Основная информация
Дата опубликования: | 18 декабря 2007г. |
Номер документа: | В200705008 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0705008
В200705008
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.03.2008, N 3, СТР. 142
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18.12.2007 N 8583/07
ОБЛОЖЕНИЕ ЕДИНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ НАЛОГОМ
РЕГИОНАЛЬНЫХ НАДБАВОК
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2006 по делу N А56-43332/2005, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2007 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Гречанников В.Е., Иванушенкова И.В., Мерцалова С.С., Салихов Н.С.;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по городу Санкт-Петербургу - Мустафаев Т.Р., Шубутинский А.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Санкт-Петербурга (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по городу Санкт-Петербургу; далее - инспекция) проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 год, представленной 27.06.2005 открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - общество).
В ходе проверки инспекцией установлено, что общество не учитывало суммы ежемесячной региональной надбавки, начисленной и выплаченной его сотрудникам в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, а также Московской и Ленинградской областях на основании внутреннего (локального) нормативного документа - указания начальника Октябрьской железной дороги от 28.10.2003 N Н-34/у, изданного во исполнение Концепции организации оплаты труда на железнодорожном транспорте на период 2002 - 2003 годов, утвержденной распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 17.04.2002 N 177р.
По мнению инспекции, названные выплаты соответствуют критериям, установленным статьями 252 и 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), являются составной частью оплаты труда работников, а потому должны включаться в расходы на оплату труда, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и учитываться при определении налоговой базы, облагаемой единым социальном налогом.
По результатам проверки инспекцией принято решение от 07.09.2005 N 1070 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде взыскания 2878708 рублей штрафа за неполную уплату единого социального налога за 2004 год. Кроме того, обществу доначислен 14407041 рубль этого налога и начислено 1230945 рублей 72 копейки пеней.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2006 обществу в удовлетворении требования отказано.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.12.2006 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 27.03.2007 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
Суды исходили из того, что выплачиваемая работникам общества региональная надбавка в соответствии со статьей 255 Кодекса относится к расходам на оплату труда, учитываемым при исчислении налога на прибыль. Поэтому в силу пункта 3 статьи 236 Кодекса налогоплательщик (общество) не имел права не включать указанные выплаты в налоговую базу по единому социальному налогу.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требования общества по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 236 Кодекса выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Выплаты в виде региональной надбавки установлены обществом с целью выравнивания размеров оплаты труда работников общества с работниками, занятыми на промышленных предприятиях регионов с высокой стоимостью жизни: Москвы и Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Цель выплат - способствование максимальному сокращению отставания заработной платы работников общества от роста потребительских цен в отдельных регионах.
Исходя из пункта 25 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы в виде компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции указал, что региональная надбавка не относится к компенсациям, предусмотренным статьей 238 Кодекса, и поэтому не может быть исключена из налоговой базы по единому социальному налогу. Между тем в налоговую базу по данному налогу не включаются не только компенсации, названные в статье 238 Кодекса, но и те компенсации, которые в соответствии с пунктом 25 статьи 270 Кодекса не включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Таким образом, ежемесячная региональная надбавка, начисленная и выплаченная работникам общества на основании его внутреннего нормативного документа, не является выплатой, относимой к расходам на оплату труда согласно статье 255 Кодекса и подлежащей обложению единым социальным налогом.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт - Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2006 по делу N А56-43332/2005, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2006 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2007 по тому же делу отменить.
Требование открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворить.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по городу Санкт-Петербургу от 07.09.2005 N 1070 о привлечении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 2878708 рублей штрафа за неполную уплату единого социального налога за 2004 год, доначислении 14407041 рубля данного налога и начислении 1230945 рублей 72 копеек пеней признать недействительным.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
[введено: 29.04.2008 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 27.10.2008 редактор НЦПИ - Мартиросян Э.К.]
В0705008
В200705008
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.03.2008, N 3, СТР. 142
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18.12.2007 N 8583/07
ОБЛОЖЕНИЕ ЕДИНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ НАЛОГОМ
РЕГИОНАЛЬНЫХ НАДБАВОК
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2006 по делу N А56-43332/2005, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2007 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Гречанников В.Е., Иванушенкова И.В., Мерцалова С.С., Салихов Н.С.;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по городу Санкт-Петербургу - Мустафаев Т.Р., Шубутинский А.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Санкт-Петербурга (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по городу Санкт-Петербургу; далее - инспекция) проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 год, представленной 27.06.2005 открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - общество).
В ходе проверки инспекцией установлено, что общество не учитывало суммы ежемесячной региональной надбавки, начисленной и выплаченной его сотрудникам в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, а также Московской и Ленинградской областях на основании внутреннего (локального) нормативного документа - указания начальника Октябрьской железной дороги от 28.10.2003 N Н-34/у, изданного во исполнение Концепции организации оплаты труда на железнодорожном транспорте на период 2002 - 2003 годов, утвержденной распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 17.04.2002 N 177р.
По мнению инспекции, названные выплаты соответствуют критериям, установленным статьями 252 и 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), являются составной частью оплаты труда работников, а потому должны включаться в расходы на оплату труда, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и учитываться при определении налоговой базы, облагаемой единым социальном налогом.
По результатам проверки инспекцией принято решение от 07.09.2005 N 1070 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде взыскания 2878708 рублей штрафа за неполную уплату единого социального налога за 2004 год. Кроме того, обществу доначислен 14407041 рубль этого налога и начислено 1230945 рублей 72 копейки пеней.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2006 обществу в удовлетворении требования отказано.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.12.2006 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 27.03.2007 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
Суды исходили из того, что выплачиваемая работникам общества региональная надбавка в соответствии со статьей 255 Кодекса относится к расходам на оплату труда, учитываемым при исчислении налога на прибыль. Поэтому в силу пункта 3 статьи 236 Кодекса налогоплательщик (общество) не имел права не включать указанные выплаты в налоговую базу по единому социальному налогу.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требования общества по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 236 Кодекса выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Выплаты в виде региональной надбавки установлены обществом с целью выравнивания размеров оплаты труда работников общества с работниками, занятыми на промышленных предприятиях регионов с высокой стоимостью жизни: Москвы и Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Цель выплат - способствование максимальному сокращению отставания заработной платы работников общества от роста потребительских цен в отдельных регионах.
Исходя из пункта 25 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы в виде компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции указал, что региональная надбавка не относится к компенсациям, предусмотренным статьей 238 Кодекса, и поэтому не может быть исключена из налоговой базы по единому социальному налогу. Между тем в налоговую базу по данному налогу не включаются не только компенсации, названные в статье 238 Кодекса, но и те компенсации, которые в соответствии с пунктом 25 статьи 270 Кодекса не включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Таким образом, ежемесячная региональная надбавка, начисленная и выплаченная работникам общества на основании его внутреннего нормативного документа, не является выплатой, относимой к расходам на оплату труда согласно статье 255 Кодекса и подлежащей обложению единым социальным налогом.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт - Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2006 по делу N А56-43332/2005, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2006 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2007 по тому же делу отменить.
Требование открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворить.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по городу Санкт-Петербургу от 07.09.2005 N 1070 о привлечении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 2878708 рублей штрафа за неполную уплату единого социального налога за 2004 год, доначислении 14407041 рубля данного налога и начислении 1230945 рублей 72 копеек пеней признать недействительным.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
[введено: 29.04.2008 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 27.10.2008 редактор НЦПИ - Мартиросян Э.К.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 3 от 01.03.2008 Стр. 142 |
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.100.000 Общие положения об обязательствах (см. также 030.150.090), 030.100.040 Ответственность за нарушение обязательств, 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.030 Стороны трудовых отношений и их представители, 060.020.090 Оплата труда, 060.020.110 Гарантии и компенсации, 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 080.100.090 Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции, 180.050.030 Производство по пересмотру решений |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: