачей будет защита прав несовершеннолетних при отправлении правосудия;

- оказание адресной помощи при ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;

- создание системы постоянного информирования населения, в т.ч. правового просвещения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

VII. Механизм получения средств Фонда

На основании Соглашения о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение Программы между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Правительством Республики Бурятия и БРО Фонд «НАН» денежные средства перечисляются на расчетный счет БРО Фонд «НАН», определенного в качестве Грантополучателя.

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 20.07.2010 № 293

После поступления денежных средств Грантополучатель уведомляет Республиканское агентство по делам семьи и детей, которое определяет приоритетные мероприятия для финансирования. На основании этого принимается решение о расходовании средств Грантополучателем БРО Фонд «НАН» и направлении их соисполнителям Программы, с которыми заключаются соответствующие договоры о сотрудничестве.

Грантополучатель (БРО Фонд «НАН») направляет денежные средства соисполнителям. Грантополучатель по согласованию с Республиканским агентством по делам семьи и детей вправе использовать денежные средства на приобретение необходимого оборудования для реализации мероприятий Программы и передачи его в безвозмездное пользование исполнителям Программы.

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 20.07.2010 № 293

Соисполнители в трехдневный срок уведомляют Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Бурятия о получении денежных средств и направлении их расходования.

Исполнительный директор БРО Фонд «НАН» ежеквартально представляет реестр платежных документов, касающихся расходования средств с расчетного счета Фонда НАН, в части финансирования денежных средств, поступивших из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

VIII. Перечень основных мероприятий Программы

В ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000201000448 (от 20.07.2010 № 293)

НГР ru04000201100509 (от 30.05.2011 № 252)

NN
п/п

Наименование
мероприятия

Ожидаемые результаты

Исполнители

Сроки
реали-
зации

Объем финансирования (тыс. руб.)

Всего

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере защиты прав несовершеннолетних, находящихся в
конфликте с законом

1.1.

Разработка
республиканских
нормативных актов,
регламентирующих
механизмы
взаимодействия
органов и учреждений
системы профилактики
безнадзорности и
правонарушений среди
несовершеннолетних с
районными судами

Совершенствование
республиканской
нормативной правовой
базы в сфере защиты
прав
несовершеннолетних,
находящихся в
конфликте с законом

Верховный Суд
Республики Бурятия
(по согласованию),
Республиканское
агентство по делам
семьи и детей,
МВД по РБ (по
согласованию),
УФСИН РФ по РБ (по
согласованию)

2010 -
2012
гг.

-

-

-

-

1.2.

Разработка типовых
документов,
необходимых для
осуществления
деятельности по
защите прав
несовершеннолетних,
находящихся в
конфликте с законом

Стандартизация услуг
по защите прав
несовершеннолетних,
находящихся в
конфликте с законом

Республиканское
агентство по делам
семьи и детей,
МВД по РБ (по
согласованию),
УФСИН РФ по РБ (по
согласованию)

2010 -
2012
гг.

-

-

-

-

2. Создание необходимых условий для внедрения ювенальных технологий в Республике Бурятия

2.1.

Создание института социальных работников при судах

В 2010 году введение в штат 7 социальных работников на 3-х экспериментальных площадках: 3-х социальных работников при суде Октябрьского района г. Улан-Удэ,

2-х социальных работников при суде Селенгинского района Республики

Бурятия,

2-х социальных работников при суде Кабанского района Республики Бурятия.

В 2011-2012 гг. - на

30 социальных работников при судах во всех районах Республики Бурятия

Районные суды муниципальных образований в Республике Бурятия (по согласованию)

2010 -

2012 гг.

3996,0

324,0

1836,0

1836,0

За счет текущих расходов районных судов (по согласованию)

16924,4

1523,0

8136,590

7700,7

За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию)

590,704

-

590,704

-

За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет средств экономии, образовавшейся по итогам реализации Программы в 2010 г.»

2.2.

Создание опорно-экспериментальных площадок по отработке ювенальных технологий, обеспечение деятельности социальных работников при районных судах

Апробация ювенальных технологий на базе Октябрьского района городского округа «г. Улан-Удэ», муниципальных районов «Селенгинский район» и «Кабанский район» в 2010 г.,

в 2011-2012 гг. - распространение ювенальных технологий на все муниципальные районы и городские округа в Республике Бурятия

Районные суды муниципальных образований в Республике Бурятия (по согласованию)

2010 - 2012 гг.

2193,8

560,8

1633,00

-

За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию)

2.3.

Осуществление
координации и
контроля за
деятельностью
органов системы
профилактики
безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних в
пределах своей
компетенции

Применение практики
примирительных
процедур на стадии
предварительного
рассмотрения и в
суде

Республиканское
агентство по делам
семьи и детей,
районные суды
муниципальных
образований в
Республике Бурятия
(по согласованию)

2010 -
2012
гг.

50131,5

16710,5

16710,5

16710,5

За счет текущих расходов
Республиканского агентства по делам
семьи и детей

2.4.

Создание и организация деятельности методического центра для внедрения ювенальных технологий на базе учебного центра

УФСиН РФ по РБ

Изучение и внедрение инновационных технологий в деятельность социальных работников при судах, специалистов органов и учреждений системы профилактики, сотрудников УФСиН РФ по РБ

Республиканское агентство по делам семьи и детей,

УФСиН РФ по РБ (по согласованию)

2010-2012 гг.

2700,0

900,0

900,0

900,0

За счет текущих расходов УФСиН РФ по РБ (по согласованию)

282,5

282,5

-

-

За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию)»

2.7.

Создание
координационных
советов при главах
муниципальных
образований по
внедрению ювенальных
технологий

Разработка и
утверждение районной
концепции внедрения
ювенальных
технологий, принятие
решений. Координация
и контроль за
исполнением принятых
решений

Администрации
муниципальных
образований (по
согласованию),
районные суды (по
согласованию),
районные
прокуратуры (по
согласованию),
органы и
учреждения системы
профилактики (по
согласованию)

2010 -
2012
гг.

-

3. Методическое обеспечение деятельности специалистов, работающих в системе профилактики безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних

3.1.

Внедрение образовательных программ

Изучение и внедрение инновационных технологий в деятельность социальных работников при судах, специалистов органов и учреждений системы профилактики, сотрудников УФСиН РФ по РБ

Республиканское агентство по делам семьи и детей,

УФСиН РФ по РБ (по согласованию)

2010-2012 гг.

300,0

100,0

200,0

-

За счет текущих расходов Учебного центра УФСиН РФ по РБ (по согласованию)

877,0

426,0

-

451,1

За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию»

3.2.

Подготовка, издание,
закупка методических
материалов по
вопросам защиты прав
несовершеннолетних,
находящихся в
конфликте с законом

Повышение
квалификации
специалистов

Республиканское
агентство по делам
семьи и детей,
Верховный Суд
Республики Бурятия
(по согласованию),
районные суды
муниципальных
образований в
Республике Бурятия
(по согласованию)

2010 -
2012
гг.

180,0

180,0

-

-

За счет средств Фонда поддержки
детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации (по
согласованию)

За счет средств Фонда поддержки
детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации (по
согласованию)

3.4.

Освещение
деятельности
районных судов,
органов и учреждений
системы профилактики
безнадзорности и
правонарушений среди
несовершеннолетних
по реализации
Программы на
ежегодной
конференции судей в
Республике Бурятия

Пропаганда внедрения
ювенальных
технологий в судах

Верховный Суд
Республики Бурятия
(по согласованию),
БРО Фонд "НАН" (по
согласованию)

30,0

10,00

10,00

10,00

За счет собственных средств
Верховного Суда Республики Бурятия
(по согласованию)

За счет средств Фонда поддержки
детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации (по
согласованию)

4. Ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом

4.2.

Содействие в бытовом и трудовом устройстве несовершеннолетних

Восстановление документов несовершеннолетним, освобождающимся из воспитательной колонии, учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, осужденных несовершеннолетних из малообеспеченных семей. Установление социального статуса несовершеннолетних

УФСиН РФ по РБ (по согласованию), Республиканское агентство по делам семьи и детей,

Республиканское агентство занятости населения

2010 - 2012 гг.

13500,0

4500,0

4500,0

4500,0

За счет текущих расходов Республиканского агентства занятости населения

570,8

72,8

34,0

464,0

За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию)»

4.3.

Организация занятости и досуга несовершеннолетних, пропаганда здорового образа жизни

Обеспечение доступности несовершеннолетних, осужденных к мере наказания, не связанной с реальным лишением свободы, к учреждениям культуры, спортивным, досуговым учреждениям

УФСиН РФ по РБ (по согласованию),

МВД по РБ (по согласованию)

2010-2012 гг.

271,0

90,5

-

180,5

За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию)»

4.4.

Внедрение технологии
"зачетных книжек" в
практику работы с
несовершеннолетними,
осужденными к мере
наказания, не
связанной с лишением
свободы

Повышение мотивации
несовершеннолетних к
исправлению

УФСиН РФ по РБ (по
согласованию)

2010 -
2012
гг.

133,0

108,5

-

24,5

За счет средств Фонда поддержки
детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации (по
согласованию)

4.5.

Внедрение программ
индивидуальной
работы с
несовершеннолетними,
находящимися в
конфликте с законом

Переориентация
несовершеннолетних,
психологическая
разгрузка

Районные суды
муниципальных
образований в
Республике Бурятия
(по согласованию),
Учебный центр
УФСиН РФ по РБ (по
согласованию)

2010 -
2012
гг.

180,6

180,6

-

-

За счет средств Фонда поддержки
детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации (по
согласованию)

4.6.

Дни открытых дверей для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом

Организация межведомственной профилактической работы с несовершеннолетними, преступившими закон

Все органы и учреждения системы профилактики (по согласованию)

2010-2012 гг.

500,0

100,0

200,0

200,0

За счет собственных средств органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (по согласованию)»

4.7.

Организация отдыха и оздоровления в летний период несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, на базе специализированного лагеря труда и отдыха «Чайка»

Привитие профессиональных навыков, социализация несовершеннолетних

Администрации муниципальных районов и городских округов (по согласованию)

2010-2012 гг.

300,5

120,0

-

344,0

За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию)»

4.8.

Оборудование
спортивной площадки
в Республиканской
специальной
общеобразовательной
школе закрытого типа

Обеспечение досуга и
занятости
воспитанников
Республиканской
специальной
общеобразовательной
школы закрытого типа

МОиН РБ (по
согласованию)

2010 -
2012
гг.

200,0

100,0

50,0

50,0

За счет средств МОиН РБ

130,0

130,0

-

-

За счет средств Фонда поддержки
детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации (по
согласованию)

4.9.

Создание Аллеи примирения несовершеннолетними, осужденными к условной мере наказания

Трудотерапия

Районные суды муниципальных образований в Республике Бурятия (по согласованию), УФСиН РФ по РБ (по согласованию),

ПДН ГРОВД (по согласованию)

2010-2012 гг.

24,0

24,0

-

-

За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию)»

5. Информационное обеспечение деятельности по защите прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с
законом

6. Создание механизмов управления комплексной системы внедрения ювенальных технологий

___________________             

*Мероприятия и объем финансирования из средств Фонда, привлеченных средств указаны справочно

IX. Перечень мероприятий Программы и объемы денежных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не израсходованных Грантополучателем в связи с образовавшейся экономией денежных средств при выполнении Грантополучателем мероприятий Программы в 2010 году и разрешенных к использованию на выполнение мероприятий Программы в 2011 году

Раздел IX введен Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2011 № 252

(руб.)

№№

п/п

Наименование

мероприятия

Наименование

расходов в рамках

мероприятия

План

на 2010 г.

Факт

2010 г.

Остаток

Экономия, разрешенная

1

2

3

4

5

6

7

1.

Создание трех опорно-эксперименталь-ных площадок по отработке ювенальных технологий на базе Октябрьского, Гусинноозерского и Кабанского районных судов

560840

541873

18967

-

1

2

3

4

5

6

7

2.

Создание и организация деятельности методического центра для внедрения ювенальных технологий на базе учебного Центра УФСИН РФ по РБ

282520

277736

4784

3.

Внедрение образовательных программ по повышению квалификации специалистов по защите прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом

426000

237896

188104

4.

Содействие в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних

72800

12400

60400

5.

Обеспечение занятости, досуга воспитанников Республиканской специальной общеобразовательной школы закрытого типа и Улан-Удэнской воспитательной колонии № 1

130000

129350

650

6.

Организация занятости и досуга несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, пропаганда здорового образа жизни

В том числе:

90 500

54930

35570

145000

Оплата услуг по организации питания представителей целевой группы

20000

Посещение театров, музеев, цирка и пр.

125000

Итого

1562660

1254185

308475

145000»

X. Перечень мероприятий Программы и объемы денежных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не израсходованных Грантополучателем в связи с невыполнением мероприятий Программы в 2010 году и разрешенных на выполнение мероприятий Программы в 2011 году

Раздел X введен Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2011 № 252

№№

п/п

Наименование мероприятия

Наименование расходов

в рамках мероприятия

Объем денежных

средств,

руб.

1.

Приобретение методических материалов по вопросам защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом

В том числе:

180000

Приобретение специализированной методической литературы

150000

Приобретение учебно-методических фильмов

30000

2.

Организация отдыха и оздоровления в летний период несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, на базе специализированного лагеря труда и отдыха «Чайка»

В том числе:

34000

Оплата проезда детей в ЛТО «Чайка»

34000

Итого

214000»

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Бурятия № 217 от 24.11.2009 стр.9-12, Официальный вестник № 121
Рубрики правового классификатора: 020.030.000 Сбалансированность бюджетов, 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.030.020 Бюджетные кредиты муниципальным образованиям из бюджета Российской Федерации, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 020.010.050 Средства, полученные от применения мер гражданской, административной и уголовной ответственности. Штрафы, конфискации, компенсации. Иные суммы принудительного изъятия

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать